Экспертиза памятников

Обследование объектов культурного наследия

Обследование памятников архитектуры – это особое направление экспертизы объектов. Связано это с тем, что набор характеристик (сведений), которые необходимо определить, зачастую может быть очень разноплановый. Так, чтобы дать экспертную оценку состояния объекта архитектуры (исторического или культурного), может потребоваться несколько специалистов различных областей. Кроме того, от их заключения зависит и дальнейшая судьба объекта исследования: реставрация, реконструкция или снос.

Инженерный центр К-Эксперт оказывает услуги по обследованию памятников культурного наследия на протяжении всего срока жизни компании. В большинстве случаев, наши новые клиенты приходят по рекомендациям уже состоявшихся. Именно это и отражает высокое качество и уровень экспертности нашей работы.

Экспертиза объектов культурного наследия

Экспертиза объектов культурного наследия, памятников архитектуры и культуры является специфической и интересной с точки зрения исследователей. Но даже в таком случае часто возникают проблемы, которых можно избежать при качественном проведении исследования.

Экспертиза объектов культурного наследия и памятников архитектуры

Как провести экспертизу памятника, сохранив при этом его культурно-историческую ценность в целости и сохранности? Экспертиза объектов культурного наследия и памятников архитектуры должна проводиться без нарушений требований эксплуатации.

Очень часто от экспертов, которые проводят техническое обследование памятников зодчества, культуры, архитектуры и скульптурных композиций, и их экспертной оценки зависит будущее зданий и сооружений. Такие специалисты при осуществлении визуального осмотра объектов культурного наследия используют свой богатый опыт проведения исследований. Владеют передовыми технологиями и вспомогательным оборудованием для измерений.

Не оттягивайте решение проблемы — памятники архитектуры и культуры не могут ждать вас вечно! Следует выявить дефекты, повреждения и деформации объекта сегодня! Обращайтесь за исследованиями к компаниям, имеющим необходимые лицензии и допуски, где опытные эксперты используют передовые технологии.

Штат высококлассных экспертов РОСЭКО с десятилетним опытом проведения экспертизы объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области предлагает заказать экспертизу памятника, скульптуры, иного объекта.

Из чего состоит техническое обследование памятников?

Этот вид исследования решает специфические и интересные задачи. Наши эксперты в области культурного наследия проводят наиболее распространенные виды работы:

  • определяем возраст памятников зодчества, культуры, архитектуры и скульптурных композиций
  • проводим мониторинг технического состояния объектов
  • устанавливаем сроки проведения работ по восстановлению (реконструкция, реставрация)
  • определяем вероятность изменения планировки, проведения реконструкции
  • определяем надежность несущих конструкций, выявляем их повреждение, деформации и дефекты
  • исследуем устойчивость перекрытий и стен, определяем надежность фундаментов и фасадов
  • формируем рекомендации в виде общего экспертного заключения.

Преимущества работы с РОСЭКО

  1. практический десятилетний опыт работы
  2. грамотное проведение технического обследования памятников культуры и архитектуры сохраняет наследие культурной столицы России
  3. использование современных технологий, оборудования и подход
  4. согласовываем заказчиком все этапы работ
  5. имеем лицензии и допуски для проведения исследований
  6. гарантируем проведение качественного исследования памятников архитектуры, культуры
  7. грамотный подход исполнения (соблюдаются нормативы и ГОСТ)
  8. бесплатный выезд на объект.

Стоимость технического обследования объектов культурного наследия

Обследуемое здание (учреждение)

Экспертиза объектов культурного наследия

Северной столице по праву принадлежит звание архитектурно-культурной жемчужины России и мира. Между тем, новые строительные технологии активно проникают в кварталы исторической городской застройки. Зачастую меняется функциональное назначение архитектурных памятников культурного наследия регионального и федерального значения, и любые изменения градостроительной картины требуют проведения специфического обследования. К нему предъявляются весьма жесткие требования. Организации, проводящие техническое обследование объектов культурного наследия, помимо стандартного допуска СРО, должна иметь соответствующую лицензию Министерства культуры, располагать необходимым инструментарием и квалифицированными штатными специалистами.

Основные требования к обследованию объектов культурного наследия

Экспертиза зданий КГИОП (находящихся под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников) производится неразрушающими методами. Это необходимо, чтобы сохранить исторический облик объектов и функционал инженерно-строительных конструкций. Экспертиза памятников культурного наследия осуществляется с применением современных инструментов и технологий. Очень часто специфика заключается в том, что требуется экспертиза не всего здания, а его отдельных частей. На практике имеется немало случаев, когда памятниками культуры признаны только некоторые элементы – фасад, стены, колонны и прочие архитектурно-декоративные элементы. Проведение технического обследования зданий подразумевает изучение архивных документов. Если сведения о конкретном объекте утеряны, специалисты изучают особенности технологий и конструктивных решений исторического периода в целом. Далее проводится натурное обследования зданий КГИОП для определения характеристик строительных конструкций с последующим компьютерным моделированием. В результате этих и других инженерных изысканий специалисты анализируют возможность, способы и методы реставрации и реконструкции, а также возведения новых объектов, попадающих в пятно исторической застройки. Заключение команды экспертов подлежит согласованию в надзорных государственных органах.

Экспертиза памятников: обзор источников

Секция: История и археология

XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Экспертиза памятников: обзор источников

В настоящий момент отсутствует объективная и апробированная методика определения ценности историко-культурного объекта. Представляется возможным ее создание и методологическое обоснование.

Ключевые слова: экспертиза памятников культуры, ценность.

В век инновационных технологий, высочайшего развития науки, а также ее гуманитарного сегмента, начинает казаться, что нет явлений, которых не коснулись еще ученые в своих поисках. Но это впечатление не вполне верно, ведь существует масса тем, проблем и даже областей гуманитарного знания, лишенных должного внимания научного сообщества. К числу последних относится технология определения ценности историко-культурного объекта. Слабая интенсивность исследовательских усилий, направленных на непосредственное изучение данной проблематики (анализ литературы показывает, что исследований, концентрированно акцентирующих внимание на ценности объекта культурного наследия явно недостаточно), делает ее актуальной и эксклюзивной, поскольку даёт молодому учёному широкие возможности для авторских изысканий и даже открытий.

Представляется возможным разработка собственной методологии по выявлению ценности историко-культурного объекта. Но важным является то, что она должна быть объективной. Множество экспертов в области охраны памятников в процессе своей работы сталкиваются с проблемой определения ценности, а ведь именно от нее зависит результат экспертизы.

Обрисуем спектр определений, с которыми нам предстоит работать. Первое, на что бы хотелось обратить внимание, это объекты культурного наследия. «К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры» [2].

Читайте так же:  Договор между дюсш и сош

Следующее, что хотелось бы отметить в рамках определения ценности объектов культуры, это сама ценность и проблема, связанная с ее обоснованием в процессе экспертизы. Дело в том, что закон (и подзаконные акты) не регулирует процесс выявления ценности. Эксперту приходится работать с объектами, обладающими признаками объектов культурного наследия, либо с выявленными объектами, либо с объектами, включенными в реестр. В каждом из перечисленных случаев, несмотря на причину экспертизы, эксперту приходится работать с ценностью. Поскольку именно от ее статуса определяется категория объекта.

В законе прописаны только виды ценностей, основной, конечно, является историческая ценность. Нам бы хотелось обратить особое внимание на эстетическую и антропологическую ценности. Именно с ними у экспертов возникают наибольшие сложности. Дело в том, что эстетическая значимость трудно подвергается оценке, ее сложно подтвердить или объективировать. Представляется возможным создать технологию определения ценности, чтобы облегчить путь ее доказуемости для экспертов.

Теперь, познакомившись с определениями основных понятий и проблемой выявления ценности, предлагаем перейти непосредственно к анализу литературы по технологии определения ценности объекта культурного наследия.

Первое, на что необходимо обратить внимание в разработке исследования по выявлению ценности историко-культурного объекта – это государственные нормативные правовые акты по охране объектов культурного наследия. Опираясь на них, мы можем выяснить лакуны, слабые места и области в сфере охраны объектов культурного наследия, которые нуждаются в доработке и технологии определения ценности объектов культурного наследия. Мы будем опираться на Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие сохранение, популяризацию и экспертизу объектов культурного наследия. Конечно, в вопросах сохранения, распространения, использования и популяризации исторических и культурных ценностей необходимо обращаться и к зарубежным источникам и законам.

Следующая часть источников направлена непосредственно на практику определения ценности историко-культурного объекта. Зеленова С.В. в диссертации на соискание кандидатской степени в архитектуре на тему «Формирование системы критериев оценки историко-архитектурного наследия в России» разрабатывает методику определения категории объекта историко-культурного наследия. В совокупности исследование достаточно обширное, затрагивает и решает многие проблемы, связанные с выявлением категории, но прицельно Зеленова С.В. не рассматривает проблему определения ценности. Таким образом, мы можем опираться на ее работу, но в своей доработаем и раскроем понятие ценности применительно к объекту культурного наследия.

Общеэстетическая проблема ценности и ее роли в контексте современной культуры также необходима для нашего исследования. Она рассмотрена в исследовании Шапинской Е.Н. «Эстетические ценности классического наследия в пространстве (пост)современной культуры: теоретическое осмысление и культурные практики». Эта работа является для нас важной, поскольку перед нами не стоит цель определить, что такое ценность в срезе времени. Нам необходимо отталкиваться от современных интерпретаций наследия, что позволит наиболее полно и, главное, объективно его оценить.

Эстетическая база будущего исследования будет основана на работе Мукаржовского Я. «Исследования по эстетике и теории искусства» – это современный взгляд на проблемы философии искусства, эстетики и аксиологической проблематики, поэтому мы обратимся непосредственно к нему.

Таким образом, мы рассмотрели список документов и источников, направленных на исследование проблем эстетического толка, а также освещающих тему ценности историко-культурного объекта.

Экспертиза объектов культурного наследия и памятников архитектуры

Одним из наиболее сложных и интересных видов экспертиз является работа с объектами культурного наследия, такими как памятники. К данному понятию относятся всевозможные объекты истории, культуры и архитектуры, так как эти сферы очень интересны с исследовательской точки зрения. Именно в них в пределах одного объекта может быть скрыта масса интересной, полезной и нужной информации. При этом данные сведения могут быть совершенно разноплановыми. И потому проведением экспертизы в данной сфере должны заниматься специалисты, которые имеют огромный опыт работы, и с легкостью могут справиться со всеми поставленными перед ними задачами. Примечательно, что от экспертной оценки и заключения экспертов напрямую зависит дальнейшая судьба объектов исследования. К примеру, могут быть назначены реставрационные, реконструкционные либо еще какие-то работы.

Специалисты нашей компании могут провести для своих клиентов экспертизы и исследования памятников архитектуры. Благодаря высокой профессионально-технической подготовке и высокому уровню квалификации эксперты нашей компании с высокой степенью надежности могут предоставить все необходимые сведения о конкретном памятнике.

Заказчиками данного вида экспертизы могут стать всевозможные организации, а также частные лица. Нередко услуга необходимо арбитражным судам, либо следственным органам или государственным организациям.

Отличительными чертами экспертизы по исследованию памятников является то, что над проведением работ должны работать специалисты, которые имеют глубокие познания в данном роде деятельности. Как правило, результатом работы наших специалистов являются выводы о том, как должны проходить дальнейшие реставрационные работы. Таким образом, данная экспертиза является важным и серьезным видом исследовательских работ. В результате экспертизы объектов культурного наследия решается судьба многих объектов.

Говоря точнее, экспертиза объектов культурного наследия решает, как именно будет проводиться реконструкция памятников либо реставрационные работы, а также то, как именно будут выглядеть данные памятники, и будут ли они доступны к посещению для обзора. Специалисты нашей компании оказывают весь спектр услуг, которые касаются данной сферы.

Интересно, что если говорить конкретно пор экспертизу памятников зодчества и архитектуры, а также различных скульптурных композиций, то следует отметить, что при проведении используются не только технические, но и творческие методы. Например, рассматриваются и решаются такие вопросы, как то, в виде каких документов будут получены заключения о проведённых исследованиях. В сведения, входящие в документацию, могут входить данные о дефектах, а также отчеты и повреждения. Кроме того, в прилагающуюся документацию могут входить результаты лабораторных анализов, а также ряд других фактов в зависимости от конкретного объекта и пожеланий клиентов.

В обязательном же порядке мы гарантируем своим клиентам получение таких сведений, как:

  • те сведения, которые были получены после проведения технического осмотра конструкций, которые и составляют изучаемый объект;
  • сведения о дефектах и повреждениях, а также изменениях, произошедших в состоянии объекта, которые были выявлены в процессе проведения экспертизы;
  • план и чертежи объекта, которые могут быть оставлены в строгом соответствии с нормами специалистами соответствующего профиля, а после включены в экспертное заключение как графическая часть;
  • экспертное заключение о том, как может развиваться объект по различным параметрам;
  • заключения экспертов по свойствам объектов, либо же общее экспертное заключение;
  • результаты тех лабораторных исследований, которые были проведены при использовании материалов объекта;
  • разнообразные дополнительные документы и сведения, которые касаются непосредственно данного объекта и были получены в результате проведения экспертизы по желанию заказчика либо по необходимости.
Читайте так же:  Перерасчет процентов по вкладу

Пакет документов, который в конечном итоге получает клиент, может варьироваться в широких пределах в зависимости от характеристик рассматриваемого объекта. В них могут входить разнообразные сведения, фотоматериалы, выводы и прогнозы. На основании этих данных и решается впоследствии судьба объектов. Данный отчет является мощным инструментом, с которым можно в дальнейшем обращаться в различные инстанции.

Примечательно, что своим клиентам мы также гарантируем выдачу документальных сведений, которые подтверждают квалификацию сотрудников, проводивших исследования. Все они имеют необходимый опыт работы, а также соответствующие лицензии, которые подтверждают использованные методы исследования. Список документов мажет варьироваться для каждого конкретного клиента.

Для того чтобы получить наиболее полную информацию о данном виде экспертизы, обращайтесь к специалистам нашей компании которые дадут ответы на все интересующие вас вопросы, а также сориентируют по срокам проведения работ.

Экспертиза работ по установке элементов надгробий (памятников)

Судебно-экспертная коллегия проводит в судебном и досудебном порядке строительно-технические экспертизы работ по установке элементов надгробий (памятников).

В ходе проведения экспертизы элементов надгробий (памятников) экспертами Судебно-экспертной коллегии контролируются следующие параметры:

  • Соответствие примененного материала для изготовления элементов надгробий требованиям, оговоренным договорными отношениями (оформленные должным образом заказ-наряды), требованиям действующих технических нормативных правовых актов.
  • Определение толщины бетонного основания фундамента и физико-механических характеристик материала, использованного для его изготовления.
  • Выявление наличия железобетонных балок, уложенных на (под) или в теле фундамента.
  • Определение соответствия узлов крепления элементов надгробий к фундаменту требованиям технических нормативных правовых актов.
  • Определение соответствия соединения элементов надгробий, их устойчивости по состыковке, прочности и надежности требованиям действующих технических нормативных правовых актов и конструкторской документации (рабочие чертежи и эскизы).

Нарушения требований, предъявленных к данным показателям, будут считаться дефектами устройства элементов надгробий (памятников).

Основными факторами, которые обуславливают возникновение дефектов надгробий (памятников), являются:

  • несоблюдение установленных требований проектной документации и технических нормативных правовых актов при производстве работ;
  • несоблюдение требований эксплуатации надгробий (памятников);
  • ненадлежащий уход за элементами надгробий (памятников) в процессе их эксплуатации.

При производстве экспертизы проводится технологический контроль (испытание цементного бетона, раствора на прочность), который выполняется неразрушающим методом контроля (методом ударного импульса).
В некоторых случаях требуются работы по разборке и выемке отдельных конструктивных элементов и отбору образцов для лабораторных исследований.

Обследование объекта экспертизы производится методом визуального осмотра состояния объекта и необходимых контрольных обмеров и измерений с фиксацией результатов на месте. Используемые при производстве осмотра средства измерений и вспомогательное оборудование проходят периодическую государственную поверку (калибровку) в установленном порядке.

На разрешение экспертизы работ по установке элементов надгробий (памятников) в Судебно-экспертной коллегии ставятся следующие вопросы:

  • определить причину образования дефекта элементов надгробий (памятника), а также его классификацию по значительности (значительный, малозначительный, критический), по возможности устранения (устранимый, неустранимый), по способу выявления (явный, скрытый) и по характеру (производственного характера (конструкционный или технологический), эксплуатационного характера);
  • определить соответствие выполненных работ по установке элементов надгробий (памятника) требованиям проектной документации и технических нормативных правовых актов;
  • определить соответствие качества изготовленного памятника и выполненных работ по его установке требованиям технических нормативных правовых актов;
  • определить соответствие памятника по количественным и качественным характеристикам, указанным в договоре;
  • определить стоимость устранения выявленных дефектов.

Заказать экспертизу работ по установке элементов надгробий (памятников) в Судебно-экспертной коллегии Вы можете по адресу: г. Минск, ул. Жуковского, д. 11А, 4-й этаж

или по телефонам +375 (17) 317 04 71; +375 (17) 317 04 72; +375 (17) 317 04 73; +375 (17) 317 04 74; +375 (17) 317 04 75; +375 (17) 317 04 76; +375 (44) 588 60 11.

Выявление, экспертизу и использование памятников культуры должны осуществлять разные органы

Нам стало известно содержание письма, с которым группа рецензентов государственных историко-культурных экспертиз (далее – ГИКЭ) из скандально-известного «списка Трушковского» обратилась к Михаилу Мильчику, заместителю председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и председателю недавно образованной Ассоциации экспертов Санкт-Петербурга и Ленинградской области по проведению государственной историко-культурной экспертизы.

Прежде чем привести текст письма с небольшими сокращениями, считаем необходимым вот о чём сказать. По сути поднимаемые в письме проблемы гораздо шире и серьёзнее описываемого частного случая в Санкт-Петербурге. Претензии к выводам ГИКЭ и проводившим их экспертам, аттестованным Минкультуры РФ, приобретают в последнее время повсеместный и всё более нетерпимый характер. И прежде всего это касается той категории ГИКЭ, в которых обосновывается включение выявленного объекта культурного наследия в государственный реестр памятников истории и культуры народов РФ. Это тот завершающий этап всесторонней историко-культурной оценки выявленного объекта культурного наследия, после которого он либо получает статус памятника культуры и оказывается включённым в государственный реестр, либо (в случае отрицательного заключения экспертизы) исключается из списка выявленных объектов культурного наследия, теряет охранный статус и в одночасье становится практически беззащитен перед лицом любых угроз, вплоть до сноса в интересах застройщика участка.

Дом Ф. В. Кранкенгагена. Арх. А. А. Бруни, 1900. Набережная Адмиралтейского канала, д.17.

Как показывает практика применения ФЗ-73, сосредоточение в одних руках функций первичного выявления объектов культурного наследия и поддержания и использования памятников, уже включённых в реестр, неизбежно ведёт к опасным перекосам, к однозначному смещению интересов органов охраны культурного наследия в сторону функции «использования» в ущерб «охране», с полным подчинением последней интересам строительного лобби. При этом «использование» понимаемое широко: и как освоение огромных средств, выделяемых «на охрану памятников» в виде расходов на их реставрацию, поддержание, приспособление, и как учёт повышенных интересов строительного бизнеса к тем или иным территориям под объектами с временным охранным статусом или просто с исторической застройкой.

Это подтверждается и квалификационной структурой кадров органов охраны, даже в крупных городах в ней преобладают специалисты со строительным и архитектурным образованием, и практически нет историков и искусствоведов. На соответствующем уровне поставлена и работа по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. А также и оценка той части ГИКЭ, в которой экспертом даётся заключение о мемориальной ценности выявленного объекта культурного наследия с целью обоснования включения объекта в реестр.

Составление списков аттестованных экспертов с подмоченной репутацией и даже отзыв аттестации у отдельных наиболее одиозных экспертов не изменит общей ситуации, пока функции первичного выявления объектов и их историко-культурных экспертиз не будут отделены от функций поддержания и использования памятников культуры с передачей их отдельному органу. При этом функции первичного выявления объектов и их историко-культурных экспертиз и осуществляющий их орган должны находиться на вершине всей пирамиды структур охраны памятников истории и культуры и являться независимыми от интересов использования и приспособления памятников, находящихся в государственном реестре.

Читайте так же:  Как оформить участок 4 сотки

Выявленный объект культурного наследия «Дом И. Н. Блейхмана», набережная Адмиралтейского канала, д.3

Из обращения рецензентов ГИКЭ из «Списка Трушковского» на имя М.И. Мильчика:

Уважаемый Михаил Исаевич!

Намерение КГИОП согласовать отрицательные заключения государственных историко-культурных экспертиз (далее – ГИКЭ), подготовленных ООО «ЛенСтройУправление» и его генеральным директором Трушковским В.Э. (в дальнейшем – «Список Трушковского») нанесёт тяжёлый удар по домам-памятникам исторического центра Санкт-Петербурга и репутации экспертного сообщества.

14.09.2016 КГИОП выложил сводки предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения первых девяти Актов ГИКЭ из «Списка Трушковского», содержащих отрицательные заключения на включение в реестр зданий и комплексов построек, расположенных на территории пилотного проекта реновации исторического центра города — Северной Коломны и Новой Голландии. Позиция КГИОП, сформулированная в сводках за подписью начальника Управления экспертиз и реставрационных программ КГИОП Яковлева П.О., не оставляет сомнений в намерении согласовать отрицательные заключения экспертов вопреки приведённым фактам допущенных нарушений Федерального закона РФ N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.


Выявленный объект культурного наследия «Дом В. В. Веретенниковой». Английский проспект, дом 3.

Как рецензенты мы внимательно изучили заключения экспертиз, а также и другие источники и расцениваем происходящее как откровенный фарс и дискредитацию самого понятия историко-культурной экспертизы. Д ля нас очевиден конфликт интересов господина Трушковского В.Э., которому удавалось в один день подписывать «как эксперту» необоснованные заключения экспертизы и самому же их утверждать в качестве гендиректора ООО «ЛенСтройУправление», передавать права на проведение экспертиз субподрядной организации и тут же получать от неё «отступного» в виде встречного договора на проведение переданной экспертизы. Эта схема, с незначительными вариациями встречающаяся в каждой экспертизе из «Списка Трушковского», нарушает принципы проведения историко-культурной экспертизы, сформулированные в статье 29 Федерального закона РФ N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и подпадает под действие части в) пункта 8 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», согласно которому «к проведению экспертизы не привлекаются лица, имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом», и влечёт за собой несогласие с выводами экспертизы, согласно пункту 30 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569, в части «выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения».

Одновременно Трушковским В. Э. нарушается требование пункта 10 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», согласно которому эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы, если ему известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы, либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные статьи 29 Федерального закона ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации». По смыслу пункта 10 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», поскольку выводы Трушковского В. Э. повлияли на результат экспертиз, экспертизы должны проводиться заново и другим экспертом.

Как явствует из сводок предложений, КГИОП не только не усматривает в действиях Трушковского конфликта интересов и нарушений требований Федерального закона ФЗ-73 и «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», но и берёт его под защиту, ставя знак равенства между государственной историко-культурной экспертизой и договором субподряда. Очевидно, с целью скрыть картину допущенных Трушковским нарушений, КГИОП удалил из Актов экспертиз ряд важных документов, упомянутых по тексту. В других случаях напротив КГИОП закрывает глаза на отсутствие в материалах своих собственных документов по объекту, например, Учётной карточки или материалов экспертизы объекта 2000 года, на основании которой в 2001 году объекты были включёны в список вновь выявленных объектов культурного наследия.

На недопустимо низком уровне Трушковским выполнены исследования архитектурно-художественной и в особенности мемориальной ценности объектов экспертизы. Вне рассмотрения и оценки эксперта оказались известные и выдающиеся деятели отечественной истории и культуры, связанные с исследованными объектами. Это заставляет нас серьёзно усомниться в подготовленности Трушковского В.Э. для проведения ГИКЭ, обосновывающих включение в реестр, требующих солидного опыта именно исторических и искусствоведческих исследований. А также законности аттестации Минкультуры, поскольку Трушковский В. Э. не имеет предшествующего стажа практической работы по этому профилю экспертной деятельности не менее 10 лет, что, согласно части а) пункта 7 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», является обязательным условием для аттестации эксперта.

Выявленный объект культурного наследия «Образцовый жилой дом Общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Английский пр., 17-19, Декабристов ул., 55.

Выражая резкое несогласие с отрицательными заключениями ГИКЭ, а также с позицией КГИОП в отношении включения в реестр выявленных объектов культурного наследия «Дом В. В. Веретенниковой» ( Английский пр., 3), «Дом В. Г. Никонова» ( наб. Адмиралтейского канала, 7), «Дом Ф. В. Кранкенгагена» (наб. Адмиралтейского канала, 17), «Дом Л. И. Штиглица (Запасной дворец вел. кн. Павла Александровича)» , (наб. Адмиралтейского канала, 29), «Образцовый жилой дом Общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения» (Английский пр., 17-19), «Дом Е. А. Брюн» (ул. Декабристов, 49), «Комплекс служебных построек Дирекции Императорских театров» (пер. Матвеева, 3), «Дом И. Н. Блейхмана» (наб. Адмиралтейского канала, 3) и «Запасной дом вел. кн. Павла Александровича (с двумя служебными флигелями)» (ул. Писарева, 6-8), учитывая солидарную позицию градозащитного сообщества Санкт-Петербурга и широкий общественный резонанс просим Вас, уважаемый Михаил Исаевич, вынести данный вопрос на обсуждение возглавляемых Вами Ассоциации экспертов Санкт-Петербурга, Общественного научно-экспертного совета по культурному наследию и Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и поддержать наше требование к КГИОП об отказе в согласовании отрицательных заключений ГИКЭ по приведённым выше домам-памятникам.

Аналогичное обращение, направленное в прокуратуру Санкт-Петербурга, содержит требование проверить на соответствие Федеральному закону РФ N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «Положению о государственной историко-культурной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569, тендера, проведённого Комитетом по строительству и контракта на проведение ГИКЭ 55 зданий-памятников стоимостью 24 млн. руб, заключённого по его итогам с ООО «ЛенСтройУправление» и его генеральным директором Трушковским В.Э.

Экспертиза памятников