Договор на оказание услуг по начислению платежей

Примерная форма агентского договора на оказание услуг по начислению, сбору и учету платежей населения за жилье и коммунальные услуги (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Агентский договор
на оказание услуг по начислению, сбору и учету платежей
населения за жилье и коммунальные услуги

[ место заключения договора ]

[ число, месяц, год ]

[ Наименование управляющей компании ], именуемое в дальнейшем «Принципал», в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], с одной стороны и

[ наименование расчетно-кассового центра ], именуемый в дальнейшем «Агент», в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. В соответствии с настоящим договором Агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению Принципала от своего имени, но за счет Принципала следующие юридические и иные действия:

1.1.1. Начисление нанимателям и собственникам помещений (далее — потребители) платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Под платой за жилое помещение и коммунальные услуги в целях настоящего договора следует понимать плату за помещение и (или) коммунальные услуги, и (или) уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) штрафных санкций в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по внесению платы за помещение и (или) коммунальные услуги, и (или) уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

1.1.2. Изготовление (выпуск) и доставка потребителям платежных документов (квитанций, извещений, требований и др.).

1.1.3. Прием от потребителей платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в целях исполнения денежных обязательств потребителей перед Принципалом.

1.1.4. Перечисление Принципалу поступивших от потребителей денежных средств в оплату жилья и коммунальных услуг.

1.1.5. Ведение лицевых счетов потребителей и учет поступивших платежей по каждому лицевому счету.

1.1.6. Ведение претензионной работы по вопросам, связанным с расчетами за жилое помещение и коммунальные услуги.

1.1.7. Размещать в соответствии с законодательством информацию о внесении потребителями платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ).

1.2. Агент совершает указанные в п. 1.1 настоящего договора действия в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Принципала и расположенных по следующим адресам: [ вписать нужное ].

1.3. Принципал обязуется оплатить Агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в п.п. 3.1, 3.2 настоящего договора.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Агент обязуется:

2.1.1. Осуществлять прием платежей от потребителей с использованием контрольно-кассовой техники, отвечающей требованиям законодательства Российской Федерации.

2.1.2. Обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: адрес места приема платежей; наименование и место нахождения Агента; наименования Принципала; реквизиты настоящего договора; способы подачи претензий; номера контактных телефонов Принципала и Агента; контактные данные органов власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2.1.3. Открыть и использовать банковские счета для осуществления расчетов с Принципалом.

2.1.4. Еженедельно предоставлять по запросу Принципала сведения для оперативного распределения средств.

2.1.5. Ежемесячно не позднее [ значение ] числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Принципалу отчет о распределении поступивших денежных средств (по видам услуг).

2.1.6. Сдавать в банк полученные от потребителей при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свои банковские счета.

2.1.7. При приеме платежей выдавать потребителю кассовый чек, содержащий следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа — кассовый чек;

2) наименование оплаченных работ, услуг;

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер вознаграждения, уплачиваемого потребителем, в случае его взимания;

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения Агента и его ИНН.

2.1.8. Разместить в ГИС ЖКХ информацию:

1) ОГРН Агента (не позднее 7 дней со дня регистрации Агента в ГИС ЖКХ либо со дня произошедших изменений);

2) КПП Агента или его обособленного подразделения;

3) БИК Агента или его обособленного подразделения.

2.1.9. В случае если прием платы от потребителей осуществляется без использования информации, полученной по запросу из ГИС ЖКХ, разместить в ГИС ЖКХ следующую информацию о внесении платы потребителем:

2.1.9.1 Сумму средств, внесенных в качестве платы (не позднее двух часов с момента внесения платы).

2.1.9.2. Дату внесения платы.

2.1.9.3. Сведения о Принципале, в пользу которого внесена плата:

1) ИНН Принципала, в пользу которого внесена плата;

2) КПП Принципала, в пользу которого внесена плата, или его обособленного подразделения (для юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц);

3) наименование Принципала, в пользу которого внесена плата (для юридического лица);

4) фамилия, имя, отчество (отчество — при наличии) Принципала, в пользу которого внесена плата (для индивидуального предпринимателя);

5) платежные реквизиты Принципала, в пользу которого внесена плата, по которым данная плата внесена.

2.1.9.4. Идентификатор, присвоенный Агенту в ГИС ЖКХ.

2.1.9.5. Назначение платежа (при указании данной информации при внесении платы лицом, которым внесена плата).

2.1.9.6. Уникальный номер платежа (идентификатор операции), присвоенный такому платежу Агента, через которого внесена плата.

2.1.9.7. Информация в составе сведений, указанных не менее чем в одном из следующих вариантов:

1) идентификатор платежного документа, по которому внесена плата, присвоенный данному документу в ГИС ЖКХ;

2) идентификатор жилищно-коммунальных услуг, по которому внесена плата, присвоенный данным жилищно-коммунальным услугам в ГИС ЖКХ, а также период оплаты (при указании лицом, которым внесена плата, периода оплаты);

3) единый лицевой счет, присвоенный в ГИС ЖКХ потребителю, а также период оплаты (при указании лицом, которым внесена плата, периода оплаты);

4) номер платежного документа, по которому внесена плата, присвоенный такому документу исполнителем в целях осуществления расчетов по внесению платы;

5) адрес помещения, в отношении которого внесена плата, а также фамилия, имя, отчество (отчество — при наличии) потребителя (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (для индивидуального предпринимателя и для юридического лица) и период оплаты (при указании лицом, которым внесена плата, периода оплаты).

2.1.10. В случае если прием платы от потребителей осуществляется с использованием информации, полученной по запросу из ГИС ЖКХ, разместить в ГИС ЖКХ следующую информацию о внесении платы потребителем:

2.1.10.1. Сумму средств, внесенных в качестве платы (не позднее двух часов с момента внесения платы).

2.1.10.2. Дату внесения платы.

2.1.10.3. Идентификатор платежного документа, присвоенный данному документу в ГИС ЖКХ, или в случае его отсутствия — идентификатор жилищно-коммунальных услуг, по которому внесена плата, присвоенный данным жилищно-коммунальным услугам в ГИС ЖКХ.

2.1.10.4. Период оплаты (при указании данной информации при внесении платы лицом, которым внесена плата).

2.1.10.5. Идентификатор Агента, через которого производится внесение платы, присвоенный Агенту в ГИС ЖКХ.

2.1.10.6. Уникальный номер платежа (идентификатор операции), присвоенный такому платежу Агентом, через которого внесена плата.

2.1.11. Производить в установленном законом порядке начисление пени в случае невнесения или неполного внесения потребителем платы за жилье и коммунальные услуги в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

2.1.12. Организовать хранение платежных документов (квитанций, извещений, требований и др.) в течение [ значение ] лет со дня оплаты.

2.1.13. Вести аналитический учет.

2.1.14. Производить перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством и письменными указаниями Принципала.

2.1.15. Изготавливать платежные документы и не позднее [ значение ] числа месяца, следующего за расчетным, доставлять их потребителям до почтового ящика.

2.1.16. Выдавать потребителям и Принципалу копию лицевого счета по мере требования.

2.1.17. Обеспечивать своевременное и качественное оформление первичных и сводных учетных документов.

2.1.18. Передавать Принципалу сводные учетные документы ежемесячно до [ значение ] числа месяца, следующего за месяцем, за который начислена плата за жилищно-коммунальные услуги.

2.1.19. Выдавать потребителям по их обращениям платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг за истекшие месяцы и справки об отсутствии задолженности.

2.1.20. Осуществлять прием потребителей по вопросам расчетов за жилищно-коммунальные услуги.

2.1.21. Ежемесячно до [ значение ] числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять Принципалу сводный отчет по начислениям (по каждому виду услуг) до [ значение ] числа месяца, следующего за расчетным, — информацию о сумме задолженности по каждому должнику.

2.1.22. [ Иные обязанности ].

2.2. Агент имеет право:

2.2.1. Привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей от плательщиков.

2.2.2. Запрашивать у Принципала информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей по настоящему договору.

2.2.3. Самостоятельно разработать форму справки об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

2.2.4. [ Иные права ].

2.3. Принципал обязуется:

2.3.1. Выплатить Агенту агентское вознаграждение, размер и порядок уплаты которого указаны в п.п. 3.1, 3.2 настоящего договора.

2.3.2. Своевременно предоставлять Агенту информацию, необходимую ему для исполнения обязанностей по настоящему договору.

2.3.3. Сообщать Агенту об изменениях банковских счетов в течение [ значение ] дней.

2.3.4. Обеспечить контроль над правильностью и полнотой перечисления денежных средств, принятых от плательщиков, путем составления актов сверки не реже [ значение ] раз в квартал.

2.3.5. Ежемесячно принимать услуги по акту приема-передачи до [ значение ] числа месяца, следующего за отчетным.

2.3.6. [ Иные обязанности ].

2.4. Принципал имеет право:

2.4.1. Требовать от Агента предоставления информации о конкретных местах приема платежей, а также предусмотренных настоящим договором отчетов.

2.4.2. [ Иные права ].

3. Порядок расчетов

3.1. Агентское вознаграждение составляет [ сумма цифрами и прописью ] рублей.

3.2. Выплата агентского вознаграждения осуществляется путем ежемесячного перечисления на счет Агента в срок до [ значение ] числа месяца, следующего за расчетным, суммы, указанной в п. 3.1 настоящего договора.

3.3. Агент еженедельно [ указать дни недели ] направляет в банк платежные поручения для перечисления поступивших на отдельный банковский счет Агента денежных средств плательщиков на расчетный счет Принципала в полном объеме за минусом суммы агентского вознаграждения.

4. Ответственность сторон

4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Агент несет ответственность за несвоевременное или не в полном объеме выполнение обязательств по перечислению Принципалу полученных от плательщиков платежей путем уплаты неустойки.

Размер неустойки рассчитывается от суммы платежей, полученных Агентом от плательщиков, но не перечисленных или несвоевременно перечисленных на расчетный счет Принципала, за каждый день просрочки с даты, следующей за датой получения Агентом денежных средств от плательщиков.

Читайте так же:  Форма справки о состоянии здоровья по месту требования

4.3. Содержание финансовых операций, оформляемых Агентом для Принципала, данные первичного учета и сводной документации, представляемой Агентом Принципалу, являются коммерческой тайной.

4.4. Должностные лица Агента, получившие доступ к информации, содержащейся в документах бухгалтерского учета Принципала, обязаны хранить коммерческую тайну. За разглашение коммерческой тайны они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор составлен и подписан в двух аутентичных экземплярах — по одному для каждой Стороны.

5.2. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до [ число, месяц, год ].

5.3. Договор считается продленным на следующий срок на тех же условиях, если ни одна из Сторон за месяц до окончания срока его действия не заявит о намерении изменить или расторгнуть его.

5.4. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между Сторонами.

5.5. В случае если Стороны не придут к соглашению, споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по начислению платежей

АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР No. ______

на осуществление Агентом сбора платежей за коммунальные услуги

г. ______________ «___»_________ ____ г.

_________________________________________, именуем__ в дальнейшем «Принципал», в лице _________________________________________________, действующего на основании __________________________, с одной стороны, и ____________________________________________, именуем__ в дальнейшем «Агент», в лице _____________________________________________________, действующего на основании _________________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему договору Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала все необходимые юридические и фактические действия по содержанию и эксплуатации квартиры No. ___ и общих нежилых помещений дома No. ___ по ул. ____________________________________, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. По настоящему договору Агент обязуется совершать следующие действия:

— заключать договоры с _____________________________________ в целях обеспечения электричеством, отоплением, водоснабжением, газоснабжением, _____________________ квартиры No. ___, а также общих помещений дома No. __, принадлежащих Принципалу на праве общей долевой собственности по ст. 290 ГК РФ;

— перечислять вышеуказанным организациям принятые у Принципала денежные средства в уплату платежей за предоставленные ими услуги.

2.2. Агент обязан выполнять предусмотренные в п. 2.1 действия надлежащим образом и своевременно, руководствуясь указаниями Принципала.

2.3. Агент вправе отступить от указаний Принципала, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах Принципала и Агент не мог предварительно запросить Принципала либо не получил ответа на свой запрос в течение ______________ после его отправки.

2.4. Агент обязан предоставить Принципалу возможность ознакомиться с заключенными Агентом договорами согласно п. 2.1 договора. При этом отчет о выполнении поручения по условиям настоящего договора Агент помещает на доске объявлений в __________________, находящемся по адресу: _________________________, не позднее чем через _________________ дней после окончания каждого календарного года. Принципал, имеющий возражения по отчету Агента, должен сообщить о них Агенту не позднее _______. В противном случае отчет считается принятым Принципалом.

2.5. Агент обязан сообщать Принципалу об изменениях тарифов, согласно которым указанными п. 2.1 организациями взимается плата за предоставление энергии, теплоснабжения, водоснабжения, газа и т.д., при этом Агент в одностороннем порядке производит перерасчет, письменно известив об этом Принципала.

2.6. Агент вправе в целях исполнения настоящего договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед Принципалом.

2.7. В случае неисполнения обязательств лицами, с которыми Агентом были заключены указанные в п. 2.1 договоры, Агент обязан немедленно сообщить об этом Принципалу, а также по требованию Принципала передать ему права по такой сделке, с соблюдением правил об уступке требования (ст. ст. 382-386, 388, 389 ГК РФ).

2.8. Принципал обязан:

2.8.1. Оплачивать выставляемые Агентом счета за предоставленное тепло, электроэнергию, водоснабжение, газ не позднее ________________ со дня выставления счета или до _____________ числа _________________ месяца.

2.8.2. Выплатить Агенту вознаграждение за оказанные услуги в размере, согласованном отдельным соглашением, в порядке, установленном настоящим договором.

2.8.3. Возмещать Агенту суммы, израсходованные им по исполнению настоящего договора, по представлении подтверждающих такие расходы документов.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Вознаграждение выплачивается Агенту один раз в год не позднее _____________________________.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по настоящему договору она обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.

4.2. В случае нарушения Принципалом сроков, предусмотренных подп. 2.8.1 и п. 3.1 настоящего договора, Принципал обязан уплатить Агенту неустойку в размере ____% от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

4.3. Неисполнение одной из сторон условий настоящего договора, приведшее к материальным потерям другой стороны, влечет за собой применение к виновной стороне штрафных санкций в размере нанесенного ущерба и может служить основанием досрочного прекращения договора по инициативе добросовестной стороны.

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.

5.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 5.1, каждая сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по данному договору.

5.3. Если сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п. 5.2, то она обязана возместить второй стороне понесенные ею убытки.

5.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 5.1, срок выполнения стороной обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

5.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 5.1, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего договора.

6.1. Условия настоящего договора и соглашений (протоколов и т.п.) к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

6.2. Стороны принимают все необходимые меры для того, чтобы их сотрудники, агенты, правопреемники без предварительного согласия другой стороны не информировали третьих лиц о деталях данного договора и приложений к нему.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров.

7.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.

8. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА

8.1. Настоящий договор может быть изменен или прекращен по письменному соглашению сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и настоящим договором.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

9.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

9.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме. Сообщения Агента будут считаться исполненными надлежащим образом, если они помещены на доску объявлений, находящуюся в комн. ______по адресу: ____________________________________________________.

9.4. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

9.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

10. ПОЧТОВЫЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Агентский договор на коммунальные услуги и его нюансы

Суть контрактов агентирования по коммунальным услугам состоит в заключении соглашений с населением на поставку. Агенты (управляющие компании) обязуются действовать в интересах принципала (населения) в процессе управления многоквартирными домами за определенное вознаграждение.

Особыми можно считать отношения между арендаторами и арендодателями, сопровождающиеся целым рядом сложностей. Поставщики выставляют счета за электроэнергию, воду, тепло, связь владельцу здания. Для расчетов с нанимателями можно использовать несколько схем, но самая оптимальная – заключение дополнительных агентских соглашений.

Общие сведения о таком документе

Жилищным кодексом предусмотрены 3 варианта управления многоквартирными домами: непосредственное, при участии ТСЖ (товарищества собственников) или УК (управляющей компании).

  • При первом и втором варианте соглашения на поставку услуг заключают все собственники квартир. Оплата перечисляется поставщикам ресурсов.
  • Если домом управляет УК, она и заключает контракты поставки ресурсов, потребляемых населением. Это значит, что УК можно считать агентом жильцов, выступающих в роли принципалов.

При заключении агентских контрактов с населением необходимо учитывать условия ст. 1005 ГК:

  • соглашения с населением заключаются раньше, чем с поставщиками (п.6 письма Президиума ВАС);
  • обязательна четкая формулировка управляющей компании в качестве агента;
  • необходимо определить сроки предоставления отчетности (п.11 ст. 162 ЖК – ежегодно);
  • обязательно выделение отдельным пунктом объема агентского вознаграждения (чаще всего это часть платы за управление).

При аренде помещений любого назначения суть подобного соглашение – обязанность владельца здания покупать услуги для нанимателей (пункт 3 статьи 421 ГК). У подобных отношений плюсов гораздо больше, чем минусов:

  • доход владельца здания составляет вознаграждение, полученное за посредничество, поэтому исключаются проблемы при начислении налогов (письмо Минфина № 03‑11‑06/2/9);
  • отпадает необходимость рассчитывать и перечислять НДС (исходя из п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ приобретенные ресурсы принадлежат арендаторам).

Владелец здания бывает и посредником поставщиков ресурсов (параграф 6 гл. 30 ГК), поэтому перевыставляет счета от их или своего имени (ст. 1005 ГК). Создаются расходы на ресурсы, НДС подлежит вычету. В этой ситуации так же прибылью считается вознаграждение (п. 2 ст. 254 НК), на которое и начисляется НДС.

Существует множество видов подобных соглашений:

  • на оказание услуг;
  • на покупку ресурсов;
  • на оплату и возмещение задолженностей;
  • на начисление и прием платежей;
  • на выставление счетов.
  • Если заключается контракт на предоставление ресурсов, в обязанности агента входит проведение мероприятий, обеспечивающих заказчику поставку: заключение договоров и своевременное перечисление оплаты.
  • Если соглашение заключается на покупку, то посредник обязан необходимые принципалу ресурсы купить. Яркий пример – управляющие многоквартирными домами компании. Они электроэнергию, воду, тепло и др., по сути, покупают. В условиях России при несвоевременной оплате ресурсов жильцами долг образуется у УК, если компания является посредником, который действует в интересах жильцов.
  • Контракты на оплату заключаются в случаях, когда приобретается недвижимость, по которой все договора уже заключены. Посредник занимается оплатой счетов до момента, когда срок действия старых контрактов на поставки закончится и новый владелец оформит новые соглашения.
  • При заключении контракта на начисление и прием платежей между УК и поставщиками в обязанности посредника входит:
    • начисление и перерасчет платежей;
    • формирование и распечатка счетов;
    • расчет пени и социальных компенсаций;
    • прием денег от жильцов и перечисление принципалу;
    • обработка данных.
  • Особый вид соглашений заключается при аренде помещений. Для расчетов за коммунальные услуги между владельцами зданий и нанимателями существует несколько схем:
    • включение фиксированной суммы арендную плату;
    • включение в арендную плату как переменную величину, рассчитанную на основе счетов пропорционально объему услуг или площади;
    • выставление дополнительных счетов арендаторам;
    • заключение договоров между поставщиками и нанимателями площадей;
    • составление агентских договоров между нанимателями и владельцами зданий.

При выборе первого варианта сложности создает невозможность заранее определить точные суммы. Основной недостаток второго варианта – завышение суммы, облагаемой налогом, для владельца недвижимости. Но этот минус компенсируется возможностью учесть в расходах все суммы, перечисленные поставщикам.

Как правильно составить агентский договор на коммунальные услуги

При составлении любого договора агентирования необходимо учитывать требования главы 52 ГК. В зависимости от цели заключения контракта меняются 2 пункта: «Предмет» и «Обязанности агента».

Читайте так же:  Жалоба портного книга

Если владелец недвижимости выступает в роли агента арендаторов, нет необходимости оформлять 2 документа. Достаточно в арендное соглашение включить пункт, определяющий, что арендодатель будет действовать в интересах нанимателей (покупать коммунальные услуги). Обязательно необходимо указать размер вознаграждения за посредничество.

Если арендодатель действует от своего имени, счет-фактура за услуги будет выставляться отдельно от счета за аренду. Счет-фактура за коммуналку не будет учитывать в бухгалтерии (достаточно подшить его в журнал учета).

Если договоры на поставку заключены раньше, чем арендные, в последние следует включить пункты, указывающие, что арендодатель будет агентом арендаторов. Чтобы избежать неприятностей с Налоговой инспекцией, агент обязан регулярно предоставлять отчеты.

Типовой бланк АД оказания услуг по оплате счетов за электрическую и тепловую энергии можно скачать здесь, а на осуществление Агентом сбора платежей за коммунальные услуги — .

Образец агентского договора оказания услуг по оплате счетов за электрическую и тепловую энергии

Агентский договор на осуществление Агентом сбора платежей за коммунальные услуги

Учет коммунальных платежей и перевыставление счетов

Если УК работает по договору агентирования, в учете операции отражаются:

  • поступление платежей – Д 50, К 76;
  • оплачены задолженности – Д 76, К 60;
  • начислено вознаграждение – Д 76, К 90-1;
  • НДС с вознаграждения – Д 90-3, К 68;
  • перечисление компаниям, поставляющим ресурсы – Д 60, К 51.
  • Если контракт заключен между владельцем недвижимости и арендатором, учет ведут обе стороны. Арендодатель учитывает сумму платежей Д 76, К 60. Размер зависит от того, ставится НДС к вычету или нет. Если ставится, то налог в учет не включается.
  • Если арендодатель работает на УСН, он не платит НДС. Перечисление средств поставщикам ресурсов отражается на Д 60, К 51. Для контрактов поставки, предусматривающих авансовые платежи, учет меняется: Д 60 (субсчет авансы), К 51. После поступления документов сумма отражается на Д 60 и К 60 (субсчет авансы).

Арендатор суммы коммунальных платежей относит к затратам. Если есть соглашение агентирования, НДС не учитывается (при традиционном договоре аренды сумма списывается с первичных документов). Если арендодатель перевыставляет счета, арендатор может поступать по своему усмотрению. Если он решил отражать НДС, то учитывает его в Д19 и К 68.

При расчете налога на прибыль на ОСН расходы на коммуналку можно учесть как прямые или косвенные расходы.

  • Если помещение используется для коммерческой деятельности, расходы прямые (п.1 ст.318 НК).
  • Если суммы коммунальных платежей выплачивается как компенсация арендодателю, их относят к прочим (косвенным) расходам, связанным с предпринимательской деятельностью (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК).
  • Если коммуналка включена в арендную плату, она полностью относится к расходам (п.10 ст.264 НК) и снижают налоговую базу.

Арендатор на УСН расходы по коммуналке учитывает как арендные (пп.4 п.1 ст.346.16 НК) или материальные (пп.5 п.1 ст.346.16 НК). Порядок определяется в учетной политике. Расходы признаются в дату оплаты счетов.

Про услуги ЖКХ и о том, как правильно заключить договор управления, расскажет видео ниже:

Договор на оказание услуг по начислению платежей

В возражениях на исковое заявление управляющей организации или ТСЖ о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам, ответчиком (должником) нередко указывается, что какой-либо договор (управления) между ним и истцом отсутствует, а потому, как полагает должник, платить за жилищно-коммунальные услуги он не обязан.

Между тем, такая позиция не основана на правильном понимании норм права. Правоотношения между гражданином, проживающим в многоквартирном жилом доме и ТСЖ или управляющей организацией возникают в силу фактического потребления гражданами предоставляемых исполнителями услуг. Иное понимание означало бы неосновательное обогащение на стороне потребителя услуг.

Примеры из судебной практики

Отсутствие письменного договора управления многоквартирным домом между ответчиками, являющимися собственниками квартиры, и истцом — организацией, фактически осуществляющей управление данным домом, не освобождает ответчиков от обязанности оплаты содержания и эксплуатации имущества общего пользования:

Суд взыскал задолженность по оплате за коммунальные услуги и содержание и ремонт жилья солидарно с собственника квартиры и членов его семьи.

В судебном заседании установлено, что ответчик 1 является собственником жилого помещения, а ответчики 2, 3 являются членами ее семьи и проживают вместе с ней.

Истец осуществлял хозяйственную деятельность дома, обеспечивал его содержание, придомовой территории и поставку коммунальных услуг, которые потребляли ответчики, притом, что возражений по качеству предоставления услуг ответчиками не изложено, доказательств обратного суду не представлено (Апелляционное определение Первореченского районного суда г. Владивостока от 14 мая 2012 года).

Расходы по оплате коммунальных услуг и услуг управляющей компании, которыми ответчик фактически пользуется (при отсутствии заключенного договора с управляющей компанией), нести он обязан, поскольку иное означало бы неосновательное обогащение за счет других лиц:

Суд взыскал задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в пользу управляющей компании, указав следующее.

Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании приняли решение о выборе способа управления домом управляющей организацией.

Отдельный договор управления между истцом и ответчиком действительно не заключался. Между тем, отсутствие договора, заключенного между сторонами не освобождает собственника от участия и несения необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием, сохранением и эксплуатацией многоквартирного дома. Обязанность собственника вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги может возникать не только из заключаемого в письменной форме договора, но и из иных оснований, указанных в законе, в частности из решения общего собрания или из фактического получения услуг, а поэтому оплачивать такие расходы ответчик обязан независимо от наличия или отсутствия договора управления. Расходы по оплате коммунальных услуг и услуг управляющей компании, которыми ответчик фактически пользуется, нести он обязан, поскольку иное означало бы неосновательное обогащение за счет других лиц.

Отсутствие у ответчика письменного договора управления заключенного с управляющей компанией не освобождает названного ответчика от обязанности оплачивать утвержденные общим собранием расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома (Апелляционное определение Яровского районного суда Алтайского края от 23 мая 2012 года по делу № 11-79/2012).

Отсутствие договора с ТСЖ не означает отсутствие правоотношений по оказанию жилищно-коммунальных услуг, поскольку собственник помещения пользуется услугами товарищества в силу расположения находящегося в его собственности помещения в многоквартирном доме:

ТСЖ, выступая в интересах всех собственников помещений и действуя в соответствии с Уставом, заключило договоры: по аварийно-диспетчерскому и техническому обслуживанию общедомового газового оборудования жилого дома; по оказанию услуг по вызову и размещению твердых бытовых отходов; по оказанию услуг на предоставление информации, связанной с оплатой жилищно-коммунальных услуг, начислению платы за ЖКУ; по осуществлению аварийно-технического обслуживания систем инженерного оборудования жилого дома; на отпуск и использование тепловой энергии в горячей воде; на водопотребление и водоотведение.

Отсутствие договора с ТСЖ не означает в данном случае отсутствие правоотношений по оказанию возмездных услуг, поскольку собственник помещения пользуется услугами товарищества в силу расположения находящегося в его собственности помещения в многоквартирном доме и не может служить основанием для освобождения собственников квартиры от установленной законом обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Объем предоставленных услуг, их цена ответчиком при рассмотрении дела мировым судьей и в суде апелляционной инстанции не оспаривались (Апелляционное решение Котласского городского суда Архангельской области от 13 февраля 2012 года по делу № 11-21)

Договор на оказание услуг по начислению платежей

ДОГОВОР МЕЖДУ ТСЖ И УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Привлечение к управлению многоквартирным домом, в котором создано ТСЖ, профессиональной управляющей организации позволяет совместить преимущества этих двух способов управления. Ввиду недостаточно четкого правового регулирования вопрос, как построить договорные отношения, возникает как у управляющих компаний, так и у товариществ. В данной статье мы проанализируем нормы действующего законодательства и рассмотрим возможные варианты заключения договора.

В соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация и ТСЖ наряду с непосредственным управлением являются альтернативными способами управления многоквартирным домом. Собственники помещений в доме должны предпочесть один из них. В то же время Жилищный кодекс предоставляет возможность привлечь к управлению домом, в котором создано ТСЖ, профессиональную управляющую организацию. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом. В свою очередь, п. 2 ст. 162 ЖК РФ допускает, что стороной договора управления может быть ТСЖ: по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Роль ТСЖ при заключении договора управления

Как распределяются роли сторон указанного договора? По этому вопросу нет единого мнения. Некоторые эксперты полагают, что в ситуации, когда органы управления ТСЖ заключают договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, фактически выбирается способ управления именно управляющей организацией (созданное в доме ТСЖ не является способом управления, ведь одновременно две организации не могут управлять одним многоквартирным домом — п. 9 ст. 161 ЖК РФ). О том, что управление домом непосредственно ТСЖ (а именно его правлением) либо управляющей организацией являются альтернативными вариантами при наличии в доме ТСЖ, говорит п. 4 ст. 148 ЖК РФ, согласно которому в обязанности правления ТСЖ входит управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им. При управлении домом управляющей организацией ТСЖ не имеет дела с финансовыми потоками — все платежи проходят через компанию. Товарищество выступает лишь заказчиком услуг и работ по договору — утверждает перечень услуг и работ, величину платежей собственников помещений, контролирует надлежащее исполнение обязательств управляющей организации (осуществляет приемку оказанных услуг и выполненных работ, подписывает соответствующие акты). Считается, что при заключении договора управления ТСЖ представляет интересы собственников помещений в многоквартирном доме (п. 8 ст. 138 ЖК РФ).
Мы не можем согласиться с таким подходом. По нашему мнению, ТСЖ, имеющее право заключить договор управления многоквартирным домом в качестве заказчика, избрано как способ управления многоквартирным домом. Во-первых, нельзя забывать, что цель уставной деятельности ТСЖ — совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). Значит, ТСЖ создается именно для управления домом. Действительно, для того, чтобы ТСЖ начало управлять многоквартирным домом, собственникам помещений недостаточно принять решение о создании товарищества, необходимо также выбрать соответствующий способ управления — управление ТСЖ. Во-вторых, в силу п. 9 ст. 162 «Договор управления многоквартирным домом» ЖК РФ, если в доме создано ТСЖ, управление таким домом осуществляется с учетом положений разд. VI ЖК РФ. В частности, в обязанности ТСЖ, прописанные в законе (ст. 138 ЖК РФ), входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, а также выполнения всеми собственниками помещений обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества. Безусловно, для обеспечения надлежащего состояния общего имущества ТСЖ вправе заключить договор управления многоквартирным домом (а не осуществлять самостоятельно (собственными силами) деятельность по управлению домом), но это не снимает с него указанную обязанность перед собственниками помещений. Соответственно, собственники помещений вправе требовать от товарищества, являющегося хоть и некоммерческим объединением самих собственников, но все же выступающего в качестве самостоятельного юридического лица, добросовестного исполнения обязанностей.
При заключении договора управления, в котором заказчиком выступает орган управления ТСЖ, у управляющей организации не возникает правоотношений непосредственно с собственниками помещений. Собственники помещений, создавшие ТСЖ, вправе обращаться с какими-либо просьбами, предложениями, претензиями к органам управления ТСЖ: в силу пп. «в» п. 40 Правил содержания общего имущества собственники помещений, в соответствии с условиями договора или учредительными документами ТСЖ, вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей правления ТСЖ к его членам могут быть применены меры ответственности, которые предварительно следует предусмотреть в уставе товарищества.
Если же ТСЖ никак не контролирует финансовые потоки, а всего лишь принимает услуги (работы), оказанные (выполненные) управляющей организацией, оно ничем не отличается от инициативной группы собственников помещений (например, домового комитета или старших по подъездам, по дому), которая решением общего собрания уполномочена представлять интересы собственников помещений при приемке работ на стороне заказчика. С учетом положений разд. VI ЖК РФ полномочия и обязанности ТСЖ как юридического лица гораздо обширнее.
Ввиду того что управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им отнесено к кругу обязанностей правления ТСЖ, считается, что для заключения договора управления требуется исключительно решение правления товарищества, однако председатель правления не вправе единолично решить вопрос о заключении договора управления (Постановления ФАС ПО от 10.08.2010 по делу N А12-23354/2009, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 N 17АП-5911/2009-ГК).
При заключении договора управления домом между ТСЖ и управляющей организацией способ управления многоквартирным домом остается неизменным — правление ТСЖ лишь определяет конкретный способ осуществления функций управления. Согласия, предварительного уведомления и даже принятия соответствующего решения о выборе способа управления со стороны общего собрания членов ТСЖ или общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на заключение договора управления не требуется (если иное не предусмотрено уставом товарищества).
Если же у заинтересованных лиц есть намерение исключить ТСЖ из финансовых расчетов, следует обеспечить выбор собственниками помещений нового способа управления — путем управляющей организации и заключение договора управления непосредственно собственниками помещений.

Читайте так же:  Как оформить дачу для прописки

Объем прав и обязанностей сторон по договору управления

При заключении договора управления с управляющей организацией все функции, связанные с управлением домом, возлагаются на нее (как и в случае с выбором управляющей организации в качестве способа управления). На профессионального управляющего возлагается обязанность осуществлять весь комплекс мер по управлению домом, в том числе и по предоставлению коммунальных услуг: в Письме от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 представители Минрегиона России разъяснили, что в указанном случае все потребляемые в многоквартирном доме коммунальные ресурсы должны подаваться ТСЖ (ЖСК) управляющей организацией.
Как и в обычном, в договоре управления, стороной которого является ТСЖ, должны быть указаны все существенные условия (п. 3 ст. 162 ЖК РФ):
— состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
— перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
— порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
— порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Для управляющей организации выгоднее иметь дело с органами управления ТСЖ (в частности, правлением товарищества), чем со множеством собственников помещений в многоквартирном доме. Во-первых, нет необходимости согласовывать изменение условий договора управления с общим собранием собственников помещений — достаточно участия членов правления товарищества. А согласование воли собственников помещений становится заботой исключительно органов управления ТСЖ. Так, по-прежнему высшим органом управления ТСЖ остается общее собрание членов ТСЖ, в компетенцию которого входит среди прочего утверждение размера взносов и платежей (пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Представляется, что размер таких платежей должен быть утвержден на основе предложений управляющей организации с учетом ее вознаграждения по договору управления. Таким образом, правление ТСЖ (хоть и выступает заказчиком по договору) не имеет неограниченной свободы в установлении условий договора управления.
Во-вторых, контрагентом по договору управления является ТСЖ, следовательно, именно оно принимает результаты работ (подписывает акты, подтверждающие исполнение обязательств управляющей организации) и несет обязанность по их оплате. По общему правилу именно от ТСЖ как заказчика по договору управляющая организация принимает претензии по качеству услуг и работ.
Кроме того, здесь нужно упомянуть один из ключевых моментов — порядок оплаты по договору управления, стороной которого является ТСЖ. В п. 2 ст. 162 ЖК РФ сказано, что управляющая организация действует по договору управления многоквартирным домом за плату. Порядок внесения платы должен быть прописан в таком договоре как одно из его существенных условий (пп. 3 п. 3 ст. 162 ЖК РФ). Вместе с тем нельзя забывать и об обязательных требованиях, установленных ЖК РФ в части порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Императивная норма о внесении платы исключительно управляющей организации касается только собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией. В рассматриваемом случае в доме создано ТСЖ, и именно оно осуществляет функции по управлению. Следовательно, нужно руководствоваться иным правилом, а именно п. п. 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ: члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в доме, в котором создано ТСЖ, вносят платежи в порядке, установленном органами управления товарищества, и согласно условиям договора, заключенного ТСЖ, соответственно. Таким образом, правление ТСЖ (при наличии соответствующего полномочия в уставе, а в противном случае — общее собрание членов товарищества) вполне может установить, что обязательные платежи и взносы членами ТСЖ и плата за жилое помещение и коммунальные услуги не членами ТСЖ вносятся на расчетный счет управляющей организации. И при этом условии правление товарищества вправе включить в договор управления аналогичное положение. Однако это не означает, что ТСЖ перестает быть обязанным перед управляющей организацией и у собственников помещений возникло обязательство перед управляющей организацией по оплате оказанных услуг и выполненных работ. Собственники помещений не вступают в договорные отношения с управляющей организацией и не имеют обязательств перед ней, поскольку обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (следовательно, управляющая организация не вправе предъявлять собственникам помещений требования о внесении платежей).
Установление особого порядка внесения платежей не ТСЖ, а управляющей организации следует квалифицировать как возложение исполнения обязательства на третьих лиц (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Поэтому нет оснований распространять на деятельность управляющей организации по приему платежей собственников помещений положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Помимо деятельности, оговоренной в ЖК РФ в качестве предмета договора управления многоквартирным домом, ТСЖ также может поручить управляющей организации дополнительные функции:
— получать бюджетные субсидии, связанные с оказанием услуг льготным категориям граждан;
— осуществлять начисление платежей собственникам помещений, предоставлять им платежные документы, вести учет полученных платежей (если плата вносится напрямую управляющей организации);
— вести бухгалтерский учет ТСЖ, исчислять налоги и представлять отчетность в контролирующие органы;
— на основе отчета по договору управления составлять отчет ТСЖ перед собственниками помещений.
Обращаем особое внимание, что отсутствие движения денежных средств на расчетном счете ТСЖ не означает, что ТСЖ не ведет никакой деятельности. В бухгалтерском учете товарищества должны найти отражение все операции по принятию на учет оказанных управляющей организацией услуг, начислению платежей собственникам помещений и погашению задолженности. Аналитический учет платежей в разрезе собственников помещений должна вести управляющая организация, только если эта функция была передана ей по договору управления (одновременно передаются также и персональные данные граждан).
Добавим, что в отношении договора управления, заказчиком по которому являются органы управления ТСЖ, а не собственники помещений, действуют общие правила, прописанные в ст. 162 ЖК РФ, в частности:
— о сроке действия: не менее чем один год и не более чем пять лет (п. 5);
— о пролонгации: при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (п. 6);
— о начале исполнения обязанностей управляющей организации: если иное не установлено договором, не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора (п. 7);
— о порядке изменения и расторжения договора: в соответствии с гражданским законодательством (п. 8). При этом особые нормы об одностороннем отказе (п. п. 8.1, 8.2) на такой договор не распространяются, поскольку в них речь идет о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения договора управления общим собранием собственников помещений, которые не являются в рассматриваемой ситуации стороной договора управления.

Договор возмездного оказания услуг

Если по договору ТСЖ передает управляющей организации не все полномочия по управлению домом, указанные в ст. 162 ЖК РФ, такой договор уже нельзя считать договором управления. Данный контракт соответствует договору возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) либо подряда (гл. 37 ГК РФ) и в жилищном законодательстве называется договором о содержании и ремонте общего имущества, который вправе заключать ТСЖ (пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ).
С учетом того, что заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме является обязанностью правления ТСЖ (п. 6 ст. 148 ЖК РФ), решения правления достаточно для подписания подобного договора. При этом следует учитывать: законом не предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений об изменении способа управления является основанием для расторжения договора, заключенного между двумя юридическими лицами (Постановление ФАС СЗО от 20.10.2008 по делу N А21-6325/2006).
В рассматриваемом договоре, как и в договоре управления, заключенном товариществом собственников жилья, действующим в качестве способа управления многоквартирным домом, может содержаться условие о прямых расчетах управляющей организации и собственников помещений на основании ст. 313 ГК РФ. Но такой порядок не дает права управляющей организации взыскивать с них платежи, обязанным лицом по договору остается ТСЖ (Постановление ФАС ПО от 21.07.2010 по делу N А55-23742/2009). В споре, рассмотренном ФАС ВСО в Постановлении от 16.11.2009 по делу N А19-17384/07, задолженность в пользу управляющей организации также была взыскана с ТСЖ.

Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что при заключении договора управления многоквартирным домом, в котором ТСЖ выступает заказчиком, реализованным следует считать способ управления товариществом собственников жилья, а не управляющей организацией. Обязанности перед собственниками помещений по надлежащему управлению общим имуществом возникают у ТСЖ, этим обязанностям корреспондирует право ТСЖ взыскивать платежи, даже если действует особый порядок о внесении платежей гражданами непосредственно управляющей организации. При намерении сторон вывести из системы взаимоотношений ТСЖ следует обеспечить принятие на общем собрании собственников помещений решения о выборе управляющей организации в качестве способа управления и заключение договора с ней каждым собственником. В этом случае правление ТСЖ, на которое не возложены обязательства по управлению домом, может выступать как представитель интересов жильцов в процессе приемки оказанных услуг и выполненных работ.

Е.В.Емельянова
Редактор журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать

Договор на оказание услуг по начислению платежей