Налог на имущество зарубежных стран

Налоги на недвижимость в зарубежных странах

Налог на недвижимое имущество существует примерно в 130 странах мира, но значимость его различна. В большинстве стран поступления от этого налога составляют 1 — 3% от общих налоговых поступлений в бюджет на всех уровнях власти, в США эта цифра близка к 9%.

В ряде стран значение налога на недвижимое имущество снизилось, например в Великобритании. В других странах значение налога возросло (Португалия, Испания, Индонезия), так как в налоговое законодательство были внесены существенные изменения в части налогообложения жилья.

Налогооблагаемая база, как и объекты налогообложения, в разных странах имеет свои отличия. Эти отличия характеризуются не только объектом налогообложения, но и облагаемой налогом стоимостью.

Облагаемая налогом стоимость

Улучшения (здания, сооружения, строения, помещения)

Сумма годовой арендной платы

(земельный участок и все улучшения на нем)

Нестоимостная основа — по площади или другим физическим характеристикам

К настоящему времени осуществили крупные реформы налоговых систем несколько стран, в том числе США, Германия, Франция. Их общее направление связано со стремлением государства инициировать частные инвестиции в жилищное строительство и модернизацию. При этом акцент в фискальной политике зарубежных индустриальных стран переносится на фиксированные налоги: налог на недвижимость, налог на продажи, различные неналоговые сборы.

Как показывает мировой опыт, основу финансово-экономической автономии местных органов составляет налог на недвижимость (например, поимущественный — в США, Японии; поземельный — в Германии, Франции; земельный налог со строений и налог на жилище во Франции; налог на недвижимое имущество и налог на приращение стоимости земельных участков в городской черте — в Испании), сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне.

Объектами обложения этим налогом служат земля, строения (промышленные и жилищные) и другие виды недвижимости. Базой налогообложения почти во всех странах является оценочная стоимость имущества. Поскольку обложение и изъятие этого налога происходят согласно местному законодательству, то ставки налога различаются и устанавливаются как в процентом отношении от стоимости имущества, так и в виде твердой суммы с единицы стоимости имущества.

Рассмотрим системы налогообложения недвижимости некоторых развитых стран в целях анализа их характерных особенностей.

При оценке стоимости облагаемого налогом недвижимого имущества используется два исторически сложившихся способа: оценка на основе годовой арендной платы (Франция, Великобритания) и на основе предполагаемой продажей цены (страны Северной Европы, Латинской Америки, США, Япония).

Все налоги на недвижимость во Франции — земельные налоги на застроенные и незастроенные участки, а также налог на жилье — являются местными, ставки этих налогов и порядок уплаты определяются местными органами власти и расходуются исключительно ими.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости: зданий, сооружений, резервуаров и бассейнов, а также участков, предназначенных для любого назначения. Налогооблагаемая база, как правило, равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность, а также физические лица в возрасте старше 75 лет, лица, получающие специальные пособия из общественных фондов.

Земельный налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота и т.д. Налогооблагаемой базой налога служит 80% кадастровой стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены от уплаты налога целиком или частично по месту их основного проживания.

В Японии налоги на имущество физические и юридические лица уплачивают по одинаковой ставке. Обычно это составляет 1,4% стоимости имущества. Пересмотр их производится раз в три года. В базу налогообложения входит все недвижимое имущество, в том числе жилые помещения, земля; ценные бумаги, банковские депозиты.

Налоги уплачиваются также при переходе собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества, наследовании, дарении, в частности жилья.

Налоги на имущество составляют примерно 1/3 местных налогов. Основой финансирования местных органов власти США также являются прямые налоги, основные из которых — поимущественные, поземельные, местные налоги с наследования и дарения, налог с продаж и специфические налоги. Города США имеют свои налоговые источники, главным из которых является налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает в настоящее время 40% собственных доходов бюджета.

Он взимается примерно с 900 тыс. зданий и сооружений, основную часть которых составляют жилые дома.

Жилье облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем жилого дома. В облагаемую собственность входят земля и здания.

База налогообложения равна 1/3 рыночной стоимости. Переоценка недвижимого имущества производится раз в четыре года.

Автор: Л.Г. Ходов

Налог на недвижимость: опыт зарубежных стран

Единственное в стране

издание о государственной

и методологов страны

Нас читает вся страна

Для функционирования любого государства должна быть создана эффективная система налогообложения, обеспечивающая его финансовые потребности. В связи с тем что существует два уровня власти (государственный и местный), возникает необходимость наполнения бюджетов каждого из них. Одними из наиболее важных источников бюджетных доходов являются налоги на недвижимость.

Сергей Валентинович БОГАЧЕВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий сотрудник Института экономико-правовых исследований НАН Украины

Говоря о местных бюджетах, необходимо отметить, что все европейские страны руководствуются принципами международной демократии, которые отражены в Европейской хартии о местном самоуправлении. Российская Федерация ратифицировала этот документ в апреле 1998 года. Одним из основных принципов местного самоуправления является принцип бюджетного федерализма, а это значит, что часть функций органы местной власти должны решать за счет собственных доходных источников. Среди них наиболее существенным и широко распространенным является налог на недвижимость.

В большинстве стран налоговые системы формировались в течение значительных промежутков времени, и на них оказывали влияние самые разные экономические, политические и социальные факторы. Именно поэтому налоговые системы в разных странах отличаются не только по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, но и по фискальным полномочиям органов власти и предоставляемым льготам. Это касается и налогообложения различных видов имущества, в частности недвижимости (включая жилые дома, здания, сооружения и строения, застроенные и незастроенные земельные участки). Ставки налога могут зависеть как от материала сооружений, так и от размера и назначения объекта (жилая застройка, промышленные или хозяйственные сооружения).

Ставка налога на земельные участки устанавливается в соответствии с их хозяйственно-целевым назначением. Сумма налогообложения застроенных и незастроенных земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Однако необходимо констатировать, что государства при формировании своих налоговых систем руководствуются рядом общих принципов.

Ставки налога

Установление ставок налога находится в прямой зависимости от законодательной и экономической практики. При этом используются две формы: фиксированная и переменная ставки. При использовании фиксированных ставок центральный орган власти определяет процент от налогооблагаемой стоимости, что не позволяет оперативно управлять доходной частью местного бюджета.

Переменная ставка налога устанавливается органами местного самоуправления, как правило, ежегодно, исходя из прогнозируемых расходов бюджета и наличия базы налогообложения. Органы местного самоуправления при этом либо наделяются соответствующими полномочиями для определения размеров ставок, либо определяют ставку на основе минимальных или максимальных ограничений, которые устанавливаются законодательно на общегосударственном и региональном уровнях.

В настоящее время недвижимость облагается налогами в 130 странах. При этом в большинстве стран этот налог поступает в местные бюджеты, и его доля составляет от 1 до 3% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, во Франции — 2,17%, в Дании — 1,85%, Нидерландах и Италии — 1,8%, Германии — 1,06%, Швеции — 0,89%. Однако есть и исключения. К примеру, в Великобритании налог на имущество составляет 10% доходов бюджетной системы, в США — 9%, в Канаде — 8%. Очевидно, что в этих странах он имеет значительное влияние на доходность местных бюджетов. В частности, доля имущественных налогов в доходах местных бюджетов Канады составляет до 40%, Великобритании — до 30%, Франции — до 20%.

Общие характеристики систем налогообложения недвижимости в развитых странах приведены в таблице.

Налог на недвижимость в Европе

Остановимся детальнее на особенностях системы налогообложения имущества в отдельных странах.

В Российской империи в конце XIX века домовладельцы уплачивали оценочный сбор по недвижимому имуществу. Ежегодно в книгах оценочного сбора, которые велись в каждом районе, фиксировалась ценность имущества по каждой улице. В начале XX века налог на недвижимость взыскивался с прибыли, получаемой от аренды зданий, и являлся городским, земским и казенным. Начиная с 2016 года налог на имущество в некоторых субъектах Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

В Великобритании имущество, которое используется для предпринимательской деятельности, облагается единым налогом, а кроме того, органами местного самоуправления взимается налог на недвижимость физических лиц. Налогооблагаемой базой выступает прогнозируемая сумма годовой арендной платы за недвижимое имущество производственного или непроизводственного назначения, включая землю. Налог уплачивается либо один раз в год, либо ежемесячно и полностью зачисляется в местный бюджет.

За счет высокой ставки налог составляет практически треть поступлений доходной части местного бюджета. Налогооблагаемая база определяется каждые десять лет на основе оценки стоимости недвижимого имущества, которая определяется как предполагаемая сумма годового дохода от сдачи имущества в аренду. Применяется переменная ставка, которая определяется исходя из прогнозируемых на следующий год финансовых расходов муниципалитета и общей стоимости имущества, находящегося на его территории. При этом своевременно уплаченный налог на недвижимость, которая используется для торговли, бизнеса и иной профессиональной деятельности, становится основанием для корректировки налога на доходы компаний.

Во Франции взимается три вида налогов на недвижимость — налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки и налог на жилье. Налог на застроенные участки исчисляется на основе коэффициентов, устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления к половине стоимости условной арендной платы, определяемой местным земельным реестром. Налог на незастроенные участки определяется исходя из стоимости условной арендной платы (80% от арендной платы застроенного участка) и коэффициентов, устанавливаемых органами местного самоуправления на основе земельного кадастра.

Налог на жилье является местным и оплачивается жильцом ежегодно. Сумма налога исчисляется исходя из стоимости условной арендной платы жилья, определенной местным земельным реестром, и коэффициентов, устанавливаемых органами местного самоуправления. Последние также определяют ставку налогов на недвижимость исходя из прогнозируемых расходов бюджета, величины имеющейся налоговой базы и законодательно установленного максимума.

Не подлежит налогообложению государственная собственность, участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, а также здания вне черты города. Льготами при уплате налога на недвижимость пользуются граждане старше 75 лет и лица, получающие пособия по инвалидности.

Таблица. Налог на недвижимость в развитых странах

Налог на имущество зарубежных стран

Библиографическая ссылка на статью:
Наумкина Т.В. Налогообложение имущества в зарубежных странах // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1541 (дата обращения: 07.06.2018).

Налоги – это основной источник казны. В России готовятся к введению новых налогов: на недвижимость и богатство. Налог на недвижимость заменит ряд ныне действующих налогов, в том числе и налог на имущество физических лиц.

В целях анализа становления теории и практики налогообложения недвижимого имущества физических лиц в России и введения налога на богатство, необходимо изучить основополагающие этапы развития принципов и подходов к налогообложению недвижимости и богатства в зарубежных странах.

Численность налогов на имущество и их величина в Европейском Союзе является наивысшей из всех прочих налогов. В некоторых странах преобладает мнение, что налогов на имущество не должно быть почти никаких. Потому что, в сущности, происходит переход имущества уже к другому налогообложению. В другом месте вновь подчеркивают о соблюдении в обществе солидарной функции налогов на прибыль.

Самые распространенные налоги в Евросоюзе – это: земельный налог, налог на строительство, налог на наследство, налог с дарений, налог на недвижимость, налог на богатство. В каждой стране своя структура и величина налога на имущество. Все налоги на имущество, на первый взгляд, не имеют общей налоговой выгоды, как НДС и подоходный налог. Несмотря на это, в налогах на имущество происходит переход уже к другому налогообложению доходов или собственности: например, имущество, которое переходит по наследству, берется из доходов усопшего, из которых уже в жизни заплачен подоходный налог; такой же принцип и у остальных налогов на имущество.

Из всех стран Европейского Союза самый низкий налог на имущество зарегистрирован в Словении. В 2004 году, благодаря проведенной реформе, исчез налог на наследство и дарения, а в 2005 был отменен налог на недвижимость. Сверх того, величина налога на недвижимость по европейским отношениям очень низкая. Налог на наследство или дарения не введен и в Швеции и Андорре.

Читайте так же:  Договор оказания услуг по выгрузке

Налог на недвижимость — имеется в виду одноразовый налог, который определяется по цене, в зависимости от профессиональной оценки. Ставка налога в Чехии с 2009 – 3%. Его обязаны оплатить за три месяца до записи о вкладе в кадастр недвижимости. Во многих странах величина налога зависит от местного самоуправления. Например, в Германии налог на недвижимость составляет 3,5%, В Австрии -3,5%(иногда 2%), в Голландии – 6%, в Испании – 3%, на Кипре – от 3% до 8%, в Соединенном Королевстве -1%-4%.

Налог на наследство и дарения. В большинстве стран оба налога определены одним законом и величина их одинакова. Облагаемые налогом на наследство и дарения граждане почти во всех европейских странах распределены в какие-либо группы: налоговая ставка определяется в зависимости от величины имущества и родственных отношений. Весьма высокий налог на наследство и дарения в Голландии (самая высока ставка – 63%), в Австрии (60%), в Германии (50%), в Финляндии (48%). Кроме стран, где нет установленного законом тарифа, – в них налог очень низкий: в Швейцарии (верхний налог 2,5%), в Румынии (3%), на Мальте (5%), в Хорватии (5%), Болгарии (5%). В Чехии три законодательных направления (относящиеся только к налогу на наследство и дарения):

• первое направление – дети и супруги;

• второе – братья, сестры, тети, дяди, зятья;

• третье – все остальные.

Статья закона, действующая с 2008 года, освободила от налога первые два направления. Теперь налогом на наследство и дарения облагаются только представители третьего. Самая низкая ставка – 7% (для имущества до 1 млн. крон) и самая высокая – 40% (для обладателей состояния, более 50 млн. крон). В таблице 1 приведены налоговые ставки на наследство и дарение в Европе.

Таблица 1. Налоговые ставки на наследство и дарение в Европе

История новой России

Во многих странах налог на недвижимое имущество физических лиц давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. Он успешно выполняет фискальную, стимулирующую и социальную функции и обеспечивает значительную часть доходов местных бюджетов. Россия находится в начале этого пути, поэтому любопытно познакомиться с нюансами зарубежной практики.

Объекты налогообложения

В большинстве стран налогом на имущество облагается недвижимое имущество – квартиры, жилые дома, хозяйственные постройки, сооружения, земельные участки, которые в отличие от движимого имущества относительно легко выявляются и идентифицируются. В США и Канаде единым налогом на имущество облагается земельный участок и строения на нем. Во Франции, кроме того, есть отдельный налог на жилье. С незастроенных участков (поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку) взимается земельный налог.

В некоторых государствах под налогообложение подпадает суммарное имущество налогоплательщика, имеющее рыночную стоимость, – недвижимое и движимое имущество (автомобиль, яхты, моторные лодки), а также имущественные права (ценные бумаги, банковские депозиты, бизнес-активы). В Германии в целях налогообложения под имуществом понимается недвижимое и движимое имущество, в том числе банковские вклады, долевое участие в хозяйственных обществах, драгоценные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали, украшения и предметы роскоши, произведения искусства и коллекции. А в Швейцарии чистые активы физических лиц облагаются самостоятельным налогом наряду с налогом на недвижимость.

Иногда (в частности, на Филиппинах) налог пытаются брать за «улучшение земельного участка», то есть за «результаты положительного антропогенного воздействия на него». Но это понятие слишком общее и абстрактное, чтобы на его основе можно было однозначно установить объект налогообложения.

Налогооблагаемая база

Почти во всех странах налогооблагаемая база имущественного налога определяется на основе оценочной стоимости, приближенной к рыночной. Это экономически стимулирует рациональнее использовать имущество.

Страны с развитыми арендными отношениями (Великобритания, Франция, Сингапур и др.) предпочитают рассчитывать налог исходя из так называемой «арендной стоимости» имущества – ориентировочной суммы арендной платы, которую можно получить за год при сдаче недвижимости в аренду. Эту стоимость определяют территориальные кадастровые органы и периодически переоценивают ее в законодательно установленные сроки, например в Великобритании – один раз в 10 лет. Во Франции налогооблагаемая база по налогу на имущество для обустроенных участков равна 50% «арендной стоимости» такого участка вместе со зданиями, сооружениями, резервуарами, по жилью – потенциальной годовой арендной плате, определенной местным земельным реестром, по незастроенному участку – 80% его кадастровой стоимости.

В странах Северной Европы, США и Японии используется капитализированная (аккумулированная за весь срок службы) стоимость объекта на указанную базовую дату. В Швеции эта дата на 2 года предшествует налоговому году. Сделано это для того чтобы оценщики могли полнее проанализировать всю необходимую информацию. В США переоценка происходит в основном ежегодно, а в штате Флорида – один раз в 3 года, в Испании – каждые 8 лет.

При определении оценочной стоимости недвижимости применяют сравнительный метод (изучаются цены рыночных сделок с недвижимостью), затратный подсчитываются расходы, которые требуются на полное восстановление объекта), доходный (определяется капитализация дохода от потенциально самого выгодного использования объекта – аренда или продажа) либо их сочетание. В Канаде учитывают расходы на создание объекта, доход, который он приносит владельцу, и рыночную стоимость на момент оценки. А в штате Флорида – текущую стоимость недвижимости, способ ее использования, местонахождение, площадь, первоначальную стоимость, восстановительную стоимость строений, износ, доход от использования или чистый доход, если недвижимость продается.

Кто устанавливает ставки налога на имущество и куда он поступает?

Налог на имущество преимущественно местный, его доля в местном бюджете достигает в Нидерландах – 95%, в Канаде – 81%, в Великобритании и Австралии – по 90%, в Германии – 80%, в Дании – 73%, в Швеции – 69%, во Франции – 52%, в США – от 10 до 70% в зависимости от штата. За счет поступлений налога на имущество местные власти финансируют пожарную охрану, полицию, школы, здравоохранение и т. п.

Если же имущественный налог является федеральным, то средства от него распределяются между бюджетами всех уровней. Так, в штате Флорида ежегодная оценка и взимание налога на недвижимость регулируются на уровне графств штата. Аккумулированные налоговые поступления из бюджета графства распределяются между бюджетами муниципалитетов, школьных и специальных налоговых округов. В Дании некоммерческая недвижимость облагается местным и окружным налогом, а коммерческая (офисы, отели, заводы, мастерские и др.) – только местным.

Ставки налога на имущество

В большинстве стран одновременно используются система фиксированного налога, когда законодательно устанавливается фиксированная на всей территории страны, штата или кантона ставка налога по определенному типу недвижимости, и система опционального налога, когда муниципалитетам предоставлено право самостоятельно определять ставку в заданном диапазоне, вплоть до предельной величины, установленной центральными органами власти. Муниципалитеты в основном выходят на предельные уровни ставок, поскольку они могут получить дотации из регионов (земель) только в случае, если максимально используют собственные источники доходов. Во Франции налог на имущество является местным, власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы.

В США властям штатов разрешено превышать предельную ставку налога на имущество в 1%, если дополнительные доходы идут на погашение их долгов. Ставки налога существенно колеблются по штатам и городам: штат Нью-Йорк – 11,5% продажной цены, штат Филадельфия – 8,3%, штат Флорида – 2,0%, штат Калифорния – 1,5%, город Лас-Вегас – 3,25%, город Лос-Анджелес – 1,1–1,3%.

В Великобритании ставка налога на недвижимость составляет 1,5% оценочной стоимости, в Дании – 0,6–2,4%, в Германии – 1–2,1%, в Японии – 1,4%, в Швеции – 1,3%, в Литве – 1%, в Нидерландах – 0,1–0,9%, в Австралии – 0,35%, в Испании – 0,3–0,4%, в Латвии – 0,2–0,6%. По величине ставок лидирует Сингапур. Там для собственников жилья, которые в нем проживают, установлена ставка 4%, а для недвижимости, используемой в коммерческих и производственных целях, – 12%. Если же собственник – иностранец, то добавляется еще 10% (итого 22%). Дополнительный 10-процентный налог не касается иностранных собственников квартир в кондоминиумах или жилых домах, в которых не менее 6 этажей.

В некоторых странах ставка налога устанавливается не в процентах к оценочной стоимости, а в твердой сумме за 1 кв. м площади. Так, в Греции ставка налога меняется от 3 до 16 евро за 1 кв. м в зависимости от стоимости жилья. В Финляндии ставка составляет около 1 евро за 1 кв. м площади, и рыночная стоимость жилья не имеет значения, в Польше – 0,17 евро, в Словакии – 0,033 евро. В Чехии для квартиры в многоквартирном доме базовая ставка равна 0,04 евро за 1 кв. м, для частного дома – 0,12 евро. Базовая ставка умножается на коэффициент, который зависит от местонахождения недвижимости и колеблется от 0,3% в населенных пунктах до 300 жителей до 4,5% в Праге.

Плательщики налога на имущество

Зачастую налог на недвижимость уплачивают только собственники – и не важно, пользуются они ею сами, сдают в аренду или она пустует. А в Нидерландах налог состоит из части, налагаемой на собственника недвижимости, и части, налагаемой на пользователя. Если собственник и пользователь – одно лицо, оно уплачивает обе части. В Великобритании налог на имущество взимается или с собственника, или с арендатора земли, квартиры, жилого дома, магазина и т. п. Во Франции существует налог на имущество (отдельно на застроенные и незастроенные участки) и налог на жилье. Налог на имущество налагается на собственника, независимо от того проживает он в квартире (доме) или нет, а налог на жилье – только на того, кто проживает, то есть на собственника или на арендатора.

Льготы по налогу на недвижимость

Во многих странах при предоставлении льгот по налогу на имущество учитываются семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов и характер недвижимости (скажем, она обеспечивает общественно полезную деятельность). В большинстве штатов США не облагается налогом имущество постоянных резидентов, нуждающихся в социальной защите, имеющих особые заслуги перед государством, в штате Флорида – имущество ветеранов войны в отставке с постоянной инвалидностью, полученной во время военной службы, имущество парализованных граждан, если они в нем живут, за минусом части, используемой в коммерческих целях. Во Франции от налога полностью или частично освобождены малообеспеченные граждане по основному месту проживания. В Греции безработные, инвалиды и семьи с тремя и более детьми платят налог по самой низкой ставке – 50 евроцентов за 1 кв. м, если площадь жилья менее 200 кв. м, а ее оценочная стоимость менее 3 тыс. евро за 1 кв. м.

Поскольку налогом облагается само имущество, а не его собственник, некоторые страны предпочитают льготировать не налогоплательщиков, а определенные категории недвижимости, в развитии которых заинтересованы местные власти. В Германии имущество частных предпринимателей (врачей и адвокатов, имеющих свой кабинет) считается производственным и облагается по льготной ставке. А в Канаде использование помещения для занятия частной практикой является поводом к повышению обычной ставки, равной 0,5–1,0%. Для парикмахерских она поднимается до 30%, адвокатских контор и врачебных кабинетов – до 50%. Для стимулирования строительства нового жилья в Нидерландах от налогообложения освобождены квартиры в новостройках, но только на период строительства здания, а в Швеции – первые 5 лет после начала эксплуатации квартиры, в последующие 5 лет ставка снижена на 50%.

Вычеты из налогооблагаемой базы

В большинстве стран (кроме Австрии, Швейцарии и др.) предусмотрены налоговые вычеты, с одной стороны, для помощи малоимущим и многодетным налогоплательщикам, с другой – для снижения расходов на сбор налога с тех, кто имеет в собственности объекты со слишком низкой налоговой базой (по ним затраты на администрирование близки или превышают налоговые поступления). А в Германии при определении налоговой базы из стоимости совокупного имущества вычитаются личный необлагаемый минимум на человека 120 тыс. евро (или на супругов – 240 тыс. евро) и по 120 тыс. евро на каждого ребенка. После достижения налогоплательщиком 60 лет его личный необлагаемый минимум увеличивается на 50 тыс. евро. В Италии семья по основному месту жительства имеет льготу 200 евро плюс 50 евро на каждого ребенка в возрасте до 26 лет. В Литве для всех квартир и жилых домов из налогооблагаемой базы вычитается 290 тыс. евро необлагаемого минимума. В штате Флорида для жилых домов налогооблагаемая база уменьшается на 25 тыс. долларов, вычет в 500 долларов предусмотрен для вдов и вдовцов (они теряют право на него при заключении нового брака) и при постоянной инвалидности налогоплательщика.

В некоторых государствах уплата налога на имущество является основанием для уменьшения на его величину совокупного дохода при расчете подоходного налога. Это практикуется, например, в Дании, а в Нидерландах – только при использовании имущества в коммерческих целях.

Читайте так же:  Можно ли потратить материнский капитал на покупку автомобиля 2019

Отношение граждан к налогам

Есть страны, в которых развита культура участия граждан в общих делах, обеспечен доступ к информации органов власти, то есть прозрачны заключаемые ими контракты, сметы, фактические расходы. Там проводятся не показные, а полноценные общественные слушания по проектам благоустройства поселков и городов. Швейцария практикует ключевые вопросы жизни на уровне федерации, кантона и муниципалитета решать через референдумы разного уровня. А в Великобритании местные власти опрашивают жителей городка даже по, казалось бы, такому незначительному поводу – не будут ли они возражать, если два конкретных стандартных места под стоянку займет школьный автобус. И жители этих стран относятся к уплаченным ими налогам, в том числе на недвижимость, как к складчине, идущей на реализацию общих интересов. Ведь местные власти определяют ставки налога на имущество, который касается каждого жителя, исходя из потребностей местных бюджетов. Жители хотят знать, как расходуются собранные с них деньги, и контролируют чиновников.

Однако немало стран, где жители относятся к органам власти, как к «оседлым бандитам», собирающим дань в виде налогов. В них социальная реклама взывает: «Заплати налог и спи спокойно». И налогоплательщики «спят спокойно», видя в налогах только вынужденные поборы. Они принудительно отдали часть своих доходов и дальше не интересуются, куда пошли деньги. А даже если и поинтересуются, то все равно достоверной информации не получат. К сожалению, Россия относится к числу таких стран.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ

Как бы ни был велик налог, но если

он ложится на всех пропорционально,

то никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

Что сердит людей больше всего – что они платят

налогов больше, чем их соседи. Уильям Петти, английский экономист

В конце января многих граждан России встревожила информация о новом налоге на недвижимость для физических лиц. В настоящий момент идет работа над законопроектом, и если летом соответствующий закон будет принят в Госдуме, то новый метод расчета налогов начнут вводить в действие уже в 2014 году. Данным налогом планируют заменить два уже существующих — налог на имущество физических лиц и земельный налог. По мнению Минфина, налог на имущество сейчас несет не такую экономическую выгоду, как должен, и надо увеличивать поступления от данного налога в местные бюджеты. В связи с этим актуальность данной темы на современном этапе является очевидной.

Цель данной работы — изучить особенности налогообложения имущества в зарубежных странах, действующее законодательство по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в РФ, исследовать информацию о новом налоге на недвижимость, особенностях его взимания и возможных последствиях его внедрения.

Научная новизна исследования состоит во всестороннем анализе перспектив внедрения налога на недвижимость с учетом опыта зарубежных стран и российской специфики.

В ходе исследования использовались следующие общенаучные методы и приемы: анализ, синтез, дедукция, индукция, методы обобщения, сравнительного анализа и группировки.

Результаты данного научного исследования могут быть использованы при создании нормативно-правовой базы по налогу на недвижимость и определении направлений развития фискальной политики государства.

Приступая к исследованию, давайте рассмотрим, что представляет собой имущественный налог, когда он впервые появился и как изменялся со временем.

Граждане любого государства вносят в казну различные налоги, сборы и пошлины. Большинство граждан уплачивают одновременно несколько налогов: подоходный налог и ряд налогов на имущество, которые в большинстве стран рассматриваются как налоги на накопленное богатство.

Имущественные налоги, являясь неотъемлемой частью налоговой системы любого государства, как правило, служат основой доходной части местных бюджетов.

Поимущественный налог был известен ещё в Древней Греции и Древнем Риме; поступал в казну и предназначался исключительно для финансирования военных расходов. В период феодализма поимущественный налог принял более регулярный характер; им облагалось имущество кустарей, ремесленников и крестьян. Дворяне и духовенство не входили в податное сословие и были освобождены от уплаты налога. Создание более гибких форм налогообложения, а также рост и дифференциация его объектов привели к вытеснению поимущественного налога подомовым, поземельным и др. налогами, которые взимались с различных видов имущества. С развитием капитализма на смену поимущественному налогу приходит подоходное обложение.

Налог на имущество физических лиц — один из первых налогов постсоветской России. Соответствующий закон (Закон РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц») был принят еще в 1991 году, а затем несколько раз корректировался после принятия Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что в Налоговом кодексе РФ до сих пор нет главы, регулирующей взимание этого налога, поэтому он до сих пор рассчитывается по старым инструкциям и ведомственным приказам.

Для более полного изучения исследуемого вопроса рассмотрим, что понимается под терминами имущество, налог на имущество и рассмотрим основные элементы земельного налога и налога на имущество физических лиц, закреплённые законодательством Российской Федерации.

В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре имущество (англ. property) – 1) совокупность вещей, материальных ценностей, денег, ценных бумаг, находящихся в собственности или оперативном управлении юридических и физических лиц; 2) совокупность вещей и имущественных прав на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц (актив); 3) совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, характеризующих имущественное положение их носителя (актив и пассив) [3].

Под имуществом в Налоговом Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Объектами налогообложения являются: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на имущество.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом [13].

Инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, согласно инструкции МНС России от 02.11.1999 г. №54, понимается «восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги».

Налог на имущество физических лиц, также как и земельный налог является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости устанавливаются в следующих размерах: стоимость имущества до 300тыс. руб — 0,1%, стоимость имущества от 300 до 500 тыс. руб — 0,3%, стоимость имущества свыше 500тыс. руб — 2% [13].

В Астраханской области ставка налога составляет: до 300 тыс. рублей — 0,099%; от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 0,25%; от 500 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей — 0,5%; свыше 1000 тыс. рублей — 1,0% [3].

В Волгоградской области ставки данного налога представлены следующим образом: на жилые дома (домовладения), квартиры, дачи (садовые домики), гаражи суммарной инвентаризационной стоимостью: до 300 тыс. рублей — 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 0,25%, от 500 тыс. рублей до 600 тыс. рублей — 0,4%, от 600 тыс. рублей до 650 тыс. рублей — 0,6%, от 650 тыс. рублей до 700 тыс. рублей — 0,8%, от 700 тыс. рублей до 750 тыс. рублей — 1,0%, от 750 тыс. рублей до 800 тыс. рублей — 1,2%, от 800 тыс. рублей до 850 тыс. рублей — 1,4%, от 850 тыс. рублей до 900 тыс. рублей — 1,6%, от 900 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей — 1,8%, свыше 1000 тыс. рублей — 2,0%; на иные строения, помещения и сооружения суммарной инвентаризационной стоимостью: до 300 тыс. рублей — 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 0,3%, свыше 500 тыс. рублей — 2,0% [4].

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

С 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Земельный налог устанавливается и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков [1].

Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом [13].

При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговым периодом по налогу является календарный год. В качестве отчетных периодов для организаций и индивидуальных предпринимателей названы I квартал, II квартал и III квартал [1].

Проанализируем объёмы поступлений от налогов в бюджет Российской Федерации (рис.).

Рис. Структура налоговых поступлений бюджета РФ

Как видно из рисунка, доля доходов от имущественных налогов не слишком велика. В связи с этим возникает необходимость сравнения поступлений от данного налога в России и зарубежных странах.

Давайте рассмотрим механизм начисления, объёмы поступлений и ставки налога на имущество в зарубежных странах.

В качестве самостоятельного налога поимущественный налог сохранился в США, Великобритании, Канаде, ФРГ и ряде др. стран. Он взимается со стоимости зданий, земли, оборудования, торгово-промышленных помещений и т.д. Плательщиками Поимущественного налога выступают физические и юридические лица — собственники или арендаторы имущества. Ставки поимущественного налога (за редким исключением) пропорциональные. Если и есть прогрессия в обложении, то она крайне невелика, что весьма выгодно имущим классам. Поимущественный налог поступает в местные бюджеты. В США в середине 60-х гг. он составлял около 88% налоговых поступлений, в Великобритании — около 25% всех доходов местных бюджетов. Крупные владельцы перелагают основное бремя поимущественного налога на трудящихся путём включения значительной части суммы поимущественного налога в арендную плату. Интересы собственников всячески охраняются. Так, в Великобритании полностью освобождаются от обложения жилые дома, не сданные в наём, помещения религиозных организаций и др. Промышленные, торговые и транспортные предприятия облагаются обычно льготным налогом.

В Великобритании взимается единый налог на имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности. Органы местного самоуправления взимают налог на недвижимость. Налогооблагаемая база в данном случае — предполагаемая сумма годовой арендной платы.

Налог, выплаченный на недвижимость, занимаемую для целей торговли, бизнеса, профессиональной деятельности, может служить основанием вычета для налога на доходы компаний; в Шотландии и Северной Ирландии применялись другие системы. Во Франции есть три различных налога: налог на имущество — застроенные и незастроенные участки и налог на жилье. Налог на имущество и налог на жилье — это различные виды налогов и они могут налагаться одновременно. Таким образом, на собственника жилья могут налагаться оба налога.

Читайте так же:  Полномочия правительства в канаде

В Германии налог на недвижимость налагается ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения. Он налагается на налоговую стоимость имущества по общей федеральной ставке 0,35%. Результат умножается на местный коэффициент, который может составлять от 280 до 600%, в силу чего конечная ставка составляет от 0,98% до 2,1% налоговой стоимости имущества. Средняя ставка составляет около 1,5%. Для юридических лиц налог может служить основой вычетов для целей налога на прибыль компаний и налога на предпринимателей, для физических — налог может служить основой вычетов для только целей подоходного налога, если собственность используется в коммерческих целях или является источником дохода, к примеру, сдается в аренду.

В Голландии налог на недвижимость ежегодно налагается местными органами. Налог состоит из части налагаемой на собственников недвижимости и части, налагаемой на пользователей недвижимости. Когда собственник и пользователь являются одним и тем же лицом, на это лицо налагаются обе части налога. Налогооблагаемая база устанавливается государственной оценкой. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок.

В Испании налог взимается ежегодно органами местного самоуправления. Налогооблагаемая база — кадастровая стоимость. Она переоценивается каждые 8 лет Кадастровым управлением со ссылкой на рыночную стоимость имущества, включая стоимость земли и сооружений. Это налог может быть основой вычета для целей налога на доходы компаний. В среднем налоговые ставки составляют 0,4% для имущества, находящегося в городе и 0,3% — в сельской местности, но могут применяться и более высокие ставки.

В Швеции государственный налог на недвижимость налагается на все виды недвижимости, которая может быть использована для проживания, в коммерческих и производственных целях. Налогооблагаемая база — оцененная стоимость имущества на дату на два года ранее, чем соответствующий налоговый год. В данном случае обеспечивается преимущество, связанное с тем, что органы, проводящие оценку, могут проанализировать всю информацию, необходимую для оценки. Налоговая ставка составляет 1,3% на дома, разделенные на арендуемые квартиры и блоки квартир, 1,0% на помещения, используемые в коммерческих целях и 0,5% на промышленную собственность. Новые жилые помещения освобождаются от налога на первые 5 лет, на следующие 5 лет ставка снижена на 50%. Вообще, все предоставляемые льготы относятся к объектам недвижимости. Налог может служить основой вычетов для целей налога на доходы компаний.

В США и Швейцарии не существует единого налога на федеральном уровне. Налоги на недвижимость налагаются в некоторых штатах, либо кантонах либо уровне кантонов — штатов, либо на местном уровне. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Они наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок. В швейцарском кантоне Базельштадт, ставка налога на недвижимость составляет 0,4% рыночной стоимости, сниженная ставка в 0,2% применяется к некоторым компаниям. В городе Уинтон — налогооблагаемая база равна 1.

В таблице систематизированы сведения о действующих ставках и базах по налогу на имущество в зарубежных странах и представлено их сравнение с Россией.

Особенности исчисления налога на имущество в зарубежных странах

Поступления от налога от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти

кадастровая стоимость имущества

предполагаемая сумма годовой арендной платы

налоговая стоимость имущества

рыночная стоимость недвижимости

устанавливается государственной оценкой

Капитальная стоимость объекта недвижимости, которая в зависимости от установленной системы оценки может определяться как по рыночной, так и по оценочной стоимости объекта

все недвижимое имущество, в том числе жилые помещения, земля; ценные бумаги, банковские депозиты.

инвентаризационная стоимость имущества

Таким образом, можно сделать вывод, что ставка налога на имущество в России меньше чем в Великобритании и Франции, но больше чем в других странах, указанных в таблице. В целом доля данного налога в общем объёме поступлений в бюджет меньше, чем в Великобритании, Франции, Японии, Голландии. Во многом это зависит от того, как формируется налоговая база. В тех странах, где стоимость имущества оценивается максимально приближенно к рыночной, и объем поступлений значительно выше. Всё это послужило причиной появления мнений о необходимости реформирования механизмов налогообложения и возможно стало предпосылкой идей внедрения в нашей стране нового налога – налога на недвижимость.

В России впервые законопроект налога на недвижимость был рассмотрен депутатами Государственной Думы РФ в еще в 2004 году. Однако дальнейшее прохождение этой инициативы было заморожено по причине нехватки необходимой базы для расчета налога, приведения в порядок данных по объектам недвижимости и земельным участкам и необходимости проведения оценки объектов.

В начале 2013 года Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по развитию местного самоуправления дал поручение Правительству РФ внести изменения в законодательство, обеспечивающее право субъекта Федерации с 2014 года вводить местный налог на недвижимое имущество. В конце января 2013 года ФНС провела предварительные расчеты для всех категорий собственников по результатам рыночной оценки объектов недвижимости в 83 регионах страны и исходя из ставки 0,1 процента для жилой недвижимости. Таким образом, на данный момент сложились все условия для того, чтобы Государственная Дума РФ в ближайшее время приняла закон о новом налоге на недвижимость.

Минфин обнародовал основные параметры готовящегося им законопроекта о новом налоге на недвижимость физических лиц. Этот налог будет вводиться местными властями в 2014-2018 годах и станет взиматься с кадастровой, то есть с близкой к рыночной, цене жилья.

Росреестр предоставил возможность в открытом доступе на сайте организации публичную кадастровую карту, где предоставляется возможность по адресу определенного объекта недвижимости получить информацию не только о его кадастровой стоимости, но и о его статусе, задекларированной площади, категории земли, на которой находится данный объект, а также о том, где и в каких организациях собственник может получить ответы на любой вопрос, связанный с информацией и услугами по данному объекту, в том числе и о регистрации прав на жилые помещения. Исключение из всего кадастра объектов недвижимости составляют только 1% еще неоцененных и поэтому неразнесенных на кадастровой карте строений.

Если кадастровая стоимость недвижимости в собственности одного владельца превышает 300 млн руб., будут действовать повышенные ставки налога: 0,5% — в отношении любых объектов капитального строительства и 1,5% — в отношении земель любых категорий. Все это предельные ставки налога: конкретный их размер будут устанавливать муниципалитеты.

Согласно предложениям министерства, налог на недвижимость будет вводиться постепенно в течение нескольких лет — до 1 января 2018 года по мере готовности муниципальных образований. Минфин обращает внимание, что резкого роста налоговой нагрузки на граждан не будет. По оценке ведомства, даже без учета возможности местных властей снижать размеры ставок и увеличивать вычеты ставка налога для трехкомнатной квартиры в Москве площадью 75 кв. м составит 1,8 тыс. руб. в год, для двухкомнатной квартиры площадью 55 кв. м — 1,2 тыс. руб. в год. Тем не менее, по расчетам Федеральной налоговой службы, без учета возможных послаблений по налогу со стороны местных властей, нагрузка на граждан вырастет в 2,8 раза — с нынешних средних 686 руб. по действующему налогу на имущество физлиц в 2011 году до 1,892 тыс. руб.

Пока законопроект Минфина не согласован с другими ведомствами — в частности, претензии есть у Минэкономики. Так, ведомство предлагает устанавливать ставки с учетом данных о кадастровой стоимости по каждому субъекту РФ. Кроме того, Минэкономики предлагает подвести под действие законопроекта и юридических лиц. В Минфине это считают невозможным, поскольку налог на недвижимое имущество граждан будет местным налогом, налог же на имущество организаций отнесен к региональным. Разногласия предполагается снять в ближайшее время на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Местные власти должны провести большую работу по приведению в порядок документации о недвижимости, чтобы обеспечить возможность введения с 2014 г. налога на недвижимое имущество, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления. «Для того, чтобы этот налог был введен, нужно как следует поработать с точки зрения приведения в порядок самой документации по недвижимости», — сказал он.

Путин напомнил, что правительству РФ дано поручение подготовить законопроект, дающий муниципалитетам право с 2014 г. вводить налог на недвижимое имущество. «Этот налог должен стать важным источником доходов местных бюджетов», — сказал Путин. По словам президента, вопрос финансовой обеспеченности муниципалитетов является ключевым, и работа по повышению их бюджетной самостоятельности будет продолжена.

Но что же думают участники рынка недвижимости о введении данного налога? Давайте рассмотрим и проанализируем их мнения.

Александр Пыпин, руководитель аналитического центра «ГдеЭтотДом.Ру» считает: «Ставка в 0,1% от стоимости обычной квартиры — явно не та величина, которая повлечет существенные изменения на массовом рынке жилой недвижимости. Тем более, средняя обеспеченность жильем в стране как раз около 20 кв. м (если на каждого собственника приходится менее 20 кв.м, налог не платится), а на рынке новостроек, который является наиболее инвестиционно привлекательным, налогооблагаемая база у покупателя-инвестора появляется только после регистрации собственности. Впрочем, есть ряд сегментов рынка, на которые новый налог может повлиять существенно. Во-первых, это наиболее дорогие квартиры, которые по тем или иным причинам до сих пор остались в собственности малообеспеченных иили одиноких граждан. Им придется раскошеливаться на десятки тысяч рублей, что составит существенную долю их годового дохода. Вот такие семьи вполне могут продать квартиры и переехать в менее дорогое жилье, но их будет немного».

Дарья Погорельская, руководитель юридического департамента ГК «МИЦ» также думает, что новый налог не сможет сильно повлиять на рынок недвижимости: «Полагаем, что в краткосрочной перспективе введение новых ставок налога не должно отразиться на рынке недвижимости. Особенно это касается новостроек, поскольку начисление налога будет производиться после оформления права собственности на объект недвижимости, то есть уплата налога будет обязанностью уже собственника, а не застройщика.

В зависимости от установленных местными властями ставок, новый налог может повлиять на рынок инвестиционных квартир, но не обязательно в контексте увеличения продаж. Возможно, более активно будет происходить сдача таких квартир в аренду, причем увеличенные ставки налога будут соответственно учтены при установлении размера арендной платы».

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что в идеале цель любого законопроекта, регулирующего в перспективе порядок взимания налога на недвижимость, в который, возможно, трансформируется налог на имущество физических лиц, состоит в том, чтобы обязать собственников элитной, дорогой недвижимости платить соответствующие значительные суммы налога, а социально незащищенные слои населения уберечь от тяжести налогового бремени. Насколько это реально — покажет время. В то же время кардинальная ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Закон РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Решение Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 24 ноября 2005 г. N 224 «Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Астрахань».

Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 23 ноября 2005 г. N 24/464 «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда».

Бестаева З. У. Налог на имущество физических лиц: актуальные проблемы и перспективы развития // Налоги и налогообложение. -2012-№6.

Богуславская Н. Налог на имущество физических лиц: проблемы и пути совершенствования // Вестник ХГАЭП.– 2006.– №2 (23).– с. 56-62.

Вислогузов В. Названы параметры нового налога на недвижимость// Коммерсант — 01.02.13 .

Гарант URL: http://base.garant.ru/10164072/6/#block_128.

Игорь Измалков. День. Газета № 34 (0936) от 3 сентября 2009 г. Что такое инвентаризационная стоимость в налоге на имущество и как ее завышают// День. -2009- № 34.

Петрова И. Каким будет новый налог на недвижимость подскажет кадастровая карта/ / Антириелторы URL: http://antirr.ru/news/3519.html.

Петрова Ю. В Москве повышают налог на имущество// Ведомости-24.10.2012.

СИА Рынок Финансы Недвижимость URL: http://sia.ru/?section=410&action=show_news&id=256116

Федеральная налоговая служба URL: http://www.nalog.ru/.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь под общ. ред. А.Г. Грязновой, М., 2004 г.

Цирульник Е. Изменения в порядке исчисления налога на имущество// Клерк URL : http://www.klerk.ru/buh/articles/307596/.

Студенческий научный форум — 2014
VI Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Налог на имущество зарубежных стран