Приказ по бланкам строгой отчетности

Содержание страницы:

Примерная форма приказа о создании постоянно действующей комиссии по приему, передаче и списанию бланков строгой отчетности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Приказ
о создании постоянно действующей комиссии
по приему, передаче и списанию бланков строгой отчетности

г. [ место издания приказа ]

[ число, месяц, год ]

В целях обеспечения приема, передачи и своевременного списания с учета и уничтожения испорченных бланков строгой отчетности в [наименование организации] приказываю:

1. Создать постоянно действующую комиссию по приему, передаче и списанию бланков строгой отчетности (далее — комиссия).

2. Утвердить следующий состав комиссии:

— [ фамилия, инициалы, должность работника ];

— [ фамилия, инициалы, должность работника ];

— [ фамилия, инициалы, должность работника ].

3. Председателем комиссии назначить [ фамилия, инициалы, должность работника ].

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель организации [ подпись, инициалы, фамилия ]

С приказом ознакомлены:

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма приказа о создании постоянно действующей комиссии по приему, передаче и списанию бланков строгой отчетности

Разработана: Компания «Гарант», октябрь 2015 г.

Приказ об утверждении бланков строгой отчетности — образец

Приказ об утверждении бланков строгой отчетности — образец доступен для загрузки на нашем сайте — составляется с учетом ряда особенностей. Каких именно и в чем заключаются нюансы утверждения этого локального акта, рассмотрим далее.

Каким образом утверждаются БСО?

В соответствии со ст. 1.1 закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» № 54-ФЗ от 22.05.2003 бланк строгой отчетности — это первичный учетный документ.

Утверждение БСО может быть осуществлено:

  1. Если хозяйствующий субъект обязан вести бухучет, то:
  • в приложении к приказу об учетной политике (при ее первичном составлении или изменении в случаях, оговоренных в п. 6 ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • приказом о введении в документооборот новых форм БСО в качестве первичной документации (в случае необходимости применения новых бланков БСО наряду с теми, что уже были утверждены, или вместо них).

2. Если хозяйствующий субъект не ведет бухучета и не утверждает учетной политики — приказом о введении новых бланков строгой отчетности в документальный оборот.

Можно ли утверждать новые БСО дополнением к учетной политике?

Возможность вносить дополнения в уже действующую учетную политику предусмотрена абз. 5 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», согласно которому не является ее изменением утверждение способа ведения бухучета новых фактов хозяйственной жизни предприятия, то есть тех, которые ранее в его деятельности отсутствовали.

В свою очередь, определение факта хозяйственной жизни дано в подп. 8 ст. 3 закона № 402-ФЗ: таким фактом является сделка, событие, хозоперация, способные повлиять на финансовый результат деятельности хозсубъекта.

Назначение же первичного документа (в данном случае БСО) состоит в документальном подтверждении соответствующего факта хоздеятельности субъекта (сам БСО не является ни сделкой, ни хозоперацией, способной изменить финансовые результаты деятельности, ни способом ведения бухучета). Таким образом, если у предприятия не появилось в деятельности новых хозяйственных операций, осуществление которых сопровождается применением новых бланков БСО, законные основания для введения таких бланков в документооборот в качестве дополнения к учетной политике отсутствуют. В этом случае новые формы БСО можно ввести обычным приказом.

Однако если новые хозоперации появились и они требуют применения новых бланков строгой отчетности, описание способов бухучета таких фактов и формы соответствующих им первичных документов следует закрепить в дополнении к учетной политике.

ВАЖНО! Закон № 402-ФЗ не содержит обязательного условия утверждения первичных документов именно в учетной политике (в его предшественнике — законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ такое требование существовало). Это значит, что применяемая на предприятии первичка может быть утверждена как в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008, так и иным локальным актом предприятия.

Рассмотрим, как может выглядеть такой локальный нормативный документ.

Приказ об утверждении БСО: структура документа

Приказ об утверждении БСО, утверждающий бланки в качестве первички, может содержать:

1. Формулировки, обосновывающие издание документа в соответствии с положениями тех нормативно-правовых актов, на основании которых предприятие использует БСО. Таких, например, как:

  • закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ;
  • закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • постановление Правительства от 06.05.2008 № 359.

2. Формулировки, отражающие тот факт, что осуществляется утверждение БСО, представленных в определенном перечне (при этом указываются наименования бланков).

3. Формулировку о том, что образцы вводимых в документооборот БСО прилагаются к приказу.

4. Сведения о том, когда приказ вступает в силу.

Приказ подписывает руководитель организации. Факт ознакомления с документом могут удостоверить главный бухгалтер и другие лица, которые в соответствии с приказом об утверждении первички (либо в соответствии с учетной политикой) ответственны за осуществление оборота БСО на предприятии.

Образец приказа об утверждении БСО в качестве первичного документа вы можете загрузить на нашем сайте.

Применяемые субъектом бланки БСО могут утверждаться учетной политикой, а также приказом о введении в документооборот новых форм первичной документации. Введение в документооборот новых форм БСО при отсутствии соответствующих новых фактов хоздеятельности предприятия не следует вводить дополнением к учетной политике.

Узнать больше о специфике применения различных БСО на практике вы можете в статьях:

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

ООО «П»
ПРИКАЗ
__.__.20__ № ____ г. ______

О бланках строгой отчетности

В целях обеспечения своевременного и качественного учета и контроля за бланками строгой отчетности, используемыми в деятельности ООО «П»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Главному бухгалтеру в срок до ______________ подготовить и представить перечень бланков строгой отчетности, используемых (применяемых) на предприятии.
2. Создать постоянно действующую комиссию по движению бланков строгой отчетности в составе:
председатель — главный бухгалтер И.И. Иванова;
секретарь — ______________________________;
члены комиссии:
____________________
____________________
______________________
3. Разработать положение о постоянно действующей комиссии по движению бланков строгой отчетности до ______________________.
Директор _____________________ С.С. Сидоров
(подпись)
Ознакомлены:
В дело №

__.__.200_ № ________
г._________________

О бланках строгой отчетности

В целях обеспечения своевременного и качественного учета и контроля за бланками строгой отчетности, используемыми в деятельности ООО «П»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить перечень бланков строгой отчетности, используемых (применяемых) на предприятии (приложение 1 к приказу).
2. Утвердить перечень работников, ответственных за учет, хранение и отпуск бланков строгой отчетности, используемых на предприятии; места и порядок хранения (приложение 2 к приказу).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера И. И. Иванову.
4. Утвердить положение о постоянно действующей комиссии по движению бланков строгой отчетности (приложение 3 к приказу).
Директор _____________________ С.С. Сидоров
(подпись)
Ознакомлены:
В дело №

Приложение 1
к приказу от __________ № __

Перечень бланков строгой отчетности

Приложение 2
к приказу от __________ № _

Перечень работников, ответственных за учет, хранение и отпуск бланков строгой отчетности, используемых на предприятии; места и порядок их хранения

№ п/п Наименование бланков Ответственный
за хранение и учет Место
и порядок хранения
Ф.И.О. должность

Хранение бланков строгой отчетности

Подборка наиболее важных документов по запросу Хранение бланков строгой отчетности (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Хранение бланков строгой отчетности

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Хранение бланков строгой отчетности

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Хранение бланков строгой отчетности

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Читайте так же:  Доверенность на права подписи накладных образец

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.08.97 N 9
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

2. Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности

2.1. Бланки строгой отчетности, изготовленные в установленном порядке, приобретаются у поставщика непосредственно или через почтовую организацию. К каждой партии бланков должна прилагаться копия накладной или другая сопроводительная документация с указанием наименования бланков, их серий, номеров и стоимости приобретения.

2.2. Полученные от поставщика бланки строгой отчетности принимаются должностным лицом (из п. 2.4) в присутствии комиссии, назначаемой приказом руководителя организации. Приемка производится в день поступления. Комиссия сличает фактическое количество бланков строгой отчетности, их серии и номера по данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляет акт на приходование соответствующих бланков (форма акта — Приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям). Акт является основанием для принятия бланков на учет. В случае обнаружения расхождений или наличия бракованных бланков копия указанного акта направляется претензионным письмом поставщику бланков.

2.3. Полученные бланки строгой отчетности передаются на хранение на склад (в кладовую) организации. В приходном ордере склада (кладовой) должны быть указаны наименования квитанций или других бланков строгой отчетности, их серии, номера (с N по N) и количество квитанционных книжек или отдельных бланков.

Склад (кладовая) ведет количественный учет бланков строгой отчетности по их наименованиям на карточках складского учета материалов по типовой форме. Хранящиеся на складе (в кладовой) квитанционные книжки и другие бланки строгой отчетности выдаются должностному лицу организации по требованию типовой формы.

Кассир ведет учет квитанционных книжек и других бланков строгой отчетности по их наименованиям, сериям и номерам в Книге учета (Приложение N 3 к настоящим Методическим указаниям). Листы Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью организации.

При регистрации квитанционных книжек и других сброшюрованных бланков строгой отчетности в Книге учета должностное лицо обязано проверить наличие всех экземпляров комплекта в каждой книге и пригодность их для оформления заказов с тем, чтобы впоследствии не было предъявлено претензий со стороны получателей на отсутствие того или иного экземпляра комплекта и на их непригодность вследствие каких-либо дефектов.

2.4. Должностные лица в организации, которым поручается получение, хранение, выдача и использование бланков строгой отчетности (кассир, завхоз, кладовщик, главный бухгалтер), заключает с руководителем организации договор о полной индивидуальной материальной ответственности по установленной форме (Приложение N 1 к настоящим Методическим указаниям).

2.5. Работникам, связанным с выдачей, хранением, использованием бланков строгой отчетности и приемом выручки, руководителем организации должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков строгой отчетности и денежных средств. В отношении оформления приема, хранения, выдачи, использования и учета квитанций и других бланков строгой отчетности эти работники руководствуются настоящими Методическими указаниями и указаниями главного бухгалтера организации.

2.6. Бланки строгой отчетности хранятся в несгораемых шкафах, металлических и деревянных ящиках, обитых железом. В организации, получающей бланки строгой отчетности в больших количествах, допускается хранение их в специально оборудованных кладовых в условиях, исключающих порчу и хищение бланков. По окончании рабочего дня места хранения бланков строгой отчетности опечатываются сургучной печатью или опломбируются.

2.7. Организация ведет бухгалтерский учет бланков строгой отчетности в порядке, указанном в настоящем разделе. При наличии подразделений или отдельных работников (мастеров) приемной сети организация ведет также забалансовый учет бланков строгой отчетности, выданных под отчет указанным подразделениям, а также отдельным непосредственно подотчетным мастерам. Забалансовый счет отрывных билетов ведется по их достоинству, т.е. цене, указанной на билетах, количеству билетов и общей учетной их сумме по номиналу. При отсутствии достоинства билетов они учитываются по фактической стоимости приобретения.

Бланки строгой отчетности учитываются на счете 10 «Материалы» по их наименованию, количеству и фактической стоимости их приобретения.

2.8. Подразделение организации отчитывается за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки, отметкой в Заборно — контрольных листах о получении и использовании (Приложение N 4 к настоящим Методическим указаниям), неся ответственность за использование каждого полученного ими бланка строгой отчетности.

2.9. Для выполнения операций по хранению, выдаче и использованию бланков строгой отчетности могут назначаться следующие должностные лица:

— в организации — кассир (главный бухгалтер, завхоз, кладовщик);

— в подразделениях, приемных пунктах — руководитель подразделения (мастер, приемщик и т.п.);

— физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2.10. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет бланков строгой отчетности. При приобретении бланков строгой отчетности физическим лицом составляется в произвольной форме акт о приобретении у поставщика (с указанием его реквизитов) бланков строгой отчетности (с указанием их наименования, количества, серии и номеров). К акту должны быть приложены сопроводительные документы (накладные, квитанции и т.п.). Порядок хранения и уничтожения бланков строгой отчетности осуществляется в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

2.11. До выдачи подразделению организации, приемщикам и т.п. квитанционных книжек и других сброшюрованных бланков строгой отчетности должностное лицо проставляет на обложках книжек или на наклеенных на книжку листах номера квитанций (с N по N включительно), ставит печать или штамп на тех экземплярах квитанции, которые подлежат выдаче заказчику при оформлении заказа (на остальных экземплярах печать или штамп не ставятся), и передает отобранные для выдачи книжки главному бухгалтеру, который скрепляет своей подписью сделанные на обложках (наклеенных на обложку листах) записи.

После этого на обложках (наклеенных на книгу листах) ставится печать организации, выдавшей книжку.

2.12. Выдача бланков строгой отчетности подразделению организации производится должностным лицом на основании распоряжения главного бухгалтера по Заборно — контрольным листам по прилагаемой форме (Приложение N 4 настоящих Методических указаний), предъявляемым получателем, на срок их расходования — 2 — 3 дня, а для отдаленных подразделений — не более чем на 7 дней.

2.13. Заборно — контрольные листы заполняются в двух экземплярах, из которых один выдается бухгалтерской службой организации материально ответственному лицу под расписку в реестре, второй хранится в бухгалтерской службе и на его основе осуществляется забалансовый учет бланков строгой отчетности. На каждый вид наименований бланков строгой отчетности открывается отдельный лист.

Заборно — контрольные листы должны иметь штамп организации, помещаемый в левом верхнем углу. В правом верхнем углу ставится дата выдачи листа, подпись главного бухгалтера и печать организации.

Заполнив разделы «Затребовано» и «Использовано», материально ответственное лицо предъявляет Заборно — контрольный лист бухгалтеру, осуществляющему контроль за правильным использованием бланков строгой отчетности. Проверив правильность заполнения данных об использовании ранее выданных бланков строгой отчетности и необходимости выдачи последующей партии бланков, бухгалтер ставит подпись в соответствующей графе листа.

2.14. На основании оформленного указанным образом Заборно — контрольного листа должностное лицо организации выдает бланки строгой отчетности под расписку получателя в Книге учета бланков строгой отчетности, одновременно заполняет раздел «Выдано» Заборно — контрольного листа, что подтверждает своей подписью.

При выдаче отрывных билетов в графах 5 и 10 указанной Книги вместо количества квитанций указывается номинальная стоимость выданных билетов (общая сумма).

2.15. Бухгалтер, осуществляющий контроль за правильным использованием бланков строгой отчетности, обязан проверить, имеются ли на обложках (наклеенных на книжку листах) использованных квитанционных книжек и других сброшюрованных бланков печать и подпись главного бухгалтера, все ли корешки квитанций сохранены и соответствуют ли суммы, значащиеся в корешках, суммам, показанным в копиях квитанций, сдаваемых в бухгалтерскую службу, или кассовых отчетах (ведомостях, реестрах).

2.16. В случае обнаружения при проверке недостач корешков (копий) квитанций, несоответствия указанных в корешках (копиях) сумм, подчисток и исправлений в корешках (копиях) и на обложках книжек (наклеенных на книжку листах) и других сброшюрованных бланков строгой отчетности, а также в случае других нарушений установленного порядка заполнения и использования бланков строгой отчетности выдача новых квитанционных книжек и других бланков строгой отчетности приостанавливается и об этом немедленно письменно извещается руководитель организации.

Руководитель организации обязан тщательно разобраться в причинах указанных выше нарушений и принять соответствующие меры по устранению и недопущению их в дальнейшем. В отношении материально ответственного лица, допустившего недостачу корешков (копий) квитанций и других бланков строгой отчетности, несоответствие указанных в квитанциях, их корешках и копиях сумм, подчистки и исправления в бланках и другие нарушения установленного порядка заполнения и использования бланков строгой отчетности, должен быть поставлен вопрос о немедленном отстранении его от занимаемой должности и проведении документальной ревизии, а в соответствующих случаях — о передаче дела в следственные органы, с предъявлением гражданского иска за причиненный ущерб.

Читайте так же:  Приказ 566 от 01.10.2019

2.17. Возложение обязанностей по контролю за использованием бланков строгой отчетности на должностных лиц, производящих их выдачу, не допускается .

За исключением организаций, где обязанности должностного лица совмещены в одном лице с главным бухгалтером или руководителем организации, а также для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае выполнения ими торговых операций или оказания услуг при расчетах с населением без использования контрольно — кассовых машин.

2.18. Выданные под отчет подразделениями организации бланки строгой отчетности списываются со счета 10 «Материалы» в субсчета счета 25 «Общепроизводственные расходы» (или аналогичные счета) по фактической цене по мере их использования и принимаются на забалансовый учет на счет 006 «Бланки строгой отчетности».

В качестве регистра аналитического учета к забалансовому счету 006 «Бланки строгой отчетности» служат Заборно — контрольные листы, по которым ежемесячно должны составляться оборотные ведомости по видам бланков и местам их хранения. Данные оборотных ведомостей должны ежемесячно сверяться с записями по Книге учета бланков строгой отчетности.

2.19. При получении бланков строгой отчетности получатели обязаны проверить в присутствии должностного лица наличие всех экземпляров, их серии и номера, в отрывных билетах также номинальную стоимость отрывных билетов и пригодность получаемых бланков строгой отчетности для оформления заказов. После получения никакие претензии на отсутствие того или иного экземпляра комплекта или непригодность бланков не принимаются.

2.20. Подразделения организации обязаны отчитаться за каждый полученный ими и использованный бланк строгой отчетности в порядке, установленном в п. п. 2.13 и 2.15 настоящих Методических указаний.

2.21. Бланки строгой отчетности, по которым производится оформление заказов и получение наличных денег (квитанции, наряд — заказы, листки учета выработки мастера парикмахерской, кассовые ведомости на выполнение работы и услуги в присутствии заказчика и т.п.), должны заполняться четко и разборчиво химическим карандашом или шариковой ручкой под копирку (или на самокопирующей бумаге) или без нее (если копии не предусмотрены). Подчистки, поправки и исправления, хотя бы и оговоренные в них, не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны.

В остальных бланках строгой отчетности, по которым получение наличных денег не производится (товарно — транспортные накладные, промерочные ведомости, акты раскроя и т.п.), допускаются исправления текстовой части путем зачеркивания неправильного текста и надписи над ним правильного текста, с обязательной оговоркой внесенной поправки за подписями лиц, составивших документ. Бланки строгой отчетности, требующие исправления количественных или суммовых показателей, перечеркиваются и прилагаются к соответствующим отчетам.

Бланки строгой отчетности в 2015 году

На смену Приказа Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н пришел Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее – Приказ № 52н), но новые формы бланков строгой отчетности не утверждены. Однако первичные документы и регистры для бухгалтерского учета таких бланков в Приказе № 52н присутствуют, и они обязательны для использования государственными (муниципальными) учреждениями.

Карина СТЕНЕЧКИНА, бухгалтер

Что понимают под бланком строгой отчетности

Некоторые документы, применяемые в деятельности государственных (муниципальных учреждений) должны изготавливаться на бланках строгой отчетности (далее — БСО). Законодательство не дает общего определения для всех БСО. Как правило, это бланки, которые:

  • подлежат специальному учету;
  • имеют уникальные идентификационные номера.

Используют бланки строгой отчетности для подтверждения какого-либо статуса, свершившегося факта, фиксации важной информации или права на что-либо, например:

  • военные билеты, аттестаты, дипломы, удостоверения, лицензии и свидетельства;
  • трудовые книжки и вкладыши к ним, медицинские книжки;
  • родовые сертификаты, листки нетрудоспособности, санаторно-курортные путевки.

Учет указанных БСО не меняется десятилетиями. Вступление в силу Приказа № 52 также не привнесло никаких изменений. Как и раньше, новый приказ Минфина России утвердил лишь те формы первичных документов, которые относятся к классу 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления». Указанная классность присвоена Общероссийским классификатором управленческой документации ОК 011-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299. Как видно из Таблицы 1, вступление в силу Приказа № 52н не повлияло на документацию, связанную с БСО.

Таблицы 1 наглядно показывает, что квитанция (ф. 0504510) изменений не претерпела. Ее форма приведена в приложении № 2 к Приказу № 52н. А в методических рекомендациях, утвержденных тем же приказом (далее – Методические рекомендации № 52н) сказано, что квитанция:

  • является типовой формой БСО;
  • применяется для оформления приема наличных денежных средств уполномоченным учреждением в установленном законодательством порядке лицами от физических лиц без применения контрольно-кассовых машин (далее – ККМ).

Однако в последнее время жаркие споры вызывает вопрос возможности применения квитанции начиная с 2016 года. Это связано с продвижением законопроекта с ID 00/03-24887/04-15/21-14-4 (далее – Проект-2015), который представляет собой не просто локальные изменения. Это фактически совершенно новый текст Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ) о применении контрольно-кассовой техники (далее — ККТ).

Каков действующий порядок применения БСО

Применение БСО вместо ККМ разрешено пунктом 2.1 Закона № 54-ФЗ. Более детальный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 359 (далее – Порядок № 359). Согласно пункту 4 Порядка № 359 БСО можно:

  • изготавливать типографским способом;
  • формировать с использованием автоматизированных систем (далее — АС).

В Методических рекомендациях № 52н речь идет о БСО, изготавливаемых типографским способом. В частности указано, что в случае приема наличных денежных средств уполномоченное лицо ежедневно сдает их в кассу учреждения. При этом составляется реестр сдачи документов с приложением копий квитанций.
Случаи, когда БСО формируются в единственном экземпляре, только для потребителя, перечислены в пункте 8 Порядка № 359. Так, например, это возможно, если все или часть реквизитов БСО указываются в электронном виде (подп. «в» п. 8 Порядка № 359).
Кроме того, согласно пункту 11 Порядка № 359 при использовании АС БСО реестры не применяются. Сама система при заполнении и выпуске БСО должна сохранять уникальный номер и серию бланка. Возможности автоматизированной системы позволяют:

  • защищать данные от несанкционированного доступа;
  • идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с каждым бланком в течение не менее 5 лет.

Есть и другие существенные различия в составе реквизитов БСО и чеков ККТ. Так, в исключительных случаях на состав реквизитов БСО могут оказывать влияние федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию (п. 5, 6 Порядка № 359).
Применение АС БСО позволяет учреждениям решить коллизию обязательного применения с 1 января 2015 года в своей учетной политике Приказа № 52н без учета действующих форм БСО, таких как, например:

  • «Туристическая путевка», утвержденная приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н;
  • «Квитанция на оплату ветеринарных услуг», утвержденная приказом Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 39н;
  • «Кинобилет», утвержденный приказом Минкультуры России от 8 декабря 2008 г. № 231;
  • «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка», утвержденные приказом Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. № 257.

Отмечу, что при заполнении указанных БСО, применяемых театрами, филармониями, парками, музеями и прочими учреждениями, также не предусмотрено изготовление копий (подп. «б» пункта 8 Порядка № 359).

Какие формы первичной учетной документации разработаны

Помимо форм, утвержденных Приказом № 52н, для учета денежных расчетов с населением без применения ККТ разработано множество унифицированных форм первичной учетной документации. Они собранны в альбом, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132.
Формы учетной документации, в которых отражаются факты хозяйственной жизни, связанной с БСО, можно найти в указаниях по применению, изготовлению, хранению, учету документов строгой отчетности. То есть в приложении № 2 к протоколу Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (ГМЭК) от 29 июня 2001 г. № 4/63-2001 (далее – Указания № 4/63-2001).
Актуальность форм, приведенных в Указаниях № 4/63-2001, подтверждена в письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941. Поэтому многие бухгалтеры считают, что испорченный или неправильно заполненный БСО перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов (форма установлена приложением № 6 к Указаниям № 4/63-2001). Делается это за тот день, в котором бланки заполнялись, вне зависимости от вида БСО (п. 10 Порядка № 359).
Однако из пункта 13 Порядка № 359 следует, что книга учета бланков документов предназначена исключительно для типографских БСО. Таким образом, если испорчены БСО, сформированные в АС БСО, то их просто необходимо перечеркнуть и обеспечить хранение в систематизированном виде. При этом порядок хранения можно установить учетной политикой организации.
В большинстве ККТ, на базе которых созданы АС БСО, имеется функция возврата с одновременным формированием возвратного БСО. Указанная функция не является обязательной ни в отношении чеков ККТ, ни, тем более, для БСО. Тем не менее, для управленческого учета в организации такая функция может оказаться полезной, а ее применение не противоречит действующему законодательству (письмо УМНС по г. Москве от 02.04.2003 г. № 29-12/17931).
Пунктом 12 Порядка № 359 предусмотрено, что организации по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию о документах, выпущенных из автоматизированных систем. В какой форме должна быть оформлена такая информация, не указано, это будет зависеть от применяемого вида АС БСО.
Если АС БСО создана на базе ККТ, то информация в налоговые органы будет предоставляться на аналоге кассовых лент. Также могут существовать аналоги Х-отчета и Z-отчета, но эти функции не обязательны, как и функция «возвратный чек». Например, для соблюдения конфиденциальности руководство решит, что сотруднику, принимающему наличную выручку, достаточно знать ее объем только за свою смену. Таким образом, работник не должен иметь возможность анализировать поступления за другие дни или общую сумму нарастающим итогом.
Возможности АС БСО очень широки, соответственно учреждение может создавать самые разнообразные отчеты по мере их надобности. То есть до получения запроса из налогового органа формировать ничего не нужно.

Читайте так же:  Договор оао согаз

Чего ждать от Проекта-2015

Из Закона № 54-ФЗ в скором времени может быть фактически удалено понятие АС БСО. Это следует из формулировки, предложенной Проектом-2015, в котором АС БСО названо ККТ.
Понятие ККТ изложено в Проекте-2015 следующим образом:

«контрольно-кассовые машины, иные специализированные электронные вычислительные машины, компьютерные устройства и их комплексы, формирующие электронные документы со сведениями о расчетах, обеспечивающие запись таких сведений в фискальные накопители и их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также печать документов с этими сведениями на бумажных носителях в виде кассовых чеков …».

Так как БСО не упоминается, то бумажный документ, оформленный на ККТ, – это чек ККТ. Возможно именно поэтому в понятии БСО слово «бланк» заменено словом «документ», то есть вместо аббревиатуры БСО будет применяться ДСО.
Сфера применения типографских БСО будет фактически ограничена лишь теми учреждениями, которые прямо перечислены в Законе № 54-ФЗ. Это связано с такими факторами, как:

  • удаленность и труднодоступность местоположения;
  • особенности ведения деятельности.

Все остальные учреждения должны будут применять ККТ независимо от вида деятельности и объема дохода. Существует большая вероятность того, что проект-2015 будет принят. Напомню, что Минэкономразвития в 2013 году дало отрицательное заключение на его предшественника.

Акт списания бланков строгой отчетности

Акт списания бланков строгой отчетности, образец и бланк которого доступны для скачивания чуть ниже, является важным для многих организаций документом. Он подтверждает факт уничтожения БСО.

Бланк строгой отчетности – это бумага, которая подтверждает факт получения денежных средств от граждан. Оплата поступает юридическому лицу или ИП за предоставленные услуги. Оформлять операции между юридическими лицами БСО категорически запрещается.

Законодательная база

Списание бланков строгой отчетности в законе регулируется Постановлением Правительства №359 от 6 мая 2008 года. Именно в нем описаны все нюансы процедуры. Также рекомендации по работе с БСО описывается в Приказе Минфина №52Н от 30 марта 2015 года. Это два основных документа, и ими следует руководствоваться при возникновении вопросов по теме.

Правила предписывают хранить акты подобного рода 5 лет (а точнее, их корешки). Даже если при заполнении БСО была допущена ошибка, его нельзя сразу же уничтожать. Как только документ был заполнен, он автоматически должен храниться до момента списания.

Обязательна ли именно такая форма

Муниципальные и государственные учреждения для этих целей с успехом используют форму 0504816 по ОКУД. Для них она утверждена законодательно и зафиксирована в качестве единственно возможной. С коммерческими же организациями процедура может быть мягче. Компания вправе сама разработать и закрепить за собой право использовать тот или иной бланк для заполнения акта списания бланков строгой отчетности. Но для этого нужно вносить его в учетную политику, разрабатывать приказ.

Таким образом, перспективу самостоятельного формирования рассматривают редко. Чаще всего скачивается обычный и принимаемый «на ура» проверяющими органами бланк формы 0504816. Он закрепился в деловых кругах. Кроме того, он удобен и имеет графы для размещения всех необходимых данных.

В приводимой документации помарки и исправления недопустимы.

Еще один значительный нюанс: для заполнения акта нужно отдельным приказом созывать комиссию.

Последняя выбирает из своих членов председателя. Именно эти люди будут нести ответственность в случае, если ситуация с бланками строгой отчетности выйдет из-под контроля. Они расписываются в документе в знак подтверждения факта окончательного списания БСО.

Элементы документа

Акт списания бланков строгой отчетности устроен достаточно просто. В начале его располагается:

  • Ссылка на законодательный акт, который предписывает его использование. Она содержится только в тех формах, которые не формируются организациями самостоятельно. Малейшее расхождение с типовой формой – и организация не имеет права публиковать ссылку на закон правом верхнем углу.
  • Виза руководителя учреждения. Она включает в себя: подпись, расшифровку подписи, должность начальника, печать организации (при наличии таковой).
  • Наименование документа с присвоенным ему номером. Именно этот номер вместе с датой подписания акта являются его опознавательным знаком при занесении в последующие регистрационные документы.
  • Мини-таблица с кодами. Там расположены: код по ОКУД (он уже проставлен в прилагаемом бланке), дата подписания акта, код по ОКПО.
  • Название организации. При необходимости – наименование структурного подразделения. Этот пункт особенно актуален при списании бланков строгой отчетности при проведении инвентаризации в рамках одного их подразделении компании.
  • ФИО материально ответственного лица, его должность.
  • Бухгалтерская информация: кредит и дебет счета, по которому проводится акт. Эта информация заполняется уже после поступления акта списания бланков строгой отчетности в бухгалтерию.
  • Перечисление состава комиссии. Оно включает ФИО председателя (отдельно) и членов комиссии с указанием должностей.

Продолжается документ ссылкой на приказ, сформировавший перечисленную комиссию по уничтожению БСО. Ниже обязательно должен быть обозначен период, в который произойдет списание документов.

Основная часть акта списания бланков строгой отчетности – это таблица с перечислением пригодных к уничтожению документов. Удобство таблицы в обилии данных, которые в нее могут быть помещены. Хотя приведенная в бланке таблица предполагает указание в каждой из строк:

  • Номера и серии бланка, подлежащего списанию.
  • Причины списания.
  • Даты уничтожения документа.

Продолжительность таблицы определяется только конкретными условиями, в частности, количеством БСО, трудностью принятия решения об их списании и пр.

Заключительная часть документа, которая может располагаться как на той же странице, так и на значительном расстоянии от начала (смотря по объему прикрепляемой таблицы), – это подписи комиссии во главе с председателем. Каждая подпись требует расшифровки. Также здесь указываются должности всех, кто ставит свои «автографы».

При каких условиях БСО подлежат уничтожению

Организация имеет право уничтожить любой из бланков строгой отчетности, только если у него истек пятилетний срок хранения. В дополнение к этому в организации не должна проводиться инвентаризация.

Согласно существующему законодательству, списание бланков строгой отчетности возможно только в случае, если инвентаризация проводилась более месяца назад. Однако именно факт проведения инвентаризации на практике служит отправной точкой для списания корешков бланков строгой отчетности, срок которых вышел.

Если бланк испорчен

Испорченный бланк вопреки распространенному убеждению не подлежит уничтожению сразу же. По закону он хранится так же, как и корешки действующих БСО, 5 лет. Он тоже регистрируется в книгах учета организации. Это нужно для соблюдения хронологического порядка, создания и поддержания системы в документообороте бланков строгой отчетности.

Таким образом, это действие закреплено законодательством не просто так. Любой произвольно взятый бланк строгой отчетности из регистрационных документов не старше 5 лет должен быть доступен для изучения.

За заполнение акта списания бланков строгой отчетности отвечает руководитель организации. Однако в большинстве случаев он перепоручает эти обязанности своим работникам. Это может быть кадровик, бухгалтер или любой другой сотрудник. Главное, чтобы этот функционал значился в трудовом договоре сотрудника.

Приказ по бланкам строгой отчетности