Договор ссуды от юрлица физлицу

Может ли юридическое лицо выдать беспроцентный займ физическому лицу

Может ли юридическое лицо выдать беспроцентный займ физическому лицу?

Если нельзя беспроцентный, то какой минимальный процент можно установить?

Имеются ли какие-то требования по условиям выплаты % и погашения займа?

Имеются ли какие-нибудь ограничения по сумме займа? К примеру, есть ли максимум по сумме единоразового займа или максимум по сумме всех выданных физическому лицу займов?

Ответы юристов (8)

Может ли юридическое лицо выдать беспроцентный займ физическому лицу?

Андрей, добрый день! Может если речь не идет о систематической деятельности, не более 4 раз в течение года

Имеются ли какие-то требования по условиям выплаты % и погашения займа?

Нет, условия определяются договором займа

3. Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда:
договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;
по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

Имеются ли какие-нибудь ограничения по сумме займа? К примеру, есть ли максимум по сумме единоразового займа или максимум по сумме всех выданных физическому лицу займов?

по количеству — не более 4 раз в течение года, чтобы выдавать чаще — нужно уже оформляться как МФО

3. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.

Уточнение клиента

Не смог найти в ст. 807 ГК информацию про ограничение по кол-ву — не более 4 займов в год. Дайте, пожалуйста, ссылку на документ. Спасибо.

27 Июля 2017, 12:33

Есть вопрос к юристу?

Гражданское законодательство РФ не запрещает выдачу беспроцентного займа юридическим лицом физическому лицу. Если вы систематически не выдаете займы физическим лицам, не осуществляете предпринимательскую деятельность основанную на выдаче займов физическим лицам, то вам не нужно получать разрешения и лицензии на такую деятельность.

Согласно ст.807 ГК РФ 1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Согласно ст.809 ГК РФ 1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Добрый день. Андрей.

Любое юридическое лицо может предоставлять заемные средства физическим лицам. Действующее законодательство не имеет никаких ограничений на данную процедуру. Между физическим и юридическим лицом составляется договор займа в соответствии с Гражданским кодексом. Займ может быть как возмездным так и безвозмездным.

Если договор предусматривает получение юридическим лицом вознаграждения в виде процентов, то организацию ожидают определенные налоговые последствия.

Единственное, что займы не должны выдавать на постоянной основе и неограниченному числу лиц, если конечно вы не МФО.

Добавлю, что у получателя займа в этом случае возникает материальная выгода, подлежащая налогообложению НДФЛ

Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-04-05/23907

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу возникновения доходов в виде материальной выгоды, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, при погашении беспроцентного займа и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
При этом пунктом 2 статьи 212 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении соответствующего дохода определяется, в частности, как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон N 113-ФЗ) внесены изменения в порядок определения даты фактического получения дохода, которые вступили в силу с 1 января 2016 года.
Так, подпунктом 7 пункта 1 статьи 223 Кодекса установлено, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.
Таким образом, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
Налоговая база в отношении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами за периоды до 2016 года, определяется на основании пункта 2 статьи 212 Кодекса и без учета изменений, внесенных Федеральным законом N 113-ФЗ в статью 223 Кодекса.Применительно к беспроцентному займу соответствующая налоговая база, по мнению Департамента, определяется на дату погашения задолженности по беспроцентному займу.

Может ли юридическое лицо выдать беспроцентный займ физическому лицу?
Если нельзя беспроцентный, то какой минимальный процент можно установить?
Имеются ли какие-то требования по условиям выплаты % и погашения займа?
Имеются ли какие-нибудь ограничения по сумме займа? К примеру, есть ли максимум по сумме единоразового займа или максимум по сумме всех выданных физическому лицу займов?

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

2. Размер процентов определяется соглашением сторон. Беспроцентный лучше не выдавать, поскольку в НК РФ есть понятие материальной выгоды. Ст. 212:

1. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:
1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением:
материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

3. Также определяется соглашением сторон.

4.Ограничений по размеру займа нет. Поэтому можно выдать любую сумму займа.

Ограничения по выдаче займа и размеру займа могут быть установлены в зависимости от суммы займа и в зависимости от того кому предоставляется займ.

Если организация ООО, то нужно учитывать следующие положения закона

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
(ред. от 28.12.2016)
«Об обществах с ограниченной ответственностью»

Статья 45. Заинтересованность в совершении обществом сделки

1. Сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):
являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.
Для целей настоящей статьи контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
Для целей настоящей статьи Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами.
2. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, должны доводить до сведения общего собрания участников общества, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) — также до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества информацию:
о подконтрольных им юридических лицах;
о юридических лицах, в которых они занимают должности в органах управления;
о наличии у них родственников, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, и о подконтрольных указанным родственникам лицах (подконтрольных организациях) (при наличии таких сведений);
об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.
3. Общество обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников общества в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания участников общества, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) — также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Извещение должно быть направлено не позднее чем за пятнадцать дней до даты совершения сделки, если иной срок не предусмотрен уставом общества, и в нем должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым.
При подготовке к проведению годового общего собрания участников общества лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании участников общества, должен быть предоставлен отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Отчет должен быть предварительно утвержден лицом, обладающим правом независимо от других лиц осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества (в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа осуществляют несколько лиц совместно, — всеми такими лицами), а также советом директоров (наблюдательным советом) общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом общества.
4. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение.
На сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть до ее совершения получено согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества в соответствии с настоящей статьей по требованию единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом общества, или участников (участника), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества.
Решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества), не заинтересованных в ее совершении, или общим собранием участников общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки.

5. К решению о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, применяются положения пункта 3 статьи 46 настоящего Федерального закона. Кроме того, в решении о согласии на совершение сделки должно быть указано лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым.
6. В случае, если сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершена в отсутствие согласия на ее совершение, член совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участники (участник), обладающие не менее чем одним процентом общего числа голосов участников общества, вправе обратиться к обществу с требованием предоставить информацию, касающуюся сделки, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересов общества (совершена на условиях, существенно не отличающихся от рыночных, и другую). Указанная информация должна быть предоставлена обратившемуся с требованием лицу в срок, не превышающий 20 дней с даты получения соответствующего требования.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной (пункт 2 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации) по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем одним процентом общего числа голосов участников общества, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) об отсутствии согласия на ее совершение. При этом отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной.
Срок исковой давности по требованию о признании сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.
Ущерб интересам общества в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, предполагается, если не доказано иное, при наличии совокупности следующих условий:
отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;
лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была по его требованию предоставлена информация в отношении оспариваемой сделки в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Читайте так же:  Льготы за выслугу лет фсин

7. Положения настоящей статьи не применяются:
к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности, в том числе к сделкам, совершаемым кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;
к сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность всех участников общества, при отсутствии заинтересованности в совершении сделки иных лиц, за исключением случая, если уставом общества предусмотрено право участника потребовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения;
к отношениям, возникающим при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
к сделкам по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций;
к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;
к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, и было получено согласие на его заключение в порядке, предусмотренном настоящей статьей, органа управления общества, в компетенцию которого входит предоставление такого согласия на заключение основного договора;
к сделкам, заключенным на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия проведения таких торгов или участия в них предварительно утверждены советом директоров (наблюдательного совета) общества или общим собранием участников общества;
к сделкам, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии, что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Центральным банком Российской Федерации. Информация о совершении таких сделок раскрывается в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.
8. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решения о согласии на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
9. Уставом общества может быть установлен отличный от установленного настоящей статьей порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что положения настоящей статьи не применяются к этому обществу. Такие положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Исключение из устава общества указанных положений осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Читайте так же:  Мошенничество с осаго 2019

Статья 46. Крупные сделки

1. Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

2. В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин — балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения. В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества.

В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.
В случае совершения обществом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, которые повлекут возникновение у общества обязанности по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена всех акций, которые могут быть приобретены обществом по таким сделкам, в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

3. Принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.
В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.
Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки может также содержать указание:
на минимальные и максимальные параметры условий сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения;
на согласие на совершение ряда аналогичных сделок;
на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение;
на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.
В решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.
Крупная сделка может быть заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем одним процентом общего числа голосов участников общества.
Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.
5. Суд отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, недействительной при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения такой сделки;
при рассмотрении дела в суде не доказано, что другая сторона по такой сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой, и (или) об отсутствии надлежащего согласия на ее совершение.
6. В случае, если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и в соответствии с настоящим Федеральным законом вопрос о согласии на совершение такой сделки вынесен на рассмотрение общего собрания участников, решение о согласии на совершение такой сделки считается принятым, если за него отдано количество голосов, необходимое в соответствии с требованиями настоящей статьи, и большинство голосов всех не заинтересованных в сделке участников.

7. Положения настоящей статьи не применяются:
к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;
к отношениям, возникающим при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;
к сделкам по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, заключаемым на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества;
к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, и было получено согласие на его заключение в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
8. Для целей настоящего Федерального закона под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Читайте так же:  Банк прекратит залог

Как закрыть договор займа, минимизировав налоговые выплаты?

Есть такая ситуация: между физ. лицом и юр. лицом заключён договор займа. Физ. лицо занимало денег у юр. лица. Сейчас требуется закрыть этот договор без возврата денег. Каким образом лучше это оформить с минимальными суммарными налоговыми потерями физ. лица и юр. лица?

Ответы юристов (9)

Какого эффекта Вы ожидаете от «закрытия» договора? Для кого из сторон должен наступить желаемый эффект?

Уточнение клиента

Т. к. все налоговые расходы (т. е. расходы обеих сторон) будет нести одна сторона, то интересует именно минимизация суммарных налоговых расходов. Спасибо!

07 Февраля 2015, 21:43

Есть вопрос к юристу?

В зависимости от поставленных задач предлагаю рассмотреть такой вариант: займодавцу/юр.лицу переуступить право требования к физ.лицу по договору займа к другому физ. лицу, а впоследствии от нового займодавца — физ.лица получить расписку о возврате суммы займа. В данном случае у юр. лица заемное обязательство заменится в обязательство по переуступке прав, появится новый дебитор, но тот, которого Вы выберите сами. При стоимости уступаемого права равной сумме займа — по налогам будет по нулям.

Уточнение клиента

Нужно ли в этом случае проводить сумму займа через расчётный счёт займодавца?

07 Февраля 2015, 21:53

Нет, конечно, в этом и суть. Если Вы можете себе позволить иметь нового дебитора, а задача закрыть долг с конкретным человеком, то закрытие долга происходит между физическими лицами: должником и новым кредитором — физ.лицом. Они могут себе позволить не прогонять деньги, а просто написать расписку о получении долга.

Уточнение клиента

Т. е. в этом случае должником просто остаётся другой человек и проблема сводится к исходной. Верно?

07 Февраля 2015, 22:03

Вопрос вывода денег из хозобщества без уплаты зарплатных налогов не нов. Над решением этой задачи бьётся не одно поколение юристов. Решение пока не нашлось. В Вашем случае посоветовал бы продлевать срок возврата займа и «ждать» пока ФНС насчитает заемщику НДФЛ. Этот момент может и не наступить. «Закрыть» договор не получится пока юр.лицо не получило равнозначного представления.

Уточнение клиента

Какие последствия будут для юрлица, если оно просто «забудет» про договора? Сможет ли налоговая предъявить какие-либо налоговые претензии по истечению срока займа? По истечению срока исковой давности по договорам займа?

07 Февраля 2015, 22:09

О каком порядке сумм идет речь и на какой системе налогообложения находится юрлицо?

Уточнение клиента

Сумма порядка единиц миллионов рублей. Упрощённая система налогообложения.

07 Февраля 2015, 22:24

Т. е. в этом случае должником просто остаётся другой человек и проблема сводится к исходной

Повторюсь, решение зависит от того, какие задачи Вы ставите. Закрыть займ с конкретным должником без денег и без налогов — это одно, избавиться в принципе от денежного обязательства перед юр.лицом — другое. Уточните, пожалуйста.

Уточнение клиента

Конечно, в идеале нужно избавиться в принципе. Но о предложенном вами варианте я не задумывался. Спасибо!

07 Февраля 2015, 22:13

Нет ли у Вашей организации задолженности, по которой как раз организация выступает должником, и которую также есть возможность/желание закрыть без денег? В таком случае требование по договору займа можно было бы перевести на такого кредитора Вашей организации, после чего провести зачет встречных требований. Здесь также не будет ни налогов, ни прогона денег.

Пусть не забывает, требования о возврате высылает. Ждем 3 года, потом списываем дебиторку в бух.учете.

Какие последствия будут для юрлица, если оно просто «забудет» про договора?

Уточнение клиента

Можем ли мы в этом случае заключить какой-нибудь секретный договор, который позволит защитить заемщика в случае, если заимодавец таки захочет взыскать по договорам займа?

07 Февраля 2015, 22:44

Сумма порядка единиц миллионов рублей. Упрощённая система налогообложения.

1. В таком случае у юридического лица не возникает налогов в любом случае

2.Что касается физического лица, рассмотрим варианты:

-юридическое лицо прощает долг физическому (оформляем как договор дарения на данную сумму), в таком случае в соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При дарении займа Общество освобождает заемщика от имущественной обязанности перед собой по возврату суммы займа.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

При дарении суммы займа снимается обязанность по возврату долга и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть возникает экономическая выгода и, соответственно, доход в размере суммы прощенной задолженности (дара).

Указанные суммы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке с применением налоговой ставки 13 процентов.

Согласно п.п. 1 п.1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

При определении налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды за пользование беспроцентным займом датами получения доходов в виде материальной выгоды являются соответствующие даты фактического возврата заемных средств.

В соответствии с п.1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором.

При заключении договора дарения беспроцентного займа с налогоплательщика снимается обязанность по возврату полученных взаймы денежных средств. Соответственно, доход в виде материальной выгоды за пользование беспроцентным займом в таком случае у налогоплательщика не возникает.

Данная практика подтверждена позицией налоговых органов.

Таким образом, при прощении долга заемщик обязан уплатить НДФЛ в размере 13% от суммы долга. При различных переуступках права требования на иное физическое лицо, будет меняться только личность физического лица которому необходимо платить налог.

Переуступка на другое юридическое лицо (или ИП) применяющее УСН 6%

(с целью минимизировать налог) и последующее прощение долга запрещено, в силу указаний п.п.4 п.1 ст.575 ГК РФ (запрещение дарения между организациями).

-физическое лицо оказывает юридическому лицу встречные услуги на данную сумму либо продает имущество на аналогичную сумму, т.е. у юридического лица образуется задолженность на аналогичную сумму перед физическим лицом. В таком случае стороны проводят взаимозачет и нет необходимости возвращать долг.

Данная схема не имеет смысла в случае оказания услуг, т.к. у юрлица возникнет обязанность налогового агента на уплату 13% НДФЛ + взносы в фонды, т.е. схема уже менее выгодна.

В случае продажи имущества (и последующем зачете на сумму долга) выгода только в следующих случаях:

-физлицо имеет абсолютно ненужное ему имущество (стоимостью для него близкой к нулю) которое можно теоретически оценить в сумму долга, и имеет подтверждающие документы на покупку данного имущества по сопоставимой с долгом цене (в таком случае НДФЛ будет облагаться разница, цена продажи-цена покупки, в порядке п.п.2 п.2 ст.220 НК РФ);

-физлицо имеет абсолютно ненужное ему имущество (стоимостью для него близкой к нулю) которое можно теоретически оценить в сумму долга, и не имеет подтверждающие документы на покупку данного имущества по сопоставимой с долгом цене (в таком случае НДФЛ можно уменьшить применив налоговый вычет, в порядке п.п.1 п.2 ст.220 НК РФ);

Однако, учитывая сумму займа данный вариант имеет лишь теоретическое приложение.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор ссуды от юрлица физлицу