Договор на международные пассажирские перевозки

Осуществление международных пассажирских перевозок микроавтобусом

Международные пассажирские перевозки пользуются не меньшим спросом, чем грузовые. Чтобы компания имела возможность заниматься деятельностью, связанной с перевозкой пассажиров в различные страны требуется наличие лицензии и соблюдение определенных требованиям. Именно международным перевозкам людей микроавтобусами и посвящена эта статья.

Кто имеет право

Заниматься международными перевозками пассажиров имеют право:

  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

При использовании микроавтобусов и иных видов транспорта, имеющих более 8 мест для перевозки пассажиров, требуется получение лицензии.

Лицензированием рассматриваемого вида деятельности занимаются региональные подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Чтобы получить лицензию ИП или организации обязаны предоставить ряд документов, к которым относятся:

  1. Учредительные документы предприятия:
    • свидетельство о регистрации;
    • устав организации;
    • выписка из государственного реестра;
    • справка из налогового органа о постановке на учет;
    • письмо, в котором указаны все кода для проведения статистических исследований;
    • оригинал и копия личного паспорта директора компании.
  2. Документы на автотранспортные средства (автобусы, микроавтобусы), которыми планируется перевозить людей:
    • регистрационные свидетельства, выданные при постановке автотранспорта на учет;
    • технические паспорта автобус и микроавтобусов;
    • договора аренды, лизинга и так далее;
    • действующие диагностические карты на каждый вид транспортного средства;
    • полиса ОСАГО и Зеленая карта.
  3. Документы водителей, работающих в компании:
    • копии трудовых книжек (или выписки из этого документа);
    • водительские удостоверения;
    • медицинские справки о пригодности людей к трудовой деятельности.
  4. Договор на обслуживание транспортных средств (ремонт, обследование, мойка и так далее). Если в компании имеется своя база для проведения всех операций, связанных с обслуживанием автопарка, то потребуются:
    • документы о принадлежности оборудования;
    • документы о собственности помещения;
    • документы на квалифицированных работников.
  5. Договор на медицинское обслуживание водителей. По правилам перевозок каждый водитель должен проходить предрейсовый и после рейсовый медицинский осмотр специалистом, имеющим диплом и разрешение.

Если в штате организации имеется собственный медицинский работник, то потребуется предоставить диплом специалиста.

К представленному пакету документов требуется добавить:

  • письменное заявление, оформленное руководителем компании или представителем, действующим на основании нотариальной доверенности;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины, которая в соответствии с налоговым Кодексом в 2018 году составляет 7 500 рублей.

Если международные перевозки людей на микроавтобусах и иных транспортных средствах осуществляются без лицензии, то на водителя и организацию будут наложены штрафные санкции в размере:

Договор международной перевозки пассажира

Как и в случае с договором международной перевозки груза, договор международной перевозки пассажира также не имеет существенных отличий от договора внутренней перевозки пассажира. Это касается в первую очередь его принципиальных параметров. И договор международной перевозки пассажира, и договор внутренней перевозки пассажира характеризуются как консенсуальные, взаимные и возмездные. Структурные элементы и того и другого договора – предмет, стороны, содержание, форма, сроки – за некоторым исключением практически совпадают.

Вместе с тем договор международной перевозки пассажира обладает некоторыми особенностями. Первая из них – наличие иностранного элемента. Суть этой особенности в том, что основу нормативной базы, регулирующей данный договор, составляют международные правовые источники. Практически в каждом виде транспорта имеется международная конвенция, регламентирующая перевозки пассажиров. Кроме того, нередко одна из сторон договора перевозок – пассажир – представляет иностранное государство. Это обстоятельство влечет определенные дополнительные правовые последствия, которые связаны с вопросами получения пассажиром визы и ее предъявления на границе, а также наличия заграничного паспорта. Без этих документов осуществление перевозки пассажира невозможно.

Как и при внутренней перевозке, в процессе осуществления международной перевозки пассажир вправе изменить условия договора, а именно: при наличии возможности воспользоваться более ранним рейсом, повысить класс пассажирского места, прервать следование по маршруту с остановкой в промежуточном пункте. Однако при международной перевозке такие решения не должны противоречить действию визового режима. В случае необходимости следует решать вопрос о его продлении. В этом заключается еще одна особенность действия договора международной перевозки пассажира.

Следующая особенность данного договора заключается в его документационном оформлении. Как уже отмечалось, для осуществления международной перевозки одного билета пассажира недостаточно. Необходимо наличие визы и заграничного паспорта.

Имеются также отличия, связанные с пределами ответственности перевозчика по договору перевозки пассажира. В международных правовых источниках они конкретизированы с указанием предельных сумм возмещения в случае причинения ущерба, связанного со смертью, телесными повреждениями или нанесением другого вреда физическому здоровью пассажира. Исключение составляет только СМПС, в котором регулируются лишь пределы возмещения при полной или частичной утрате багажа или товаробагажа (ст. 33).

Что касается транспортных кодексов и уставов России, то в них не нашли закрепления абсолютные цифры пределов ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Как правило, они содержат нормы, отсылающие к соответствующему законодательству РФ. Исключение составляют КТМ РФ и ВК РФ. В ст. 190 КТМ РФ установлен предел ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни здоровью пассажира, в сумме 175 тыс. СДР. В соответствии со ст. 117 ВК РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира, в сумме 2 млн руб., а причиненного его здоровью – не более 2 млн руб.

Нередко международные перевозки пассажиров сопряжены с перевозкой багажа. Такая перевозка характеризуется более сложной системой правоотношений сторон. Предъявление багажа перевозчику обусловлено наличием билета пассажира. При его отсутствии багаж к перевозке не принимается.

Перевозка багажа в международном сообщении, как и перевозка пассажиров, также имеет ряд особенностей по сравнению с внутренней перевозкой. В частности, на некоторых видах транспорта отличия касаются предметов, которые могут перевозиться в качестве багажа. Например, КППВ причисляет к багажу любые предметы, перевозимые в соответствии с договором перевозки, включая транспортные средства (подп. «а» п. 3 ст. 1). Российские же транспортные источники, регулирующие перевозки внутренним водным транспортом, не содержат указания на перевозки в качестве багажа транспортных средств.

Имеются некоторые различия, касающиеся оформления перевозки багажа. Так, КАПП допускает совмещение багажной квитанции с билетом пассажира (ст. 8). А согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ сдача пассажиром багажа удостоверяется только отдельным документом – багажной квитанцией (п. 1 ст. 20).

Имеются также отличия, касающиеся установления сроков, по истечении которых багаж считается утраченным, размера возмещения ущерба за утерю или повреждение багажа, формы и сроков заявления перевозчику претензий и некоторых других вопросов.

Международные пассажирские перевозки: особенности правового регулирования (Баскакова И.В.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

На сегодняшний день правовое регулирование международных перевозок пассажиров и багажа осуществляется нормами как национального законодательства, так и международных договоров. По мнению ряда ученых, внутреннее законодательство, регулирующее международные перевозки, подлежит применению по отношению к международному праву субсидиарно. Иначе говоря, национальное право применяется к договорам международной перевозки только когда отдельные вопросы не нашли отражения в транспортной конвенции, или же она сама (ее коллизионная норма) напрямую отсылает к внутреннему законодательству .
———————————
См.: Касаткина А.С. Современное правовое регулирование международных железнодорожных перевозок пассажиров и багажа // Международное, публичное и частное право. 2013. N 6. С. 27.

Таким образом, преимущество перед национальными правовыми нормами имеют международные правовые нормы. А в случае возникновения коллизии между международной универсальной и международной региональной нормами, как правило, выбор делается в пользу последней. Однако такой порядок не является обязательным правилом. При решении коллизионного вопроса следует учитывать такие обстоятельства, как дата вступления международного договора в силу, конкуренция общей и специальной нормы и др.
Также предоставляемые каждым перевозчиком услуги по общему правилу подчиняются: изложенным в билете условиям перевозки и относящимся к ней правилам; действующим в конкретном государстве законам (в т.ч. внутренним законам применения международных договоров); нормативным актам высших исполнительных органов власти и т.д.
———————————
См.: Иглин А.В. Ответственность государства в сфере международных воздушных перевозок // Транспортное право. 2010. N 2. С. 19.

Читайте так же:  Пошлина на ввоз телефонов

Стоит отметить, что международное нормативное регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении зависит от применяемого во время перевозки вида транспорта, то есть носит отраслевой характер. Все существующие международные транспортные конвенции значительно различаются по своему содержанию, объему и характеру норм, однако можно проследить как минимум три общие присущие им черты:
1) перевозка грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении осуществляется на основании соответствующего договора перевозки, носящего двусторонний, возмездный, реальный либо консенсуальный характер. Заключение такого договора происходит путем оформления одного из видов транспортного документа:
— авиатранспортной накладной для воздушных перевозок;
— железнодорожной накладной для железнодорожных перевозок;
— коносамента для морских перевозок;
— автотранспортной накладной для автомобильных перевозок;
— и документа смешанной перевозки для комбинированных перевозок;
2) при перевозках в межгосударственном сообщении в нормативных актах закрепляется строго ограниченный по верхнему пределу объем ответственности перевозчика, отвечающего за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, как правило, на принципе презюмируемой вины;
3) порядок урегулирования споров между сторонами при таких перевозках носит претензионный характер и имеет сокращенные сроки исковой давности .
———————————
См.: Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. Правовое регулирование международных комбинированных перевозок грузов, пассажиров и багажа // Международное право и международные организации. 2013. N 4. С. 500.

Исторически так сложилось, что особое место в отношениях международных перевозок отводится коллизионным нормам. Именно ими определяется, право какого государства следует применять к конкретному частноправовому отношению в области перевозки, осложненному иностранным элементом.
Главная отличительная черта коллизионной нормы в том, что она не содержит правила по регулированию правоотношений, а, представляя собой отсылочную норму, содержит указание на конкретный правовой источник, где указанные отношения получают регламентацию. Практическая необходимость изучения коллизионных норм напрямую связана с многообразием всех отношений в области международной перевозки, требующих правового регулирования. На деле же решение вопроса о применимом праве нередко вызывает у правоприменителя определенные сложности. Ему необходимо выяснить, какая конкретно коллизионная норма будет применяться к транспортным правоотношениям, к праву какого государства она отсылает, а в случае выбора иностранной нормы — рассмотреть правовую ситуацию в соответствии с законодательством другой страны.
Коллизионные нормы в сфере пассажирских перевозок, осложненных иностранным элементом, классифицируются по самым разнообразным основаниям. Один из таких критериев — форма выражения воли законодателя — разделяет их на императивные, диспозитивные и альтернативные. Императивные коллизионные нормы — это правила, содержащие строго категорические предписания, касающиеся выбора той или иной правовой нормы, не подлежащие изменению по соглашению сторон. Примером такой нормы может служить положение п. 1 ст. 419 КТМ , в соответствии с которым, если все пострадавшие от аварии лица являются гражданами одной и той же страны, применению подлежит право данной страны. Таким образом, в приведенной конкретной ситуации свобода усмотрения сторон в выборе права полностью исключается, напротив, прямо прописана безусловность применения соответствующего национального законодательства.
———————————
Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; СЗ РФ. 2015. N 29 (часть 1). Ст. 4356.

Диспозитивными являются коллизионные нормы, которые содержат общий принцип о выборе той или иной правовой нормы, дающий сторонам правоотношений в сфере перевозки право отказаться от его применения и заменить другим правилом по их усмотрению. Специфическая черта диспозитивной коллизионной нормы — употребление в ее тексте таких словосочетаний, как «стороны могут применить. «, «если иное не установлено соглашением сторон» .
———————————
См.: Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Проспект, 2004. С. 123; Федосеева Г.К. Международное частное право: Учебник. М.: Остожье, 1999. С. 62; Ерпылева Н.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: Юрайт, 2012. С. 32; Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. М.: Эксмо, 2011. С. 95.

В свою очередь, альтернативная коллизионная норма предусматривает несколько вариантов правовых норм для конкретного правоотношения в сфере межгосударственной перевозки на выбор .
———————————
См.: Касаткина А.С. Коллизионное и материальное регулирование международных пассажирских перевозок // Международное право и международные организации. 2012. N 3. С. 58.

Здесь действует следующее правило: коллизионные привязки международных конвенций чаще всего носят императивный характер. А привязки, закрепленные национальным законодательством, как правило, по своему характеру диспозитивные.
Отличительная черта коллизионных норм в сфере транспортных отношений, осложненных иностранным элементом, в том, что основной институт — договор перевозки — подчиняется действию сразу нескольких коллизионных привязок. Это можно объяснить тем фактом, что пассажиры последовательно перемещаются по территории сразу нескольких государств, в каждом из которых выполняются разные транспортные операции: посадка, перевозка, прибытие пассажира. В случае если бы указанные «транспортные этапы» регулировались единым правопорядком, это бы не учитывало специфику законодательства о перевозке отдельных государств, создавая неудобства при выполнении отдельных транспортных операций .
———————————
См.: Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. М.: Юридическая литература, 1981. С. 133.

Исходя из формы коллизионной привязки коллизионные нормы можно классифицировать на односторонние и двусторонние. Указанное разделение имеет большое значение для практики. Односторонняя коллизионная норма представляет собой правило, содержащее привязку к законодательству определенного государства. Обычно такая норма встречается во внутренних источниках и закрепляет преимущество законодательства своей страны. Так, в п. 2 ст. 420 КТМ закреплено правило, в соответствии с которым, если столкновение судов произошло в открытом море и спор рассматривается в Российской Федерации, к возникшим отношениям применяются правила гл. XVII КТМ. Из данного примера видно, что привязка прямо предписывает применение российского закона, ввиду чего коллизионная норма будет являться односторонней.
Что же касается двусторонней коллизионной нормы, то под ней следует понимать такую норму, привязка к которой не определяет, право какого государства необходимо применить, а закрепляет общее правило, следуя которому можно выбрать соответствующее законодательство. Данный вид коллизионной нормы чаще всего можно встретить в международных нормативных актах.
Сложившаяся практика применения коллизионных привязок, а также общая тенденция на международно-правовую унификацию транспортных норм позволяет выделить следующие специальные коллизионные привязки для отношений по перевозкам пассажиров (именуемые также принципами): 1) закон государства отправления; 2) закон государства следования; 3) закон государства назначения; 4) закон государства, в котором произошло изменение договора перевозки; 5) закон государства места происшествия; 6) закон государства, на территории которого предъявлена претензия; 7) закон государства, на территории которого подлежит рассмотрению судебный спор (закон суда).
По своим видам специальные коллизионные нормы в области международных перевозок несколько отличаются от коллизионных норм, используемых в международном частном праве (далее — МЧП) в отношении других форм обязательств. Однако указанное отличие носит по большей части только внешний характер и объясняется юридико-техническими особенностями транспортного договора. Закон государства отправления пассажира представляет собой закон места заключения договора (lex loci contractus), закон государства, в котором произошло изменение договора перевозки, то же самое, что и закон места совершения акта (lex loci aktus), закон государства назначения есть закон места исполнения договора (lex loci solutionis).
Особой коллизионной привязкой будет являться, по сути, только закон страны следования. Ее использование в некоторых случаях просто необходимо, поскольку в процессе перевозки пассажир иногда следует по территории нескольких государств и отдельные условия договора перевозки должны не противоречить их внутреннему законодательству. В связи с тем, что законодательство отдельных государств может существенно отличаться, такая привязка может привести к нежелательным последствиям для пассажира — выполненные при отправлении условия договора перевозки могут в процессе следования оказаться нарушенными.
Большое значение для договора пассажирских перевозок играют также отсылки к закону места происшествия и закону суда. Указанные коллизионные принципы учитываются при определении условий ответственности перевозчика перед пассажиром, но только при условии, что они не были определены в соответствующем договоре пассажирской перевозки.
Рассмотрим более подробно несколько из обозначенных выше коллизионных привязок, а именно закон страны происшествия, закон суда и закон флага.
Закон страны происшествия. Данная коллизионная привязка предписывает применение законодательства страны, в пределах территории которой было зафиксировано нарушение норм, закрепляющих требования к условиям перевозки. Так, в соответствии со ст. 19 Соглашения о международном железнодорожном пассажирском сообщении (далее — СМПС), действующего в редакции Таллиннского соглашения 1997 г. , пассажир, оформивший свой багаж для перевозки в багажном отделении, ответственен за нарушение установленного запрета на перевозку животных (за указанным исключением); золота, серебра, иных драгоценных металлов и камней, а также ценных бумаг, денег и предметов искусства; огнеопасных, взрывчатых, радиоактивных, едких и отравляющих веществ, предметов, которые могут внести инфекцию или обладающих зловонным запахом, огнестрельного оружия и боеприпасов; скоропортящихся продуктов и т.п. В пункте 3 указанной статьи содержится правило, согласно которому железные дороги, обнаружившие указанные нарушения, поступают с таким багажом в соответствии с внутренним законодательством и правилами своего государства.
———————————
Вестник Совета по железнодорожному транспорту. 1997. N 1. С. 203 — 237.

Читайте так же:  Иск признать право собственности в порядке наследования

Закон суда. Другая важная коллизионная привязка при международных пассажирских перевозках — закон суда (lex fori). Под данной привязкой следует понимать подчинение законодательству той страны, в одном из судов которой рассматривается дело в связи с перевозкой, осложненной иностранным элементом. Закон суда, таким образом, представляет собой особую формулу прикрепления, по которой в случае возникновения правовой коллизии преимущество отдается праву страны, в которой рассматривается данное дело. Иначе говоря, компетентный суд руководствуется правовыми источниками, действующими на территории его государства.
Кстати сказать, указанная коллизионная привязка чаще всего встречается в правоотношениях, связанных с международными перевозками. В частности, она закреплена в Женевской конвенции ЕЭК ООН 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (далее — КАПП), измененной Женевским протоколом 1978 г. к КАПП (ст. 21) , в Монреальской конвенции 1999 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (далее — Монреальская конвенция 1999 г.) (ст. 33, 34) , в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г. (далее — Брюссельская конвенция 1961 г.) и др.
———————————
Treaty Series. Volume 1774. New York: United Nations, 2000. P. 109 — 162. КАПП вступила в силу 12 апреля 1994 г., Россия в данной Конвенции не участвует.
Текст Монреальской конвенции 1999 г. в неофициальном переводе на русский язык см.: Московский журнал международного права. 2001. N 1. С. 314 — 339. Монреальская конвенция 1999 г. вступила в силу 4 ноября 2003 г., Россия в данной Конвенции не участвует.
Текст Брюссельской конвенции 1961 г. опубликован в сборнике «Многосторонние международные соглашения о морском транспорте». М., 1983. С. 109.

Закон флага (lex flagi). Суть следующей коллизионной привязки — в применении закона той страны, чей флаг развевается над судном, осуществляющим перевозку. Чаще всего данный вид привязки встречается в морских перевозках, осложненных иностранным элементом. Ярким тому подтверждением является норма, закрепленная в ст. 426 КТМ, согласно которой границы ответственности владельца судна регулируются правом страны, чей флаг это судно несет.
Отдельно стоит отметить особенности применения данной привязки, когда судно временно плавает под флагом другой страны — в соответствии с п. 2 ст. 415 КТМ к правовым отношениям на судне будет применяться право государства, в котором оно проходило процедуру регистрации до факта смены флага.
Коллизионная привязка «закон флага» на практике используется для решения следующих вопросов: вещные и обеспечительные права на суда; формы регистрации актов, на основании которых возникают, передаются или прекращаются вещные и обеспечительные права на суда; полномочия, компетенция, права и обязанности капитана или командира судна; ответственность судовладельца или авиапредприятия за действия командира (капитана) и экипажа; обязанности членов экипажа и внутренний судовой распорядок; договор найма членов экипажа; морская ипотека, привилегии и гарантии вещного характера; права кредиторов после продажи судна и погашение этих прав .
———————————
См.: Касаткина А.С. Коллизионное и материальное регулирование международных пассажирских перевозок // Международное право и международные организации. 2012. N 3. С. 61.

Предпринятый анализ позволяет сделать следующие выводы: во-первых, на сегодняшний день транспортные пассажирские перевозки, осложненные иностранным элементом, регулируются большим количеством разносортных международных договоров, включающих не только материально-правовые, но и коллизионно-правовые нормы. Ими опосредуется значительный круг отношений, возникающих в связи и по поводу осуществления пассажирских перевозок: перечень требований к правоустанавливающим документам; объем обязательств перевозчика; распределение убытков на случай аварии и другие.
Среди всех рассмотренных коллизионных принципов именно «lex fori» чаще всего встречается на практике в международном частном праве. Это объясняется не только и не столько особенностями внутреннего права государств (включая законы и практику их применения), но и широким закреплением указанного принципа в многочисленных международных конвенциях.
К особенностям международных перевозок пассажиров относятся довольно часто возникающие сложности в выборе правовой системы, подлежащей применению, и определении юрисдикции соответствующих органов. По большей части регулирование этих вопросов осуществляется через унификацию материальных норм международного частного права. Однако на практике нередки случаи возникновения коллизионных вопросов. Внутреннее право большинства стран не содержит особых (специальных) коллизионных привязок, которые бы действовали исключительно в области международных пассажирских перевозок, в связи с чем здесь довольно часто используются общие коллизионные принципы: закон страны происшествия, закон страны отправления, закон страны прибытия, закон страны заключения договора, закон суда, закон юридического лица (перевозчика), закон флага.
Во-вторых, унифицированными материальными и коллизионными нормами урегулирована только часть отношений в области перевозки пассажиров, осложненной иностранным элементом. Что касается всех остальных ситуаций, не нашедших отражения в унифицированных международных предписаниях, здесь все вопросы будут решаться на основе внутренних коллизионных норм суда, занимающегося рассмотрением спора по существу.
Также необходимо отметить, что в процессе осуществления договоров пассажирских перевозок в международном сообщении нередко возникают отношения, напрямую не связанные с перевозкой граждан, но имеющие опосредованное к ним отношение. В первую очередь здесь идет речь о случаях причинения вреда здоровью или имуществу пассажира в процессе осуществления договора перевозки и, как следствие, возникновении деликтных обязательств. В указанных ситуациях применение коллизионных привязок может носить дифференцированный характер: в транспортных правоотношениях будут использоваться одни коллизионные нормы, а в деликтных — другие.

Литература

1. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. М.: Эксмо, 2011. 640 с.
2. Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. Правовое регулирование международных комбинированных перевозок грузов, пассажиров и багажа // Международное право и международные организации. 2013. N 4. С. 498 — 524.
3. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: Юрайт, 2012. 1308 с.
4. Иглин А.В. Ответственность государства в сфере международных воздушных перевозок // Транспортное право. 2010. N 2. С. 17 — 19.
5. Касаткина А.С. Коллизионное и материальное регулирование международных пассажирских перевозок // Международное право и международные организации. 2012. N 3. С. 56 — 66.
6. Касаткина А.С. Современное правовое регулирование международных железнодорожных перевозок пассажиров и багажа // Международное, публичное и частное право. 2013. N 6. С. 27 — 31.
7. Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. М.: Юридическая литература, 1981. 286 с.
8. Федосеева Г.К. Международное частное право: Учебник. М.: Остожье, 1999. 296 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Договор на оказание пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки осуществляются транспортными компаниями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими лицензию на основании заключенного договора перевозки.

При перевозке регулярными рейсами договором перевозки считается приобретенный билет и при необходимости квитанция на багаж. Для заказных перевозок требуется письменный договора, отражающий все существенные аспекты заключенной сделки.

Какими законами регулируется

Пассажирские перевозки регулируются:

  • Гражданским Кодексом РФ. Документ вводит понятие договора на перевозку людей и устанавливает основные аспекты соглашения, которые заключаются в необходимости перевозчика совершить рейс до указанного пункта назначения, а пассажира оплатить в полном объеме предоставленную услугу;
  • Федеральным законом №128 от 8 августа 2001 года о необходимости и порядке лицензирования деятельности, связанной с пассажирскими перевозками. Любое предприятие, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющееся таксистом перед началом трудовой деятельности обязано получить разрешение в виде лицензии;

Предоставление услуг по пассажирским перевозкам без лицензии наказывается штрафом в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

  • Уставом автомобильного транспорта, введенным в действие Федеральным Законом №259 от 08.11.2007 года. Документ вводит понятие различных перевозок, осуществляемых автотранспортом, а так же правила и нормы регулирования перемещения пассажиров;
  • Уставом железнодорожного транспорта, регламентированного ФЗ №18 от 10.01 2003. Последние изменения внесены в документ в ноябре 2011 года. Дополнительным документом для осуществления пассажиров железнодорожным транспортом является Федеральный Закон №17, окончательная редакция которого проводилась в 2007 году;
Читайте так же:  С какой зарплаты берется налог для начисления пенсии

Нормативные документы регулируют взаимоотношения между железной дорогой и пассажирами, правила заключения и расторжения договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом, определяют базу для перевозок пассажиров и багажа, а так же порядок и правила функционирования ОАО «Российские железные дороги».

  • Кодекс торгового мореплавания, принятый федеральным законом в 1999 году регулирует отношения между владельцами пассажирских судов и клиентами;
  • Воздушный Кодекс РФ (ФЗ №60 от 19.03.1997 года) регламентирует правила авиаперевозок, порядок заключения договоров на перевозку пассажиров, права и обязанности исполнителей и заказчиков. Данный документ действует как на внутрироссийские, так и на международные авиаперевозки.

Виды транспорта

Пассажирские перевозки могут осуществляться:

  1. Наземными транспортными средствами, к которым относятся:
    • автобусы различных видов. Основные категории автобусов подразделяются в зависимости от количества пассажиров;
    • маршрутные такси;
    • легковые автомобили, принадлежащие физическим или юридическим лицам. Для оказания услуги требуется заключение договора на пассажирские перевозки с физическим лицом или транспортной организацией соответственно;
    • трамваи и троллейбусы.
  2. Железнодорожными поездами.
  3. Речными и морскими пассажирскими судами.
  4. Авиалайнерами.

Каждый вид пассажирской перевозки регламентируется индивидуальным документом, приведенным в списке выше.

Между кем заключается договор перевозки пассажира и багажа

Договора на перевозку пассажиров заключается между:

В качестве перевозчиков могут выступать:

  • транспортные предприятия и организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, если в качестве транспорта для перевозки предоставляется легковой автомобиль.

Перевозчик должен иметь лицензию на право оказывать услуги в виде пассажирских перевозок.

Пассажиром является физическое лицо, которое требуется доставить из пункта отправки в пункт назначения.

В некоторых случаях договор перевозки может заключаться с юридическим лицом, например, для доставки работников на территорию предприятия.

В этой ситуации заказчик услуги обязан предоставить исполнителю полный список пассажиров и выделить ответственное лицо (руководителя группы при туристических перевозках), которое будет нести ответственность за действия пассажиров во время передвижения автотранспорта.

О частных пассажирских перевозках по Москве читайте здесь.

Документ состоит из 8 основных разделов:

  1. Предмет договора, которым выступает оказание услуг по перевозке пассажиров в определенное время и в определенном направлении.
  2. Права и обязанности сторон. Этот раздел документа предназначен для разграничения обязанностей заказчика и исполнителя услуги с целью конкретизировать существенные факторы перевозки.
    Основной обязанностью перевозчика является необходимость предоставления транспорта в указанное время в технически исправном состоянии, а заказчика своевременно производить оплату оказанных услуг.

Перевозчик имеет право в одностороннем порядке отменять поездку, если в результате услуги может быть нанесен вред здоровью пассажиров. Заказчик имеет право перед началом оказания услуги вносить изменения с целью усовершенствования результата.

  • Проведение расчетов. В этом разделе должно быть указано, в какой срок, и по какому тарифу (в какой фиксированной сумме при оказании разовой услуги) должна быть произведена оплата за перевозку. Так же здесь можно предусмотреть способы оплаты и размер штрафных санкций на несвоевременную оплату.
  • Ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора: уголовная и административная ответственность, ответственность перед заказчиком и пассажирами, ответственность на несоблюдение условий и так далее.
  • Иные условия договора, который вносятся по обоюдному согласию сторон. Например, необходимость внесения дополнительной оплаты в ряде случаев или порядок разрешения возникающих споров.
  • Причины для досрочного расторжения договора, а так же правила внесения изменений в существующий документ. Например, можно указать, что перевозчик может отменить рейс, если пассажиры находятся в нетрезвом состоянии.
  • Заключительные положения.
  • Реквизиты, печати и подписи полномочных представителей или руководителей организаций исполнителя и заказчика.
  • Договор на пассажирские перевозки с юридическим лицом (физическим лицом) может вступать в силу:

    • с момента его подписания, если иная дата не указана в документе;
    • с определенной даты конкретно указанной в документе.

    Договор перевозки пассажиров предусматривает и правила перевозки багажа. Если перевозка производится регулярным рейсом, то за провоз багажа требуется вносить дополнительную плату.

    Правила провоза багажа заказными рейсами может быть отражен в дополнительных условиях договора или определен отдельным соглашением, являющимся приложением к основному документу.

    Существенные условия

    Договор на перевозку пассажиров с ИП, юридическим или физическим лицом имеет ряд наиболее существенных условий, к которым относятся:

    • дата и время предоставления услуги. Если осуществляется разовая перевозка, то дата и время сообщаются после обработки заказа оператором исполнительной организации. При постоянных заказных перевозках дата и время предоставления услуг могут указываться подробно в договоре или регламентироваться предварительными письменными заявками, являющимися дополнительными соглашениями к договору;

    Если перевозка производится регулярными рейсами, то дата и время отправления и прибытия определяются приобретенным билетом.

    • маршрут движения. При заказных перевозках маршрут определяется заказчиком и предварительно согласовывается с исполнителем. Для регулярных рейсов маршрут определяется документами компании перевозчика, согласованными с органами государственной власти;
    • стоимость услуги. Большинство транспортных компаний работает на основании тарифов, которые определяют стоимость 1 км в пределах городской черты и за пределами населенного пункта. Цена поездки складывается из расстояния, увеличенного на тарифную ставку;

    Если стоимость услуг является фиксированной, то она должна быть обозначена в договоре автоперевозки.

    • сроки предоставления услуг. При заключении договора перевозки пассажиров на длительное время требуется указать дату начала действия документа и дату окончания или четко указать количество рейсов, которые обязан сделать перевозчик в рамках одного договора.

    Ответственность за неисполнение

    Неисполнение договора может произойти:

    • вследствие чрезвычайных обстоятельств, к которым относятся стихийные бедствия, капризы природы, военные операции;
    • по вине заказчика, например, группа туристов не прибыла в пункт отправления в условленное время;
    • по вине исполнителя. Например, произошла поломка транспортного средства.

    Если услуга не была оказана из-за внешних факторов, то ни заказчик, ни исполнитель не несут никакой ответственности.

    Если оказание услуги отменяется по вине заказчика, то в большинстве случаев, производится частичная оплата. Заказчик так же несет личную ответственность за оплату оказанных услуг.

    При невозможности осуществить перевозку по вине исполнительной организации заказчик может получить неустойку в виде пени от стоимости, предусмотренной договором.

    Исполнитель так же несет ответственность за здоровье пассажиров и сохранность багажа.

    Порядок рассмотрения споров

    Способы разрешения споров между сторонами, которые возникают в ходе исполнения условий договора перевозки пассажиров, могут разрешаться:

    • путем проведения двухсторонних переговоров, совместного выявления проблемы и нахождения пути ее решения;
    • в Арбитражном суде города или иного населенного пункта, в котором заключен договор.

    При подаче искового заявления в суд требуется собрать все документы, являющиеся доказательством вины одной из сторон.

    Кроме документов могут быть предоставлены:

    • показания свидетелей;
    • фото и видео материалы;
    • иные доказательства.

    Сторона, признанная виновной обязана возместить другой стороне все расходы, связанные с неисполнением договора перевозки и судебным разбирательством.

    Одноразовые и регулярные рейсы

    Все пассажирские перевозки можно подразделить не только по видам транспортных средств, участвующих в доставке пассажиров, но и по периодичности.

    Различают:

    • разовые перевозки;
    • регулярные перевозки.

    Для любого вида перевозок необходимо заключать договор.

    Особенностями разовых перевозок являются:

    • необходимость предварительного заказа и предварительного согласования маршрута;
    • заключение множества договоров, что увеличивает время на предоставление услуги;
    • отсутствие скидок.

    При заказе регулярных перевозок можно:

    • снизить время на оформление услуги;
    • получить скидки от исполнителя.

    Если организация постоянно нуждается в услугах по перевозке пассажиров, то целесообразнее заключать договор на регулярные услуги, указав в документе время и место исполнения.

    Пассажирские перевозки пользуются широкой популярностью среди услуг, оказываемых транспортными компаниями.

    Для получения услуги требуется заключение письменного договора, с подробным указанием в документе всех существенных условий. Разногласия между исполнителем и заказчиком могут решаться различными способами, в том числе и при помощи судебных органов.

    Основные положения должностной инструкции водителя школьного автобуса смотрите на странице.

    Про незаконную перевозку людей морем узнайте из информации.

    Видео: Консультация юриста. Урок 5. Услуги перевозки пассажиров и багажа

    Договор на международные пассажирские перевозки