Пособия опека и попечительство

Содержание страницы:

Пособия опека и попечительство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 28.12.2012 № 1688 «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 24 мая 2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 19.05.2009 N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 17.11.2010 г. №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 29.03.2000 N 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 06.04.2011 № 249 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОТДЫХА И (ИЛИ) ОЗДОРОВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И НАХОДЯЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 17.11.2010 № 927 «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ИЛИ НЕ ПОЛНОСТЬЮ ДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬИ ГРАЖДАН, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.02.2015 №101 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАЯ 2009 Г. N 423»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 18 июня 2009 г. N 212 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 2009 г. N 432»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1351 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1176 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1350 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1349 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 17 февраля 2016 года № 141 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1348 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №355 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 17 февраля 2016 года №141 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №354 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 №1176 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №353 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года №1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №352 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года №1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 27.12.2007 N 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 27.03.2009 N 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 06.06.2007 N 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 30.12.2004 N 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №72-ОЗ от 5 июля 1997 года «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 18 декабря 2013 года № 598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 26 октября 2012 года № 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 31.12.2014 года № 564-р «Об утверждении Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 25.12.2013 №568-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области на 2014-2018 годы»

ПРИКАЗ УОиН от 18.06.2013 г. №579/1 «Об утверждении Комплекса мер по организации социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Липецкой области на 2013-2018 годы»

ПРИКАЗ УОиН от 31.12.2014 г. №1406 «Об утверждении перечня показателей, характеризующих достижение ожидаемых результатов плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

ПРИКАЗ УОиН от 03.02.2014 №71 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2013 г. №1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 03.02.2014 №70 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2013 г. №1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

ПРИКАЗ УОиН от 31.10.2013 №1004 «Об утверждении плана проведения плановых проверок на 2014 г. в сфере опеки и попечительства»

ПРИКАЗ УОиН от 18.06.2013 №579/1 «Об утверждении Комплекса мер по организации социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Липецкой области на 2013-2018 годы»

ПРИКАЗ УОиН от 12.05.2011 N 1611 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 249»

ПРИКАЗ УОиН от 17.03.2010 г. № 246 «О проведении отбора организаций для осуществления отдельных полномочий по опеке и попечительству»

СОГЛАШЕНИЕ между Министерством образования и науки РФ и управлением образования и науки Липецкой области о предоставлении субвенции бюджету Липецкой области на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью

Пособия приемным родителям в 2019 году

В России существует несколько форм семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронат. От того, какую именно форму семейного устройства выберут приемные родители, будет зависеть размер их пособий и денежных вознаграждений.

Читайте так же:  Пособие при рождении ребенка на севере

Пособие приемным родителям-усыновителям

В случае усыновления оплата труда приемных родителей не предусмотрена законодательством РФ, так как усыновление подразумевает полную передачу родительских прав на ребенка. Кандидаты в приемные родители-усыновители должны быть предупреждены представителями органов опеки о том, что они имеют право только на единовременное пособие при передаче ребенка в семью. Размер единовременного пособия приемным родителям-усыновителям составляет 13 087 руб. 61 коп. Получить это пособие может только один родитель.

Работающим приемным родителям-усыновителям предоставляются отпуска по уходу за ребенком:

• на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения;
• до достижения ребенком возраста 3 лет.

Отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.

Пособия и вознаграждения приемным родителям при устройстве ребенка в приемную семью

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на срок, указанный в этом договоре (ст. 152 Семейного кодекса РФ).

Условия, при которых возможно взять ребенка в приемную семью, более мягкие, чем при усыновлении, поэтому для многих именно такая форма семейного устройства может стать хорошим вариантом. К тому же, труд приемных родителей оплачивается государством. Приемными родителями могут стать как супруги, так и одинокие граждане, желающие принять ребенка на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, а также приемными родителями, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также статьей 146 настоящего Кодекса.

Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Существуют следующие виды вознаграждения приемным родителям, организовавшим приемную семью на договорных основаниях:

• единовременное пособие при передаче детей в приемную семью (13 087 руб. 61 коп);
• пособие на содержание детей – 40% от заработной платы усыновителя в отчетном периоде;
• денежные компенсации затрат на приемного ребенка, произведенных в отчетном периоде;
• зарплата приемного родителя (ее размер зависит от региона проживания приемной семьи).

Кроме зарплаты, воспитателю приемного ребенка, согласно договору, начисляется трудовой стаж.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в приемную семью необходимо предоставить:

• заявление о назначении пособия;
• копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в приемную семью помимо документов, указанных выше, необходимо предоставить копии какого-либо из следующих документов, подтверждающих отсутствие биологических родителей:

• справку о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданную соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
• решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе или родителях из актовой записи о рождении ребенка;
• справка органов внутренних дел о том, что местонахождение разыскиваемых родителей не установлено;
• акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.

В зависимости от субъекта РФ приемным родителям, заключившим договор о приемной семье, могут быть назначены дополнительные льготы и выплаты из регионального бюджета – такие, как региональное пособие, скидка на оплату коммунальных услуг, бесплатный проезд приемного ребенка в городском транспорте и т.д.

Пособия и вознаграждения приемным родителям-опекунам (попечителям) и патронатным воспитателям

Если приемный родитель оформляет опеку над ребенком, то такие правоотношения не закрепляются договором и не устанавливаются судом, а начинаются после вынесения соответствующего решения органами опеки, и прекращаются после достижения опекаемым 18 лет. Зарплата опекунам не положена.

Денежные вознаграждения опекунам или попечителям (приемным родителям, оформившим опеку) подразумевают единовременное пособие при передаче ребенка в семью, а также ежемесячное пособие на содержание ребенка в размере 40% от заработной платы опекуна в отчетном периоде. Также опекунам (и попечителям) полагается компенсация затрат на ребенка в отчетном периоде.

Патронатными воспитателями становятся обычно те, у кого нет прав оформить опеку или усыновить ребенка по тем или иным причинам (обычно такими причинами бывают возраст, материальное положение, жилищные условия). Патронатным воспитателям положено единовременное пособие при передаче ребенка в семью, а также ежемесячное пособие в размере 40% от заработной платы патронатного воспитателя в отчетном периоде. Кроме того, патронатным воспитателям положены компенсации затрат на ребенка, а также вознаграждение на каждого последующего ребенка, принятого на воспитание – около 3000 рублей за второго, третьего и последующих детей.

Перечень и правила оформления льгот для опекунов несовершеннолетних детей

Наверняка каждый опекун в нашей стране задается вопросом, какими льготами он и его подопечный имеет право воспользоваться?

Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Можно ли рассчитывать на дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим все эти нюансы подробней.

Законодательное регулирование

На сегодняшний день вопрос о предоставлении льгот регламентируется такими законодательными актами:

  • Трудовым Кодексом, который регулирует вопрос предоставление дополнительный выходных и отпусков для опекунов;
  • Налоговым Кодексом, который регулирует вопрос предоставления налоговых льгот;
  • Региональными законами, которые принимаются местными органами самоуправления в каждом конкретном регионе проживания.

При опекунстве над несовершеннолетним ребенком положено немало льгот в различных сферах.

Рассмотрим каждую область по отдельности.

Если говорить о стандартных льготах, то они заключаются в том, что с заработной платы не вычитается подоходный налог.

Сами вычеты предоставляются в следующем виде:

  • 1400 рублей – на 1-ого и 2-ого оформленного под опеку несовершеннолетнего ребенка;
  • 3000 рублей – на 3-ого и последующих несовершеннолетних детей;
  • 6000 рублей – в том случае, если взятый под опеку ребенок является инвалидом.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что в таких размерах вычет предоставляется, если опекуном является 1 человек, если же их двое, то размер делится наполовину.

Помимо этого, опекун имеет полное право на получение социальных льгот в таком размере:

  • суммы, которая была уплачена непосредственно за обучение своего подопечного на дневной форме обучения (при этом сумма не может превышать 50 000 рублей в течение 1 года);
  • суммы, которая была оплачена непосредственно за лечение несовершеннолетнего ребенка либо же на покупку медицинских препаратов (но на сумму не больше 120 000 рублей в течение 1 календарного года).

Для того чтобы получит данные льготы, следует по завершению календарного года предоставить в налоговую инспекцию декларацию с обязательной сопровождающей документацией, которая подтвердит факт целенаправленного использования денежных средств.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, опекуны имеют право на получение определенных льгот в этой сфере.

Если говорить конкретней, то они имеют право рассчитывать на получение таких льгот:

  • если несовершеннолетнему ребенку менее 14 лет, опекун имеет право рассчитывать на неполный рабочий день либо же трудовую неделю. Необходимо также учитывать, что заработная плата в этом случае тоже будет снижена;
  • опекуны, у которых на попечительстве находятся дети младше 5 лет, могут законно отказываться от работы в ночную смену;
  • опекуны, на попечительстве у которых дети младше 5 лет имеют все основания не оставаться на сверхурочное время.

Помимо этого, опекуны имеют право рассчитывать на определенные льготы при оформлении отпусков.

К основным льготам по вопросу отпусков относятся:

  • если на попечительстве находится ребенок в возрасте до 1,5 лет, опекун имеет полное право рассчитывать на оформление отпуска по уходу за ребенком до того момента, пока ему не выполнится 1,5 года;
  • если на опекунстве находится ребенок старше 1,5 лет, но младше 14 – опекун имеет право ежегодно оформлять дополнительные 14 календарных дней отпуска, но при этом он не оплачивается;
  • в том случае, если подопечный ребенок поступает в учебное заведение в другом городе либо же регионе, опекун имеет полное право оформить ежегодный оплачиваемый отпуск в тот момент, кода ребенок сдает вступительные экзамены.

В этой области каждый опекун несовершеннолетнего ребенка вправе рассчитывать на скидку при оплате коммунальных услуг.

Стоит отметить, что размер скидки устанавливается в каждом конкретном регионе проживания и в среднем по России она составляет 50%.

В медицинской сфере опекуну, у которого находится несовершеннолетний ребенок до 3 лет (подопечный), предоставляются бесплатные медицинские препараты. Однако речь идет о тех лекарствах, которые выписаны по рецепту непосредственно лечащим врачом.

Если же ребенку еще не исполнилось 2 годика, опекуны получают на него бесплатное питание (смеси). При этом выпуск осуществляется строго по рецепту педиатра, за которым закреплен этот ребенок.

В том случае, если несовершеннолетний ребенок является инвалидом, то опекуны вправе требовать бесплатное получение для него курса реабилитации. К этому курсу полагаются также и бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение.

Это область предоставляет тоже немало льгот, к которым относятся:

  • если несовершеннолетний ребенок посещает дошкольное учреждение (детский садик), его опекун вправе рассчитывать на скидку в размере не меньше 50%. Стоит обращать внимание на тот факт, что в некоторых регионах, скидка может обеспечивать 100% оплату за детский сад. Эта помощь оплачивается местным бюджетом в полном объеме;
  • несовершеннолетние дети, которые обучаются в школах, бесплатно получают 2-х разовое питание и все необходимые учебники;
  • некоторые образовательные учреждения предоставляют услугу бесплатной подготовки к школе, к высшему учебному заведению либо же в техникум, поэтому об этом необходимо узнавать в конкретном учебном заведении.
Читайте так же:  Когда подавать заявление в загс сургут

Помимо вышеперечисленных льгот, опекуны вправе рассчитывать на единовременное пособие непосредственно при оформлении опекунства, а также на ежемесячную помощь от государства. Если говорить о самих размерах этой помощи, то его устанавливают местные органы самоуправления непосредственно по каждому конкретному региону проживания.

В том случае, если ребенок является инвалидом, размер ежемесячной помощи значительно увеличивается.

Некоторые особенности

Если ребенок инвалид

Если говорить о дополнительных льготах для опекунов детей-инвалидов, то они заключаются в следующем:

  • опекун имеет право сокращать трудовой рабочий день либо же неделю, но при этом сокращается и заработная плата;
  • получать дополнительные скидки при оплате коммунальных услуг;
  • отказывать от рабочих командировок;
  • работать сверхурочно;
  • оформлять дополнительный неоплачиваемый отпуск на 2 недели 1 раз в год;
  • получать налоговый вычет в размере 6 тысяч рублей, если опекунов двое, то по 3 тысячи для каждого из них.

Помимо этого, на региональном уровне могут быть приняты дополнительные льготы, которые финансируются за счет местного бюджета.

От 3-х и более детей

По большому счету каких-либо дополнительных льгот не предусмотрено. Однако все-таки несколько льгот имеется.

В частности речь идет о таких льготах, как:

  • налоговый вычет в размере 3 тысяч рублей на каждого из ребенка;
  • право на внеочередное зачисление в дошкольное учреждение.

Дополнительные льготы для таких категорий опекунов могут устанавливаться на региональном уровне органами местного самоуправления.

Региональные льготы

В столице и ее регионе предусмотрены такие льготы:

  • скидка в размере 50% на оплату посещения дошкольного учреждения (детского сада);
  • опекун имеет полное право проезда в общественном транспорте бесплатно;
  • дети, за которыми закреплен опекун, могут бесплатно получать 2-х разовое питание в школах и других учебных заведениях;
  • опекуны имеют полное право получать детское питание для своих подопечных, которым еще не выполнилось 3 годика, в том числе и лекарственные препараты по рецепту лечащего врача.

В том случае, если на попечительстве опекуна находиться ребенок-инвалид он освобождается от транспортного налога, вне зависимости от того, какой мощности автомобиль.

Оренбургская область

В этом регионе опекуны, на поручительстве у которых имеются несовершеннолетние дети с заболеванием “фенилкетонурия”, имеют право получать денежную компенсацию в размере 50% за покупку безбелкового продукта питания.

Помимо этого, можно рассчитывать:

  • на получение бесплатной школьной формы;
  • получение подарков для своих подопечных к Новому году и Рождеству;
  • для детей до 6 лет – бесплатное получение медицинских препаратов;
  • зачисление в детский сад вне очереди;
  • бесплатный проезд для опекунов в общественном городском транспорте.

Свердловская область

В Свердловской области, по сути ситуация складывается как в и в остальных регионах, а именно:

  • возможность получения бесплатных медицинских препаратов на ребенка до 3 лет;
  • право на бесплатное питание в школах;
  • скидка на оплату коммунальных услуг в размере 50%;
  • бесплатный проезд в пригородных электричках и другом городском транспорте;
  • возможность получения бесплатной формы для школьников.

По большому счету, во всех регионах нашей страны льготы для опекунов и их подопечных мало чем отличаются друг от друга.

В основном речь идет:

  • о предоставлении скидки на коммунальные услуги;
  • предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте;
  • право на внеочередное зачисление в детский сад;
  • предоставление бесплатно учебников и школьной формы;
  • бесплатное питание в школах и садиках;
  • скидка при оплате детского сада.

Именно от этих льгот необходимо отталкиваться опекунам в своем регионе проживания. Несмотря на то, что многие льготы рассчитаны непосредственно на ребенка, можно считать, что они распространяются и на опекуна, поскольку у него снижаются расходы на ребенка.

Региональные льготы для семей с приемными детьми рассмотрены в следующем видеоматериале:

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Дети, находящие под опекой или попечительством, имеют право на воспитание в семье опекуна или попечителя, заботу со стороны опекуна или попечителя, совместное с ним проживание, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства, причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна или попечителя. За несовершеннолетнего до 14 лет сделки, за исключением мелких бытовых и некоторых других, предусмотренных законом, может совершать от его имени опекун. Попечитель, в отличие от опекуна, оказывает содействие своему подопечному в совершаемых сделках и дает согласие на совершение тех сделок, которые подопечный самостоятельно совершать не вправе. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаются своим заработном, стипендией, вносят вклады в кредитные учреждения и т.п. Если несовершеннолетний достиг 16 лет и работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Опекуны и попечители подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО» в других словарях:

Опека и попечительство — Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и… … Административное право. Словарь-справочник

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО — правовые формы защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Над несовершеннолетними опека и попечительство устанавливаются тж. в целях их воспитания. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов в… … Юридическая энциклопедия

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО — над несовершеннолетними, форма семейного воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав и др. причин. Гос во оказывает помощь круглым сиротам, а также… … Российская педагогическая энциклопедия

Опека и попечительство — формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов … Теория государства и права в схемах и определениях

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО — – форма устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их законных прав и интересов. Опека в РФ устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет; попечительство… … Терминологический ювенологический словарь

Опека и попечительство детей-сирот — опека и попечительство форма устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14… … Официальная терминология

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО над несовершеннолетними — форма семейного воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав и др. причин. Гос во оказывает помощь круглым сиротам, а также детям, о к рых родители не… … Российская педагогическая энциклопедия

Опека и попечительство [над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей] — форма устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство… … Словарь юридических понятий

социальная опека и попечительство — socialinė globa ir rūpyba statusas T sritis švietimas apibrėžtis Visuma socialinių paslaugų, kuriomis siekiama užtikrinti nuolatinę, visapusišką arba specialią asmenų priežiūrą, ryšius su visuomene, ginti jų asmenines ir turtines teises.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Опека (попечительство) — форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан; форма устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Понятия… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специалист по назначению гос. пособия

Новокрещенова Ирина Аркадьевна

назначению гос. пособия

Назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), денежных выплат на реализацию бесплатного проезда на детей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, денежной компенсации материального обеспечения и единовременной денежной выплаты.

Назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, денежных выплат на реализацию бесплатного проезда на детей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, денежной компенсации материального обеспечения и единовременной денежной выплаты, вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальных гарантий приемной семье.

государственной услуги «Предоставление единовременной денежной выплаты при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью» и внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2016 г. N175-П

выплаты опекунам (попечителям), руб. 2018 год

выплаты приемным родителям, руб. 2018 год

1. Единовременные выплаты:

а) пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (в т.ч. усыновителям*)

б) на приобретение мебели

в) денежная компенсация материального обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания под опекой (попечительством) и в приемных семьях по достижении ими возраста 18 лет

г) денежное пособие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания под опекой (попечительством) и в приемных семьях по достижении ими возраста 18 лет

2. Ежемесячные выплаты:

а) на содержание ребенка, переданного под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью

б) для реализации права бесплатного проезда

в) на приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек и книг

г) вознаграждение, причитающееся приемному родителю

д) на оплату жилищно-коммунальных услуг и услуг бытового обслуживания

Индивидуальный расчет по формуле

Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Читайте так же:  Договор купли продажи прицепа легкового

* В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 147 261,04 рублей на каждого такого ребенка.

** выплачивается при соблюдении следующих условий:

1) наличие у усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей регистрации по месту жительства на территории Челябинской области;

2) усыновление ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 10 лет, а также детей, являющихся братьями/сестрами, имеющих гражданство РФ и находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, расположенных на территории Челябинской области;

3) передача под опеку (попечительство) и на воспитание в приемную семью ребенка в возрасте старше 10 лет, а также ребенка, переданного третьим или последующим, имеющих гражданство РФ и находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, расположенных на территории Челябинской области;

4) отсутствие между ребенком и лицом, принявшим его на воспитание, родственных связей.

Опека и попечительство

Одним из способов охраны прав недееспособных граждан являются такие виды защиты, как опека и попечительство.

Конституция РФ гарантирует каждому человеку защиту его прав и соблюдение интересов. Однако формы и условия, с помощью которых осуществляется эта защита, могут быть разными. И одним из способов охраны прав недееспособных граждан как раз являются такие виды защиты, как опека и попечительство. Разберёмся же, что собой представляют эти правовые институты, в чем состоят функции опекунов и попечителей.

Когда нужны опекуны и попечители?

Законодательство России предусматривает, что каждый гражданин имеет две важные правовые характеристики:

  • Правоспособность – способность иметь права и обязанности, предусмотренные законодательством.
  • Дееспособность – возможность осуществлять эти права, создавать обязанности, выступать самостоятельно в правоотношениях.

Правоспособность установлена для каждого человека, она возникает при рождении и исчезает в момент смерти. А вот с дееспособностью всё совсем по-другому:

  • В полном объёме она появляется лишь с определённого возраста (совершеннолетия);
  • Она может быть ограничена по установленным в законе основаниям. В некоторых случаях человек может её полностью лишиться. Тех, для кого применена процедура лишения, называют недееспособными.

Если человек ограничен в дееспособности или же полностью её лишен, он не может совершать некоторые или все сделки, вступать в правоотношения, обращаться в государственные органы и суд. От его имени действуют специально назначенные представители – попечители и опекуны.

Основания и порядок установления опеки и попечительства регулируются законодательством.

В частности, предусмотрено, что в некоторых случаях ни опекуны, ни попечители не могут быть назначены. Это касается случаев, когда подопечные помещаются в медицинские или социальные учреждения, предназначенные для сирот, психически больных и т. д. В этом случае опеку или попечение над детьми и взрослыми осуществляет администрация таких учреждений, и сама организация осуществляет функции по представлению интересов подопечных. Её полномочия будут теми же, что и у назначенных опекунов или попечителей.

Разница между попечительством и опекой

Несмотря на то, что опекуны и попечители выступают в качестве связующего звена между недееспособными или ограниченно дееспособными людьми и другими лицами, их задачи и обязанности существенно различаются.
В основном опека отличается от попечительства следующими признаками:

  • Опека устанавливается над детьми, которые младше 14 лет, а также над гражданами, которых суд в установленном порядке признал недееспособными. В этом случае подопечный сам не совершает никаких сделок, не вступает лично ни в какие правоотношения – от его имени всегда и везде действует опекун;
  • Попечительство устанавливается над детьми, уже достигшими четырнадцатилетнего возраста, но ещё не ставшими совершеннолетними. Также попечители назначаются лицам, чья дееспособность ограничена. Однако подопечный сам действует во всех правоотношениях – попечитель лишь даёт (либо не даёт) своё согласие на осуществление прав и приобретение подопечным обязанностей.
  • Опекун назначается принудительно, а вот попечитель может быть назначен и по просьбе самого лица. В частности, для инвалидов или престарелых, нуждающихся в помощи, возможно использование такой формы опекунства, как патронаж.

Принципы опеки и попечительства

Осуществляя свои полномочия, опекуны и попечители руководствуются следующими принципами:

  • Добровольность. Никто не может быть назначен опекуном или попечителем против своей воли, а назначенный вправе в любой момент отказаться исполнять свои функции;
  • Подконтрольность. Деятельность органов опеки и попечительства как раз и состоит в надзоре за тем, как опекуны и попечители реализуют свои полномочия. В частности, попечитель и опекун не имеют права осуществлять или давать согласие на осуществление сделок, в результате которых имущество подопечного уменьшается (продажа, дарение, долгосрочная аренда и т. д.), без согласия органа опеки. Также есть правовые ограничения на осуществление сделок между опекуном или попечителем и подопечным: допускаются лишь те их виды, в результате которых имущество опекуна безвозмездно передается подопечному в дар или пользование;
  • Максимум защиты прав и интересов тех, от чьего имени они выступают, реализуя свои полномочия;
  • Поддержка государством попечителей и опекунов. В частности, в ряде случаев государство выплачивает пособия при опеке над детьми и т. д.

Опека и попечительство над детьми

Достаточно часто устанавливается опека и попечительство над несовершеннолетними. Происходит это обычно тогда, когда юные подопечные по каким-то причинам оказываются без родительской помощи: родители умерли, лишены прав или ограничены в них, в силу болезни не могут полноценно заниматься детьми и т. д.

Как уже было сказано, опека устанавливается над детьми до 14 лет, и в полномочия опекуна входит полная замена своих подопечных во всех правоотношениях. После 14 лет и до достижения 18 над детьми устанавливается уже попечительство, при котором на совершение сделок лишь даётся разрешение, а совершает их (и, соответственно, несёт ответственность) уже сам подопечный.

Комплекс мер для несовершеннолетних вводится в месячный срок после того, как соответствующая организация (орган опеки) устанавливает, что ребёнок остался без родительской заботы. В случае, если за указанное время опекун или попечитель не был найден, ребенок передается в воспитательное либо медицинское учреждение соответствующего профиля.

Применительно к опеке и попечительству над детьми нужно упомянуть и о таком варианте, как временная опека или попечительство. В том случае, если родители в течение какого-то времени по уважительным причинам не смогут выполнять свои обязанности, они могут обратиться в орган опеки с просьбой назначить временного опекуна или попечителя. Использование такой формы опеки или попечительства над детьми допускается на срок до 3 месяцев, в исключительных случаях – до полугода.

Также временная опека применяется и в случаях, когда ребёнок временно помещается в одно из специализированных (в частности, медицинских) учреждений, где постоянный опекун не может присутствовать. В этом случае задачи выполняет администрация учреждения. При этом полномочия постоянного опекуна не прекращаются, и после возвращения ребенка он продолжает осуществлять обязанности по опеке.

Опека над взрослыми недееспособными людьми

Кроме опеки над детьми, допускается её установление и над взрослыми. Условия для этого очень просты: подопечный должен быть в судебном порядке лишён дееспособности. Процедура эта проводится в том случае, если человек страдает психическим заболеванием и не может сам отвечать за свои действия.

Полномочия и задачи опекуна при совершеннолетнем подопечном будут следующими:

  • выступать от имени подопечного во всех сделках;
  • обращаться в медицинские учреждения с целью оказания подопечному помощи;
  • требовать выплаты причитающихся подопечному пособий, пенсий и иных выплат;
  • обращаться в суд и другие государственные органы с целью защиты прав подопечного;
  • защищать имущество подопечного;
  • не допускать причинения гражданином вреда самому себе, окружающим либо их имуществу;
  • в случае, если психическое состояние больного улучшилось, и это подтверждает медицинская организация, ходатайствовать о возвращении ему частичной или полной дееспособности.

Попечительство над совершеннолетними

Как и опека, над взрослыми людьми может устанавливаться и попечительство. Его правовые особенности заключаются в том, что она применяется к подопечным, не лишённым, но ограниченным в дееспособности. Задачи и функции попечителя, назначенного совершеннолетнему подопечному, схожи с теми, что имеет попечитель над подростком, но условия назначения будут совсем другими:

  • попечитель подростку назначается в любом случае, исключительно в силу возраста;
  • взрослому попечитель назначается лишь на основании судебного решения об ограничении дееспособности.

Наконец, существует ещё такая дополнительная форма помощи гражданам, как патронаж. Его особенности заключаются в следующем: взрослый и дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не имеет возможности сам защищать свои права или исполнять обязанности, имеет право воспользоваться услугами помощника, которого ему назначат органы опеки.

При этом назначение помощника производится с обоюдного согласия как самого гражданина, так и лица, которое будет осуществлять патронаж.

Правовые особенности такой формы помощи, как патронаж, заключаются в следующем:

  • В отличие от опеки над недееспособными, помощник совершает действия от имени человека на основании договора. Сам по себе гражданин, которому назначен помощник, дееспособности не лишается и при необходимости имеет право действовать самостоятельно;
  • Помощник может распоряжаться имуществом подопечного лишь с его согласия и лишь в пределах, установленных заключенным между ними соглашением;
  • Помощник назначается лишь с согласия опекаемого. В том случае, когда используется патронаж, опекаемый в любой момент вправе отказаться от его помощи.

Эти особенности во многом связывают патронаж с представительством или оказанием услуг.

Прекращение опеки и попечительства

Основания прекращения опеки и попечительства указаны в законе. К ним относятся:

  • Достижение подопечным необходимого возраста: 14 лет – для опеки, 18 – для попечительства;
  • Эмансипация или вступление в брак раньше 18 лет.
  • Выздоровление человека, лишённого дееспособности вследствие психического заболевания. В этом случае требуется заключение врачей-психиатров и решение суда;
  • Снятие судом ограничения дееспособности по заявлению попечителя или органа опеки.
  • Нарушение условий, на которых были установлены опека и попечительство над несовершеннолетними или взрослыми гражданами;
  • Смерть самого подопечного, либо опекуна или попечителя.

Этот список оснований, когда происходит прекращение опеки и попечительства, является исчерпывающим.

После того, как полномочия опекуна или попечителя прекращены, он обязан отчитаться о состоянии и управлении имуществом подопечного.

Пособия опека и попечительство