Реклама на заборе судебная практика

Забор — не место для рекламы

Правоприменительная практика – отличная вещь, восполняющая несовершенство законодательства и помогающая разобраться в том или ином вопросе.

В июле 2018 года появилось постановление арбитражного суда, согласно которому забор – это не место для рекламы (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.07.2018 по делу № А82-14883/2017).

Причиной судебного спора послужили действия чиновников города Рыбинска, которые расценили размещенную ООО на уличном ограждении информацию о своем торговом центре в качестве рекламной конструкции и, в условиях отсутствия разрешения на ее установку, предписали ее демонтировать.

Поход ООО в Арбитражный суд «за правдой» не принес ожидаемых плодов – все 3 инстанции суда подтвердили правоту местной администрации, указав следующее: «Конструкция не являлась вывеской и не информировала о конкретных товарах, месте и способах их приобретения. Сведения в основном были предназначены для привлечения внимания к обществу и его услугам. В связи с этим такая конструкция должна расцениваться как рекламная, а значит, ее установка и эксплуатация без соответствующего разрешения незаконны».

Почему возник интерес к данному судебному акту? Да потому, что бездействие органа местного самоуправления по обеспечению демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций потенциально может быть расценено как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закон «О защите конкуренции». А это уже может послужить поводом для вступления в игру антимонопольного органа.

Квалификация действий в качестве нарушения антимонопольного законодательства предполагает установление фактических обстоятельств, подтверждающих возможность последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между совершенными действиями и возможностью наступления последствий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Дело за малым – нужен потерпевший и его заявление о нарушении антимонопольного законодательства.

Заборов в Архангельске и других городах региона много, реклама на них тоже скорее всего присутствует. Сомнительно, что вся размещенная на них реклама имеет соответствующее разрешение. Значит, жалобы могут появиться.

Затронутый вопрос, конечно, является дискуссионным – но его рассмотрение можно отложить до появления жалоб.

После этого, возможно, появится судебная практика в отношении рекламы, размещенной на асфальте.

Реклама на заборе: как повесить баннер и не получить штраф

Жила-была одна кофейня в спальном районе: маленький зал, несколько столиков, хозяин за стойкой, жена официанткой. Над дверью хозяин прибил вывеску «Лучший кофе в городе», на дорожном столбе повесил табличку «50 метров до кофейни», а на заборе соседней стройки — баннер «Акция! С 8 до 10 утра кофе и круассан 120 рублей». Получилось наглядно, гостей много.

Пришла проверка из ФАС — выкатила полмиллиона штрафа и заставила всё убрать. Обидно, дорого. А гости решили, что раз нет вывески, то и кофейня закрылась — заходить перестали. Разберемся, что не так сделал хозяин, и как кофейне разместить наружную рекламу законно.

Что такое наружная реклама

Наружная реклама кофейни — это всё, что призывает людей выбрать вас. Например, «Stories» — это вывеска, а «Заходите в Stories» — реклама.

Реклама бывает стационарная и временная. Различается тем, насколько быстро и надежно она смонтирована. Например, рекламный щит и баннер на доме — это стационарная реклама. Велосипед с табличкой «Кофейня 50 метров» у столба — временная.

Вся наружная реклама должна вписываться в архитектурный облик города, не портить гражданам обзор, не мешать автомобилистам, соответствовать техническим требованиям и статье 19 Федерального Закона о рекламе.

В статье мы разбираем, как разместить наружную рекламу легально. Шаги могут отличаться в зависимости от правил, принятых в вашем городе. Но основной сценарий такой.

1. Узнайте, как получить разрешение на рекламу в вашем городе

На каждую наружную рекламу вы получаете разрешение. Заявление на рекламу вы подаете одинаковое в любом городе России. Но как получать разрешение — регламентируют местные власти. Например, в Санкт-Петербурге, чтобы установить рекламу или вывеску, нужно согласовать её в Комитете по градостроительству и архитектуре. Для Москвы есть отдельный регламент, самый сложный и долгий в России.

За выдачу разрешения вы заплатите пошлину 5000 ₽ на одно рекламное место. Это все платы в бюджет: если представитель власти требует ещё денег, это незаконно. Если вы нарушили требования закона о рекламе, вам откажут в разрешении, а пошлина не вернется.

Изучите местную практику на официальном сайте города — так вы поймете, что вам нужно подать вместе с заявлением и квитанцией об оплате пошлины.

2. Договоритесь о размещении рекламы

Макет, технические требования, стоимость размещения рекламы — всё зависит от площадки. Это может быть коммерческое здание, многоквартирный дом, муниципальная постройка, рекламный стенд. Ваша задача — найти, кто владеет площадкой, и договориться с ним о размещении.

Нет смысла искать, кто владеет дорожным знаком, ремонтным забором, технической городской постройкой — размещать там рекламу запрещено. За нарушение городские власти выписывают штрафы, заставляют демонтировать и чинить поврежденные постройки.

Если вас устраивает место для рекламы и условия аренды, заключайте договор об аренде рекламного места. Скорее всего, его нужно будет приложить к заявлению на рекламу.

Кроме договора на размещение рекламы вам нужно получить от владельца рекламной площадки технические требования, чтобы потом по ним изготовить или заказать рекламу.

На собственном доме

Если вы, как в классической итальянской коммуне, открыли кофейню на первом этаже своего дома, на втором этаже вешайте рекламу, это бесплатно. Но собрать техническую спецификацию, получить разрешение в муниципалитете и заплатить пошлину вам всё равно нужно.

На коммерческой недвижимости

Если кофейня находится в бизнес-центре или в коммерческом здании, договаривайтесь с владельцем недвижимости или арендодателем с правом размещать рекламу. Если у здания несколько владельцев, которые не объединены в фирму, разрешение на размещение рекламы дают все собственники.

Договор на аренду рекламной конструкции заключается на срок от 5 до 10 лет в зависимости от местного законодательства. Право на размещение рекламы подтверждается договором аренды рекламного места. Поэтому на начальных этапах маленьким кофейням, которые не уверены в своих силах, выгодно арендовать у арендаторов, т.е. становиться субарендаторами. При субаренде рекламного места вы договариваетесь с арендодателем на нужный срок, он выступает от лица всех владельцев.

Если кофейня расположена на первом этаже в многоквартирном жилом доме, а вы хотите разместить рекламу на стене или крыше дома, сделать это можно только через собрание собственников жилья. Квартиросъемщики не подойдут, они не принимают решения. О рекламе на жилых домах читайте Жилищный кодекс РФ, статьи 44 и 46.

Важно присутствовать лично и проследить за проведением собрания. Вынесите на повестку три темы:

  1. Можно ли разместить рекламу на крыше или стене здания, на какой срок и в каком формате.
  2. Кто будет заключать договор с рекламодателем от имени жильцов. Как правило, это председатель.
  3. На каких условиях жильцы готовы разместить рекламу. Если вы платите за размещение рекламы жильцам, определите, куда и как вы платите, кто принимает оплату, кто подписывает счета и акты.

К условиям размещения относятся скидки на кофе, предоставление карточек постоянных покупателей, обязательства отремонтировать помещение под кофейню или потравить крыс в подвале. Как договоритесь.

Чтобы размещать рекламу, получите согласие минимум 2/3 собственников.
После каждого собрания собственники подписывают протокол. Это официальный документ, где фиксируется повестка, кворум, кто за что голосовал. Только подписи помогут вам в случае разбирательства, поэтому проследите за протоколом и сделайте копию.

Если вы субарендатор в жилом многоквартирном доме, где на первом этаже кофейня, спросите арендодателя о наружной рекламе. Скорее всего, он уже проводил собрание, когда брал помещение в аренду, и получил разрешение на размещение рекламы. В таком случае вам достаточно договориться с арендодателем.

На городской недвижимости

Городская недвижимость, по-другому муниципальная собственность — это здания, которые содержатся на деньги бюджета. Это школы, сады, больницы, ДК, библиотеки, здание администрации. Перечня такой собственности в Гражданском кодексе нет, но вы не перепутаете: за наружной рекламой на муниципальных домах следят.

Размещение наружной рекламы на муниципальных зданиях проходит через аукцион или конкурс и подчиняется местному законодательству. Если вы хотите взять в аренду муниципальное рекламное место, читайте порядок проведения аукциона и правила участия на официальном сайте своего города.

Для начинающей кофейни собрать полный пакет документов и средств для аукциона может быть неподъемной задачей. Но и самовольно размещать наружную рекламу на городской собственности не рекомендуем: это первое, что местные власти контролируют из наружной рекламы.

Муниципалитет сдает часть зданий и рекламных мест в аренду. Например, первые этажи Дома культуры отданы под сдачу подрядчику. Тогда кофейня в этом ДК становится субарендатором и в аукционе не участвует, т.к. его уже выиграл арендодатель. Договариваться о рекламе надо с ним. Проверьте его права на размещение рекламы.

На нескольких зданиях

Если баннер по плану висит на двух зданиях, договаривайтесь с двумя владельцами рекламных мест. Сколько владельцев рекламных площадей участвует в размещении рекламы, столько и договоров.

На заборе, аэростате и рекламном щите

Рекламные конструкции принадлежат городу, рекламным агентствам, которые арендуют у города, частным лицам и фирмам. Логика простая: найдите владельца или арендатора рекламной площади, проверьте его права на нужный рекламный стенд, заключите договор.

Размещаться на объектах, предназначенных для рекламы, так же удобно, как в торговых центрах: это бизнес для владельцев, технические требования описаны, шаблоны договоров отработаны, особенности монтажа-демонтажа известны.

Если бы владелец кофейни из начала статьи выбрал городской рекламный щит вместо забора, проблем бы не возникло. Или это была бы проблема не владельца кофейни, а владельца рекламной площади.

С 2013 года нельзя наносить надписи на асфальт и другие дорожные покрытия. Нанесение надписей и граффити на дороги считается административным правонарушением. Для городов и областей России размер штрафа определяют местные власти, читайте «Кодекс об административных правонарушениях» вашего города.

В Москве штраф от 3 до 5 тысяч рублей для физлиц и ИП, от 50 до 150 тысяч рублей для ООО.

На практике, если предпринимателя не поймали на месте с баллончиком краски, его не накажут. Поэтому многие рисуют рекламу на асфальте, соблюдая две предосторожности: держатся подальше от камер и окон бабушек, не используют логотип и название кофейни. Вместо этого рисуют, например, дорожку из кофейных чашек или из зернышек от людского потока до кофейни. В таком случае чиновникам сложно потребовать объяснений у конкретной кофейни.

В интернете есть компании, которые предлагают услуги по нанесению рекламных граффити на асфальт. Пользуйтесь их услугами осторожно, они нарушают закон, редко заключают договоры и в случае проблем с подрядчиком суд вам не поможет.

Если владелец кофейни сам рисует на асфальте, то он получит два штрафа: за незаконную рекламу и за порчу имущества, плюс оплатит его ремонт.

На охраняемых архитектурных памятниках вешать рекламу можно, если вы управляете кофейней внутри памятника. Например, вы арендуете помещение под кафе в местном театре. Театр живет в здании начала XIX века, здание охраняется государством. Театру выгодна ваша кофейня, вы платите аренду, к вам ходят в антракте. В таком случае вам в дирекции расскажут, в каком стиле делать рекламу, куда вешать и с кем договариваться.

В других случаях нельзя. Особенно нельзя делать это самовольно, т. к. штрафовать вас будут за развешивание рекламы без разрешения и за порчу памятников государственного значения.

Если вы юридическое лицо и повесили рекламу кофейни на памятник без разрешения, получится:

500 000₽ за размещение рекламной конструкции без разрешения
500 000₽ за порчу объекта культурного наследия
+ стоимость демонтажа
Итого > 1 млн рублей, если вам повезло и памятник не очень важный.

Читайте так же:  19 этаж ликвидация

Максимальный штраф для юридических лиц за порчу особо ценных объектов культурного наследия — 60 млн рублей.

Если вы видите на доме табличку «Охраняется государством», не вешайте на нее рекламу без разрешения, вы заплатите больше штрафов, чем новые посетители вам заплатят за кофе.

3. Закажите макет

Вы заключили договор с владельцем рекламного места и выяснили технические требования к будущей рекламе. Теперь вам нужно получить макет самой рекламы: скорее всего, его нужно будет приложить к заявлению на рекламу.

Если вы заказываете рекламу у дизайн-студии, то соответствие техническим требованиям от владельца рекламного места — ее задача. В итоге у вас должны оказаться на руках и спецификация, и макет рекламы, которые под спецификацию подходит. Не забудьте на всякий случай сопоставить требования от владельца рекламного места и то, что сделал подрядчик.

Может случиться так, что владелец рекламного места не знает технических требований. Так бывает, когда вы размещаетесь, например, на гаражах и частных домах. В таком случае вы сами разрабатываете технические требования для рекламы.

Закон о рекламе не регламентирует техническую спецификацию наружки. Но подготовить спецификацию нужно обязательно, иначе заявка на рекламу не пройдет согласование.

Чтобы не ошибиться, спросите коллег из других кофеен, что они прикладывали к рекламе, или муниципалитет, что они хотят видеть в качестве технических описаний.

4. Продумайте рекламное сообщение

Рекламодатель отвечает за содержание рекламы. Если вы написали на баннере, что продаете 100% арабику, а у вас в кофемолке смесь с робустой, за ложную информацию отвечаете вы, а не агентство, которое эту рекламу распечатало и разместило.

Требования к содержанию рекламы регламентирует статья 5 Закона о рекламе. Вот коротко:
— не играйте на контрастах между вашим крутым кофе и напитками конкурентов. Унылый парень со стаканчиком МакКафе и веселый парень с вашим стаканчиком на одном баннере — это запрещено как недобросовестная конкуренция;
— избегайте сходства рекламы с дорожными знаками, это опасно для дорожного движения, это запрещено. Не путайте, пожалуйста, логотип кофейни в виде дорожного знака с дорожным знаком «Кафе» — такие устанавливают Росавтодор и филиалы, им можно;
— будьте осторожны с игрой слов и картинок. Бдительные граждане углядят в рекламном плакате что угодно — например, призыв пить кофе по-американски, а не родной цикорий, и напишут на вас жалобу в прокуратуру. Поэтому, если хотите сыграть на противопоставлении «американо» и «русиано», наймите юриста;
— и никакой эротики с кофейниками и стаканчиками в рекламе, если вы не хотите получать для нее возрастную категорию.

Залог успеха рекламного сообщения: честная реклама, соблюдение Конституции и отраслевых законов. Не обманывайте посетителей и не обижайте соседей. Иначе к вам придет ФАС со штрафами за подлог информации и конкуренты с судами из-за пострадавшей репутации.

5. Подайте документы на разрешение

Соберите в один пакет документов:
— заявление,
— квитанцию на госпошлину,
— техническую спецификацию на рекламную конструкцию от арендодателя или написанную вами,
— макет рекламы без нарушений Закона о рекламе,
— договор с владельцем рекламного места
— и все, что ваш муниципалитет хочет видеть.

И подайте на согласование.

5. Закажите и смонтируйте

С подписанным разрешением идите в рекламное агентство, которое будет делать рекламу. Оно изготавливает и монтирует ее на рекламном месте. Обязательно проследите, чтобы наружная реклама была размещена надежно: если рекламный щит упадет, он может ранить прохожего. Следить за качеством монтажа — работа рекламного агентства, но если реклама упадет, жители будут думать на кофейню, а не на агентство. Поэтому лучше лишний раз проверить.

Ваша задача на этом этапе — проследить, чтобы итоговая реклама оказалась такая же, как на макете. Иначе вы можете попасть под санкции проверяющих органов, которые заставят вас переделать или демонтировать рекламу из-за различий между согласованным макетом в заявлении и готовой рекламой в городе.

6. Демонтируйте рекламу

Главное — вовремя и безопасно. Безопасность зависит от конструкции, где висела реклама. Например, если реклама висела на билборде, не нужно лазить на него без страховки. Как правило, демонтирует та же компания, которая вешала, они знают, как сделать правильно. Или можно нанять рабочих-фрилансеров.

Храните все договоры, разрешения от муниципалитета, технические спецификации пока реклама висит и год после демонтажа.

Что будет, если повесить рекламу без разрешения

Многих владельцев кафе легальное размещение наружной рекламы пугает уже на бумаге. Поступают по-разному: платят каждый месяц проверяющим, не размещают наружную рекламу, обходятся вывесками. Как размещать рекламу — выбор предпринимателя. Это раздел о том, что случится, если вы выберете нелегальную рекламу.

Наружную рекламу регулярно проверяют Федеральная антимонопольная служба и Административно-техническая инспекция. Главные — ФАС, они имеют право пересмотреть выданное разрешение и отменить его, если сочтут, что реклама противоречит закону. А ещё бдительные жители пишут жалобы в ЖКХ, префектуру и в полицию. В таком случае приходит внеплановая проверка от ФАС и АТИ.

За нелегальную наружную рекламу бизнесмен получает штрафы и предписания о демонтаже. Если вы еще и нарушили Закон о рекламе, вы можете получить иски от недовольных потребителей за несоответствие рекламы и товара или от конкурентов за недобросовестную конкуренцию.

Наружка без разрешения или с нарушением технических требований:

От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация по здоровью или имуществу, если реклама упала

Наружка без разрешения и с недостоверной информацией:

От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация потребителям за некачественный кофе по количеству обратившихся по решению суда

Наружка без разрешения и с разоблачением товаров конкурентов:

От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация конкурентам по решению суда
+судебные издержки

Сотрудники ФАС и АТИ фиксируют ошибки и выдают предписания, которые вы должны выполнить или оспорить в суде. Вы можете выполнить требование инспекции и демонтировать рекламу сразу. Обязанность убирать неправильную рекламу наступает только по распоряжению суда. На демонтаж дается месяц, если вы этого не сделаете, суд обяжет арендодателя.

На практике сотрудники ЖКХ или представители администрации часто принудительно демонтируют наружную рекламу. Если вы получали разрешение и вешали рекламу легально, вы можете оспорить действия властей в арбитражном суде в течении трех месяцев.

Если реклама нелегальная, ее молча демонтировали и вас не привлекли, лучше не вмешивайтесь и в следующий раз получите разрешение.

Инструкция по размещению наружной рекламы:

  1. Выясните, как получить разрешение на рекламу на сайте администрации вашего города.
  2. Решите, где и какую конструкцию хотите разместить.
  3. Выясните, кто владеет рекламным местом и каковы технические требования к рекламе. Заключите договор аренды.
  4. Сформулируйте рекламное послание, учитывая требования Закона о рекламе.
  5. Закажите макет по техтребованиям.
  6. Получите разрешение на рекламу.
  7. Закажите изготовление рекламы и проследите за монтажом.
  8. Вовремя демонтируйте рекламу и храните документы о ней еще год.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф08-8864/14 по делу N А32-9719/2014 (ключевые темы: размещение наружной рекламы — Закон о рекламе — распространение наружной рекламы — транспорт общего пользования — договор безвозмездного пользования)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 г.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании заявителя — индивидуального предпринимателя Мотлах Марины Михайловны (ИНН 234802780269, ОГРНИП 307234811500046), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, — администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края (ИНН 2348014729, ОГРН 1022304547187), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мотлах Марины Михайловны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-9719/2014, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Мотлах М.М. (далее — предприниматель) обратилась в арбитражный суд к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края (далее — администрация) со следующими требованиями:

— признать незаконным отказ администрации от 06.03.2014 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

— обязать администрацию рассмотреть представленные заявителем документы на эксплуатацию рекламной конструкции (забора) по адресу: Краснодарский край, ст. Северская, ул. Некрасова, 3, и на основании норм Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) принять соответствующее решение.

Требования мотивированы тем, что отказ администрации от 06.03.2014 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (забора), используемом предпринимателем на основании договора безвозмездного пользования, не соответствует требованиям Закона о рекламе.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014, в удовлетворении требований отказано.

Судебные инстанции установили, что по обращению предпринимателя о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции на ограждении (заборе) в ст. Северской по ул. Некрасова, 3, используемом заявителем по договору безвозмездного пользования, администрация ответила отказом (письмо от 06.03.2014 N 01-6/1282), который мотивирован некапитальным характером объекта. При проверке доводов предпринимателя о незаконности данного отказа суды исходили из положений статьи 19 Закона о рекламе, согласно которым распространение наружной рекламы допускается на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, вне зависимости от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что ограждение (забор), на котором предпринимателем планируется размещение рекламной конструкции, не является капитальным. Размещение баннера (перетяжки) как рекламной конструкции на объекте, который не является недвижимым имуществом, Законом о рекламе не допускается. Поскольку отказ администрации Закону о рекламе не противоречит, на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в удовлетворении требований предпринимателя суды отказали (л. д. 35, 57).

Предприниматель обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Предприниматель полагает, что судебные инстанции неправильно квалифицировали ограждение (забор) как объект, не подпадающий под регулирование Закона о рекламе. Основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс)). В то же время ограждения относятся к принадлежностям главной вещи (земельного участка), так как предназначены для ее обслуживания (как устройства для защиты, предупреждения проникновения и т.п.), и сами по себе самостоятельными объектами гражданских прав не являются (статья 135 Гражданского кодекса). В связи с этим возникновение права собственности на ограждение, являющееся принадлежностью земельного участка, возможно при наличии права собственности на земельный участок. Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций представляет собой предпринимательскую деятельность по распространению наружной рекламы, осуществляемую владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований Закона о рекламе. Статья 34 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Основные требования к распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций определены в абзаце тридцать пятом статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, заявитель в рамках осуществления предпринимательской деятельности не может быть лишен права размещать рекламу на ограждении (заборе), являющемся неотъемлемой частью земельного участка, находящего в частной собственности.

Администрация в отзыве сослалась на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Администрация полагает, что основания для отмены решения и постановления в кассационном порядке отсутствуют, а доводы жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств.

Читайте так же:  Оставить без рассмотрения заявление

В судебном заседании предприниматель поддержала доводы жалобы, просила кассационную инстанцию судебные акты отменить, требования удовлетворить. Пояснила, что осуществляет деятельность по оказанию бухгалтерских услуг; земельный участок, на котором расположено домовладение (огороженное забором), является собственностью ее матери (Сватовой Н.И.), с которой и был заключен договор безвозмездного пользования от 09.01.2014. Представила на обозрение суда фотоматериалы, свидетельствующие о том, что на территории населенного пункта (ст. Северская) на ограждениях (заборах) размещается многочисленная рекламная информация (при отсутствии претензий со стороны муниципальных органов).

От администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав предпринимателя, окружной суд считает, что решение от 26.06.2014 и апелляционное постановление от 15.09.2014 следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании статьи 19 Закона о рекламе предприниматель обратилась в администрацию с заявлением, в котором просила выдать разрешение на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции — забора в ст. Северской по ул. Некрасова, 3 (л. д. 12).

К заявлению предпринимателем приложен договор безвозмездного пользования от 09.01.2014 (л. д. 15). По условиям договора Сватова Н.И. (собственник) предоставила предпринимателю (пользователь) во временное безвозмездное пользование ограждение (забор) протяженностью 42 кв. м, находящийся по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Некрасова, 3, для сдачи в аренду площади размещения рекламной конструкции.

В письме от 06.03.2014 N 01-6/1282 администрация отказала в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Отказ мотивирован тем, что объект (ограждение-забор), на котором планируется размещение рекламной конструкции, не может считаться объектом недвижимости (л. д. 13).

Ссылаясь на незаконность отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предприниматель на основании норм главы 24 Кодекса обратилась в арбитражный суд с заявлением.

В части 1 статьи 198 Кодекса закреплено право граждан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).

Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из того, что объект, на котором планировалось размещение рекламной конструкции, не является капитальным. Суды первой и апелляционной инстанций признали, что размещение рекламной конструкции на ограждении (заборе), Законом о рекламе не допускается, поэтому пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В части 5 статьи 19 Закона о рекламе закреплено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу приведенных норм установка рекламной конструкции осуществляются с использованием принадлежащих собственникам (иным законным владельцам) земельного участка, зданий, строений, сооружений (с размещением ее не только на конструктивных элементах указанных объектов, но и вне их), а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Таким образом, под наружным размещением рекламных конструкций понимается их размещение вне помещений — на улице, вдоль проезжей части дорог, на остановках общественного транспорта, на внешней стороне стен зданий и сооружений, в том числе на заборах и ограждениях.

Судебная практика по спорам, связанным с применением положений статьи 19 Закона о рекламе, также исходит из допустимости использования ограждений (заборов) для размещения рекламных конструкций (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2010 по делу N А43-640/2010 и от 09.06.2014 по делу N А43-26534/2012, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2014 по делу N А55-23457/2012 и от 15.11.2012 по делу N А55-32130/2011, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2011 по делу N А56-5692/2010).

Планируемая к размещению рекламная конструкция представляет собой баннерное полотно (растяжку) небольших размеров с указанием видов предпринимательской деятельности заявителя и информацией для контактов.

Полномочия органов местного самоуправления, закрепленные в Законе о рекламе, не должны влечь умаление свободы экономической деятельности, закрепленной в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Конституции), подавлять экономическую самостоятельность, чрезмерно ограничивать права участников гражданских правоотношений, а также препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд вправе отменить решение (постановление) и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемом акте, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного, а также исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, окружной суд не может согласиться с выводом судебных инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований предпринимателя по мотивам, приведенным в письме администрации от 06.03.2014 N 01-6/1282.

Поэтому решение от 26.06.2014 и постановление от 15.0.2014 следует отменить, а дело — направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

При новом рассмотрении суду следует проверить доводы заявителя о незаконности отказа администрации в выдаче разрешения, исследовать и оценить представленные сторонами доказательства, после чего разрешить спор по существу.

При подаче кассационной жалобы предпринимателем по квитанции от 23.09.2014 уплачена государственная пошлина (в размере 100 рублей), что также следует учесть суду при новом рассмотрении (абзац второй части 3 статьи 289 Кодекса).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А32-9719/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

Договор на установку рекламной конструкции

Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

Читайте так же:  В счет-фактуре указан договор

Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“».

Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

Разрешение на размещение рекламной конструкции

После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Реклама или информационная вывеска

Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

Реклама на заборе судебная практика