Штраф уведомление о контролируемых сделках

Содержание страницы:

Чем грозит неподача уведомления?

В соответствии со ст. 105.16 Налогового Кодекса РФ (НК) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Подача уведомления является обязанностью налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о предоставлении документации. Документация должна быть представлена в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

  • Штраф за неподачу уведомления или недостоверные сведения в нем.
    Если уведомление не предоставлено или предоставлено с нарушением сроков, а также содержит недостоверные сведения, согласно ст. 129.4 НК, налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 5000 рублей.
  • Налоговые доначисления.
    Согласно статье 129.3 НК, неуплата или неполная уплата налогов, связанная с некорректным применением законодательства в области трансфертного ценообразования, влечет за собой ответственность. Так, при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2016 гг. налоговая санкция применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога; при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начиная с 2017 года — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. рублей. Налоги, в отношении которых могут быть применены доначисления, следующие:
    • Налог на прибыль;
    • НДС;
    • НДПИ;
    • НДФЛ (для физических лиц).

Налоговые органы вправе проводить проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Такая проверка проводится:

  • на основании уведомления, которое подается самим налогоплательщиком;
  • на основании извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, в случае выявления им контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком;
  • при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При этом в случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев.

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках — налоговая санкция, предусмотренная статьей 129.4. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках — это налоговая санкция, предусмотренная статьей 129.4. НК РФ:

«Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.«

Уведомление о контролируемых сделках — форма налоговой отчетности, которой налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Предусмотрена ст. 105.16 НК РФ.

9. Размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверных сведений), не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении.

Хозяйственное общество оспорило в арбитражном суде решение налогового органа, которым оно привлечено к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках. Не оспаривая факт неисполнения обязанности по направлению уведомления, общество в то же время считало, что размер штраф определен налоговым органом неверно.

По мнению налогоплательщика, установленный статьей 129.4 НК РФ штраф налагается в однократном размере за факт непредставления уведомления о контролируемых сделках, в то время как налоговой инспекцией штраф определен по числу контролируемых сделок, не указанных в уведомлении.

Рассмотрев дело, суд пришел к выводу, что размер штрафа определен налоговым органом неправильно, и удовлетворил требования общества.

На основании пункта 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.

Статьей 129.4 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа за неправомерное непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

Данная норма закона является специальной по отношению к общим положениям об ответственности за непредставление в срок налоговому органу документов, необходимых для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 Кодекса).

Следовательно, ответственность налогоплательщика наступает за непредставление им в срок уведомления о контролируемых сделках как одного из документов налоговой отчетности.

Поэтому размер налагаемого согласно статье 129.4 НК РФ штрафа является твердым и не зависит от числа контролируемых сделок, которые подлежали указанию в уведомлении.

10. Недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной статьей 129.4 НК РФ ответственности, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.

Хозяйственное общество направило в налоговую инспекцию уведомление о совершении более чем двухсот контролируемых сделок, в отношении четырех из которых были указаны ошибочные сведения о типе предмета сделки (товар вместо услуги) и месте ее совершения (месте оказания услуги), что послужило основанием для вывода налогового органа о недостоверности представленных обществом сведений и его привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ.

Не согласившись с решением налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, общество оспорило его в арбитражном суде.

По мнению налогоплательщика, допущенная им ошибка не привела к недостоверности декларирования сведений, указанных в пункте 3 статьи 105.16 Кодекса, следовательно, событие правонарушения в его действиях отсутствует.

Суд удовлетворил требования общества, обратив внимание на следующее.

Суть декларирования, к которому относится и представление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства.

Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком в этих целях, в силу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, ограничен четырьмя группами информации:

календарный год, к которому относится уведомление, предметы сделок, сведения об их участниках, сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.

Следовательно, для применения налоговой ответственности за представление недостоверных сведений, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ, необходимо, чтобы допущенная налогоплательщиком ошибка в заполнении соответствующих реквизитов уведомления создавала препятствия для идентификации контролируемой сделки, прежде всего, ее предмета.

Рассмотрев дело, суд установил, что неправильное указание типа предмета сделки (товар вместо услуги) и места ее совершения не должно было препятствовать идентификации контролируемой сделки, поскольку ошибка в указании этой информации восполнялась правильным заполнением других сведений — наименования предмета сделки, сведений об исполнителе услуг.

Таким образом, допущенная обществом ошибка не могла препятствовать проведению первичного анализа уведомления и принятию мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Принимая во внимание, что событие налогового правонарушения при рассмотрении дела не установлено, решение о привлечении общества к ответственности признано судом недействительным.

11. Решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрегиональной налоговой инспекции о его привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ.

Как установил суд при рассмотрении дела, общество представило в межрегиональную инспекцию по месту своего учета уведомление о контролируемых сделках, но не отразило в уведомлении ряд сделок, совершенных с компаниями, местом регистрации которых являются Британские Виргинские острова, и признаваемых контролируемыми на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.

Читайте так же:  Как оформить претензию к банку

По мнению налогоплательщика, решение о его привлечении к налоговой ответственности вынесено межрегиональной налоговой инспекцией с превышением компетенции, поскольку в силу статьи 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами отнесена к исключительным полномочиям ФНС России.

Суд с такими доводами не согласился и отказал в удовлетворении требований общества по следующим основаниям.

В силу статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа обязано составить об этом акт, а руководитель (заместитель руководителя) — принять решение по вопросу привлечения к налоговой ответственности.

Согласно пункту 2 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (крупнейшими налогоплательщикам — в налоговый орган по месту их учета), после чего в силу пункта 5 данной статьи уведомление в течение десяти дней со дня его получения направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

Следовательно, вопрос о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 129.4 Кодекса мог быть решен руководителем налоговой инспекции, в которую было представлено уведомление и должностным лицом которой выявлены нарушения, допущенные обществом.

Поскольку вменяемое обществу правонарушение выявлено должностным лицом инспекции до передачи уведомления в ФНС России (истечения срока передачи), не отраженные в уведомлении сделки не относились к числу упомянутых в пункте 10 статьи 105.14 НК РФ, следовательно, оспариваемое решение о привлечении к налоговой ответственности принято межрегиональной налоговой инспекцией в пределах её полномочий.

Судами апелляционной и кассационной инстанций решение суда оставлено без изменения.

Статья 129.4 НК РФ. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

В соответствии со ст. 129.4 НК РФ (недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках) выставлено денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф). Какие бухгалтерские проводки нужно сделать в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Штрафы за нарушения налогового законодательства (в том числе предусмотренные ст. 129.4 НК РФ) отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Обоснование позиции:
Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ.
Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:
— неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее — Уведомление), совершенных в календарном году;
— представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).
Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.
За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).
В отличие от штрафов за нарушение условий договоров, которые на основании п. 12 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам, вопросы учета в составе расходов штрафов за нарушения налогового законодательства в ПБУ 10/99 прямо не урегулированы.
Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.
При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» в течение отчетного года отражаются, в частности, суммы причитающихся налоговых санкций (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42, от 15.02.2006 N 07-05-06/31).
Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
В профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 «Прочее» отчета о финансовых результатах.
С учетом изложенного выше в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Налоговые санкции»
— отражен признанный организацией штраф за нарушения налогового законодательства;
Дебет 68, субсчет «Налоговые санкции» Кредит 51
— отражена оплата штрафа.

К сведению:
Что касается административных штрафов (по КоАП РФ), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.
Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

15 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

За несдачу уведомления о контролируемых сделках грозит штраф

Не позднее 20 мая этого года налогоплательщики обязаны уведомить налоговую инспекцию о контролируемых сделках, совершенных ими в 2012 году. Это следует из статьи 105.16 НК РФ. При этом подается только одно уведомление по всем контролируемым сделкам.

За непредставление уведомления или указание недостоверных сведений в уведомлении грозит штраф в размере 5 000 рублей (статья 129.4 НК РФ).

В разделе 1А уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик указывает сведения по каждой контролируемой сделке. Если уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в 2018 году

В 2018 году компании должны сдать уведомление о контролируемых сделках за 2017 год. Посмотрите образец новой формы уведомления о контролируемых сделках 2018, и какие санкции ждут компанию, если нарушить сроки сдачи. А специальная схема подскажет, какие сделки включить в уведомление за 2017 год.

В статье мы рассказали:

  • Как заполнить уведомление о контролируемых сделках за 2017 год
  • Какие сделки включить в уведомление (специальная схема в конце статьи)
  • Подробный образец заполнения и сроки сдачи

Скачать образец новой формы уведомления о контролируемых сделках за 2017 год>>>

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2017 год в 2018 году

Уведомление необходимо подать не позднее 20 мая года, следующего за отчетным. Получаетсясрок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2017 год — 21 мая 2018 года. Срок перенесли на понедельник, так как 20 мая 2018 года — выходной день.

Контролируемые сделки могут скрываться в стандартных контрактах. Проверьте, сможете ли вы распознать их в будничных сделках и отличить от неконтролируемых в статье «Вы уверены, что у компании нет контролируемых сделок?».

По какой форме сдавать уведомление

В настоящее время форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected] Именно эту форму необходимо использовать, чтобы отчитаться за 2017 год. В бланке не учтены изменения законодательства. В нем до сих пор есть поля для ОКВЭД и ОКПД, которые уже отменены. Поэтому было неясно, как их заполнять. В письме от 22.03.2018 № ЕД-4-13/[email protected] ФНС сообщила, что в уведомлении о контролируемых сделках за 2017 год компании должны указывать коды по ОКВЭД2 и ОКПД2. Подробности>>>

Читайте так же:  Удо информация

Как заполнить новую форму уведомления в 2018 году

В уведомлении четыре раздела, но не все компании заполняют каждый лист. Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой видно, какие разделы необходимо заполнить вашей компании при подаче уведомления о контролируемых сделках в 2018 году. А дальше привели пошаговый алгоритм и схему, которые поможет определить — какие именно сделки включать в отчет, а какие нет.

Таблица. Какие разделы заполнять и когда.

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

Раздел 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»

Компании, у которых есть контролируемые сделки с организациями

Раздел 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»

Компании, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами

Посмотрите образец заполнения титульного листа, а ниже скачайте пример.

Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, образец заполнения

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

Суммировать число выполненных работ в рамках одной контролируемой сделки нельзя

Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В нем указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета ( п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/[email protected] ).

Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).

Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными ( п. 5 ст. 105.7 НК РФ ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А . В нем раскрывают информацию об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара — место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете ( письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 ).

Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.

Раздел 2 и Раздел 3

«Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» и «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»

Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б , относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.

ФНС России в письме от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 разъяснила, как заполнить строку 090 раздела 1Б по сделкам, связанным с оказанием услуг или выполнением работ. Так, если предметом сделки является реализация услуги, то в качестве места совершения сделки компания указывает место потребления результатов данных услуг. Когда предметом совершения сделки являются работы, то местом ее совершения будет местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение.

Например, место оказания услуг по отдельным договорам будет следующее:

— по договорам страхования — местонахождение потребителя услуг, то есть страхователя;
— по договорам перестрахования — местонахождение страховщика;
— по договорам аренды — местонахождение арендуемого имущества;
— по договорам перевозки и транспортной экспедиции — адрес места выгрузки или пункт назначения.

Цену товара в поле 130 и поле 140 компания указывает с учетом предоставленных скидок. Раз в уведомлении в поле 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлин» раздела 1Б необходимо указывать фактическую цену товара, значит, это значение равно финальной цене — с учетом предоставленных скидок (премий, бонусов). Соответственно и в поле 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин» стоимость товара компания отражает с учетом предоставленной скидки. Такие выводы сделали Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.12 № 11637/11 и ФНС России в письме от 26.10.12 № ОА-4-13/18182 .

Причем важно учитывать два нюанса:

— если продавец предоставил скидку после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в уведомлении он показывает уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости товара;
— если скидка предоставлена после направления уведомления, компании необходимо сформировать и направить уточненное уведомление.

При заключении договора займа в уведомление попадает только процент. По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца ( подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

Скачать образец заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2017 год >>>

Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность. Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в нашем сервисе «РНК: проверка контрагента». Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента

Оформить пробный доступ к сервису>>>

Что будет, если нарушить срок сдачи уведомления

За нарушение срока сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2017 год организации грозит штраф в размере 5 000 руб. Поэтому сдайте отчет строго до 21 мая. Формат уведомления в электронном виде можно скачать на официальном сайте ФНС России.

Кроме того, на организацию может быть наложен штраф в размере 5 000 руб. за предоставление недостоверных сведений в этом отчете.

Если налоговики установят, что организация в результате применения нерыночных цен в контролируемых сделках неуплатила или неполностью уплатила налог, то они взыщут штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Важно! По мнению ВС РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация в уведомлении указала неверно:

  • год, за которые предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в остальных данных позволяют налоговым органам провести первичный анализ уведомления и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Какие сделки включать в уведомление — схема и пошаговый алгоритм

Полный перечень контролируемых сделок дан в статье 105.14 НК РФ. Упрощенная схема ниже поможет квалифицировать сделку.

*В схеме не учтен ряд специфических операций, к примеру, с полезными ископаемыми.

Шаг 1. Найдите всех контрагентов, обороты с которыми за 2017 год составили более 60 млн. руб.

Большинство сделок признаются контролируемыми лишь при превышени определенного порога. Минимальный из них равен 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Считать его нужно без НДС и акцизов, эти суммы не входят в доход компании. Проверьте, есть ли у вас контрагенты, общий объем сделок с которыми превысил этот лимит.

В расчет нужно брать доходы по всем сделкам, по которым хотя бы одна сторона признала доходы или расходы (письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239). Далее нужно суммировать доходы обеих сторон. Если ваша компания не знает доходов другой стороны, то их нужно вычислить расчетным методом (письмо Минфина России от 11.12.15 № 03-01-18/72842). Далее нужно оценить доходы сторон исходя из рыночного уровня цен. Из контрагентов, по которым общие доходы превышают 60 млн. руб., сформируйте список, который дальше будете анализировать и дополнять.

Формальной проверки по бухгалтерской базе недостаточно. Налоговики могут признать сделки контролируемыми, если компания провела ее со взаимозависимым лицом, но через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). То есть сделки вашей компании с дружественным контрагентом А и формально независимым контрагентом Б нужно считать вместе, если Б является простым посредником между вами и А.

Если информации о связях между контрагентами у главбуха нет, стоит запросить ее у юристов и финансовой службы, а также у директора. Иначе компанию впоследствии могут оштрафовать за неподачу уведомления.

Шаг 2. Уберите из списка только тех контрагентов, с которыми компания никоим образом не может быть признана взаимозависимой

Если сделки из вашего списка не связаны с мировой биржей или резидентами офшоров, есть одна причина считать их контролируемыми. Стороны сделки взаимозависимы (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Два лица признаются взаимозависимыми, если одно из них может влиять на решения другого (ст. 105.1 НК РФ). К примеру, дочерняя компания и учредитель, который владеет долей более 25% ее уставного капитала. Или директор и компания, в которой он работает. Или супруги. Полный перечень взаимозависимых лиц дан во врезке ниже.

Читайте так же:  Госпошлина при усно признается

Какие лица признаются взаимозависимыми в силу НК РФ

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в силу Налогового кодекса:

  • дочерняя компания и ее учредитель, который прямо или косвенно владеет долей более 25%;
  • две компании, если у них общий учредитель с долями более 25%. Учитывается и прямое, и косвенное владение;
  • две организации или компания и физлицо, если в цепочке владения каждый учредитель прямо владеет долей свыше 50% в каждой последующей компании из цепочки;
  • компания и физлицо, которое вместе со своими близкими родственниками вправе выбирать не менее 50% совета директоров такой компании;
  • две компании, у которых совет директоров не менее чем на 50% назначен по решению одного физлица вместе с его близкими родственниками;
  • две компании, у которых советы директоров наполовину состоят из одних и тех же физлиц с учетом их близких родственников;
  • компания и ее директор;
  • две компании с одним и тем же директором;
  • руководитель и его подчиненный;
  • близкие родственники: супруги, дети-родители, братья-сестры и т. д.

Но лица могут быть взаимозависимыми не только в силу НК РФ. Суд вправе признать их таковыми на свое усмотрение (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), или сама компания может так их квалифицировать (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). В форме уведомления есть даже специальная ячейка в разделе 1А: взаимозависимы по Кодексу, по решению суда или по решению компании.

Таким образом, из сформированного списка безопасно убрать лишь тех контрагентов, которые явно не подходят под понятие взаимозависимых. В случае сомнений проще оставить их в перечне для дальнейшего анализа.

Шаг 3. Проверьте условия налогообложения контрагентов, которые остались в списке

Если сумма сделок с потенциально взаимозависимыми лицами не превышает 1 млрд. руб., то другим основанием может быть применение налоговых послаблений одной из сторон сделки. Помимо заведомо специфических оснований, к таким можно отнести (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, в том числе из-за применения упрощенки, ЕСХН или вмененки (письмо Минфина России от 01.06.15 № 03-01-18/31603);
  • уплату налога на прибыль по нулевой или пониженной ставке;
  • участие в особой или свободной экономической зоне или региональном проекте, которые предусматривают пониженную ставку налога на прибыль.

Если ваша компания отвечает этим условиям, то при превышении лимитов придется подать уведомление по большинству сделок с контрагентами, оставшимися в списке. Если ваша компания платит налог на прибыль по общей ставке, то проверять нужно контрагентов. Безопаснее сделать это в письменной форме, чтобы у главбуха остались письменные ответы. Они докажут, что компания не должна была подавать уведомление по сделкам с тем или иным контрагентом.

Копию запроса и доказательства его отправки контрагенту сохраните. Даже если он вам не ответит, а потом сделка будет признана контролируемой, эти письма будут аргументом в пользу компании.

Шаг 4. Дополните список контрагентами по безлимитным сделкам

Некоторые сделки признаются контролируемыми независимо от применения лимитов. Это относится к внешней торговле нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгкамнями (п. 5 ст. 105.14 НК РФ). Если у вас были такие сделки в 2017 году, то независимо от суммы сделки она признается контролируемой.

Кроме того, Минфин России настаивает, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним (письма от 10.12.15 № 03-01-18/72408, от 14.10.15 № 03-01-18/58760 и от 16.09.15 № 03-01-18/53086). Это спорно. Ведь для сделок с резидентами офшоров установлен лимит в 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Шаг 5. Подайте уведомление о контролируемых сделках

Если в списке остались контрагенты, их нужно еще раз тщательно проанализировать на предмет специфических условий в статье 105.14 НК РФ. Они касаются малого количества компаний, но безопаснее подстраховаться (см. схему выше). Если в результате анализа вы получили перечень контролируемых сделок, то подать уведомление нужно до 21 мая 2018 года.

Уведомление о контролируемой сделке

Несколько слов о контролируемых сделках
Напомним, что контролируемые сделки – это определенные сделки между взаимозависимыми лицами (а также приравненными к ним лицами), в частности сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб., и при этом соблюдаются одновременно два условия: местом регистрации / жительства / резидентства всех участников сделки является территория Российской Федерации; одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая – нет.

Суть таких сделок состоит в том, что для целей налогообложения налоговиками будет приниматься рыночная цена сделки даже в том случае, если стороны договорились о другой цене.

При этом уведомление о контролируемой сделке подается по месту регистрации юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя по форме, установленной ФНС России, в электронном виде или на бумажном носителе не позднее 20 мая года, предшествовавшего году совершения контролируемой сделки (соответственно, за сделки, совершенные в 2016 г., такое уведомление должно быть подано в налоговую инспекцию до 20 мая 2017 г.).

Если лицо несвоевременно предоставляет такое уведомление, то ему грозит наказание в виде штрафа, предусмотренное ст. 129.4 НК РФ. Однако применение данной нормы права вызывает немало острых споров и судебных процессов.

В целях разъяснения применения норм 16 февраля 2017 г. Президиумом Верховного Суда РФ был подготовлен новый Обзор судебной практики, позволяющий пролить свет на нюансы порядка сотрудничества взаимозависимых лиц.

Налагаются ли штрафы за каждое непредставленное уведомление или же лицо наказывается единичной санкцией?
Согласно материалам дела, общество обратилось в арбитражный суд об оспаривании решения налогового органа, по которому оно привлекалось к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках. Факт просрочки общество не оспаривало, однако штрафы налоговики начислили за каждую сделку по отдельности, что, по мнению общества, было неправомерно.

Суд пришел к выводу, что размер штрафа определен налоговым органом неправильно, и удовлетворил требования общества. По решению суда ответственность налогоплательщика наступает за непредставление им в срок уведомления о контролируемых сделках точно так же, как и за непредставление одного из документов налоговой отчетности, поэтому размер налагаемого согласно ст. 129.4 НК РФ штрафа является твердым (как и в случае с налоговой отчетностью) и не зависит от числа контролируемых сделок, которые подлежали указанию в уведомлении.

При заполнении уведомления надо быть внимательными
Однако обращаем внимание на то, что при заполнении уведомления необходимо быть внимательным. Так, в решении по уже другому делу Верховный Суд РФ указал: если в уведомлении о контролируемых сделках указаны неверные сведения и такие ошибки могли препятствовать определению контролируемой сделки, то это будет являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Обществом было направлено уведомление о совершении более двухсот контролируемых сделок, в отношении четырех из них были указаны ошибочные сведения о типе предмета сделки (товар вместо услуги) и месте ее совершения (месте оказания услуги). Налоговый орган привлек общество к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

По мнению налогоплательщика, допущенная им ошибка не привела к недостоверности декларирования сведений, указанных в п. 3 ст. 105.16 НК РФ, следовательно, событие правонарушения в его действиях отсутствует.

Суд встал на сторону общества, обратив внимание, что суть декларирования, к которому относится и представление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, которая будет достаточной для первичного анализа и принятия решения по вопросу о необходимости углубленного контроля. Налоговый орган мог истребовать расширенную информацию, предусмотренную ст. 105.15 НК РФ, и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства.

Перечень же сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком в этих целях, в силу п. 3 ст. 105.16 НК РФ, ограничен четырьмя группами информации:
1) календарный год, к которому относится уведомление;
2) предметы сделок;
3) сведения об их участниках;
4) сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.

Следовательно, для применения налоговой ответственности за представление недостоверных сведений, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ, необходимо, чтобы допущенная налогоплательщиком ошибка в заполнении соответствующих реквизитов уведомления создавала препятствия для идентификации контролируемой сделки, прежде всего ее предмета.

Рассмотрев дело, суд установил, что неправильное указание типа предмета сделки (товар вместо услуги) и места ее совершения не должно было препятствовать идентификации контролируемой сделки, поскольку ошибка в указании этой информации восполнялась правильным заполнением других сведений – наименования предмета сделки, сведений об исполнителе услуг.

Таким образом, допущенная обществом ошибка не могла препятствовать проведению первичного анализа уведомления и принятию мотивированного решения.

В какую инспекцию должно подаваться уведомление?
Помимо правильного заполнения уведомления, не самым очевидным для фирм оказалось, в какую именно инспекцию оно должно подаваться.

Общество представило уведомление в межрегиональную инспекцию по месту своей регистрации, но не отразило в нем ряд сделок, совершенных с компаниями, местом регистрации которых являются Британские Виргинские острова, посчитав, что такие сделки относятся к учету ФНС России, за что оно было привлечено к налоговой ответственности.

По мнению налогоплательщика, такое решение вынесено межрегиональной налоговой инспекцией с превышением компетенции, поскольку в силу ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов отнесена к исключительным полномочиям ФНС России.

Суд с такими доводами не согласился и отказал в удовлетворении требований общества. В соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа составляет акт, а руководитель принимает решение по вопросу привлечения к налоговой ответственности, после чего такое уведомление в течение 10 дней со дня его получения направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

Таким образом, вопрос о привлечении общества к налоговой ответственности по ст. 129.4 кодекса правомерно был решен руководителем налоговой инспекции.

Штраф уведомление о контролируемых сделках