Заявление на льготу по прибыли

Применение нулевой ставки по налогу на прибыль в образовательных учреждениях (Шишкоедова Н.Н.)

Дата размещения статьи: 04.10.2015

Многие образовательные учреждения изъявляют желание применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Однако на практике они сталкиваются с целым рядом проблем. Времени для их решения осталось не много. Наша статья поможет вам собрать необходимый пакет документов для применения льготы в 2013 г.

Льгота по заявлению

С прошлого года образовательные учреждения при соблюдении определенных условий могут воспользоваться особой льготой по налогу на прибыль — нулевой ставкой, то есть фактически не уплачивать данный налог. Хотя представлять налоговые декларации все равно придется — от этой обязанности в силу ст. 289 НК РФ учреждения, применяющие нулевую ставку, не освобождаются (Письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2012 N 16-03/[email protected]).
Однако эта льгота не предоставляется автоматически. Надо вовремя — за месяц до начала того года, с которого планируется применять нулевую ставку, — подать соответствующее заявление вместе с копиями лицензий в налоговую инспекцию. Ведь, как подчеркивалось еще в Письме Минфина России от 12.05.2011 N 03-03-07/15, возможность применения налоговой ставки в размере 0% без представления в налоговый орган заявления и копий необходимых документов Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.
Это означает, что в случае, если образовательное учреждение хочет перейти на нулевую ставку с 2013 г., подать заявление нужно до 1 декабря 2012 г. (то есть крайний срок — 30 ноября 2012 г.).
Особый срок — до 31 декабря 2011 г. — был предусмотрен в виде исключения только для прошлого года. Связано это было с тем, что Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, при осуществлении которой разрешено применять нулевую ставку, был утвержден только в ноябре 2011 г. А до его принятия ст. 284.1 НК РФ фактически не могла действовать в полном объеме. Поэтому ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения, было особо оговорено, что для применения нулевой ставки с 1 января 2011 г. подавать заявление и иные документы следовало в течение двух месяцев со дня официального опубликования вышеуказанного Перечня, но не позднее 31 декабря 2011 г. Впрочем, если заявление и копии лицензий были представлены в налоговую инспекцию еще до официального опубликования Перечня, повторно писать заявление после его выхода уже не требовалось, и организация могла применять нулевую ставку, если она удовлетворяла установленным критериям (см., например, Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-03-06/1/580).
А вот для применения нулевой ставки в 2012 г. подавать документы следовало уже в общем порядке — не позднее чем за один месяц до начала 2012 г. Другими словами, те, кто претендовал на эту льготу в 2012 г., должны были уложиться в срок до 1 декабря 2011 г. Такие разъяснения были даны, в частности, в Письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/96. То же правило действует и для последующих лет.
Итак, если раньше нулевую ставку вы не применяли, но хотите воспользоваться этой льготой с 2013 г., поторопитесь и подайте заявление в налоговую инспекцию по месту своего нахождения до конца ноября 2012 г.
А вот если в 2011 г. вами уже было подано заявление на применение нулевой ставки и обязательные условия для ее применения продолжают выполняться, то подавать еще одно заявление до конца ноября 2012 г. (о применении нулевой ставки в 2013 г.) не надо.
Иными словами, подавать новые заявления на каждый последующий отчетный период совершенно не нужно. Как подчеркивалось еще в Письме Минфина России от 27.12.2011 N 03-03-06/4/151, заявление о переходе на применение нулевой ставки представляется организацией однократно на весь период применения налоговой ставки 0%. Ведь Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность образовательных или медицинских организаций, перешедших на применение налоговой ставки 0% с начала налогового периода и продолжающих ее применение в последующих налоговых периодах в случае соответствия условиям, предусмотренным ст. 284.1 НК РФ, ежегодно представлять в налоговые органы соответствующие заявления.
Заявление пишется в произвольной форме. Никаких обязательных требований к его формату нет. Однако не забывайте, что согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ к заявлению должны быть приложены копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что в настоящее время действует Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174.

Кто может претендовать на нулевую ставку: общие правила

Фактически мы уже рассмотрели несколько требований.
Во-первых, организация, претендующая на нулевую ставку, должна осуществлять образовательную и (или) медицинскую деятельность. Причем определяется этот факт согласно п. 1 ст. 284.1 НК РФ исходя из уже упоминавшегося ранее Перечня видов образовательной и медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917.
Во-вторых, необходимо иметь лицензию (или несколько лицензий) на осуществление данных видов деятельности. Это первое из пяти условий, перечисленных в п. 3 ст. 284.1 НК РФ.
В-третьих, именно эти виды деятельности должны приносить основной доход. Сформулировано это в пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ следующим образом — применять ставку 0% можно в том случае, если:
1) доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
2) либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В-четвертых, в случае, если учреждение осуществляет медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.
В-пятых, в штате организации в течение налогового периода непрерывно должно числиться не менее 15 работников. И, наконец, в-шестых, организация за весь налоговый период не должна совершить ни одной операции с векселями или финансовыми инструментами срочных сделок.
Имейте в виду, что в случае, если учреждением, перешедшим на нулевую ставку, допускается нарушение хотя бы одного из вышеперечисленных требований, оно обязано перейти на применение обычной ставки (20%) задним числом, то есть с начала этого самого налогового периода, в котором имело место несоблюдение установленных условий. Причем придется не просто восстановить и уплатить в бюджет сумму налога на прибыль, но и уплатить пени, которые начисляются со дня, следующего за установленным согласно ст. 287 НК РФ днем уплаты авансового платежа по налогу.
Для подтверждения права на применение нулевой ставки необходимо по окончании каждого налогового периода, в течение которого она применялась, представлять в налоговую инспекцию в те же сроки, что и налоговую декларацию, следующие сведения (п. 6 ст. 284.1 НК РФ):
— о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ;
— о численности работников в штате организации;
— а также о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации (только в случае осуществления организацией медицинской деятельности).
Если эти сведения не будут представлены в срок, к учреждению будет применена обычная ставка (20%) — опять же задним числом, с начала того налогового периода, за который не представлены данные. И вновь придется заплатить не только восстановленный налог, но и пени.
Эти сведения в отличие от заявления подаются не в произвольной форме. В настоящее время форма их представления утверждена Приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-3/[email protected], а Формат их подачи в электронном виде утвержден Приказом ФНС России от 30.12.2011 N ЯК-7-6/[email protected]
Подавать документы в срок и следить за соблюдением всех условий нужно не только потому, что в противном случае придется платить налог по обычной ставке и пени, но еще и потому, что согласно п. 8 ст. 284.1 НК РФ те, кто «слетел с льготы» в связи с несоблюдением установленных условий, так же как и те, кто добровольно вернулся на обычную ставку в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 284.1 НК РФ, лишаются права повторно переходить на нулевую ставку в течение пяти лет, а ведь общий срок действия льготной ставки изначально ограничен периодом с 2011 по 2019 гг. включительно.

Вникнем в правила

Читайте так же:  Как можно вернуть права после лишения досрочно

К сожалению, обеспечить соблюдение вышеперечисленных требований не так-то просто. Практически в каждом случае есть свой подвох.

Если у учреждения есть санаторий-профилакторий

К примеру, многие образовательные учреждения имеют в своей структуре санатории-профилактории, оказывающие услуги оздоровительного характера.
Однако в п. 1 ст. 284.1 НК РФ особо оговаривается, что к медицинской деятельности не относится деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением. На этом основании в Письме Минфина России от 17.11.2011 N 03-03-06/4/130 подчеркивалось, что применение нулевой ставки организациями, осуществляющими санаторно-курортную деятельность, не предусмотрено.
Тем не менее сам факт наличия санатория-профилактория, входящего в состав вуза или иного образовательного учреждения (то есть не являющегося отдельным юридическим лицом), не означает, что данное образовательное учреждение не может претендовать на льготу. Ведь существует условие о пороге доходов на уровне 90%. Другими словами, в случае, если доходы именно от образовательной деятельности, НИОКР и медицинской деятельности (без учета доходов от деятельности санатория-профилактория) приносят не меньше 90% от общей величины доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, образовательное учреждение сохраняет право на льготу. А вот если, к примеру, доходы от платных услуг, оказываемых санаторием-профилакторием, превышают 10% от общей величины доходов учреждения, формирующих налоговую базу согласно гл. 25 НК РФ, учреждение однозначно теряет право пользоваться льготной нулевой ставкой.

Если у учреждения есть обособленные подразделения

Вообще вопрос об обособленных подразделениях стоит шире. Ведь многие образовательные учреждения и учреждения здравоохранения имеют в своем составе не только необособленные структурные подразделения, но также представительства и филиалы. Нужно ли учитывать показатели филиалов, представительств и иных обособленных подразделений при проверке соблюдения критериев, установленных ст. 284.1 НК РФ? И должны ли эти критерии соблюдаться только в целом по учреждению или и по каждому отдельно взятому подразделению тоже?
С подобным вопросом еще в конце 2011 г. в Минфин России обратилось одно государственное автономное учреждение. Финансисты в своем Письме от 14.12.2011 N 03-03-06/4/144 ответили, что в подобных ситуациях расчет показателей в целях соблюдения условий п. 3 ст. 284.1 НК РФ нужен только в целом по юридическому лицу. Иными словами, производить подсчеты отдельно по каждому подразделению, филиалу, представительству вообще не надо. Значение имеют только общие цифры по всему учреждению (вместе со всеми его подразделениями).

Если образовательное учреждение также осуществляет и медицинскую деятельность

Специфические проблемы возникают у тех учреждений, которые совмещают оба вида льготируемой деятельности. Прежде всего речь идет о медицинских вузах.
С доходами тут в общем-то особых вопросов не возникает. Надо позаботиться лишь о том, чтобы общая сумма доходов: и от образовательной, и от медицинской деятельности, и от НИОКР, вместе взятых, — давала не меньше 90% от общей суммы налогооблагаемых доходов.
Сложность в другом — для учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, установлено особое условие (пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ) о наличии у большинства медицинских работников сертификата специалиста. Причем формулировка строга: численность такого медперсонала в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.
На этом основании в Письме Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-10/9 (доведено Письмом ФНС России 21.02.2012 N ЕД-4-3/[email protected]) финансисты заключили, что это условие должно обязательно быть выполнено и в ситуациях, когда организация совмещает образовательную и медицинскую деятельность, входящую в Перечень. Ведь никаких исключений в отношении подобных организаций в данной норме Налогового кодекса РФ не установлено.
Впрочем, по мнению чиновников, есть один частный случай, когда считать численность медработников с сертификатами не придется. Данный критерий нерелевантен, если доля доходов от одной только образовательной деятельности составляет не менее 90% налогооблагаемых доходов. Иными словами, если доходы от медицинской деятельности незначительны.
В других случаях придется все-таки обеспечить исполнение требований пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ. Причем при подсчете доли нужно в знаменателе учитывать численность всех работников, то есть не только медицинского персонала, но и профессорско-преподавательского состава, административного и обслуживающего персонала, а также всех остальных сотрудников образовательно-медицинского учреждения.

Требования к численности, если учреждение только создано

Нюансы применения требования к численности работников (не менее 15 человек) были раскрыты чиновниками в ответе на вопрос о том, может ли вновь созданное учреждение сразу применять нулевую ставку (в том году, в котором оно создано).
Мнение финансистов по данному вопросу изложено в Письме от 15.03.2012 N 03-03-10/23, а поскольку оно направлено Письмом ФНС России от 03.04.2012 N ЕД-4-3/[email protected], которое размещено на официальном сайте ФНС России, его положения должны неукоснительно применяться налоговыми органами.
К сожалению для налогоплательщиков, выводы чиновники сделали не в их пользу. Они заключили, что вновь созданные организации, даже если они с первого дня осуществляют образовательную и (или) медицинскую деятельность, не имеют права за первый налоговый период применять нулевую ставку, потому что они не могут выполнить два из обязательных условий:
— о численности работников;
— о представлении лицензии и заявления не позднее чем за один месяц до начала налогового периода.
Рассмотрим оба аргумента подробнее.
Требование к численности работников, установленное в пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, заключается в том, что в штате организации непрерывно в течение налогового периода должно быть не менее 15 работников. Комментируя это условие, финансисты уточнили, что оно должно выполняться по состоянию на любую дату в течение налогового периода.
В общем случае это означает, что если, к примеру, в образовательном учреждении, которое подавало заявление на применение нулевой ставки в 2012 г., имеет место значительная текучесть кадров и по какой-то причине получилось так, что хотя бы на один день в 2012 г. численность штатных работников оказалась ниже 15 человек (например, почти все преподаватели, методисты, обслуживающий персонал и другие — то есть почти все работники — начали вдруг увольняться один за другим или вообще разом взяли и уволились, а новых работников удалось найти не сразу), такое учреждение «слетает с льготы». Хотя, конечно, это крайне редкая на практике ситуация.
Продолжая рассуждения насчет вновь созданных организаций, чиновники заявляют, что они не могут обеспечить исполнения этого условия о численности. Очевидно, при этом подразумевается, что в текущем календарном году до даты создания организации у нее вообще нет работников — вот и неисполнение условия. Однако с такой постановкой вопроса вполне можно поспорить. Причем аргументы можно найти в том же самом Письме.
Финансисты сами обратили внимание на п. 2 ст. 55 НК РФ, согласно которому первым налоговым периодом для вновь созданной организации считается период времени со дня ее создания (то есть с даты ее государственной регистрации) до конца данного календарного года. А это значит, что для новичков в качестве налогового периода надо рассматривать не весь календарный год, а только период с даты госрегистрации по 31 декабря того же года. Иными словами, все дни начиная с 1 января текущего года и заканчивая днем, предшествующим дате государственной регистрации нового учреждения, вообще не считаются частью первого налогового периода для этого учреждения. И, как следствие, тот факт, что в эти дни (до создания учреждения) у него, естественно, не могло быть ни одного работника, не имеет никакого значения.
Впрочем, день государственной регистрации и каждый последующий день уже бесспорно входят в первый налоговый период новичка. И значит, если учреждение хочет соблюсти требование к численности, необходимо оформить в штат не меньше 15 человек прямо в тот же день, когда учреждение зарегистрировано, то есть дата приказов о приеме на работу работников в количестве не меньше 15 человек должна совпадать с датой государственной регистрации учреждения. И если в последующие дни эта численность вплоть до 31 декабря (включительно) не упадет ниже лимита (15 человек), условие о численности следует признать все-таки выполненным.
А вот в отношении требования к предоставлению копий лицензий вместе с заявлением не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого организация желает применять ставку 0%, финансисты правы. Причем дело тут не столько в факте отсутствия лицензии по состоянию на 1 января того года, в котором учреждение создано (ведь на 1 января оно еще не существовало и лицензий, естественно, не имело), а именно в месячном сроке представления заявления и копий лицензий. Да, первый налоговый период для новичка, как уже подчеркивалось, начинается не с 1 января, а с даты его государственной регистрации. Но ни одна организация не может подать заявление от своего имени за месяц до своей собственной регистрации (своего создания).
И в этом принципиальное отличие правил применения нулевой ставки от правил перехода на «упрощенку». Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация может подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, то есть в гл. 26.2 НК РФ есть конкретное правило для новичков. А вот в ст. 284.1 НК РФ и вообще в гл. 25 НК РФ никаких особых поблажек для вновь созданных организаций, желающих применять нулевую ставку по налогу на прибыль, нет.

Читайте так же:  Заявление на пособие по уходу за инвалидом

Если образовательное учреждение «слетело» с УСН

Тот же аргумент — об отсутствии особых правил для вновь созданных организаций — чиновники использовали в Письме от 30.08.2012 N 03-03-06/4/90, посвященном тем образовательным учреждениям, которые в текущем году утрачивают право на применение УСН.
В этом Письме они отвечали на вопрос НОУ, которое с начала текущего года применяло УСН, однако начало бурно расширяться и в результате открытия новых факультетов и привлечения большого количества новых студентов у него в текущем году произошло превышение лимита доходов, то есть исчисленная нарастающим итогом с начала года выручка текущего года от оказания образовательных услуг превысила 60 млн руб. Это явилось основанием для утраты права на применение УСН с начала того квартала, в котором произошло данное превышение.
Согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ в такой ситуации суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций.
Анализируя нормы данного пункта в совокупности с уже рассмотренными нами требованиями п. 2 ст. 55 НК РФ относительно определения налогового периода для вновь созданных организаций, НОУ посчитало, что для них первым налоговым периодом при переходе с УСН на ОСН должен считаться не календарный год, а период времени начиная с первого числа того квартала, в котором учреждение утратило право на применение УСН. Рассуждая дальше, НОУ полагает, что заявление на применение нулевой ставки по налогу на прибыль оно должно подать не позднее чем за один месяц до того квартала, с первого месяца которого учреждение применяет ОСН. Что данное НОУ и сделало, тем более что всем условиям, предусмотренным п. 3 ст. 284.1 НК РФ, оно удовлетворяло.
В такой ситуации НОУ интересует, правомерна ли его позиция, заключающаяся в том, что никаких оснований для отказа в предоставлении данной льготы (права на применение нулевой ставки по налогу на прибыль в текущем календарном году) по причине того, что оно подало заявление в текущем году (в году перехода с УСН на ОСН), а не до 1 декабря предыдущего года, не имеется.
Однако чиновники в вышеупомянутом Письме оптимизма налогоплательщика не разделили. Согласившись с тем, что организации, «слетевшие» с УСН, должны исчислять и уплачивать налоги, установленные общим режимом налогообложения, в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций, они подчеркнули, что ст. 284.1 НК РФ не предусматривает возможности применения налоговой ставки 0% вновь созданными организациями за первый налоговый период.
И значит, в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, после начала календарного года утратила право на применение УСН, то она не вправе в этом календарном году применить нулевую ставку по налогу на прибыль.

Если учреждение реорганизуется

Особые проблемы возникают в случаях, когда учреждения проходят процедуру реорганизации. Они также связаны с требованием к наличию лицензий, как и у вновь созданных учреждений.
В частности, при реорганизации образовательного учреждения в форме разделения или выделения тем учреждениям, которые созданы в результате такой реорганизации, оформляются временные лицензии, которые выдаются сроком на один год. Соискателями лицензии, которые должны обращаться в лицензирующий орган, в такой ситуации являются именно учреждения, возникшие в результате реорганизации. Это следует из требований п. 8 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» и уже упоминавшегося ранее Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Естественно, их оформление требует времени. И значит, на протяжении этого времени — с момента регистрации созданных в ходе реорганизации учреждений до момента получения ими временных лицензий — требование к наличию у учреждения лицензии не исполняется.
А вот изменение типа учреждения реорганизацией не является. Об этом прямо сказано в п. 14 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539).
В такой ситуации согласно п. 9 ст. 33.1 Закона об образовании должно быть осуществлено переоформление лицензии в связи с изменением наименования лицензиата, частным случаем которого является именно создание образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, а также установления иного государственного статуса образовательного учреждения. Кроме того, лицензии переоформляются в случаях, когда меняется место нахождения лицензиата (или его наименование), когда создаются новые филиалы, появляются новые образовательные программы либо новые места осуществления образовательной деятельности (или меняются их наименования).
Еще одним основанием для переоформления действующей лицензии, а не для получения новой, являются случаи возникновения образовательного учреждения, научной организации или иной организации в результате реорганизации в формах слияния и присоединения, но только при условии, что изначально лицензии имелись:
— при слиянии — хотя бы у одного или у нескольких реорганизованных лиц;
— при присоединении — у присоединенного лица.
В случае если лицензия именно переоформляется, а не получается учреждением «с нуля», можно вести речь об исполнении условия о наличии у учреждения лицензий на осуществление образовательной деятельности.
Однако остается вопрос о том, следует ли считать учреждение, прошедшее через процедуру реорганизации, вновь созданным. Ведь именно от этого зависит, будет ли оно вправе продолжать применять нулевую ставку на основании того заявления, которое представлялось в налоговые органы еще до реорганизации, или, иными словами, не потеряет ли оно возможность применять нулевую ставку после реорганизации как вновь созданное (с учетом рассмотренных выше мнений чиновников).
В этом смысле особый интерес представляют положения гражданского законодательства, а именно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ. Из него следует, что во всех случаях реорганизации, кроме случаев реорганизации в форме присоединения, образовавшиеся в результате реорганизации юридические лица являются вновь возникшими. И только при присоединении нового юрлица не возникает — реорганизованным считается ранее существовавшее юридическое лицо, к которому присоединилось другое лицо (в отношении которого в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении его деятельности).
Таким образом, вне зависимости от порядка переоформления или получения новой (временной) лицензии при реорганизации в любых формах, кроме присоединения, вновь возникшие учреждения лишаются как возможности продолжать применять нулевую ставку, так и возможности подать собственное заявление о ее применении в течение того календарного года, когда была совершена реорганизация (когда они были внесены в ЕГРЮЛ).
Если реорганизация проводилась в форме присоединения к образовательному учреждению другого учреждения, новое юридическое лицо, по сути, не образовывалось, и если у присоединенного лица тоже имелась лицензия на образовательную деятельность, производится переоформление лицензии, а не выдача новой временной лицензии. И значит, в такой ситуации основное учреждение, применявшее до реорганизации (присоединения другого учреждения) нулевую ставку, может продолжать ее применять и после реорганизации.
И, наконец, если никакой реорганизации вообще не было, а было лишь изменение типа государственного или муниципального учреждения — и за этим последовало переоформление уже имевшейся ранее лицензии на право осуществления образовательной деятельности, — учреждение также вправе продолжать применять нулевую ставку на общих основаниях.

Применение льгот по налогу на прибыль организаций в 2019 году

Налог на прибыль организаций начисляется в соответствии с гл.25 НК РФ.

Содержание

Глава регулирует порядок определения налоговой базы и ставки.

Обязанность по уплате налога на прибыль возникает в случае применения предприятием общей системы налогообложения.

Освобождены от уплаты налога организации, применяющие специальные режимы – УСНО, ЕНВД, ПСНО, ЕСХН.

Налог на прибыль начисляется для уплаты в бюджеты 2-х уровней: в федеральный и субъектов РФ.

Общая величина ставки установлена в размере 20%, из которых 2% подлежит уплате в бюджет федерального уровня, 18% — в доход субъектов.

Законные основания

Важность применения льготы по налогу на прибыль и их регулирующая роль установлена законодательством.

НК РФ определил виды деятельности, которые облагаются «0» ставкой по налогу на прибыль, а также порядок снижения ставки региональными властями.

Возможность применения пониженной ставки для льготных категорий установлена ст. 284 НК РФ.

НК РФ предоставляет право субъектам Федерации самостоятельно определять льготы для отдельной категорий налогоплательщиков.

Применить льготный режим налогообложения выгодно только при наличии у предприятия прибыли.

В случае получения убытков, полученных в период применения «0» -й ставки, отсутствует возможность переноса суммы убытка, полученного от деятельности, на будущие налоговые периоды для уменьшения прибыли к налогообложению.

Кому предоставляются?

НК РФ четко определен перечень видов деятельности, в случае применения которого можно использовать пониженную ставку. Кодексом установлены ограничения и льготы по налогу на прибыль для ряда организаций.

Читайте так же:  Как узнать оплачен ли налог на имущество

Возможность получить льготу в виде «0» ставки существует для:

  1. Медицинских учреждений.
  2. Образовательных организаций.
  3. Предприятий сельхозпроизводителей.

Для организаций, официально действующих в условиях особых экономических зон, предоставляется возможность применить пониженную ставку при изменениях, внесенных в законодательство регионом.

Условия для получения

Право на применение пониженной ставки возникает в заявительном порядке. Основанием служит пакет документов, предоставляемый в ИФНС в подтверждение соблюдения ограниченных законом требований.

Перечень документов зависит от вида осуществляемой деятельности. Медицинским и образовательным учреждениям необходимо предоставить лицензии, подтвердить наличие специалистов.

Всеми льготниками предоставляются данные аналитического учета доходов с разбивкой по видам деятельности.

Для предприятий, которым необходимо подтвердить наличие сертифицированных специалистов, предоставляются данные по сотрудникам.

Как это работает: ↑

Организацией до начала периода, в котором планируется применять льготу, подается заявление в ФНС. Применять льготы, предоставляемые при исчислении налога, можно не только с начала налогового года.

К заявлению прилагается, при необходимости, копия лицензии на возможность оказания услуг, что подтверждает право на получение льготы. Подача документов производится в срок, не позднее месяца до начала периода.

Когда платить налог на прибыль читайте здесь.

По окончании периода налогоплательщиком предоставляются документальные подтверждения законности применения «0» -й ставки по налогу на прибыль.

Не позднее месяца в инспекцию ФНС предоставляется:

  • документ, позволяющий подтвердить состав и структуру доходов;
  • сведения о наличии в периоде численности профильных специалистов;
  • копии сертификатов специалистов для предприятий медицинского профиля.

Фото: сертификат (образец)

При отсутствии возможности подтвердить соответствие данных организаций заявленным в НК РФ или превышения установленного лимита право применения пониженной ставки отсутствует.

Документальное оформление

При оформлении пониженной ставки предъявляются требования к сопроводительным документам и указанным данным:

  1. Заявление. Подается только единожды, до момента начала применения налоговой льготы.
  2. Декларация по налогу на прибыль. Предоставляется в обязательном порядке вне зависимости от наличия предоставленной льготной ставки и отсутствия необходимости уплаты налога в бюджет.
  3. Доходы. Подсчет доходов производится только в отношении выручки, участвующей в определении величины налоговой базы. Не включаются в составе учитываемых видов для определения 90 %-го рубежа доходы, полученные в виде безвозмездно полученного имущества или целевого финансирования для осуществления деятельности. Для бюджетных организаций учитывается только выручка, полученная от ведения коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли, например, платы за проживание студентов в общежитии.
  4. Численность. В подтверждение представляется штатное расписание, трудовые договора, табеля учета рабочего времени. Подсчет средней численности производится на основании условий, определяемых Приказом Росстата от 24.10.2011, изданного за № 435. В состав входят работники, принятые по трудовым, гражданско-правовым договорам на постоянной основе или условиях внешнего совместительства.

В качестве примера можно привести расчет налога на прибыль предприятия медицинского профиля

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль, полученная предприятием ООО «Лекарь» в 2013 году, составила 1 020 000 рублей.

Организация по итогам налогового года обязана начислить и уплатить:

  • в федеральный бюджет:1 020 000 х 2 % = 20 400 (рублей);
  • в бюджет субъектов федерации – 1 020 000 х 18 % = 183 600 (рублей).

Учреждение заявило льготу по налогу на прибыль и подтвердило правомочное ее применение. Сумма, начисленная к уплате в бюджет, не перечисляется.

Неправомерное применение

Налогоплательщик может получить в периоде, заявленном на применение льготной ставки данные, противоречащие условиям использования льготы.

Получить выходные сведения учета можно даже тогда, когда уже отчитываемся за льготы и налоговый период закончился.

Организация может получить выручку от других видов деятельности, превышающие 10 % или уменьшить численность специалистов. В данном случае оснований для применения пониженной ставки не имеется.

Налогоплательщик обязан самостоятельно:

  • пересчитать налог к уплате;
  • рассчитать сумму пени со дня, следующего за сроком уплаты авансовых платежей;
  • уплатить доначисленные суммы налога и пени в бюджет;
  • подать уточненную декларацию.

Все действия по восстановлению налога необходимо производить в указанном порядке, в противном случае ИФНС применит штрафные санкции по сумме неуплаченного в срок налога.

Для подсчета пени можно использовать налоговый калькулятор подсчета пени.

В случае утери права на применение льготной ставки медицинским или образовательным учреждением следующая возможность подать заявление на пониженную ставку появится только по окончания 5-тилетнего срока.

Классификация льгот по налогу на прибыль: ↑

НК РФ устанавливает несколько видов льготного налогообложения.

В состав перечня для основания понижения ставки входят доходы от деятельности, льготируемые при ее реализации, виды полученных доходов (дивиденды) и предоставление инвестиционного налогового кредита.

Примером служит ситуация при наличии трат на НИОКР, что является отсрочкой уплаты налога сроком до 5 лет.

Для сельхозпроизводителей

Организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и получающую выручку от продажи продуктов производства и переработки, могут заявить льготу в размере «0» ставки по налогу на прибыль.

Рассматривается возможность пониженной ставки только для производителей, применяющих ОСН и не перешедших на уплату единого сельхозналога.

Льготный режим применяется только для доходов, полученных от профильной деятельности, величина которых в общей выручке не может быть меньше 70 % от общей величины доходов.

К данной категории льготников относятся рыболоведческие хозяйства, общая численность которых не превышает 300 человек.

Для малых предприятий

Малым предприятиям до введение силу главы 25 НК РФ предоставлялись широкие инвестиционные льготы для поддержания роста организаций.

Изменения, внесенные законодательство с 2002 года, не предусматривают льгот в отношении предприятий малых численности и оборотов.

Для вновь созданных организаций

В отношении вновь созданных организаций образовательной или медицинской деятельности налоговая инспекция имеет свою позицию.

Вновь созданная организация не может иметь льготы по налогу на прибыль.

Объясняется данная позиция отсутствием возможности у новых предприятий оформить лицензию, выдача которых производится при соблюдении организацией определенного ряда требований и занимает некоторое время.

Другие федеральные льготы

Пониженные ставки применяются при получении доходов в виде дивидендов и от процентов, полученных держателями ценных бумаг.

В зависимости от условий выпуска установлены 15, 9, 0 ставки налога. Не облагается налогом прибыль, полученная участниками проекта «Сколково» и банком России.

Все льготные группы имеют отличия по требованиям к условиям подтверждения права на уменьшение ставки по налогу на прибыль.

Документы, предъявляемые налогоплательщиком, должны подтвердить основание для применения льготы.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве организационной формы ИП, не уплачивают налог на прибыль.

Предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, начисляют НДФЛ в размере 13 % от разницы доходов и расходов.

Определение базы для налогообложения строится по принципу расчета налога на прибыль. При исчислении налоговой базы применяются положения главы 25 НК РФ.

Для резидентов особых экономических зон

Организации, работающие в качестве резидентов экономических зон, поименованы в особом кластере Правительства РФ.

Для данных предприятий, ведущих деятельность на территории экономической зоны, могут применяться пониженная ставка.

Уменьшить можно, при издании соответствующих региональных законодательных актов, ставку в части, перечисляемой в региональный бюджет.

Минимально допустимая ставка, которой реализуются региональные льготы, установлена в размере 13,5 %.

Для резидентов технико-внедренческой деятельности и туристско-рекреационных зон применяется «0» ставка налога.

Применяются льготы при создании баз данных, разработки программ, реализация научно-технической продукции.

Для медицинских организаций

Деятельность медицинского направления позволяет организации применить льготный режим с использованием «0» ставки по прибыли.

Попадают под льготу только деятельность, установленная перечнем Правительства РФ. Например, не может использоваться льгота для санаторно-курортного лечения.

Для использования льготы необходимо:

  1. Иметь код вида деятельности, при котором можно применить льготу. Присвоенный при регистрации несоответствующий требованиям код по справочнику ОКВЭД необходимо изменить в общеустановленном порядке.
  2. Оформить лицензию на право ведения лечебной деятельности.
  3. В составе полученных доходов иметь не менее 90 % выручки от основного льготируемого вида.
  4. Иметь в штатном составе не менее половины сотрудников с медицинскими сертификатами.
  5. Общая численность постоянного состава не может быть менее 15 работников.

Предприятия, претендующие на предоставление льготы, не имеют права заниматься сделками с ценными бумагами.

Для образовательных учреждений

Льготы в виде «0» ставки для образовательной деятельности установлены ст. 284.1 НК РФ.

Основным требованием служит наличие лицензии, перечень деятельности в которой должен подтверждать образовательное направление учреждения.

Выдача лицензий производится бессрочно и подлежит переоформлению в случае изменения учредительных данных.

Необходимо иметь число специалистов в постоянном количестве не менее 15 человек, а также доказать долю выручки, полученной от осуществления профильной деятельности в размере не менее 90 % от общего количества.

КБК налога на прибыль в федеральный бюджет узнайте здесь.

Что это такое: налог на прибыль читайте здесь.

Налоговые льготы – эффективный механизм воздействия на деятельность организаций. Предоставлением льготы на прибыль регулируется направление деятельности и инвестиционных процессов в бизнесе.

Законодательством предоставляются широкие права субъектам Федерации для создания региональных льгот.

Заявление на льготу по прибыли