Требования к алкогольной продукции 2019

Содержание страницы:

С 1 октября порядок маркировки алкогольной продукции будет изменен

C 1 октября производители и импортеры алкогольной продукции будут маркировать алкогольную продукцию специальными марками и акцизными марками, на которые организация-изготовитель будет наносить двухмерный штрихкод с идентификатором ЕГАИС. Данный идентификатор позволяет идентифицировать саму марку и маркируемую ими алкогольную продукцию.

Таким образом, согласно новому Постановлению Правительства РФ от 27 сентября 2017 г. № 1140 вместе с двухмерным штриховым кодом на специальных марках и акцизных марках должны будут указываться и наименование алкогольной продукции, ее вид, страна происхождения, содержание этилового спирта и другие сведения. Напомним, что с 1 июля в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года вступили в силу поправки, согласно которым кроме штрих-кода не предусмотрено указание подробных вышеуказанных сведений (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

При этом будут применяться порядки маркировки, установленные:

  • Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками и Правила нанесения на них сведений о маркируемой продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 (далее – Постановление № 785);
  • Правилами маркировки алкогольной продукции акцизными марками и Правилами нанесения на них сведений о маркируемой продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 № 866 (далее – Постановление № 866).

По каким основаниям результат проверок росалкогольрегулирования может быть отменен? Узнайте из материала «Плановые проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Причем эти документы будут применяться в редакциях, действующих до 1 октября этого года. Кроме того, до 1 января 2019 года организациям-производителям будет разрешено выдавать специальные марки по требованиям к образцам, утв. Постановлением № 785, а импортерам – акцизные марки по требованиям к образцам, утв. Постановлением № 866.

Минфин намерен с 2019 года ужесточить продажу пива и маркировать его как крепкий алкоголь

Министерство финансов РФ подготовило проект закона, который предполагает введение специальной маркировки для пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в 2019 году. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на текст документа. Отмечается, что соответствующие поправки ведомство предлагает внести в 171-ФЗ (о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции). Из текста нового законопроекта следует, что с 1 января 2019 года производителям будет нужно маркировать свою продукцию специальными или акцизными (для импортных товаров) марками.

Без соблюдения этого условия вышеназванные спиртные напитки будут считаться находящимися в нелегальном обороте. В настоящее время маркировка является обязательной только для крепких алкогольных напитков и вина. Ранее в Минфине не поддерживали введение маркировки для пива, отмечает издание. В пресс-службе ведомства «Коммерсанту» сообщили, что изменение позиции по этому вопросу связано с выявленными Росалкогольрегулированием (РАР) нарушениями в обороте пивоваренной продукции. «В 2017 году лабораториями РАР проведены испытания 1033 образцов пивной продукции. Согласно результатам экспертиз, установлено несоответствие требованиям госстандартов 997 образцов», — сообщили в пресс-службе Минфина.

Также в ведомстве уточнили, что в законопроекте указана примерная дата введения маркировки, в реальности нововведение будет реализовано не ранее середины 2019 года. «К сентябрю организации, производящие пивоваренную продукцию, представят свои предложения по формату маркировки, который для них является наиболее предпочтительным. По мере определения формата маркировки уже будет приниматься решение о дате ее запуска», — уточнили в пресс-службе Минфина.

Сколько стоит и как получить лицензию на алкоголь в 2018-2019 годах

Спрос на спиртные напитки был и будет существовать всегда. Поэтому занятие производством и сбытом алкогольной продукции дает предпринимателям гарантированную прибыль, важно лишь правильно организовать процесс.

В нашей стране оборот алкоголя регулируется Федеральным законом 1995 года № 171-ФЗ.

Данный закон определяет как алкогольный, продукт, содержащий более 0,5% крепости, а также регулирует весь процесс оборота – закупку, поставку, хранение, перевозку и розничную продажу алкоголя.

Участниками оборота алкогольной продукции являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели, торгующие непищевой продукцией, имеющей свыше 0,5% спирта;
  • лица, работающие на предприятиях, связанных с производством, продажей спиртного;
  • потребители.

Органом, реализующим полномочия по правовому регулированию и контролю, надзору в этой сфере является Росалкогольрегулирование (РАР). Лицензированием деятельности, связанной с производством и продажей спиртосодержащих и алкогольных товаров, также занимается РАР (определяет условия получения лицензий, устанавливает требования к помещениям складов и производства, применению технологического оборудования). Росалкогольрегулирование имеет право отзывать лицензии без обращения в суд и ведет сводный реестр лицензий в рамках всей страны.

Требования к оформлению изложены и в законе «О лицензировании». Лицензия необходима на изготовление, перевозку, хранение и продажу, как оптовую, так и розничную, в случае, если содержание спирта в напитках превышает 6%.

Претендовать на получение лицензии на алкоголь могут лишь юридические лица. Организационно-правовая форма при этом не имеет значения. Индивидуальные предприниматели продажей алкоголя крепостью свыше 6% заниматься не вправе (на продажу напитков меньшей крепости – пива, например, лицензия не нужна). Чтобы производить, закупать, перевозить, хранить и реализовывать алкогольные и спиртосодержащие напитки, необходимо получить соответствующую лицензию. Причем на каждый вид деятельности, связанной с алкоголем, должна быть отдельная лицензия. Лицензии выдает Росалкогольрегулирование (кроме лицензий на розничную торговлю).

В регионах выдачей лицензий и контролем за реализацией в розницу алкоголя занимаются местные органы власти, органы местного самоуправления.

Порядок оформления

Чтобы оформить лицензию, необходимо подать в лицензирующий орган комплект документов, указав необходимый срок лицензии. Документ на право оборота спиртного выдается согласно действующему законодательству на срок от 1 года до 5 лет. Максимальный срок предоставляется крупным предприятиям, насчитывающим не менее 25 объектов сети.

Сроки оформления, виды и стоимость

Образец лицензии на на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции

Оформление лицензии занимает срок от месяца до трех, затраты на ее получение равны стоимости госпошлины, которая устанавливается в размерах, определенных в Налоговом кодексе. С 2015 года размер ее повышен. Так, лицензия на розницу сроком на 1 год обойдется в 65 000 рублей.

Существует несколько видов лицензий:

  • производство, хранение, продажа спирта и алкоголя;
  • та же деятельность относительно вина и винных напитков;
  • производство, хранение и продажа непищевого спиртосодержащего продукта;
  • хранение спирта, алкоголя и напитков, содержащих спирт;
  • перевозка продукции с содержанием спирта свыше 25%.

Первая предусматривает оплату госпошлины в размере 9,5 млн.руб., остальные будут стоить лицензиату 0,8 млн.руб.

Виды для розничной продажи:

  • для магазина (дает право реализовывать алкоголь по месту его нахождения, для употребления вне места покупки);
  • для кафе или ресторана (предполагает продажу для употребления в месте покупки);
  • лицензия на алкоголь, содержанием спирта до 15% (для торговых предприятий);
  • лицензия для общепита, на напитки до 15% крепости.

Требования к лицензиатам

Законодательство предъявляет к организациям, претендующим на получение лицензии на алкоголь, ряд жестких требований:

  1. Размер уставного капитала. Он должен быть оплачен к моменту обращения за лицензией и составлять не менее 10 млн. рублей для производства и оборота крепкого алкоголя, 80 млн. рублей — для водки. Для розничной торговли: не превышает 1 млн. рублей (конкретный размер устанавливают региональные органы власти, осуществляющие выдачу лицензий). Минимальный уставной капитал ООО, желающего заниматься продажей спиртного составляет 10 тыс. руб.
  2. Размеры площадей торговли. Площадь торгового заведения вместе с подсобными и складскими помещениями не должна быть менее 50 кв.м. (в городах). Для сельских поселений – вдвое меньше. Помещение должно находиться в собственности или на праве аренды, быть капитальным строением. Запрещается продажа спиртного в приспособленных и временных сооружениях. Складские помещения должны соответствовать всем требованиям пожарной безопасности, иметь вентиляцию, сигнализацию. Торговые заведения оснащают кассовыми аппаратами, ведут строгую отчетность. Для производства спиртного обязательно наличие измерительных приборов, строгая фиксация всех этапов производства и учет продукции. Если объем выпускаемой продукции меньше, чем производительность оборудования — в предоставлении лицензии будет отказано.
  3. Объект, реализующий спиртное, должен располагаться в стороне от детских, образовательных и культурных учреждений, вокзалов, источников повышенной опасности (заводов, вокзалов, заправок). Эти нормы установлены в 2014 году Законом № 365-ФЗ, усилившем ответственность за несоблюдение правил продажи алкоголя. Ряд дополнительных запретов на торговлю крепкими напитками может вводиться органами власти на местах.
  4. Требования к организации как юридическому лицу. Фирма, планируя деятельность, связанную с алкогольной продукцией, должна указать соответствующие коды деятельности (ОКВЭД) в органах статистики и налоговой. Существуют коды для розничной продажи, производства и т.д. Если они не указаны, следует внести изменения, иначе в получении лицензии будет отказано. Индивидуальные предприниматели, хотя и могут реализовывать только слабоалкогольную продукцию, также должны правильно оформить ОКВЭД. При добавлении новых кодов должна уплачиваться госпошлина.
Читайте так же:  Учет полиса осаго в 1с

Необходимые документы

При обращении за лицензией, хозяйствующему субъекту следует собрать пакет документов и предоставить в лицензирующий орган:

  • Заявление по специальной форме с указанием полного и сокращеного наименования, банковских реквизитов, перечнем видов деятельности, и видов лицензируемой деятельности.
  • Заверенные копии учредительных документов.
  • Копии выписки из ЕГРЮЛ, ИНН.
  • Документ, подтверждающий оплату уставного фонда.
  • Документы на помещение (право собственности или аренды).
  • Для производителей алкоголя — заключения пожарного надзора, СЭС, наличие лаборатории, контролирующей производство, документацию на оборудование и другие документы.

Документы можно подавать как в письменном виде, так и в электронном. Принятие решения по лицензированию принимается Росалкогольрегулированием или местным лицензирующим органом в течение 30 дней. При необходимости уточнения сведений или информации о претенденте на лицензию, срок может быть продлен вдвое. В случае отказа, после устранения недостатков и оформления нового комплекта документов, требуется оплата пошлины в полном размере.

Продление лицензии

При желании продолжать деятельность, связанную с оборотом алкоголя, за 3 месяца до окончания срока следует подать новый комплект документов, актуальный на дату подачи. Росалкогольрегулирование проверяет соответствие представленных сведений принятым нормам, и при положительном результате, выдает лицензию на новый срок.

Переоформление лицензии потребуется также при смене адреса фирмы, слияния или реорганизации. В этом случае госпошлина невелика.

Как при подаче первоначального комплекта документов, так и при повторном обращении у организации есть возможность воспользоваться услугами фирм, специализирующихся на оформлении лицензий для своих клиентов или специальных центов сертификации. При этом важно убедиться в опыте и репутации такого посредника.

Ответственность за торговлю алкоголем без лицензии

Торговля спиртным — высокодоходный бизнес, поэтому ответственность за нарушения правил оборота алкоголя довольно серьезная.

Закон от 2014 года № 354-ФЗ усилил штрафные санкции за торговлю без лицензии. Несанкционированная торговля может закончиться приостановлением деятельности на 3 месяца, штрафами на предпринимателей в размере 10-15 тыс. руб., на организацию — в 200-300 тыс. руб.

Также штрафы налагаются за несоответствие помещения требованиям закона, за продажу спиртного с поддельными акцизными марками, или сомнительного качества, без декларации соответствия. В этом случае дополнительно будет конфискована вся поддельная продукция.

За продажу алкоголя несовершеннолетним лицам возможно лишение лицензии. Также наказывается штрафом непредоставление отчетности в лицензирующий орган, невыполнение предписаний контролирующих органов.

Видео: лицензирование оборота алкогольной продукции

В следующем видеоролике изложена общая информация про получение лицензии на алкоголь

Нововведения в области лицензирования оборота алкогольной продукции, внесенные федеральным законом № 218-ФЗ

Закон о рекламе алкоголя

Закон о рекламе алкоголя в 2019 году устанавливает правила, согласно которым должны действовать производители напитков и распространители рекламы. Пропагандировать спиртосодержащую продукцию можно лишь при соблюдении определенных требований.

Закон о рекламе алкогольной продукции в 2019 году: официальный текст

В российском законодательстве установлено определение алкогольной продукции. К ней относятся изделия, полученные при использовании этилового спирта, изготовленного из пищевого сырьевого материала. При этом спирт должен составлять не менее 1.5% от общего объема. ФЗ 171 регламентирует виды алкогольной продукции:

  • питьевой этиловый спирт;
  • алкогольные напитки (к ним относится продукция с высокой долей спирта);
  • вина.

Пропаганду алкоголя регламентирует ФЗ 38 «О рекламе». В нем приведены главные требования, действующие не только в отношении спиртосодержащей продукции, но и в отношении товарных знаков и прочей атрибутики, которая может ассоциироваться с алкоголем.

В законе отражены стандарты и требования к содержанию спирта в напитках, а также к рекламным средствам и рекламным акциям. Согласно положениям действующего законодательства, пропаганда алкогольной продукции должна осуществляться с соблюдением следующих условий:

  • в рекламе не должна содержаться информация, касающаяся того, что алкогольные напитки могут привести к признанию в обществе, помогут достигнуть деловых, спортивных либо индивидуальных свершений, а также смогут положительно повлиять на физическое или психологическое здоровье человека;
  • запрещено использовать фразы, осуждающие воздержание от употребления спиртосодержащей продукции;
  • рекламный ролик не должен содержать сведений о безопасности или пользе алкоголя;
  • нельзя использовать навязчивую пропаганду, призывающую утолить жажду при помощи алкогольных напитков;
  • реклама не должна напрямую обращаться к гражданам младше 18 лет;
  • в роликах не могут принимать участие несовершеннолетние.

Трансляция рекламы по радио или телевидению обязательно должна сопровождаться информацией о нанесении вреда здоровью при злоупотреблении алкогольной продукцией.

Разрешенное время для рекламы алкогольных напитков

Изменения в законопроекте, внесенные в конце 2014 года, установили определенный временной интервал, в течение которого может осуществляться реклама спиртосодержащей продукции. Трансляция роликов допускается с 11 вечера до 7 утра по времени, действующему в конкретном субъекте.

Поправки вступили в силу с 2015 г. Они разрешают размещение атрибутики, которая имеет отношение к производителю алкоголя, во время трансляции каких-либо спортивных соревнований. Однако это правило действует лишь в отношении тех поставщиков, которые занимаются реализацией пива и напитков на его основе.

Закон регламентирует, что средства пропаганды алкоголя не могут размещаться вблизи от спортивных или физкультурно-оздоровительных учреждений. Минимальное расстояние должно составлять 100 м.

Однако уже с начала 2019 г. некоторые ограничения будут сняты. Парламентарии одобрили изменения, которые разрешают пропаганду алкоголя во время онлайн-трансляции спортивных мероприятий, а также в эфире спортивных каналов. Не разрешат рекламу лишь на детско-юношеских состязаниях.

Существует ли закон о запрете рекламы алкоголя

В современном законодательстве не существует отдельного правового документа, который бы устанавливал запрет на пропаганду спиртосодержащей продукции. Сегодня реклама алкоголя регламентируется следующими законодательными актами:

  • постановление правительства РФ о местах массового пребывания граждан, в которых запрещена реализация спиртных напитков;
  • ФЗ № 171 о национальном регулировании вопросов, связанных с производством и реализацией алкоголя;
  • ФЗ № 81 о государственном надзоре за оборотом спиртосодержащей продукции;
  • ФЗ № 38 «О рекламе».

При этом поставщики продукции часто пытаются использовать схемы, которые позволят обойти действующее законодательство в сфере рекламы. Именно поэтому депутаты решили ужесточить наказание за нарушение принятых правил. Нововведения коснулись штрафов, которые выросли в 10 раз.

При этом производители спиртных напитков продолжают искать обходные пути. Контролирующие органы тратят огромные средства на многочисленные экспертизы, доказывающие факт скрытой пропаганды алкоголя.

Правила рекламы спиртосодержащей продукции

Закон о рекламе предусматривает определенные правила, распространяющиеся на пропаганду алкогольных напитков. Реклама не может размещаться в следующих случаях:

  • в печатных изданиях. Это не относится к пропаганде вина или шампанского, которые были произведены на территории России;
  • в публикациях печати, аудио- и видеопередачах, которые предназначены для детей младше 18 лет;
  • на телевидении или радио, кроме ситуаций, предусмотренных в действующем законодательстве;
  • в автобусах, троллейбусах и проч.;
  • в спортивных, образовательных, детских, оздоровительных, военных организациях;
  • в сети.

Штрафы за нарушения закона о рекламе алкоголя

Выполнение норм действующего законодательства контролирует антимонопольный комитет. Специалисты изучают все ролики и сообщения на радио. Для нарушителей предусмотрена административная ответственность. Максимальная сумма штрафа за несоблюдение закона о рекламе составляет 500 тыс. руб. Предлагаем ознакомиться с полным списком требований к пропаганде спиртных напитков и скачать закон о рекламе алкоголя по следующей ссылке.

В законодательстве предусмотрены нормы, относящиеся к рекламе алкогольной продукции. Правовой документ запрещает пропаганду спиртных напитков в дневное время и вблизи от социально значимых объектов. Для нарушителей установлены внушительные штрафы.

Обязательная маркировка товаров: что это такое, кому она нужна и как накажут нарушителей

Что такое обязательная маркировка и зачем она нужна

Законодательной основой для введения в России масштабной обязательной маркировки товаров выступает Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ. Главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Исходя из общего смысла данных документов, маркировка продукции – это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и конечным покупателям получить исчерпывающую информацию о товаре. Официальное наименование кодов — контрольные идентификационные знаки (КиЗ).

Код маркировки всегда уникален. Не существует двух одинаковых кодов. Причем код используется однократно и после вывода товара из оборота код также уничтожается. Повторное его использование не допускается.

КиЗ состоит из 2 частей — кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:

  • наименование товара;
  • страна производства;
  • данные производителя;
  • местонахождение производителя;
  • бренд;
  • данные продавца и т.д.

Цель внедрения обязательной маркировки — противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Маркировка позволяет государству отслеживать товар от производственного цеха до магазинного прилавка.

В свою очередь покупатели всегда могут самостоятельно проверить легальность продукции при помощи мобильного приложения. Например, через сканер QR-кодов или официальную программу «Проверка товаров». Это приложение, которым рекомендует пользоваться ФНС России, полностью бесплатно. Оно может применяться для мобильных устройств на базе iOS и Android.

Как работает система обязательной маркировки продукции

В целях обязательной маркировки производимой/поставляемой продукции организации и ИП должны быть подключены к единой системе мониторинга. Для разных видов продукции используются разные системы мониторинга. Так, для алкогольной продукции используется ЕГАИС , для лекарств – Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения , для меховых изделий — Информационный ресурс маркировки .

Предположительно, для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он же сейчас используется и в целях реализации проекта по добровольной маркировке табачной продукции.

Читайте так же:  Налоговая ставка на земельный налог в 2019 году в московской области

Регистрация во всех этих сервисах бесплатная. Но она требует наличия усиленной квалифицированной электронной подписи.

Регистрироваться в информационных системах мониторинга должны не только производители, но также и поставщики продукции. Это связано с тем, что передача сведений в систему мониторинга происходит на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю. После регистрации производитель описывает свой товар и запрашивает у системы мониторинга необходимое количество КиЗ.

Система самостоятельно генерирует уникальные коды и передает их производителю. Кстати, на время действия добровольной маркировки генерация кодов осуществляется бесплатно. С введением обязательной маркировки производителям придется платить за коды, закладывая издержки в стоимость продукции.

После получения кодов производители наносят КиЗ на товары/упаковки. В систему мониторинга отправляются сведения об изготовлении продукции и ее подготовке к выпуску в оборот. Без нанесения кодов товар, подлежащий маркировке, не допускается к обороту. Для нарушителей предусмотрены меры как административной, так и уголовной ответственности.

После реализации товара оптовым поставщикам в систему мониторинга поступает информация о смене собственника товара. При этом поставщики обязаны проверять нанесенные на товар коды и сверять их с кодами, которые значатся в первичной документации.

Розничные торговые точки также сверяют коды, а в момент продажи товара конечному покупателю через онлайн-кассу и ОФД в систему мониторинга уходит информация о конечной реализации. Уникальный код выводится из оборота и уничтожается.

Этапы внедрения обязательной маркировки товаров

Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ, который закладывает основы для внедрения массовой маркировки товаров, вступает в силу с 1 января 2019 года. Однако практика обязательной маркировки существовала в России и ранее. Типичный пример – акцизные марки, наносимые на всю подакцизную продукцию. Другой пример – маркировка товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень такой продукции утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.

Между тем, все используемые до сегодняшнего дня средства идентификации и защиты показали свою несостоятельность и уязвимость в плане фальсификации. Марки подделывают, используют по нескольку раз, и проконтролировать легальность продукции в длинной цепочке поставщиков и покупателей подчас просто невозможно.

В связи с этим государство решило перейти на потоварную маркировку продукции, когда маркировочный код присваивается не отдельной партии товара, а непосредственно каждой единице товара из такой партии (бутылке, сигаретной пачке, упаковке лекарств и т.д.).

С 12.08.2016 в России и других странах ЕАЭС проводится пилотный проект по обязательной маркировке меховых изделий. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 №787 все участники проекта обязались маркировать свои изделия КиЗ и передавать всю информацию о маркировке в Информационный ресурс маркировки. Его оператором является ФНС России.

Затем Правительство РФ приняло постановление от 24.01.2017 № 62, которое положило начало эксперименту по маркировке лекарственных препаратов. На лекарства наносится КиЗ в виде двухмерного штрихового кода. По информации Росздравнадзора , охват индивидуальной маркировкой к 31.12.2018 составит 100% зарегистрированных лекарственных препаратов, реализуемых в России.

C 01.02.2018 года в России стартовало внедрение системы помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0). Координирует проект Росалкогольрегулирование. С 01.07.2018 года работа в ЕГАИС 3.0 стала общеобязательной. Помарочный учет бутылок сейчас должны применять все без исключения производители, поставщики, импортеры, розничные торговые точки и заведения общепита. Система уже не позволяет отгружать алкоголь с указанием неполного количества марок, а также дублировать марки.

С 01.06.2018 года начался эксперимент по добровольной маркировке обуви. Обязательной маркировка станет с середины следующего года. Также в 2019 году обязательная маркировка коснется и других товаров.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году

Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Перечень включает в себя 10 товарных позиций с указанием точной даты, с которой в отношении той или иной продукции вводится обязательная маркировка.

С 01.03.2019 обязательная маркировка вводится в отношении табачных изделий. С 01.07.2019 – в отношении обуви. Большинство же товаров из списка перейдет на обязательную маркировку в конце 2019 года. Так, с 01.12.2019 маркировка распространится на:

  • духи и туалетную воду;
  • шины и покрышки;
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки и блузы трикотажные машинного или ручного вязания женские/для девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские/для мальчиков;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

Стоит отметить, что некоторые производители и продавцы не стали дожидаться 2019 года и приступили к маркировке продукции на добровольной основе заранее. Это, в частности, касается рынка табачных изделий.

Обязательная маркировка сигарет и табачных изделий

Несмотря на то, что обязательная маркировка табачных изделий вводится только с 01.03.2019 года, производители, поставщики и торговые точки приступили к эксперименту уже сейчас.

Начало эксперименту по маркировке табачной продукции положило постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1433. Эксперимент стартовал в январе 2018 года.

Участники эксперимента должны быть зарегистрированы на Информационном ресурсе оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Порядок регистрации указан в Методических рекомендациях, утвержденных распоряжением Минпромторга от 25.12.2017.

Будучи зарегистрированным в системе, производитель может раскрывать информацию о производимой продукции и получать от оператора необходимое количество кодов. Информация о произведенных сигаретах заносится в реестр оператора. Затем делается запрос на получение кодов. После генерации кодов и передаче производителю, они наносятся на упаковку. Об этом тоже сообщается оператору, который заносит использованные коды в другой реестр.

На сигаретные пачки, блоки и коробки сейчас наносят двумерные штрихкоды DataMatrix. Эти коды сверяются с данными первичных документов при каждой перепродаже табачных изделий. При этом оператору сообщается о смене собственника продукции. Финальный контроль происходит на стадии продажи сигарет конечному покупателю.

Продавец считывает штрихкод, и информация о выбывшем из оборота коде поступает в фискальный накопитель кассы. В дальнейшем сведения о штрихкоде передаются ОФД, а оттуда – оператору системы мониторинга. Использованный код списывается и удаляется из реестра оператора.

Законы и ответственность за нарушения требований о маркировке товаров

Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность за нарушения требований о маркировке установлена ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей. Дополнительно к штрафу назначается конфискация всей немаркированной продукции.

Продажа продукции без маркировки квалифицируется как нарушение по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физлиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.

Производство немаркированных алкоголя и сигарет, помимо конфискации продукции повлечет также штраф для ИП в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ).

Самые большие штрафы предусмотрены за оборот алкоголя и табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Штраф для физлиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей. Само собой, с обязательной конфискацией немаркированных алкоголя и табачных изделий.

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превысит крупный и особо крупный размер. Напомним, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн рублей.

Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.

Самые строгие санкции предусмотрены, опять же, за оборот немаркированных алкоголя и табачных изделий. Данное деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ). Причем крупным размером здесь признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и табачных изделий, превышающая 100 тысяч рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

Говорили не только об этом, но начали с того, что производители давно научились обманывать официальные методы диагностики напитков. Представители лабораторий уверяют: если проверить, например, легальный коньяк современными методами изотопного анализа, будет выявлено немало фальсификата.

Получается, покупая коньяк в магазине, мы не можем быть уверены в его безопасности? По вину такая же картина?

Игорь Алёшин: Действительно, по разным оценкам, от 30 до 60 процентов коньяка находится в зоне риска. Но необходимо понимать, что речь идет, например, о несоответствии заявленного возраста, тому, что указан на бутылке или о происхождении сырья. То есть дело не столько в безопасности, сколько в том, что потребителя вводят в заблуждение.

Актуален этот вопрос и для вина. Конечный продукт в ряде случаев только разливается на территории нашей страны, а виноматериал изготавливается за тысячи километров.

Читайте так же:  229 приказ по гигиеническому обучению

На мой взгляд, помимо прочих мер здесь имеет смысл задуматься об обновлении существующих стандартов. Но, разумеется, все изменения должны проходить во взаимодействии органов госвласти и участников рынка.

То есть нужно обновить стандарты качества алкоголя?

Игорь Алёшин: Да, нам нужно составить перечень испытательных и измерительных методик, актуализировать их. Сейчас для измерения используются методы, соответствующие техническому развитию страны 70-80-х годов прошлого века.

Работа уже началась?

Игорь Алёшин: Начинается прямо сейчас. 5 декабря 2018 года Совет ЕАЭС принял техрегламент «О безопасности алкогольной продукции». Документ обсуждался восемь лет!

Он появился в результате многочисленных переговоров. Планируется создать единый рынок алкогольной продукции. Пять стран будут использовать согласованные термины.

И когда он заработает?

Игорь Алёшин: Вступит регламент в силу через два года. Но это время пройдет быстро, между тем нужно провести значительную работу. Нам придется серьезно обновить систему контроля качества алкогольной продукции.

Прежде всего, необходимо определиться с перечнями ГОСТов, выполняя которые участники рынка будут подтверждать соответствие требованиям регламента.

Знаете, последняя инвентаризация ГОСТов проводилась Росалкогольрегулированием в 2013 году. На тот момент их было 170. Часть документов морально устарела — это стандарты 80-х годов прошлого века. Так что и здесь необходима серьезная актуализация.

Если этого оперативно не сделать, Российской Федерации придется пользоваться стандартами стран Евразийского экономического союза.

Успеем, Игорь Олегович?

Игорь Алёшин: К сожалению, мешает незавершенная реформа отраслевых технических комитетов по стандартизации. Именно на них, по действующему законодательству, возложена работа по актуализации ГОСТов.

Нужно также определиться с органами, уполномоченными на осуществление надзора за соблюдением требований регламента.

Наконец, чтобы обеспечивать контроль за соблюдением всех требований регламента, потребуется усилить лабораторную базу, которую мы имеем в своем распоряжении.

Уже очевидно, что потребуется внесение изменений в отраслевой закон. Сейчас мы готовим план реализации техрегламента, который представим в минфин.

Закрыли 500 заводиков

Помимо качества алкоголя есть также проблема контрафакта. Как с ним бороться?

Игорь Алёшин: Прежде всего, определимся с терминологией. Контрафакт — это подделка под какой-либо известный товарный знак. Подделывают, в первую очередь, водочные бренды. Доля этой категории нелегального алкоголя сейчас минимальна.

Есть также нелегальная алкогольная продукция, которая выпускается без уплаты налогов, вне Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) (она предназначена для государственного контроля над объемом производства и оборота алкогольной продукции — ред.). В легальной рознице доля нелегальных спиртных напитков стремится к нулю. Сработала система ЕГАИС, минимальные цены и контрольные мероприятия с ФСБ и МВД.

Вы хотите сказать, что проблема исчерпана?

Игорь Алёшин: Конечно, пока нельзя говорить, что проблема полностью решена. Нелегальный алкоголь реализуется в нелицензионной рознице.

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, как и контроль за соблюдением требований, находится в ведении субъектов Российской Федерации. Они совместно с правоохранительными органами ведут работу на местах.

Мы, со своей стороны, обеспечиваем их в онлайн-режиме информацией из системы ЕГАИС о легальности той или иной продукции, при необходимости подключаемся к проверочным мероприятиям. Кроме того, с коллегами из ФСБ, МВД и прокуратуры постоянно выявляем и пресекаем деятельность подпольных заводов и складов.

И какие результаты приносит эта борьба с нелегалами?

Игорь Алёшин: Пока есть данные только за одиннадцать месяцев прошлого года. С нелегальных производств и складов было вывезено более 18 миллионов литров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это немного меньше, чем годом ранее. А вот самих подпольных заводов ликвидировано более 140. В прошлом году было ликвидировано 122 незаконные производственные площадки.

Получается, боремся с контрафактом, а нелегальных заводов выявляем все больше?

Игорь Алёшин: Противоречивая, на первый взгляд, динамика объясняется просто.

Сейчас нелегальным производством алкоголя все больше занимаются не промышленные предприятия, а мелкие кустарные цеха, расположенные в ангарах, подвалах, гаражах. Они оснащены самым примитивным оборудованием и используют в качестве сырья медицинский спирт. Как правило, мощности таких «цехов» крайне невелики. Но при этом развернуть подобное «производство» недобросовестному предпринимателю достаточно просто.

В целом за три года, с момента вступления в силу постановления правительства о реализации мер по пресечению незаконных производства и оборота спирта и алкогольной продукции, закрыто более 500 нелегальных производств. Из незаконного оборота изъято 90 миллионов этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Разливайки не унимаются

Контрафактный алкоголь также сбывается нелегально. Например, говорят специалисты, его поток сейчас уходит в так называемые разливайки — магазины по розливу спиртного, прежде всего пива. Они растут как грибы, часто на первых этажах жилых домов. Что с этим делать?

Игорь Алёшин: Есть разные способы сбыта нелегальной продукции, в том числе и этот. В ходе контрольных мероприятий мы также выявляем все больше так называемых псевдопивных напитков. На этикетке написано пивной напиток, а на самом деле это слабоалкогольная продукция с добавлением этилового спирта.

Другой распространенный случай — полный либо частичный отказ от предоставления различных отчетных документов, в первую очередь деклараций об объемах производства со стороны мелких производителей пива.

Очевидно, что существующие механизмы контроля за этим рынком необходимо менять. Как это лучше сделать — будет решать минфин и правительство.

А интернет? Здесь у вас появились новые полномочия. Помогают?

Игорь Алёшин: Блокировка сайтов — вполне эффективная мера как часть работы по выявлению и пресечению незаконного оборота алкоголя.

С момента закрепления за Росалкогольрегулированием таких полномочий, то есть с 15 июня 2018 года, было принято более трех тысяч решений о блокировке сайтов-нарушителей. Около двух тысяч устранили нарушения, а свыше 900 сайтов были заблокированы Роскомнадзором.

Не запретить ли также кафе, алкомаркеты, пивные магазины на первых этажах жилых домов? Были такие инициативы.

Игорь Алёшин: Мне о них известно. Однако одними запретами проблему не решить. Закрывая и запрещая, мы лишь перераспределим потоки нелегальной продукции из одного канала в другой. При этом основная задача — защита граждан от нелегальной продукции — решена не будет.

Рынок не делится

Стоит ли вводить отдельное более строгое регулирование в пивоваренной отрасли?

Игорь Алёшин: Уже долгое время обсуждается лицензирование производства и оборота пива, а также введение маркировки в пивоваренной отрасли. Это может обеспечить прослеживаемость движения товара по цепочке и сразу значительно сократит долю нелегальной продукции. Касается также и других отраслей, например винодельческой.

В 2017 году правительство рассматривало инициативы о раздельном регулировании алкогольного рынка. Тогда решили, что регулирование должно осуществляться в рамках единого закона. При этом отдельным видам продукции могут быть посвящены специальные разделы.

Не так давно этот вопрос поднимался и на заседании Общественного совета при Росалкогольрегулировании. Была горячая дискуссия. В итоге участники сошлись на том, что пиво — это алкоголь, а его производство и оборот нуждаются в регулировании.

От каких-то запретов, может, все-таки стоит отказаться?

Игорь Алёшин: В действительности, регулирование в отрасли упрощается с внедрением современных технологий. С 1 октября 2018 года в ЕГАИС введен «помарочный учет». Теперь система позволяет хранить цепочки поставки продукции и отслеживать ее движение с использованием механизмов технологии блокчейн. Появилась возможность отказаться от некоторых прежних методов регулирования.

И вот уже с 1 января 2018 года для участников ЕГАИС были отменены декларации, а с 1 июля — часть сопроводительных документов к обороту алкоголя.

Сейчас совместно с Экспертным советом Росалкогольрегулирования готовится перечень неактуальных форм регулирования, которые можно было бы отменить.

Например, учитывая, что продажи алкогольной продукции контролируются ЕГАИС, планируем отменить журналы учета розничной продажи алкогольной продукции.

Сейчас автомобильные перевозки спирта полностью прослеживаются ЕГАИС и АСКП, а с 1 июня 2019 года в таком же порядке будут отслеживаться железнодорожные перевозки спирта, поэтому можно отказаться от уведомлений, представляемых при поставке спирта.

В связи с принятием техрегламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции» стал избыточным ранее установленный правительством России перечень пищевого сырья, используемого для производства спирта.

Будете выходить с инициативой об изменении законодательства?

Игорь Алёшин: В ближайшее время планируем завершить обсуждение этих вопросов на наших экспертных площадках. Затем предложим министерству финансов соответствующие изменения законодательства.

Паленый алкоголь обнаружит смартфон

Игорь Олегович, посоветуйте, как выбрать качественный алкоголь?

Алёшин: Наверное, не скажу ничего нового. Легальный алкоголь продается только в лицензированных магазинах. Он не продается в ночное время, в палатках, ларьках, из-под полы и в интернете.

Нельзя также купить легальный алкоголь в пластиковых канистрах и бутылках без марок.

А как проверить легальность торговой точки?

Алёшин: Очень просто. При помощи бесплатного приложения для смартфонов «АнтиКонтрафакт Алко» можно убедиться, что у магазина, в который придет покупатель, есть действующая лицензия.

Также приложение покажет, что продукция на его полке произведена по всем правилам и зафиксирована в ЕГАИС. Кстати, прямо в приложении любой потребитель может также сообщить в Росалкогольрегулирование о выявленных нарушениях.

А что вы сами предпочитаете выпить в праздник? Скоро Старый Новый год.

Алёшин: Предпочитаю легальную продукцию.

Игорь Олегович Алёшин, руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)

Родился 3 августа 1962 года в Ленинграде.

Окончил Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности юриспруденция.

Потом еще и Государственный университет управления г. Москвы по специальности государственное и муниципальное управление.

До 2004 года служил в Министерстве внутренних дел.

Затем был заместителем генерального директора, генеральным директором ОАО «Московский завод «Кристалл», заместителем генерального директора ФГУП «Росспиртпром», гендиректором.

11 июля 2018 года назначен руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Требования к алкогольной продукции 2019