Приказ об утверждении плана счетов автономного учреждения

Содержание страницы:

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2015 г., 16 ноября 2016 г., 19 декабря 2017 г., 31 марта 2018 г.

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411), и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 228н в пункт 2 внесены изменения, применяющиеся при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19713

Утверждены отдельный план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкция по его применению. Последняя устанавливает единый порядок отражения этими организациями активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности на счетах плана.

Хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики. В нем приводятся аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) — 24-26 разряды номера счета, соответствующие структуре данных, закрепленных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете необходимой информации, а также определять по согласованию с учредителем недостающую корреспонденцию счетов.

Приказ применяется при формировании учетной политики автономного учреждения начиная с 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19713

Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 5 марта 2011 г. N 47

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минфина России от 31 марта 2018 г. N 67н

Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 г.

Приказ Минфина России от 19 декабря 2017 г. N 238н

Изменения вступают в силу с 30 января 2018 г.

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа и применяются при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 г.

Приказ Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 228н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа и применяются при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г., за исключением положений абзаца четвертого пункта 3.1 изменений, применяемых, начиная с 1 января 2017 г.

Приказ об утверждении плана счетов автономного учреждения

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ

Автономные учреждения, как и иные экономические субъекты, на которых распространяется действие Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, обязаны вести бухгалтерский учет. Законодатели разработали для автономных учреждений свой План счетов, о котором и пойдет речь в этой статье.

Автономные учреждения, как Вы знаете, являются одной из форм некоммерческих организаций. Поскольку действие Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, то автономные организации обязаны применять положения названного закона, а, следовательно, вести бухгалтерский учет посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
Для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах применяется Единый план счетов, утвержденный Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Единый план счетов, Инструкция N 157н).
Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов), но на основе Единого плана счетов и положений Инструкции N 157н для ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями применяется План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. N 183н (далее — План счетов автономных учреждений, Инструкция N 183н).
Напомним, что в конце 2015 года Приказом Минфина России от 31.12.2015 г. N 228н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» в План счетов автономных учреждений и Инструкцию N 183н были внесены значительные изменения и дополнения.
Пунктом 2 Приказа N 228н определено, что его положения применяются государственными (муниципальными) автономными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 01.01.2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 года, за исключением положений абзаца четвертого пункта 3.1, которые будут применяться, начиная с 01.01.2017 г (названным абзацем определено, что начиная с указанной даты в 1 — 4 разрядах номера счета Рабочего плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений будет отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджета.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов на основании пункта 21 Инструкции N 157н отражают:
— в 1 — 17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
— в 18 разряде — код вида финансового обеспечения (деятельности);
— в 19 — 21 разрядах — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
— в 22 — 23 разрядах — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
— в 24 — 26 разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Разряды 18 — 26 номера счета Плана счетов (Рабочего плана счетов) образуют код счета бухгалтерского учета.

Автономное учреждение вправе вводить при утверждении Рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете информации, которая необходима внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности автономного учреждения (пункт 4 Инструкции N 183н).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (Приказ)
  • «Российская газета», N 47, 05.03.2011

ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (Приказ)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. N 19713

Zakonbase : План счетов и Инструкция по его заполнению включены в систему отдельными документами

Читайте так же:  Образец приказа о доплате за вредность

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации ( Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 » Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» ( Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (Приказ) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (Приказ) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (Приказ) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Приказ об утверждении плана счетов автономного учреждения

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2010 года N 183н

(с изменениями на 31 марта 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года N 228н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2016, N 0001201603150006) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 31 декабря 2015 года N 228н);
приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190019) (о порядке применения см. пункт 8 приказа Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н);
приказом Минфина России от 19 декабря 2017 года N 238н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.01.2018, N 0001201801190028);
приказом Минфина России от 31 марта 2018 года N 67н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2018, N 0001201804280014) (применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года).
____________________________________________________________________

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; 2007, N 45, ст.5491; N 5, ст.411), и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 года, регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 года).
(Абзац дополнительно включен с 26 марта 2016 года приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года N 228н, применяется государственными (муниципальными) автономными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 года и при формировании учетной политики, начиная с 2016 года)

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 февраля 2011 года,
регистрационный N 19713

Приложение N 1. План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений

Приложение N 1
к приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
«Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета
автономных учреждений и
Инструкции по его применению»
от 23 декабря 2010 года N 183н

(с изменениями на 31 марта 2018 года)

Рабочий план счетов бюджетного учета как основной инструмент учетной политики для государственных (муниципальных) учреждений

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 4

В связи с реформированием бюджетного законодательства и, в частности, бюджетного учета проблема применения счетов бюджетного учета является одной из наиболее актуальных.

Учетная политика формируется всеми организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, вида экономической деятельности и других особенностей. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Нормативными документами, содержащими правила формирования учетной политики для государственных (муниципальных) учреждений, являются:

для казенных учреждений — План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденные Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Приказ N 162н);

для бюджетных учреждений — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Приказ N 174н);

для автономных учреждений — План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее — Приказ N 183н).

Также согласно п. 4 Приказа N 162н его положения распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (РФ).

Одним из основных инструментов учетной политики является рабочий план счетов, утверждение которого обязательно при формировании учетной политики. Анализ норм вышеприведенных Приказов показывает, что утверждение рабочего плана счетов является неотъемлемой частью учетной политики только для бюджетных и автономных учреждений. В отношении казенных учреждений бюджетный учет строго регламентирован, поскольку они являются получателями бюджетных средств, и в Приказе N 162н такой инструмент, как рабочий план счетов, не упоминается.

Рабочий план счетов утверждается на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Он должен содержать счета, применяемые для синтетического и аналитического учета. Структура счета бюджетного учета имеет 26 разрядов. Формирование разрядов счета бюджетного учета каждым типом государственных (муниципальных) учреждений осуществляется следующим образом (см. таблицу).

Формирование разрядов счета бюджетного учета каждым типом государственных (муниципальных) учреждений

Как видно из приведенной таблицы, операции по счетам бюджетного учета казенных и бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, полностью регламентированы нормами бюджетного законодательства. Что касается бюджетных учреждений — получателей субсидий, то положения учетной политики таких учреждений будут применяться при определении аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий. Автономные учреждения ведут раздельный учет по источникам финансирования на счетах бюджетного учета по соответствующему коду, указанному в 18-м разряде счета Единого плана счетов бухгалтерского учета. Вместо кодов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) автономные учреждения используют аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно п. 3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом N 174н, при ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24, 25, 26-м разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду КОСГУ, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

Пунктом 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом N 174н, установлено, что бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Структура аналитических кодов на уровне 1 — 17-го разрядов кодов счетов бюджетным учреждениям — получателям субсидий должна быть закреплена в учетной политике бюджетного учреждения как неотъемлемая часть рабочего плана счетов. При формировании номера счета в 1 — 17-м разрядах кодовых обозначений разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджета можно взять за основу Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

Дополнительная детализация счета может быть произведена путем введения дополнительных кодов в структуру счета (коды добавляются в 22-й и 23-й разряды номера счета при условии, что они содержат нулевые значения) либо добавления к счету дополнительного кода (субконто). Кроме того, по мнению автора, можно ввести новую аналитику с 1-го по 17-й знак.

Читайте так же:  Посчитать скидку по осаго

Очень важная, по мнению автора, для бюджетных учреждений норма содержится в абз. 2 п. 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом N 174н. Данный пункт предписывает: «. при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции».

Таким образом, в обязательном порядке должны быть согласованы с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) счета бюджетного учета (КФС):

  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — бюджетные инвестиции;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с п. 3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом N 183н, при ведении автономными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики автономным учреждением рабочего плана счетов, содержащего аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) — 24, 25, 26-й разряды номера счета, соответствующие структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

Пункт 4 Приказа N 183н предусматривает, что автономное учреждение с учетом положений Инструкции вправе вводить при утверждении рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Как видно из приведенных норм, автономным учреждениям предоставлено больше свободы в формировании аналитических кодов на уровне 1 — 17-го разрядов кодов счетов. Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете необходимой информации, а также определять по согласованию с учредителем недостающую корреспонденцию счетов.

Кроме того, рабочий план счетов автономных учреждений должен содержать аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) — 24, 25, 26-й разряды номера счета, соответствующие структуре данных, закрепленных Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Таким образом, для автономных учреждений, а также для бюджетных учреждений — получателей субсидий значение такого инструмента учетной политики, как рабочий план счетов, трудно переоценить.

Приказ об утверждении плана счетов автономного учреждения

Фирма «КАМИН» приглашает партнеров принять участие в серии семинаров в период с 27 мая по 27 июля 2011 года по теме:

«Учет в казенных, бюджетных, автономных учреждениях в 2011 году.
Применение «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

С 1 января 2011 года вступили в силу нормативные документы по бюджетной классификации, бухгалтерскому учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений:

приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 г., № 19452);

приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2011 г. № 19593) и письма Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396 «Таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета, применяемых в 2010 и 2011 годах»;

приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, Государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19658);

приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2011 №19669);

приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.02.2011 №19713);

приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19693).

Для ведения бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений всех типов в апреле 2011 года фирмой «1С» планируется выпуск нового программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», предназначенного для автоматизации бухгалтерского учета государственных учреждений любого типа: казенных, бюджетных и автономных, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъекта Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, ведущих учет согласно приведенным выше Планам счетов и инструкциям по их применению. О поддержке бюджетных, автономных и казенных учреждений в связи с изменением законодательства в 2011 г. в информационном письме фирмы «1С» от 31.01.2011 №13028

В материалах семинара вопросы ведения учета государственных (муниципальных) учреждений всех типов рассматриваются с использованием нового программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Программа семинара

Новые нормативные документы по ведению учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях;

Единый план счетов бухгалтерского учета государственных учреждений: структура, основные изменения, вступающие в силу с 01.01.2011 года. Сравнительный анализ Планов счетов казенного, бюджетного и автономного учреждения. Формирование Рабочего плана счетов учреждения;

Анализ систем бухгалтерского учета учреждений различных типов.

— Особенности учета нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов)

— Виды финансового обеспечения. Порядок учета субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций
— Учет средств, полученных от приносящей доход деятельности
— Учетная политика учреждения

Порядок перехода на новый программный продукт «1С:Бухгалтерия государственного
учреждения 8″

Практические примеры ведения учета в государственных (муниципальных) учреждениях
с использованием нового программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Установлены правила учета в бюджетных учреждениях нового типа

А.Л. Опальская, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и управления Минэкономразвития России (г. Москва)

Минюст России зарегистрировал 2 февраля 2011 года приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, которым утверждены План счетов бухучета для бюджетных учреждений, а также Инструкция по его применению. Его нормы распространяются и на образовательные учреждения. Об основных новациях – в статье.

Изменения общих норм

Прежде всего отмечу, что правовое регулирование образовательных учреждений теперь осуществляется в зависимости от их типа соответствующими нормативными документами. А именно:

– автономных учреждений – Законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

– казенных учреждений – Бюджетным кодексом РФ;

– бюджетных учреждений – Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также статьями 30, 31, 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Для урегулирования правил ведения бухгалтерского учета Минфин России выпустил соответствующие приказы.

Приказы, регулирующие организацию и ведение учета

Нормы

Тип учреждения

Казенное

Бюджетное

Автономное

Оформление первичных и сводных бухгалтерских документов

Организация учета
(общий для всех учреждений)

Правила применения
Плана счетов

Обратите внимание: нормы приказа № 162н (об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению) распространяются как на казенные, так и на бюджетные учреждения старого типа (до принятия по последним решения о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ). Причем, как только органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления будет принято соответствующее решение, систему бухгалтерского учета необходимо организовать в соответствии с приказом № 174н.

Новшества в организации учета

Для начала рассмотрим новации, которые следует учесть при организации учета.

Поправлен перечень имущества учреждения

Итак, среди основных нововведений можно отдельно отметить не только деление имущества учреждения на недвижимое и движимое, но и выделение из состава движимого имущества особо ценного.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Среди всего прочего к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Однако перечень недвижимого имущества не является закрытым, так как чиновники Минфина России предусмотрели, что законом к недвижимым активам может быть отнесено и иное имущество. Активы, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Причем регистрация прав на движимые вещи не требуется.

Какое имущество является особо ценным движимым?

Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, согласно постановлению Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества», могут определяться:

а) федеральными органами исполнительной власти – в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Читайте так же:  Судебные приставы город белово база должников

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений нового типа.

План счетов бюджетного учета

В План счетов бюджетного учета внесены изменения в части как нумерации счетов, так и их названия.

Основные изменения в счетах учета

Проанализировав новые правила бухгалтерского учета, можно выделить основные группы изменений, связанные с порядком применения счетов. ( Правила применения счетов образовательными учреждениями приведены здесь.)

В Инструкции № 174н:

– прописаны дополнительные счета для учета приносящей доход деятельности (затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг (счет 109));

– изменены счета санкционирования хозяйствующих субъектов.

При ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетными учреждениями отражаются на счетах Плана счетов, содержащих в 24–26 — м разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду КОСГУ, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухучете бюджетного учреждения (п. 3 Инструкции № 174н).

Так, например, в Плане счетов бюджетного учреждения (приложение № 1 к приказу № 174н) для основных средств установлены коды в 24–26 — м разрядах номера счета:

– 310 – увеличения стоимости;

– 410 – уменьшения стоимости.

Изменен порядок учета затрат на производство продукции

Учет затрат на производство выделен на счетах:

– 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

– 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

– 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;

– 109 90 000 «Издержки обращения».

При этом для каждого счета ведения бухгалтерского учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции.

Скорректированы правила учета денежных средств

Для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, в соответствии с пунктом 70 Инструкции № 174н применяются следующие группы счетов:

– 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;

– 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения».

Отмечу и такую новацию: нормами новой Инструкции определены правила ведения бухучета по операциям с денежными средствами на счетах бюджетных учреждений, открытых в кредитных организациях. Для учета таких операций применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

– 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;

– 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».

Доходы учреждения нового типа

А именно установлены группы счетов для наличия расчетов по доходам. Таковыми, в частности, являются счета:

– 205 20 000 «Расчеты по налогам от собственности»;

– 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

– 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

– 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

– 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

– 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам».

Как мы видим, основной доход учреждения – предоставленные субсидии, начисление которых отражается по дебету счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы». Начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели, в сумме подтвержденной отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 401 10 180 «Прочие доходы».

Расчеты с учредителями

Введен аналитический счет 210 06 000 «Расчеты с учредителями».

В пункте 116 Инструкции № 174н отражены операции бюджетного учреждения по расчетам с государственными органами власти при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления.

Изменен состав обязательств бюджетного учреждения

Итак, для формирования информации в денежном выражении о состоянии прочих расчетов с кредиторами и операций, изменяющих указанные расчеты, уточнены счета аналитического учета, применяющиеся в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

– 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»;

– 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;

– 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;

– 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;

– 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Обратите внимание: счет 304 06 000 используется при отражении взаимоотношений с органом, выделяющим субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (то есть финансовое обеспечение). Это может быть связано с увеличением (уменьшением) кредиторской задолженности, полученной бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности), или восстановлением его источника.

Введены новые счета для учета финансового результата

Счет 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» раздела 4 «Финансовый результат» Плана счетов бюджетного учреждения дополнен следующими группировочными счетами:

– 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;

– 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;

– 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

– 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;

– 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Группировка счета аналитического учета в соответствии с экономическим содержанием хозяйственной операции и объектом учета приведена в пункте 149 Инструкции № 174н.

Операции по начислению доходов бюджетного учреждения оформляются бухгалтерскими записями в соответствии с пунктами 150–155 Инструкции № 174н.

Санкционирование расходов

Внесены изменения и в порядок санкционирования расходов. Теперь операции по санкционированию расходов будут отражаться только с применением следующих счетов:

– 502 00 000 «Принятые обязательства»;

– 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения»;

– 506 00 000 «Право на принятие обязательств»;

– 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;

– 508 00 000 «Получено финансового обеспечения».

Каждый из приведенных счетов санкционирования расходов группируется на счетах аналитического учета. Например, счет 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» группируется в разрезе видов (кодов – при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово — хозяйственной деятельности) учреждения, утвержденной на соответствующий финансовый год.

Учреждение вправе устанавливать аналитику

Заметьте: с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов (приказ № 157н) при утверждении рабочего плана счетов учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в учете дополнительной информации, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Нормы Единого плана счетов влияют на учет

Инструкцией по применению Единого плана счетов не только введены дополнительно счета, но и уточнены некоторые понятия и принципы учета.

Основные средства можно приобрети в лизинг

Так, определено, что первоначальная (фактическая) стоимость объектов нефинансовых активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга), устанавливается условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

Решение о принятии к учету имущества, которое является предметом лизинга (сублизинга), на баланс лизингодателя или баланс лизингополучателя принимается только по согласованию между сторонами договора лизинга (сублизинга).

Перечень первичных документов приведен в пункте 9 Инструкции № 174н. (Перечень можно увидеть здесь).

Начисляем амортизацию по новым нормам

Установлены новые принципы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

В частности, на объекты недвижимого имущества:

– стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при принятии их к учету;

– стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Далее скажем об объектах движимого имущества:

– на активы библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при вводе объекта в эксплуатацию;

– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

– на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;

– на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче в эксплуатацию.

Скорректирован порядок возмещения ущерба

В частности, отрегулированы правила отражения в учете расчетов по ущербу, нанесенному имуществу учреждения. Новыми нормами предусмотрено изменение не только названия счета 209 и его аналитических позиций, но и порядка отражения на счетах бюджетного учета бухгалтерских записей (п. 109, 110 Инструкции № 174н).

Разрешено устанавливать корреспонденцию счетов

В 2011 году бюджетному учреждению (старого типа) рекомендовано пользоваться корреспонденцией счетов бухучета, которая приведена в приложении № 1 к приказу № 162н. Нормы данного приказа применяются казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, не перешедшими на финансирование в виде субсидий.

Кроме того, при отсутствии корреспонденций счетов по определенной хозоперации учреждения имеют право по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, определять необходимую корреспонденцию счетов (в части, не противоречащей Инструкции № 174н).

Приказ об утверждении плана счетов автономного учреждения