Учет материальных ценностей в школе

Образец книги учета материальных ценностей

Вести книгу учета материальных ценностей не сложно. Но поскольку эта процедура предусмотрена в целях контроля за приемом материалов на предприятии и их выдачей, она играет особо важную роль. Лицо, ответственное за прибытие и выбытие товарно-материальных ценностей, должно предельно внимательно относиться к своей обязанности по документальному оформлению производимых операций.

С 2015 года введена новая форма журнала учета материальных ценностей на предприятии, в связи с чем изменились некоторые правила заполнения и ведения первичной документации. Ввиду высокой значимости и максимальной ответственности за вмененное организационное имущество кладовщики и иные материально ответственные лица должны знать о произошедших изменениях и правилах документирования материальных потоков.

Общие положения

Цель ведения учета материальных ценностей – контроль сохранности и рациональности эксплуатации имущества предприятия. Сведения об имуществе, находящемся в местах хранения, вносятся в специальный складской журнал.

Обязанности по ведению учета ценностей и заполнению документа возлагаются на материально ответственное лицо — кладовщика, назначаемого директором фирмы. К учету принимаются все материальные средства, поступающие на склад, вне зависимости от способа их приобретения и источника поступления.

Материальные ценности, поступающие или выбывающие с предприятия, подлежат оприходованию и списанию по учетной книге в этот же день. Информация, содержащаяся в ней, должна полностью соответствовать фактическому наличию имущества в организации.

Учет имущества осуществляется по названиям материалов (продукции, инвентаря и пр.), их количеству, сортам. Для этого заполняются отдельные страницы по каждому наименованию.

Выдача материальных ценностей сотрудникам осуществляется кладовщиком под роспись. Факт ее совершения фиксируется в книге учета.

Регулярно на предприятии проводятся проверки наличия материальных ценностей и состояния учетных документов. Бухгалтерские данные сверяются с содержанием складского журнала. После сверки сведений, полученных в результате проверки, в соответствующем разделе книги учета ставится специальная отметка.

Нормативные акты

Требование, установленное статьей 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», о том, что все хозяйственные операции, осуществляемые на предприятии, необходимо оформлять оправдательной документацией, т.е. первичными документами, по которым ведется бухгалтерский учет, отменено. Тем не менее, организации продолжают ему следовать ввиду требований иных нормативно-правовых актов.

Если хозяйственная операция не оформлена первичным учетным документом, она не принимается к учету и не отражается в бухгалтерских регистрах. Первичная документация составляется на строгих бланках, включенных в альбомы унифицированных форм первичного учета.

Постановление Правительства РФ №835 «О первичных учетных документах» требует применения разработанных и утвержденных форм первичных документов всеми фирмами вне зависимости от организационно-правовой формы.

Порядок заполнения

Сначала заполняется шапка документа (или титульная страница), в которую вносятся следующие данные:

  • полное наименование компании;
  • название структурного подразделения, где ведется учетный журнал;
  • должность и ФИО материально ответственного лица, ведущего книгу;
  • дата начала ведения документа (дата его закрытия проставляется по окончанию журнала учета).

На следующем этапе в таблицу вносится информация о предмете материальной ценности. По каждому наименованию оформляется отдельный лист. Таблица включает семь граф:

  1. Кодовое обозначение места хранения материальных ценностей – склада предприятия.
  2. Стеллаж.
  3. Ячейка.
  4. Единица измерения (это может быть штука, пачка, упаковка и т.д. в зависимости от вида имущества).
  5. Цена (за одну единицу хранимой вещи).
  6. Характеристики (размеры, сорт, профиль, марка).
  7. Норма запаса (представляет собой необходимое количество материальных ценностей в наличии на складе, позволяющее предприятию работать без перебоев).

Далее вносятся сведения в строчку «Наименование материала», к примеру, «калькулятор», «машинка шлифовальная» или «бумага для принтера». Также проставляется код материала, который был присвоен ему бухгалтерией.

Затем следует таблица, в которую заносятся отметки о поступлении и отпуске материалов. Запись в книге учета делается ответственным лицом по каждому факту приема или выдачи определенной материальной ценности. Таблица заполняется в следующем порядке:

  1. В первом столбце проставляется порядковый номер записи. Нумерация начинается с единицы. Соответственно, первая запись будет под номером «1».
  2. Второй столбец содержит дату произведения записи. Она должна соответствовать фактическому поступлению или выбытию материала.
  3. В третий столбец записывается дата и номер документа, являющегося основанием для приема материальной ценности (к примеру, лимитно-заборная карта при возврате на склад неиспользованных остатков) или ее выдачи (к примеру, ведомость на выдачу материала на нужды компании).
  4. Четвертый столбец должен отражать источник поступления материала (к примеру, поставщик) или подразделение предприятия, в которое выдана ценность, и его материально ответственное лицо.
  5. Вариант заполнения пятого и шестого столбца зависит от вида операции: прием («Приход» в пятом столбце) или выбытие (в шестом столбце «Расход»).
  6. Седьмой столбец содержит количество материала, оставшегося на складе по окончании текущей операции.
  7. Заключительный столбец предназначен для отметки о контроле. В нем вписывается дата произведенной проверки и проставляется подпись лица, которое ее провело.

Последняя страница книги учета предназначена для внесения информации о проводимых проверках. Она также имеет табличную форму, состоящую из трех граф: дата проведения проверки, замечания и предложения, должность и подпись проверяющего лица. Эта страница оформляется бухгалтером после фактического осуществления контрольных мероприятий.

Форма и образец журнала

Форму учетной книги утвердило Министерство финансов в 2015 году Приказом №52н. По ОКУД ее номер 0504206. Бланк носит обязательный характер для осуществления операций по учету товарно-материальных ценностей на предприятиях.

Он используется при формировании учетной политики хозяйствующего субъекта с 2015 года (времени введения в практику) и носит название «Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование». Ранее учет поступления и складского хранения материальных ценностей на предприятии оформлялся по форме МХ-5, где для каждого вида материалов отводился отдельный раздел.

Несмотря на то, что новая форма относится к первичной учетной документации, по своей сути она представляет собой регистр учета, который ориентирован только на ведение на бумаге.

Наибольшее распространение журнал получил в ведении оперативного учета такого имущества, как спецодежда, средства индивидуальной защиты, рабочая обувь. Оформление его в электронном варианте не предусмотрено, поскольку в документе нет колонок для подписей ответственных лиц. Как правило, журнал ведет работник склада, заполняя его ручным способом. Бланки получить можно путем обычной распечатки электронной версии или заказа в типографии.

Учетный журнал ведется бессрочно, пока не будет полностью заполнен. Обложка должна содержать название компании, должность и ФИО ответственного за его оформление лица, даты заведения и окончания документа. Все листы подлежат последовательной нумерации. Они должны быть прошиты, скреплены с заверением фирменной печатью.

При принятии решения на предприятии о корректировки утвержденных форм (внесении дополнительных реквизитов), все вносимые изменения необходимо оформлять соответствующими локальными организационно-правовыми актами.

Форматы бланков, содержащиеся в альбомах унифицированной первичной учетной документации, носят рекомендательный характер. Менять их разрешается на внутрифирменном уровне в соответствии с потребностями организации. К примеру, можно расширить или сузить строчки, графы, включить дополнительные строчки и вкладные страницы для удобного размещения и легкой обработки нужной информации.

Итак, книга учета материалов ведется в месте их поступления, хранения и выдачи в пользование. Каждая операция должна вноситься в документ в день ее осуществления. Бланк журнала представляет собой табличную форму. Сложностей в его заполнении не возникает. Главное – делать записи вовремя с проставлением подписей ответственных лиц. Для каждого вида материалов отведена отдельная страница. Все они обязательно нумеруются.

Структурную основу книги допускается менять. Однако, сохранение установленных изначально в унифицированном варианте реквизитов обязательно.

Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

О нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

К материальным запасам в бюджетных учреждениях относятся:

— предметы, независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения не более 12 месяцев;

Читайте так же:  Какие льготы у детей инвалидов в москве

— предметы, которые используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ;

Все эти материальные ценности предназначены для использования в процессе деятельности учреждения или для продажи.

Пунктом 49 Инструкции №25н установлено, что все материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости, в которую включается и сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют лишь материальные запасы, которые были приобретены или изготовлены в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае, если иное не предусмотрено НК РФ, оплаченный поставщикам и подрядчикам налог на добавленную стоимость может быть предъявлен к зачету.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров поставки, которые они заключают с поставщиками, поскольку теперь все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Рассмотрим вопрос о порядке заключения договоров поставки более подробно.

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ). Он существенно изменил практику осуществления закупок бюджетными учреждениями. Теперь все заказы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона №94-ФЗ, сумма которых превышает 60 000 рублей, должны размещаться только в соответствии с требованиями этого закона.

В соответствии со статьей 10 Закона №94-ФЗ заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров, стоимость которых превышает 60 000 рублей, может осуществляться:

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Обратите внимание: в соответствии с требованиями статьи 4 Закона №94-ФЗ, учреждение (получатель бюджетных средств) вправе размещать государственный заказ, если оно уполномочено на это органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом государственной власти местного самоуправления. В случае если учреждение не уполномочено размещать заказы, договор на поставку заключается вышестоящей организацией, и поставка материальных запасов в учреждение осуществляется в порядке централизованного снабжения.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по централизованному снабжению материальными ценностями определен в части IV Инструкции №25н.

Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений производятся вышестоящими учреждениями (заказчиками).

Приемка материальных ценностей по централизованному снабжению производится учреждениями в установленном порядке.

Вышестоящее учреждение (заказчик) направляет учреждению — грузополучателю Извещение по форма 0504805 в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей. К Извещению прилагается копия счета поставщика на отправленные в адрес учреждения (грузополучателя) материальные ценности.

После того, как грузополучатель примет к учету поступившие ценности, он сообщает заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения.

Вышестоящее учреждение (заказчик) производит следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения учреждений:

Учреждением (грузополучателем) по получении Извещения и копии счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя материальные ценности производятся следующие записи:

При отправке поставщику возвратной тары учреждение (грузополучатель) высылает вышестоящему учреждению для расчетов с поставщиком все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости.

По этим операциям учреждение (грузополучатель) производит записи:

Вышестоящее учреждение (заказчик) по этим операциям производит следующие записи:

Если возвратная тара приобреталась в прошлом году, заказчик эту сумму вносит в доход соответствующего бюджета.

Статьей 17 Закона №94-ФЗ предусмотрен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении госзаказов. Он осуществляется путем плановых и внеплановых проверок уполномоченным органом.

Федеральная налоговая служба в Письме от 25 июля 2006 года №ВЕ-6-17/[email protected] «Разъяснения по закупкам одноименных товаров (работ, услуг)» приводит соответствующие разъяснения Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ по данному вопросу:

«В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ установлена административная ответственность должностного лица за осуществление оплаты в течение квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации — Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ (часть 2 статьи 1) право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тысяч рублей.

Таким образом, должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 тысяч рублей.

Принимая во внимание, что определение «одноименные товары» может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Постановлении Госкомстата России от 25 марта 2002 года №23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению».

Как указано в Письме №ВЕ-6-17/[email protected], статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ, введены и вступили в силу с 8 февраля 2006 года, новые статьи 7.29 – 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают новые размеры штрафов (от 25 до 200 МРОТ) за нарушения условий размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» дает следующие разъяснения по вопросу о пределах и порядке реализации государственным или муниципальным учреждением (далее — учреждение) полномочий по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности:

«В соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Порядок расходования учреждением денежных средств в приведенных случаях регламентирован положениями статей 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В частности, согласно статье 71 названного Кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Применяя данную норму, арбитражные суды при рассмотрении споров должны иметь в виду, что в силу положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), в том числе его статей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Исходя из пункта 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный (муниципальный) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (параграф 4 главы 30) и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона.

Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.

В силу статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пункт 2 статьи 1 Закона о размещении заказов).

Читайте так же:  Ходатайство о награждении почетной грамотой профсоюза

В настоящее время в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года №1050-У такой размер составляет 60 000 рублей».

Как было уже отмечено, бюджетные учреждения могут приобрести материальные запасы по договору купли-продажи, изготовить собственными силами, получить по договору дарения, при безвозмездной передаче или в результате выбытия основных средств и другого имущества.

Фактической стоимостью приобретаемых по договору купли-продажи материальных запасов складывается из следующих затрат:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые за информационные консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— суммовые разницы, возникающие до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте;

— транспортные расходы, связанные с доставкой материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

— расходы, связанные с подработкой, сортировкой, фасовкой и улучшением технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием;

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения или в результате выбытия основных средств и другого имущества, определяется как сумма их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости их доставки и затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования.

Повторим, что под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Учреждения могут получать материальные ценности в результате безвозмездного поступления от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), от учреждений разных уровней бюджетов, а также от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета. В этих случаях материальные запасы принимаются по фактической стоимости, с учетом затрат на их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, находящиеся в соответствии с условиями договора в пользовании или распоряжении учреждения, но не принадлежащие ему, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Если стоимость приобретенных материальных запасов определена в иностранной валюте, то для принятия к учету этих запасов, производится пересчет их стоимости в валюту Российской Федерации по курсу Центробанка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится:

— по фактической стоимости каждой единицы,

— по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе или виду запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

0 105 02 000 «Продукты питания»;

0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

0 105 04 000 «Строительные материалы»;

0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

0 105 07 000 «Готовая продукция».

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Учет материальных ценностей в школе

Классификация материальных ценностей [c.268]

Правильная классификация материальных ценностей — важное условие рациональной организации их аналитического и синтетического учета. [c.82]

В настоящее время в условиях широкого внедрения механизации и автоматизации бухгалтерского учета применяется классификация материальных ценностей, при которой материалу каждого наименования, сорта, размера и т. п. присваивают индивидуальный цифровой код — номенклатурный номер. Это позволяет не только учитывать данный материал отдельно от других, но и группировать материалы в учете по их физико-химическим свойствам и назначению. Такая группировка упрощает и облегчает ведение бухгалтерского учета, отвечает требованиям оперативного учета и плановых расчетов в органах снабжения. [c.86]

Рассмотрим классификацию материальных ценностей в промышленности. [c.96]

Понятие, оценка и классификация материальных ценностей. [c.203]

В целях рациональной организация учёта и контроля за использованием материалов в производстве и в связи с их широким ассортиментом промышленные предприятия помимо приведенной выше укрупненной экономической классификации материальных ценностей используют более детальную их группировку по техническим признакам и свойствам. Например, сырье и материалы подразделяются на черные и цветные металлы химикаты и т. д. Внутри групп и подгрупп ценности показываются в разрезе отдельных видов,»марок, сортов и типоразмеров. С этой целью на предприятиях разрабатываются номенклатуры (перечни) потребляемых в производстве материалов по их однородным признакам. На отдельных предприятиях количество групп и подгрупп зависит от характера производства и видов выпускаемой продукции. При этом каждому наименованию, типоразмеру и сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение — номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению товарно-материальных ценностей. [c.83]

Информацию часто обрабатывают традиционными методами с помощью простейших счетно-клавишных вычислительных машин. На этих машинах выполняют несложные плановые расчеты, сметно-финансовые расчеты, составляют отчеты, рассчитывают заработную плату, учитывают материальные ценности. Они значительно ускоряют и снижают трудоемкость счетных операций. Более совершенна обработка информации с использованием счетно-перфорационных машин, обеспечивающих классификацию вводимых данных, подсчет п фиксированно полученного результата. [c.298]

Контроль запасов при помощи их классификации. Крупные предприятия хранят десятки тысяч единиц различных запасов, при этом управляют не только всем комплексом запасов, но и отдельными видами материалов. Товарно-материальные ценности подразделяют на категории по важности, чтобы использовать системы контроля запасов только для наиболее важных статей. Общеизвестен метод классификации по категориям AB , называемый также АВС-ана-лиз. Согласно этому методу оценивают совокупную стоимость приобретения по каждой статье запасов на данный период. Затем статьи последовательно группируются по уменьшению годовой стоимости приобретения. Первые 10% статей запасов, выраженные в годовой стоимости приобретения, относят к категории А, следующие 20% — к категории В и оставшиеся 70% — к категории С. [c.96]

Для обеспечения успешного хода инвентаризации необходимо предварительно проверить состояние материальных запасов на складе. В частности, должно быть проверено размещение материалов по отдельным хранилищам, полкам должны быть приняты меры к тому, чтобы материалы в момент подсчета были разложены по сортам, размерам, видам, чтобы каждый материал был снабжен ярлыком. При занесении материальных ценностей в инвентарные описи придерживаются их классификации по главным счетам, субсчетам учета, статьям баланса. [c.497]

Отсутствие системообразующего признака в классификации отдельных объектов учета, например, операционных и внереализационных расходов, при наличии подхода к их квалификации способом перечисления и открытого перечня приводит к тому, что при составлении бухгалтерской отчетности у бухгалтера возникают серьезные затруднения в квалификации и представления в отчетности тех расходов, которые прямо не поименованы среди операционных или внереализационных. Так, например, согласно содержанию ПБУ 10/99 Расходы организации [13] непонятна квалификация следующих видов расходов уценка товарно-материальных ценностей на конец отчетного периода, резервы по сомнительным долгам и обесценению финансовых вложений, разница между фактическими затратами на приобретение долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью и т.д. [c.574]

Обязательное страхование может осуществляться как за счет бюджета государства (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей. При классификации страхования в литературе используют и такой критерий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразделяются на имущественное страхование (страхование материальных ценностей), страхование уровня жизни граждан (жизнь, здоровье, трудоспособность), страхование ответственности и страхование предпринимательского риска. [c.130]

Таким образом, счета бухгалтерского учета при их классификации по назначению и структуре подразделяются на следующие группы 1) основные, 2) регулирующие, 3) распределительные, 4) калькуляционные, 5) сопоставляющие. Кроме того, в бухгалтерском учете все используемые счета подразделяются на балансовые, которые со своими остатками находятся в активе или пассиве баланса, и забалансовые, которые размещаются за балансом. На забалансовых счетах, как правило, учитывают товарно-материальные ценности, которые находятся у данной организации, но принадлежат другой. Число забалансовых счетов ограничено. [c.39]

КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА И ЗАДАЧИ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ [c.104]

Основной капитал — это денежная оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В этой связи фонды переносят свою стоимость на производимый продукт по частям. В соответствии с действующей классификацией в состав основных фондов входят объекты производственного и непроизводственного назначения. К первым относятся основные фонды промышленного, строительного, сельскохозяйственного назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли и прочих видов деятельности материального производства. Непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры. [c.38]

Как экономическая сущность, основной капитал — это денежная оценка основных фондов материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. Поэтому фонды переносят свою стоимость на производимый продукт по частям. В соответствии с действующей классификацией в состав основных фондов Входят объекты производственного (машины, оборудование и др.) и непроизводственного назначения, используе-мые для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, культуры и т.д. [c.161]

З чете они подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их места в производстве. По действующей классификации все материальные ценности в учете подразделяются на следующие группы. [c.83]

Читайте так же:  Лишение прав гибдд за повторное

Классификация кредита обусловлена также объектами кредитования. Объект выражает то, что противостоит кредиту. Чаще всего кредит используется для приобретения различных товаров (в промышленности — сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара и т.п., в торговле — товары разнообразного ассортимента, у населения -товары длительного пользования), и здесь кредиту противостоят различные товарно-материальные ценности. В ряде случаев ссуда выдается для осуществления различных производственных затрат. Например, в сельском хозяйстве кредит в большей части направляется на затраты по растениеводству и животноводству, в промышленности — на сезонные затраты (ремонт, подготовку к новому сезону производства сельскохозяйственных продуктов и др.). [c.206]

Классификация кредита по видам зависит и от его обеспеченности. Обычно обеспеченность различают по характеру, степени (полноте) и формам. По характеру обеспечения выделяют ссуды, имеющие прямое и косвенное обеспечение. Прямое обеспечение содержат, например, ссуды, выданные под конкретный материальный объект, на покупку конкретных видов товарно-материальных ценностей. Косвенное обеспечение могут иметь, например, ссуды, выданные на покрытие разрыва в платежном обороте. Хотя ссуда и выдается на покрытие платежных обязательств заемщика, прямой оплаты товарно-материальных ценностей, которые прямо противостояли бы кредиту, может не быть, однако проявляется косвенное материальное обеспечение в форме товарных запасов, созданных за счет собственных денежных источников. [c.207]

Товарно-материальные ценности — это часть оборотных средств организации в виде ее реального материального имущества. Они производятся и приобретаются организацией для продажи или использования в производственном процессе (как правило, в течение одного года или обычного операционного цикла) либо на иные хозяйственные нужды. Для надлежащей оценки товарно-материальных ценностей их необходимо правильно классифицировать при постановке на бухгалтерский учет. Классификация товарно-материальных ценностей как объектов бухгалтерского учета для целей оценки зависит от многих факторов, основными из которых являются принадлежность ценностей к определенным их видам и характер владения ими. В дальнейшем на оценку товарно-материальных ценностей влияют порядок использования, формы первичного учета и другие факторы. [c.99]

Наличие материальных ресурсов на предприятиях и в отраслях статистика отражает не только по тем их видам, по которым составляются материальные балансы, но и по более укрупненным группам, сводя ресурсы в эти группы с помощью их стоимостной оценки. Применяется следующая классификация производственные запасы, в том числе а) сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты, б) вспомогательные материалы, в) топливо и горючее, г) тара и тарные материалы, д) запасные части для ремонта, е) инструменты, хозяйственный инвентарь и другие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, ж) семена и посадочные материалы, з) корма и фураж, и) животные на откорме и молодняк животных, к) прочие производственные запасы 2) незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления 3) расходы будущих периодов 4) готовая продукция 5) товары 6) прочие товарно-материальные ценности. Общий объем товарно-материальных ценностей всех этих шести групп представляет собой величину оборотных средств в товарно-материальных ценностях. [c.118]

Приведенная классификация предметов труда (материалов) лежит в основе синтетического учета материалов. В соответствии с ней открываются синтетические счета Сырья и материалов (с субсчетами Сырье и основные материалы , Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия , Вспомогательные материалы , Запасы и продукция сельского хозяйства , Тара и тарные материалы ), Топлива и Запасных частей. Для учета материалов,, принятых на временное хранение, используется забалансовый счет Товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. [c.113]

Три последние классификации дают детальное описание качественных характеристик любого собираемого аудитором доказательства. Предпочтительнее, если аудитор будет использовать естественные первичные доказательства из источников, находящихся под его непосредственным контролем. Однако это достаточно сложно. Предположим, что аудитор проверяет физическое наличие ценностей. В этом случае ему достаточно убедиться в существовании наличных денег, оборудования, товарно-материальных ценностей. Что же касается операций, то лишь их малая часть может быть детально рассмотрена. Например, выплата заработной платы по платежной ведомости или определенные операции за ограниченный промежуток времени. С точки зрения аудитора, анализ операций более важен, чем изучение фактического наличия, и поэтому он вынужден использовать другие виды доказательств. Если возникают трудности, связанные с тем, что источники информации являются независимыми, аудитор должен попытаться получить дополнительные доказательства из тех же источников, откуда были получены первоначальные. Например, если аудитору необходимо установить величину кредиторской задолженности, он должен проанализировать счета клиентов, счета-фактуры на приобретение и денежные платежи. Противоречивые доказательства, приводящие к различным выводам, могут снизить степень доверия к самим доказательствам и, следовательно, к источникам их получения. [c.23]

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) составляют значительную часть материальных ценностей, используемых на предприятии. Чтобы понять принципы и задачи учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, необходимо прежде всего уяснить особенности их использования, а также рассмотреть их классификацию. МБП, как и основные средства, в процессе эксплуатации не изменяют своей натуральной формы и изнашиваются постепенно. Относительная длительность использования предметов в определенной натуральной форме накладывает отпечаток на организацию их учета. [c.219]

Рассмотрим теперь основные характеристики предложенной выше классификации внебалансовых счетов. Депозитно-имущественные счета служат для учета ценностей, не принадлежащих предприятию, но находящихся в его пользовании или распоряжении. К этой подгруппе счетов относятся следующие счета, предусмотренные планом счетов Арендованные основные средства (фонды) Сырье и материалы, принятые в переработку Товары, принимаемые на комиссию Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение Оборудование, принятое для монтажа . Все эти счета предполагают наличие соответствующих парных счетов Арендодатели , Заказчики, передавшие сырье и материалы в переработку , Комитенты и т. д. Их отсутствие [c.180]

Для систематизации учета материальных ценностей применяют определенную классификацию материалов, за каждым материалом закрепляют определенный номенклатурный номер. [c.349]

Счёт Накладные расходы ежемесячно закрывается путём перечисления всех учтённых на нём расходов на стоимость строительного производства (см. Классификация и номенклатура затрат на строительное производство ), а также на стоимость подсобных и вспомогательных производств, на затраты обслуживающих хозяйств и другие счета по принадлежности. Счёт Заготови-телыю-складские расходы закрывается ежемесячно счётом Заготовление и приобретение материальных ценностей (см. Порядок учёта материалов и писания их на стоимость строительно-монтажных работ ). [c.661]

Применение шифров (сокращенных условных обозначений отдельных объектов, напр, продукции, материалов, станков, цехов, операций и т. п.) позволяет систематизировать и классифицировать материал, облегчает группирование данных, нахождение нужных сведений, упрощает запись. Система шифров (код) по к.-л. одной номенклатуре (напр., по материальным ценностям предприятия, по заказам и т. и.) должна учитывать возможность появления новых позиций и удобство машиносчетной обработки первичных документов и перфокарт. Код должен быть простым по построению и удобным в работе, а отдельные шифры— легко запоминаемыми и по возможности краткими. При разработке кодов необходимо определить перечень всех шифруемых номенклатур, установить список позиций каждой из них, систематизировать позиции в соответствии с принятой классификацией, выбрать систему кодирования, присвоить каждой позиции определенный шифр и оформить спроектированные коды в альбомы (справочники). Существует несколько систем построения кодов порядковая, серийная, поразрядная, повторяющая и комбинированная. [c.456]

Учет расходов по заготовлению и транспортировке материальных ресурсов целесообразно вести на счете 16 Транспортно-заго-товительные расходы в разрезе субсчетов, построенных в соответствии с классификацией материальных ценностей по их группам, субсчетам, счетам. [c.59]

Итак, чтобы правильно организовать учет материальных ресурсов необходимо точно и своевременно ответить на следующие вопросы откуда, когда, сколько и на какую сумму поступили материалы как идет выполнение программы снабжения кому, когда, сколько отпущено ресурсов, на что и целесообразно ли они израсходованы, как идет выполнение программы производственного их потребления каков остаток по отдельным видам ценностей и как соблюдаются установленные лими ты запасов когда следует заказать материальные ценности и сколько их ожидается к прибытию какое количество из данного остатка забронировано для определенных целей соблюдается ли установленный порядок их классификации и принятая учетная политика в их оценке и т.д. , [c.124]

Резко возрастает учетная номенклатура, так как появляется возможность максимальной детализации учета по таким признакам, которые долгое время по техническим причинам были почти невозможны, например, в учете готовой продукции (верхнее платье) выделять размер, модель, фасон и др. Увеличение учетной номенклатуры не только дает интересный материал для анализа и управления предприятием, усиливает роль учета в сохранности материальных ценностей, но и потребует новых подходов к группировке средств, для чего следует широко использовать фасетную классификацию счетов, позволяющую вести параллель- [c.360]

В рамках БНХ исходят из следующего определения данной эконо-иической категории национальное богатство представляет собой совокупность накопленных материальных благ, которыми располагает Общество в данный момент времени. Его образуют все созданные материальные ценности, составляющие необходимое условие общественного производства и жизни людей. При этом для изучения состава Ыционалъного богатства используется ряд классификаций и группировок материальных благ по различным признакам. Укажем важнейшие из них. [c.123]

Категории персонала — классификация работающих по найму исходя из выполняемых ими функций. Наемные работники разделяются на две группы рабочие и служащие. В группе служащих выделяются следующие категории руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим. При распределении работников по к. п. руководствуются Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих. Классификатор состоит из двух раз делов перечня профессий рабочих и перечня должностей служащих — руководителей, специалистов и служащих. К рабочим относятся лица, осуществляющие функции преимущественно физического труда, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, поддержанием в рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и т.д. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (в частности, директора, управляющие, заве-

Учет материальных ценностей в школе