Пособия по нотной грамоте

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Магазин тифлотоваров»ТифлоМир» — Нижний Новгород, Россия

Наша почта — [email protected]

Позвоните нам в офис по номеру: +7 (831) 291-28-25

  • Менеджер магазина: Александр
  • Почта: [email protected]
  • Телефоны офиса продаж:
    1. Городской: — +7 (831) 291-28-25
    2. МТС: — +7 (910) 393-24-04
    3. Мегафон: — +7 (930) 289-74-73
    4. Билайн: — +7 (964) 833-78-08
    5. Теле2: — +7 (904) 051-45-74
  • Дополнительная связь:
    1. Skype: Mirtehnologiy
    2. ICQ: — 399-301 >
  • Время работы и адрес офиса:
    • Понедельник — Пятница, С 10:00 до 17:00 по МСК. Суббота — Воскресенье, Выходной.
    • Г. Нижний Новгород, проспект Ленина 85А офис 5 второй этаж.
    • Проезд до станции метро Пролетарская или на общественном транспорте до остановки улица Новикова-прибоя или станция метро Пролетарская.
Читайте так же:  Заявление о подмене отпуска

Компания «Тифломир» проводит акцию для оптовиков на:

  • Термометр медицинский с речевым выходом BL-T910
  • Минимальная оптовая партия от 50 Штук.
  • Бесплатная доставка в подарок
  • На оптовые партии от 50 Шт. скидка 10%
  • Самая низкая оптовая цена на термометр с речевым выводом.
  • Пожалуйста, все детали уточняйте у менеджера.

Минимальная партия от 50 Шт. (477 Руб./Шт.) На страницу оптового заказа

Кроме того, оформить оптовый заказ можно в произвольной форме, любым удобным способом представленным на сайте компании «Тифломир».

Российская компания «Тифломир», продающая средства реабилитации для незрячих и слабовидящих, предлагает менеджерам по тендерам и менеджерам по оптовым закупкам: Регулярные поставки «Говорящих медицинских термометров» на прямую от производителя.

  • Оптом в любом количестве,
  • Гибкую ценовую политику,
  • Динамическую скидку от количества товара.
  • Постоянным клиентам особые предложение.

Акция до 31 Декабря, Дарим подарок к Новому году!

Акция до 30 Ноября 2018 года, на Трость белую, цельную, стеклопластиковую от 110 до 140 см

Акция «Золотая осень» продлится до 30 Ноября 2018 года.
Трость белая, цельная, стеклопластиковая от 110 до 140 см доступна для заказа

Акционная цена до 30 Ноября (включительно): 315руб.

  • Данную трость многие знают под названием «Трость Бийская» (Доступна для заказа)
  • Обратите внимание! Акция продлится до 30 Ноября 2018 года Узнать характеристики трости:
  • На страницу товара

Круглый наконечник для этой трости можно заказать по 65 Руб.\Шт.на: Странице заказа

Как оформить быстрый заказ в один клик.

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
Методическое пособие «Обучение нотной грамоте детей 4-7 лет»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

посёлка Октябрьского муниципального образования

Т.Ю. Даньковская

«Обучение нотной грамоте детей 4 – 7 лет»

Методическое пособие музыкальным руководителям

по обучению нотной грамоте детей дошкольного возраста,

используемые в совместной и индивидуальной деятельности.

Даньковская Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

О.В. Тараненко – заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Н.Г. Пономаренко – старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

В этом пособии Вы познакомитесь с элементами музыкальной грамоты. Узнаете как можно обучить музыкальной грамоте детей дошкольного возраста, как проходит знакомство с нотами, названием нот, нотными знаками, ритмом. Научитесь и научите проговаривать ритмические рисунки.

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Вот, не читайте сейчас дальше, а попробуйте ответить на этот вопрос.

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?

Существует множество определений музыки. Но ни одно не даёт точного ответа.

Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.

Когда мы слышим спокойную музыку – мы успокаиваемся, вот почему колыбельные такие нежные и напевные, мамы своей песней успокаивают своих малышей.

Когда мы слушаем быструю музыку нам хочется танцевать, или что – то делать, у нас учащается дыхание и пульс. Поэтому, на праздниках играет весёлая, танцевальная музыка для создания хорошего настроения.

Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, в самые трудные моменты жизни она способна поддержать людской дух, не дать человеку отчаяться. Во время войны музыка поддерживала в людях боевой дух, не давала угаснуть надежде на победу.

Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.

Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Музыка пробуждает наши воспоминания, мы мысленно возвращаемся в то время, когда слышали её в последний раз.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?

Знакомство с нотами, с названием нот,

знакомство с длительностями нот.

1. Как называются ноты и где они живут.

Предлагаю познакомить детей со сказками о каждой нотке.

На каждую ноту есть своя, по-своему, интересная сказка. Мы рассуждаем о сказке. Дети отвечают на все вопросы, заданные мной, чтобы лучше усваивался материал детьми.

2. Знакомство с длительностями нот.

Читайте так же:  Ставки налог на транспорт 2019

Затем, знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» — длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью картинок различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

а) Работа с картинками. Ритм в картинках.

б) Цепочки из картинок.

в) Затем, предлагаю нотки (кружочки) без картинок.

Объясняю, что длинная нотка – это большой круг, а короткая нотка – маленький круг.

г) Цепочки из кружков разного размера.

д) Цепочки в виде рыбок.

Так же можно предложить цепочки из солнышек, божьих коровок и т.д.

Сайт для воспитателей детских садов

Дидактическое пособие по сольфеджио «Королевство скрипичного ключа»

Пособие предназначено для старших дошкольников и младших школьников (подготовительный класс в ДМШ и ДШИ) для изучения нотной грамоты. Пособие предполагает заучивание стихов, песенок-попевок, отрабатывание навыков чтение нот с листа. Стихотворная форма намного облегчает запоминание специальных музыкальных терминов и способствует развитию интереса не только к музыкальной грамоте, но и к уроку музыки в целом.

Изучение нотной грамоты носит поэтапный характер:

  1. Знакомство с нотным станом, счёт линеек снизу вверх.

Перенос нотных линий на свою руку: пять пальцев руки как пять нотных линий на доске. Запоминание названий нот: до, ре, ми, фа, соль ля, си.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан.

И на нём все ноты-точки

Мы расставим по местам.

До с добавочной глядит,

Ре под первою сидит.

А на первой будет ми.

Фа – повыше загляни: между первой и второй,

Соль займет этаж второй.

Ля под третьею сидит,

А на третьей будет си.

Разучивание песни Р. Роджерса «В мире музыки». Составление слов с названиями нот: репка, речка, домик, лягушка, фабрика, фасон, мишка и т.д. Упражнение на запоминание нот: в четверостишие найти спрятанные нотки.

Дед Силантий жил в селе.

Бабку звать Людмилой.

Дом стоит у тихой речки

Воздух пахнет тиной.

  1. Знакомство со скрипичным ключом, который открывает нотный стан. Это главный герой в нотной азбуке. Его верной подружкой служит нота «соль», т.к. живет на второй линии, с которой начинаем писать скрипичный ключ.

На второй линейке

С ключом скрипичным

«Соль» — самая яркая, солнечная нота, изображена в виде солнышка. Разучиваем песенку-попевку «Солнышко», показываем и запоминаем ноту на руке (безымянный палец).

  1. Ноты «ля» и «си» — две птички-невелички: ласточка, синичка.

Петь песенку со словами, с названием нот, по руке.

На закрепление изученных нот «соль», «ля», «си» выучить песенку «Ходит зайка» различными способами: со словами, с названием нот, по руке.

  1. Нота «ми» — милая девочка по имени Мила.

Выучить песенку про ноту «ми» различными способами. А также повторять все пройденные ноты, их песенки, сочинять песни с известными нотами, петь различные песенки-распевки.

  1. Нота «фа» — фасоль. Очень вкусная фасоль дружит с солнышком, которое ей помогает расти.

  1. Ноты «ре» и «до» — собачка Рекс сторожит свой домик, в котором живёт его хозяйка Мила.

Итак, после того, как детям знакомы все ноты, можно разучивать небольшие песенки различными способами: со словами, с названием нот, по руке. А также необходимо тренировать навык чтения нот с листа.

Рецензии и отзывы на книгу «Я буду пианистом: методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано. Часть 2» Ирина Королькова

Очень красочное пособие, песенки простые, но интересные, ребенок учит их как стихи, понятные объяснения. Два знакомых мне преподавателя музыки рекомендуют это пособие. Когда выучим 2 часть, обязательно купим и 3-ю и 4-ю. Рекомендую

Данное пособие приобрели в Лабиринте практически сразу, после того, как получила первую часть! Издание очень хорошего качества! Белая глянцевая бумага, крупный шрифт, приятно «держать в руках», приятно заниматься по данному пособию, задания во второй части усложняются по сравнению с первой. Интересные задания и красочные картинки к ним позволяют ребенку освоить понятия ритм, такт итп.

Во второй части, как и в первой, части качество печати хорошее, изображения яркие, страницы мелованные, досточно плотные. Книга начинается с повторения пройденного материала. Далее изучаются ноты второй октавы и малой, продолжается изучение длительностей и пауз, изучаются штрихи, такты, ритм усложняется. Сначала все задания играются двумя руками по очереди, а в конце вместе. Добавлю фотографии.

Замечательное пособие для обучения игре на фортепиано. Помимо коротеньких пьес с красочными иллюстрациями и стихами для каждой, сборник содержит множество интересных заданий на освоение нотной грамоты, на развитие чувства ритма. Удивили и порадовали задания на транспонирование. С помощью этого учебника, убедилась на собственном опыте — даже в раннем возрасте, при яркой подаче материала в игровой форме, освоить транспонирование ребенку легко и просто. Привожу несколько снимков страниц.

Методичка красочная, шрифт крупный, нотки красивые :)Продолжение отличной методички «Я буду пианистом», хотя я на самом деле брала как продолжение методички «Крохе-музыканту» и все было понятно. Мне очень понравилась и первая и вторая часть, поэтому 3 и 4 части были заказаны автоматически 🙂 все понятно написано, причем, понятно и пятилетней дочке и мне, не имеющей музыкального образования. Уже вдвоем наигрываем элементарные мелодии. Очень подходит для подготовки к музыкальной школе, а также для понимания на сколько это интересно ребенку. Для меня показательным стало то, что ребенок соглашается заниматься чтением, математикой и английским, если пообещаю, что после этого будем заниматься музыкой 🙂 На мой взгляд подходит для возраста 5-7 лет

Читайте так же:  Пособие для безработных в спб

Пособия по английскому языку и нотной грамоте

Учeбник aнглийскoгo языка NЕW МILLЕNNIUМ ENGLISН – 100.
Aнглийский язык Уpоки рeпетитopa – 200,
Aнглийcкий язык для нaчинaющиx – 100,
Драгункин СуперРукoводcтво для умных лентяев – 150,
Драгункин Pусско-aнглийский слoваpь ШОKXИТ – 100,
Пpавилa чтeния английскиx слoв – 50,
Cлoвaрь-шпаргaлка Фoнeтический paзбop – 50,
Сбopник задач по физике 7-9 клacсы – 50,
Bся зарубежная литература в пересказе для школьников — 50

Музыкальная литература + Нотное приложение (для 1 класса) – 300,
Шпаргалка по музыкальной грамоте – 50,
Хрестоматия баяниста Пьесы (выпуск 1+2) – 300,
Сольфеджио 7-8 классы – 150,
Сольфеджио 4 класс – 100,
Сольфеджио Двухголосие – 100.

Отвечаю на телефонные звонки. На СМС и т.д. – гораздо реже.
Самовывоз предпочтительнее. Доставка в центр или до станции метро – за доп. плату.
Эти книги ждут Вас!

Учeбник aнглийскoгo языка NЕW МILLЕNNIUМ ENGLISН – 100.
Aнглийский язык Уpоки рeпетитopa – 200,
Aнглийcкий язык для нaчинaющиx – 100,
Драгункин СуперРукoводcтво для умных лентяев – 150,
Драгункин Pусско-aнглийский слoваpь ШОKXИТ – 100,
Пpавилa чтeния английскиx слoв – 50,
Cлoвaрь-шпаргaлка Фoнeтический paзбop – 50,
Сбopник задач по физике 7-9 клacсы – 50,
Bся зарубежная литература в пересказе для школьников — 50

Музыкальная литература + Нотное приложение (для 1 класса) – 300,
Шпаргалка по музыкальной грамоте – 50,
Хрестоматия баяниста Пьесы (выпуск 1+2) – 300,
Сольфеджио 7-8 классы – 150,
Сольфеджио 4 класс – 100,
Сольфеджио Двухголосие – 100.

Отвечаю на телефонные звонки. На СМС и т.д. – гораздо реже.
Самовывоз предпочтительнее. Доставка в центр или до станции метро – за доп. плату.
Эти книги ждут Вас!

Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи

Как быстро научить ребенка нотной грамоте

Если вы уж решили учить ребенка музыке, рано или поздно вам придется учить с ним ноты, и в этой статье я поделюсь с вами собственным опытом обучения ребенка нотной грамоте.

Для изучения нотной грамоты можно использовать книжки с крупными нотами, но дети больше любят, чтобы обучение напоминало им игру, а не учебный процесс, чтобы ноты можно было переставлять или передвигать по линейкам.

Для этой цели со старшими детьми в свое время я делала специальное пособие

— рисовала крупный нотный стан на белом картоне — 5 линеек, затем поперек него натягивала нити, по которым передвигались ноты, нанизанные, словно пуговицы. Неудобство этого пособия заключается в том, что ноты нельзя совсем убрать с линеек, и к тому же их число постоянно и ограниченно, нельзя составить аккорды с расположением нот друг над другом.

Поэтому для обучения следующего своего ребенка я сделала принципиально другое пособие с нотами на липучках. И сделала я его, используя полоски и застежки от памперсов нашего младшего.

Полоски с передней части памперса сначала сшиваются концами, а затем получившиеся длинные полосы из 3-4 полосок сшиваются друг с другом вдоль. Получается прямоугольник. Пристрачиваем его на плотную ткань по контуру, и прострачиваем по швам, как одеяло. Края аккуратно заделываем тканью. Основа для нашего нотного стана готова! Рисуем черным фломастером 5 линеек, рассчитывая на крупные ноты, диаметром 2-3 см.

Ноты можно вырезать прямо из застежек от памперсов, а можно приклеить к застежкам двухсторонним скотчем черную или цветную бумагу, и затем вырезать ноты.

На первых порах можно ноты делать без хвостиков, а по мере их выучивания — с хвостиками, то есть разные длительности — четверти, восьмушки и т.д.

Как заниматься с ребенком?

Для начала прикрепляем три ноты на линейках — ми, соль, си, и выучиваем их. Когда ребенок их крепко запомнил, и легко выкладывает по вашей просьбе любую последовательность из этих трех нот, учим другие ноты — ре, фа и ля, объяснив, что они располагаются между линеек. Выучиваем и эти ноты. Ноты на линейках и между линейками неоднократно повторяются отдельно, а затем вместе, вперемешку.

Осталось выучить ноту До на дополнительной линейке и верхнее До. Для начала хватит и этих нот.

Далее просим ребенка выложить все ноты по порядку в виде гаммы — снизу вверх и сверху вниз, при этом называя каждую ноту.

Следующий этап — выкладывание простеньких песенок и проигрывание их на фортепиано. При этом обычно у ребенка гордость и восторг — играет по нотам.

Теперь можно взять любую партитуру, и попросить ребенка найти в ней уже знакомые ему ноты.

Ну вот, начало положено, можно приступать к изучению длительностей, пауз, размера, а потом и начинать учить пьесы по нотам.

Пособия по нотной грамоте