Кто был академиком в фильме ликвидация

Сериал «Ликвидация»: А Гоцмана — ликвидировать!

22 декабря 2007 1:00 54

Давид Гоцман (Владимир Машков) из-за работы времени на сына почти не находил.

Не, я не против того, что мою родную Одессу перелицевала под себя московская шпана. Бог с ним: Одесса — город-легенда, и каждый видит в ней то, что хочет увидеть. Бабель в конце концов тоже не вел хроники Молдаванки. Пусть с языком пересолили поначалу, пусть с историческим фактом фильм не имеет ничего общего. Одессу выдумывали во все времена, и ничего с этим городом плохо не стало. Но вы дайте мне фильму! Детектив обещанный дайте!

И я вам прощу сотрудника милиции Якименко , командующего регулярными воинскими частями. Безумного эзотерика, сотрудничавшего с фашистами. «Лесных братьев», выползающих из приодесских степей. И даже подругу бандита Чекана Иду Кашетинскую с ее сном о возлюбленных, плывущих в лодке посреди воды, когда даже мальцы, воспитанные на Спайдермене, понимают: в следующей серии Иду и Чекана убьют в море.

У детектива есть два варианта развития событий:

1. Когда преступления раскрывают в последний момент и итог оказывается неожиданным для зрителя.

2. Когда нам, зрителям, преступник известен заранее и мы со стороны следим, удастся ли следователю его вовремя накрыть.

В «Ликвидации» детектив кончился, когда кончился Фима Полужид, который хоть что-то пытался выяснить. Что делают герои остальные десять серий и зачем?

Вечно с трехдневной щетиной замначотдела по борьбе с бандитизмом местного угро подполковник Гоцман:

Постоянно хамит старшим по званию, а те умиляются.

Покрывает бандитов и воров, хотя по должности обязан их искоренять.

Хлопает себя по галифе и приговаривает: «Картина маслом!»

Неоднократно и с особым цинизмом дерзит женщине, за которой ухаживает.

Дважды отправляется в СИЗО (тут уж окончательный кол сценаристам — нельзя один и тот же ход использовать два раза!).

Только следствие он не ведет никак. Можно догадаться, что он должен бы искать Академика. Но, видимо, авторы сами понимают, что засланного агента выслеживать милиция не может — это и впрямь дело контрразведки. Отсюда и выплывает волоокий супермен Платов, «посланный из Киева » (спасибо, не из Ташкента !).

А майор Кречетов (он же Академик)? Как он нежным взглядом Альхена, глядя на Гоцмана и одновременно отстреливаясь, признается: и врача, мол, убил, и Фиму, и мальчика. Товарищ бандит, а старушку-процентщицу случайно не вы?

Ощущение, что к последним сериям режиссер подустал, интрига развалилась, а герои стали, как говаривал Якименко, уж совсем шлемазл (неудачники, то есть).

Обидно, ребята! Вас же одесситы борщом и пирожками кормили.

Александр МИЛКУС

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

И чего вам не хватает?

Господи! Да сколько можно оценивать каждый фильм с высоты Каннского фестиваля?

Напоминаю: это сериал, развлекательный, детективный и очень забавный. Мне было интересно. И еще — всей стране, если не ошибаюсь. А я, судя по рейтингам, не ошибаюсь.

Почему никто не ищет исторические ляпы в « Чапаеве » или в «Подвиге разведчика»? Нормально, когда актер Кадочников в одиночку рушит всю гитлеровскую Германию ? А мне опять же нравится.

Для начала — актеры в «Ликвидации» выложились на всю катушку. И актеры отличные. На художественное оформление денег явно не жалели. Придираться к сценаристам — последнее дело.

Они придумали свое — авторское — произведение.

По институтской программе помню, что критики весьма жестко высказывались о том, что Достоевский как-то сумбурно закончил роман «Униженные и оскорбленные». И где те критики?

Главное достоинство фильма, на мой взгляд, — начни его показывать снова, его снова и посмотрят. Все остальное — вкусовщина.

А может, дело в том, что зимой здорово было оказаться в теплой Одессе и все равно какого года. А не в тусклом, депрессивном Петербурге тоже очень качественного сериала «Преступление и наказание».

КСТАТИ

Сегодня на канале « Россия » в 18.05 повторят четыре заключительные серии «Ликвидации». А в 22.55 — документальный фильм «Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о «Ликвидации».

Павел САДКОВ

Еще больше материалов по теме: «Телесериалы: Ликвидация»

«Гоцман умер от инфаркта, а Нора с Мишкой уехали в Москву»

Среди телевизионных событий уходящего года под номером первым конечно же идет «Ликвидация» Сергея Урсуляка, показанная на канале «Россия». Это не сериал, а настоящий многосерийный художественный фильм, где остросюжетная интрига сочетается с поразительно точной атмосферой и великолепной актерской игрой. «Известия» пригласили в гости создателей «Ликвидации» — Сергея Урсуляка, его жену, актрису Лику Нифонтову, сыгравшую роль Норы, автора сценария Алексея Пояркова и композитора Энри Лолашвили. В разговоре принимали участие главный редактор Владимир Мамонтов, редактор отдела культуры Елена Ямпольская, обозреватели Вита Рамм, Анна Федина и Михаил Марголис.

Вита Рамм. 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка, снятый в кинокомпании «Централ Партнершип», на мой взгляд, встал в один ряд с такими телефильмами, как «Михайло Ломоносов», «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». Из новых в этот же ряд могу поставить «Штрафбат», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина». Я называю работы, вызвавшие не только большой интерес, но и дискуссии. Спорили не только зрители, но и специалисты. В случае с «Ликвидацией» особую активность проявили военные историки. Претензии к художественному фильму, на мой взгляд, были весьма странными. Мол, и Жуков не так приезжал, и с бандитизмом не так боролись, и, конечно, всех возбудила финальная часть. Все дружно удивились — откуда в одесских степях «лесные братья». Потому мой первый вопрос — к сценаристу Алексею Пояркову. В момент написания сценария использовались ли какие-то исторические документы или все, что мы видим в фильме, — это импровизация на тему Одессы и 1946 года?

Алексей Поярков. По «лесным братьям» могу объяснить, что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и «лесные братья». К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как «братья» прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что «лесных братьев» ловили аж до 1956 года.

Рамм: А еще от чего пришлось отказаться по финансовым соображениям?

Поярков: От эпизода на стадионе. В августе 1946 года на одесском стадионе состоялся футбольный матч. Играли «Пищевик» со «Стахановцем» из города Сталина, счет был 5:3. По полю должны были бегать футболисты с реальными фамилиями, а на трибуне активно должен был «болеть» Исаак Гроссман, легендарный одесский футбольный эксперт, который после забитого гола всегда плясал, а человек был корпулентный. Но мы поняли, что бюджет фильма не выдержит, если мы начнем собирать целый стадион одетой и подстриженной по послевоенной моде массовку.

Владимир Мамонтов. Я обратил внимание, что у вас очень тщательно подобрана массовка. Нигде не случилось ляпов. На улицах, на трамвайных остановках — везде герои фильма помещены в аутентичную среду. И одеты люди правильно, и никаких инородных тел в виде случайных машин или рекламных щитов. Очень понравилась работа оператора Михаила Суслова, хотя можно лишь предположить, сколько трудностей ему пришлось обойти.

Елена Ямпольская. Что касается исторической точности, в фильме есть сцена, которая меня довела до слез, — это концерт Леонида Утесова. Полное впечатление, что у нынешнего зрителя появилась сказочная возможность прийти в зал и услышать Утесова живьем. Вот только песня «У Черного моря» была написана на десять лет позже.

Поярков. Я не считаю это ляпом. На самом деле, пройдет немного времени, и никто уже не вспомнит, когда была написана конкретная песня. Для нас важнее всего была не документальная история, а наше отношение к этому времени. Мы, естественно, знали, что той песни в 1946 году еще не было. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге выбрали ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики. И с афишей фильма «Подвиг разведчика» та же история. В сценарии я написал, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть «Осаду». Но Сергей был прав, когда сказал, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память.

Михаил Марголис. В фильме две основные музыкальные темы. Они уже были наработаны или сам фильм подсказывал, какая должна звучать музыка? Вам, Энри, задачу ставил режиссер, чтобы одна тема была лирической, а вторая тревожной?

Энри Лолашвили. Музыку к фильму я стал писать только после просмотра. Сергей меня пригласил, потому что ему понравилась моя работа в «Нежном возрасте» и «Статском советнике». Я же долгое время жил во Франции и потому о Сергее ничего не знал. А уж когда узнал, что предлагают писать для телесериала, и вовсе в ужас пришел. Но мне прислали первые три серии, посмотрел их на одном дыхании. Я был покорен тем, что увидел не сериал, а прекрасный телевизионный многосерийный художественный фильм. Я увидел почерк режиссера, я увидел время на экране. Эпизоды, в которых пели актрисы, были сняты синхронно. Как прекрасно они пели — Наталья Рожкова и Полина Агуреева! А как снят концерт Утесова! Могу сказать, что столь дотошного режиссера я в своей жизни еще не встречал. Музыка в эпизоде, например, должна была длиться 35 секунд или 38, и ни секундой больше. Режиссер добивался, чтобы музыка и изображение жили в абсолютной гармонии. И это правильно.

Рамм. Алексей, вы, когда писали сценарий, уже держали в уме конкретных исполнителей?

Поярков. Сначала я писал самостоятельно и свободно. Но потом Сергей начал выказывать свои актерские предпочтения. Эмик, например, у меня был маленький, худенький, такой шлемазл. И тут Сергей мне вдруг заявил, что в роли Эммика он видит Сашу Семчева. В таких случаях я всегда отхожу в сторону, проговариваю про себя все, что я думаю про Урсуляка, а потом выдаю ему информацию в сжатом виде. Но, подумав, я согласился, что история может получиться странной, а потому и более интересной.

Читайте так же:  Требования оформления статьи

Мамонтов. Фильм радует колоритностью всех второстепенных персонажей. Каждый с характером, каждый запоминается. Насколько, например, реален секретарь горкома Одессы? Пару раз мелькнул, но ведь запомнился! И диабетом, и тем, как Жуков на него наорал.

Поярков. Это реальный факт, когда Жуков орал на толстого партийного чиновника. В сценарии им стал секретарь горкома.

Мамонтов. Очень узнаваемый тип.

Поярков. Я же жил в советское время. Хорошо помню таких. Писал, что называется, с натуры.

Марголис. Мне бы хотелось спросить у режиссера. В «Ликвидации» я увидел много цитат и полуцитат из говорухинского «Места встречи. «. Ставилась ли задача сделать парафраз популярного фильма?

Сергей Урсуляк. Я заметил, что журналисты — люди образованные и потому часто приписывают мне цитирование картин, которых я и не видел. «Место встречи. » я смотрел один раз. Вот что действительно есть в «Ликвидации», это цитата из «Судьбы человека». Она сознательная. Это поклон тому времени, тем людям, которые снимали великое кино. Я на них рос, я ими воспитан. Я цитирую не Франсуа Озона, чьи фильмы мне очень нравятся, а Сергея Федоровича Бондарчука. Возвращаясь к «Месту встречи. «, могу сказать: если фургон «Хлеб» у Станислава Сергеевича и фургон «Хлеб» у меня воспринимать как буквальную цитату. В этом случае цитатой можно считать то, что у меня женщины в платьях, и у него тоже.

Марголис. Но Гоцман и Кречетов могут считаться подражанием Жеглову и Шарапову?

Урсуляк. Кречетов не может быть Шараповым, потому что он враг. А функции Жеглова в «Ликвидации» исполняет, скорее, маршал Жуков. Гоцман с его упертостью, что все должно быть по закону, на самом деле гораздо ближе к Шарапову. Сравнивать Машкова и Высоцкого я вообще считаю неправильным. Даже подход к ролям у них совершенно разный. Например, Высоцкий ради фильма прическу менять не стал. А Машков сделал полубокс.

Мамонтов. И все же общее между фильмами есть. Прежде всего, тонкое внимание к послевоенному времени. Понимание, что внутри того времени много вещей, знаков и деталей, отсутствие которых резало бы глаз.

Урсуляк. Согласен. И если мне еще скажут, что «Ликвидации» суждена такая же долгая и счастливая жизнь, как «Месту встречи. «, я буду просто счастлив.

Анна Федина. Я хочу спросить авторов, насколько им была важна идея законности. Ведь по многочисленным сериалам можно заметить, как серьезно персонажи на нашем телевидении стали относиться к проблемам закона.

Урсуляк. Для меня было принципиально, что Гоцман ведет борьбу с преступностью по правилам. Не зря его так уважают одесские бандиты. Противостояние с маршалом Жуковым осложняется еще и тем, что для Давида Одесса — это его родной город. Где свои понятия чести.

Марголис. В фильме замечательный актерский ансамбль. Можно ли считать, что все актеры из «труппы Сергея Урсуляка»?

Урсуляк. Да, за последние 15 лет у меня уже сложилась такая труппа. Но меняюсь я, меняются артисты, у них свои планы, своя жизнь. У меня только Лика снимается в каждом фильме. Но — по остаточному принципу. Вот читает она сценарий и говорит: ой, какая роль! Нет, отвечаю, ее будет играть Полина Агуреева. Ой, а вот это какой образ! Нет — он для Ксении Раппопорт. Зато, говорю я ей, есть Нора. И Лика соглашается. Я очень рад, что у меня сыграл Костя Лавроненко. Мы с ним давно знакомы, еще по театру «Сатирикон».

Рамм. Константин Лавроненко и Ксения Раппопорт в фильме «Ликвидация» могут претендовать на звание лучшей кинопары года. В одном форуме было написано: обратите внимание на сцену, когда Ида стирает и смотрит на Чекана.

Лолашвили. Когда я увидел эту сцену, музыкальная тема сложилась сама. Потому что на экране была настоящая страсть!

Поярков. Это только благодаря режиссеру. У меня в сценарии они давили абрикосы.

Урсуляк. В фильме есть пара на любой вкус. Идеальная — как Нора и Гоцман, сначала игривая, а потом трагическая — Кречетов и Тоня или такой европейский класс страстей в исполнении наших европейских лауреатов Кости Лавроненко и Ксюши Раппопорт. Мне важно было, чтобы отрицательные персонажи не вызывали примитивного отвращения. Я люблю людей, про которых снимаю кино. И потому мне хотелось, чтобы у зрителя возникало ощущение, что каждый из персонажей мог бы быть счастливым и правильным, если бы жизнь повела его по другой дороге.

Мамонтов. Ваш фильм стал возвращением на экран талантливой актрисы Натальи Рожковой из театра Юрия Погребничко «Около дома Станиславского». В свое время она интересно начинала и всегда очень хорошо пела. И будет большой справедливостью, если эта актриса вновь станет востребованной.

Нифонтова. В театре Погребничко есть спектакль, который так и называется — «Перед сеансом». Это бенефис Натальи Рожковой. Весь спектакль она поет те песни, которые звучат в ее же исполнении и в «Ликвидации». Мы с Сережей были покорены ее обаянием, талантом.

Ямпольская. Если мы уж стали сравнивать ваш фильм и фильм Станислава Говорухина, то, на мой взгляд, абсолютно принципиальное между ними различие в том, что в «Месте встречи. » за пять серий количество трупов можно пересчитать по пальцам. И каждая смерть была как-то «обставлена»: ей дается моральная оценка, за кого-то мстят. То есть каждая человеческая жизнь идет на вес золота, что, наверное, не соответствует исторической правде. В «Ликвидации» трупы множатся в геометрической прогрессии, просто, буднично и оттого особенно страшно. Поэтому меня разочаровал финал. «Было это или не было, знают только каштаны на бульварах. «. Столько народу положили, чтобы так идиллически, впустую выбраться из этой истории?

Урсуляк. Я готов согласиться, что натяжка есть, но мне хотелось избежать разговоров о подлинности сюжета. Хотя все равно раздались возмущенные голоса просто историков и военных историков. Специалисты по еврейскому вопросу начали подсчитывать количество евреев на метр пленки и сличать с официальной статистикой, — сколько евреев к концу войны оставалось в Одессе. У нас было несколько вариантов финала. В одном Гоцман вообще умирал. Но я подумал, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать: а главный герой-то умер. Мало того, по сценарию и Эммик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но ввиду его антигуманизма из окончательной версии монтажа я его решил убрать. Вдруг случится «Ликвидация-2»? Тогда и у Володи Машкова, и у Саши Семчева появится возможность сыграть продолжение.

Ямпольская. А вот за Фиму, чью смерть мы до сих пор оплакиваем, вам придется ответить. Когда вы в конце второй серии убили такого замечательного персонажа, я подумала: а что же будет в оставшихся двенадцати? Царство Небесное Андрею Краско, он, наверное, сыграл бы Фиму не менее ярко, но Сергей Маковецкий в этой роли бесподобен. И чувствовалось, что он сам в кадре откровенно наслаждается. Не было соблазна продлить жизнь Фимы?

Урсуляк. В сценарии Фима погибал еще раньше. И только по моей личной просьбе Алексей Поярков продлил ему жизнь. Мне казалось, что очень правильно, когда зритель плачет о потере героя, потому что уже успел его полюбить.

Поярков. В сценарии, в самом конце, была краткая информация о дальнейшей судьбе каждого персонажа. Жукова отправили в Уральский округ, Чусова отстранили от должности и посадили. Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером. Это такой маленький привет Николаю Губенко, который в 1952 году окончил тот же самый дипломатический интернат в Одессе.

Ямпольская. Фильм радовал не только глаз, но и ухо. «Дел за гланды», «картина маслом», «кудой — тудой». Вы, Алексей, это сами сочинили или в Одессе подслушали?

Поярков. Я восемь месяцев занимался Одессой. Месяца через четыре на улицах и в магазинах меня уже стали спрашивать, из какого я района. Особо закрученные фразы я проверял на одесситах и принимал все их поправки.

Мамонтов. Почему на роль главного героя вы выбрали Владимира Машкова?

Урсуляк. История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма. Алексей Поярков писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру. Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике: представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить. Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица. И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий «властелин с горы». Послали ему сценарий, Володя прочитал, и — семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо.

Мамонтов. Во время съемок у вас было ощущение, что фильм станет событием телегода?

Урсуляк. Меня удивило, что первый показ был запланирован под выборы. Я думаю, что наш фильм опровергает известный миф о пещерном антисемитизме России. Рейтинги «Ликвидации» от этого мифа камня на камне не оставляют. В антисемитской стране никто не стал бы смотреть фильм про еврея, да еще с псевдоисторической интригой. Давида Марковича Гоцмана можно было назвать как-то по-другому, нейтрально. Но и меня, и Володю Машкова национальность главного героя не пугала. И мы не делали вид, что он якут, а не еврей.

ne_oleg

Конкретный анализ конкретных обстоятельств

Сразу предупреждаю — этот пост только для тех, кто смотрел фильм. Иначе испортите себе всё удовольствие от просмотра. В фильме остается несколько непроясненных моментов (имеются в виду только то, что касается сюжета) — вроде бы с большей частью из них удалось разобраться. Если у кого остались вопросы по сюжету, буду рад ответить. Я рассматриваю только сюжет и не касаюсь таких вопросов, как насколько реалистично показана Одесса, на кого работает Академик, мог ли существовать старик-эзотерик, откуда взялись «лесные братья» на юге Украины и т.п..

Читайте так же:  Сет заявление

Для удобства объединил непонятные моменты вместе с кратким содержанием серий. В содержании освещаю только главную линию «Гоцман-Академик», без второстепенных (Жуков в Одессе, линия Мишки Карася, любовные линии героев и т.п.)

Давид Гоцман ловит бандита Сеньку Шалого. Под давлением Фимы Сенька обещает показать, где хранил награбленное. Случайно Фима встречает беспризорника Мишку Карася и тот показывает тайник украденного обмундирования. Гоцман едет в военную прокуратору, где впервые встречает Кречетова. Кречетов передает дело самому безотвественному следователю Наимову. На ночь в тайнике остается конвой УГРО.

Фима успеваем забрать несколько гимнастерок из тайника (выясняется позже).

За кадром. Кречетов узнает, что тайник найден и дает приказ Чекану ночью вывезти обмундирование.

На улице Арбузной Чекан грабит инкассаторов на «додже». Навел на инкассаторов Эва Радзакис, который работал водителем.

Мелкие важные детали. Кречетов участвует во встрече Жукова на вокзале и его начальник сообщает «С переводом в Москву пока придется повременить». То есть у Кречетова были планы уехать в Москву еще в начале событий.

С первой же серии появляется немного странный врач Арсенин, который в куре всех дел. На него невольно падает подозрение.

Чекан ночью приезжает к тайнику, убивает конвой УГРО и забирает обмундирование. Мишка Карась успевает вызвать УГРО, в результате погони машина бандитов взрывается, Эва Радзакис погиб, Чекан и его друг Толян уходят в катакомбы.

Считаем — это первый уход Чекана от преследования.

Чекан прячется у контабандиста Седого Грека, где случайно встречает свою старую подругу Иду. Ида появляется у Седого Грека как наводчица на сберкассу.

На дне рождении Гоцмана Фима сообщает, что узнал с какого склада ушло обмундирование по фальшивой накладной. Гоцман рассказывает об этом Кречетову. Фима пытается копать дальше и идет к фальшивомонетчику Роди, чтобы выяснить, кто сделал эту накладную.

За кадром Кречетов узнает про накладную, сразу отправляется к Роде и убивает Фиму. В последней серии выясняется, что это было незапланированное убийство — Кречетов шел предупредить Родю и там столкнулся с Фимой. Другого выхода не было.

Опять же врач Арсенин был в курсе накладной и расследования Фимы, так как присутствовал на дне рождении.

Чекан готовится к ограблению сберкассы.

Гоцман собирает всех криминальных авторитетов города и ставит им условие — выдать убийцу Фимы за три дня. Даёт наводку на Чекана — «капитана со шрамом».

Блатные начинают искать Чекана и находят его почти в момент ограбления сберкассы. Чекан замечает слежку, отменяет операцию и убивает трех блатных.

Считаем — второй уход Чекана от преследования.

Дядя Ешту сообщает Гоцману, что блатные к убийству Фимы отношения не имеют и Чекан может скрываться у контабандиста Седого Грека. Также дядя Ешту говорит, что Чекан работает на некоего Академика и во время войны он сотрудничал с немцами.

Группа Гоцмана выясняет, что машина Чекана недавно проходила кап.ремонт и вероятно всего на судоверфи. Вторая ниточка к Седому Греку.

Кречетов отстраняет от дела следователя Наимова и берет дело себе. Параллельно выясняется, что были еще хищения со складов.

Жуков отчитывает главного интенданта округа Воробьева о хищениях на складах. Кречетов предлагает ввести пароли, чтобы предотвратить хищения.

Чекан едет получать вещи со склада по очередной поддельной накладной, но не знает, что введены пароли. Охрана склада открывает огонь, Чекан раненый уходит.

Считаем — Чекан третий раз выбирается невредимым.

В тот же вечер Чекан на пару с Идой убивает главного интенданта Воробьева. Их видел патруль возле дома интенданта. Это убийство изначально пытается замаскировать под самоубийство.

Кречетов выдвигает теорию: интендант проворовался, хотел написать заявление о переводе в другой округ и избавиться от подельников, не сообщив им пароли. Однако подельники выбрались из ловушки и отомстили интенданту. Пытались замаскировать дело под самоубийство, чтобы не брать на себя лишний труп.

Группа Гоцмана берет Седого Грека, однако Толян Живчик убивает Седого Грека на пути на допрос.

Гоцман отправляет запрос по каналам контрразведки по поводу прошлого Чекана. Некий заключенный рассказывает, что учился в разведшколе Абвера в Одессе во время войны и вместе с ним одним из курсантов был Чекан. Также был суперсекретный агент Академик, но его лица никто не видел. Удается узнать привычку Чекана — он покупал пирожные своей даме.

УГРО устанавливает слежку возле кондитерской, засекают там Чекана, но он убивает двух сотрудников и уходит.

Считаем — Чекан четвертый раз выбирается невредимым.

Кречетова по его просьбе переводят в УГРО для объединения усилий в расследовании дела.

Мелкие детали. Гоцман видит, что Арсенин хорошо разбирается в оружии и патронах. Снова наводит подозрение.

В кадре первый раз появляется Штехель и он очень сильно похож на Арсенина. Путаница усиливается тем, что Штехель делает перевязку Чекану.

За кадром. Похоже, Академик сообщил Чекану, что на склад ехать не надо, просто эта информация дошла до него с опозданием. У Академика пока нет мотивов убивать Чекана.

Чекан и Ида собираются уйти в Турцию. Подельник Чекана Толян ставит мину на баркас и вынуждает его встретиться со Штехелем в катакомбах. Пока Чекан встречается со Штехелем, подручные Штехеля похищают Иду и оставляют её в заложниках, чтобы можно было управлять действиями Чекана.

В городе у блатных появляется много оружия, которое было до этого вывезено Чеканом по поддельным накладным. Через несколько дней Гоцману удается выяснить, что оружие идет через Чекана, посредником которого является картежный шулер Саня-Сам-Не-Знаю.

Гоцман организует засаду на Чекана, однако он не приезжает на очередную сделку.

За кадром. Потому что Академик сообщает Чекану, что на сделке будет засада.

Гоцман заключает договор с Сенькой Шалым — он его отпускает с тем условием, что Сенька попытается устроится водителем к Чекану и как только это произойдет, сообщит, где Чекан.

Мелкие детали Гоцман в разговоре с шулером Саней-Сам-не-Знаю говорит о том, что у него был комвзвода — сильный картежник.

В город приезжает Леонид Утесов, на концерте арестовывают всех криминальных авторитетов города.

Ключевая серия к разгадке тайны Академика.

В городе начинают погромы, Чекан по заданию Академика использует беспорядки, чтобы захватить оружие со складов. Водителем на одной из машин работает Сенька Шалый, который сообщает о месте, где скрывается Чекан.

Очередная облава на Чекана и снова он уходит невредимым. Считаем — это пятый раз.

За то на той же квартире находят Родю, которого доставляют в отделение. Гоцмана и Кречетова выезжают по ложному вызову и по возвращению находят Родю задушенным. В подозреваемых караульный Охрятин.

Гоцман понимает, что Охрятин не виновен, а Родю задушил конвойный Лужов с гимнастическими способностями и ему явно кто-то помогал. Лужова арестовывают, однако его убивают при попытке к бегству.

Сеньку Шалого убивают блатные.

Гоцман обсуждает события дня с начальником контрразведки Чусовым.

Мелкие детали. Первая интрига закручивается вокруг шнурка, которым задушили Родю. Видно, что Кречетов забирает шнурок себе, однако потом не может его найти.

Когда задерживают Лужова, Кречетов как бы на чувствах достает пистолет с намерением застрелить Лужова, однако фактически вкладывает ему этот пистолет в руку при попытке Лужова к бегству.

Забавно выглядит сцена допроса Роди Кречетовым, если предположить, что Родя знал в лицо Академика (например, если вклеивал его фото в какие-нибудь документы).

За кадром. Непонятно, кто сделал ложный звонок-вызов на квартиру к Довжику. Это мог быть Лужов, однако ему надо было заранее залезть шкаф, а значит его кандидатура отпадает. В шкаф он залез скорей всего, когда Кречетов послал Охрятина за горячим чаем для Роди. Либо в шкаф можно было залезть другим способом.

Начальник контрразведки Чусов задает вопросы Гоцману про Виктора Платова, бывшего комвзвода Гоцмана. Странная цитата:

Чусов: Где он сейчас, знаете?
Гоцман: Нет, а шо?
Чусов: Ничего. Ничего хорошего.

За кадром. Линия Платова — самая малопоясняемая в фильме. Других версий нет, кроме как той, что Виктор Платов — агент контрразведки, который подчиняется Чусову. Загадочно выглядит в этой связке «Центр» в Киеве, из которого якобы приехал Платов — один из самых критикуемых моментов в фильме. Возможно Чусов засылает Платова раньше, чем Гоцман придумывает свой план, чтобы наконец выяснить, кто такой Академик. Дальше появляется дополнительная миссия Платова — спровоцировать Академика на активные действия и эта миссия согласуется с планом Гоцмана. Но почему «ничего хорошего»? Чтобы запутать зрителей?

Племянник Штехеля следит за Кречетовым и затем пересказывает Штехелю всё, что видел.

За кадром. Далее видно, что таким образом Кречетов выходит на связь со Штехелем — есть определенные жесты, которые подразумевают определенные действия.

Гоцман начинает подозревать всех своих подчиненных, в том числе Кречетова.

Довжик просит старика-эзотерика о встрече с Гоцманом.

Кто-то взрывает квартиру Гоцмана, однако он в это время ночует у Кречетова.

За кадром. Больше похоже, что это сделали блатные, хотя дядя Ешту говорит, что это «не наши».

Странный эпизод с Марком, который приехал после операции.

Марк: Где Фима?
Гоцман: Нету Фимы.
Марк: Его убили, а я знал.
Гоцман: Ты шо-то еще знаешь?
Марк: Знаю.
Гоцман: Что?
Марк молчит, смотрит вопросительно на доктора Арсенина. Потом «Что дальше, Дава? Что дальше?»

Арсенин затем спрашивает Гоцмана:
— Нашли сообщника Лужова?
— А с чего ты взял, что был сообщник?
— Ну я конечно не детектив, но Конан-Дойля читал, там были похожие сюжеты
— Ну это тебя не касается

и чуть позже:
— Давид, как думаешь, отчего мне тревожно? Ладно, закрыли тему.

За кадром. Придерживаюсь точки зрения, что Арсенин не виновен, просто он чувствует, что Кречетов предатель и его скоро за эту догадку убьют.

Мелкие детали Арсенин как врач за время сериала рекомендует:
* курагу;
* молоко;
* побольше фруктов и овощей;
* горячий сладкий чай;

Читайте так же:  Как составить договор о залоге

Забавно, ни одного лекарства.

Гоцман идет к Норе и она рассказывает ему, что на самом деле не Нора. «Нора — это из Ибсена». (Ибсен — популярный в то время драматург, пьеса «Кукольный дом». Хотя вряд ли Гоцман в курсе).

Виктор Платов переигрывает в карты двух шулеров и это вроде как считается его первой проверкой.

Довжик забирает Гоцмана на встречу со стариком-эзотериком.

Встреча с эзотериком — самый непонятный эпизод в фильме.

«Нора — это из Ибсена» — этой фразой эзотерик, видимо, показывает, что умеет читать мысли. Далее он дает основные наводки на Академика:
* без лица, может быть любым
* настолько свой, что никто даже и подумать не может;
* выходил из здания УГРО
* этот человек не будет размениваться на мелочи. Ударит один раз, но громко;

Эзотерик произносит «Гоцман, или как вас там на самом деле?» — похоже эта фраза произносится только для того, чтобы запутать зрителей, так как после этого в форумах начинают подозревать Гоцмана. «У вас нет будущего» — означает, что Гоцман скоро умрет?

Дальше еще страннее: «О чем вы думаете? Я не могу прочесть ваши мысли! Оставьте спицы!» (в этот момент Гоцман вытаскивает спицу из подушечки). Гоцман уходит озадаченный.

Чекан следит за Рыбоглазым (связным между ним и Штехелем) и пытается выяснить, где Ида. В это время его засекает один из «стрелков». Рыбоглазый убит, «стрелка» арестовывают, Чекан уходит невредимый.

Считаем — это шестое счастливое спасение Чекана.

Расследуя убийство Рыбоглазого, майор Довжик выходит на квартиру, где жила Ида. Женщину задерживает УГРО. На допросе она отказывается выдать своего любовника Чекана, но соглашается показать, где бандиты прячут оружие.

За кадром Похоже Академик инструктирует Иду, как надо правильно отвечать на допросе, так как приходят они к самому выгодному варианту, который потом ведет к освобождению Иды.

Новоселье Давида Марковича. Точнее ремонт после взрыва. Приходят Кречетов, Арсенин, Якименко. Арсенин между делом выясняет, что Кречетов не служил на 2-м Белорусском фронте, так как не знал про дело интенданта Шанина.

Арсенин в темной подворотне говорит свою последнюю фразу в фильме: «Я знал, что Вы захотите со мной встретиться».

За кадром. Похоже, что Арсенин увидел Кречетова, но странно, что обратился к нему на «Вы», так как до этого общался с ним на «ты» — «А ты интенданта Шанина знал?» Предполагаю, что Кречетов повел Арсенина в катакомбы и там его убили. Штехель помог избавиться от тела — об этом разговор в 12-й серии.

Ида едет показать, где Чекан прятал оружие. Там засада.

В седьмой раз Чекан уходит невредимым. Погибает водитель Гоцмана Васька Соболь.

Мелкие детали. Кречетов держит Иду, она убегает, когда рикошетом ему оцарапывает висок. Вроде всё реалистично.

За кадром. Чекан и Академик знали друг друга раньше, это факт. Первое подтверждение: Толя-Живчик говорит как-то в разговоре с Чеканом «Вы же друзья были?». Второе подтверждение в разговоре Кречетова и Чекана в 13-й серии, который подслушала Тоня (мы три года вместе). Получается план Чекана — убить Академика и уйти с Идой за границу. И Чекан сознательно кидает гранату под ноги своему шефу.

Новый водитель также служил на 2-м Белорусском и слыхал за интенданта Шанина. У Гоцмана все подозрения сходятся против Кречетова. Для вида он посылает Леню Тишака расследовать, что случилось с Арсениным.

Гоцман идет арестовывать Кречетова, по пути они вместе заходят в ресторан. Кречетов начинает разговор сам и выкладывает все аргументы Гоцмана против себя. Потом выдает сов.секретную информацию о том, что он не служил на 2-м Белорусском, а был в одесском подполье. И в свою очередь говорит, что у него есть подозрение, что Академик — это Гоцман. Далее Кречетов переводит разговор на Арсенина и поддерживает версию, что главный злодей — Арсенин, а Академика вообще не существует.

Один из аргументов — Кречетов запомнил узел на шее Роде и это самурайский узел.

Гоцман возвращается домой, но потом тайно идет к Чусову и задает вопрос, правда ли что Кречетов был в одесском подполье. Чусов подтвреждает.

Мелкие детали. Очень странно, что факт причастности Кречетова к одесскому подполью так радует Гоцмана. Ведь подозреваемых три — он, Кречетов и Арсенин. Так он точно знает про себя и знае, что Академиком не может быть Арсенин, то в любом случае остается Кречетов. Одесское подполье только указывает на близость Кречетова к школе Абвера. Хотя кажется, что радость весьма краткосрочна и Гоцман сам понимает, что это ничего не меняет.

Гоцман с Тишаком находят квартиру, где пару раз видели Родю. Гоцман проникает в квартиру через окно, что-то находит в секретном отделении стола и уходит из квартиры.

За кадром. Одна из версий — Гоцман видит удостоверения с вклееной фотографией Кречетова? Поэтому тихо уходит из квартиры не поднимая шума, окончательно уверенный в своей версии. Иначе эпизод теряет всякий смысл.

Виктор Платов на пути к Академику. Проходит еще одну проверку — два человека представляются как сотрудники контрразведки, показывают удостоверения, Платов их убивает.

За кадром Странная проверка — если то, что Платов положил проверяющих, было неправильным поступком, то какого же поведения от него ожидали? Он по легенде из Центра, Штехель это знает. К нему приходят контр-разведчики. Если он засланный, он должен сказать «Ребята, спокойно, я тоже контр-разведчик», а если не засланный? Всё отрицать, прикинуться обычным шулером и ждать пока его отпустят? С другой стороны, если он засланный, то он как раз и знает, кто настоящий контрразведчик, а кто нет.

Кречетов знаком показывает следящим за ним племяннику, что ищет встречи со Штехелем (похоже, знак для племянника — отряхивание штанов). Штехель встречается с Кречетовым на берегу моря.

— Арсенин не всплывет?
— Нет, оттуда не возвращаются
— Если что-то со мной случится, уберешь Гоцмана и подругу её, но вначале племянника. Все легли на дно, связь со мной по запасному каналу. За племянника прости.

Начинается большая игра. Чусов арестовывает Гоцмана на глазах у Кречетова.

Кречетов пытается участвовать в расследовании по делу Гоцмана. Едет к Норе, но Нору арестовывают и забирают. Дальше едет к Мишке.

Один из самых сильных моментов — Мишка залезает на лавочку, чтобы дотянуться до головы Кречетова и дает ему по морде «Ну и ссука ты, майор!»

Кречетов встречается еще раз со Штехелем в катакомбах. Кречетов подчищает следы — спрашивает Штехеля, нашли ли старика-психиатра. Начинается подготовка к финальной операции. Еще одна проверка для Платова — убить Мишку Карася.

За кадром. Катакомбы — это запасной канал связи?

Платов увозит Мишку Карася, несмотря на то, что за Мишкой следили Якименко и Довжик. Похоже, что вся операция заранее разыграна. Чусов перед Кречетовым разыгрывает драму, отчитывая Якименко и Довжика. «Я же предупреждал, подельники Гоцмана будут подчищать хвосты. » В пользу розыгрыша говорит то, что Чусов фактически начальник Платова и был в курсе похищения заранее.

За кадром С другой стороны, Якименко вроде недостаточно умен, чтобы понять, что всё это розыгрыш. А если не розыгрыш, то ведь и Платова могли застрелить?

Кречетов на квартире у Штехеля с Чеканом и Толиком-Живчиком встречается с Платовым. Платов сообщает, что в Центре не довольны Академиком и оружие повстранцам не было поставлено. Академик рассказывает свой план захвата Одессы.

Мелкие детали Перед встречей Кречетов говорит Чекану «Мы три года уже вместе». Еще раз подтверждает, что Чекан знал Академика в лицо.

Спецоперация. Традионно (а если быть точными в восьмой раз) Чекану удается уйти от погони и сесть в лодку.

— Где же это я просчитался? Ты же вроде мне поверил?
— На узелке с шее Роди.
— Не японский узелок?
— Не, не японский.

За кадром. Информация в тему с форума БДСМ (да, даже там люди обсуждали «Ликвидацию» — воистину народный сериал):

— Существует ли на самом деле книга «Узлы Востока»?

— Такая книга есть. Последнее издание 56 года. К сожалению весьма редкая. Одна из них мне попала в руки в Москве на полчаса. Но ничего там эдакого интересного нет. Многие известные узлы просто напросто переназваны на восточный красивый манер.

самурайский узел «свистящая змея» не что иное как обычный узел затягивающаяся удавка
http://www.katamaran.ru/knot/k67.htm

Так что диалог на самом деле ничего не проясняет — узел и японский, и неяпонский одновременно. Но суть в том, что Гоцман не видел узел и тем более не запомнил его. Альтернативная версия — у УГРО ничего не было на Академика и они сознательно ждали провокации с его стороны. Это и случилось — захват Гоцмана в заложники и последующие события.

Диалог Кречетова и Гоцмана:
— А Фиму кто убил?
— Я. Я как узнал про накладную, сразу к Роде. Прям в дверях столкнулись.
— А Арсенина кто?
— Тоже я. Тело в море утопили. Где, не знаю. Да и неважно это. Мишку тоже я.
— Вот это хрен тебе. Платов мой комвзвода. С Мишки даже волос не упал.

За кадром. Еще одно подтверждение, что Платов — агент Чусова, иначе бы Гоцман не мог знать, что Платов в городе и встречался с Академиком.

Эпизод с падением.

Мелкие детали Перед совместным падением Гоцман смотрит вниз — хорошо видно, что там высота одного этажа (камера скользит вниз, а потом вверх). То есть они упали примерно с 4 метров. И на траву. Тяжко, но не смертельно.

* Толю-Живчика арестовывают на улице;
* Чекана расстреливают в лодке на пути к баркасу, сразу же на баркасе убивают Иду;
* Штехеля убивают в той же лодке, что Чекана, когда он спускается забрать сумочку Иды
* баркас с остатками банды уходит в Турцию? Либо это простые контрабандисты, которые не захотели с собой брать агентов Абвера

Кто был академиком в фильме ликвидация