Комиссия по делам несовершеннолетних полномочия

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Защита прав несовершеннолетних требует особого внимания. Обязанность обеспечивать защиту прав и законных интересов детей возложена, в том числе, на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Они создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и наряду с другими органами и учреждениями системы профилактики в пределах своей компетенции призваны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Деятельность КДНиЗП основывается на принципах поддержки семей с детьми и взаимодействия с ними, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В городе Севастополе созданы и функционируют 4 территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, расположенные в каждом районе города, а также КДНиЗП города Севастополя, полномочия которых закреплены в Законе города Севастополя от 29.05.2015 № 151-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Севастополе».

В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав можно обратиться о выявленных случаях нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

  • подготавливают (совместно с соответствующими органами или учреждениями) материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
  • рассматривают представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • применяют меры административного и воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Законами города Севастополя;
  • обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, оказывают содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляют иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством;
  • подготавливают и направляют в органы государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Севастополя и (или) на территории соответствующего муниципального образования.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, функционирующая при Правительстве Севастополя:

— осуществляет контроль за исполнением полномочий территориальными КДНиЗП; проводит анализ материалов, рассмотренных на заседаниях территориальных КДНиЗП, обобщает полученные данные;

— принимает меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

— участвует в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

— в соответствии с положениями ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации принимает решения о допуске или об отказе в допуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

См. также Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

Читайте так же:  Пфр отчетность ип

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ в пункт 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

§ 1.3 Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации

В юридической литературе обосновано мнение, что функции – это целенаправленная деятельность того или иного органа государственного управления, которая направлена на реализацию его компетенции, то есть совокупности прав и обязанностей этого органа 129 .

К функции Комиссии районного (городского) уровня можно отнести:

координацию, контроль, профилактику, просвещение, а также защитную и одновременно карательную функции.

Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обладают большим количеством методов профилактики детской преступности. К компетенции Комиссий относится применение мер административного воздействия и к несовершеннолетним и к их законным представителям. В системе ранней профилактики правонарушений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимают центральное место, так как именно они руководят и координируют профилактическую работу всего района, которой также занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и иные заинтересованные органы.

К приоритетным направлениям деятельности Комиссий можно отнести следующее:

— предупреждение дивиантного поведения подростков,

— выяснение и анализ причин, способствующих такому поведению;

12 9 Юсупов В.А. Понятие и особенности услуг, предоставляемых органами государственного управления (административно-правовой аспект)// Вестник Евразийской академии административных наук. 2013г.-№ 3 (24). -С. 9.

— реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Законодательством Российской Федерации 130 , Комиссии в

входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и образуются для устранения проблем дивиантного поведения подростков, защиты их прав и законных интересов.

На Комиссии возлагается ряд разнохарактерных задач 131 , которые можно

условно распределить по следующим функциональным комплексам:

1) охранительный – включает в себя задачи защиты и восстановления прав несовершеннолетних;

2) социальный – связан с противодействием ряду отрицательных общественных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и другие, а также с оказанием помощи в ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних;

3) организационно-методический – отражает координационные полномочия

4) административно-юрисдикционный – опосредует применение Комиссиями предусмотренных законодательством мер воздействия на детей и подростков, и их законных представителей, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции Комиссий 132 .

Похожую классификацию задач Комиссии представляют и иные ученые.

Например, Е.В. Головкин полагает, что функции Комиссии подчинены трем основным направлениям:

– защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

13 0 Статья 4, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – 28 июня. – № 26. – Ст. 3177.

13 1 Там же, статья 4.

13 2 Малышев В. А. Административно-правовое регулирование деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних в России // Административное и муниципальное право. – 2008. – №

– рассмотрению материалов по делам об административных правонарушениях подростков 133 .

Статья 11 120-ФЗ 13 4 устанавливает, что Комиссии:

— осуществляют меры защиты и восстановления прав и законных интересов несовершеннолетних;

— обнаруживают и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних 135 .

Это полномочие указанных органов отражает основные задачи работы по профилактике подростковой безнадзорности и правонарушений. Меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предпринимаемые Комиссиями, носят разнообразный характер.

Информация о социально опасном положении несовершеннолетних и их семьях, может исходить и из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и от граждан: как родственников и соседей, так и от самих несовершеннолетних.

Вместе с тем, социально-неблагополучные семьи, подростки и несовершеннолетние, требующие особого внимания со стороны государства, могут быть обнаружены во время поквартирных обследований, общения с жителями подъездов, посещении образовательных учреждений, при проверке дворов, чердаков, подвалов и т. д.

В случае выявления или обнаружения несовершеннолетнего или семьи, находящейся в социально опасном положении, оформляется пакет документов для постановки их на профилактический учет, составляется индивидуальный план профилактической работы, осуществляются плановые посещения семьи, сбор

информации о ее членах, проводится работа с психологами.

Читайте так же:  Посоветуйте хорошего адвоката в харькове

13 3 Головкин Е. В. Правовые и организационные основы деятельности милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: дис.канд.юрид.наук. – М., 2002. – С. 168.

13 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

13 5 Там же, пункт 1 части 2 статьи 11.

Через полгода после постановки такого подростка или семьи на профилактический учет, на заседании Комиссии подводят итоги работы с ними, в результате которых принимается одно из следующих решений:

— либо снятие их с профилактического учета;

— либо продолжение индивидуальной работы с ними.

Комиссии обязаны выполнять предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов меры по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в части упорядочивания и координации работы всех органов и учреждений системы относятся:

– обобщение необходимых данных, полученных от всех органов и учреждений данной системы о состоянии детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, правонарушениях, о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними, и нарушении их прав, а так же разработка мер по профилактики подобных явлений, и включение данных мер в планы-графики совместной работы;

– составление межведомственной базы несовершеннолетних и семей, в отношении которых ведется индивидуальная профилактическая работа;

– анализ предпринятых мер воздействия как в отношении детей и подростков, так и в отношении их представителей;

– разработка правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

– планирование и проведение совместных с другими субъектами системы мероприятий по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;

– правовое воспитание детей и подростков, их родителей, иных законных представителей по вопросам их прав и обязанностей по отношению друг к другу;

– просветительскую работу с общественными организациями, объединениями граждан, средствами массовой информации по вопросам защиты прав детей;

– совместная работа с правоохранительными и правозащитными органами и учреждениями;

– получение информации, поступившей от самих несовершеннолетних по вопросам нарушений их прав, рассмотрение обращений родителей несовершеннолетних и иных граждан по всем вопросам, касающихся защиты прав и интересов детей. 136

Основной формой межведомственной координации являются заседания

Вместе с тем, координация деятельности субъектов системы может происходить в формах:

– сбора, анализа и обмена необходимыми данными в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

– совместных проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления, анализа и применения в практике позитивного опыта;

– проведения других совместных мероприятий с целью защиты прав и

законных интересов несовершеннолетних;

13 6 Пункт 1 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

13 7 Статья 10, О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Брянской области: Закон Брянской области от 11 февраля 2008 года № 8–З // Официальная Брянщина: информационный бюллетень.– 2008. – 21 февраля. – № 3.

– совместного выпуска приказов, актов, регламентов и иной документации, организующую работу;

– издания памяток и иных материалов, направленных на информационное обеспечение деятельности;

– разработки и анализа мероприятий совместной работы.

Избрание форм и методов регулирования межведомственной работы по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних определяются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при учете всех поступивших предложений от всех заинтересованных субъектов, имеющих равные полномочия по внесению указанные предложений. 138

Вместе с тем к обязанностям комиссий по делам несовершеннолетних и

защите их прав относится совместная с другими органами и учреждениями подготовка материалов, представляемых в судебные органы, по вопросам содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации 139 .

Кроме того, к полномочиям Комиссий относится рассмотрение

представлений из образовательных учреждений об исключении несовершеннолетнего, не получившего общего образования, 14 0 в случаях, когда это предусмотрено новым Федеральным Законом «Об образовании» 141 .

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав участвуют в принятии решений о направлении несовершеннолетних в возрасте старше одиннадцати лет с отклоняющимся от общепринятой нормы, социально опасным поведением, которые нуждаются в особенных условиях воспитания и обучения и

требующие особых педагогического и психологического подходов, в специальные

13 8 Белянинова Ю.В. // Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный). // СПС КонсультантПлюс. — 2010.

13 9 Пункт 2 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14 0 Там же, пункт 3 части 2 статьи 11.

14 1 Там же, пункт 3 части 2 статьи 11.

учебно-воспитательные учреждения, где обеспечиваются особые медицинские, психологические и социальные реабилитации несовершеннолетних, осуществляются коррекция и контроль за их поведением.

Вместе с этим предпринимаются меры для получения ими соответствующих ступеней образования, а также начального профессионального образования. К подобным специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся: специальные общеобразовательные школы; профессиональные училища; коррекционные особые школы и (коррекционные) профессиональные училища для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, свершивших правонарушения. Решение о направлении несовершеннолетнего в данные образовательные учреждения принимается судебной инстанцией по представлению Комиссии.

Необходимо обозначить, что «Типовое положение о специальном учебно- воспитательном учреждении для детей и подростков» с поведением отклоняющимся от общепринятого уже утверждено Постановлением Правительства РФ 14 2 .

К полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относится организация профилактики дивиантного поведения подростков, оказание им содействия по социальной реабилитации и адаптации в случаях их возвращения из учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и другие полномочия, реализация которых направлена на обеспечение несовершеннолетних адекватными условиями существования 143 .

А именно, функции Комиссии направлены на предупреждение рецидива

антиобщественных поступков и правонарушений несовершеннолетних, на их социальную адаптацию. Эта работа имеет зачастую очень важное, а то и

14 2 Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 года № 420 // Собрание законодательства Российской Федерации.

1995. – 1 мая. – № 18. – Ст. 1681.

14 3 Пункт 4 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

решающее значение для возвращения подростков к нормальной социальной жизни, так как во время нахождения несовершеннолетнего в закрытом учебном заведении или в воспитательной колонии, даже если у них и имелись налаженные социальные связи, то они были утрачены в период их нахождения в вышеназванных учреждениях.

Сразу по освобождению из колонии, несовершеннолетние сталкиваются с рядом объективных и субъективных проблем социальной адаптации, таких, как: решение бытовых вопросов, материальных, психологических, моральных.

В случае отсутствия помощи в социальной адаптации, очень часто несовершеннолетние совершают новые правонарушения, что ведет в повторному осуждению.

Некоторые затруднения возникают при профессиональной адаптации подростков, так как почти половина несовершеннолетних испытывают при приеме на работу сложности, обусловленные наличием судимости 14 4 , невзирая на факт обладания специальности и профессиональных навыков.

На основании действующего законодательства, Комиссии по месту постоянного жительства освобожденного из учреждений исполнения наказания, в случае, если он не достиг совершеннолетия, принимают меры к устройству такого лица на работу или учебу и осуществляют контроль за его поведением 145 .

В случае, если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к

родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием последних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту их прежнего жительства по представлению администрации колонии принимает меры по его устройству.

Бывают случаи, когда, по мнению Комиссии, устройство несовершеннолетнего по прежнему месту жительства является

нецелесообразным, в таком случае его устраивают по месту нахождения колонии.

14 4 Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) // СПС Консультант плюс. – 2010.

14 5 Статья 27.1, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года.

Комиссия обязана решить вопрос об устройстве освобожденного не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью.

Читайте так же:  Нужно ли гражданство ребенку для материнского капитала

В отношении всех несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, не позднее чем за 3 месяца до освобождения заводится карта социального сопровождения, которая его после освобождения направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства подростка.

Вместе с тем, Комиссии уполномочены применять меры административного характера как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям и иным законным представителям.

Комиссии во время заседаний рассматривают вопросы в отношении подростков:

— совершивших правонарушения общественно опасного характера, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации 146 , в случае, если они не достигли возраста уголовной ответственности;

— в случае совершения преступления несовершеннолетним в возрасте 14-18 лет, если было отказано в возбуждении уголовного дела, либо было дело прекращено по реабилитирующим основаниям;

— в случае, если несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет совершили антиобщественные проступки.

По итогам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к ним особые меры воздействия, учитывая и мотив, и тяжесть, и характер правонарушения. Это может быть:

— наложение административного штрафа;

14 6 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года №

63–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.

— передача подростка родителям, либо иным законным представителям для применения мер воспитательного характера;

— направление подростка в специальные учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в случае согласия их родителей, если они не достигли возраста четырнадцати лет.

В случаях, если проступок несовершеннолетнего носит малозначительный характер и не несет в себе общественной опасности, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут не подвергать его административному наказанию, а вынести ему только устное замечание.

Если же подросток совершил проступок общественно-опасного характера, подлежащий уголовной ответственности 14 7 , но сам несовершеннолетний не достиг возраста, с которого она наступает, Комиссия направляет ходатайство в суд о помещении данного несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа.

О принятой мере воздействия к несовершеннолетнему указанные органы обязаны уведомлять подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В случаях же необходимости, члены Комиссии советуют пройти различные реабилитации как в их учреждениях, так и в других. Это могут быть алкогольная, наркологическая, психологическая, социальная и другие виды реабилитации.

Если выбрана мера пресечения к несовершеннолетнему в виде передачи его родителям или иным законным представителям в целях воспитания, то эта мера действует до исправления подростком своего поведения в случаях, когда его родители, либо иные законные представители сообщили об этом в соответствующую Комиссию, и она в свою очередь эту меру отменяет.

Если же подобное действие не привело в желаемому результату и оказалось

неэффективным, несовершеннолетний не пересмотрел своих взглядов и его

14 7 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года №

63–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.

поведение осталось неизменным, Комиссии в праве применить к нему иное, более строгое и ограничивающее его воздействие.

В отношении родителей, которые не исполняют своих предусмотренных законом обязанностей, Комиссии при рассмотрении административных материалов в отношении данных лиц, имеют возможность применить к ним следующие меры, предусмотренные действующим законодательством:

– вынести предупреждение или наложить административный штраф;

–ходатайствовать перед органом опеки и попечительства об отобрании ребенка у родителей или иных законных представителей, в случаях реальной угрозы его жизни и здоровья;

– обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав.

Вместе с тем, указанные Комиссии рассматривают материалы и в отношении иных граждан, которые совершают правонарушения в отношении несовершеннолетних. Например, вовлекают их в распитие алкогольных напитков, в совершение преступлений, в нарушение правил дорожного движения. И мерой наказания к данным гражданам является наложение административного штрафа.

является крайней мерой ответственности, применяемой в семейном праве, и допускается исключительно в судебном порядке в рамках искового производства. Перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением о лишении родительских

прав, перечислен в ст. 70 СК РФ и конкретизирован Верховным судом 149 .

14 8 Пункт 1, статья 70, Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от

29 декабря 1995 года № 223–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996.–

1 января. – № 1. – Ст. 16.

14 9 О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 [ред. от 6 февраля 2007 года] // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. – 1998. – №

Составами, направленными на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, являются следующие статьи КоАП РФ 15 0 :

– статья 6.7 – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения;

– статья 6.10 – вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

Именно Комиссиям принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в части 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его им на рассмотрение 151 .

Указанные органы вправе принимать к производству материалы о любом

антиобщественном проступке несовершеннолетнего и рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого оно ведется. Однако, на наш взгляд, необходимо передать компетенцию Комиссий в части ведения производств по делам об административных правонарушениях 15 2 другим органам и учреждениям

15 0 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – 7 января. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

15 1 Статья 23.2 КоАП РФ.

15 2 Коренев А. П. Административное право России: учебник. в 3 ч. М.: МЮИ МВД России. –

1996 год. – Ч. 1. — С.222.

Необходимо отметить, что главной целью применяемых административных наказаний к несовершеннолетним, является восстановление справедливости и исправление правонарушителей путем профилактики рецидива правонарушений и преступлений.

Реализации прав и интересов несовершеннолетних работников в сфере труда призвано способствовать осуществление их представительства, которое традиционно имеет большую значимость. Федеральный закон о профсоюзах 153 , ТК РФ 15 4 предоставили профсоюзам право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах работники не могут вступать в профсоюзы до достижения 14-летнего возраста 155 . Их интересы могут учитываться лишь при заключении коллективных договоров, если таковые в организации, где работают несовершеннолетние этой категории, заключаются.

Таким образом, на Комиссии возлагается ряд разнохарактерных задач, которые можно распределить по следующим функциональным комплексам: охранительный, социальный, организационно-методический, административно- юрисдикционный.

Существенным представляется обобщение и целенаправленное применение в рамках всего государства позитивных достижений, прогрессивных инструментов и методов, используемых в деятельности Комиссий в отдельных регионах.

На законодательном уровне в скорейшем времени должна быть решена наиболее болезненная с правовой точки зрения проблема определения и закрепления статуса Комиссии как органа, направленного на защиту прав несовершеннолетних в России. В связи с этим необходимо принятие

нормативного акта, в котором бы детально прописывались такие моменты, как

15 3 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. –

15 января. – № 3. – Ст. 148.

15 4 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 07.01.2002. — N 1 (ч. 1). Ст. 3.

15 5 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10–ФЗ.

правовая природа, задачи и функции, полномочия, иные аспекты, непосредственно затрагивающие деятельность Комиссий.

Совершенствование деятельности Комиссий в Российской Федерации должно на настоящем этапе стать одной из ключевых составляющих социальной политики в отношении несовершеннолетних.

Комиссия по делам несовершеннолетних полномочия