Семьеведение-учебное пособие

Год публикации: 2003

Библиографическая ссылка:: Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. — Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2003. — 180 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии рассматривается проблематика семьеведения — области комплексных междисциплинарных исследований любви, семьи и брака. Систематизирован разнообразный научный материал, позволяющий представить различные аспекты семейной жизни. Пособие предназначено для студентов и специалистов в области домоведения, социальной работы, педагогики.

Семьеведение-учебное пособие

В пособии рассматривается проблематика семьеведения – области комплексных междисциплинарных исследований любви, семьи и брака. Систематизирован разнообразный научный материал, позволяющий представить различные аспекты семейной жизни.
Пособие предназначено для студентов и специалистов в области домоведения, социальной работы, педагогики.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ: Познание семьи

Глава I. Габитус семьи
§ 1. Семейный вопрос
Кризис семьи. – Женский вопрос. – Мужской вопрос. – Детский вопрос.
§ 2. Семейная жизнь животных
Человек в мире животных. – Семейные сообщества. – Брачное поведение. – Родительское поведение.
§ 3. Первая сексуальная революция
Объединения приматов. – Социальная организация гоминид и исчезновение эструса. – Промискуитет. – Вторая сексуальная революция.

Глава II. ГЕНЕЗИС БРАКА И СЕМЬИ
§ 1. Агамия
Половые табу. – Оргиастические нападения. – Брачные экспедиции. – Предания об амазонках.
§ 2. Групповой брак
Дуально-родовой брак. – Родовство. – Мужские и женские дома. – Эволюция группового брака.
§ 3. Парный брак и парная семья
Парование. – Парование и дарение. – Парная семья. Эгалитарность парного брака и парной семьи.
§ 4. Родья
Альтернатива семье. – Родья и парный брак. – Семья или родья? – Брачные классы?
§ 5. Семейная община
Материнская семейная община. – Патриархальная семейная община. – Большая семья. – Патронимия.
§ 6. Моногамия
Атрибуты моногамии. – Психоанализ моногамии. – Полигамия. – Серийная моногамия.

Глава III. ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА
§ 1. Гендерные отношения
Эволюционный смысл биологической дифференциации полов. – Гендерное измерение. – Сексуальные ритуалы. – Возрастной символизм культуры.
§ 2. Формула любви
Местное супружество. – “Любовная карта”. – Биохимия любви. – Круговорот любви в народе.
§ 3. Половая любовь
Проблема любви. – Школа любви. – Ритмика любви. – Культура любви.
§ 4. Куртуазная любовь
Образ женщины в средневековье. – Культ Девы Марии. – “Fine amor”. – Вассальный кодекс любви.
§ 5. Девственность
Ценность девственности. – Мода на девственность. – Мудрость целомудрия. – Снегурочка: жизнь и смерть вечной девственности.
§ 6. Адюльтер
Внебрачные половые связи. – Культура ревности. – Половая конкуренция. – “Пёсий лай”.

Глава IV. СЕМЕЙНОЕ СООБЩЕСТВО
§ 1. Супружеские отношения
Модели семейной динамики. – Семейная адаптация. – Супружеская постель. – Литургическое супружество.
§ 2. Родительство
Адаптивность родительства. – Коллективность родительства. – Материнство. – “Невидимый родитель”.
§ 3. Мир детства
Детские инстинкты. – Игры. – Соперничество детей в семье. – Инициации.
§ 4. Прародительство
Культ предков. – Союз поколений. – Трансляция имен. – Дедовщина.

Глава V. ОБРЯДЫ СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА
§ 1. Обряды перехода
Семиотика ритуала. – Кругооборот жизненных форм. – Живая и мертвая вода. – Забыть-река.
§ 2. Обряды погребального цикла
Путь-дорога. – Отведение смерти. – Обряд соумирания. – Символические похороны.
§ 3. Обряды свадебного цикла
Обрядовая изоляция невесты. – Свадебные бесчинства. – Свадьба-похороны. – Свадьба: женская инициация.
§ 4. Обряды родильного цикла
Счастье беременности. – Обряды отделения и интеграции. – Таинство рождения. – Предотвращение смерти детей.

Глава VI. РОДСТВО И БЕЗРОДСТВО
§ 1. Естественное родство
Родственники. – Элементарная родственная структура. – Законы родства. – Системы родства.
§ 2. Развод
Естественный развод. – Мотивы и факторы разводимости. – Последствия развода. – Повторный брак.
§ 3. Безбрачие
Скверна безбрачия. – Девство. – Целибат и первая научная революция. – Новое безбрачие.
§ 4. Вдовство
Овдовение. – Регламентация вдовства. – Взаимоотношения с покойным супругом. – “Кукушкина свадьба”.
§ 5. Сиротство
Новое сиротство. – Последствия сиротства. – Образ сиротства в творчестве М.Ю. Лермонтова. – Конец сиротства: безграничное родство.
§ 6. Искусственное родство
Адопция. – Коллективное родство. – Аталычество. – Обрядовые формы искусственного родства.

Глава VII. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
§ 1. Семейный быт народов Северной Азии
Школа выживания. – “Товарищество по жене”. – Брачная стратегия. – Семейный микроклимат.
§ 2. Семейная культура Китая
Конфуцианский культ предков. – Семейно-клановая организация. – Асексуальность китайской семьи. – Дао любви.
§ 3. Семейная культура Индии
Ценность белойкожи. – Оттирание невесты. – “Будь как Сита”. – Богиня счастья.
§ 4. Брак и семья в еврейской традиции
Святость брака. – “И учи детей своих”. – Кошерный секс. – Трудности развода.
§ 5. Семейные культуры в Новом Свете
Дева-Америка. – Система “амиго”. – “Маммизм”. – “Богатые тоже плачут”.
§ 6. Семейная культура украинцев
Родина. – Громади. – Вечерницы. – Брачный договор.
§ 7. Семейная культура русских
Отцы и дети. – Почему Иванушка плачет. – Старуха-процентщица или золотая рыбка? – Коллективизм в любви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Будущее семьи
ИЗБРАННЫЕ ТЕКСТЫ
Воробьев Вл. Православное учение о браке
Залкинд А.Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата
Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк)
Дольник В.Р. О брачных отношениях (Заметки этолога с вопросом и эпилогом)
Полеев А. Свет и тени романтической любви
ГЛОССАРИЙ

ВВЕДЕНИЕ: Познание семьи

Семья – объект исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи. Для проведения этих исследований в 1991 г. в нашей стране организован Институт семьи, издающий журнал “Семья в России”.
До середины XIX в. семья рассматривалась как простейшая форма человеческого общения. Древнегреческим философом Аристотелем общество трактовалось как разросшаяся вширь патриархальная семья.
Родоначальником исследований семьи является французский инженер-горняк Фредерик Ле Пле (1806–1882), находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях как мельчайших обществах, спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря внутренней солидарности. Ф. Ле-Пле интересовался, какие траты, привычки или условия труда способствуют или мешают возвышению семьи в социальной иерархии. “Я поставил себе задачей, – писал он, – самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения. Я посвящал, по крайней мере, неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т. е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь”. В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета.
Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку и юристу И.Я. Бахофену, выпустившему в 1861 г. книгу “Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы”. В этой книге он показал изменчивость форм брака и семьи, а также выдвинул идею предшествования матриархата патриархату.
Этнография изучает семью сквозь призму этнических особенностей, ритуалов, с учетом своеобразия семейного быта в прошлом и настоящем. Идея изменчивости форм брака и семьи наиболее полное воплощение получила в трудах американского исследователя Льюиса Г. Моргана “Системы родства и свойства” (1870) и “Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации” (1877). На основе изучения быта индейского союза племен ирокезов Морган разработал теорию дуальнородового брака, согласно которой материнский род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, но находили себе мужей и жен в другой фратрии.
Ф. Энгельс использовал труды Моргана для научного обоснования материалистического понимания истории, основы которого он изложил в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана”. В своей работе Ф. Энгельс фактически заложил основы экономики семьи. Установление моногамии и патриархальной семьи, по заключение Ф. Энгельса, явилось актом порабощения женщин и наиболее значимой социальной революцией во всемирной истории.
Психология, особенности психоанализ З. Фрейда, внесла значительный вклад в изучение человеческой сексуальности, тех травм и комплексов, которые формируются на эротической почве в семейных отношениях. Наиболее известным является “комплекс Эдипа” (в женском варианте – “комплекс Электры”), который заключается в рано появляющемся эротическом влечении ребенка к матери и амбивалентном отношении любви-ненависти к отцу-сопернику. Подавление сексуальности и сублимацию либидо психоанализ считает основным источником цивилизации.
Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости.
Представленные в учебном пособии материалы являются результатом широкого междисциплинарного синтеза. Его задачей является формирование готовности обучающихся к разработкеи проведению персональной семейной политики.

Читайте так же:  Экспертиза и управление качеством промышленных материалов

Семьеведение-учебное пособие

Семья – объект исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи. Для проведения этих исследований в 1991 г. в нашей стране организован Институт семьи, издающий журнал “Семья в России”.

До середины XIX в. семья рассматривалась как простейшая форма человеческого общения. Древнегреческим философом Аристотелем общество трактовалось как разросшаяся вширь патриархальная семья.

Родоначальником исследований семьи является французский инженер-горняк Фредерик Ле Пле (1806–1882), находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях как мельчайших обществах, спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря внутренней солидарности. Ф. Ле-Пле интересовался, какие траты, привычки или условия труда способствуют или мешают возвышению семьи в социальной иерархии. “Я поставил себе задачей, – писал он, – самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения. Я посвящал, по крайней мере, неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т. е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь”. В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета.

Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку и юристу И.Я. Бахофену, выпустившему в 1861 г. книгу “Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы”. В этой книге он показал изменчивость форм брака и семьи, а также выдвинул идею предшествования матриархата патриархату.

Этнография изучает семью сквозь призму этнических особенностей, ритуалов, с учетом своеобразия семейного быта в прошлом и настоящем. Идея изменчивости форм брака и семьи наиболее полное воплощение получила в трудах американского исследователя Льюиса Г. Моргана “Системы родства и свойства” (1870) и “Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации” (1877). На основе изучения быта индейского союза племен ирокезов Морган разработал теорию дуально-родового брака, согласно которой материнский род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, но находили себе мужей и жен в другой фратрии.

Текст книги «Семьеведение: учебное пособие — Елена Зритнева»


Автор книги: Елена Зритнева
Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Елена Игоревна Зритнева, Надежда Павловна Клушина

Семьеведение: учебное пособие

Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно.

Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного воспитания, рост алкоголизации и наркотизации населения, психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений в совокупности дают картину ухудшения социального здоровья общества. Поэтому в современных условиях семья является одной из приоритетных сфер социальной работы и в системе вузовской подготовки специалистов по социальной работе изучается комплексно.

В настоящее время определены основные направления специализации кадров для социальной работы: организация социальной работы с населением; социальная работа с инвалидами и престарелыми гражданами; социальная работа в службах занятости; социальная работа с семьей и детьми. Несмотря на такое деление, специалисты каждого направления в своей профессиональной деятельности в большинстве случаев сталкиваются с социальными проблемами не одного человека, а всей семьи.

Социальная работа с семьей – довольно трудоемкий и многоплановый вид профессиональной деятельности, связанный отношениями типа «человек-человек». Вопросы социальной помощи семье постоянно требуют быстрого и рационального решения. Кроме того, социальному работнику нередко приходится работать во внезапно усложнившихся условиях: экстремальных ситуациях, зонах стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Все это предъявляет повышенные требования к специалистам, от которых в решающей мере зависит успех социальной работы.

Теоретики социальной работы отмечают, что в современных условиях наблюдается серьезный методологический просчет, заложенный в концепцию социальной работы с семьей. В большинстве случаев семью делят на отдельные категории нуждающихся в том или ином виде социальной помощи – инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д. Однако при этом выпадает семья как некий целостный клиент и субъект социальной работы. Незнание и игнорирование социально-психологических особенностей семьи как своеобразного организма не позволяет понять и скорректировать многие явления, с которыми приходится сталкиваться специалисту по социальной работе.

Можно надеяться, что подготовка будущих социальных работников к взаимодействию с семьей как клиентом будет эффективной при соблюдении в образовательном процессе ряда условий:

– раскрытии сущности семьи как ценностного социального института в различных видах теоретической и практической подготовки студентов;

– всестороннем анализе проблем семей различного типа в процессе изучения специальных дисциплин;

– изучении в теории и на практике теоретико-методических основ современных технологий социальной работы с семьей;

– обеспечении взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к работе с семьей.

Особое значение имеют такие учебные дисциплины, как «Семьеведение», «Семейная педагогика», «Психология семьи», «Технологии и методы социальной педагогики», «Технологии и методы работы с семьей» и др.

Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной характер и базируется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания. Цель – подготовка будущих социальных работников к оказанию разносторонней помощи семье и ее членам.

Предлагаемое учебно-методическое пособие и программа по семьеведению являются попыткой научного осмысления социальных проблем семьи в современной общественно-экономической ситуации в России, дают представление о социальной работе с семьей, являются одной из составляющих системы добрачного воспитания молодежи. Оно предназначено для работы на семинарских и практических занятиях, а также для самостоятельной работы студентов. Задания к каждой главе сформулированы таким образом, что студенты имеют возможность повторить и закрепить лекционный материал, получить дополнительные сведения по теме.

Материалы данного пособия в течение целого ряда лет успешно используются в учебном процессе социально-психологического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета и в Ставропольском государственном педагогическом институте.

Предмет и задачи дисциплины «Семьеведение»

Проблема социальной защиты и социальной помощи населению всегда была актуальна для России. В современных условиях она претерпевает качественные изменения, связанные с расширением категорий и увеличением численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной поддержке.

Семья – социальный институт, менее всего склонный к радикальным переменам, поэтому изменение внешних условий приводит к усложнению внутренних проблем семьи, к трансформации семейного образа жизни. Помимо объективных социально-экономических условий существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «муж-жена», «отец-мать», «родители-дети». Все это вызывает необходимость формирования системы социальной и социально-педагогической работы, главная цель которой – оказание всесторонней помощи семье и детям в преодолении кризисных ситуаций, в решении жизненных проблем путем поддержки, коррекции и реабилитации.

В работе с семьями, имеющими различные проблемы, наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника, который должен не только помочь семье преодолеть трудности, но и научить членов семьи самопомощи и взаимопомощи. Это поможет обеспечить достойную жизнь каждой семье, найти выход из сложной жизненной ситуации.

Для того, чтобы оказывать своевременную и действенную помощь семье как клиенту социальной работы, необходимо еще в процессе обучения в вузе постижение сущности современной семьи, всех аспектов семейно-брачных отношений – демографического, юридического, экономического, социального, психологического и др., т. е. охватывание объекта в его целостности.

Объектом семьеведения является современная семья как социальный институт и малая группа.

Предмет изучения – основные направления социальной помощи семье в связи с особенностями ее развития и типологией.

Целью изучения дисциплины является формирование научных представлений о семье и браке, их социальных и психологических аспектах, основах социальной работы с семьей, а также ее отдельных членов.

Главные задачи изучения дисциплины:

– формирование у студентов научных представлений о семье и браке, их социальных и психологических аспектах;

Читайте так же:  Договор погашения долга товаром

– развитие и воспитание устойчивого мировоззрения и взглядов на семью как на ценность, укрепление брачно-семейных отношений;

– изучение основной нормативно-законодательной базы для осуществления эффективной социальной работы с семьей и опыта зарубежных стран;

– освоение технологий и методов с разными категориями семей, овладение теоретическими знаниями и творческими профессиональными умениями;

– подготовка к созданию и сохранению собственной семьи.

Семьеведение как учебная дисциплина дает знания об основных этапах и тенденциях развития брачно-семейных отношений в России и других странах; характеризует исходные понятия, категории и концепции социологии семьи; раскрывает сущность психологических особенностей брачно-семейных отношений; показывает особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьями различных категорий в современных условиях; анализирует зарубежный опыт социальной работы.

Семьеведение изучается в комплексе с другими научными и учебными дисциплинами, которые дают целостное представление о семье как объекте и субъекте социальной работы. Это социология семьи, педагогика, демография, психология, этика и другие науки, которые с разных сторон изучают безграничный потенциал семьи. Необходимость такого тесного взаимодействия семьеведения с другими научными дисциплинами определяется, с одной стороны, тем, что особенности развития современной семьи как предмет изучения – сложное явление, на характер и динамику которого влияют практически все стороны жизни людей, вся совокупность общественных отношений. С другой стороны, развитие семьи в той или иной степени оказывает воздействие на все сферы общественной жизни, во многом определяя течение экономических, политических, социальных, этнических процессов.

Подобная двойственная взаимосвязь формирует зону разнообразных интересов «семьеведов» и ученых других специальностей, обусловливает необходимость использования данных других наук для объяснения явлений и процессов, связанных с семейно-брачными отношениями.

«Социология семьи» занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. Научные социологические исследования брачно-семейных отношений являются основанием для выработки государственной социальной политики.

Изучение основ «Социальной демографии» дает возможность рассматривать следующие вопросы: брачность и разводимость как социологические и демографические категории, современное состояние и развитие семьи, влияние социально-экономических факторов на реализацию репродуктивной функции семьи.

«Психология семейных отношений» освещает основные психологические механизмы функционирования семьи – динамику семьи, структуру семейных ролей, коммуникации в семье, действие на жизнедеятельность семьи различных стрессоров.

«Этнография» отражает этнопсихологическую специфику и этапы формирования семейных отношений, этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях и пр.

«Педагогика» как научная и практическая дисциплина является одним из важнейших направлений развития социальной работы. Педагогические аспекты выступают одновременно основой и средством социальной работы, обеспечивающим реализацию ее потенциала в процессе взаимодействия личности и общества. Педагогическое содержание социальной работы с семьей включает в себя следующие элементы: формирование социальных идеалов, гуманистических ценностей, социальных действий, умений и навыков, приемов самопомощи и т. д.

Теория и практика «Социальной педагогики» связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях. Социальная педагогика рассматривает педагогические возможности социального работника по адаптации, коррекции и реабилитации нуждающихся членов семей, организации современной системы социальной помощи и защиты материнства, отцовства и детства.

«Семейная педагогика» является прямым продолжением семьеведения и расширяет знания студентов о проблемах развития воспитательного потенциала семьи, семейных отношений. Основной акцент делается на семье как на главном институте социализации личности. Изучается влияние семейного неблагополучия на воспитание ребенка.

«Технология социальной работы» как учебная дисциплина демонстрирует возможности профессиональной деятельности социального работника в организации социальной помощи и поддержки семьям разных категорий.

Перечень учебных дисциплин, которые связаны общим объектом изучения, можно продолжать. Семьеведение, опираясь на научные данные, обобщает сведения о семье как социальном институте и малой группе и дает основы организации современной системы социальной помощи семье и детям на основе имеющегося исторического опыта и опыта зарубежных стран.

РАЗДЕЛ 1. Социология семьи

Глава 1. Генезис брачно-семейных отношений

1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества

Чтобы понять современное состояние брака, осмыслить тенденции брачно-семейных отношений и выработать стратегию помощи семье, необходимо знать о тех изменениях, которые происходили на протяжении долгой истории развития человека. Брачно-семейные традиции и нормы, семейные роли и ценности современной семьи имеют исторические корни.

Проблемы брачно-семейных отношений с древности привлекали людей как предмет обсуждения, изучения, исследования, потому что в их основе заложен один из самых важных и сильных инстинктов человека – половой, т. е. инстинкт продолжения человеческого рода.

Половой инстинкт имеет огромное значение как биологический механизм, обеспечивающий естественное и непрерывное воспроизводство людей. Без его постоянной реализации в жизни существование общества практически невозможно. Действие полового инстинкта человека, как и других животных, составляющих огромную группу млекопитающих, оставалось в продолжение тысячелетий почти неизменным. Это система безусловных рефлексов, которые выражают генетически предопределенную и детерминированную устойчивость вида при существующих условиях на Земле.

Биологически «технология» воспроизводства людей почти не претерпела изменений даже в условиях наиболее глубоких переходных периодов из одной исторической эпохи в другую. Половой инстинкт человека сам по себе полностью безразличен к социальной системе. Однако сама социальная система никогда не является безразличной к его объективной реализации. Не изменяя его существенных устойчивых биологических механизмов, она начинает его использовать и регулировать с точки зрения ценностной и культурной ориентации.

У человека, в отличие от животных, половой инстинкт находится во взаимодействии с определенными социальными факторами. Он соотносится с существующей общественной системой. Таким образом, сексуальные отношения в обществе, с одной стороны, биологичны, а с другой, – социальны. Механизмы биологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим той или иной культуре.

Сексуальные взаимоотношения в обществе всегда являются объектом социального контроля, сознательной общественной регуляции. Системное воздействие социального контроля осуществляется через воспитание, традиции, обычаи, санкции. Социальный контроль создает ограничения проявлениям полового инстинкта с учетом определенной социальной целесообразности.

В истории человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали тому или иному уровню социально-экономического развития общества.

Брачная форма регулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу. Для первобытного человеческого общества присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. К сожалению, эпоха предыстории человека недостаточно исследована, что связано с объективными трудностями.

Если следовать теории Дарвина, то на первых стадиях превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между мужчиной и женщиной регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В то время в половое общение могли вступать друг с другом все члены данного рода: мужчины, женщины, родители, дети, братья, сестры и т. д. Такая форма отношений называется – промискуитет (от лат. promiscuus – смешанный, общий). Это была биогенная добрачная форма сожительства между мужчиной и женщиной. Иногда ее называют эндогамией – брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно-брачные эндогамные отношения – кровнородственными.

Эндогамные отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей: острые конфликты и драки на сексуальной почве в период подготовки к охоте, отсутствие единства действий в момент защиты племени от внешних врагов и др. Это стало тормозить развитие социальных отношений и угрожать самому существованию человеческого общества. Заключение в определенные рамки биологического инстинкта человека стало объективной необходимостью. Некоторые ученые считают, что превращение обезьяны в человека связано с первым сексуальным «табу» – запретом кровосмешения.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. А. Г. Харчев полагает, что эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. Следующим важным шагом стало запрещение сексуальных контактов между братьями и сестрами (запрет на кровосмешение).

С появлением рода возникает и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы (рода) являются коллективными супругами женщин другой группы. Для ранней стадии первобытно-общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брачные отношения) только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжался сотни тысяч лет.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

– она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

Читайте так же:  Петрова екатерина георгиевна нотариус

– жизнь требовала расширения социальных контактов, связи с другими человеческими объединениями;

– таким путем достигалось установление внутри рода социального мира, половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;

– человеку свойственно искать новые контакты и впечатления, в том числе и в половой сфере.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех перечисленных обстоятельств. Таким образом, экзогамия – первая форма человеческого социального регулирования отношений между полами, между мужчиной и женщиной. Так появилось противоречие между биологическим и социальным в человеке.

Развитие первобытного общества все же привело к тому, что групповые браки становились невозможными. Они вытеснялись парным браком, при котором мужчина живет с одной женой. От женщины в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние ее подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. При этом хозяйственной ячейкой оставался род.

В бронзовом и железном веках с возникновением земледелия постепенно создаются условия, когда супружеская пара самостоятельно могла прокормить своих детей. Постепенно такая пара отходила от рода. Мужчина и женщина имеют общее хозяйство. Стало более надежным установление отцовства.

В условиях развивающегося земледелия, а затем скотоводства, мужчина постепенно становится главной фигурой в производстве материальных благ, к нему переходит ответственность за судьбу детей, за наследство. Частная собственность утверждает «право отца» и его силу, способствует развитию парной семьи: беря в жены определенную женщину, мужчина хотел быть уверен, что оставляет наследство своим «кровным» детям. С этого времени половые отношения регулируются не только социальными, но и экономическими отношениями.

Известный русский философ Н. А. Бердяев подчеркивал: «Семья по своей сущности всегда была, есть и будет позитивистическим мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочением жизни рода. Формы семьи, столь текучие на протяжении человеческой истории, всегда были формами социального приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире».

Матриархатные отношения окончательно сменяются патриархатными: род ведется по отцовской линии, мужчина играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Вместе с патриархатом на смену парной семье приходит моногамная, т. е. единобрачная семья. Моногамия исторически возникает как явление социального прогресса, который обусловливается экономическим базисом, материальным образом жизни. Моногамная семья появилась не потому, что была осознана ее высшая нравственная ценность, а в силу экономических условий. В классовом обществе она не является равноправным союзом мужчины и женщины – «падение права матери было всемирно-историческим поражением женщины» (Ф. Энгельс).

С переходом к феодализму обществом установлен единый для всех обязательный церковный брак (крепостные могли вступать в него с разрешения своего хозяина, помещика). Наступает известное преобразование структуры семьи. Феодально-крепостнические отношения той эпохи оказывают сильное влияние на средневековые семьи: совместная жизнь мужчины и женщины в определенной степени напоминала отношения между господином и слугой.

После крещения на Руси, полностью закрепилась моногамия как форма брака. Жена перешла на жительство в семью мужа. Роли были четко распределены и социально обусловлены: мужчине нужна хозяйка, женщине – кормилец. Социально-экономические особенности жизни и менталитет русского человека обусловили национальные особенности брачно-семейных отношений.

Вместе с тем тенденция дезорганизации сексуальных отношений людей всегда противодействует механизмам социального регулирования. Поэтому наряду с моногамными связями в обществе существует полигамия – многобрачие. На практике полигамия может иметь два варианта: полиандрия и полигиния.

Полиандрия – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX в. полиандрия еще бытовала, в частности, у алеутов (народ в США, коренное население Алеутских островов) и некоторых групп эскимосов. Еще позднее она сохранялась у некоторых этнографических групп Тибета и Индостана.

Различаются «братская» и «неродственная» формы полиандрии. Когда жена старшего брата становится общей женой всех братьев – это называется фратернальная полиандрия (братская). В таких семьях женщина занимает высокое положение, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.

Полигиния – многоженство, мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Такая форма отношений свойственна преимущественно патриархату. В поздних формах полигиния сохранялась в классовом обществе у некоторых мусульманских народов Востока как привилегия господствующих классов. Иногда встречается сороральная полигиния – брак нескольких сестер с одним мужчиной.

Пережитки многоженства в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран существуют до сих пор. В наше время миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских странах и африканских государствах верны полигамным формам брака, точнее – полигинии. Коран всецело допускает эту форму брачных отношений. Защитники полигинии приводят следующие доводы:

– мужчине вообще присущи полигамные инстинкты;

– природа заложила в мужчину и женщину стремление к поиску новых партнеров, чтобы обеспечить человеческому роду максимально разнообразные сочетания генов;

– многоженство оправдывает себя в ситуациях, когда в обществе появляется избыток незамужних женщин (времена войн, конфликтов);

– полигиния предотвращает разводы, что позитивно сказывается на воспитании детей.

Рассматривая многоженство и многомужие в социологическом аспекте, Ф. Энгельс подчеркивал, что «эти две формы брака могут быть только исключением, историческими продуктами роскоши».

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Елена Юрьевна Гаранина
Нина Алексеевна Коноплева
Светлана Федоровна Карабанова
Семьеведение

© Гаранина Е.Ю., Коноплева Н.А., Карабанова С.Ф., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Тема 1. Развитие семейных отношений и традиции русской семьи. Нетрадиционные семьи и альтернативы семьи

1.1. Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии

Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные основания.
Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами – психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
На всей территории России кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока труднопреодолимым. Это отражается на таких показателях, как здоровье, материальное благополучие семей, социально-демографическая ситуация, социальное благополучие и разводимость. По всем этим параметрам в современных семьях наблюдаются кризисные тенденции.
Сегодня, в третьем тысячелетии, в сфере брачно-семейных отношений происходят глубокие и драматические изменения. Несмотря на это, семья по-прежнему остается для человека жизненно важной ценностью и занимает второе по важности место после такой ценности, как здоровье. Именно в период кризисов (характерных для нашего общества) возрастает роль и значение семьи как важного буфера между индивидом и социальными переменами. Будучи одним из древних институтов общества, семья в той или иной форме сумела выжить в условиях всех известных исторических цивилизаций и культур. Она проявила себя как весьма функциональная социальная система, обладающая высокой способностью к адаптации в самой различной обстановке.
Вышеперечисленные обстоятельства обосновывают важность и необходимость тщательного изучения закономерностей становления и развития семьи, условий ее существования. Однако, приступая к изучению психологии семьи или получая навыки практической работы с семьей, мы можем столкнуться с некоторыми трудностями:
1. Представление о мистическом характере происходящего в семье (Бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторонняя неведомая сила ответственны за все процессы возникновения и существования семьи).
2. Кажущаяся легкость овладения предметом, его доступность и понятность и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере. Найти с ходу профессионала по криогенной технике вряд ли удастся, а вот в области семейных отношений – пожалуйста.
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник жизненной психологии – индивидуальный опыт – случаен, интуитивен и несистематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируются примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностью этих утверждений, а их ситуационным контекстом. Например:

Семьеведение-учебное пособие