Судебная практика расход воды

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 306-ЭС17-15822 Судебные акты об отказе в иске о взыскании неосновательного обогащения отменены, дело передано на новое рассмотрение, поскольку суды необоснованно определили объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, по показаниям общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в дом

Резолютивная часть определения объявлена 18 декабря 2017 г.

Полный текст определения изготовлен 21 декабря 2017 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю.,

судей Кирейковой Г.Г., Самуйлова С.В., —

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района» на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.01.2017 (судья Новикова С.А.) по делу N А49-3824/2016, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 (судьи Демина Е.Г., Балашева В.Т., Кузнецов С.А.) и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2017 (судьи Федорова Т.Н., Хайбулов А.А., Филимонов С.А.).

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района» Ткачев С.В. (по доверенности от 15.05.2017).

Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Шилохвоста О.Ю., а также объяснения представителя истца, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

общество с ограниченной ответственностью «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному предприятию «Теплоснабжение города Пензы» (далее — предприятие) о взыскании 129 194 руб. 99 коп. неосновательного обогащения за период с 13.12.2015 по 31.12.2015.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, акционерное общество «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов».

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2017, в иске отказано.

Общество 01.09.2017 обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит решение от 30.01.2017, постановление от 14.04.2017 и постановление от 11.07.2017 отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на раздел VII Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), указывает, что при расчете за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, должно производиться исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, независимо от оборудования соответствующего многоквартирного дома общедомовыми или внутриквартирными приборами учета. Как полагает общество, практика рассмотрения споров об использовании норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды при расчете стоимости горячей воды на основании двухкомпонентного тарифа установлена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2017 (судья Шилохвост О.Ю.) кассационная жалоба общества с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Представитель общества в судебном заседании подтвердили доводы кассационной жалобы и просили обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

Предприятие в отзыве на кассационную жалобу возражало против доводов кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты просило оставить без изменения как законные и обоснованные.

Предприятие и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы общества, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы общества.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в выступлениях представителя общества, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение от 30.01.2017, постановление от 14.04.2017 и постановление от 11.07.2017 подлежат отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 19.02.2016 между обществом и предприятием заключен договор горячего водоснабжения N 4013, в соответствии с которым предприятие обязалось осуществлять горячее водоснабжение, а общество (абонент), являющееся исполнителем коммунальных услуг в отношении 94 многоквартирных домов, расположенных в г. Пенза, обязалось принимать и оплачивать горячую воду в сроки и на условиях, предусмотренных договором. Оплата потребленной горячей воды осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячее водоснабжение, установленному в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.

Расчет оплаченной обществом стоимости потребленной горячей воды в декабре 2016 года в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, производился предприятием на основании показаний общедомовых приборов учета.

Полагая, что при расчете стоимости потребленной горячей воды с применением норматива на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (0,067 Гкал на 1 куб.м) количество тепловой энергии в составе горячей воды за период с 13.12.2015 по 31.12.2015 составило 329,995 Гкал, в связи с чем на стороне предприятия имеется переплата в размере 129 194,99 руб., общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, суды трех инстанций руководствовались статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, признав правильным расчет предприятия, основанный на показаниях общедомовых приборов учета, позволяющих определять объем горячего водоснабжения исходя из двух компонентов.

Между тем судами не учтено следующее.

В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее — МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину — объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение ( ) в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.

Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины и служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Читайте так же:  Люди достигшие 80 лет льготы

Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2005 N 122, и общество ссылалось на этот приказ в обоснование иска, у судов отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.

Ввиду того, что судами первой и апелляционной инстанции допущено существенное нарушение законодательства, регулирующего порядок определения платы за горячую поду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в МКД в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, а судом округа эти нарушения не исправлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

В связи с необходимостью проверки размера взыскиваемого неосновательного обогащения вышеприведенному порядку определения стоимости поставленной истцом горячей воды при расчетах по двухкомпонентному тарифу дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 184, 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.01.2017 по делу N А49-3824/2016, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2017 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Верховный суд посчитал стоимость горячей воды

Верховный суд разобрался в споре между поставщиком энергии и управляющей компанией, которые не могли определиться, как рассчитывать долг за горячую водупо счетчику или нормативам.

Казенное предприятие «Теплоснабжения города Пензы» и компания «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района» заключили договор горячего водоснабжения. В соответствии с его положениями, компания, которая является исполнителем коммунальных услуг в 94 домах Пензы, должна принимать и оплачивать горячую воду по двухкомпонентному тарифу, утвержденному постановлением Правительства от 13 мая 2015 года № 406. Двухкомпонентный тариф состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Предприятие рассчитало стоимость горячей воды на основании показаний общедомовых приборов учета. С этим не согласилась компания, которая обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском о взыскании 129 194 руб. неосновательного обогащения (дело № А49-3824/2016). Три инстанции отказали в удовлетворении требований, признав правильным расчет предприятия, основанный на показаниях общедомовых приборов учета.

Тогда «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района» обратилось в Верховный суд. В своей жалобе компания ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства 6 мая 2011 года № 354. Эти правила указывают, что при расчете по двухкомпонентному тарифу определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды, должно производиться исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, независимо от оборудования соответствующего многоквартирного дома общедомовыми или внутриквартирными приборами учета.

Компания обратила внимание ВС на позицию по схожему делу № А41-27683/2016, в котором экономколлегия признала верховенство норматива над счетчиком. Так произошло и в этот раз – по итогам рассмотрения ВС отправил дело на новое рассмотрение.

ВС РФ разъяснил, как рассчитывать количество тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды

Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, необходимо определять по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показатели коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, при этом учитываться не должны. Это касается в том числе случаев заключения договора с управляющей организацией, а не с гражданами напрямую.

Реквизиты судебного акта

ОАО «Пушкинская Теплосеть»

Между ООО «ЭнергоСтройСервисЖилье» (далее — общество, абонент) и ОАО «Пушкинская Теплосеть» (далее — теплоснабжающая организация) были заключены договоры теплоснабжения от 01.06.2006 и 09.10.2014 (далее — договоры). В соответствии с ними теплоснабжающая организация поставляет абоненту через присоединительную сеть тепловую энергию в многоквартирные дома, а абонент принимает и оплачивает ее.

Распоряжениями Комитета по тарифам и ценам Московской области от 19.12.2014 № 155-Р и от 18.12.2015 № 166-Р для потребителей теплоснабжающих организаций установлен двухкомпонентный тариф, состоящий из компонента на теплоноситель (воду) и компонента на тепловую энергию.

Между сторонами договора возникли разногласия относительно количества тепловой энергии, использованной на подогрев коммунального ресурса — горячей воды. Теплоснабжающая организация рассчитала указанный объем на основании показаний общедомовых приборов учета. Общество же посчитало такой расчет неправомерным. Оно исходило из того, что стоимость фактически оплаченного им коммунального ресурса определена теплоснабжающей организацией без учета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, что привело к необоснованному завышению стоимости коммунального ресурса.

Общество обратилось в суд с иском о взыскании с теплоснабжающей организации 5,5 млн руб. (после отказа от части исковых требований — 4 млн руб.) неосновательного обогащения, возникшего в связи с переплатой за поставленный коммунальный ресурс.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они исходили из того, что объем поставленной на подогрев воды тепловой энергии должен определяться по показаниям исправных приборов учета, ранее установленных абоненту, а не на основании норматива на подогрев. Подобный способ расчета за поставленные коммунальные услуги соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ).

Истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт переплаты за оказанные услуги по горячему водоснабжению.

О правильности произведенных ответчиком начислений и примененных методик, по мнению судов, свидетельствует также тот факт, что за период действия договоров теплоснабжения возражений по объему и качеству не поступало. Следовательно, указанные расчеты были приняты абонентом.

ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Коллегии, нижестоящие суды ошиблись в том, что учитывали при определении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирный дом.

ВС РФ руководствовался следующей логикой.

Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключаемых управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

Указанные нормативные положения в их системном истолковании в судебной практике исключают возложение на управляющую организацию обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций.

В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Так, в соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23. Формула содержит величину Qiп — объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Такая величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, Qiодн в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, необходимо определять по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показатели коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, при этом учитываться не должны.

Дело NФ05-4667/2017 по делу N А41-58445/16. Об отмене предписания уполномоченного органа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

от 11 мая 2017 г. по делу N А41-58445/16

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2017 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от заявителя: Бинявский А.Ю., доверенность от 30.01.2017;

от заинтересованного лица: Москалева О.М., доверенность от 07.10.2016;

рассмотрев 02 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу

заинтересованного лица — Госжилинспекции Московской области

на решение от 20 декабря 2016 года

Арбитражного суда Московской области,

принятое судьей Криворучко Е.С.,

на постановление от 20 февраля 2017 года

Читайте так же:  Лицензия росгосстраха приостановлена

Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,

по делу N А41-58445/16

по заявлению ООО УК «Успех»

о признании незаконным и отмене предписания

к Госжилинспекции Московской области,

ООО УК «Успех» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Госжилинспекции Московской области (далее — инспекция) от 04.08.2016 N 08ОГ/21-692-77-21-2016.

Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госжилинспекция Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, с целью проверки обращения жителя квартиры 8 дома 11 по ул. Кузьминская города Котельники в отношении общества 04.08.2016 инспекция провела внеплановую документарную проверку по расчетам размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

В ходе названной проверки выявлено, что жилой дом 11 по адресу: Московская область, г. Котельники, ул. Кузьминская, оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, общество является управляющей организацией в отношении указанного жилого дома, а МУЖКП «Котельники» — ресурсоснабжающей организацией.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2014 N 149-р с 2015 года для МУЖКП «Котельники», утвержден двухкомпонентный тариф на ГВС, с учетом теплоносителя, подогрева ХВС для ГВС.

По результатам документарной проверки инспекция пришла к выводу о том, что общество производит начисление платы собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного жилого дома за коммунальные ресурсы на основании данных общедомовых приборов учета в соответствии с предоставленной МУЖКП «Котельники» первичной документацией.

Изложенное квалифицировано инспекцией как нарушение обществом требований пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в редакции от 29.06.2016 (далее — Правила N 354).

В связи с этим инспекция выдала обществу предписание от 04.08.2016 N 08ОГ/21-692-77-21-2016, которым указала в срок до 17.10.2016: «Произвести перерасчет платы за подогрев холодного водоснабжения за апрель 2016, май 2016 по квартире 8 дома 11 по ул. Кузьминская города Котельники, применив при расчетах утвержденную методику формулой 23 Приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в редакции от 29.06.2016, с учетом норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0,06196 Гкал, утвержденной постановлением Главы г.о. Котельники от 25.12.2009 N 1173-ПГ.

Не согласившись с инспекцией, общество 03.09.2016 оспорило данное предписание от 04.08.2016 в судебном порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Инспекция наделена соответствующими полномочиями на территории Московской области.

В данном случае основанием для проведения в отношении общества внеплановой документарной проверки послужило обращение жителя проверяемого многоквартирного дома.

Выдавая оспариваемое предписание, инспекция исходила из того, что обществом не применяется пункт 42 Правил N 354.

Пунктом 42 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления горячей воды.

Таким образом, при осуществлении государственного контроля за соблюдением управляющей организацией требований жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами по вопросу произведения начислений за горячее водоснабжение при наличии ОПУ, инспекции необходимо было проверить является ли в рассматриваемом случае управляющая компания поставщиком указанных услуг в смысле пункта 54 Правил N 354. Доказательств данного обстоятельства инспекция не представила.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что жилой дом N 11 по адресу: Московская область, г. Котельники, ул. Кузьминская, оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии (теплосчетчики). Общество в период с апреля 2016 года по май 2016 года осуществляло расчет размера платы за тепловую энергию на подогрев горячей воды (в т.ч. потребленную в помещении и на общедомовые нужды) при применении двухкомпонентного тарифа на горячую воду, исходя из фактического объема тепловой энергии на горячее водоснабжение на основании данных общедомовых приборов учета, а не по нормативу тепловой энергии, установленному постановлением Главы городского округа Котельники от 25.12.2009 N 1173-ПГ, для жителей города Котельники утвержден норматив на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который составляет 0,06196 Гкал.

При этом ресурсоснабжающей организацией в отношении указанного жилого дома является МУЖКП «Котельники».

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2014 N 149-р с 2015 года для МУЖКП «Котельники» утвержден двухкомпонентный тариф на ГВС, с учетом теплоносителя, подогрева ХВС для ГВС.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.

Правила , обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила N 124), приняты в соответствии с названной нормой и вступили в силу 07.03.2012.

Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что они применимы к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124. С принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.

В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении), по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Исходя из пункта 2 указанной статьи , к договору водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом , принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

В соответствии с пунктами 1 , 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации применимой к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически принятое количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 13 Правил N 354, условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы был транслирован в Правила N 124.

Стоимость объема поставленных коммунальных ресурсов определяется согласно пункту 22 Правил N 124, как произведение объема поставленных коммунальных ресурсов и тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации.

В силу части 4 , пункта 1 части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.

Установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду при закрытой или открытой системе горячего водоснабжения, включающего в себя компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, прямо предусмотрено частью 9 статьи 32 Закона о водоснабжении и пунктом 48 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее — Основы ценообразования).

В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о водоснабжении, тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования, в тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Читайте так же:  Судебные приставы екатеринбург кировский район

Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования, исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 м 3 холодной воды (1 м 3 холодной воды в час присоединенной мощности).

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), — в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, — в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность). Финансовые потребности определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, также предусматривают, что органами регулирования тарифов устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 м 3 холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 м 3 холодной воды и платы за 1 м 3 холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на холодную воду рассчитывается, исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. В случае если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, значение компонента на холодную воду определяется органом регулирования тарифов, исходя из финансовых потребностей такой регулируемой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 м 3 холодной воды (1 м 3 холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), — в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, — в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.

Финансовые потребности определяются органами регулирования тарифов на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.

Таким образом, применение обществом двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую гражданам, соответствует действующему законодательству, в том числе, части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении, пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, Правилам горячего водоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее — Правила горячего водоснабжения).

Правила предоставления коммунальных услуг вступили в силу с 01.09.2012 и согласно пункту 2 примечания определяют порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы.

В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), настоящий расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

Согласно абзацу 1 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов ( абзац 6 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг).

Поскольку в настоящем случае при расчете обществом применялся двухкомпонентный тариф на горячую воду, применение Правил предоставления коммунальных услуг не допускалось, а подлежало применению специальное законодательство, которое регламентирует порядок применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В силу пункта 21 Правил горячего водоснабжения, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.

Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. Оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. При отсутствии средств измерений (приборов учета) объем потребленной горячей воды определяется расчетным методом, исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды, определяемых в порядке, предусмотренном договором горячего водоснабжения ( пункты 22 — 23 Правил горячего водоснабжения).

Следовательно, применение обществом двухкомпонентного тарифа, где отдельно оплачивается физическая вода и ее подогрев на основании показаний приборов учета, являлось правомерным.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества каких-либо нарушений при определении стоимости горячего водоснабжения и необоснованности доводов управления о необходимости применения пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг.

Кроме того, выполнение выданного предписания может привести к необоснованному возложению на общество обязанности возмещать стоимость горячей воды, потребленной владельцами жилых помещений, не установившими индивидуальные приборы учета, при отсутствии у общества возможности возложить на владельцев жилых помещений соответствующие затраты.

Тогда как, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.07.2014 N ВАС-8541/14 по делу N А60-52305/12 обязательства компании перед предприятием не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522 по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Ранее общество обращалось в Арбитражный суд Московской области с иском к ресурсоснабжающей организации — МУЖКП «Котельники» (дело N А41-102309/15 ) с требованием о признании необоснованным и не соответствующим законодательству порядка расчета муниципального унитарного жилищно-коммунального предприятия «Котельники» и произвести перерасчет за поставленную горячую воду за период с февраля 2014 года по январь 2016 года. Вместе с тем решением Арбитражного суда Московской области, оставленным в силе постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по указанному делу, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что поскольку находящиеся в управлении общества многоквартирные жилые дома оборудованы общедомовыми приборами учета, позволяющими определить количество Гкал, необходимых для определения одного из компонентов тарифа на горячую воду, применение ресурсоснабжающей организацией в расчетах двухкомпонентного тарифа правомерно.

Таким образом, как правильно указали суды, оспариваемое предписание выдано инспекцией при отсутствии к тому достаточных оснований и подлежит отмене, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2017 года по делу N А41-58445/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Госжилинспекции Московской области — без удовлетворения.

Судебная практика расход воды