Бухгалтерский учет и отчетность в некоммерческих организациях

Как вести бух.учет в НКО?

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ведение бухгалтерского учета является Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому:

1. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Это значит, что независимо от наличия средств, расчетного счета или деятельности, с момента государственной регистрации Вашей НКО необходимо вести бухгалтерский учет.

2. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем НКО.

Именно руководитель организации отвечает за ведение бухгалтерского учета, издает необходимые приказы, связанные с процессом его ведения, а также организует хранение бухгалтерских документов в соответствии с требованиями законодательства.

3. Руководитель некоммерческой организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено 402-ФЗ.

Таким образом, в некоммерческой организации, Руководитель не может вести бухгалтерский учет сам. Однако 402-ФЗ содержит исключение:

Руководитель некоммерческой организации, применяющей упрощенные системы ведения бухгалтерского учета может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Таким образом, в некоммерческой организации, применяющей Упрощенную систему налогообложения, Руководитель может вести бухгалтерский учёт самостоятельно.

Каким же образом можно организовать бухгалтерский учет в НКО?

Вариант 1: руководитель принимает ведение бухгалтерского учёта на себя.

Если некоммерческая организация применяет Упрощенную систему налогообложения, то Руководитель организации может принять ведение бухгалтерского учета на себя и выполнять все функции бухгалтера (как при осуществлении административной уставной деятельности, так и при реализации проектов). Для этого руководителю организации необходимо изготовить соответствующий документ с формулировкой «Принимаю ведение бухгалтерского учёта на себя». Именно этот документ будет подтверждать его полномочия как бухгалтера (например, в Федеральном конкурсе грантов требуется приложить документ, подтверждающий полномочия лиц, подписывающих заявку, т.е. руководителя и бухгалтера).

Нередко в этой ситуации фактически бухгалтерский учет ведёт нанятый специалист или организация, предоставляющая услуги по ведению бухгалтерского учета, а Руководитель только ставит подписи в документах и представляет организацию в контролирующих органах. Данный вариант можно рекомендовать в том случае, если Руководитель организации не имеет достаточной квалификации для ведения бухгалтерского учета самостоятельно, а организация не может себе позволить постоянного бухгалтера либо договора с организацией, предоставляющей такие услуги (также возможен вариант, когда нанятый специалист не соответствует требованиям закона 402-ФЗ или по каким-то иным причинам отказывается принимать на себя ответственность, связанную с официальным статусом бухгалтера организации).

Вариант 2: главный бухгалтер.

Наличие профессионального бухгалтера, который знает все нормы, требования и правила ведения бухгалтерского учета – идеальный вариант. Однако хороший специалист требует и адекватной заработной платы, а вот тут уже, с учетом ситуации с финансированием НКО, могут возникнуть проблемы (как правило, средства на адекватную заработную плату бывают только в рамках конкретных ограниченных по срокам проектов, да и те иногда приходится отстаивать перед теми, кто распределяет средства). Выход из этой ситуации есть — Главный бухгалтер может быть добровольцем, и с ним может быть заключен договор безвозмездного оказания услуг, принимаемый в качестве подтверждения его полномочий финансовыми и иными организациями (следует учитывать, что для этого в Уставе НКО должны быть указаны виды деятельности, соответствующие 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Вариант 3: возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на другое должностное лицо в вашей НКО.

Согласно 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета может быть возложено не только на бухгалтера, но и на иное должностное лицо организации. Какая именно должность это будет – решать Вам (например, можете возложить эти обязанности на заместителя руководителя). В этом случае необходимо указать это в Учетной политике организации и включить ведение бухгалтерского учета в договор с ним (трудовой или договор с добровольцем).

Вариант 4: договор с организацией, предоставляющей услуги по ведению бухгалтерского учета.

Уже давно существуют организации, предлагающие услуги по ведению бухгалтерского учета. Специалисты таких фирм будут вести всю вашу бухгалтерскую документацию, сдавать отчеты в контролирующие органы и внебюджетные фонды, а Вам, как руководителю, останется только ставить подписи на документах. Очень часто заключение договора с организацией оказывается выгоднее, чем выплата полноценной заработной платы бухгалтеру.

Вариант 5: договор с физическим лицом, осуществляющим услуги по ведению бухгалтерского учета.

Вы можете принять на работу внешнего бухгалтера (например, по гражданско-правовому договору). Иногда это неплохой вариант: известны случаи, когда один бухгалтер обслуживает несколько НКО, расположенных в одном районе города, при этом каждая организации платит ему за услуги небольшую сумму (а в целом специалист получает достойную оплату труда).

Однако следует учесть, к такому лицу 402-ФЗ уже предъявляет определенные требования. Этот человек должен:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской
    деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Что делать, если возникают разногласия между бухгалтером и руководителем?

К сожалению, в деятельности любой организации могут возникать разногласия между сотрудниками. Законодательство РФ предусматривает такую возможность. В случае возникновения разногласий между Руководителем НКО и Бухгатером, учитывайте следующее:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя организации, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

То есть решение руководителя все же имеет больший «вес», чем бухгалтера. Не забывайте, что в этом случае всю ответственность также будете нести Вы, как руководитель НКО, а с бухгалтера она уже полностью снимается. Хорошо бы такие ситуации никогда не возникали, но если Вы точно уверены в своей правоте (то есть подняли все нормативно-правовые акты и комментарии к ним), Вам просто необходимо издать соответствующий указ или распоряжение и ознакомить с ним специалиста (он должен поставить об этом свою подпись).

Учет в некоммерческих организациях

Раздел посвящен особенностям учета в некоммерческих организациях. Обсудить проблемы бухгалтерского и налогового учета можно в форуме, в разделе «Учет в НКО и жилищном хозяйстве».

Ссроки уплаты налогов и сдачи отчетности можно найти в Календаре налогоплательщика.

В ходе проекта мы не только подробно расскажем вам о том, как подключиться к оператору электронного документооборота, перевести документы в электронный вид, убедить контрагентов и справиться с отправкой отчетности в контролирующие органы, но и покажем, как это происходит на собственном примере.

Клерк.Ру пройдет все этапы внедрения системы электронного документооборота. И мы приглашаем читателей и контрагентов со всей России пройти этот путь с нами.

Бухгалтерский учет в некоммерческой организации

Бухгалтер, начинающий вести учет в некоммерческой компании, задается вопросом: как организовать бухучет в НКО? Беспокойство вполне обоснованно. Поскольку точно такая же проблема волнует и многих из тех, кто уже ведет учет в некоммерческой организации (НКО). Основные правила схожи с теми, которые действуют в коммерческих фирмах. Но есть и свои нюансы. О них мы и поговорим в данной статье.

Операции по уставной и коммерческой деятельности НКО в бухучете учитывают раздельно

Доходы и расходы по уставной (некоммерческой) деятельности НКО должна учитывать на счете 86 «Целевое финансирование». А по предпринимательской (коммерческой) — на счете 90 «Продажи» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы» — в зависимости от того, обычная это деятельность или прочая.

Особое внимание стоит уделить счету 86. По кредиту этого счета (в корреспонденции со счетом 76 или сразу со счетами учета денежных средств) некоммерческая организация отражает сведения о суммах, полученных от своих источников финансирования. Их может быть несколько. Тогда на счете 86 создайте несколько соответствующих субсчетов. То есть организуйте раздельный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам. Расходы, которые вы списываете за счет средств целевого финансирования, отражайте по дебету счета 86.

Читайте так же:  Можно ли не принимать наследство по закону

Требования каких ПБУ некоммерческие организации могут не соблюдать*

ПБУ, которые не распространяются на все без исключения НКО

События после отчетной даты

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Информация об участии в совместной деятельности

Отчет о движении денежных средств

ПБУ, которые все НКО вправе применять (или не применять) по собственной инициативе

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ, которые вправе не соблюдать потребительские кооперативы, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и социально ориентированные НКО

Учет договоров строительного подряда

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

* Внимание: на государственные и муниципальные учреждения не распространяется действие всех существующих ПБУ.

Если НКО ведет предпринимательскую деятельность, то для отражения выручки, поступающей от бизнеса, и расходов по такой деятельности используйте счет 90 «Продажи». При необходимости также создайте несколько аналитик (субсчетов). Например, один вид деятельности НКО может облагаться в рамках «упрощенки», а другой — в рамках «вмененки». Без раздельного учета по счету 90 в таком случае не обойтись — только так вы сможете рассчитать налоги (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Прочие доходы и расходы, полученные в рамках бизнеса, учитывайте на счете 91. Например, на счете 91 отражаются проценты, полученные по вкладам в банках.

Обратите внимание: социально ориентированные НКО вправе признавать доходы в бухучете кассовым методом. Такое же право имеют потребкооперативы — субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (абз. 9 п. 12 и абз. 2 п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Так вот данным категориям НКО важно закрепить в бухгалтерской учетной политике метод отражения средств на счетах 86, 90 и 91 — в момент их непосредственного получения (кассовый метод) или же когда имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет получено (метод начисления). Обычно НКО, как и коммерческие фирмы, избирают для бухучета метод начисления, это удобней и понятней.

Прибыль от коммерческой деятельности НКО в бухучете

Предпринимательская деятельность, которую может вести НКО, носит для нее вспомогательный характер. И прибыль от такой деятельности должна быть направлена на достижение уставных (некоммерческих) целей компании. То есть полученные от бизнеса доходы являются одним из источников осуществления уставной деятельности и формирования имущества НКО. Распределять между участниками компании заработанные средства нельзя. Технически это выглядит так. Ежемесячно делаются проводки:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99

— отражена прибыль, полученная по итогам месяца.

По окончании отчетного года счет 99 закрывается. Для этого выполняется следующая запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года»

— отражена сумма чистой прибыли за отчетный год.

Далее идет последнее действие:

ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года» КРЕДИТ 86 субсчет «Прибыль от предпринимательской деятельности»

— сумма чистой прибыли за отчетный год направлена на финансирование уставной деятельности НКО.

Если есть убыток, то ежемесячно делают запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

— отражен убыток, полученный по итогам месяца.

А по окончании отчетного года:

ДЕБЕТ 84 субсчет «Убыток отчетного года» КРЕДИТ 99

— отражена сумма убытка за отчетный год.

Убыток покройте за счет источника, определенного в решении уполномоченного органа вашей организации. Таким источником могут быть дополнительные взносы участников компании, неиспользованная прибыль прошлых лет, резервный и иные фонды. Проводки будут такие:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток за счет взносов участников НКО;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток за счет прибыли прошлых лет;

ДЕБЕТ 82 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток средствами резервного капитала.

Пример 1. Списание финансового результата по коммерческой деятельности НКО

НКО «Свет» оказывает платные услуги. Доходы в 2016 году составили 525 000 руб. Расходы, связанные с осуществлением этой деятельности, равны 400 000 руб.

В течение года бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

— 525 000 руб. — отражена выручка от оказания платных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20

— 400 000 руб. — списана себестоимость оказанных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99

— 125 000 руб. (525 000 руб. – 400 000 руб.) — отражен финансовый результат от оказания платных услуг.

31 декабря 2016 года сделаны записи:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84

— 125 000 руб. — списана чистая прибыль отчетного года;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 86 субсчет «Прибыль от предпринимательской деятельности»

— 125 000 руб. — включена в состав целевого финансирования чистая прибыль отчетного года.

По основным средствам НКО начисляют износ

В отношении учета имущества НКО также есть несколько особенностей. Правила, по которым коммерческие и некоммерческие фирмы должны учитывать основные средства, мы сравнили в табл. ниже. И прежде всего хотим сказать, что НКО начисляют по объектам не амортизацию, а износ. И хотя сумма износа у некоммерческих организаций на «упрощенке» практически ни на что не влияет, рассчитывать износ все равно нужно. Остальные НКО данные по износу используют для исчисления налога на имущество со среднегодовой стоимости основных средств (п. 3 ст. 375 НК РФ). «Упрощенцы» же такой налог не уплачивают. Фирмы на УСН начиная с 2015 года платят только налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Обратите внимание: поскольку износ отражается на забалансовом счете, в бухгалтерском балансе НКО показывают основные средства по первоначальной стоимости. Иначе, если вы поставите стоимость за минусом износа, актив баланса не сойдется с вашим пассивом.

Пример 2. Начисление износа по основному средству некоммерческой организации

НКО «Луч» в сентябре 2016 года приобрела легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость, сформированная в бухучете, составляет 180 000 руб. При постановке имущества на учет (также в сентябре 2016 года) был установлен срок полезного использования автомобиля, равный 5 годам. В учетной политике компании предусмотрено, что по основным средствам износ начисляется ежемесячно.

Бухгалтер рассчитал годовую норму износа по указанному автомобилю. Она равна 20% [(1 : 5 лет) × 100%]. Итого годовая сумма износа составляет 36 000 руб. (180 000 руб. × × 20%). А месячная сумма — 3000 руб. (36 000 руб. : 12 мес.).

31 октября 2016 года бухгалтер первый раз начислил износ, сделав проводку:

ДЕБЕТ 010

— 3000 руб. — начислен износ по автомобилю за текущий месяц.

Такую проводку бухгалтер будет делать ежемесячно последним днем месяца вплоть до полного списания стоимости объекта либо до выбытия авто.

Бухгалтерский учет в нко

УСН для некоммерческих организаций в 2018 году

Вернуться назад на Некоммерческие организации 2018

При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

1. уплаты налога на прибыль организаций,

2. налога на имущество организаций,

3. налога на добавленную стоимость (НДС).

При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

а) при выборе объекта налогообложения «Доходы» — 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,
б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% — минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Важно помнить, что полученные некоммерческими организациями ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по полученным ею целевым поступлениям.

То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается.

Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему.

Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

Читайте так же:  Договор цессии по договору поставки товара

Таким образом, применение УСН однозначно выгодно некоммерческой организации, если:

1. НКО реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);

2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей.

Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

1. доходы организации по итогам 9 месяцев текущего года не превышают 45 миллионов рублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);

2. средняя численность работников организации меньше 100 человек (за отчетный период);

3. организация не имеет филиалов;

4. остаточная стоимость основных средств менее 100 миллионов рублей;

5. организация не производит подакцизные товары.

Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.

Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.

Налог с продаж 2018
Наследование 2018
Национальная экономика 2018
Начисление заработной платы 2018
НДФЛ 2018

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Начинать организацию бухгалтерского учета в компании следует с определения системы налогообложения. От этого выбора зависит не только размер налоговых обязательств и периодичность отчетности, но и порядок осуществления расчетов с бюджетом. Особенности взаимодействия с Федеральной налоговой службой и бюджетами следует закрепить в учетной политике предприятия, образец 2018 года для бюджетников мы предлагали в другой статье, теперь составим его для НКО.

Учетная политика: пример для ОСНО

При общей системе учетная политика для целей налогообложения (образец для НКО) в документе следует расписать:

  1. Метод учета доходов при расчете налога на прибыль (кассовый или метод начисления).
  2. Метод определения стоимости основных средств, материальных запасов и товаров.
  3. Способ начисления амортизации по основным фондам и нематериальным активам.
  4. Возможность формирования резервов по налогу на прибыль, отпускам и сомнительным задолженностям.
  5. Формы и бланки налоговых регистров: унифицированные или разработанные самостоятельно.

Региональные и местные власти вправе устанавливать сниженные налоговые ставки, утверждать дополнительные льготы или полностью освобождать от уплаты. При составлении учетной политики руководствуйтесь не только федеральным законодательством, но и НПА субъектов и муниципальных образований.

Особенности при упрощенке

Упрощенная система налогообложения в соответствии с действующим законодательством предусматривает два вида учета поступлений предприятия:

  • «доходы» — налоговой базой признается совокупный доход за отчетный период без учета произведенных расходов;
  • «доходы минус расходы» — база для расчета обязательства определяется как разница между совокупными поступлениями и расходами.

Рассмотрим отличительные особенности в таблице:

«Доходы минус расходы»

В учетной политике УСН доходы 2018 (образец найдете ниже) указываем объект налогообложения «доходы», то есть при определении платежа организация учитывает только поступления средств

Прописываем «д — р», то есть при расчете обязательств учитываем поступления средств, уменьшенные на расходы

Если учреждение в следующем отчетном периоде планирует сменить объект НО, то уведомить ФНС нужно не позднее 30 декабря текущего года (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Указывать не обязательно, так как ставка является единой для данного вида налогообложения — 6 %

Ставка равна 15 % для всех налогоплательщиков

Условие актуально, только если региональные власти снизили ставку налога. В противном случае указывать размер ставки в УП необязательно (п. 1 и п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Книга учета приходов и расходов

Если учреждение выбрало электронное ведение документа, определите порядок распечатки, нумерации, сшивания страниц и их заверения. Также закрепите ответственного за хранение документа

Компании на УСН имеют право уменьшить доходы этого отчетного периода на убытки прошлых лет (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Воспользоваться условием можно, если компания в убыточном периоде была на УСН «д — р»

Компания вправе учесть в составе расходов разницу между перечисленным минимальным налогом и налогом, рассчитанным в обычном порядке. Такие условия прописаны в п. 6 ст. 346.18 НК РФ

Образец учетной политики для НКО

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях (в том числе в ассоциациях и в союзах) ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
  • о размерах и составе имущества НКО;
  • о расходах;
  • о численности и составе работников;
  • об оплате труда работников;
  • об использовании безвозмездного труда граждан.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июня 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации);
  • отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
  • План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:

1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • при отсутствии соответствующих данных.

2. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:

  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • Пояснительная записка.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:

  • Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»;
  • иными положениями по бухгалтерскому учету;
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Читайте так же:  Договор найма комнаты безвозмездный

Союзы при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».

Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6) союзы указывают данные:

  • об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
  • о поступлении средств, в течение отчетного периода;
  • о расходовании средств, в течение отчетного периода;
  • об остатках средств на конец отчетного периода.

Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма №1) – в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.

Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме №6 такие статьи не предусмотрены.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств,

тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).

Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.

Бухгалтерская отчетность, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляется в налоговый орган, и в орган статистики, на основании Постановления Госкомстата РФ от 27 сентября 1995 года №157 «Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям», а также другим заинтересованным пользователям, например, жертвователям и грантодателям.

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму №6.

В качестве форм бухгалтерской отчетности союзы вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденных Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н.

Прежде всего, напомним, что ассоциация или союз общественных объединений представляет собой некоммерческую организацию, которая не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Исходя из этого и следует составлять учетную политику в союзах.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».

При формировании учетной политики бухгалтеру ассоциации или союза общественных организаций следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя ассоциации или союза.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов финансовой деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ассоциации или союза;
  • методы оценки активов и обязательств ассоциации или союза;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля финансовых операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика ассоциации или союза общественных организаций должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов финансовой деятельности;
  • своевременное отражение фактов финансовой деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка ассоциацией или союзом соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности (например – реорганизация).

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя союза.

С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками (в том числе ассоциации и союзы общественных объединений), обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.

Разработку учетной политики в ассоциациях и в союзах общественных объединений для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит союз, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

  • ответственного за организацию налогового учета;
  • ответственного за ведение налогового учета;
  • график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
  • формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.

Наиболее удобным, на взгляд авторов, в применении для НКО (в том числе и для ассоциаций и союзов общественных объединений), будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Наиболее важной частью для ассоциаций и союзов будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

В соответствии со статьей 26 Закона №7-ФЗ источником финансирования имущества НКО, не занимающихся предпринимательской деятельностью, могут являться:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) ассоциации и союза;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования членов ассоциации и союза;
  • доходы, получаемые от собственности союза;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами ассоциации или союза.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» — кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

  • кассовый метод учета поступлений денежных средств,
  • совмещение методов при расходовании средств.

Так, например, денежные расходы списываются по факту (то есть кассовым методом), а расходы на заработную плату — методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности ассоциаций и союзов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «»

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Бухгалтерский учет и отчетность в некоммерческих организациях