Как оформить тетрадку беседы с учащимися и их родителями

Школьный треугольник: родители, дети, учителя

Читатели обсуждают тему

Мы продолжаем работу Института учительского мнения. Тема, посвященная работе с родителями, оказалась очень близкой не только педагогам, но и работникам структур управления образованием.
В результате получился своеобразный калейдоскоп мнений, порой противоречивых, порой очень похожих. Мысли людей, откликнувшихся на наши вопросы, мы собрали в пять рубрик, каждая из которых соответствует поставленным ранее вопросам.

Задумаемся, кто для нас на самом деле родители учеников: инструмент для воздействия на нерадивых, неразумные дети, сущее наказание, помощники? Или.

Это люди, которых необходимо понять; если получится, постараться им помочь; если удастся, обратить в свою веру и заручиться их поддержкой.
Хорошие родители – залог успешной работы классного руководителя. Впрочем, понятие “хорошие” применительно к мамам и папам весьма условно. Для школы хороши те, кто откликается на все ее призывы. Таких родителей мало, два-три в классе, они всегда готовы пожертвовать своим временем, выполняя в общем-то неблагодарную работу и часто слыша в свой адрес критические замечания тех родителей, которым и в голову не приходит подежурить на школьном вечере или помочь в подготовке выпускного бала.
А ведь это тоже “хорошие” родители. Они заботятся о своих детях и иногда даже соглашаются раз в семь лет помочь закупить подарки. Однако обычно, когда их просят о помощи, они больны или очень заняты на работе.
Есть еще и те, кто всеми силами поддерживает внешнюю благопристойность своей семейной жизни и тоже числится среди “хороших”. Лишь поведение ребенка для внимательного педагога станет поводом заподозрить что-то неладное в “дружной” семье, живущей в великолепной квартире.
И наконец, “плохие” родители. Они пьют, не работают, иногда сидят в тюрьме, порой просто забывают, что у них вообще есть дети.
И все эти люди, такие разные и сложные, постоянно рядом с классным руководителем. Кто они для него? Считать их инструментом для воздействия на нерадивых по меньшей мере наивно и непрофессионально. Если в пятом или шестом классе вы еще сможете кого-то напугать, пригрозив позвонить родителям, то уже через год ваши ученики только насмешливо улыбнутся в ответ на это. К тому же у подростков часто настолько тяжелые отношения с родителями, что результат встречи педагога с ними в подобных случаях может оказаться непредсказуемым.
Считать родителей неразумными детьми – значит претендовать на роль самого Господа Бога, что, конечно, даже сверхталантливому педагогу не под силу.
Если мамы и папы воспринимаются как сущее наказание, то возникает вопрос: “Что вы делаете в школе и не являетесь ли сущим наказанием для нее?”
И наконец, видеть в родителях помощников, конечно, можно. Только не стоит при этом строить иллюзий.

Галина ГОЛУБЕВА
Нововоронеж,
Воронежская область

Мне кажется, что личностно-ориентированная педагогика должна строиться не только по отношению к детям, но и по отношению к их родителям. К сожалению, часто бывает наоборот: родителей вызывают в школу только для того, чтобы потребовать от них, например, как-то повлиять на ребенка, или еще для чего-нибудь морального или материального. Они приходят и смотрят на педагогов, словно кролики на удава. А когда выходят из стен школы, начинают возмущаться.
Я считаю, что часто учителя манипулируют родителями, пользуясь тем, что последние совершенно не знают своих юридических прав. Когда возникает конфликт между ребенком и учителем, педагог находит поддержку в администрации школы, а ребенок со своим родителем ее не имеет вовсе. Существуют такие формы взаимодействия родителей и учителей, как попечительские советы, однако часто и их работа сводится лишь к тому, что они становятся дополнительной кормушкой или громоотводом для администрации школы.

Людмила ОЛЕФЕР
Мирный

В последнее время становится очень трудно найти общий язык с родителями наших учеников. Дело в том, что мы начали работать в ассоциации демократических школ, развиваем самоуправление, сотрудничество, ищем новые методы работы. И дети, и сотрудники школы увлечены этой работой. Но родители, которые воспитывались и жили совсем в другое время, порой не принимают тех изменений, которые просто необходимы на современном этапе развития школы.
Очень часто отношения в семье строятся на прямо противоположных принципах. Поняв это, мы стали приглашать родителей в школу для сотрудничества.
Мы попытались осмыслить роль родителей в образовании: поставили вопрос на обсуждение школьным советом, который разработал положение о правах и обязанностях родителей.

Евгений РУДНЕВ
Астрахань

С родителями нужно, как и с учениками, работать индивидуально. Некоторые из них просто очень конфликтные люди. В основном те, кто работает целый день, а ребенок в это время остается на попечении учителей. Родители могут не видеть своего ребенка неделями и приходят в школу только тогда, когда возникает конфликт, разбираться. В этой ситуации бывает сложно всем.
Чтобы предупредить возникновение конфликтов с родителями, в нашей школе большинство учебных занятий открыты для родителей. Часто они приходят ко мне в класс, помогают на уроках. Вот тогда мы работаем как партнеры, и именно с этими родителями у нас самый хороший контакт.

Виктория ДАНИЛИНА
Москва

Я – управленец. Для меня родители прежде всего союзники, которые помогают своим детям реализоваться. А моя задача как управленца дать им наиболее полную информацию о разнообразии существующих образовательных услуг.

В.САВЕЛЬЕВА
Нефтеюганский район,
Тюменская область

Не школа и педагоги должны просить родителей прийти к ним, а родители – предлагать свою помощь и поддержку. Но для этого необходимо воспитывать и образовывать родителей. А также помнить, что сегодняшние наши ученики тоже станут мамами и папами. Значит, важно развивать у них знания и навыки, необходимые родителям. Мы учим на экономистов и юристов, но, к сожалению, не учим наших детей быть хорошими родителями.

В.ГАФНЕР
Артемовский, Свердловская область

Родителям в образовании и воспитании их ребенка помогаю я, вместо того чтобы они помогали мне!

Евгения АЛЕЕВСКАЯ
Наро-Фоминский район,
Московская область

В родителях мы видим прежде всего партнеров. Если подумать, кто кому помощник, то это школа – помощник семьи в воспитании и образовании ребенка.

Наталья КРЮКОВА
пос. Свердловский,
Московская область

Вы обращаетесь к родителям в первый раз:
когда ребенок провинился; когда его есть за что похвалить; когда вы хотите его лучше узнать? Или предпочитаете вообще к родителям не обращаться?

Когда я только начинала работать в школе, у меня были проблемы с родителями учеников. Потом многое изменилось, а в первую очередь, наверное, изменилась я. Точнее, поняла, что нельзя ждать, когда родители придут ко мне, ведь скорее всего это случится именно в проблемной, критической ситуации, когда уже будет трудно найти общий язык. В сентябре на родительском собрании первого класса я прошу: “Уважаемые родители, я бы хотела прийти к вам в гости, познакомиться ближе, поговорить о вашем ребенке”. Потом подхожу и спрашиваю, когда будет удобно меня принять. Такое знакомство – главное правило в работе с родителями. Иногда в ходе первой беседы раскрывается то, чего в обычной школьной атмосфере загруженности и суеты мы, учителя, могли бы никогда не узнать.
И еще очень важно создавать ситуации, в которых родители могут что-то делать вместе со своими детьми, видеть их на фоне остальных ребят. Тогда наши мнения о том, какие проблемы существуют у их детей, не будут сильно различаться и мы сможем строить планы совместной работы. Для этого мы часто, например, ходим в походы.

Людмила ТОРОБОВА
Вязьма, Смоленская область

По-моему, работу с родителями нужно начинать с дошкольных образовательных учреждений, причем так, чтобы родители полюбили приходить туда. Тогда и в школе они сами будут приходит к учителям за консультациями по возникающим проблемам.

Инна РАДЧЕНКОВА
Тульская область

Мне, например, совершенно непонятно, почему, когда родители приходят в школу и говорят, что хотят помочь своему ребенку, они вместо советов, как правильнее построить занятия с сыном или дочкой, слышат: “Наймите репетитора”. Почему я, преподаватель дополнительного образования, могу подсказать родителям, как позаниматься с их ребенком, а школьные педагоги этого не делают?!
Ко мне редко обращаются с вопросами воспитания. Но даже если у детей есть поведенческие проблемы, мы их решаем самостоятельно, не обращаясь к помощи родителей: если ребенок не может у меня заниматься, невнимателен, с ситуацией должна справиться я, а не он и не его родители. И именно я должна найти способ, как его научить.

Светлана ЯКУШЕВА
Москва

Мы еще до поступления ребенка в школу обязательно встречаемся со взрослыми представителями семьи, оговариваем его проблемы в учебе и поведении, намечаем план совместной работы по их решению. Мы берем самых разных детей – из неполных семей, состоящих на учете в милиции, таких, которые не умеют читать в восьмом классе, и считаем, что за всеми этими проблемами стоят проблемы в семье, и решать их можно только совместно.

Читайте так же:  Приказ министра обороны 1976 г n 286

Тамара ГОЛУБЕВА
Балашиха,
Московская область

Иногда учитель и родители абсолютно по-разному видят ребенка. Удавалось ли вам в таких ситуациях найти с родителями общий язык?

Учитель и родитель по-разному смотрят на ребенка. Но я считаю, что одного взгляда и быть не должно! Учитель и родитель всегда смотрят на ребенка по-разному, и мы, педагоги, должны помнить, что нельзя, ни в коем случае нельзя навязывать родителям свое мнение о ребенке. Можно лишь спросить совета у родителя, а если тот некомпетентен, учитель должен построить разговор таким образом, чтобы родитель сам принял решение.
Есть в нашей школе одна мама, с которой многим трудно разговаривать, так как она часто бывает настроена довольно агрессивно по отношению к школе. Дело в том, что ее ребенок заикается, он очень замкнутый, не говорит ни на одном предмете. Именно с этой точки зрения я и стала вести с ней беседу: спросила совета, как помочь ее ребенку, как не вызывать нервного перенапряжения. А через несколько дней она сама пришла ко мне и стала советоваться.
Сказать: “Ваш ребенок плохой” – значит полностью порвать отношения с родителями.
Однажды (тогда я работала в Саранске) ко мне пришел папа одного ученика, и я ему сказала, какой бездельник и лентяй его сын. А он в ответ: “Извините, какой ни есть, но это мой ребенок!” Тогда я задумалась о том, было бы мне приятно, если бы такие же слова произнесли о моих детях. Нет, безусловно, я бы этого не поняла и не приняла! И тогда я решила, что больше никогда не буду говорить родителям плохо об их детях.

Евгения АЛЕЕВСКАЯ
Наро-Фоминский район,
Московская область

Основная проблема, которая существует сегодня, – разное мировоззрение детей и их родителей. Взрослые будто заражены вирусом материализма.
Родители часто говорят, что дети должны учиться сегодня, чтобы потом зарабатывать деньги. Иначе, мол, ты не выживешь в нашем мире. А дети, наоборот, не могут понять, почему для них деньги должны стать центром мироздания.

Галина КАМИНСКАЯ
Ростов-на-Дону

Надо изначально оставить родителям право видеть своего ребенка не таким, каким видят его учителя. Сразу станет легче. Дети и в самом деле по-разному ведут себя дома и в школе. На уроках Саша – этакий недоросль с мутными нагловатыми глазками, постоянно ищущий повода побездельничать. Зато он умеет водить машину и трактор, работать на комбайне, и мать, вдова, только благодаря ему и старшему сыну успешно ведет фермерское хозяйство.
Учитель обязан найти общий язык с родителями, признавая их право любить и защищать своего ребенка.

Галина ГОЛУБЕВА
Нововоронеж,
Воронежская область

В этом году мы провели две акции «День с ребенком в школе»: отдельно для начальных классов и для более старших детей. На идею акции нас натолкнула одна мама. В прошлом году она пришла в школу на целый день. Ей было важно самой разобраться, как и что происходит в школе с ее ребенком. Она для себя выяснила многие вопросы. Ведь очень часто взаимодействие школы и семьи напоминает игру в испорченный телефон: родители и администрация обсуждают со слов учителя или ребенка ситуации, свидетелями которых не были. Например, сын или дочь жалуется дома на учителя, и родители, как правило, делают вывод о профессиональной некомпетентности последнего. А проблема, быть может, лежит в межличностных отношениях, и другие дети у этого же учителя достигают высоких результатов.
Итак, мы предложили родителям провести в школе целый день и заполнить специальные дневнички наблюдений. Критерии наблюдения разработали учителя. Исходили, во-первых, из знаний по психологии и педагогике, во-вторых, из предположения, на что они сами как родители обратили бы внимание в школе. Конечно, с этими критериями можно спорить, можно их менять. Главное, мы старались поставить в центр наблюдения самого ребенка. Родители могли также записать возникшие вопросы и предложения.
Меня, как администратора, удивило и порадовало, что родители замечают в работе учителей много положительного, даже то, что ускользает от строгих глаз директора или завуча. И мы начинаем смотреть на учителя по-другому!

Наталья КРЮКОВА
пос. Свердловский,
Московская область

Как вы считаете, существуют ли общие принципы работы с родителями? Могли бы вы их сформулировать?

1. Работая с проблемами ребенка, мы должны прежде всего искать их причины и только потом принимать решения.
2. Совместно с родителями намечать образовательный и воспитательный маршрут ребенка.
3. Учитывать особенности семьи: образ жизни, нравственно-психологический климат, характер родителей, семейные ценности, традиции.
4. Уважать родительские чувства. Об отрицательных сторонах характера ребенка, его проблемах в учебе разговаривать с родителями только в индивидуальном порядке, причем разговор всегда должен начинаться с положительных характеристик ребенка.
5. Никогда не сравнивать детей друг с другом.
6. Никогда не говорить плохо о чьих-то родителях.
7. Проводить наряду с индивидуальными беседами множество различных неформальных встреч.
8. Привлекать родителей к жизни класса и школы, к принятию решений. Если ребенок нарушил чьи-то права, решение в отношении него не должно приниматься без родителей.
9. Давать родителям разнообразную информацию о жизни школы.
10. Прямо и открыто формулировать свои и общие цели и задачи.
11. Внимательно выслушивать родителей, давать им возможность выговориться о любых проблемах, пусть не имеющих к ребенку никакого отношения.
12. В любом, даже в самом несправедливом, на наш взгляд, высказывании искать рациональное зерно. И тогда, почувствовав, что учитель тоже желает сделать лучше для ребенка, самая скандальная мама успокаивается. Теперь можно вместе искать выход из любой ситуации.
14. Помнить, что все дети равны. И родители тоже. Каждый ребенок имеет равные со всеми права на учительское внимание.
15. Забыть об амбициях и принимать все, что происходит в классном и родительском коллективах, адекватно и с достоинством. Спокойное, ровное, доброе отношение к людям, терпение и последовательность в конце концов сделают свое дело в самой трудной ситуации.
16. Не ждать благодарности. Если мы ее заслужили, она сама внезапно придет в виде радостного взгляда при встрече, хорошей новости об ученике или пунцовой розы с капельками росы. А в большинстве случаев наши труды не будут отмечены ничем. Не стоит обижаться, ведь это просто работа.

В разработке принципов участвовали:
Галина ГОЛУБЕВА
Нововоронеж, Воронежская область
Наталья КРЮКОВА
пос. Свердловский, Московская область
Валентина КУРГАК
Большой Камень, Приморский край
Айса АНТОНОВА
Элиста, Калмыкия
Евгений РУДНЕВ
Астрахань
Валентина ОСАДЧАЯ
с. Успенка Локтевского района, Алтайский край

Вы проводите родительские собрания, потому что так положено или они необходимы в вашей работе? Давайте поделимся опытом родительских собраний, которые:
— нужны вам;
— важны для родителей;
— полезны детям.

Наверное, это один из самых распространенных родительских стереотипов: «Если вызывают в школу, значит, ребенок что-то натворил!” Именно его мы и должны разрушить.
В Кудымкаре, Коми-Пермятский округ, регулярно проводят совместные конференции учителей и родителей, где обсуждают разные проблемы, в том числе и теоретические. Они полностью отказались от традиционных родительских собраний, на которых ругают родителей, предъявляют им претензии и собирают деньги. Главное для учителей – снять с родительских собраний возможность публичной оценки детей.
Мне знаком интересный опыт, когда педагоги учреждений дополнительного образования организуют выставки достижений ребят в кружке на родительских собраниях в основной школе. Это помогает и классному руководителю, и родителям детей по-новому взглянуть на них. Ведь недостатки в учебной деятельности часто бывают связаны с тем, что учителя не смогли увидеть тот позитив, который есть у ребенка.
Инесса ЗАРЕЦКАЯ,
доктор
педагогических наук
Москва

Принимая ребенка в школу, мы подписываем с его взрослыми представителями договор. Это не финансовый документ (обучение в школе бесплатное), а договор о совместном воспитании. Один из его пунктов – обязательное посещение родительских собраний. Пропуск двух собраний означает исключение ребенка.
Собрания в нашей школе проходят с пользой и радостью. Их обязательная часть – познавательные лекции. В начале года учителя готовят лекции по возрастным особенностям обучения, развития и воспитания своих учеников, а в течение года мы говорим на самые разные темы: о браке и семейной жизни, о воспитании нравов и добрых качеств, о выборе профессии.

Тамара ГОЛУБЕВА
Балашиха,
Московская область

Несколько лет назад решили на 23 февраля провести конкурс “А ну-ка парни!” и привлечь к этому конкурсу пап наших подростков. Сначала мы переживали и боялись, что папы не придут. Пришли, однако зрителей было очень мало. А на следующий год был аншлаг. Так началась более плотная работа с родителями.
Потом родительские собрания стали начинать с художественной самодеятельности, чтобы преодолеть классический стереотип: мол, позвали в школу, значит, ругать будут.

Читайте так же:  Генеральная ассамблея оон функции и полномочия

Ирина ТОПОРКОВА
Москва

Мы проводим ежегодные спартакиады “Мама, папа, я – спортивная семья”, День рождения школы, ярмарки, в организации которых всегда активное участие принимают родители. Часто проводим концерты “Неразлучные друзья – взрослые и дети». А родительские собрания начинаем с рассказа и демонстрации итогов дополнительного образования в нашем районе. Мы стараемся объяснить родителям, что мы должны стать союзниками, научиться помогать друг другу, тогда сможем помочь и детям.

Ольга БОЙКОВА
Москва

Наша школа – специализированное учебное заведение, куда дети сдают специальные экзамены до поступления. Поэтому на учебу мотивированы практически все ученики. Но родители, как и в других школах, редко приходили на собрания. Не так давно мы провели небольшой эксперимент. После подведения итогов четверти провели учебный рейтинг учащихся и родителям написали учебный балл их ребенка (вычисленный до сотых долей) и место, которое их ребенок занимает в классе в соответствии с этим рейтингом. После этого я пригласила всех на родительское собрание, и пришло в два раза больше родителей, чем обычно. Правда, большинство из них захотели выяснить. почему их ребенок седьмой, например, а не третий.

Ирина ТХУГА
Москва

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Организация индивидуальной воспитательной работы

Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков, обучающихся в специальном училище, стоит остро перед всем педагогическим коллективом спецшколы. Эта проблема имеет немаловажное значение и для общества, какими войдут в жизнь дети, как они будут жить, учиться, работать.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам.

Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Поэтому главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

Человек – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы

Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.

Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

  • Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.
  • Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников спецшколы.
  • Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.
  • Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:
      • Изучение личностных особенностей учащихся
      • Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
      • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
      • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
      • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
      • Развитие форм, средств и способов общения.
      • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
      • Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.
    1. Психолого-педагогическое просвещение учителей и воспитателей.
    2. Профилактика неправильных действий педагогов и родителей по отношению к учащимся как причины нарушений их поведения.
    3. Консультационная работа с педагогами, родителями, воспитанниками.

    Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

  • Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Требовательность должна основываться на положениях “Конвенции о правах ребенка”, “Типовом положении учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным и делинквентным поведением”.
  • Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
  • Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
  • Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
  • Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
  • Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
  • Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
  • Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
  • Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
  • Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
  • Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

    Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

    Индивидуальная воспитательная работа в учреждении закрытого типа ведется по следующим направлениям:

    1. Изучение документов личного дела .
    2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).
    3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
    4. Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
    5. Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.
    6. Учет нарушений поведения.
    7. Немедленное реагирование на нарушения поведения.
    8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.
    9. Использование экрана самоорганизации.
    10. Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.
    11. Шефская работа: работа в парах.
    12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
    13. Моделирование проблемных ситуаций.
    14. Использование критики.
    15. Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
    16. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
    17. Воспитание успехом.

    Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводят педагоги различных служб – работники службы режима, классный руководитель, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.

    Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся еженедельно в соответствии с недельным циклом групповых воспитательных занятий.

    Читайте так же:  Обещание договора дарения образец

    На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются задачи коррекционной работы. Начинается коррекционная воспитательная работа с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Воспитатели прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц. В течение года воспитателем выстраивается диаграмма динамики поведения воспитанника. Ежедневно выставляются оценки в экран самоорганизации. Для оценивания успешности овладения приемами самоорганизации берутся данные об отношении к учебе воспитанника, отношения к труду, товарищам, выполнении требований режима ОУ, состоянии дисциплины за каждый прожитый день. Каждую четверть каждым педагогом (воспитателем, классным руководителем, педагогом-психологом) подводится итог и отмечается результативность проведенных коррекционно-воспитательных мероприятий. Такие характеристики вносятся в дневники индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:

    • Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
    • Отношение к внешнему облику, речевая культура.
    • Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
    • Как адаптировался в коллективе.
    • Преобладающие эмоциональные состояния.
    • Развитие волевых качеств.
    • Отношение к порученному делу.
    • Нравственная культура.
    • Отношение к родителям, родным.
    • Отношение к самому себе.
    • Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
    • Нарушения в поведении.
    • Поощрения.
    • Методы коррекции на следующий период.

    Классный руководитель в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:

    • Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
    • Уровень развития познавательных способностей.
    • Способность работать самостоятельно
    • Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
    • Работоспособность на уроке.
    • Мотивация учения
    • Устойчивость познавательных интересов.
    • Методы коррекции на следующий период.

    Информационная запись учителя трудового обучения охватывает следующие характеристики:

    • Проявление интереса к производительному труду.
    • Приобретенные практические навыки
    • Мотивы отношения к трудовым поручениям.
    • Сформированность культуры труда.
    • Способность к взаимопомощи.
    • Бережливость, расчетливость, жадность, в какие моменты проявляются.
    • Стремление к овладению профессией
    • Активность в труде, склонность к праздности, иждивенчеству.
    • Методы коррекции на следующий период.

    Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:

    • Состояние эмоционально-волевой сферы.
    • Уровень тревожности.
    • Уровень агрессивности.
    • Нравственная культуры подростка.
    • Самооценка.
    • Уровень притязаний.
    • Общительность
    • Самокритичность
    • Стремление к успеху.
    • Развитие волевых качеств
    • Самоконтроль
    • Методы коррекции на следующий период.

    Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа.

    Педагогами- психологами ведутся индивидуальные карты воспитанников, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей воспитательной работе с воспитанниками, по их дальнейшей адаптации.

    Вопросы индивидуальной коррекционной работы по определению для каждого воспитанника своего коррекционного маршрута рассматриваются на заседании ПМПК. (Психолого-медико-педагогической комиссии учреждения)

    Особое внимание уделяется вновь прибывшим воспитанникам. Результаты их адаптации заслушиваются на заседаниях ПМПК в периоды 3-х и 6 мес. срока пребывания, а затем динамика изменений в личностном развитии рассматривается на психолого-педагогических консилиумах по группам классов каждое полугодие. Администрацией школы разработаны образцы документов психолого-педагогического сопровождения, которые включают следующие документы:

    1. Карта индивидуальной работы и взаимодействия с другими специалистами, в которых найдут свое отражение заключение психолога, заключение других специалистов, решение консилиума или ПМПК об изменении коррекционного маршрута, необходимая коррекционно-развивающая работа, прогноз дальнейшего развития.

    2. Направления коррекционной работы на определенный период – необходимость коррекции агрессивных состояний, развития общительности, волевых качеств, нравственности, организованности, контроля над эмоциями, коррекция акцентуации, самопознание и самооценка, общественная активность подростка.

    3. Экран самоорганизации.

    4. Тетрадь индивидуального наблюдения.

    5. Рекомендации психолога по организации воспитательной и коррекционной работы с подростком.

    В классных коллективах функционируют элементы ученического самоуправления. На классном собрании учащиеся выбирают актив класса, в который входят:

    • член учебной комиссии, который информирует воспитателя об успехах и неудачах, успеваемости, требованиях учителей ;
    • Физорг – учащийся, который помогает воспитателю осуществлять связь учителем физического воспитания.
    • Санитар – оказывает помощь воспитателю в поддержании санитарного состояния в классе и спальных комнатах.
    • Библиотекарь – помогает подготовиться одноклассникам к библиотечным часам, следит за сохранностью имеющейся художественной литературы в классе и периодической печати.
    • Цветовод – ухаживает за цветами в классе.
    • Хозяйственник – следит за сохранностью бытового инвентаря класса.

    В целях создания в ОУ условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, профилактики их эмоционального выгорания, Психологического консультирования по проблемным вопросам, Пропаганде психологических знаний организована работа психолого-педагогического семинара и работа методического объединения воспитателей.

    Задачи семинара и МО:

    Особенности индивидуальной воспитательной работы в учреждении закрытого типа.

    Государственное специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа профессиональное училище Краснодарского края – учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением в соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 420 призвана обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

    В профессиональное училище направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода. Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждении закрытого типа устанавливается с учетом индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать: создание условий для психокоррекционной и воспитательной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики, организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников, безопасные условия проживания максимальную защищенность, социально-правовую помощь.

    Ребенок, который направляется в специальное воспитательное учреждение – проблемный. Его проблемы многообразны, они связаны с семьей, школой, общением со сверстниками, с негативным общественным мнением о личности ребенка, с его личным отрицательным эмоциональным опытом, включением в асоциальные группы. У вех этих детей до направления в учреждение закрытого типа отмечалось устойчивое девиантное поведение, оно воспринималось подростком как нормальное, соответствующее его установкам. По опыту анализа психического здоровья воспитанников нашей школы среди несовершеннолетних правонарушителей, определяемых в учреждение закрытого типа, около 30% имеют различные варианты интеллектуальной недостаточности, несформированность познавательных процессов (память, внимание, мышление) ограниченный запас представлений, словарный запас, речевые разнообразные нарушения. У преобладающего большинства отмечаются такие черты социально-психологического статуса, как: отсутствие самоанализа и самоконтроля, несформированность способности к сопереживанию, отсутствие целей и перспектив, беспринципность, иждивенческо-потребительская жизненная позиция, узкий круг духовных интересов. Эмоциональная сфера неустойчива: быстро и порой беспричинно меняется настроение. У большинства меняется не только настроение, но и появляется высокая тревожность. Они обидчивы, злы, насторожены, подозрительны, вспыльчивы, легко возбудимы, когда “не ведают, что творят”.

    Поэтому стандартный подход к организации индивидуальной работы с такими подростками не подходит. В работе с ними необходимо изыскивать новые пути, совершенствовать формы и методы персональной работы, чтобы воспитанник не только слушал, но и слышал душой и сердцем чего от него хочет педагог, осознанно понимал предъявляемые к нему требования.

    В данной работе собран теоретический и практический материал, по индивидуальной воспитательной работе с детьми и подростками в учреждениях закрытого типа, основанный на собственном опыте.

    Главная цель этой работы – сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на подростков, и обеспечить задачу социализации и возвращения в общество ребенка с девиантным поведением.

    Список используемой литературы:

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Е.И.Рогов/ Настольная книга психолога.. – М.: издательство “Владос- Пресс”, 2006г.
  • И.А.Фурманов/ Психология детей с нарушениями поведения. М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2004
  • Т.А.Шилова/ Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении, – М.: Айриф-Пресс, 2005
  • Петрушин В.И./ Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001
  • Н.Д.Левитов/ Детская и педагогическая психология. М.: “Просвещение”. 1974
  • Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1987.
  • Как оформить тетрадку беседы с учащимися и их родителями