Приказ мо по наркотикам

Содержание страницы:

Приказ Минобороны РФ от 6 марта 2008 г. № 105 “О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации”

В Вооруженных Силах Российской Федерации* наркообстановка продолжает оставаться напряженной и имеет устойчивую тенденцию к обострению.

В войсках (силах) увеличивается количество преступлений, включаемых в сферу незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также совершаемых в состоянии наркотического опьянения. В местах дислокации соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил и военных городков активизируется деятельность преступных групп, изыскивающих возможности для реализации и контрабандного транзита наркотических средств и психотропных веществ.

Среди факторов, способствующих вовлечению военнослужащих в сферу незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, являются:

непонимание значительной частью командиров (начальников) личной ответственности за организацию работы по противодействию наркомании и наркопреступности. Отсутствие в органах военного управления четкого разграничения полномочий и ответственности должностных лиц за состояние работы по профилактике наркомании;

ослабление контроля и требовательности к подчиненному личному составу со стороны вышестоящих органов военного управления по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

существенные недостатки в работе отдельных должностных лиц органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил по выявлению лиц, склонных к потреблению и распространению наркотических средств и психотропных веществ;

отсутствие на местах действенного механизма медицинского освидетельствования лиц, возможно находящихся в наркотическом опьянении;

недостаточная эффективность мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил:

а) считать работу по противодействию наркомании и наркопреступности одной из главных задач улучшения качества комплектования войск (сил) личным составом как элемента увеличения боевого потенциала Вооруженных Сил;

б) рассматривать не реже 1 раза в 2 года на заседаниях военных советов, служебных совещаниях с приглашением представителей органов военной прокуратуры, региональных управлений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации состояние работы органов военного управления по противодействию наркомании и профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

в) лично контролировать работу по противодействию проникновению наркомании и наркопреступности в подчиненные войска (силы);

г) оценивать в ходе итоговых проверок подчиненных войск (сил) стиль, методы и результативность деятельности рабочих групп подчиненных воинских частей (организаций) по противодействию потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту. При этом вырабатывать и реализовывать меры по совершенствованию их деятельности;

д) выделить в приоритетное направление работу по противодействию проникновению наркотических средств и психотропных веществ в офицерские коллективы и военно-учебные заведения Министерства обороны. Рассматривать не реже 1 раза в 2 года на офицерских собраниях вопросы, связанные с профилактикой незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их незаконным потреблением;

е) установить контроль за организацией изучения и медицинского освидетельствования граждан в военных комиссариатах в целях выявления и исключения случаев призыва на военную службу, отбора кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, из числа лиц, больных наркоманией или злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, а также приема кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны, незаконно потреблявших (потребляющих) наркотические средства и психотропные вещества. При этом гражданам, имеющим по результатам профессионального психологического отбора удовлетворительную или неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, проводить медицинское обследование с применением аппаратно-программных комплексов методом вегетативного резонансного тестирования;

перспективное и текущее планирование мероприятий по противодействию наркомании отдельным разделом в вопросах организации воспитательной работы, медицинского обеспечения и профилактики преступности;

проведение комплексными группами органов военного управления и военных прокуратур (по согласованию) не реже 1 раза в полугодие правовоспитательных и предупредительно-профилактических мероприятий в подчиненных соединениях, воинских частях и организациях, имеющих низкие результаты в вопросах противодействия наркомании;

в подчиненных соединениях, воинских частях и организациях пропаганду здорового образа жизни среди военнослужащих и членов их семей, а также ежегодное проведение комплекса мероприятий по противодействию наркомании «Армия против наркотиков!».

2. Статс-секретарю — заместителю Министра обороны Российской Федерации организовать разработку и утвердить в 2008 году:

систему мер, реализуемых должностными лицами и органами военного управления, по вопросам противодействия незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах;

положение о проведении комплекса мероприятий по противодействию наркомании «Армия против наркотиков!».

* Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны.

Приказ Минобороны РФ от 6 марта 2008 г. N 105 “О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации”

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Социальное развитие

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. № 764 «Об организации работы по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации»

В целях эффективной работы по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации* П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Обеспечить реализацию Системы профилактики немедицинского потребления и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу).

2. Утвердить Порядок проведения Всеармейского месячника противодействия наркомании «Армия против наркотиков!» (приложение № 2 к настоящему приказу).

3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления:

  • организовать в подчиненных органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях работу должностных лиц по профилактике наркомании в общей системе работы с личным составом;
  • возложить координацию деятельности по профилактике наркомании в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на соответствующих заместителей (помощников) по работе с личным составом, а при их отсутствии – на одного из заместителей начальников (руководителей);
  • организовать осуществление органами военной полиции
  • в пределах компетенции мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также профилактику наркомании на территории гарнизонов;
  • привести в установленном порядке обязанности должностных лиц подчиненных органов военного управления, соединений, воинских частей, организаций и свои правовые акты по вопросам профилактики наркомании в соответствие с настоящим приказом;
  • организовать в подчиненных органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях ежегодное проведение Всеармейского месячника противодействия наркомании «Армия против наркотиков!».

4. Признать утратившими силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 105 и директиву Министра обороны Российской от 30 июня 2000 г. № Д-32.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал армии
С.Шойгу

* Далее в тексте настоящего приказа работа по противодействию немедицинскому потреблению и незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации для краткости будет именоваться профилактикой наркомании.

Социальное развитие

* Далее в тексте настоящей Системы профилактики, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации – Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации – Вооруженными Силами; Государственный антинаркотический комитет – ГАК; Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации – ГВСУ СК; Главная военная прокуратура – ГВП; Министерство внутренних дел Российской Федерации – МВД России; управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации – УКОН МВД России; Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации – ФСИН России; Федеральная таможенная служба Российской Федерации – ФТС России; Федеральная служба безопасности Российской Федерации – ФСБ России; Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации – ГУРЛС ВС; Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации – ГУВП МО; Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации – ГВМУ МО; Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации – ГУК МО; Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – ГОУ ГШ; Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации – УСВиБВС МО; центральные органы военного управления – ЦОВУ; Научно-исследовательский центр (социологический) Вооруженных Сил Российской Федерации – НИЦ(с) ВС; объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации – воинскими частями; военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации – военно-учебными заведениями; Главный центр военно-врачебной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации – ГЦ ВВЭ МО; 111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации – 111 ГГЦ СМиКЭ МО; наркотические средства и психотропные вещества – наркотиками; Уголовный Кодекс Российской Федерации – УК; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – КоАП.

** Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 декабря 2013 г. № 890 «Об утверждении Положения о Главном управлении по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации».

[*] Командиры соединений, воинских частей, начальники военно-учебных заведений, организаций Вооруженных Сил, военные комиссары, военные коменданты, начальники пунктов отбора на военную службу по контракту.

** Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 633» (далее – приказ № 400).

[†] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 июня 2011 г. № 800 «Об утверждении Руководства по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – приказ № 800).

** Приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 733 «Об организации комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами), проходящими военную службу по контракту» (далее – приказ № 733).

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – приказ № 655).

Читайте так же:  Материнский капитал в белоруссии 2019

** Приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 533 «О системе работы должностных лиц и органов военного управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ № 533).

* По согласованию с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России.

** Подпункты «к» и «л» части 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

*** Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 855дсп «О мерах по совершенствованию учета сведений о преступлениях (происшествиях) в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – приказ № 855дсп).

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2015 г. № 420дсп «О совершенствовании работы должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по подготовке военнослужащих к несению службы в суточном и гарнизонном нарядах».

** Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 2575 «Об утверждении Порядка использования наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации при участии в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнении боевых и учебно-боевых задач».

*** Приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)».

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 393дсп «Об утверждении Порядка организации медицинского и психофизиологического обследования и допуска военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к работам с ядерным оружием и его составными частями».

по прибытии на должность, связанную с выполнением мероприятий по безопасной эксплуатации ядерного оружия;

при оформлении допуска к выполнению мероприятий по безопасной эксплуатации ядерного оружия;

при включении в состав команд сопровождения воинских грузов при транспортировке ядерных боеприпасов;

при заключении контрактов о прохождении военной службы военнослужащими и трудовых договоров (контрактов) лицами гражданского персонала Вооруженных Сил (при назначении на должности, связанные с выполнением мероприятий по безопасной эксплуатации ядерного оружия).

*** Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

** Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», приказ № 655.

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».

*** Ежегодный приказ Министра обороны Российской Федерации об итогах работы должностных лиц органов военного управления по предотвращению самоубийств военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

** Ежегодный план совместной работы Министерства обороны Российской Федерации и Главной военной прокуратуры по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации.

*** Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

* Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации».

** Ежегодный план снабжения Вооруженных Сил лекарственными препаратами и расходным медицинским имуществом.

Приказ мо по наркотикам

24 Июня 2006 года

Армия и общество

Армия говорит наркотикам «нет»

26 июня — Международный день борьбы с наркоманией

Проблема злоупотребления наркотиками в мире не нова. С начала 90-х годов прошлого века в России отмечается «взрыв» наркомании. По оценке отечественного Минздрава, за 10 лет (с 1992 по 2002 год) потребление наркотиков возросло на 400 процентов. К сожалению, процент потребителей наркотиков населением нашей страны не меньше, чем в других государствах мира. Как правило, наркоманы – люди молодые, в возрасте 14—27 лет. Многим из них предстоит служить в Вооруженных Силах России, создавать семьи, растить детей. Ситуация в связи с этим складывается непростая: весной текущего года в 8 раз (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) увеличилось количество призывников, признающихся в употреблении наркотиков. Но далеко не все честно говорят о своем пагубном пристрастии. Надо ли говорить о том, чем чревато проникновение наркотиков в армейские казармы? О том, что делается сегодня для того, чтобы не допустить распространения наркотического дурмана в Вооруженных Силах России, в канун Международного дня борьбы с наркоманией рассказывает начальник отдела координации взаимодействия органов военного управления по вопросам противодействия наркомании в ВС РФ полковник Владимир ЛЯКИШЕВ.

— Владимир Ильич, армия, как известно, – отражение общества, а посему все проблемы, которые в этом обществе существуют, приходят в армейские ряды в полном объеме. Потребление наркотиков молодежью, увы, не является исключением. Тем не менее доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных военнослужащими, составляет менее 1 процента. Так, может быть, и нет никакой необходимости волноваться по поводу возможного проникновения наркотиков в армейские казармы?

— Наркомания наряду с пьянством и алкоголизмом остается одним из наиболее тревожных негативных явлений, в жизни нашего общества. Особенно обострилась эта проблема в последние годы. По данным МВД РФ, около одного процента населения России употребляют наркотики. Увеличение числа наркоманов среди молодых россиян составляет ежегодно 70—80 процентов. Проведенные в ряде регионов Российской Федерации социологические исследования (Воронеж, Ульяновск, Оренбург, Надым) показывают, что все большее распространение наркомания получает в учебных заведениях, особенно в ПТУ, школах, интернатах, детских домах.
Осложняет ситуацию тот факт, что лица, страдающие наркоманией, во время призыва на военную службу зачастую сознательно скрывают свои заболевания, надеясь во время службы «вылечиться» или «уйти» из компании сверстников. Большинство за время службы действительно излечиваются, но есть и единичные случаи проявления наркомании в армии и на флоте. Надо понимать, что даже один-единственный случай употребления наркотиков в воинской части может принести огромную беду. Необходимо своевременно выявить такой факт и приложить все усилия, чтобы это не стало пагубным примером для других военнослужащих. Проникновение наркотиков в армию по-прежнему актуально. Кстати, хочу сказать, что это актуально для многих армий мира.

— Получается, что армия должна расплачиваться за неумение и, нежелание родителей и воспитателей всех уровней заниматься воспитанием у молодежи неприятия наркотиков. А в итоге официально уже 4 процента призывников признают, что употребляли наркотики. Так, может, государству пора освободить армию от этого бремени и наконец вплотную заняться антинаркотическим воспитанием молодых людей в допризывный период?

— Армия тоже часть государства, а потому не может оставаться в стороне от решения этой острейшей проблемы. Да, необходимо многое сделать для соответствующего противодействия распространению дальнейшей наркотизации нашего общества. И такая работа ведется, но мгновенно искоренить пристрастие к наркотикам невозможно, а посему перед Вооруженными Силами нашей страны стоит задача не допустить бесконтрольного проникновения наркотиков в казармы. Для этого в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ был в этом году создан специальный отдел координации взаимодействия органов военного управления по вопросам противодействия наркомании в ВС РФ, который выступает координатором всей работы с военнослужащими, имеющими тягу к наркотикам. Цель у нас вполне определенная: не допустить применения наркотических веществ в ходе военной службы теми военнослужащими, которые уже употребляли их в гражданской жизни или склонны к употреблению подобных веществ в силу особенностей воспитания (вернее, его отсутствия).
Одним из приоритетных направлений в работе отдела является взаимодействие с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за незаконным оборотом наркотиков по выполнению мероприятий Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы».

— Решен ли вопрос о повсеместном тестировании призывников на предмет употребления наркотиков? Есть ли в войсках специалисты, умеющие проводить тестирование?

— На данный момент в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» проводится оснащение военных комиссариатов аппаратами адаптивной биорезонансной терапии «ИМЕДИС». Они с высокой точностью позволяют определить не только пристрастие призывника к наркотикам, но и выявить, когда, в каком количестве и какой препарат мог потреблять призывник в течение всей своей жизни. Специалистов для работы на этих аппаратах мы готовим в Государственном институте усовершенствования врачей МО РФ. Прорабатывается вопрос об открытии в Военном университете курсов по подготовке таких специалистов.

— Если же все-таки наркотики проникли в часть, как должен действовать командир при обнаружении военнослужащего, их употребляющего?

— Первое, что должен сделать офицер, – направить военнослужащего на медицинское освидетельствование с целью доказательства факта употребления наркотика. При положительном результате экспертизы военнослужащий берется командованием и медицинской службой на учет. Врачом части он направляется на консультацию к психиатру для выявления степени заболевания. При отсутствии признаков наркомании за ним устанавливается диспансерное или амбулаторное наблюдение. В случае, если военнослужащий будет замечен в повторном употреблении наркотиков, его направляют на консультацию к психиатру для решения вопроса об обследовании в условиях стационара и проведения лечебных мероприятий. По возвращении в часть после лечения военнослужащий продолжает находиться под амбулаторным или диспансерным наблюдением до конца службы.

— Насколько широко в ВС ведется работа в сфере профилактики употребления наркотических веществ, и существуют ли официальные документы, на основании которых должностные лица воинских частей проводят профилактическую воспитательную работу по противодействию распространению наркомании?

— Профилактика наркомании в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется и проводится в соответствии с требованиями статьи 112 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Федерального закона 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», приказа министра обороны 1998 года № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» и директивы министра обороны 2000 года № Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Уже на начальном этапе, т.е. по прибытии молодого пополнения в воинские части, специалисты медицинской службы полка прилагают все усилия совместно с командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, военным психологом по выявлению военнослужащих, склонных к токсикомании и употреблению наркотиков, и принимают меры по их лечению. Командованием воинских частей не привлекаются к дисциплинарной ответственности военнослужащие, сознательно и добровольно обратившиеся за наркологической помощью.
В каждой воинской части созданы рабочие группы по противодействию незаконному обороту и употреблению наркотических (токсических) средств. Под руководством заместителей командиров подразделений по воспитательной работе регулярно проводятся инструкторско-методические занятия с командирами взводов, рот и им равными, на которых разъясняется порядок выявления лиц, склонных к употреблению наркотиков или токсических веществ. В системе правовой подготовки проводятся занятия со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала по предупреждению незаконного оборота наркотических средств, доводятся положения законодательства и Уголовного кодекса.
В подразделениях в каждой воинской части организованы уголки правовых знаний, на которых размещена информация об ответственности за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Должностными лицами всех уровней постоянно проводится разъяснительная работа с военнослужащими о недопустимости использования наркотических средств в немедицинских целях.

Читайте так же:  Ответы на вопросы на патент

— Какие методы профилактической воспитательной работы практикуются в ВС в сфере немедицинского потребления наркотических средств?

— Основными методами в борьбе с распространением и употреблением наркотиков в Вооруженных Силах Российской Федерации являются, во-первых, воспитательные. Предусмотрены регулярное проведение занятий по общественно-государственной подготовке, а также глубокие по содержанию и разные по форме проведения в вечернее время, выходные и праздничные дни мероприятия воспитательной работы с различными категориями военнослужащих. Организуются их культурный досуг и повседневное психологическое обеспечение личного состава, которые способствуют укреплению его нравственности, физического здоровья, формируют у него здоровые интересы, оптимизм, уверенность в своих силах. Во-вторых, это методы медицинского характера: медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция, осуществляемые в соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
Далее назову гражданско-правовые, административные и уголовные методы.

— Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными?

— Наиболее эффективными методами профилактики употребления наркотиков являются индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими, работа специалистов центров психологической помощи и реабилитации и психологов соединений, воинских частей, а также хорошо организованное воспитание военнослужащих и пропаганда здорового образа жизни.

— Медики считают, что наиболее сложно избавить человека от психологической зависимости от наркотиков. Как в Вооруженных Силах России решается этот вопрос?

— Психологическое сопровождение и поддержка военнослужащих, склонных к употреблению наркотиков, осуществляются психологами соединений, воинских частей совместно с медицинскими работниками, а также специалистами центров психологической помощи и реабилитации в процессе изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, психологической профилактики нарушений воинской дисциплины, психологического просвещения и оказания психологической помощи в ходе повседневной деятельности войск.
В соединениях, воинских частях имеются «телефоны доверия», по которым любой военнослужащий, испытывающий трудности адаптации к армейской службе, личные проблемы физического или психического здоровья, может обратиться за советом и помощью к должностным лицам органов воспитательной работы, специалистам центров психологической помощи и реабилитации и медицинским работникам.

— А кто осуществляет учет и хранение лекарств с наркотической составляющей?

— Составными слагаемыми этой большой проводимой в Вооруженных Силах РФ работы являются также мероприятия по упорядочению учета, хранения и реализации лекарственных средств, содержащих наркотические вещества, в медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Должен отметить, что положительное влияние на профилактику наркомании в армии и на флоте оказывает организация тесного взаимодействия при проведении этой работы с военными комиссариатами, органами военной прокуратуры, МВД, военно-медицинскими учреждениями и различными общественными организациями.
Вместе с тем оснований для самоуспокоенности быть не должно, прежде всего в связи с пессимистическим прогнозом развития наркологической проблемы в обществе (среди молодежи), что наглядно подтверждает и анализ наркообстановки в войсках. До конца весеннего призыва остается всего несколько дней, но уже сейчас мы собираем данные, чтобы на их основе провести всестороннее изучение прибывающего в войска пополнения, для того чтобы вести воспитательную работу в войсках с учетом всех позитивных и негативных моментов. Только так можно с уверенностью говорить, что Российская армия останется зоной, свободной от наркотиков.

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Комплекс мер по предупреждению воинских преступлений

(Нафикова Г. А., Микерин В. А.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 4) Текст документа

КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Г. А. НАФИКОВА, В. А. МИКЕРИН

——————————— Nafikova G. A., Mikerin V. A. Package of measures according to the prevention of military crimes.

Нафикова Гульнара Айдаровна, ведущий консультант сектора юридической работы Министерства по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, преподаватель Казанского филиала МЭСИ, кандидат юридических наук.

Микерин Виталий Александрович, военнослужащий МО РФ, в/ч 90151, выпускник кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) Федерального университета, соискатель ученой степени кандидата юридических наук.

Статья посвящена проблемам военной службы и особенностям ее прохождения. Отсутствие элементарных знаний о порядке прохождения военной службы, о воинских преступлениях приводит призывников, а в последующем и военнослужащих к дисциплинарной или уголовной ответственности. В связи с этим предлагается комплекс мер по предупреждению воинских преступлений через выявление причин воинских преступлений и превентивных мер по их предупреждению.

Ключевые слова: призывник, военнослужащий, преступление, предупреждение, вооруженные силы, дисциплина, воинская обязанность, военная служба, противоправность, уголовная ответственность.

Article is devoted to problems of military service and its passing. Absence ofelementary knowledge of an order of passing of military service, about military crimes bring recruits, and in the subsequent and the military personnel to disciplinary or criminal liability. In this regard, the package of measures according to the prevention of military crimes, through identification of the reasons of military crimes and preventive measures for their prevention is offered.

Key words: recruit, serviceman, crime, prevention, armed forces, discipline, military duties, military service, illegality, criminal liability.

Проблема воинских преступлений сегодня актуальна как никогда. Этот вопрос поднимается уже не первый год. Данные Главной военной прокуратуры (ГВП) свидетельствуют о динамичном росте числа воинских преступлений: в 2010 г. их количество возросло на 16%, а в первые месяцы 2011 г. было совершено свыше 500 насильственных преступлений, в результате которых более 20 военнослужащих получили тяжкие увечья, а двое погибли . ——————————— Преступность забрали в армию // Московский комсомолец. 2011. N 25601.

Главный военный прокурор Военной прокуратуры Российской Федерации С. Н. Фридинский условно делит данные преступления на группы: 1) преступления с целью завладения имуществом; 2) преступления на национальной почве; 3) рукоприкладство командиров. В ГВП заявляют, что знают, отчего так происходит. В росте преступлений на национальной почве винят общество: школа, мама, папа не воспитали ребенка в духе интернационализма. То, что солдаты стали чаще отнимать у своих сослуживцев мобильники и деньги, — тоже следствие их недовоспитания на гражданке. Ну а рукоприкладство участилось из-за того, что воспитательный сегмент в армии сократили, а методы подготовки командиров устарели. Согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации воинской дисциплиной для всех военнослужащих признается строгое и верное соблюдение порядка и исполнение установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил и приказами командиров правил. ——————————— Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (ред. от 14.01.2013) (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749.

Воинская дисциплина сегодня по разным причинам хромает, что в итоге приводит к воинским преступлениям. На наш взгляд, воинские преступления можно рассматривать по уровням противоправности между субъектами. Во-первых, между сержантами и солдатами срочной службы (причина — правовой нигилизм и ощущение вседозволенности). Во-вторых, между военнослужащими срочной службы (причина — отсутствие элементарных знаний об уголовной ответственности и толерантности друг к другу). Необходимо отметить, что работа должностных лиц по предупреждению и профилактике преступлений не всегда эффективна. Наряду с обозначенными преступлениями, еще необходимо отметить рост списка военнослужащих, осужденных за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических веществ. Причинами сложившегося положения дел с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков в частях и подразделениях соединения стали: — слабый контроль со стороны командиров, штабов, других должностных лиц над выполнением требований Приказа МО РФ N 105 от 2008 г. , Директивы МО РФ N 32 от 2000 г. , приказов и директив командующих флотом по предупреждению преступлений, связанных с оборотом наркотиков; ——————————— Приказ Министра обороны Российской Федерации от 06.03.2008 N 105 «О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Директива Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был.

— отсутствие анализа преступлений, соответственно, слабая реакция на возросшее количество преступлений; — слабое знание офицерским составом истинного положения дел в подразделениях, слабый контроль за деятельностью военнослужащих со стороны командного состава и лиц дежурной службы; — низкий уровень индивидуально-воспитательной работы с подчиненными, особенно в звене взвод — рота (батарея), слабая методическая подготовка командиров взводов и рот (батарей) в проведении индивидуально-воспитательной работы и, как следствие, неумение проводить целенаправленную работу по предупреждению и профилактике незаконного оборота наркотиков; — слабая организация работы с личным составом, общественно-государственной подготовки и информирования военнослужащих в подразделениях, слабое использование данных мероприятий в предупредительной работе; — эпизодичность в работе должностных лиц управления соединения и подразделений по профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотических веществ; — ненадлежащее исполнение командирами подразделений обязанностей по поддержанию воинской дисциплины, выполнению требований статей Дисциплинарного устава ВС РФ; — падение авторитета сержантского состава в связи с отсутствием должного подбора и обучения младших командиров в учебных частях; — низкий уровень взаимодействия с сотрудниками федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Анализ практической деятельности командиров штабов по профилактике правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, оказанию конкретной помощи подчиненным подразделениям, имеющим наиболее низкие показатели по состоянию правопорядка и воинской дисциплины, показывает, что не все умеют оперативно оценивать и объективно анализировать обстановку, своевременно применять эффективные предупредительные меры по стабилизации морально-психологического состояния личного состава и осуществлять системный контроль за выполнением отданных распоряжений, в том числе и по обеспечению безопасности военной службы. Среди основных недостатков следует выделить: — формализм в организации и проведении конкретных мероприятий по предупреждению и профилактике преступлений; — неумение, а зачастую просто нежелание командиров, в первую очередь звена рота — взвод, заниматься индивидуально-воспитательной работой с подчиненными; — отсутствие персональной ответственности офицеров управления соединения и частей, начальников служб за состояние дел в подчиненных частях. Рассмотрим более подробно состояние правопорядка и воинской дисциплины личного состава в войсковых частях. Необходимо отметить, что уровень правонарушений соотносится с уровнем преступлений как 1 к 100. Уровень правонарушений на самом низшем пределе, а вот уровень преступлений увеличивается с каждым годом. Классифицируем совершенные преступления: — по видам: нарушение уставных правил взаимоотношений, самовольное оставление части или места службы, неосторожное обращение с оружием, незаконный оборот наркотических веществ, нанесение вреда здоровью; — по категориям участников: солдаты и сержанты по призыву; — по частям (подразделениям). Коэффициент преступлений на 1000 человек составил в 2011 г. — 3,3; в 2012 г. — 2,3. Среди видов преступлений, по которым произошел рост за последний год (в 4 раза), преобладает нарушение уставных правил взаимоотношений. Данные факты свидетельствуют о неустойчивом нервно-психологическом состоянии военнослужащих. В настоящее время 100% военнослужащих, имеющих неудовлетворительную нервно-психологическую устойчивость, прошли дополнительное психологическое обследование у врача-психиатра, находятся на динамическом наблюдении у психологов и медицинского персонала, с ними ежедневно проводятся психико-профилактические мероприятия на базе внештатного пункта соединения, сформированного на основании указаний командиров частей. Все названные факты и данные статистики свидетельствуют об отсутствии логически скоординированных действий и последовательных связей в подготовке молодежи к прохождению военной службы с момента призыва и до первого дня прохождения срочной службы. Для исследования недостатков института подготовки молодежи к прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и выработки комплекса мер по предупреждению воинских преступлений необходимо обратить внимание на эволюцию данного института. Исторически институт подготовки молодежи к прохождению военной службы в Вооруженных Силах
Российской Федерации прошел следующие этапы становления. 1 этап — принятие Закона «О всеобщей воинской обязанности» в августе 1939 г. Данный документ служил постулатом в системе первоначальной подготовки молодежи к защите Родины. ——————————— Закон СССР от 01.09.1939 «О всеобщей воинской обязанности» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. 1939. N 32.

Читайте так же:  Требования к составлению расписания занятий в детском саду

2 этап — принятие Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1972 N 61 «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)» . ——————————— Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1972 N 61 «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)» (утратило силу) // Свод законов СССР. 1990. Т 3. С. 189.

ГТО был положен в основу воспитания школьников, учеников техникумов и высших учебных заведений. Он создал стройную систему физической закалки молодежи, при которой подростки-школьники к 16 годам могли получить значок «БГТО» («Будь готов к труду и обороне»), а к моменту окончания средней школы (к 17 — 18 годам) — значок «ГТО 1-й ступени». Окончившие вуз или техникум, а также прошедшие действительную военную службу, как правило, должны были иметь значок «ГТО 2-й ступени». Комплекс «ГТО 1-й ступени» являлся программой-минимумом для физической подготовки молодежи допризывного возраста . ——————————— Чигринов П. Г. Военно-патриотическое воспитание трудящихся. Минск, 1981. С. 129.

3 этап — принятие Приказа Минобразования РФ от 30.06.1999 N 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» . Приказом был закреплен раздел «Основы военной службы» в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». ——————————— Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1999 N 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. 1999. N 9.

4 этап — Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в ст. 11 закреплена обязательная подготовка гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций согласно Положению о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе . ——————————— Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. 1998. N 63 — 64. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (ред. от 15.06.2009) // Российская газета. 2000. N 8.

Несмотря на длительные исторические связи института военной подготовки, можно отметить, что с учетом современных реалий он сильно устарел и стал достаточно формальным. В правоотношениях, складывающихся между учебным заведением и призывником, отсутствует формально-логическая связь, которая дала бы ему представление о прохождении военной службы в практическом плане, а также не раскрываются юридические особенности ответственности в будущем уже военнослужащих в случае противоправных деяний. Поэтому можно отметить, что определяющую роль в системе правового регулирования играют социальные связи, т. е. те связи, которые порождаются социальными потребностями субъектов общественных отношений. Будучи обусловленными экономическими, политическими, идеологическими и иными отношениями, утвердившимися в обществе на данном этапе его развития, они предопределяют содержание правовых связей в системе общественных отношений. Упорядочивающий характер общественным отношениям правовые связи придают тем, что, образуя юридическую форму социальных связей, активно воздействуют на их содержание и направленность . ——————————— Филимонов В. Д., Филимонов О. В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2007. С. 74 — 75.

С малых лет человек познает гражданско-правовое отношение и в последующем участвует в них. С 14 лет в связи с ограниченной дееспособностью он имеет право осуществлять мелкие бытовые сделки, на практике изучая теоретические основы математики и т. д. Однако если нарушение норм гражданского права не несет серьезных юридических последствий, то уголовно-правовая норма предписывает гражданам под страхом наказания не совершать те или иные деяния. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет. Между призывником и военными органами возникает новый для него вид правоотношений. Данные правоотношения перерастают в правовые связи как определенную форму детерминирующей зависимости между нормой права и результатом ее воздействия на сознание участников складывающихся отношений. В результате формирующихся отношений должно меняться сознание призывника и, как результат, достигаться осознание военнослужащим повышенной ответственности за свои поступки в будущем. Попытаемся определить причины воинских преступлений и превентивные меры по их предупреждению. 1. Социальные кризисные процессы, происходящие в обществе, влияют в первую очередь на детей, подростков, а в последующем на молодежь. Жестокость, насилие, которые сопровождают иногда подростков (в СМИ, в семье, в школе и т. д.), в различных вариациях приводят к агрессивному их поведению. Из-за погони родителей за материальным благополучием, а зачастую просто из-за того, что родители вынуждены много работать, чтобы прокормить семью, дети остаются без должного внимания. Неуклонно растет статистика неполных семей. Результаты исследования С. Л. Таланова показали, что наличие судимых близких родственников негативно влияет на формирование личности: у 27% судимых юношей на момент совершения ими преступления были судимы либо мать, либо отец . ——————————— Таланов С. Л. Социологическое измерение проблемы профилактики преступлений несовершеннолетних в Ярославской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 1. С. 3 — 6.

Существует определенная взаимосвязь неполных семей с делинквентным поведением. К возрасту полной юридической ответственности у подростка не возникает ощущения полной социализации, он не ощущает себя включенным в процессы общества. Как известно, полная дееспособность наступает в 18 лет. Вместе с ней наступает призывной возраст для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 , закрепляются порядок призыва граждан на военную службу и особенности ее прохождения. ——————————— Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. 1998. N 63 — 64. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 13.11.2012) (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534.

2. Как результат — уровень морально-психологического состояния призывника не ориентирован на прохождение военной службы. На военную службу мало кто идет с желанием отдать долг Родине. В большинстве случаев это люди, желающие в будущем строить карьеру в органах государственной власти. 3. Отсутствие базовых практических знаний о прохождении военной службы. Данный факт приводит ко множеству проблем: — совершения преступлений в сфере военной службы; — отсутствия дисциплинированности; — воспитания в обстановке вседозволенности, как следствие — невозможности служить в коллективе; — панибратских отношений с руководящим составом; — неумения, а зачастую и нежелания подчиняться и выполнять приказы; — использования ненормативной лексики в процессе общения с сослуживцами и т. д. Все это приводит к дисциплинарной или уголовной ответственности военнослужащих с вынесением в последующем дисциплинарного взыскания или меры уголовной ответственности. На этом служба молодого бойца приходит к логическому завершению со всеми вытекающими из этого последствиями. А именно — с отбыванием наказания в дисциплинарных воинских частях, наличием судимости, отрицательной характеристикой для трудоустройства после отбывания наказания и т. д. К превентивным мерам по предупреждению преступлений в сфере военной службы можно отнести следующие: 1) введение в школьную программу предмета «Обществознание» — детально разработанного курса, посвященного уголовной ответственности за воинские преступления; 2) привлечение молодежи к участию в патриотических организациях. Цель — участие в военно-патриотических играх типа «Зарница» (проводится на базе воинских частей, училищ), которое дает более полное представление о военной службе; 3) принятие комплексного продуманного механизма реализации ст. 17 «Добровольная подготовка граждан к военной службе» Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который бы отражал не формальный подход к реализации пунктов данной нормы, а реальные возможности претворения их в жизнь. Как следствие — большее распространение занятий военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и т. д.

1. Директива Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был. 2. Закон СССР от 01.09.1939 «О всеобщей воинской обязанности» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. 1939. N 32. 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (ред. от 15.06.2009) // Российская газета. 2000. N 8. 4. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1972 N 61 «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)» (утратило силу) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 189. 5. Преступность забрали в армию // Московский комсомолец. 2011. N 25601. 6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 06.03.2008 N 105 «О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был. 7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1999 N 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. 1999. N 9. 8. Таланов С. Л. Социологическое измерение проблемы профилактики преступлений несовершеннолетних в Ярославской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 1. С. 3 — 6. 9. Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (ред. от 14.01.2013) (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749. 10. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 13.11.2012) (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534. 11. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. 1998. N 63 — 64. 12. Филимонов В. Д., Филимонов О. В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2007. С. 74 — 75. 13. Чигринов П. Г. Военно-патриотическое воспитание трудящихся. Минск, 1981. С. 129.

Приказ мо по наркотикам