Полномочия рф в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Полномочия Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды заключаются в следующем:

Ø Обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

Ø Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

Ø Обеспечение мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

Ø Координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидация их последствий.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» к компетенции Правительства РФ в экологической сфере отнесены:

Ø Реализация государственной экологической политики;

Ø Разработка и реализация федеральных экологических программ;

Ø Установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды;

Ø Установление порядка осуществления государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды на объектах хозяйственной деятельности;

Ø Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и контроль за обеспечением радиационной безопасности;

Ø Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды;

Ø Разработка и утверждение нормативов государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

Ø Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;

Ø Организация и проведение государственной экологической экспертизы;

Ø Определение особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

Ø Ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

Ø Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду.

Ø Установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

Ø Экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

Ø Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

Ø Организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры.

Полномочия субъектов РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Органы исполнительной власти субъектов РФ, помимо осуществления правомочий собственника (соответствующего субъекта РФ) по владению, пользованию и распоряжению земельными и лесными участками, а также водными объектами, находящимися в собственности субъекта РФ, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием, осуществляют также:

  • 1) нормотворческие (регулятивные) полномочия, предполагающие осуществление правового регулирования, установление порядков и процедур, например:
    • – разработка, принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды и природопользования;
    • – установление и утверждение правил (формы, состава и порядка разработки лесных планов субъектов РФ и лесо- хозяйственных регламентов; правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; правил охраны жизни людей на водных объектах), порядков и нормативов (например, нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне, порядков и нормативов заготовки и сбора гражданами древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд);
    • – установление ставок платы (за единицу объема лесных ресурсов, за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта РФ, в целях его аренды; за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов РФ; ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, и порядка расчета и взимания такой платы);
  • 2) правоприменительные полномочия, которые, в свою очередь, можно подразделить:
    • а) на организационные, связанные с организацией и осуществлением деятельности, например:
      • – участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта РФ; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта РФ;
      • – организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории; организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта РФ;
      • – образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; ведение Красной книги субъекта РФ;
      • – участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга водных объектов с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ;
      • – проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, а также мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
      • – осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, а также мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ;
      • – резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ;
      • – организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
      • – предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
      • – выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; регулирование использования объектов животного мира, в том числе установление нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;
    • б) информационные, связанные с обеспечением экологически значимой информацией, в частности участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта РФ;
    • в) контрольные, предусматривающие осуществление контроля за соблюдением законодательства, порядков н процедур, например:
      • – осуществление регионального государственного экологического надзора (в том числе надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
      • – осуществление регионального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, осуществление государственного лесного контроля и надзора;
      • – контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
      • – обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
      • – ведение учета объектов источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор;
      • – утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта РФ), региональный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов;
    • г) координационные, обеспечивающие осуществление взаимодействия и сотрудничества, в частности осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха; участие в деятельности бассейновых советов; участие в выполнении международных договоров РФ в области охраны и использования объектов животного мира.

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

* разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

* обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

* обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

* осуществляет управление федеральной собственностью;

* осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

* осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Читайте так же:  Осаго пакет документов при дтп

* осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Перечисляя основные направления деятельности Правительства РФ, Конституция РФ указывает, что Правительство РФ:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В этой связи Правительством РФ:

утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти;

устанавливается предельная численность работников аппаратов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

устанавливается порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

назначаются на должность и освобождаются от должности заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, утверждаются члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов, а также учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ полномочия данного высшего органа исполнительной власти подразделены на несколько категорий:

полномочия в сфере экономики;

полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

полномочия в социальной сфере;

полномочия в сфере науки, культуры, образования;

полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;

Правительство РФ в пределах своих общих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации,

В сфере экономики Правительство РФ: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования,

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации Правительство РФ: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств.

Компетенция российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Понятие компетенции и полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды и необходимость их разграничения

Под компетенцией понимается предусмотренная правовыми актами возможность того или иного субъекта, прежде всего органа публичной власти, участвовать в регулировании общественных отношений в той или иной сфере путем принятия значимых, обязательных для исполнения другими субъектами решений. В свою очередь полномочия рассматриваются как способ реализации своих компетенционных возможностей соответствующим субъектом. Применительно к сфере природопользования и охраны окружающей среды также необходимо очертить круг компетенции и характер полномочий соответственно Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Говоря о компетенции, следует в первую очередь обратиться к Конституции, ст. 71 которой относит к исключительному ведению Российской Федерации вопросы:

установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

обращения с радиоактивными отходами.

В то же время согласно ст. 72 Конституции большинство вопросов в рассматриваемой сфере относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в том числе:

защита прав и свобод человека и гражданина;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Однако данная конституционная норма не дает четких критериев, в каких случаях и каким образом соответствующая сфера регулируется собственно Российской Федерацией, а когда этим вправе заняться регионы.

В ряде случаев возникает необходимость перераспределения полномочий в сторону как федерального центра, так и регионов. Этим целям служит заключение договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий. Возможность заключения таких соглашений в рассматриваемой сфере прямо допускается ст. 9 Закона об охране окружающей среды.

Компетенция Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Круг правомочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере определяется прежде всего в ст. 71 Конституции, п. «а» которой относит к исключительному ведению России принятие и изменение федеральных законов, в том числе экологического характера, контроль за их исполнением, а п. «е» — установление основ федеральной политики, разработку и реализацию федеральных программ экологического развития Российской Федерации.

Конкретизация компетенционных возможностей России находит свое закрепление в федеральных законах природоохранного блока, среди которых в первую очередь выделяется Закон об охране окружающей среды, ст. 5 которого оставляет за Российской Федерацией вопросы:

объявления и установления правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ; координации и реализации мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

Читайте так же:  Мировой суд судебного участка 6 по советскому району г уфы

установления:

порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды;

порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроля за обеспечением радиационной безопасности;

порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществления;

обеспечения:

охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;

населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

ведения государственного учета:

объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификации в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

организации и проведения государственной экологической экспертизы.

Такого же рода нормы содержатся также в ст. 3 Закона об особо охраняемых природных территориях, ст. 4 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ст. 5 Закона об экологической экспертизе, ст. 5 Закона об отходах производства и потребления, ст. 9 ЗК, ст. 24 ВК и в ряде других законодательных актов федерального уровня.

К сказанному следует добавить, что отмеченные выше и иные компетенционные правомочия реализуются высшими государственными органами РФ, исходя из их роли, закрепленной в Конституции и некоторых законодательных актах.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Правительство Российской Федерации:

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

Правительство Российской Федерации:

Участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

Разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

Осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

70. Порядок формирования и состав Правительства России.

Состав Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах

Формирование нового состава Правительства РФ происходит в следующих случаях:

Когда прошли выборы нового Президента или он переизбран на второй срок, и прежнее Правительство сложило свои полномочия;

Если Президент принял решение об отставке Правительства (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ);

Когда само Правительство ставит вопрос об отставке, либо Государственная Дума выражает недоверие Правительству и Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (ч. 1,3,4 ст. 117 Конституции РФ).

В формировании Правительства РФ участвуют два органа: Президент РФ и Государственная Дума. Формирование Правительства начинается с назначения его Председателя. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ). Стабильность и последовательность политики Правительства обеспечивается поддержкой большинства в парламенте.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (п. «д»ст. 83 и ч. 2 ст. 112 Конституции РФ).

Особая роль Президента РФ отражена в порядке назначения руководителей ряда федеральных органов. Согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 12 и 32) глава государства непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с этим он утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав

Лекция 1. Государственная система управления охраной окружающей среды и природопользованием

К настоящему времени сложилось определенное представление о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также о системе органов, его осуществляющих. Глава 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» называется «Основы управления в области охраны окружающей среды», а регламентирует полномочия не только управленческие, но и сугубо законотворческие.

Другие ученые придерживаются точки зрения, что управление – это функция органов исполнительной власти, что, собственно, вытекает из теории административного права, а потому осуществлять его могут только органы, относящиеся к этой ветви власти. В дальнейшем управление нами рассматривается исключительно как функция органов исполнительной власти.

Говоря о системе органов, осуществляющих управление в рассматриваемой сфере, следует классифицировать эти органы исходя из задач, выполняемых ими, на две самостоятельные группы, получившие в теории экологического права название органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции можно отнести Правительство РФ, высших должностных лиц государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Ст. 11 Федерального закона «О животном мире» устанавливает, что государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляет помимо названных органов еще и Президент РФ. В настоящее время управленческая функция главы государства сводится, как правило, к утверждению системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (о чем говорилось в предыдущей лекции), которые, собственно и являются органами специальной компетенции, в том числе и в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно на органы специальной компетенции выпадает основной объем управленческих функций в рассматриваемой сфере, например, проведение государственного мониторинга окружающей среды и ее отдельных объектов, ведение государственных кадастров природных ресурсов, осуществление государственного экологического контроля и контроля за охраной и использованием конкретных природных ресурсов, организация государственной экологической экспертизы, информирование населения о состоянии окружающей среды и ряд других.

Большинство законодательных актов, имея ссылки на специально уполномоченные государственные органы (федеральные органы исполнительной власти), осуществляющие управление по тому или иному вопросу, не называют такие органы. Это обосновано, поскольку опыт 1990-х гг., да и проводимая сегодня активными темпами административная реформа показали, настолько недолговечным может быть существование отдельных федеральных органов исполнительной власти в экологической сфере. Тем не менее, анализ действующего законодательства позволяет вычленить органы специальной компетенции.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.1998 № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» и с учетом утвержденной Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 Структуры федеральных органов исполнительной власти к таковым в настоящее время отнесены:

— Министерство природных ресурсов Российской Федерации;

— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

— Федеральное агентство водных ресурсов;

— Федеральное агентство лесного хозяйства;

— Федеральное агентство по недропользованию;

— Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

— Федеральное агентство по рыболовству;

— Федеральное агентство по сельскому хозяйству;

— Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Полномочия и специализация названных органов в области охраны окружающей среды и природопользования определяются положениями об этих органах и будут кратко рассмотрены в настоящей лекции.

На региональном уровне субъектами Российской Федерации также могут создаваться специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, полномочия которых закрепляются в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Задачи, классификация и объекты охраны окружающей среды. Главные задачи охраны окружающей природной среды (ООПС) – рациональное использование природных ресурсов, защита природы от загрязнения, сохранение биологического разнообразия – легли в основу понятия ООПС. ООПС есть система научных знаний и комплекса государственных международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и восстановление природных ресурсов, на сохранение биологического разнообразия, на защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения, для создания оптимальных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей нынешних и будущих поколений.

Различают следующие формы охраны окружающей среды (ООС):

1) народная ООС зародилась в первобытнообщинном строе и существует в слаборазвитых странах;

2) государственная ООС возникла в период рабовладельческого строя. В настоящее время это основная форма ООС в большинстве государств;

Читайте так же:  Жалоба на автобусы образец

3) общественная ООС образовалась в XX веке в эпоху капитализма как важное дополнение к государственной форме ООС;

4) международная ООС также возникла в XX веке и ставит своей целью сохранять усилиями ряда государств находящиеся и не находящиеся на их территории и пересекающиеся в процессе миграции природные ресурсы (рыбы, стада, дичь и др.). Международная ООС реализуется межгосударственными соглашениями и находится под контролем государств.

Используя понятие «окружающая среда» (ОС), следует иметь в виду среду, окружающую человеческое общество, а не отдельного человека, и только природные объекты среды, а не социальные вещи и людей. Часто, чтобы подчеркнуть природоохранный аспект проблемы, употребляется термин «охрана природной среды» (ОПС).

Согласно ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» объекты ООС делятся на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы.

Рис. 1. Земельный фонд России (по В. В. Петрову, 1996)

Природные объекты – это земля, недра, вода, леса, животный мир, воздух.

Земля в юридическом значении – это плодородный слой почвы. Земельный фонд Российской федерации составляет 1707 млн. га (рис. 1). Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ, принятый в 2001 году.

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр головной закон РФ «О недрах» (1992 г.). В охране недр много сложных и неразрешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного сырья, утилизация отвалов пород и др.

Вода в законодательстве определяется как ограниченный природный ресурс: реки, озера, моря, океаны, подземные источники, ледники (рис. 2). Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ, принятым в 1995 году.

Рис. 2. Структура водного фонда и водопользования России (по В. В. Петрову, 1996)

Леса – это совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности на землях лесного фонда. Они выполняют многообразные экологические, культурно-оздоровительные и экологические функции: почвозащитные, климатообразующие, водоохранные, рекреационные, лечебные, эстетические. Охране лесов посвящены Основы лесного законодательства РФ (1993 г.).

Животный мир – все живые организмы от низших до высших форм. Федеральный закон РФ «О животном мире» (1995 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

Атмосферный воздух – это, по существу, среда, которая окружает человека. Охрана атмосферного воздуха регулируется законом об охране атмосферного воздуха, принятым в 1999 году.

Природные ресурсы – источники потребления природы человеком. Относительно ресурсов используется термин рациональное природопользование. Ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые (рис. 3).

Рис. 3. Классификация природных ресурсов

Природные комплексы – территории, на которых функционируют несколько природных объектов, находящихся под охраной закона. К ним относятся и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, лесопарки, редкие ландшафты.

Человек – составная часть природы, что делает его непосредственным и главным объектом охраны. Человек рассматривается Законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.) и как субъект воздействия на окружающую природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями.

Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции). На правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ координации деятельности всех органов в области ООС, образования и использования внебюджетного экологического фонда, установления порядка платы за природопользование, обеспечение населения экологической информацией (рис. 4).

Рис. 4. Органы управления РФ в области охраны окружающей среды

По Конституции РФ природопользование, ООПС, обеспечение экологической безопасности составляет совместную компетенцию Федерации и субъектов федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно подразделить на семь комплексных групп:

1. Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования ООПС и обеспечение экологической безопасности.

2. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

5. Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем.

6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7. Международное сотрудничество.

Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры, разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные и исполнительные органы федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах представляемых ими административно-территориальных образований (областей, краев и т. д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов и их уровней.

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительно федеральную собственность. Это определяет объем предоставленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся, соответственно, в ведении Федерации, субъектов Федерации или местных органов.

Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдаются исполнительным органом Федерации. Такие же права принадлежат краевым, областным органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности.

Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.

Существует также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» всего пять вопросов относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа:

— определение основных направлений экологической политики; утверждение государственной экологической программы; определение правовых основ регулирования природных отношений; определение полномочий в области охраны окружающей природной среды и порядка организации и деятельности органов управления в данной области;

— установление режима в зонах чрезвычайной экологической ситуации и в зонах экологического бедствия.

Также определяется компетенция представительных органов республик в составе РФ (областей), городов и районов. К их ведению относится следующее:

— утверждение программ по рациональному использованию и охране окружающей среды;

— создание экологических фондов и определение порядка предоставления земельных участков;

— объявление на своей территории природных объектов памятниками природы;

— принятие решений об образовании и деятельности природоохранных инспекций.

В соответствии с законом о местном самоуправлении городские и районные представительные органы власти имеют следующие полномочия:

— разрабатывают порядок охраны и использования природных ресурсов;

— запрещают проведение на подведомственной им территории мероприятий, которые могут быть неблагоприятными по своим экологическим последствиям;

— выносят решения о прекращении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных или строительных норм на подведомственной территории;

— объявляют природные объекты местного значения памятниками природы, если они имеют экологическую, историческую или научную ценность и определяют режим их охраны.

Некоторые полномочия в области охраны окружающей среды принадлежат сельским и поселковым представительным органам:

— установление на подведомственной территории порядка и условий размещения предприятий, которые не являются муниципальной собственностью;

— остановка строительства или прекращение эксплуатации объектов, если выявлены нарушения экологических и санитарных норм;

— запрещение на подведомственной территории проведения мероприятий, ведущих к неблагоприятным экологическим последствиям.

При этом последние меры могут осуществляться на основании заключения санэпидемстанции или комитета по охране окружающей природной среды.

Представительные органы в области всех рангов вправе рассматривать и другие вопросы, которые относятся к компетенции исполнительных органов, если на этот счет есть требования населения, депутатов или общественных организаций.

В то же время они могут делегировать свои полномочия в области ООПС исполнительным органам власти для решения конкретных вопросов. Например, о приостановлении деятельности предприятия, нарушающего экологические и санитарные нормы, или о запрещении проведения мероприятий, которые являются экологически вредными.

Представительные органы могут приостановить решения исполнительных органов власти, если они противоречат экологическим требованиям охраны окружающей среды.

В то же время администрация вправе обратиться в суд и обжаловать принятые решения, если она не согласна с мнением представительных органов власти.

Полномочия рф в сфере природопользования и охраны окружающей среды