Какие требования прописаны в фгос

ФГОС в начальной школе

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. В чем отличие новых стандартов?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:
— требований к результату образования,
— требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
— требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

— личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
— метапредметные (умение учиться),
— предметные умения.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

— любящий свой народ, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Основная образовательная программа начального общего образования школы определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

Напоминаем, что к аждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе:

в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

в 1 классе — 33 учебные недели;

во 2–4 классах — 34 учебные недели.

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеТроицко-Урайский детский сад «Колосок» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Визитная карточка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 октября 2013 г. N 1155

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299);

от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

ФГОС ДО — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года. Этому предшествовала следующая работа: 1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО; 2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями. Что же обсуждалось рабочей группой? — требования к программе; — требования к условиям; — требования к результатам социализации.Перед разработчиками возникли следующие вопросы: 1) Не является ли Стандарт риском для системы образования? 2) В чем уникальность Стандарта? 3) Каковы будут результаты? 4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения; 5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь?

Чего ждут от Стандарта: В О С П И Т А Т Е Л И -Обеспечения безопасности; -Толерантного отношения со стороны родителей; -Снижение документооборота; -Больше доступных образовательных программ; -обучение счету и письму должно быть в школе; — желание обучаться – курсы ПК

Читайте так же:  Системные требования assassins creed brotherhood

Р О Д И Т Е Л И — за раннее и ускоренное развитие; — за образование отвечает государство; — главное – здоровье детей; — кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО: 1) Закон «Об образовании РФ»; 2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан в следующих документах: 1) Конвенция о правах ребенка; 2) Закон об образовании РФ; 3) Конституция РФ. 4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг» Закон об образовании РФ предусматривает: 1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право. 2) Обнародование Стандарта в 2013 году. 3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года; 4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО; 5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня); 6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций; 7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей. Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг. ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) . До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства: -обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания); 2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.) 3) развивающая предметно-пространственная среда; 4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО? Ф Г Т 2 группы требований: — к структуре ООП; — к условиям реализации ООП; -4 направления развития; — 10 образовательных областей; 80%- обязательная часть программы; 20% — вариативная

ФГОС ДО 3 группы требований — к структуре ООП; — к условиям реализации ООП; — к результатам освоения ООП 5 образовательных областей: Физическое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное); Речевое развитие 60%- обязательная часть программы; 40% — вариативная

Нестандартный «Стандарт» ФГОС ДО 3 группы требований -к структуре ООП; -к условиям реализации ООП; -к результатам освоения ООП В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия — это социальная ситуация развития ребенка — сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы — Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований: 1) Пространственно-временные — пространство и игрушки; 2) Социальные — система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; 3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. Главное условие – численность детей в группе. Какие же требования предъявляются к условиям: 1) Психолого-педагогические; 2) Кадровые; 3) Материально-технические; 4) Финансовые; 5) К предметно-развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года. Оценка профессиональной деятельности педагога: — динамика развития интегративных качеств педагога; — положительное отношение ребенка к детскому саду; -высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы: Основной результат – это социализация детей. 1) Результат социализации; 2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов — личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка. Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:

1) Педагогический процесс; 2) Условия (социальная ситуация развития); 3) Педагогические кадры. Естественно, что, несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП. ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО. ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам. ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы — должна быть возможность выбора.

Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре. Авторы Примерных ООП должны разработать и представить: 1) Варианты сетки занятий; 2) Парциальные программы; 3) Формы планирования; 4) Режим дня жизнедеятельности; 5) Методическое обеспечение; 6) Учебный план; 7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО 1) Разработана и утверждена ООП ДОО; 2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО; 3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО; 4) Определен перечень парциальных программ; 5) Разработаны локальные акты; 6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами; 7) План методической работы к введению ФГОС ДО; 8) Осуществлено повышение квалификации педагогов; 9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке:

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований: • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования; • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т.е. главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа — к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера. Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. А чем с ними заниматься?

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Читайте так же:  Приказ по форме т-2

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Какие требования прописаны в фгос

В общем виде содержание любого образования отражено в стандартах всех уровней и ступеней образовательной системы, разрабатываемых по заказу правительства научными и общественными организациями системы образования.

Что же такое «стандарт»? Так, в словаре Ожегова С.И., стандарт – это «образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержавший в себе соответствующие сведения» [3]. Опираясь на данное определение, под стандартами можно понимать некую форму, которую можно наполнить определенным содержанием.Если содержание данной рамке не соответствует, то его края или центр можно изменить так, чтобы оно стало отвечать требованиям.

Впервые формулировка понятия «федеральный государственный стандарт» появилась вФедеральном законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (редакция 2012 года).

В нем дается следующее определение: федеральный государственный стандарт (ФГОС) — это «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [2].

С 2011 года начальная школа перешла на реализацию ФГОС НОО, а с 2015 года на новые стандарты переходит основная школа, и к 2020 году на ФГОС должна перейти средняя школа, ВПО перешло на новый ФГОС в 2011 году.

ФГОСы, согласно ФЗ от 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», обеспечивают: «единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения» [2]. Поэтому основной целью общего образования, согласно ФГОС, становится воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Следовательно, основным результатом образования являетсяобразованный выпускник, обладающий такими качествами гражданина России: патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный на результат, уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения человек.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОСНП) опираются на системно-деятельностный и компетентностный подходы, ориентированы на достижение определенных компетенций. Под «competence» принято понимать — «знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать);знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);знание как быть, под которыми авторы российской интерпретации понимают ценности «как неотъемлемую часть способа восприятия и жизни с другими людьми в социальном контексте» [1].

Реализация ФГОС, конечно же, возложена на педагогов. Однако насколько педагоги готовы перейти на реализацию ФГОС, в настоящий момент нет полной ясности. Причинами тому является, во-первых, то, что подготовка педагогов, работающих в образовательных учреждениях осуществлялась в несколько иных условиях, по другим требованиям. Поэтому требуется дополнительная подготовка, а в некоторых случаях и более глубокая переподготовка. Во-вторых, даже если и проводить такую подготовку, то специальных, всеообщих и обязательных однотипных образовательных программ по подготовке педагогов к реализации ФГОС не существует. Единственным выходом являются краткосрочные курсы в рамках плановых курсов повышения квалификации, если они соответствуют названной проблематике.

Третье – можно ли учесть потребности, уровень психолого-педагогической готовности педагогов к переходу на ФГОС в системе общего образования?

В нашем исследовании нас интересовал в первую очередь вопрос — насколько готовы учителя естественно-научного цикла к реализации ФГОС?

В соответствии с требованиями ФГОС ОО к выпускнику в процессе обучения и воспитания в его «личном портфеле достижений» должны быть представлены результаты в рамках личностных, метапредметных и предметных успехов.

Что же заложено в требования ФГОС? Так, например, предмет биология, согласно ФГОС ООО,должен обеспечить формирование следующих предметных результатов:формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития,исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека — для развития современных естественно-научных представлений окартине мира [5].

Кроме того,обозначено формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости[5].

В процессе обучения выпускник должен овладеть понятийным аппаратом биологии; приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде[5].

У него нужно сформировать представления о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования,защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; создать условия для освоения приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними[5].

У выпускника необходимо сформировать основы экологической грамотности, включающие способность оценивать последствия деятельности человека в природе,определять влияние факторов риска на здоровье человека,выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих и осознавать необходимостьдействий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний растений и животных [5].

Анализ содержания ФГОС по циклудругих естественно-научных предметов основной школы показывает, что в них присутствует один или два предметных экологической направленности результата, а в биологии все предметные результаты содержат экологическую составляющую. При этом в предметных результатах по биологии не упомянуты важные составляющие биологической науки, такие как клетка, организм, зоология беспозвоночных и позвоночных животных, человек, эволюция. В целом среди предметных результатов биологии не прописаны результаты, непосредственно относящиеся к биологии. Так, например, в уровневой организации жизни рассматривается экосистемный уровень, относящийся к экологии, и не рассматриваются чисто биологические уровни, такие как молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, предшествующие экосистемному.

К биологическим результатам отнесено проведение экологического мониторинга в окружающей среде, однако данный результат является комплексным, и его не корректно относить только к биологическому. Включен в биологические результаты динамический, чисто экологический показатель – изменение экологического качества среды. Предложен и такой результат, как формирование экологической грамотности (приведены при этом большей частью экологические механизмы регулирования отношений с природой). Возникает закономерный вопрос, а почему не биологической грамотности, так как результат-то должен быть биологический. Поэтому напрашивается мысль о том, что данные результаты являются предметными результатами экологии.Проблема совсем не праздная, так как притягивает за собой содержательный компонент подготовки работающих в школах педагогов к реализации данного ФГОСа, которые по некоторым аспектам экологической подготовки не готовы полностью, так как в свое время этому не обучались. Что касается бакалавров-педагогов – экологов и биологов, во ФГОСе подготовки которых заложено данное содержание, то только в 2015 году первый их выпуск заканчивает обучение в вузе, и они не смогут обеспечить потребность школы всей страны в новом поколении учителей.

С целью снижения остроты возникшей проблемы в Курганской области на базе Курганского государственного университета с 2015 года реализуется программа «Комплексный подход в естественно-научном образовании в условиях перехода на ФГОС основного общего образования».В ее реализации приняли участие 25 учителей биологии. Однако это малая доля от всех учителей биологии области. Следовательно, большинство учителей области к реализации ФГОС переходят без всякой подготовки к этому.

В исследовании приняли участие педагоги с разным стажем работы, от 1 года до 40 лет. У педагогов был оценен содержательно-целевой компонент их методической работы. Оценка данного компонента проводилась по направленности уровня мотивации деятельности педагогов, глубины, широты познания, а также осознанности содержания предметного образования.

Проблема, с которой мы столкнулись при проведении курсов, – это умение педагога воспользоваться свободой отбора содержания обучения. Ее основание заложено в самом механизме реализации ФГОС. Во ФГОС прописаны требования к условиям его реализации и к результату, это его отличает от ГОСа. В ГОСе прописан обязательный минимум содержания образования. Учитель в своей предыдущей деятельности ориентировался на ГОС и руководствовался им в контексте выстраивания содержания своего предмета. Новые условия позволяют учителю более свободно отбирать содержание предмета. Однако возникает вопрос: насколько учитель готов самостоятельно отобрать это содержание? Учителю, с одной стороны, согласно ФГОС представляется больше свободы в выборе содержания, методов, приемов, средств для его реализации с целью формирования предметных, метапредметных и личностных результатов выпускника. Педагог разным содержанием и методическими приемами может добиваться образовательных результатов учеников. И этому способствует разнообразие образовательных программ и соответствующих им УМК. Внастоящее время уже существует ряд авторских линий учебников по биологии: Пономаревой И.Н., Пасечника В.В., Сонина Н.И., Сухоруковой Л.Н., Никишова А.И. и др. В некоторых появившихся учебниках трудно проследить новшества, которые бы отражали особенности нового содержания, которое соответствовало бы ФГОС.

Читайте так же:  Пособие на ребенка до 1 5 лет сумма

Свобода свободой, права правами, однако внешнюю оценку знаний учеников по предметам никто не отменял. Следовательно, при отборе содержания предмета учителю необходимо ориентироваться на минимум содержания образования, а оно не прописано нигде, и педагог не имеет той «шпаргалки», на которую мог бы опереться. Следовательно, ему можно ориентироваться лишь на собственную логику и умение самостоятельно отбирать содержание как предмета в целом, так и каждого занятия.

При проведении занятий в рамках курсового повышения квалификации нами было выявлено, что педагоги со стажем работы от 31 до 40 лет при отборе содержания предмета, учебной информации ориентируются на ее изложение в учебных программах, разработанных центральными методическими комиссиями, учебниках, методических разработках. То есть базовыми являются два компонента знаний (знание предмета и знание методики преподавания).

Педагоги со стажем работы до 20 лет при отборе содержания пользуются также программами, учебниками, методическими пособиями, а также учитывают психологические особенности усвоения предмета, знания особенностей взаимоотношений педагога с учащимися и учащихся между собой, знания сильных и слабых сторон собственных знаний, навыков, умений. Следовательно, принципиальное отличие педагогов с разным стажем работы — в отборе и учете психологических компонентах системы знаний.

Различия в системе знаний педагогов, имеющих разный стаж работы, основываются на уровне сформированности положительной мотивации к получению знаний, под влиянием которой изменяется вся система знаний (рис. 1).

Рис.1. Характеристика параметров владения современным содержанием биологического образования педагогами с разным стажем работы

Достаточно высокий уровень сформированности психологических компонентов знаний позволяет педагогу переконструировать всю систему ранее приобретенных знаний и перекодировать новые знания. Такие педагоги лучше готовы к переходу на ФГОС.

Для педагогов с большим стажем работы характерен низкий уровень оценки значимости педагогических требований, прописанных во ФГОС ОО, и необходимых для его решения знаний, навыков и умений. Для них же характерен низкий уровень самооценки собственных знаний и умений. Напротив, у педагогов со стажем работы до 30 лет уровень оценки значимости педагогических требований, прописанных во ФГОС,иной. Так, для педагогов со стажем работы до 20 лет характернаболее высокая оценка значимости педагогических требований ФГОС и высокий уровеньзнаний, навыков и умений, необходимых для его реализации. Педагоги со стажем работы до 30 лет характеризуются средним уровнем оценки значимости ФГОСа и аналогичным уровнем владения знаниями, умениями и навыками его реализации.

В целом результаты исследования показывают, что группа учителей, проработавших от 11 до 20 лет, характеризуется большей выравненностью таких показателей, как широта познания и осознанность отбора содержания учебного предмета. Они лучше готовы к реализации ФГОС ООО по сравнению с педагогами, имеющими больший и меньший стаж работы. Педагоги с малым педагогическим стажем, имея более широкие и глубокие современного уровня знания, не приобрели еще умений и навыков их отбора, дозирования, оценки значимости для усвоения учащимися. Учителя с очень большим стажем педагогической деятельности, безусловно, на высоком методическом уровне владеют методами и приемами «традиционной» методики, но не всегда ориентируются в достаточной мере в огромном мире современной информации и настороженно относятся к инновациям в методике, особенно по части отбора значимого для современного выпускника школы содержания предмета.

Другой проблемой в этом аспекте является психология познания.Педагогамсогласно ФГОС необходимо в процессе самостоятельного изучения учащихся выявитьих специфическую чувствительность к способу познания, накапливатьэти знания и затем вооружать этими знаниями самих учащихся в целях побуждения их к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. В этом плане всем педагогам требуется специальная подготовка.

В целом поднятые в данной статье проблемы являются только видимой частью «айсберга» готовности педагогов к реализации ФГОС ООО. И уже эти проблемы, их острота показывают необходимость серьезной подготовки педагогов.

Статья подготовлена в рамках проекта по выполнению государственного задания № 2565 «Культура безопасности населения региона: стратегический и технологический аспекты организации мониторинга и снижения социально-экологических и этнокультурных рисков».

Рецензенты:

Моисеева Л.В.,д.п.н., профессор, зав.кафедрой методики преподавания естествознания в начальных классах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург;

Савиных В.Л.,д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г.Курган.

ФГОС дошкольного образования в 2016 году: что изменилось?

Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса.

Образовательная система далека от идеала. И причиной этому являются множество факторов. С одной стороны, на законодательном уровне не всегда утверждаются действительно эффективные программы и методики обучения. С другой же, в самих образовательных учреждениях остаются актуальными следующие проблемы:

  • Некомпетентность педагогов. В детских садах работает множество людей, которые не являются педагогами по призванию. Как следствие — отсутствие должной мотивации, что приводит к халатному отношению к своим рабочим обязанностям.
  • Неспособность руководства грамотно организовать учебный процесс. Как минимум — выбирается неэффективная программа обучения, которая не обеспечивает гармоничного развития дошкольников в динамике.
  • Разнообразие типов учреждений, занимающихся дошкольным образованием. Разные подходы к обучению, обеспечивающие разные результаты.

В связи с имеющимися проблемами в области дошкольного образования был разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Актуальную версию ФГОС дошкольного образования на 2016 год вы можете скачать здесь.

Каким должно быть дошкольное образование?

В общих положениях закона о принятии ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, согласно которым:

  • Ребенок должен полноценно проживать все этапы детства — младенческий, ранний и дошкольный возраст. На каждом этапе важно динамическое развитие.
  • Процесс обучения и вся образовательная деятельность в целом должна строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Особенностью данного подхода также является то, что ребенок сам принимает активное участие в содержании образовательного процесса.
  • Ребенок — полноценный участник образовательных отношений. Исходя из этого, между детьми и взрослыми (педагогами) должно быть полное содействие и сотрудничество.
  • Во всех видах деятельности должна поощряться инициатива детей.
  • Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны сотрудничать с семьёй.
  • Детей дошкольного возраста необходимо активно приобщать к социальным и культурным нормам, а также к семейным и общественным традициям.
  • Процесс обучения следует организовывать таким образом, чтобы у ребенка формировался познавательный интерес к различным видам деятельности.
  • Условия, требования и методы дошкольного образования должны соответствовать возрасту детей и особенностям их развития.

Идеальная реализация дошкольного образования заключается в следующем: ребенок должен получить гармоничное всестороннее развитие с учётом его индивидуальных особенностей, при этом каждый этап обучения должен вызывать интерес.

Цели введения ФГОС дошкольного образования

Закон об утверждении единого государственного стандарта в сфере дошкольного образования предъявляет четкие требования к структуре и содержанию образовательной программы и её объёму. Также в положениях ФГОС прописаны требования к профессиональной компетенции сотрудников образовательных учреждений. С помощью федерального стандарта предполагается достижение следующих целей:

  • Повысить социальный статус дошкольного образования.
  • Предоставить равные возможности абсолютно для каждого ребенка в получении качественного образования.
  • Обеспечить реализацию государственных гарантий относительно уровня и качества дошкольного образования. Разработка единых требований к построению и реализации образовательных программ.
  • Повышение уровня дошкольного образования на всей территории РФ.

Это общие цели, направленные на соблюдение нормативных требованиях в сфере образования. Если же говорить о практическом значении ФГОС и его пользе непосредственно для детей, стандарт призван решать следующие задачи:

  • Оберегать и укреплять здоровье детей (как физическое, так и психическое), заботиться об эмоциональном благополучии ребенка.
  • Независимо от национальной принадлежности, социального статуса и физиологических особенностей ребенка, обеспечить равные условия полноценного развития.
  • Качественно подготовить ребенка к последующим уровням образования.
  • Интеграция воспитания в процесс обучения, основываясь на духовных, нравственных и социокультурных ценностях.

ФГОС дошкольного образования 2016: изменения и дополнения

В целом положения федерального стандарта, принятого в 2013-м году, существенно не изменились. Однако внесены некоторые дополнительные требования касательно содержания образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы должны обязательно включать в себя:

  • Планируемые результаты для освоения учебного курса;
  • Содержание учебного предмета;
  • Тематический план, в котором следует указать количество часов на изучение конкретной темы.

Подобные изменения коснулись также рабочих программ, рассчитанных на внеурочную деятельность.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция «Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».

Какие требования прописаны в фгос