Требования качеству сточных вод

Экология СПРАВОЧНИК

Требования к качеству сточных вод, спускаемых в водоемы

Основные требования к качеству спускаемых в водоемы сточных вод имеют целью обеспечить такую степень чистоты воды водоемов, которая позволяет использовать эти водоемы для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения, а также для рыбного хозяйства. Предельно допустимая концентрация различных веществ в водоемах регламентируется соответствующими правилами.[ . ]

Расчет ведется на случай наиболее неблагоприятного соотношения между количеством сточных вод 0,4 или и0 0,2 мм!сек.[ . ]

Очевидно, что в тех случаях, жогда концентрация рассматриваемых веществ в водоеме выше места выпуска в .него сточных вод равна .предельно допустимой концентрации (С0 = = СП.Д), концентрация этих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать предельно допустимую величину, т. е. Сст = Сп.д. Очевидно также, что если в створе сосредоточенного берегового выпуска сточных вод, когда 7 =0, а п— 1 [по формуле (11.9)], превышение величины Сп.д .недопустимо, концентрация токсичных веществ в сточной жидкости также не должна превышать Сп.д.[ . ]

Требования к качеству очищенных вод и условия их сброса в водоемы

Требования к эффективности очистки сточных вод определяются общим состоянием природной среды и, в частности, качеством воды в водоемах и водотоках. Самоочищение водоемов возможно в условиях незначительного загрязнения легкоразлагаемым органическим веществом, при рассредоточенных выпусках сточных вод.

Для оценки самоочищающей способности достаточно знать санитарно- гигиенические показатели, определить разбавление сточных вод, изучить кислородный режим водоема. Однако, при современных масштабах загрязнения водной среды, высокой плотности распределения его источников, увеличении количества и номенклатуры загрязняющих веществ проблемы самоочищения водоемов существенно обострились.

Понятие «самоочищение» подразумевает совокупность физических, химических, биологических и других процессов, приводящих к восстановлению качества воды до уровня, соответствующего водоемам и водотокам, не подвергающимся загрязнению. В конечном счете, самоочищение — часть общеприродного процесса трансформации вещества и энергии, при котором происходит распад загрязняющих веществ до со-

единений, включаемых в круговорот вещества и энергии в биосфере. Если происходит снижение концентрации загрязнений в результате простого разбавления, переноса в другие районы акватории и т.п., то это нельзя считать самоочищением. Полвека назад перед сбросом в водоем достаточно было понизить концентрацию взвешенных органических веществ при отстаивании и провести обеззараживание сточных вод. В период активного развития промышленного производства возросла антропогенная нагрузка на водные объекты, соответственно ужесточились требования к сбросу токсикантов. В настоящее время перечень веществ, имеющих ограничение концентрации при сбросе в водоем, насчитывает более 1300 наименований. Предъявляются требования к удалению биогенных элементов, главным образом азота и фосфора. Основными документами, определяющими требования к качественному и количественному составу очищенных вод, являются:

— СанПиН 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнений»;

— СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;

— «Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов»,

ГОСТы «Охрана природы. Гидросфера».

«Санитарные правила и нормы» служат для предупреждения загрязнения водных объектов, устанавливают гигиенические требования и нормативы качества поверхностных вод, регламентируют различные виды хозяйственной деятельности, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на качество воды в водоемах.

Водоемы и водотоки, предназначенные для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, считаются загрязненными, если показатели состава и свойств воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной и бытовой деятельности человека и стали частично или полностью непригодными для пользования населением. Пригодность поверхностных вод для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового использования определяется их соответствием требованиям и нормативам, изложенным в «Санитарных правилах и нормах».

«Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов» включает более 900 наименований веществ. Требования, предъявляемые к воде рыбохозяйственных водоемов значительно жестче, чем для водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового использования.

Так, например, ПДК для водоемов хозяйственно-питьевого использования по азоту аммонийному составляет 2 мг/л, а для воды рыбохозяйственных водоемов — 0,4 мг/л; по хлоридам — 350 и 300 мг/л, соответственно и т.д.

К первой категории водоемов рыбохозяйственного использования относятся водные объекты, предназначенные для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, особо чувствительных к концентрации кислорода. Ко второй категории — использование водных объектов для других рыбохозяйственных целей. Требования к условиям отведения сточных вод в поверхностные водоемы рас-

— существующие выпуски производственных, хозяйственно-бытовых сточных вод;

— воды поверхностного стока с территорий населенных мест и производственных объектов;

— сточные воды отдельно стоящих жилых домов и производственных зданий и т.п.;

— все проектируемые выпуски сточных вод.

Учитывая, что большинство водоемов в Российской Федерации в настоящее время отнесено к рыбохозяйственным, то при разработке технологий очистки сточных вод, приходится ориентироваться на более жесткие требования, предъявляемые к этой категории водоемов. Следует отметить, что в России по сравнению с другими странами к качеству очищенных сточных вод предъявляются наиболее высокие, часто чрезмерные требования.

В условиях высокой загрязненности большинства водоемов России, согласно требованиям нормативов на сброс, очищенная сточная вода должна быть зачастую чище питьевой. Вместе с тем реальность такова, что в реки и другие водные объекты ежедневно продолжают поступать значительные объемы полютантов.

Мало вероятно, что ситуация в области водопотребления кардинально изменится в ближайшие годы. Решение насущных задач требует серьезных финансовых вливаний, которые, к сожалению, не выделяются в нужном объеме.

Выбор метода очистки воды всегда является сложной оптимизационной задачей и базируется на удовлетворении не только технологических, но и экономических критериев. Требования к качеству очищенных сточных вод должны базироваться на соответствии экологической необходимости, экономической целесообразности и технологических возможностей.

Как известно, для осуществления полной биологической очистки сточных вод при удалении основных загрязнителей на 95% необходимы практически такие же затраты, как для глубокой очистки с удалением еще 10-12% загрязнений, то есть эффективность инвестиций в строительство сооружений глубокой очистки на порядок ниже, чем в строительство сооружений полной биологической очистки. При разработке и проектировании очистных сооружений, важно правильно направить и без того ограниченный поток финансовых средств. Все решения должны быть обоснованы предварительными технико-экономическими расчетами

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ СТОЧНЫХ ВОД

Автономные системы канализации обслуживают одноквартирный жилой дом в городской или сельской местности или усадьбу с надворными постройками. К автономной системе канализации следует относить все сооружения водоотвода и очистки бытовых сточных вод.

Есть две группы нормативных документов, регламентирующих требования к очистным сооружениям. К первой группе относятся строительные нормы и правила — СНиПы, которые определяют, как следует проектировать и строить очистные сооружения. Ко второй группе принадлежат документы, содержащие санитарно-гигиенические нормы и требования к водоотведению — СанПиНы. По ним, в свою очередь, осуществляется контроль.

Основной документ, которым руководствуются при строительстве очистных сооружений, — СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». В частности, он устанавливает очень важный параметр — размер санитарно-защитной зоны, то есть минимально допустимое расстояние от очистных сооружений до жилой застройки. В своей основе этот СНиП не пересматривался с 1985 года. Как известно, в СССР не было локальных очистных сооружений (ЛОС) малой производительности, рассчитанных на индивидуальных пользователей, кроме выгребных ям, поэтому минимальный объем стоков, рассматриваемый в этом документе, составляет 200 кубометров в сутки. Такое количество стоков получается при проживании примерно тысячи человек. Поэтому в действующих нормах имеется «белое пятно» как раз для локальных очистных сооружений малой производительности.

Другой основополагающий документ федерального значения — СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». В нем, помимо методик расчета и правил строительства сетей канализации внутри зданий, даны нормы расхода воды для различных потребителей. А ведь это самый важный параметр при расчете необходимой производительности очистных сооружений.

В отдельных регионах существуют свои методические рекомендации по правилам водопользования и водоотведения. В Подмосковье действуют территориально-строительные нормы систем водоснабжения и водоотведения районов жилой малоэтажной застройки Московской области ТСН ВиВ-97 МО, ТСН 40-301-97. Эти документы несколько более современны, чем указанные СНиПы, и содержат детальную информацию по локальным очистным сооружениям малой производительности.

Интенсивное развитие коттеджного строительства, фермерских и мелких подсобных хозяйств, поселков малоэтажной жилой застройки, не имеющих очистных сооружений, по всей огромной территории РФ оказывает негативное влияние на состояние грунтовых вод и поверхностных водоемов. Это связано со спецификой водопользования индивидуальных жилых домов, когда водозаборное сооружение системы водоснабжения находится в непосредственной близости от системы водоотведения. Такого рода использование водных объектов противоречит ст. 133 и ст. 144 Водного кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.4 027-95 в части создания надежных зон санитарной охраны водозаборных сооружений и запрещения сброса сточных вод в водные объекты в пределах зоны и округа санитарной охраны.

Некоторые территориальные строительные нормы устанавливают общий порядок проектирования, строительства и реконструкции систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и бытового водоотведения в районах малоэтажной жилой застройки, производства и монтажа установок очистки питьевых и сточных вод. К объектам малоэтажной жилой застройки относятся:

— индивидуальные дома и фермы, личные подсобные хозяйства;

— отдельно стоящие 3-4-этажные дома, группы коттеджей;

— поселки с числом жителей до 5000 (в том числе коттеджные и дачные).

Проекты систем водоотведения необходимо разрабатывать одновременно с проектами водоснабжения, рассматривая при этом возможность использования очищенных сточных вод для полива и орошения территории.

Санитарно-защитные зоны очистных сооружений систем водоотведения малоэтажной жилой застройки в соответствии со СНиП 2.04.03-85 необходимо принимать:

— 15 м для полей подземной фильтрации производительностью до 15 м3/сут;

— для фильтрующих траншей и песчано-гравийных фильтров при производительности:

Читайте так же:  Фгос до приказ минобрнауки 1155

— 5 и 8 м для септиков и фильтрующих колодцев, соответственно;

— 100 м для сооружений биофильтрации производительностью до 50 м3/сут.

— 150 м для сооружений биологической очистки производительностью до 200 м3/сут с подсушкой стабилизированного осадка на иловых площадках;

— 50 м для аэрационных установок на полное окисление производительностью до 700 м3/сут.

Для индивидуальных и местных систем водоотведения в случае невозможности соблюдения нормативных санитарно-защитных зон размещение очистных установок должно быть согласовано с местными органами надзора.

Что касается санитарно-гигиенических и экологических норм, то тут необходимо сделать замечание: на сегодняшний день существует масса документов, которые частично противоречат друг другу. В частности, это касается определения санитарно-защитных зон для очистных сооружений малой производительности.

Заметим, что фактически речь идет о двух разных зонах: первая — расстояние от очистных сооружений до жилой застройки, вторая — от точки сброса очищенной воды (водоотвода) до источников подземного и наземного водоснабжения и водопользования. СанПиНы регламентируют как первую, так и вторую.

Основной документ, которым руководствуются контролирующие органы и создатели очистных сооружений — СанПиН 2.1.5.980-05 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Несмотря на то, что документ принят в 2005 году, его основа не изменялась с 80-х годов прошлого века. Все гигиенические и экологические заключения и сертификаты выдаются именно на основе этого документа. В нем устанавливаются гигиенические требования «к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды и водных объектов». Несмотря на относительную новизну, в этом документе предусмотрен прежний размер санитарно-защитной зоны от очистных сооружений до жилой территории для ЛОС закрытого типа — 50 метров.

Эти требования имеют целью обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения. Согласно этому документу, «строительство хозяйственных, промышленных и других объектов, в том числе очистных сооружений, допускается по проектам,’ имеющим заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии настоящим санитарным нормам и правилам».

В настоящее время, когда происходит перерегистрация и оформление в собственность земельных участков, контролирующие экологию структуры также подвергаются реорганизации. СЭС поделена надвое, а главное, СанПиН перестал быть руководящим документом. Надзирающий орган, как бы он теперь ни назывался, не имеет права опираться на СанПиН, а ничего взамен пока еще нет. Документа нет, но чиновники-то работают, запрещают, утверждают и штрафуют. Спрашивается, как? Вопрос явно риторический.

В некоторых местах чиновники напрямую лоббируют то или иное локальное очистное сооружение (ЛОС) того или иного производителя. На него, мол, у нас имеются все документы, — а других мы не знаем. Тут, понятно, ни о каком выборе не может быть и речи. В других случаях действуют по принципу — старый друг (ЛОС) лучше новых двух, и чтобы пробить что-то новое, приходится потрудиться и покупателю, и продавцу, — предоставить все те документы, которые затребует именно данный чиновник. В этот переходный период — любопытно, надолго ли он затянется? — людям все равно приходится задумываться об очистке стоков. И выбирать, и утверждать, обивая чиновничьи пороги. И на первое место для многих выходят финансовые соображения. А также забота о собственном здоровье и комфорте.

Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения — колодцев и каптажей родников — изложены в СанПиН 2.1.4.544-96 ’Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» из раздела «Питьевая вода и водоснабжение населенных пунктов». В этих санитарных правилах устанавливаются гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Кстати, ответственность за их соблюдение возлагается на «местные органы самоуправления, на коллективных или индивидуальных владельцев, деятельность которых может привести к изменению свойств и качества воды источников нецентрализованного водоснабжения».

В этом же нормативном документе определяется, что место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, мест захоронения людей и животных, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др. При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Также говорится, что в радиусе ближе 20 метров от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды. Логично предположить, что 20 метров — минимально допустимое расстояние от водозабора до ЛОС.

И в данном документы установлен все тот же весьма значительный размер санитарно-защитной зоны от очистных сооружений до жилой территории для ЛОС закрытого типа — 50 метров.

Наша компания предлагает вам не дорогие бани из профилированного бруса в Москве и Московской области. Наши поставщики имеут всю необходимую сертификацию на строительные матреиалы и гарнтируют только качественный продукт.

Приезжайте к нам в удобно расположенный офис на станции метро Таганская. Мы работаем до 20.00 часов вечера.

Все модификации бань могут менятся по вашему жалинию. Так же для вас возможно создание проекта по индивидуальному заказу. Сроки исполнения оговариваются непосредственно с каждым заказчиком.

Санитарные требования

Сточные воды, сбрасываемые в водоемы после обработки на очистных сооружениях, должны обеспечить такую степень чистоты водоемов, которая позволит использовать их как источники хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения.

Спуск сточных вод в водоемы регулируется общими требованиями к составу и свойствам воды водоемов у пунктов питьевого и культурно-бытового водопользования, утвержденными Государственной санитарной инспекцией.

Общие санитарно-технические требования к спуску сточных вод в водоем:

а) рациональный выбор водоема;

б) место спуска сточных вод в водоем, которое должно обеспечивать наиболее полное и быстрое смешение сточных вод с водой водоема. Одновременно с этим сточные воды не должны входить в сферу возможного их воздействия на район расположения водозаборов и мест культурно-бытового использования водоема, реки. Это положение может найти отражение в мероприятиях по сбросу сточных вод в водоемы па участке, расположенном выше или ниже мест водопользования (водозаборы, пляжи, городская черта), з устройстве выпуска сточных вод в фарватер реки, в устройстве рассеивающего выпуска;

в) установление степени очистки сточных вод, сбрасываемых в водоем.

Стремясь к прогрессивным п научно обоснованным мероприятиям по санитарной защите водоемов от загрязнений, санитарные нормы п правила рассматривают нормативы не по концентрации загрязнений сточных вод, спускаемых в водоемы, а по качеству воды в водоеме после смешения ее со сточными водами. Одновременно с этим .меняются требования к качеству сточных вод и условия их сброса в соответствии с категориями водоема. Санитарными нормами предусматривается категорийность водопользования:

I категория — водоемы, используемые для централизованного или иецеитрализованпого литьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности;

II категория — водоемы, используемые для купания, спорта и отдыха населения, а также водоемы в границах населенных пунктов.

Если водоемы используются для ведения рыбного хозяйства, любительского или промыслового, к ним предъявляются соответствующие требования Государственной рыбной инспекции.

Требования к сточным водам, сбрасываемым в водоемы, в зависимости от вида водоиспользования приведены в табл. 30.

Tаблица 30. Общие требования к составу и качеству воды водоемов у пунктов питьевого и культурно-бытового водоиспользования после спуска сточных вод

Количество сточных вод, которое может быть сброшено в водоем, определяется в каждом конкретном случае расчетом, исходя из требований «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами и самоочищающей способности водоема».

Если самоочищающая способность водоема, приемника сточных вод, недостаточна, необходима дополнительная очистка стоков. Не разрешается сброс сточных вод в пересыхающие водотоки, водоемы и сухие овраги. Попадая в открытые водоемы, сточные воды предприятий пищевой промышленности создают обширные зоны устойчивого загрязнения, препятствуют нормальному использованию этих водоемов как источников водоснабжения и мест отдыха трудящихся. Наряду с этим примеси, загрязняющие воду, отрицательно воздействуют на растительный и животный мир водоемов, а бактериальные загрязнения могут служить источником заболевания людей и животных.

Характерными признаками загрязнений водоемов являются:

  1. засорение водоема крупными плавающими отходами (ботвы, листьев, зерна семечек, корней и т. д.);
  2. интенсивное поглощение кислорода водоема сточными подами в связи с распадом и окислением органических веществ, что в результате вызывает кислородное голодание фауны, нарушая нормальное развитие водных организмов, и при большем загрязнении наступает общее или местное загнивание воды в водоеме;
  3. изменение запаха, вкуса и цвета воды водоема вследствие влияния сточных вод и как результат — гнилостный распад органических загрязнений в стоках;
  4. образование донных отложений осадков сточных вод, подвергающихся гниению;
  5. развитие слизистых обрастаний у берегов и по дну водоема;
  6. образование жировых пленок на поверхности водоема.

Донные отложения в проточных водоемах создают стойкие зоны вторичного загрязнения потока, так как полная кислородная стабилизация отложений требует много времени. Наблюдения за донными отложениями показывают, что продукты распада, выделяющиеся из них, составляют почти 50% от общей БПК осаждающихся веществ.

Суммарное количество загрязнений, которое допускается к сбросу в водоем со сточными водами, должно быть таким, чтобы концентрация загрязнений с учетом разбавления в водоеме, в максимально загрязненной струе расчетного створа не превышала предельно допустимую их концентрацию.

СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод

Государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование Российской Федерации
Государственные санитарно-эпидемиологические правила
и гигиенические нормативы

2.1.5. ВОДООТВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Гигиенические требования к охране
поверхностных вод

Санитарные правила и нормы
С
ан Пи Н 2.1.5.980-00

Гигиенические требования к охране поверхностных вод:

Санитарные правила и нормы. — М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000.

1. Разработаны НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды; им. А. Н. Сысина РАМН (чл.-корр. РАМН, профессор Красовский Г. Н.; профессор, д. м, н. Жолдакова З. И.), Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова (профессор, д. м. н. Богданов М. В.), Российской медицинской академией последипломного образования (д. м. н. Плитман С. И.; к. м. н. Беспалько Л. Е.), Федеральным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России (Чибураев В. И., Кудрявцева Б. М., Недогибченко М. К.), Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России (Роговец А. И.).

Читайте так же:  Приказ о приеме на практику студента без оплаты

При подготовке настоящего документа были использованы материалы следующих авторов: к. б. н. Артемовой Т. 3., к. м. н. Егоровой Н. А., к. м. н. Недачина А. Е., к. м. н. Синицыной О. О. (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН), д. м. н. Горского А. А. (Федеральный центр ГСЭН Минздрава России), Трофимовича Е. М. (Новосибирский НИИ гигиены), Щербакова А. Б. (Центр ГСЭН в г. Москве) и Косятникова А. А. (Центр ГСЭН в Московской области).

2. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.

3. Введены взамен СанПиН 4630-88 «Охрана поверхностных вод от загрязнения».

4. Не нуждаются в государственной регистрации, носят организационно-технический характер (письмо Минюста России от 01.11.00 № 9295-ЮД).

Федеральный закон Российской Федерации
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в т. ч. критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

1. Область применения . 2

2. Нормативные ссылки . 2

3. Общие положения . 3

4. Требования к санитарной охране водных объектов . 3

5. Нормативы качества воды водных объектов . 4

6. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов . 5

7. Требования к организации надзора и контроля за качеством воды водных объектов . 7

Приложение 1 . 8

Приложение 2 . 9

Термины и определения . 10

Библиографические данные . 11

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации

Дата введения: 1 января 2001 г.

2.1.5. ВОДООТВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Гигиенические требования к охране
поверхностных вод

Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.5.980-00

1. Область применения

1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к охране поверхностных вод (далее — санитарные правила) устанавливают гигиенические требования:

· к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования;

· к условиям отведения сточных вод в водные объекты;

· к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.

1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения за исключением прибрежных вод морей.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством.

2. Нормативные ссылки

2.1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650).

2.2. Водный Кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4471).

2.3. «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554.

2.4. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554.

3. Общие положения

3.1. Настоящие санитарные правила имеют целью обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения.

3.2. Водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения.

3.3. Пунктом водопользования является участок водного объекта, используемый населением для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреации и спорта.

3.4. Водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т. ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.

3.5. Государственный надзор за соблюдением требований санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

4. Требования к санитарной охране водных объектов

4.1. В целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается:

4.1.1. Сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т. д.), которые:

· могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

· содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100мл 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл 100;

· содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения;

· содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой «отсутствие»;

4.1.2. Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:

· в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

· в черте населенных пунктов;

· в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;

· в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;

· в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.

4.1.3. Не допускается сбрасывать в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпу, снег, кубовые осадки и другие отходы и мусор, формирующиеся на территории населенных мест и производственных площадок.

4.1.4. Не допускается осуществлять молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги на водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей.

4.1.5. Не допускается производить мойку автотранспортных средств и других механизмов в водных объектах и на их берегах, а также проводить работы, которые могут явиться источником загрязнения вод.

4.1.6. Не допускаются утечки от нефте- и продуктопроводов, нефтепромыслов, а также сброс мусора, неочищенных сточных, подсланевых, балластных вод и утечки других веществ с плавучих средств водного транспорта.

4.2. Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдении нормативов качества воды в пунктах водопользования.

4.3. Сброс сточных вод с судов допускается после очистки и обеззараживания на судовых установках, разрешенных к эксплуатации органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, за пределами I и II поясов зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения и вне черты населенных мест.

4.4. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности НРБ-99.

4.5. Проведение строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций, гидротехническое строительство и любые другие работы, включая реабилитационные, на водоемах и в зонах санитарной охраны допускаются только при положительном заключении органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

4.6. Предоставление отдельных водоемов, водотоков или их участков в обособленное водопользование для конкретных хозяйственных целей, в т. ч. для охлаждения подогретых вод (пруды-охладители), создание лесотоварных баз и др. производится только вне 1-2 поясов зоны санитарной охраны источников.

4.7. Отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов. К отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.

5. Нормативы качества воды водных объектов

5.1. Настоящими санитарными правилами установлены гигиенические нормативы состава и свойств воды в водных объектах для двух категорий водопользования.

5.1.1. К первой категории водопользования относится использование водных объектов или их участков в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.

5.1.2. Ко второй категории водопользования относится использование водных объектов или их участков для рекреационного водопользования. Требования к качеству воды, установленные для второй категории водопользования, распространяются также на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест.

5.2. Качество воды водных объектов должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 1. Содержание химических веществ не должно превышать гигиенические предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде водных объектов, утвержденные в установленном порядке ( ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98 с дополнениями).

Читайте так же:  Договор не подписан а деньги банк выдал

5.3. При отсутствии установленных гигиенических нормативов водопользователь обеспечивает разработку ОДУ или ПДК, а также метода определения вещества и/или продуктов его трансформации с нижним пределом измерения 0,5 ПДК.

5.4. В случае присутствия в воде водною объекта двух и более веществ 1 и 2 классов опасности, характеризующихся однонаправленным механизмом токсического действия, в т. ч. канцерогенных, сумма отношений концентраций каждого из них к соответствующим ПДК не должна превышать единицу:

, где

С1,…,С n — концентрации n веществ, обнаруживаемые в воде водного объекта;

ПДК1,…, ПДК n — ПДК тех же веществ.

6. Гигиенические требования к размещению, проектированию,
строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных
и других объектов

6.1. Соблюдение настоящих санитарных правил обязательно при размещении, проектировании, вводе в эксплуатацию и эксплуатации хозяйственных или других объектов и проведении любых работ, способных оказать влияние на качество воды водных объектов.

6.2. Предпроектные и проектные материалы, представляемые в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы для заключения о соответствии их настоящим санитарным нормам и правилам, должны содержать:

· обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая природные особенности территории (гидрологические, гидрогеологические и др.);

· данные о фоновом загрязнении водных объектов;

· качественные и количественные характеристики сбросов вредных веществ в водные объекты с результатами опытно-промышленных испытаний новых технологий, данными эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства;

· перечень и сроки выполнения водоохранных мероприятий, разрабатываемые на основе значений ПДК и ПДС вредных веществ и продуктов их трансформации с подтверждением их эффективности данными, полученными при эксплуатации отечественных и зарубежных аналогов;

· данные о вероятности залповых и аварийных сбросов в водные объекты, меры по их предупреждению и планы действий при их возникновении;

· расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения водных объектов с учетом действующих, строящихся и намечаемых к строительству хозяйственных и иных объектов, а также рассредоточенных источников загрязнения, включая выпадение загрязнений из атмосферы;

· предложения по организации производственного контроля за качеством воды водных объектов (включая перечень контролируемых показателей), подверженных влиянию строящегося (реконструируемого) объекта.

6.3. Строительство хозяйственных, промышленных и других объектов, в т. ч. очистных сооружений, допускается по проектам, имеющим заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии настоящим санитарным нормам и правилам.

6.4. Не допускается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, которые не обеспечены мероприятиями и сооружениями для предотвращения или устранения существующего загрязнения поверхностных вод, без опробования, испытания и проверки работы всего оборудования, включая лабораторный контроль за качеством водных объектов.

6.5. Любое изменение технологических процессов, связанных с увеличением объема, изменением состава сточных вод, а также концентраций содержащихся в них веществ без заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы не допускается.

6.6. Место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях. Место выпуска сточных вод в непроточные и малопроточные водные объекты должно определяться с учетом санитарных, метеорологических и гидрологических условий.

6.7. Сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.

6.8. При проектировании сооружений обеззараживания сточных вод выбирается метод (хлорирование, ультрафиолетовая обработка, озонирование и др.) с учетом эффективности обеззараживания и сравнительной опасности продуктов трансформации в соответствии с МУ 2.1.5.800-99. Расчет допустимых сбросов сточных вод, подвергшихся обеззараживанию, должен быть выполнен с учетом количественного и качественного состава продуктов трансформации.

6.9. В случае строительства очистных сооружений, в т. ч. сооружений биологической очистки сточных вод, водопользователи обязаны обеспечить проведение пуско-наладочных работ в сроки, установленные приемочной комиссией. После выхода объекта на полную проектную мощность водопользователи обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований качества воды водных объектов в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод и передать результаты исследований в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы для подтверждения соответствия объекта настоящим санитарным правилам, согласования ПДС и перечня контролируемых показателей.

6.10. Ввод в эксплуатацию объектов и сооружений допускается при наличии системы противоаварийных мер. В целях обеспечения безопасных условий водопользования населения на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в т. ч. нефте- и продуктопроводах, нефте- и продуктохранилищах, нефтяных скважинах, буровых платформах, судах и других плавающих средствах, накопителях сточных вод, канализационных коллекторах и очистных сооружениях предприятий и т. п., должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, МУ 1.1.724-98 и с учетом рекомендаций, изложенных в международных Картах химической безопасности. Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и утверждаются в установленном порядке.

6.11. Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

6.11.1. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т. ч. продуктового трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

6.11.2. При расчете ПДС ассимилирующая способность водных объектов не должна учитываться.

6.11.3. При наличии в сточных водах химических веществ, содержащихся в воде фонового створа (принятого для расчета ПДС) на уровне ПДК, в расчетах ПДС не должны учитываться процессы разбавления.

6.11.4. Временные сбросы (ВДС) химических веществ, устанавливаемые для действующих предприятий на период осуществления мер по достижению ПДС (на срок не более 5 лет ), не должны создавать в расчетном створе концентрации, превышающие их максимально недействующие концентрации (МНК) по санитарно-токсикологическому признаку вредности.

6.11.5. При сбросе сточных вод в систему водоотведения населенного пункта или предприятия, ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты несет предприятие, сбрасывающее сточные воды в водный объект.

6.12. Водопользователи обязаны:

· проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;

· обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;

· обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

· своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

7. Требования к организации надзора и контроля за качеством воды водных объектов

7.1. В соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.

7.2. Производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

7.3. Размещение пунктов контроля, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных согласовываются с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

7.3.1. Перечень критериев для выбора приоритетных контролируемых показателей представлен в приложении 2.

7.3.2. При установлении периодичности наблюдения должны быть учтены наименее благоприятные периоды (межень, паводки, максимальные попуски в водохранилищах и т. п.).

7.4. Ближайший к месту выпуска сточных вод пункт производственного контроля за сосредоточенным сбросом устанавливается не далее 500 м по течению от места сброса сточных вод на водотоках и в радиусе 500 м от места сброса на акватории — на непроточных водоемах и водохранилищах. При сбросе сточных вод в черте населенных мест указанный пункт контроля должен быть расположен непосредственно у места сброса.

7.5. В водохранилищах и нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резком переменном режиме, при установлении пунктов контроля учитывается возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при смене режима работы или прекращении работы электростанции.

7.6. Результаты производственного контроля качества воды водных объектов представляются в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы по согласованной форме. Обобщенные за год результаты исследований качества воды водных объектов представляются с анализом причин динамики изменений за последние два года и мероприятиями по снижению загрязнения с конкретными сроками их выполнения.

7.7. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством воды водных объектов осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.

7.8. Государственный контроль за эффективностью обеззараживания сточных вод осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы выборочно, а также в случаях превышения гигиенических нормативов качества воды водных объектов в местах водопользования населения по микробиологическим и паразитологическим показателям, и повышения заболеваемости острыми кишечными инфекциями, инфекционным гепатитом А, паразитарными и другими инфекциями, распространяемыми водным путем.

7.9. Контроль качества воды в трансграничных водных объектах осуществляется на основе межтерриториальных и международных соглашений с использованием согласованных критериев и методов оценки качества поверхностных вод.

7.10. Водопользователи обязаны предоставлять информацию органам и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы и населению о загрязнении водных объектов и прогнозируемом ухудшении качества воды, а также о принятом решении о запрещении или ограничении водопользования, осуществляемых мероприятиях.

Приложение 1
(обязательное)

Общие требования к составу и свойствам воды водных объектов
в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования

Требования качеству сточных вод