Новый налог на недвижимость физических лиц в 2019

Новый налог на недвижимость физических лиц в 2019

Сегодня на сессии Законодательного Собрания края депутаты рассмотрели проект закона, предусматривающий переход с 2019 года на новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц. Этот порядок предполагает, что за основу расчета принимается не инвентаризационная, а кадастровая стоимость объектов налогообложения.

Напомним, соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ внесены еще в 2014 году, и с 2015 года регионам предоставлено право самостоятельно определять дату перехода на новый порядок налогообложения. При этом в соответствии с федеральным законодательством он станет обязательным для всех субъектов РФ с 1 января 2020 года. Отметим, что на сегодняшний день в 73 регионах налог на имущество физических лиц уже рассчитывается от кадастровой стоимости.

И.о. заместителя председателя Правительства края — министра финансов края Владимир Бахарь привел несколько аргументов в пользу перехода на новый порядок с января 2019 года. «Во-первых, это экономическая целесообразность. Федеральным законодательством предусмотрена ежегодная индексация инвентаризационной стоимости объектов, что ведет к росту налоговой нагрузки для граждан. За четыре года инвентаризационная стоимость увеличилась на 50% и продолжит расти в 2019 году. Кадастровая же стоимость более стабильна, она не индексируется и в большей степени отражает рыночную стоимость объекта. Во-вторых, новый порядок позволит исключить социальное неравенство. Дело в том, что квартиры и дома, построенные после 1 января 2013 года, не имеют инвентаризационной стоимости и, соответственно, налог по ним не начисляется. Поэтому в крае много налогоплательщиков, которые не уплачивают налоги за новые объекты недвижимости», — подчеркнул Владимир Бахарь.

Кроме того, новый порядок предполагает ограничения, сдерживающие рост налоговой нагрузки на население (на тот случай, если сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости, окажется больше суммы, рассчитанной от инвентаризационной стоимости). Также законодательством предусматриваются налоговые вычеты. Например, за квартиру площадью 100 квадратных метров налог будет уплачиваться за минусом 20 квадратных метров.

Депутаты Законодательного Собрания края приняли законопроект в двух чтениях. Теперь органам местного самоуправления предстоит принять решение об установлении налоговых ставок, дополнительных льгот и размеров вычетов. Добавим, что все налоговые льготы для отдельных категорий граждан, установленные федеральным законодательством, при исчислении налога на имущество физических лиц, сохранены.

Рассчитанный в соответствии с новым порядком налог на имущество физических лиц за 2019 год будет уплачиваться гражданами в 2020 году.

Дополнительная информация для СМИ по телефону +7(391) 222-14-15, Леся Заплетняк.

Новый налог на недвижимость физических лиц в 2019

С 1 января налог на имущество физических лиц начнут считать по-новому

2:22, 7 декабря 2018 г. | Автор: Алексей Трешин

С 1 января 2019 года налог на имущество физических лиц начнут считать по-новому. Как сказано в Налоговом кодексе, этот вид сбора касается только объектов недвижимости, принадлежащих гражданам, — комнат, квартир и их частей, частных домов и гаражей, в том числе расположенных на территориях дачных обществ. Насколько вырастет или упадёт налог, кто имеет право на льготы и может ли владелец уменьшить сумму налога, мы расскажем с примерами в сегодняшнем выпуске “Важно знать”.

Суть изменений

Налог на имущество физических лиц пополняет бюджет города. Это сумма, которую ежегодно выплачивает любой гражданин, владеющий одним или несколькими объектами недвижимости. При условии, если он, конечно, не является федеральным или муниципальным льготником.

До конца этого года размер ежегодного взноса пока рассчитывается на основании инвентаризационной стоимости объекта. Однако 15 декабря вступает в силу закон Красноярского края № 6-2108 от 01.11.2018, который установил, что с 1 января 2019 года налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Муниципалитеты на своём уровне имеют право определить ставки налогов в виде процента от кадастровой стоимости недвижимости, находящейся в частных руках.

До декабря 2019 года владельцы недвижимости пока ещё заплатят налог, посчитанный “по-старому”, — за 2018 год. Новые цифры в своих полученных по почте уведомлениях или в личном кабинете на сайте Налоговой службы собственники увидят только в 2020 году — за 2019 год.

Инвентаризационная и кадастровая — в чём разница?

Переход с инвентаризационной стоимости недвижимости на кадастровую при исчислении суммы налога на имущество физлиц в России длится уже не менее пяти лет. Необходимость этой меры в федеральном Минфине объясняли тем, что инвентаризационная стоимость не отражает реальные достоинства и недостатки недвижимости. Дело в том, что при установлении инвентаризационной стоимости принималось во внимание только состояние конструкций и материалов, из которых построен объект, с учётом их морального и физического износа. Таким образом, большая квартира в старом доме, стоящем в центре города с развитой транспортной и социальной инфраструктурой, имеет низкую инвентаризационную стоимость, хотя её рыночная цена обычному человеку не по карману. Вот и получалось, что в дорогой недвижимости живёт обеспеченный человек, но налог за свою недвижимость платит ничтожный.

При установлении же кадастровой стоимости учитывается целый ряд факторов, реально влияющих на рыночную цену объекта: не только материал стен, но и престижность его расположения, окружающая социальная инфраструктура и даже вид на водоёмы из окна.

Однако в любом случае кадастровая стоимость недвижимости не может быть установлена выше рыночной стоимости.

А кто-то ведь совсем налог не платит. Пока

Устанавливать вновь возводимым объектам инвентаризационную стоимость в России перестали в 2013 году. Следовательно, собственники всех квартир, домов и комнат, введённых в эксплуатацию после этой даты, имущественный налог не платили вообще. В Красноярске таких объектов насчитывается порядка 198 тысяч. В 2020 году, когда собственники этих объектов сделают свои первые платежи, бюджет Красноярска получит за счёт них дополнительно более 40 миллионов рублей.

Льготники:

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождены 22 категории льготников. Из них 15 категорий относятся к федеральным и перечислены в статье 407 Налогового кодекса Российской Федерации:

  1. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы трёх степеней.
  2. Граждане с первой или второй группой инвалидности.
  3. Инвалиды с детства, дети-инвалиды.
  4. Ветераны Великой Отечественной войны.
  5. Лица, приравненные к участникам Великой Отечественной войны.
  6. Лица, подвергшиеся воздействию радиации в результате техногенных аварий.
  7. Бывшие военные, отслужившие в армии 20 лет и более.
  8. Участники испытаний ядерного и термоядерного оружия, ликвидаторы аварий на ядерных военных установках.
  9. Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца.
  10. Пенсионеры по возрасту и приравненные к ним лица.
  11. Участники боевых действий в Афганистане и других странах.
  12. Получившие или перенёсшие лучевую болезнь из-за воздействия ядерных установок, ядерного оружия или космической техники.
  13. Родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
  14. Владельцы помещений, специально оборудованных и используемых в качестве творческих мастерских, ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек.
  15. Владельцы строений площадью не более 50 квадратных метров, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Остальные семь категорий льготников определены решением Красноярского городского Совета:

  1. Герои Социалистического Труда, лица, награждённые орденами Трудовой славы, “За службу родине в Вооружённых силах СССР”.
  2. Сироты младше 18 лет.
  3. Граждане с третьей группой инвалидности.
  4. Дети, находящиеся под опекой.
  5. Родители, усыновители, опекуны, воспитывающие детей-инвалидов.
  6. Семьи, имеющие трёх и более детей, не достигших 18-летнего возраста.
  7. Одинокие матери.

Отметим, что льгота по уплате налога на имущество физических лиц может быть использована в отношении только одного объекта недвижимости из нескольких, принадлежащих льготнику. Получить льготу можно только в заявительном порядке.

Особенности для дач

Налог на имущество физических лиц распространяется также на все дома и хозяйственные постройки, расположенные на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. При условии, конечно, если они зарегистрированы в Росреестре в установленном законом порядке.

Однако законодатель предусмотрел условия, благодаря которым подавляющее большинство собственников будут избавлены от налогообложения.

Во-первых, все владельцы строений площадью менее 50 квадратных метров входят в число федеральных льготников. Но льгота может распространяться только на какое-то одно строение на земельном участке. То есть если кроме садового домика на участке имеются ещё и другие объекты — баня, летняя кухня или сарай, то они включаются в налогооблагаемую базу.

Во-вторых, действует налоговый вычет на площадь строений — 50 квадратных метров. Он может быть использован в отношении одного из объектов, принадлежащих собственнику.

Таким образом, владелец нескольких объектов недвижимости, расположенных на участке, предназначенном для садоводства-огородничества, может защититься от налогообложения сразу двумя способами. Первый — заявить о себе, как о федеральном льготнике и получить освобождение от налога на одно строение площадью менее 50 квадратных метров. Второй — к 50 квадратам другого строения применить налоговый вычет. Всё, что есть на участке сверх перечисленного, всё-таки будет обложено налогом на имущество.

Расчёт

Ставки налога на имущество физических лиц, установленные в Красноярске с 1 января 2019 года

Примечание: ставки приняты в размере определённой процентной доли от кадастровой стоимости объекта, уменьшенной на размер налогового вычета.

Комнаты, квартиры, части квартир, жилые дома, части жилых домов, гаражи и машино-места, постройки на дачных участках, кадастровая стоимость каждых из которых менее 10 млн рублей, — 0,1 %

Комнаты, квартиры, части квартир, жилые дома, части жилых домов, гаражи и машино-места, постройки на дачных участках, кадастровая стоимость каждых из которых более 10 млн рублей, — 0,2 %

Недостроенные жилые дома — 0,3 %

Объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн рублей, — 2 %

Прочие объекты налогообложения — 0,5 %

Вычеты из базы налогообложения при расчёте размера налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости объекта

Примечание: налоговые вычеты уменьшают кадастровую стоимость на сумму, пропорциональную вычитаемой площади. Применяются автоматически.

комната — 10 кв. м

квартира — 20 кв. м

жилой дом — 50 кв. м

Переходный период

Примечание: для случаев, когда налог от кадастровой стоимости выше налога от инвентаризационной стоимости, Налоговым кодексом предусмотрен переходный период. Суть — сделать постепенным повышение налога, распределив его рост на несколько лет.

В первые три года после начала исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости размер налога высчитывается по формуле:

(Н1 — Н2) х К + Н2 , где

Н1 — налог от кадастровой стоимости

Н2 — налог от инвентаризационной стоимости

К — коэффициент, равный:

0,2 — в 2019 году

0,4 — в 2020 году

0,6 — в 2021 году

Важно! Размер налога за 2021 год не может быть выше налога за 2020 год более чем на 10 процентов. Все последующие годы размер налога может расти только на 10 процентов ежегодно до достижения полной суммы налога.

Примеры расчёта налога

Как будет ежегодно изменяться размер налога на имущество, демонстрируем на примере двухкомнатных квартир, расположенных в разных районах Красноярска, находящихся в домах разных лет постройки, и, следовательно, имеющих разную инвентаризационную стоимость.

Пример 1

Адрес: ул. Горького, 34, площадь — 47,1 кв. м, ввод в эксплуатацию — 1971 г.

Примечание: чтобы высчитать размер налога, нужно выяснить кадастровую стоимость квартиры. Проще всего это сделать, изучив техпаспорт квартиры либо на сайте Росреестра rosreestr.ru в разделе “Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”, — достаточно ввести адрес квартиры.

Кадастровая стоимость этой квартиры — 2 218 964,84 рубля.

Применяем налоговый вычет. Для этого надо кадастровую стоимость поделить на площадь квартиры и умножить на размер вычета: (2 218 964,84 / 47,1) х 20 = 942 235,6 рубля — на эту сумму уменьшаем кадастровую стоимость и получаем налогооблагаемую базу.

2 218 964,84 — 942 235,6 = 1276729,24 рубля (от этой суммы высчитывается размер налога).

Расчёт размера налога: 0,1 % от 1276729,24 = 1277 рублей.

Так как налог по кадастровой стоимости превышает налог по инвентаризационной стоимости, то применяется правило переходного периода по формуле:

(1277 — 523) х 0,2 + 523 = 674 рубля сумма налога за 2019 год.

Сумма налога на эту квартиру за 2020 год составит 825 рублей, за 2021-й сумма налога не может вырасти более чем на 10 % и составит 908 рублей. Далее каждый год сумма налога будет повышаться на 10 %, пока не достигнет значения 1277 рублей за 2025 год.

Пример 2

Адрес: ул. Серова, 12, площадь — 64,2 кв. м, ввод в эксплуатацию — 2013 г.

Кадастровая стоимость этой квартиры — 1 748 723,26 рубля.

Применяем налоговый вычет: (1 748 723,26 / 64,2) х 20 = 544 773,6 руб.

1 748 723,26 — 544 773,6 = 1 203 949,66 рубля налогооблагаемая база.

Расчёт размера налога: 0,1 % от 1 203 949,66 = 1 204 рубля.

Примечание: данная квартира не имеет инвентаризационной стоимости, поскольку была сдана в эксплуатацию в конце 2013 года. Соответственно, на неё имущественный налог не назначался. Однако и для собственников таких квартир налог будет повышаться поэтапно.

Сумма налога за 2019 год рассчитывается по формуле: (1 204 — 0) х 0,2 + 0 = 241 рубль, то есть 20 % от суммы налога.

За 2020-й налог за данную квартиру составит 40 % от суммы полного налога — 482 рубля. За 2021 год налог может возрасти только на 10 % (до 530 рублей), как все последующие годы, пока не достигнет своего полного размера — 1204 рублей за 2030 год.

Можно ли оспорить кадастровую стоимость недвижимости?

Можно. Но делать это имеет смысл только в том случае, если назначенная вашей комнате или квартире кадастровая стоимость превышает рыночную. Для этого есть два пути: судебный и досудебный. В досудебном порядке необходимо обратиться в Росреестр, где создана специальная комиссия по рассмотрению таких вопросов. Туда нужно будет предоставить заключение независимого оценщика о рыночной стоимости недвижимости. В таком случае кадастровую стоимость снизят до размера рыночной.

Налоговые вычеты

Примечание: налоговые вычеты освобождают от налогообложения определённую площадь объекта недвижимости. Применяются автоматически.

Налогооблагаемую базу (кадастровую стоимость, уменьшенную на размер вычета), с которой исчисляется размер налога, можно найти по формуле:

Налог на имущество физических лиц с 2018 года будет меньше

Сразу к делу!

Для 28 субъектов Российской Федерации, начиная с 2018 года будет действовать понижающий коэффициент для налога на имущество физических лиц и отказ от повышающего коэффициента 0,8. Такое решение было принято Государственной Думой и утверждено 15 мая 2018 года с изменениями в Статье 52 части 1 и 2 Федерального Закона НК РФ, проект №466070-7.

Читайте так же:  Дети войны льготы в вологде

В силу некоторых изменений, расчёт налога на имущества с 2015 года ведётся по кадастровой стоимости, а не как было ранее по инвентаризационной. Вся соль в том, что при очередной оценке КС за эти 3 года произошёл скачок кадастровой стоимости в сторону увеличения и налоговая нагрузка пропорционально увеличилась и для налогоплательщиков. Об этом говорят цифры и увеличение кадастровой стоимости каждый год на 20% в течение 5 лет.

В России насчитывается 85 Субъектов Федерации и в каждом из них свой порядок налогообложения, то есть применяется свой коэффициент для расчёта налога на имущество.

До принятия нового законодательства в отношение расчёта налога по кадастровой стоимости, расчёт налога за первые 4 года должен был увеличиваться каждый год по следующим коэффициентам: 1 год — 0,2, 2 год — 0,4, 3 год — 0,6, 4 год — 0,8.

Принятие закона коснулось не всех субъектов:

В 28 регионах расчёт за 2017 год ведётся с учётом коэффициента 0,6

В 21 регионе применяется коэффициент ниже — 0,4

В 15 Субъектах РФ действует самый низкий коэффициент — 0,2

Для остальных 21 региона в расчёте налога на имущество пока вместо кадастровой применяется инвентаризационная стоимость объектов.

В связи с новыми изменениями в налоговом законодательстве касаемо кадастровой стоимости, коэффициент 0,8 не будет учтён при расчёте налога на имущество физических лиц и за 4-ый год налогового периода, и коэффициент 0,6 будет считаться крайним.

Нововведение 2019

Помимо того, что отметка роста коэффициента остановится на 0,6 к расчёту налога будет действовать ограниченный коэффициента, который не позволит увеличивать сумму налога на имущество более чем на 10%,и такой подход будет продолжаться и для последующих налоговых периодов. Данная математика будет касаться тех регионов, где уже был применен коэффициент 0,6. Для 36 Субъектов Российской Федерации, где использовался 0,2 и 0,4 порядок исчисления налога в 2018 году не изменится.

Новые общие правила применения кадастровой стоимости с 1 января 2019 года

  • При расчёте земельного налога, налога на имущество физических лиц и организаций, налоговая база будет формироваться по единым правилам применения кадастровой стоимости;
  • С 2019 года расчёт стоимости недвижимости будет исчислен только с применением кадастровой стоимости по ЕГРН — Единый государственный регистрационный недвижимости;
  • Корректировка кадастровой стоимости будет произведена не с 1 января следующего года, как ранее, а с момента внесения данных в ЕГРН, влияющих на на определение её стоимости;
  • Если ранее были внесены корректировки определяющие конечную кадастровую стоимость недвижимости, то расчёт налога с её применением будет применён исходя из последних изменений;
  • В случае оспаривания кадастровой стоимости в суде или комиссии, сведения для определения налоговой базы с применением КС будут учтены с момента её обжалования.

Несмотря на изменения, коснувшиеся налога на имущество, в расчёт не будут приняты объекты коммерческого характера, торговые площади и офисные здания. В отношении данных объектов недвижимости, с особенностями определения налоговой базы можно ознакомиться в статье 378.2 НК РФ.

По прогнозам Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации в связи с новыми поправками в законопроекте о внесении изменений в расчётах налога на имущество физических лиц, бюджет России может недосчитаться порядка 6 000 000 000 рублей. Чтобы как-то максимально избежать столь больших потерь, планируется дальнейшее совершенствование системы расчётов налога с кадастровой стоимости в плане пропорционального распределения по месяцам налогооблагаемой базы. Это будет касаться неких оцениваемых характеристик объектов, подлежащих налогообложению: изменение площади, назначение объекта недвижимости и т.п.

Если судить лишь по информации подписанного законопроекта, то здесь, как всегда всё не однозначно, найти 6 млрд. рублей с одного лишь вида налога на имущества, этим дело может не ограничиться. Недостающие части упущенной выгоды, в казну можно раскидать и более быстрым путём.

В Екатеринбурге введут новый налог для микробизнеса. Депутаты не поняли зачем

С 1 января 2019 года в Екатеринбурге планируется установить ставку налога на имущество для индивидуальных предпринимателей, которые владеют помещениями в торговых и бизнес-центрах. Инициатива властей сопровождалась скандалом — депутаты гордумы сначала подумали, что ставка налога на имущество для населения города вырастет в 20 раз — с 0,1% до 2%. Затем пришли к выводу, что налоги повысят только для индивидуальных предпринимателей, которые хитрят и неправомерно имеют льготы по налогу. Однако некоторые эксперты трактуют инициативу городских властей как шаг навстречу микробизнесу. Впрочем, депутаты пока так ничего и не поняли, а мэрия пока ничего не объяснила о решении, которое надо успеть принять до 30 ноября. Znak.com попытался разобраться, в чем заключается неоднозначная инициатива властей.

С 1 января 2019 года в Екатеринбурге хотят установить ставку налога на имущество для индивидуальных предпринимателей, которые владеют площадями в ряде торговых и офисных центров города, на уровне 2%. Раньше в городских документах налог не был прописан и ИП его не платили. О намерении городских властей стало известно за 20 минут до заседания комиссии по бюджету Екатеринбургской городской думы. Инициатива была оформлена в виде поправок в принятое еще в 2014 году решение гордумы «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Екатеринбург налога на имущество физических лиц». Планы были поданы так, что вызвали скандал.

Депутаты, не успев познакомиться с проектом, испугались, что решение может затронуть широкий слой населения — например владельцев гаражей и квартир. Подавляющая часть жителей Екатеринбурга сейчас платит налог на имущество исходя из ставки налога 0,1% от инвентаризационной стоимости собственности.

Увидев рост ставки до 2%, депутаты подумали, что налог для населения может вырасти в 20 раз.

«В розданном проекте решения содержатся формулировки о физических лицах — владельцах квартир, гаражей, недвижимости и нет ни слова о предпринимателях. Если в прежнем решении думы есть градация на несколько ставок, начиная с 0,1%, то в этом проекте, который раздали депутатам, речь шла о ставке 2%. Никаких других пояснений не было», — рассказал Znak.com депутат Дмитрий Сергин. «В проекте бюджета это увеличение уже учтено. Администрации надо принять это решение до 30 ноября. Увеличение ставки для граждан с 0,1 до 2%. Во как. То есть граждане получат увеличение налога в 20 раз», — написал Сергин на своей странице в Facebook.

Опасения депутатов о росте налога на имущество для физических лиц привели к тому, что вопрос не включили в повестку заседания комиссии. Депутат Владимир Крицкий пояснил Znak.com, что такие важные вопросы, как налогообложение, нельзя рассматривать «галопом». По словам Крицкого, он попросил администрацию города предоставить аналитику по данной проблеме, чтобы к 30 ноября депутаты на заседании думы смогли принять данный вопрос.

Владимир Крицкий понял инициативу властей так: планируется увеличить ставку налога на имущество для индивидуальных предпринимателей. Надо отметить, что ИП — это физические лица, поэтому и вопрос ставок налога на их имущество регулируется в рамках законодательства о физических лицах.

В Екатеринбурге сейчас 287 объектов — торговых и офисных центров, где плата налога на имущество устанавливается исходя из их кадастровой стоимости (в профессиональной среде их часто называют «пятитысячниками», так как их площадь от 5 тыс. квадратных метров). Депутат пришел к выводу, что юридические лица, которые владеют недвижимостью в этих центрах, платят налог по ставке 2% от кадастровой стоимости, а индивидуальные предприниматели, которые владеют площадями как физические лица, — по более низкой ставке. Какой именно — не уточняется.

«Таким образом, решение [о размере ставки] обеспечит сопоставимость ставки для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и юридических лиц по оплате налога на имущество, определяемого исходя из кадастровой стоимости», — говорится в проекте решения гордумы.

Там также есть данные о выпадающих доходах городского бюджета в размере 53,3 млн рублей. Депутаты подумали, что городские власти хотят поднять налог для ИП, чтобы не было этих выпадающих доходов.

Из проекта решения и пояснительной записки к нему на самом деле сложно понять, о чем конкретно идет речь. Перечислены нормативные акты (связанные с установлением в 287 ТРЦ и офисных центрах платы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости), а также предложенные изменения: «установить ставку в 2015 году — 1%, 2016 году — 1,5%, в 2017 году — 2%».

В итоге в прессе поднялась шумиха — сначала о повышении налогов на имущество физических лиц в 20 раз, затем о росте налогов для индивидуальных предпринимателей. При этом в администрации города к вечеру 22 ноября так и не смогли пояснить сути предложенной инициативы.

Эксперты по-разному комментируют предстоящий рост налога. Депутат Заксобрания Владимир Терешков сказал Znak.com, что речь идет не о налоге для ИП, а о налоге на имущество для физлиц. «Да, у них [городских властей — ред.] есть такая инициатива. Но я не знаю, зачем это делать. По кадастровой стоимости у имущества достаточно сдержанная оценка, и они не так много доходов получат за счет этого.

Даже при многократном росте, я думаю, они наберут 60 млн дополнительных доходов, максимум — 100 млн рублей, не более. А отрицательный социальный эффект мы получим очень большой», — сказал Терешков.

Однако уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх сказала Znak.com, что поняла документ иначе. По ее словам, ставка налога для ИП, владеющих помещениями в «пятитысячниках», не была ранее закреплена в решениях городских властей. В 2015 году, когда юридические лица стали платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости «пятитысячников», про ИП все забыли. До этого налог они не платили. И вот в 2017 году налоговая инспекция начала присылать ИП счета, выставив им налог сразу за три года по ставке в 2%. При этом юридическим лицам ставку налога поднимали постепенно, с 2015 года. Сначала она составляла 1%, в 2016 — году — 1,5%, в 2017 году — 2%. Предприниматели стали жаловаться на несправедливость. Тему обсуждали с участием городских властей и антимонопольной службы. Бизнес-омбудсмен настаивала, что для всего бизнеса должны быть равные условия — индивидуальные предприниматели не должны платить больше, чем юрлица, за 2015 и 2016 годы. По ее словам, обсуждать сам факт введения налога (это федеральная инициатива) уже нет смысла, это данность.

Судя по той ежегодной градации, которая есть в проекте решения, речь идет о том, что городские власти согласились с точкой зрения Елены Артюх. Отсюда — и выпадающие доходы из бюджета в размере больше 53 млн рублей. То есть при ставке 2% в течение трех лет микробизнес заплатил бы на эту сумму больше. Впрочем, однозначно сказать, что именно это подразумевается внесенным документом, никто не берется.

Расчёт налога на объекты недвижимости по новым правилам — с 2019 года

Содержание

Ориентир на кадастровую стоимость объектов недвижимости

1 января 2019 года — дата, с которой стартуют существенные изменения в Налоговом кодексе РФ. Они утверждены вышедшим в августе 2018 года федеральным законом «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 334-ФЗ от 3 августа 2018 г.).

Суть изменений заключается во введении нового порядка расчёта налога на земельный участок, дом и квартиру или их части, гараж или машино-место на основе их кадастровой стоимости, а целью нововведений стало стремление законодателя к снижению остроты ситуации с налоговым бременем, сформированной прежними правилами налогообложения.

О сложности положения свидетельствует, в частности, информация Росреестра о статистике пересмотра только в январе-марте 2018 года кадастровой стоимости по 4249 заявлениям в отношении 7797 объектов, по которым решение в пользу заявителя было принято в 57.1% случаев.

Развитие проблемы не ушло от внимания Президента РФ, который в марте 2018 года в своём Послании Федеральному Собранию РФ указал на необходимость внесения изменений в законодательство, предусматривающие доработку методики расчёта кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По итогам Послания Федеральному Собранию РФ в числе целого ряда Поручений было утверждено и Поручение Президента РФ №Пр-436 от 15 марта 2018 г.), в тексте которого указано:

«Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости. Срок — 15 июля 2018 года». В тот же срок необходимо уточнить параметры расчёта налога на имущество физических лиц.

По итогам выполнения этого Поручения Правительством РФ были проработаны меры, направленные на решение проблем не только в отношении будущих результатов кадастровой оценки объектов недвижимости, но и применяемой в настоящее время кадастровой стоимости этих объектов. Результатом проведённой работы стали, в частности, новая методика расчётов кадастровой стоимости и выпуск Закона № 334-ФЗ, утвердившего новые единые правила налогообложения.

Итак, дата 1 января 2019 года — начало действия в России новой системы начисления налога на недвижимость физических лиц, главным нововведением которой стало исчисление налоговой, базы не от инвентаризационной стоимости объекта, а от его кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость недвижимости может оказаться выше инвентаризационной. Чтобы предотвратить существенное увеличение, то есть чтобы сумма налога не была существенно выше, чем раньше, местные органы власти будут устанавливать дифференцированные налоговые ставки, зависящие от вида и места нахождения объекта.

Кроме этого, действуют дополнительные послабления. Так, при исчислении налога площадь каждого налогооблагаемого объекта будет уменьшена:

  • для квартиры на 20 м 2
  • для комнаты на 10 м 2
  • для дома на 50 м 2

Дополнительные льготы будут так же, как и прежде, утверждаться местными органами власти.

Налог на имущество физических лиц за 2019 год, рассчитанный в соответствии с новым порядком, будет уплачиваться гражданами в 2020 году.

Главные штрихи нового порядка налогообложения

В основу нового порядка расчёта налога положена только кадастровая стоимость объектов недвижимости, а не применявшаяся до этого момента сложная совокупность кадастровой и инвентаризационной стоимостей объектов с использованием понижающих коэффициентов, последовательно увеличивающихся от значения 0.2 до 0.4, 0.6, 0.8 до 1 на завершающем этапе перехода к использованию 100%-ной кадастровой стоимости в расчёта налога на недвижимость.

Читайте так же:  Оформить фирму за границей

Для 2019 года, являвшегося предпоследним 4 этапом перехода к использованию кадастровой стоимости объекта в полном объёме, в соответствии с прежним порядком налогообложения, был установлен понижающий коэффициент 0.8. В новом порядке расчёта налогов на недвижимость использование коэффициента 0.8 исключено, а сам порядок приобрёл заметно иной облик.

Об основных изменениях в Налоговом кодексе РФ и пойдёт речь в настоявшей статье.

Расширение перечня объектов налогообложения

Перечень объектов, за которые взимается налог за право собственности на них, расширен. В нём появились части жилых домов и части квартир. Этот факт отражён в статье 2 Закона № 334-ФЗ, в разделе, в котором изложены дополнения к статье 406 НК РФ (подпункт 1 пункта 2) в отношении налоговых ставок при налогообложении жилых домов и частей жилых домов, квартир и частей квартир.

В состав объектов налогообложения теперь включаются находящиеся в собственности граждан и юридических лиц следующие виды недвижимого имущества:

  • земельные участки (статья 389 НК РФ)
  • имущество (статья 401 НК РФ):
  1. жилой дом
  2. квартира, комната
  3. гараж, машино-место
  4. единый недвижимый комплекс
  5. объект незавершённого строительства
  6. иные здание, строение, сооружение, помещение
  7. относящиеся к жилым домам дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС),

а также части жилых домов и части квартир (подпункт 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ).

А вот помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признаются.

Облагаться налогом будет и недвижимость в новостройках, не имеющая инвентаризационной стоимости. Начисление налога на неё произойдёт только за 2019 год, то есть за более ранние годы начислений не будет.

Такие временные постройки, как беседки, туалеты, сараи, летние души на дачных участках и прочие объекты, налогом не облагаются.

Жилые строения, расположенные на дачных и садовых участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ), приравниваются к жилым домам и облагаются, соответственно, налогом на имущество.

Какие понижающие коэффициенты применяются при расчёте налогов с 2019 года

Расчёт налога, исходя из кадастровой стоимости, делается только в тех регионах, в которых:

  1. эта стоимость утверждена,
  2. установлена единая дата, с которой в соответствующем регионе база по налогу на имущество определяется из кадастровой стоимости.

Инвентаризационная стоимость применяется в тех субъектах РФ, где перечисленные условия пока не выполнены.

С перечнем субъектов РФ, в которых налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости, можно на этой странице официального интернет-ресурса ФНС России.

Понижающие коэффициенты в расчёте налогов на недвижимость применяются только в том случае, когда начисленный налог по кадастровой стоимости больше, чем налог по инвентаризационной стоимости. В обратной же ситуации, когда налог по инвентаризационной стоимости больше, чем налог по кадастровой, понижающие коэффициенты не применяются.

По новому порядку расчёта налога, установлено следующее применение понижающих коэффициентов:

  • в течение первых 3-х этапов перехода к использованию 100%-ной кадастровой стоимости в расчёте налога на недвижимость понижающий коэффициент будет расти только до значения 0.6 (то есть большего значения он не достигнет), при этом сумма налога на имущество физических лиц будет увеличиваться не более чем на 10% в год по сравнению с предыдущим годом (до 2019 года, в соответствии с прежним порядком, при расчёте применяется коэффициент, по которому сумма налога каждый год растет на 20%):
  1. новый понижающий коэффициент должен применяться в тех регионах России, в которых налог исчисляется с коэффициентом 0.6.
  2. порядок исчисления налога не меняется только в тех субъектах РФ, в которых в 2017 году для расчёта налогов использовались понижающие коэффициенты 0.2 или 0.4.
  • использование формулы для расчёта налогов с применением инвентаризационной стоимости и понижающих коэффициентов, возможно только в течение первых 3-х налоговых периодов (а не в течение 4-х, как было ранее).

Таким образом, начиная с 4-го налогового периода использование понижающих коэффициентов исключено. При этом обеспечивается выполнение следующих требований:

  1. налогообложение недвижимости должно вестись только на основании кадастровой стоимости, внесённой в ЕГРН (пункт 8 статьи 408 НК РФ в новой редакции),
  2. происходит сокращение числа этапов перехода к использованию 100%-ной кадастровой стоимости в расчёте налога на недвижимости, то есть уменьшение числа налоговых периодов, за которые налог рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

Перерасчёт налогов при изменении кадастровой стоимости объектов

Законом № 334-ФЗ введены единые правила применения кадастровой стоимости при определении налоговой базы:

  1. по земельному налогу
  2. по налогу на имущество организаций
  3. по налогу на имущество физических лиц.

Общий порядок расчёта налога заключается в следующем:

  • использовании новой кадастровой стоимости производится с даты внесения записи в ЕГРН об этой стоимости (пункты 2 и 4 статьи 2 закона № 334-ФЗ),
  • в расчётах налога применяется коэффициент, который определяется как отношение количества полных месяцев, когда действовала прежняя кадастровая стоимость, к количеству месяцев, когда действовала новая стоимость.

Эти установки отражены в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ в новой редакции — в статье 52 и части II этого кодекса.

Известно, что кадастровая стоимость объекта, за который уплачивается налог, может измениться по целому ряду причин. Так, для земельных участков обстоятельствами, влекущими изменение кадастровой стоимости могут стать:

  1. изменение площади участка
  2. перевод земли из одной категории в другую
  3. изменение вида разрешенного использования земельного участка,

а для зданий, помещений или сооружений — изменение назначения или площади объекта.

Все перечисленные изменения с земельными участками, зданиями, помещениями и сооружениями именуются теперь изменениями количественных и качественных характеристик объектов. Эти изменения в обязательном порядке регистрируются в ЕГРН с одновременной при этом корректировкой кадастровой стоимости объектов.

Кадастровая стоимость, установленная по результататам регистрации в ЕГРН изменения количественных и качественных характеристик земельных участков (их площади, вида разрешённого использования или перевода земли в другую категорию), в свою очередь, влечёт и изменение суммы налога.

При расчёте налога на земельные участки, в соответствии с новым порядком (пункт 1.1 статьи 391 НК РФ), учитывается налоговый период его исчисления:

  • с 2019 года налог рассчитывается исходя из значения кадастровой стоимости на момент внесения соответствующей записи в ЕГРН,
  • до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчёте налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц не учитывается.

Налог на имущество организаций и физических лиц также подлежит пересчёту с той даты, когда в ЕГРН была внесена запись о корректировке кадастровой стоимости:

  • если изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости произошло до 2019 года, то это изменение не учитывается при расчёте налога (пункт 15 статьи 378.2 НК РФ,
  • с 2019 года налог рассчитывается исходя из значения кадастровой стоимости на момент внесения соответствующей записи в ЕГРН (пункт 2 статьи 403 НК РФ).

При расчёте налога с учётом изменения кадастровой стоимости должна учитываться конкретная дата регистрации изменения кадастровой стоимости:

  • если изменения зарегистрированы за период с 1 января и до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учётом коэффициента, равного числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, делённому на число календарных месяцев в налоговом периоде (пункт 5.1 статьи 382 НК РФ,
  • если запись внесена 15-го числа или раньше, текущий месяц считается за полный месяц, и за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из изменённой кадастровой стоимости с учётом коэффициента, равного числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, делённому на число календарных месяцев в налоговом периоде (пункт 5.1 статьи 408 НК РФ).

Но кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости может быть изменена и по другим причинам:

  1. при исправлении ранее допущенной в ЕГРН технической ошибки,
  2. по судебному решению при оспаривании кадастровой стоимости собственником объекта,
  3. по решению специальной комиссии при ЕГРН (Росреестре), в которую обратился собственник объекта с заявлением об изменении кадастровой стоимости (комиссии действуют с 2012 года и сформированы в каждом субъекте РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (№ 620 от 17 ноября 2017 г.).

Закон № 334-ФЗ утвердил правила, по которым выполняется пересчёт суммы налога и для указанных вариантов изменения кадастровой стоимости объектов. Они перечислены в пункте 1.1 статьи 391 НК РФ. Установленные правила отражают новую сторону закона, придающей ему с 2019 года обратную силу:

  • перерасчёт налога на имущество и земельного налога при исправлении технической ошибки:

перерасчёт налога в этом случае выполняется задним числом — с момента возникновения технической ошибки за все периоды от этого момента;

  • перерасчёт налога на имущество и земельного налога по решению комиссии или по решению суда:
  1. до 2019 года — перерасчёт налога делается с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости (в соответствии с Налоговым кодексом РФ — пункт 15 статьи 378.2, пункт 2 статьи 403, пункт 1 статьи 391),
  2. с 2019 года — перерасчёт налога выполняется задним числом и за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость, то есть НЕ с момента подачи заявления об оспаривании, а с момента установления прежней кадастровой стоимости:

например, налог на имущество был рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости собственник подал в 2019 году — в этом случае налоговые платежи владельца имущества будет перерассчитаны с 2017 года.

Запрет на увеличения налога при его перерасчёте по причине изменения кадастровой стоимости объекта

Законом № 334-ФЗ установлено требование, по которому в Налоговый кодекс внесено дополнение (пункт 2.1 статьи 52 НК РФ), запрещающее увеличения налога на имущество и земельного налога при их перерасчёте, причём вне зависимости от причины перерасчёта, то есть было ли это исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта или изменение кадастровой стоимости по суду или по решению комиссии, которые привели к изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости

  • если перерасчёт налога на имущество физических лиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, то такой перерасчёт возможен только за 3 года, предшествующих календарному году, в котором налоговая инспекция направила уведомление о перерасчёте,
  • перерасчёт, приводящий к увеличению суммы указанных выше налогов, становится невозможным вообще:

например, владелец земельного участка полностью оплатил земельный налог в 2018 году согласно налоговому уведомлению, но впоследствии налоговиками была выявлена ошибка в значении кадастровой стоимости участка — для такого случая, начиная с 2019 года, перерасчёт налога, результатом которого станет его увеличение в сравнении с уже уплаченным, не повлечёт какие-либо последствия для владельца участка, поскольку результатом перерасчёта налога становится ухудшение положения налогоплательщика, то есть уплачивать разницу между перерассчитанным и уже уплаченным налогом ему не придётся.

Если в результате перерасчёта выявлено, что налог уплачен в большем размере, чем должно быть, то налогоплательщик, в соответствии со статьёй 78 и статьёй 79 НК РФ, имеет право или на возврат излишне уплаченной суммы налога (происходит как изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога), или на зачёт (сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесённых ранее).

Положительные выводы о новом порядке определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Усовершенствованный порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не допускает применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости.

В саму задачу об исправлении кадастровой стоимости заложен принцип защиты интересов правообладателя объекта недвижимости, так как любая ошибка ‎в определении кадастровой стоимости рассматривается в его пользу:

  1. устанавливается правило ретроспективного применения кадастровой стоимости, установленной на основании решения суда или комиссии, рассматривающих споры о результатах определения кадастровой стоимости, причём это правило распространяется на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости,
  2. если исправление ошибки в определении кадастровой стоимости влечёт её уменьшение, то такое уменьшение также имеет ретроспективное применение ‎на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости,
  3. если исправление ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то новая стоимость будет применяться с года, следующего за годом её исправления, а налог за прошлое время доначисляться не будет.

Выполнение перерасчёта налогов физических лиц во всех случаях изменения кадастровой стоимости возложено на налоговиков. Для этого они используют сведения, получаемые из различных источников и, прежде всего, из Росреестра (сведения о внесении в ЕГРН исправления ранее допущенной технической ошибки, измененной кадастровой стоимости объекта и т.д.).

Распространения поправок по налогам и налоговым ставкам на правоотношения, возникшие с января 2017 года

Ряд поправок к Налоговому кодексу РФ, установленных в соответствии с законом № 334-ФЗ и уже вступивших в силу, должны учитываться при расчёте налога на имущество физических лиц за 2017 год:

  • правила расчёта налоговой базы, установленные для квартиры, должны применяться и в отношении части жилого дома:

налоговая база каждого из этих объектов равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 м 2 его общей площади (пункт 3 статьи 403 НК РФ).

  • правила расчёта налоговой базы, установленные для комнаты, применяются и в отношении части квартиры:
  1. налоговая база для каждого из этих объектов равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 м 2 его площади пункт 4 статьи 403 НК РФ);
  • ставка налога для жилых домов, квартир, комнат, а теперь ещё и для частей жилых домов и частей квартир не может быть выше 0.1% кадастровой стоимости (подпункт 1 пункта 2 статьи406 НК РФ);
  • налоговые льготы, ранее установленные в отношении квартир и жилых домов, отныне распространяются ещё как на части квартир, так и части жилых домов (подпункт 1 и 2 пункта 4 статьи 407 НК РФ).
  • уточнены детали расчёта налога на гаражи и машино-места, расположенные в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень:
  1. снижен налог на гаражи и машино-места и другие помещения, расположенные в торгового, офисного и бытового назначения, входящих в «кадастровый» перечень — такие гаражи и машино-места и другие помещения полежат налогообложения на имущество физических лиц по ставке не более 0.1%, а не по ранее применяемой максимальной ставке 2% (подпункт 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ),
  2. возможность использования налоговой льготы в отношении любых гаражей и машино-мест, причём вне зависимости от того, где они расположены (пункт 5 статьи 407 НК РФ),
  3. при расчёте налога на такие объекты в течение первых 3-х лет возможность использования формулы, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (пункт 8 статьи 408 НК РФ).
  • ограничение ежегодного увеличения налога, рассчитанного на основе кадастровой стоимости объекта:
Читайте так же:  Гражданский кодекс рф 2010

а) для определения суммы налога, подлежащей уплате, необходимо сравнить 2 величины:

  1. налог за текущий период
  2. налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1.1,

но без учёта коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения:

  1. изменилась доля в праве общей собственности,
  2. появилось или оказалось утраченным право на льготу,
  3. возникло или утрачено право собственности на объект;

б) если первая величина окажется больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине, но с учётом коэффициента 1.1 (пункт 8.1 статьи 408 НК РФ).

Приведённый способ расчёта налога НЕ применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включённых в региональный «кадастровый» перечень.

А для гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов, при расчёте налога применяется, как было указано выше, правило, установленное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ.

Налоговые ставки с учётом расширенного состава объектов налогообложения

При расчёте налогов на объекты недвижимости на основе их кадастровой стоимости для определении налоговой базы установлены налоговые ставки, размер которых различен для разных видов объектов недвижимости (пункт 2 статьи 406 НК РФ):

  • налоговая ставка в размере 0.1%

применяется при расчёте налогов на следующие объекты:

  1. жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты
  2. объекты незавершённого строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом
  3. единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом
  4. гаражи и машино-места
  5. хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  • налоговая ставка в размере 2%

применяется при расчёте налогов на следующие объекты:

  1. нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
  2. все объекты недвижимого имущества иностранных юридических лиц, не имеющих на территории РФ филиалов
  3. принадлежащие юридическим лицам объекты жилой недвижимости, не стоящие на балансе в качестве основных средств
  4. объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн.руб.
  • налоговая ставка в размере 0.5%

применяется при расчёте налогов на прочие объекты.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 399 НК РФ). И налог, и налоговые ставки устанавливаются правовыми актами муниципальных властей, а в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) — законами городов.

Размер налоговых ставок может регулироваться, но не безгранично (пункт 3 статьи 406 НК РФ):

  1. или уменьшены до нуля
  2. или увеличены, но не более чем в 3 раза.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • кадастровой стоимости объекта налогообложения
  • вида объекта налогообложения
  • места нахождения объекта налогообложения
  • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Определение налоговой базы на основе инвентаризационной стоимости объектов производится в соответствии с положениями пунктов 4-6 статьи 406 НК РФ) и с применением при этом налоговых ставок, умноженных на коэффициент-дефлятор (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов):

  • налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, в размере 0.1% включительно — для объектов с инвентаризационной стоимостью до 300 млн.руб. включительно
  • налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, в размере 0.1-0.3% включительно — для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно
  • налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, в размере свыше 0.3 до 2.0% включительно — для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 500 млн.руб. включительно.

Муниципальные власти вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от таких показателей, как:

  • суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов),
  • вид объекта налогообложения,
  • место нахождения объекта налогообложения,
  • вид территориальной зоны, в границах которой расположен объект налогообложения.

В случае, когда налоговые ставки не установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований, а в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — законами этих городов, налогообложение производится в следующем порядке:

  • при определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения — по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 статьи 406 НК РФ),
  • при определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения:
  1. по налоговой ставке 0.1% — для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 млн.руб. включительно
  2. по налоговой ставке 0.3% — для остальных объектов.

Увеличение объёма налоговых льгот

Перечень лиц, имеющих право на получение налоговой льготы при уплате налога на недвижимость, представлен в пункте 1 статьи 407 НК РФ. Можно отметить, что в прежний состав льготников включена ещё одна категория — дети-инвалиды (ранее была только категория «инвалиды с детства»). Сделано это на основании дополнения, внесённого Законом № 334-ФЗ, благодаря которому семьи, имеющие ребёнка-инвалида, могут также рассчитывать на льготы.

Весь перечень весьма обширен. В него включены Герои СССР, Герои РФ, лица, награждённые орденом Славы трёх степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, участники Гражданской войны, Великой Отечественной войны, чернобыльцы, ликвидаторы и граждане, подвергшиеся радиоактивному заражению во время аварий или принимавшим участие в испытаниях ядерного оружия: семьи военнослужащих, потерявших кормильца, лица, имеющие право на получение социальной поддержки, мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, которые занимались профессиональной творческой деятельностью в специальных помещениях.

Всем им предоставлены льготы по уплате налога за находящиеся в их собственности объекты недвижимости (за один объект из каждого вида):

  1. квартиру, часть квартиры или комнату
  2. жилой дом или часть жилого дома
  3. помещение или сооружение, используемое в качестве жилых домов, квартир, комнат для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек
  4. хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  5. гараж или машино-место.

Перечисленные льготы носят федеральный характер. Наряду с ними могут действовать и льготы конкретного региона, о которых нужно узнавать на сайте муниципальной администрации или в местной налоговой инспекции.

Вычет по налогу на земельный участок

Для лиц из числа «льготных» категорий (пенсионеры и приравненные к ним лица, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, Герои Советского Союза, Российской Федерации, лиц, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и т.д.), являющихся владельцами земельных участков, предоставлена льгота по налоговому вычету, уменьшающему земельный налог по одному земельному участку.

Налоговый вычет на 6 соток, сокращающий выплаты за владение земельным участком установлен и для российских граждан предпенсионного возраста (для женщин 55 и мужчин 60 лет).

Основанием для применения указанных выше льгот по земельному налоговому вычету стал ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 436 от 28.12.2017 г.).

Перечислим их суть ещё раз:

  • налоговый вычет по земельному налогу применяется, начиная с налогового периода 2017 года — по нему земельный налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м 2 по одному земельному участку,
  • если площадь земельного участка составляет не более 600 м 2 , то земельный налог взыматься не будет, а если площадь земельного участка превышает 600 м 2 , то земельный налог рассчитывается за оставшуюся площадь,
  • с полным перечнем лиц, имеющих право на льготу по земельному налогу, можно ознакомиться в содержании пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ,
  • налоговые льготы носят заявительный характер:
  1. это означает, что физическим лицам, имеющим право на налоговые льготы необходимо подать в налоговую инспекцию заявление о предоставлении налоговой льготы,
  2. можно также представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (пункт 6 статьи 407 НК РФ).
  • уведомление подаётся по специальной форме — с нею можно ознакомиться на ресурсе ФНС nalog.ru, а направить уведомление можно различными удобными способами:
  1. через Личный кабинет налогоплательщика
  2. почтовым сообщением в налоговую инспекцию
  3. подать лично в любую налоговую инспекцию,
  • если уведомление не отправлено, то вычет по земельному налогу будет делаться автоматически в отношении одного земельного участка, но с максимальной исчисленной суммой земельного налога.

Если человек, обладающий правом на вычет, ранее уже пользовался налоговыми льготами, в том числе по другим имущественным налогам (к примеру, пенсионер использовал льготу по транспортному налогу, а ветеран боевых действий был освобождён от налога на имущество), то вычет будет делается на основании налоговых сведений, которые уже зафиксированы в ФНС. Иными словами, необходимости в каких-либо дополнительных обращениях (заявлениях, уведомлениях) у гражданина в таких случаях нет.

Пенсионеры вообще освобождены от уплаты налога на недвижимость. Им льгота предоставляется только по одному объекту налогообложения каждого вида и по их личному выбору.

Налоговые вычеты для «предпенсионеров»

С 1 января 2019 года обладателями налоговых льгот становятся и лица предпенсионного возраста. После старта пенсионной реформы, согласно которой с 2019 года начнется поэтапное повышение пенсионного возраста (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин), а мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет будут относиться к категории граждан предпенсионного возраста.

На граждан указанной категории распространяются льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на один из принадлежащих им объектов недвижимости (за исключением ситуаций, когда объект недвижимости используется в коммерческих целях) . Льготу можно применить в отношении квартиры, комнаты, гаража или хозяйственной постройки, площадь которой не превышает 50 квадратных метров.

Так, при расчёте налога будет учитываться только площадь участка, превышающая 6 соток. Если же участок меньше или равен 600 м 2 , от уплаты налогового сбора владельцы таких участков будут освобождены полностью. Для случая, когда в собственности находятся несколько участков земли, у владельца есть право самостоятельно выбрать из их числа тот, по которому он пожелает применить льготу. Уведомление о своём выборе необходимо направить в налоговую инспекцию, иначе, по умолчанию, вычет будет исчисляться в отношении самого крупного участка.

Немного отвлекаясь от темы статьи, попутно нужно заметить, что относительно транспортного налога для лиц предпенсионного возраста федеральные преференции не предусмотрены. Тем не менее, местные власти могут вводить их на региональном уровне.

Для того, чтобы воспользоваться установленными льготами, лица предпенсионной категории должны подать заявление в ФНС.

Перечисленные положения по налоговым льготам закреплены в ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 378-ФЗ от 30 октября 2018 г.), который вступает в силу 1 января 2019 года.

Налоговые вычеты, полагающиеся всем собственников недвижимости

Как указано в пунктах 3 и 4 статьи 407 НК РФ, с учётом расширения перечня объектов налогообложения, этот перечень объектов выглядит так:

  1. квартира, часть квартиры или комната
  2. жилой дом или часть жилого дома
  3. помещение или сооружение, используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также в качестве жилых домов, квартир, комнат для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек
  4. хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  5. гараж или машино-место.

Для части объектов из этого перечня при исчислении налоговой базы применяется такая налоговая льгота, как необлагаемый налогом вычет из кадастровой стоимости всей площади объекта, но при условии, что объекты не используются для предпринимательской деятельности (пункты 2-3-6 статьи 403 НК РФ):

  • для комнаты, части квартиры — вычет кадастровой стоимости площади 10 м 2 из кадастровой стоимости общей площади этой комнаты, части квартиры
  • для квартиры, части жилого дома — вычет кадастровой стоимости площади 20 м 2 из кадастровой стоимости общей площади этой квартиры, части жилого дома
  • для жилого дома — вычет кадастровой стоимости площади 50 м 2 из кадастровой стоимости общей площади этого жилого дома
  • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом — вычет в размере 1 млн.руб. из кадастровой стоимости всего единого недвижимого комплекса.

Эти вычеты применяются в беззаявительном порядке (автоматически) при расчёте налога для всех объектов, а в уведомлении для уплаты налога на имущество физлиц, которое направляется собственникам, в графе «налоговая база» указывается кадастровая стоимость объекта уже с учётом её уменьшения на величину налогового вычета. Если при его применении налоговая база принимает отрицательное значение, налог за такой объект не выставляется.

Электронный налоговый калькулятор ФНС России

В помощь собственникам объектов недвижимости ФНС России предоставила удобный электронный сервис налоговый калькулятор, позволяющий в режиме on-line рассчитать как налог на имущество физических лиц, так и земельный налог, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объекта, а также выполнить проверку и оплату налога на имущество по ИНН.

Для уточнения величины кадастровой стоимости можно воспользоваться сервисом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), выбрав на этом ресурсе форму запроса Получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно на странице сайта ФНС России Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.

О том, как самостоятельно рассчитать земельный и налог на имущество с помощью налогового калькулятора ФНС России, наглядно демонстрируется в этом видео-материале:

Новый налог на недвижимость физических лиц в 2019