Краткое пособие по написанию

Как написать книгу? Пособие для новичков

Эту статью я хочу посвятить животрепещущему вопросу, волнующему умы многих людей, в том числе не связанных с литературой, — как написать книгу или как написать роман. Думаю, для вас не станет открытием, что в определенные моменты многим из нас приходит в голову идея написать собственную книгу. Причиной тому могут быть какие-то экстраординарные события или просто сложная, полная невзгод и лишений жизнь. И человек справедливо полагает, что все эти злоключения вполне можно отразить на бумаге, оформив в виде романа или автобиографии. Вообще, в мировом масштабе подобный подход вполне обычен: на западе уже давно в моде автобиографии, написанные самостоятельно или кем-то под заказ. Кроме того, бытует мнение, что любой человек в своей жизни способен написать как минимум одну хорошую книгу — о себе самом. И я считаю, в этом нет ничего невозможного, и если вы всерьез собрались засесть за написание бестселлера, но пока не знаете, с чего начать, прочтите эту статью — уверен, она позволит вам избежать многих ошибок.

Все хорошенько обдумайте.

Итак, вы решили написать книгу, переполнены энтузиазмом, но пока не знаете с какой стороны подступиться. Именно сейчас самое время все хорошенько обдумать.

Во-первых, не советую вам браться за написание романа, если вы еще не написали, по крайней мере, пять-шесть рассказов. Ведь это только на первый взгляд очень просто — садись за компьютер, да строчи главу за главой. На практике же творчество — это тяжелый и утомительный труд, требующий помимо усидчивости еще и специфической подготовки, знания множества тонкостей и закономерностей, которые я стараюсь всесторонне освещать в рамках блога «Литературная мастерская». Поэтому если вы сядете за написание романа, не имея за плечами опыта работы хотя бы над рассказами, скорее всего вас постигнет неудача, и дело не будет доведено до конца. Поэтому перед написанием романа рекомендую попрактиковаться и набить руку на рассказах. Принципам построения работы над малой прозой на блоге посвящена статья «Как написать рассказ? Пособие для новичков». Настоятельно рекомендую ознакомиться с этой инструкцией, тем более, что многие ее моменты прекрасно дополняют сегодняшнюю публикацию.

Шаг 1: «Попрактикуйтесь на рассказах».

Во-вторых, если вы все же решили писать роман, необходимо четко определить для себя, о чем он будет, и что вы хотите донести до читателя с его помощью. Пока в голове не возникнет ясного понимания этих вопросов, писать книгу нельзя. Думаю, вы согласитесь со мной, что любое крупное литературное произведение должно нести некую идею, и лучше, конечно, если эта идея будет чем-то выделяться на общем фоне. И даже если вы решили написать книгу на основе событий собственной жизни, в ней все равно должна присутствовать главная идея. Без нее никуда.

Шаг 2: «Определитесь с идеей».

Запаситесь терпением.

После того, как вы укрепились в желании написать книгу и обдумали ее основную идею, приступайте к этапу подготовки. Вполне вероятно, что подготовка растянется на несколько месяцев. Это не должно вас смущать или волновать. Поверьте, так и должно быть. Лично я крайне не рекомендую вам начинать писать текст прежде, чем будет завершен подготовительный этап, иначе вам, скорее всего, придется в последствие полностью или частично переписывать вашу книгу. А резать и перекраивать уже готовый текст психологически очень неприятно.

Итак, этап подготовки заключается в первую очередь в составлении общего плана романа. Этот процесс во многом схож с написанием плана рассказа (который разбирался в статье «Как написать план литературного произведения?»), но намного более глубок и продолжителен. Будьте готовы к тому, что вам придется переработать огромные массивы информации, придумать несколько десятков имен и описаний, подобрать целый список географических названий для вашей истории.

Вкратце обозначим те пункты, которые должен содержать общий план:

  • Синопсис романа;
  • Карточки основных действующих лиц, включающие имена, описания внешности и одежды, психологические портреты, общие и локальные цели для каждого персонажа. Более подробно о том, как это делается, читайте в статье «Как составить подробную карточку персонажа?»;
  • Карточки локаций. Здесь нужно описать основные места, в которых будут происходить события, описать обстановку, выделить главные детали;
  • Краткое и последовательное описание всех событий истории с разбивкой на главы.

Помимо вышеназванных в плане могут появиться и другие элементы. Например, если действие книги происходит в некоем фантастическом мире, по которому герои активно перемещаются, то, скорее всего, вам придется нарисовать его карту. Если повествование имеет широкие временные рамки или богатую предысторию, то может понадобиться лента событий. В ней указываются даты и краткие описания важных событий романа, либо произошедшие до начала повествования. В общем, составление плана — это такая же творческая деятельность, зачастую даже более интересная, чем написание или работа с текстом, так что и подходить к ней нужно творчески и с удовольствием. Помните, что время и усилия, затраченные на подготовительном этапе, с лихвой окупятся впоследствии.

Шаг 3: «Составьте общий план романа».

Последовательная работа над каждой главой.

После того, как у вас будет готов общий план книги, начинайте составление планов для каждой главы. Если глав намечается много (более десяти), то разумно после оформления очередного плана приступать непосредственно к написанию — так дело пойдет веселее. Однако не забывайте, что садиться за написание без готового общего плана крайне нежелательно.

В план каждой главы вы заносите:

  • Синопсис главы;
  • Карточки действующих лиц;
  • Карточки локаций главы;
  • Краткое и последовательное описание всех событий главы с разбиением на сцены.

Можно добавлять еще какие-то материалы по вкусу. Если вы, к примеру, скрупулезно работаете над психологической составляющей, можно отмечать перепады настроения персонажей по ходу главы, отмечая, каким оно было до, а каким стало после произошедших событий. Также иногда полезно накидать небольшую предысторию главы: обозначить для себя те события, которые не попадут в книгу, но косвенно повлияют на происходящее.

В общем, потренировавшись на нескольких первых главах, вы в дальнейшем уже четко определите для себя круг необходимых элементов плана и будете работать по ним.

Шаг 4: «Составьте подробный план для каждой главы».

После завершения подготовительного этапа можно смело приступать к написанию.

Главное в написании романа — последовательность и упорство. Эта работа для усидчивых и целеустремленных. Иногда работа через «не хочу», почти всегда работа без вдохновения. Лично я не знаю, возможно ли, в принципе, написать книгу объемом, скажем, в четыре сотни страниц только на одном вдохновении? Сильно сомневаюсь. Так что соберите волю в кулак и приготовьтесь к настоящему испытанию творчеством. Не хочу пугать, но скорее всего у вас будут такие моменты, когда захочется забросить все и забыть, когда в голове не окажется ни одной свежей мысли. Через все это нужно пройти, все это следует мужественно преодолеть для итогового положительного результата. Не вы один такой, у всех в творчестве случаются сложности.

Замечу, что крайне нежелательно допускать продолжительных пауз в написании (более 4-5 дней). Конечно, иногда короткий отдых необходим, но если перерывы сильно затягиваются, можно утратить интерес к затее. Помните лозунг «Ни дня без строчки» и старайтесь писать ежедневно.

Я выделяю два подхода к написанию текстов:

  • Первый заключается в скоростном письме, и цель его — как можно быстрее закончить произведение. Основная работа, таким образом, переносится на следующий этап — редактирование. В нем в текст добавляются необходимые детали, исправляются ошибки, происходит шлифовка. Лично я долгое время использовал в своей практике именно этот метод, так как зачастую внешние факторы (домашние, шум, звонки, телевизор и т.д.) не давали как следует сосредоточиться во время написания. Минус подобного подхода очевиден: отредактировать и выправить текст порой значительно сложнее, чем написать с самого начала «как надо».
  • Второй подход делает акцент на вдумчивую работу над каждой фразой, над каждым абзацем. Сам процесс идет в таком случае очень медленно, автор подолгу обдумывает каждое предложение, зачастую правит куски текста прямо во время написания. Это значительно упрощает последующее редактирование, так как текст по сути уже подвергся первичной обработке. Замечу, что подобный подход требует спокойной обстановки и полной сосредоточенности на написании.

Вы вольны использовать любой из этих подходов, либо комбинировать их. Со временем вы выработайте свой собственный ритм письма, удобный именно вам.

Естественно, процесс написания включает в себя множество разнообразных тонкостей: например, борьбу со штампами и словами-паразитами, построение описаний и диалогов, работу со средствами художественной выразительности и многое-многое другое. Разумеется, осветить эти вопросы в рамках данной статьи не представляется возможным, иначе она бы сама превратилась в полновесную книгу. Каждому из них я посвящаю отдельные статьи блога «Литературная мастерская», поэтому рекомендую подписаться на обновления, чтобы всегда быть в курсе выхода свежих материалов.

Шаг 5: «Пишите настойчиво и упорно. Желательно каждый день».

Редактирование и доводка.

Заключительный этап, который, в принципе, может длиться до бесконечности. Редактура заключается в многократном перечитывании текста и исправлении найденных ошибок, отшлифовке формулировок, борьбе со штампами и словами-паразитами.

Что для этого необходимо?

Во-первых, нужно знать в лицо те недочеты, которые мы собираемся исправлять. К ним относятся различного рода канцеляризмы, штампы, повторы, тавтологии. Более подробно о каждом из этих недочетов читайте в следующих статьях блога «Литературная мастерская» или в специализированной литературе.

Во-вторых, не лишними будут знания орфографии и пунктуации. Потому как ошибки и неверно расставленные знаки препинания серьезно портят впечатления от текста. В наш век компьютерных технологий и интернета существует масса программ по проверке правописания, однако им не всегда по зубам художественный текст, да и от изучения правил родного языка это не освобождает. Поэтому не лишним будет освежить свои знания русского языка.

Читайте так же:  Mysleepgood развод

В-третьих, важно наметить, каким образом будет проходить процесс редактирования. Основные варианты, которые использую я, следующие:

  • Чтение текста про себя с экрана монитора. Самый что ни на есть стандартный способ, заключающийся в многократном прочтении и исправлении текста. Тут действует принцип «чем больше, тем лучше», и в идеале заканчивать редактуру нужно тогда, когда уже нечего больше исправлять. Однако на практике мало у кого хватает терпения сделать больше десятка прочтений, особенно если вещь получилась объемной.
  • Чтение текста вслух с экрана монитора. Помогает корректировать ритм и мелодику написанного. Очень часто начинающие писатели не обращают внимания на звучание текста: например, не замечают скопления согласных на стыке двух слов (что-то вроде «магистр в страхе»). А вот когда текст читается вслух, подобные места сразу всплывают – плавность речи на них нарушается. Естественно, такие недочеты надо исправлять. Более подробно о фонетических огрехах я обязательно расскажу в одной из следующих статей.
  • Чтение текста про себя с бумаги. Удивительно, но как только текст оказывается на бумаге, он становится совершенно не похож на тот, что мы так долго и упорно правили на экране компьютера. В глаза сразу же бросаются недочеты. Вот их-то нам и надо исправить! Я уже давно открыл для себя этот прием и теперь спорадически пользуюсь им. Рекомендую!
  • Проверка на повторы и тавтологии при помощи программы «Новый взгляд». Это приложение помогает в проверке написанного, когда собственный глаз уже не в силах выловить недочеты. Программа «Новый взгляд» хорошо отыскивает повторы, однокоренные слова и тавтологии, которые сложно найти самостоятельно.
  • Исправление ошибок и опечаток, найденных критиками. Обычно после того, как автор прошел все ступени (или, может, круги?) редактирования, следует отдать рукопись знающему человеку, чтобы он, прочитав, мог указать на ошибки. У многих писателей есть так называемый «домашний критик» — близкий родственник или друг, которому доверено право первым прочесть новое произведение. И это тоже, несомненно, часть редактуры, и порой, если критик достаточно грамотен и искушен в литературных вопросах, она способна принести немалую пользу свежему произведению.

Шаг 6: «Редактируйте написанный текст».

Вот вкратце и весь путь написания книги. Конечно, он долог и тернист, но итоговый результат, полагаю, стоит затраченных усилий. Желаю вам удачи в ваших начинаниях и побольше законченных произведений.

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно подробно осветить все вопросы, касающиеся работы над романом. Очень важная грамотная проработка сюжета (раздел блога «Сила сюжета«) и персонажей (начать можно со статьи «Работа над персонажем«). Для авторов более искушенных и опытных на блоге есть статья о секретах подготовки к написанию книги. Крайне рекомендую ее для ознакомления.

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская», чтобы всегда быть в курсе новых интересных статей о секретах писательского мастерства. До скорой встречи!

Краткое пособие для написания статей о России

Часть 1. Душераздирающая затравка.

...Россия опять.

Тут можно развернуться — угнетает соседей, обижает олигархов, грозит перенаправить, пугает выходом из договора, ставит себя в положение изгоя, ведет рискованную игру, заигрывает с режимами, бряцает оружием, не действует в интересах.

Рекомендуемый набор слов:
деструктивная, пухнущая от нефтедоларов, самодовольная, сильный царь, великодержавность, «матушка» Россия, имперские амбиции, рабская душа, вековая несвобода.

Часть 2. Немного росиянского колорита.

. Я проехал по России. . Я живу в Москве уже. . если не живет и не проехал, можно обратиться к великой русской литературе/Достоевский/ и великой русской культуре/Чайковский/ . Несмотря на то что в России великая культура.

Рекомендуемый набор слов:
пьянство, проституция в армии, проституция везде, спид, стареющее насекление, ужасающая демография, наркомания, коррупция, инфляция.

Часть 3. Добавим объективности. .

..90е — благодатное, но бандитское время. . армия — сильная, но слабая. . президент — действующий с одобрения большинства, но авторитарный. . экономика — растет, но падает.

Рекомендуемый набор слов:
«крайне неэффективная экономика СССР», «гонка вооружений которая повлекла» «при Ельцине был рост», Чечня, Ходорковский, Литвиненко, Политковская, оппозиция, свобода прессы, ФСБ наследница КГБ.

Часть 4. Россия — не Советский Союз.

Это самая жизнеутверждающая часть статьи. Тут должно быть непременно

«Хоть Путин и сказал о главной геополитической катастрофе 20 века — распаде СССР, но мы то знаем».

Рекомендуемый набор слов:
тоталитаризм, десятки милионов жертв, гулаг, молотов-рибентроп, ялта, освобожденные народы, нато не угрожает интересам, крым — часть Европы, Украина хочет в нато, настоящая демократия, России нужны наши инвестиции, нужны наши технологии, ВТО, ОБСЕ, диверсификация, цивилизованный мир, развитый мир, весь мир, уровень жизни, нужно заставить считаться, надо дать понять

В зависимости от ситуации по вкусу добавляется геополитика — маленькая Грузия, неуравновешенная Венесуэла, опасный Китай.

Примечание: инструкция распространяется условно бесплатно, демоверсия. Более подробная стоит кучу денег.

В полной версии: медведи, кровавые диктаторы с балалайками, топчущий остатки свободы деспотический тоталитаризм, вековая трусливая и рабская покорность неграмотного и забитого русского мужика

В России опять сгущаются тучи. Имперский инстинкт берет свое. Медведь точит когти на беззащитную Украину. (Украина — это мать городов русских, о чем никогда не забывают в Кремле).

Кремль сумел рассорить оранжевую коалицию. Он отравил Ющенко, так что отравление не проходит уже 4 года(. ), а теперь опоил Юлию Тимошенко завлекун-травой, она все больше любит Россию.

Я бывал в России. Пьяные солдаты, предлагавшие мне украденные колеса от самолета, сказали — «мы не хотим воевать с Ураиной, но ведь это — мать городов русских». На них действует пропаганда несвободных СМИ, она разжигает в них ужасные инстинкты, которые идут от Ивана Грозного (Грозный это — хоррор) к тому же на Украине есть унитазы и часы, которых в России нет.

Это тоже будит инстинкты. Воевать они поедут на ржавом самолете без колес, его будет сопровождать буксир и тянуть на канатах специальные люди, «burlaky». Что поделать. Они уважают Путина-Медведева, сильного царя из Кремля. Ведь в бурные, но свободные 90-е, при Ельцине, солдатам пришлось бы заниматься проституцией, чтобы выжить.

Но в СССР все было бы еще хуже. В СССР они были лишены элементарного: джинсов, кроссовок и жевачки. И они боялись КГБ. Поэтому они устало улыбаются и говорят: сейчас мы — свободные люди! Но в Кремле не дремлет медведь-шахматист. Он распух и обнаглел на петрорублях, он просчитал все ходы в партии, обрушил нашу биржу и точит когти на беззащитную Украину.

Если мы отдадим ее Кремлю, нам не простит Демократия. Да и Кремль на самом деле слаб. Ведь у него на самом деле нет технологий, чтобы добывать нефть и газ, а Сибирь вот-вот захватит Китай.

Учебное пособие: требования к написанию

Учебное пособие –расширенное дополнение к учебнику, отличающееся детализацией представленной информации, наличием практических заданий и приложений.

Его преимущество заключается в отражении наиболее актуальной и новой информации по освещаемой проблематике. Обусловлено это временным фактором: его разработка и внедрение происходят оперативнее в сравнении с учебником.

Помимо прочего, автор пособия получает возможность представить свое видение структурирования и презентации выбранной учебной дисциплины. Материал при этом должен излагаться в русле фундаментальной науки. При этом учебные пособия адресованы не только студентам, но и коллегам, преподавателям и практикам вашей области.

На данный момент нет четко регламентированных требований к учебным пособиям, установленным Министерством образования и науки. При этом анализируя большое количество локальных документов отдельных вузов, предписывающих правила оформления и написания учебных пособий, можно выделить схожие ключевые моменты.

Общепринятая структура написания учебного пособия включает в себя следующие элементы:

Несет информацию о наименовании, дате и месте издания, выпускающем издательстве. Оборотная сторона содержит сведения об авторе или коллективе авторов, рецензентах. Здесь также размещается издательская аннотация, представляющая собой краткое сообщение о содержании и назначении учебного пособия. В ней необходимо указать направления подготовки (специальности) для которых предназначено данное издание

Справочный элемент учебной книги, презентующий общую структуру издания, его основные разделы и рубрики.

Может быть написано как автором, так и рецензентом, экспертом, научным редактором. Цель предисловия — обозначить особенности издания, определить его значимость, обосновать значимость его внедрения в процесс профессиональной подготовки специалистов. В предисловии может быть дана оценка перспектив изучения представленного вопроса, направления в этой области, которые требует дальнейшего активного изучения и исследования.

В нем можно также выразить благодарность лицам, содействующим создавать книгу.

Дается краткое описание изучаемой дисциплины, дидактическая ценность его использования при подготовке специалистов. Зачастую во введение указывают целевую аудиторию, для которой оно разрабатывалось. Во введение важно обозначить актуальность представленной темы.

Сокращения, условные обозначения

Перечь сокращений приводится после введения, перед основным текстов. Наличие таких списков помогает восприятию и понимаю материала, упрощает работу с пособием.

В данной части приводится историография изучаемой проблемы, описывает методологическая часть.

Особенностью этого учебного издания является наличие не только теоретической части и представленность расширенного материала по теме, но и наличие методологического блока в каждом разделе, который включает в себя:

  • Контрольные вопросы по представленной теме;
  • Задания к семинарскому занятию и самостоятельной работе;
  • Темы рефератов, эссе, докладов, презентаций;
  • Обзор и рекомендация литературы.

Содержит обобщенную информацию, выводы автора, рекомендации и прогнозы развития учебной дисциплины.

Библиографический перечень пособия

Указываются книги, учебники, журналы, монографии и другая использованная литература, а также электронные и виртуальные ресурсы.

Выступают важным дополнением к основному материалу. Носят справочный, наглядно-иллюстрационный или документальный характер, необходимы для полноты освоения темы.

Мы рассмотрели распространенную модель структурирования учебных пособий, при этом она не является жестко регламентированной и некоторые из ее элементов могут отсутствовать.

Краткое пособие по написанию

Введите данные, указанные при регистрации

Или авторизируйтесь через соцсети

Если вы еще не регистрировались на сайте и у вас нет учетной записи в социальных сетях, вы можете зарегистрироваться .

Или авторизируйтесь через соцсети

Если вы уже зарегистрированы на Конте, то вам необходимо войти в свой аккаунт.

Регистрируясь на Конте, вы присоединяетесь к десяткам тысяч авторов, писателей и читателей, теоретиков и практиков, профессионалов и любителей. Вы получаете возможность делиться своими идеями, мыслями, фантазиями с огромной аудиторией. Ведь хорошая статья заслуживает большой аудитории.

Читайте так же:  Как оформить заказ на aliexpress в приложении

Регистрируясь на Конте вы принимаете Пользовательское соглашение.

Краткое пособие по написанию диплома.

Работа над дипломом включает в себя несколько ключевых этапов.
Это:
1. Выбор темы
2. Выбор научного руководителя
3. Собственно работа с дипломом

Собственно, для того, чтобы рационально подходить к пункту 1 и пункту 2 – нужно сначала определиться с тем, что за диплом вы собираетесь писать. В принципе, все многообразие ВКР можно свести к двум базовым вариантам. Вариант первый – «научный» диплом. Вариант второй – «практический» диплом. Отличаются они результатом, то есть тем, что будет итогом вашей работы, который, собственно, вы и будете защищать.
В «научных» дипломах это приращение научного знания – то есть маленькое, но – открытие. Например – новый метод расчета чего-нибудь. Или новое лекарство. Или новый способ лечения болезни. Или, скажем, новая точка зрения относительно размера поголовья крупного рогатого скота у древних кочевников средней полосы Сибири.
В «практическом» дипломе итог принципиально другой. Это решение практической задачи, и оно, как правило, никакой особой новизны не предполагает. Например – предложения по развитию сайта конкретной компании. Или планировка нового здания. Или новая структура, численность и распределение должностных обязанностей в коллективе. И так далее. Иногда бывает так, что в ходе решения этой задачи появляется и научный элемент. Допустим, формируя набор предложений по развитию сайта, вы столкнулись с нехваткой данных о потенциальной аудитории – кто они, откуда и так далее. А готовых решений вашей микро-проблемы нет. Этим просто никто еще не занимался, потому, что с такой проблемой никто кроме вас не сталкивался. Тогда вы, в рамках решения вашей большой задачи, предлагаете какой-то принципиально новый способ изучения этой самой аудитории. Разрабатываете, испытываете и доказываете его надежность. Вот это и будет научная составляющая. Но она, повторюсь, в «практических» дипломах бывает довольно редко.
Теоретически, в любом ВУЗе вы можете выбрать себе и тот, и другой вариант, на практике же ситуация такая – ВУЗы обычно специализируются на дипломах какого-то одного типа, по крайней мере в рамках отдельных специальностей. Эта специализация проявляется в наборе учебных курсов и практических заданий, да и просто в представлении о том, что такое диплом. Так что если ваш ВУЗ «заточен» под «практические» дипломы, у вас будет крайне мало шансов на написание научного диплома – просто потому, вас, скорее всего, не учили вести научные исследования, да и требовать от вас будут не абстрактной «научной новизны», а конкретного практического результата.

Теперь, покончив с теорией, переходим собственно к выбору темы/научного руководителя.

Для «научных» дипломов оптимальной мне представляется следующая схема. Во время обучения вы стараетесь максимально точно определить сферу своих научных интересов. Например, в истории в целом – отечественная история, середина XIX века, развитие промышленности. Или международная дипломатия. Или еще что-нибудь. И так далее – в любой научной дисциплине есть масса разделов. Затем (или параллельно с этим) вы обращаетесь к специалисту, сфера интересов которого максимально близка к тому, что интересно вам лично. Как правило – это и есть ваш будущий научный руководитель, и на этом этапе его функция заключается в том, чтобы подсказать вам – какие есть интересные и неизученные (или недостаточно изученные) проблемы в рамках того общего направления, которое интересно вам. Значимость такой подсказки в том, что сами вы, как правило, не владеете темой настолько, чтобы видеть или знать – какие именно темы уже проработаны хорошо, какие средне, а какие – вообще никак. Таким образом – выбор темы диплома сводится к выбору одного из вариантов, предложенных научным руководителем. Или – что бывает гораздо реже – к самостоятельному выбору темы, и ее согласованию с научным руководителем. Затем, при написании диплома, помощь, которую может оказать научный руководитель, обычно сводится к следующему: рекомендации по необходимой литературе (а иногда и предоставление каких-то книг), советы по поиску материалов и данных, обратная связь по набору выбранных методов и разных нюансах исследования, и, если повезет – то контроль качества текста, от соблюдения структуры до орфографии.

С «практическим» дипломом набор возможностей чуть больше, но и их можно свести к нескольким основным вариантам.
Вариант первый, на мой взгляд, самый сложный, но и самый удачный – самостоятельный выбор места практики. Этим вы «убиваете» сразу несколько зайцев. Во-первых, можно выбрать компанию, в которой вам могут предложить после практики работать (и в которой вам хотелось бы работать). Во-вторых, можно выбрать тему и направление дипломной работы, максимально соответствующие вашим интересам. Интересно вам продвижение в Интернет – отлично. Интересна корпоративная культура – тоже замечательно!
Тема диплома в этом варианте чаще всего (хотя и не обязательно) совпадает с характером ваших обязанностей в рамках практики. В любом случае – тема определяется деятельностью конкретной организации, ее проблемами. Вы определяете проблему, исследуете ее, предлагаете и прорабатываете решение, т.е. как раз подтверждаете свою квалификацию как специалиста. Руководитель может быть в этом варианте полезен советами относительно выбора методов исследования, а так же различных аспектов выбранного вами решения. Целесообразно консультироваться с ним ДО того, как начнется проработка той или иной части диплома, так как это позволяет не тратить время и силы на переделывание – в том случае, если вы чего-то позабыли/не учли/упустили из виду. В чем сложность первого варианта? Во-первых, в большей степени самостоятельности. Во-вторых, для того чтобы грамотно выбрать себе организацию-место практики, нужно время – а значит, делать это лучше заранее, а не в последний момент, когда студенты всех окрестных ВУЗов озадачены этой же проблемой. В-третьих, чтобы выбирать – нужно более-менее разбираться в том, какие вообще есть варианты – то есть представлять, кто что из себя представляет на рынке, кто чем занимается, и так далее. Представление об этом дать может только практика – а это опять-таки время и силы. В принципе, на этом этапе может оказаться полезным совет эксперта, но контакты с экспертами тоже обычно «вырастают» из практики. Поэтому, выбирая этот вариант с «нулевым» уровнем подготовки вы рискуете найти в качестве практики место неудачное. Тоже опыт, в принципе, и диплом можно написать отличный – но все бонусы возможного трудоустройства пролетят, таким образом, мимо.
Вариант второй – то же самое, но выбор места практики и/или темы диплома предлагается научным руководителем. Этот вариант возможен при условии, что он сам является практикующим специалистом (или был им в недалеком прошлом), и обладает какими-то актуальными контактами, связями – т.е. может предложит вам это самое место практики. В принципе, вариант менее удачный, чем первый, так как:
a) Лишает вас свободы выбора темы и места практики наиболее интересного именно вам,
b) «Навязывает» вам тему исследования в готовом виде, подменяя, таким образом этап анализа ситуации и выявления проблемы – а для молодого специалиста умение найти и обозначить проблему очень важно, если он собирается развиваться в своей профессии. Иногда пропадает даже этап поиска решения – так как его тоже может выдать в готовом виде научный руководитель.
Единственное значимое преимущество такого варианта – становится возможна практика в каком-то очень интересном и необычном месте, куда своими силами попасть почти невозможно. Допустим, в МВД, ФСБ, МИД или, скажем, в головном офисе МТС — при условии, что у науч.рука есть туда доступ. Оптимально в этом случае ограничиться именно доступом в организацию, а все остальное делать самому, предлагая руководителю оценивать то, что у вас получается.
Третий вариант – «абстрактный» практический диплом. Это когда вам, допустим, страсть как хочется писать диплом о «Coca-Cola». Или о различиях в корпоративной культуре Google и Apple, и преимуществах первой. Само по себе это прекрасно, и достойно восхищения. Проблема в другом – в том, что доступа к материалам этих компаний у вас нет, и получить его неоткуда. В итоге или получается не диплом как самостоятельное исследование, а реферат, написанный по литературе, просто большой по объему. Или получается такой «тоже-диплом», где все понарошку. Вы выявили проблему – но проверить, правильно или нет, то есть – реально ли она существует в данной компании, вы не можете – у вас нет данных. Вы чего-то исследуете, предлагаете решение – но проверить, подходит ли оно на самом деле (с точки зрения ресурсов, конкретных приемов и так далее) – не можете. У вас нет для этого данных. Шансы на внедрение ваших идей – близки
к нулю. То есть вы, конечно, можете написать в Apple Inc., и предложить им ваш диплом, но… я о подобных прецедентах не слышал. Писать такие дипломы можно у любого научного руководителя, который согласится с подобной профанацией, и редко когда они оцениваются высоко. Помощь руководителя в этом случае сводится, по сути, к контролю за соблюдением формальных параметров типа структуры текста, оформления и прочему.

Теперь переходим к собственно работе с дипломом. Тут тоже есть разница в зависимости от того, какой вариант ВКР вы выбрали.

Но сначала лучше проговорить общие вещи, а потом переходить к деталям.
Итак, вчерне структура диплома выглядит так:
Введение.
Основная часть (состоящая, как правило из 2-3 глав).
Заключение.
Скажем несколько слов о каждом разделе.
Введение. Наверное, это самая важная часть диплома, так как именно здесь закладывается то, что можно назвать «архитектурой» будущего исследования, и во многом определяется результат. Введение состоит из нескольких блоков, выстроенных в строгой последовательности.
Актуальность – общие и красивые слова о том, что тема страшно важна и актуальна. Как правило – от пары абзацев до страницы. Завершается выводом о том, что тема – да, актуальна.
Обзор литературы. Описание и анализ того, что уже написано по данной теме до вас. Принципиально, чтобы в анализе вы показали, насколько тема изучена, какие результаты уже есть, а что остается в разряде нерешенных пока проблем. Хорошо, если вы можете систематизировать литературу по теме, и дать краткую характеристику получившихся типов, с указанием отдельных наиболее примечательных авторов и их произведений. Например – монографии иностранных авторов, их главные достоинства –А, B, C, недостатки – D, E, F. Наиболее яркий пример – книга Джона Смит «Бла-бла-бла» (тут идет правильно оформленная сноска на книгу), в которой автор… Затем – статьи отечественных авторов… Есть несколько стандартных схем классификации, можно использовать их, можно придумать что-то свое, что вытекает из специфики вашей темы.
Объем этого раздела сильно варьируется в зависимости от темы (степени ее изученности), вашего с ней знакомства и «потребности в тексте», и может составлять от пары до двух десятков страниц. Завершается обзор литературы выводом, что тема – так, как вы ее ставите, до вас изучена не была (или была изучена недостаточно, или результаты устарели) – и потому ваше исследование имеет право на существование и, более того, необходимо.
Объект и предмет исследования. Полностью зависят от темы, я даже не знаю, что тут добавить, кроме ритуального «объект шире, чем предмет». Если выбрать в качестве примера типичную для PR тему «Продвижение организации ХХХ» то объектом обычно будет продвижение организации ХХХ, а предметом – инструменты (приемы, методы и т.д.) этого продвижения. Этот раздел важен в первую очередь для самого автора, так как обозначает, что именно он исследует.
Цель и задачи. Цель – то, что вы получаете (и предъявляете) в качестве результата дипломного исследования. Или то самое новое «научное знание», или набор рекомендаций, что и как нужно делать компании, чтобы решить стоящие перед ней проблемы. Задачи – та последовательность шагов, которая позволит вам сформулировать в итоге этот ваш результат. Обычно задач в дипломе от 4 до 6 – и они вчерне соответствуют структуре текста (то есть решению каждой задачи посвящен отдельный параграф).
Методы. Здесь вы описываете тот набор конкретных исследовательских приемов, которые позволят вам ответить (решить) поставленные задачи. Например, вы изучаете корпоративную культуру конкретной организации, и вам нужно выяснить, как персонал представляет себе миссию и ценности компании. Это можно узнать, побеседовав с руководителем. Можно – прочитав соответствующие документы. Можно — поговорив в курилке с коллегами. А можно – проведя масштабное анкетирование всех сотрудников компании. Естественно, результаты будут отличаться в зависимости от того, какой метод вы выберете. Ваше задача выбрать такие методы, которые дадут наиболее достоверные результаты при тех ресурсах (время, усилия и прочее), которые вы можете себе позволить. Описывать, что из себя представляют анкетирование, и, скажем, контент-анализ, как методы – в чем их преимущества и недостатки – в этом разделе (да и вообще в дипломе) НЕ НУЖНО!
Рамки исследования – раздел во многом формальный, но от этого не менее значимый. Здесь вы должны описать территориальные и хронологические границы вашего исследования (и обосновать их). Например, в дипломе, посвященном имиджу кандидата вы будете исследовать его восприятие целевой аудиторией – и надо будет пояснить, что ваше исследование охватывает рамки с, допустим, января 2012 и по октябрь 2014 года (и почему так). Территориальные рамки – избирательный округ номер такой-то в границах 2014 года (и при необходимости указать, что это значит конкретно, на местности).
Еще может быть раздел, который называется понятийный аппарат. Раздел это
т необязательный, и нужен в том случае, если используемые вами термины допускают несколько значений. Например, если вы пишете о социальных сетях, то имеет смысл проговорить, что в работе вы этим термином обозначаете только «Вконтакте» и «Одноклассники», а все остальное остается за рамками вашего исследования.

Читайте так же:  Жалоба в фас через интернет

На этом введение заканчивается, и начинается основная часть.
Количество параграфов и глав, по идее, зависит исключительно от темы, цели и задач, но на практике, опять же, считается почему-то, что глав должно быть непременно три.
«Первая глава – теория, вторая – исследование, третья – практика». Такая схема допустима, но считать ее универсальной я бы не стал. Просто потому, что теория как таковая нужна не везде и не всегда. Гораздо важнее, на мой взгляд, четкость структуры основной части диплома. Один из самых простых способов добиться этого – в начале каждой главы писать небольшое предисловие – в котором напоминать читателям (и себе), какие задачи вы собираетесь сейчас решать и почему. И заканчивать каждый параграф и главу подведением итогов, своеобразными мини-выводами.

Заключение. Самая скучная и самая простая часть диплома. По сути, здесь вы просто другими словами повторяете выводы каждого параграфа и каждой главы. Или, что то же самое, даете ответ на каждую из поставленных во введении задач. Не констатируете, что задача решена, а именно даете на нее ответ. Если, допустим, у вас была задача проанализировать рынок, выявить основных конкурентов и особенности их позиционирования – то вы так и должны писать. Наше исследование показало, что основными конкурентами компании «Х» являются: компания «А», компания «В» и холдинг «С». Позиционирование компании «А» такое-то, позиционирование компании «В» — такое-то – и так далее. И завершается все это выводом, что задачи решены, а цель исследования достигнута.

Начинать работу, с моей точки зрения, необходимо с введения. Мнение о том, что главное – основная часть, а выводы и введение можно написать в последний момент – глубоко ошибочно, и часто приводит к стандартным проблемам. Введение можно не писать сразу целиком, можно не «вылизывать» формулировки, но прописать объект, предмет, цель, задачи и методы – необходимо. Обозначить рамки – тоже. Это важно в первую очередь потому, что позволяет гораздо четче и логичнее планировать дальнейшую работу. Немаловажно и то, что согласование с научным руководителем этого «каркаса» будущей работы уменьшает вероятность того, что потом придется все переделывать. Обзор литературы очень важен для «научных» дипломов – поскольку позволяет четко очертить проблему, и менее важен для дипломов «практических», где и так очевидно, что литературы по «формированию имиджа политического деятеля» — много, а по «формированию имиджа мэра Пупкина» — нет в принципе. А вот актуальность действительно можно писать в последний момент.

Теперь несколько слов о наиболее распространенных ошибках, которые можно встретить в дипломной работе.

1. Неправильно сформулированные объект-предмет. Чаще всего объект берут слишком обширный, например – вместо продвижения компании «Х» объектом становится сама компания «Х» — что неверно. Ведь о об истории компании, ее кадровых и бухгалтерских проблемах, аренде помещений и сотне других вещей в дипломе нет ни слова – он весь только и исключительно о продвижении этой компании.
2. Формулировка цели. Чаще всего цель формулируют как «изучить» или «исследовать». Но само по себе изучение не может быть целью, изучение – лишь задача. Еще раз – цель это результат, который вы предлагаете. Например – рекомендации по совершенствованию продвижения. А для этого нужно изучить – одно, другое, третье..
3. Нарушенная структура введения. Обычно эта ошибка проявляется в виде отсутствия методов, реже — в виде отсутствия обзора литературы, еще реже – все остальные возможные ошибки.
4. Обзор литературы. Почему-то эта беда встречается очень часто. На одной страничке в кучу свалены совершенно разные работы разных авторов, анализа литературы, по сути, нет – есть только констатация факта, что та или иная книга «представляет большой интерес». Почему, для кого – об этом ни слова.
5. Методы. Тут типичны следующие ошибки. Во-первых, вместо нормального описания использованных методов начинаются общие слова вроде «общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции» и прочее бла-бла-бла… Во-вторых, часто путают сами термины «методы» и «методология». Так вот, в дипломе именно методы исследования, а методология – это уже уровень кандидатской диссертации, и значит это слово примерно вот что: базовые, фундаментальные принципы научной (и другой) работы, по сути – ценностные установки. Например – «индивидуализм и свободный рынок – это хорошо» и «индивидуализм и свободный рынок – фикция, а хороша – плановая экономика». Это две разных методологии, то есть ценностных системы, в рамках автор пишет свою работу. Надо сказать, что «изнутри» методология обычно незаметна и не ощущается, и как раз здесь неоценима помощь научного руководителя.
6. Слабость выводов и заключения. Тоже частый недуг, и проявляется он в отсутствии (или совершенно беспомощном уровне) выводов – которые должны быть после каждого параграфа, после каждой главы. Соответственно, это приводит обычно к тому, что и в заключении вместо лаконичного решения поставленных задач начинаются пространные рассуждения о значимости темы, то есть – опять разговор заходит об актуальности.
7. Ну и форменный бич современных дипломов – косяки с оформлением. Неправильно оформленные сноски (или вообще отсутствие сносок там, где они явно должны быть), неправильно оформленный список литературы – не по алфавиту, без указания страниц, издательств и года выхода и так далее. Отдельная песня – ссылки на Интернет. Бывает, что даже нумерация страниц отсутствует.
В общем, старайтесь всех этих ошибок избегать.

В первом приближении это все!

ЗЫ. Мой «гайд», разумеется, не претендует на полноту и всеохватность, возможно – и даже скорее всего, что я много вариантов упустил по незнанию. Это просто мое понимание того, как может и как должна строиться работа над дипломом.

ЗЫЗЫ. Если у кого-то будут вопросы или дополнения – всегда к вашим услугам!

Дипломы этого года, наконец закончились. Все. НГУ-шные, СИУ-РАНХиГС-сные, и все прочие.. И так как год за годом студенты — и мои, и нет, наступают на одни и те же грабли, я решил оформить в виде текста свои соображения о том, как должна строиться работа над дипломом. Надеюсь, всем тем, кому предстоит в скором времени заняться этим увлекательным делом, данный текст будет полезен.

Краткое пособие по написанию