Требования к актуализации схем теплоснабжения

Скорректированы требования к порядку разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений и городских округов

Федеральным законом, в частности:

устанавливается полномочие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по выдаче обязательных для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по направлению для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городов федерального значения и поселений, городских округов с численностью населения 500 тысяч человек и более;

уточняется понятие «схема теплоснабжения», которое дополняется указанием на необходимость утверждения данного документа правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления;

в КоАП РФ вводится новый состав административного правонарушения «Нарушение законодательства о теплоснабжении», в котором предусматривается административная ответственность за ненаправление проекта схемы теплоснабжения для утверждения; нарушение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения; нарушение порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее 500 тысяч человек; невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Требования к актуализации схем теплоснабжения

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» в нашей стране за 7 лет было разработано около 11000 схем теплоснабжения поселений и городских округов.

Схема теплоснабжения является «живым» документом и должна соответствовать реальным темпам развития поселения или городского округа, для чего требуется ее ежегодная актуализация. Необходимость ежегодной актуализации схемы теплоснабжения закреплена законодательно статьей 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении». В настоящее время проходит большой объем работ по ежегодной актуализации действующих схем теплоснабжения.

Рассмотрим основные вопросы, которые возникают при выполнении данных работ.

1. Большое количество утвержденных схем теплоснабжения (особенно небольших сельских поселений) были разработаны низкого качества без учета требований ПП РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Поэтому, при актуализации данных схем теплоснабжения необходимо по сути разработать новую схему теплоснабжения.

2. Согласно требованиям, схема теплоснабжения должна разрабатываться на срок не менее 15 лет. Большинство утвержденных схем теплоснабжения разработаны только на 15-летний период. После утверждения актуализированной схемы теплоснабжения действующая до момента утверждения редакция схемы утрачивает силу. Поэтому при ежегодной актуализации необходимо сдвигать расчетный период на один год. Например, если начальная редакция разрабатывалась на 2015-2030 годы, то расчетный период актуализированной редакции должен составлять 2016-2031 год. На практике в большинстве случаев актуализация схем происходит без изменения расчетного периода. Например, можно встретить постановление местного органа самоуправления об актуализации на 2017 год схемы теплоснабжения на период до 2026 года. Так как схема теплоснабжения разрабатывается на основе утвержденных документов территориального планирования поселения или городского округа, то целесообразно при актуализации схемы принимать за расчетный срок не 15-летний период, а расчетный срок генерального плана.

3. Электронная модель является ключевым элементом схемы теплоснабжения. Моделирование гидравлических режимов с помощью модели является единственным способом построения перспективных вариантов развития системы теплоснабжения. Кроме того, в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке схем теплоснабжения, утвержденными совместным приказом Минэнерго России и Минэкономразвития России от 29.12.2012 г. № 565/667, при актуализации необходимо разрабатывать электронную модель «второго уровня» с детализацией распределительных (квартальных) тепловых сетей до конечного потребителя.

Рисунок 1. Фрагмент электронной модели «второго уровня»

4. Развитие системы теплоснабжения должно быть скоординировано с другими программами развития систем инженерной инфраструктуры. Поэтому, желательно, чтобы работа по актуализации схемы теплоснабжения проходила совместно с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (ПКР СКИ). При разработке ПКР СКИ в том числе определяются целевые показатели развития системы теплоснабжения, которые позволяют оценить влияние предусмотренных схемой теплоснабжения мероприятий на качество и надежность системы теплоснабжения поселения или городского округа.

5. Ежегодная актуализация схемы теплоснабжения необходима для разработки и реализации инвестиционных программ теплоснабжающих или теплосетевых организаций. В соответствии со ст. 37 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 если инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, предусмотренных схемой теплоснабжения, то орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня поступления инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку.

На практике зачастую в схему теплоснабжения без всякого обоснования полностью закладывается инвестиционная программа теплоснабжающей или теплосетевой организации, в результате схема теплоснабжения превращается в расширенный вариант инвестиционной программы, что недопустимо. Мероприятия инвестиционной программы должны следовать из предложений схемы теплоснабжения по строительству и реконструкции источников тепловой энергии, тепловых сетей и сооружений на них, а также из оценки (расчета) показателей надежности системы теплоснабжения, результатом которого в том числе являются предложения по замене изношенных участков тепловых сетей, которые имеют высокие значения параметра отказа и не обеспечивают нормативную надежность теплоснабжения.

Для данных целей по «Методике и алгоритму расчета надежности тепловых сетей при разработке схем теплоснабжения городов», разработанной ОАО «Газпром промгаз», компанией «Политерм» был создан модуль «Расчет надежности систем теплоснабжения» для ГИС Zulu Thermo, который позволяет решать задачи по оценке надежности системы теплоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.

6. В результате актуализации схемы теплоснабжения рекомендуется сформировать реестр изменений, которые внесены в действующую редакцию схемы, а также сделать анализ реализации предусмотренных мероприятий по развитию системы теплоснабжения за период, предшествующий году актуализации.

Большинство рассмотренных вопросов, касающихся качества схем теплоснабжения, расчетных сроков, координации схем теплоснабжения с другими программами развития систем инженерной инфраструктуры можно избежать, если проводить актуализацию схемы теплоснабжения в составе комплексного проекта по развитию территории муниципального образования, где после разработки и утверждения генерального плана и документов по планировке территории разрабатывается ПКР СКИ, совместно с которой осуществляется актуализация схемы теплоснабжения.

Актуализация схем теплоснабжения городов и поселений России. Первые шаги

К.т.н. В.С. Пузаков, руководитель направления по развитию бизнеса в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, ООО «Энсис Технологии»; эксперт системы добровольной экспертизы схем теплоснабжения НП «Энергоэффективный город», г. Москва

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и сопутствующих подзаконных актов в городах и поселениях России [1] началась кампания по разработке и утверждению схем теплоснабжения. Ввиду отсутствия каких-либо требований к разработчикам схем теплоснабжения конкуренция на рынке стремительно стала расти, и по состоянию на начало 2014 г. уже составляла, по нашим оценкам, порядка 300 организаций [1]. К сожалению, большая часть этих организаций рассматривает данный вид деятельности исключительно как источник дохода, не уделяя особого внимания качеству разработки документа, столь важного для развития территорий (среди разработчиков, в частности, встречаются фирмы, основным видом деятельности которых является, например, финансовый консалтинг, обслуживание лифтового хозяйства, коллекторство и др.).

По состоянию на 1 октября 2014 г. силами разработчиков схем теплоснабжения в России из 11627 муниципальных образований, где присутствует необходимость в разработке схем, они в том или ином виде были разработаны и утверждены в 8183, т.е. чуть более, чем в 70% муниципальных образованиях, при этом требовалась разработка еще 3444 схем теплоснабжения [2]. Естественно, до конца 2014 г. количество городов и поселений, утвердивших свои схемы теплоснабжения, возросло.

Читайте так же:  718 фсин приказ 2005

Начало 2015 г. ознаменовалось первой волной по запуску кампании по актуализации схем теплоснабжения во исполнение п. 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 (далее — Требования к разработке схем).
Настоящая статья посвящена анализу этой кампании 2015 г. и дальнейшим возможным перспективам совершенствования схем теплоснабжения городов и поселений РФ.

Нормативно-правовая база и ее особенности

Порядок актуализации схем теплоснабжения определен в Требованиях к разработке схем.

Так, в соответствии с п. 22 Требований к разработке схем она должна ежегодно проходить актуализацию в отношении указанных в данном пункте данных, а осуществляться актуализация должна на основании п. 23 этих Требований.
В соответствии с п. 24 Требований к разработке схем уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. При этом актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

С учетом процедуры утверждения актуализированных схем теплоснабжения, которая по временным рамкам не отличается от процедуры утверждения проектов схем теплоснабжения в соответствии с Требованиями к разработке схем, возникает правомерный вопрос: как заказчикам и разработчикам укладываться в установленные временные рамки проведения актуализации схемы теплоснабжения, начиная с процедуры размещения заказа и заканчивая утверждением готового документа в период с 15 января (первую половину января в расчет не берем) до 15 апреля.

Год назад (в октябре 2014 г.) [3] профессиональным сообществом обсуждались вопросы проведения актуализации схем теплоснабжения городов и поселений, включая «подвижку» срока их утверждения — заменить 15 апреля на 1 августа. Но было принято решение оставить дату без изменения (15 апреля), т.к. она привязана к тарифному регулированию, в т.ч. и для финансирования инвестиционных программ теплоснабжающих организаций.

Таким образом, исходя из данных конкурсных процедур, на сегодняшний день практически все работы по актуализации схем теплоснабжения в России по объективным причинам «вываливаются» за установленные временные рамки.

Решение данного вопроса возможно, видимо, путем внесения изменений в Требования к разработке схем в части периода актуализации схем теплоснабжения — минимум 1 раз в 2 года. Профессиональным сообществом также обсуждается данный вопрос [3], но в части изменения периода проведения актуализации схем для малых городов и поселений (численностью до 10 тыс. чел.) на 1 раз в 3 года; для более крупных городов — сроки проведения актуализации оставить без изменения.

На сегодняшний день имеется также ряд предложений по организационным и техническим вопросам, связанным с утверждением и содержанием актуализируемой схемы теплоснабжения территории [3, 4], с которыми заинтересованный читатель может ознакомиться самостоятельно.

К вопросу определения стоимости работ

На сегодняшний день отсутствуют документы, регламентирующие порядок формирования стоимости работ как по разработке схем теплоснабжения, так и по их дальнейшей актуализации.

Если говорить о первичной разработке схем теплоснабжения, то при формировании рынка разработки схем теплоснабжения после выхода ФЗ-190 «О теплоснабжении» ведущим игроком — ОАО «ВНИПИэнергопром» (исходя из своего многолетнего опыта по данному направлению) — рекомендовалось исходить из удельной стоимости работ 100 руб./чел. [5].

Что касается определения стоимости работ по актуализации схем теплоснабжения, то здесь какие-либо рекомендации отсутствуют. В первую очередь, потому, что на стоимость, прежде всего, влияет качество уже ранее разработанной и утвержденной схемы теплоснабжения города или поселения. Поэтому на данном этапе (со стороны заказчика или потенциального исполнителя) важно экспертно оценить качество этого документа, с которым придется работать в ходе актуализации схемы теплоснабжения.

Исходя из того, что большая часть конкурсных процедур по выполнению работ по разработке схем теплоснабжения проходила, в основном, до конца 2013 г, т.е. тендеры «отыгрывались» по Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с 1 января 2014 г. ФЗ-94 утратил силу), которым не предусмотрено проведение обязательной экспертизы выполненных работ, поэтому перед началом актуализации схем так важно провести экспертизу уже разработанного документа, чтобы оценить его качество и соответствие действующим нормативно-правовым актам при условии, что эта работа будет проводиться исключительно силами квалифицированных организаций и специалистов.

Схемы теплоснабжения городов численностью населения от 500 тыс. чел. и выше лишены указанного недостатка, т.к. они в обязательном порядке в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы проходят экспертизу Минэнерго России перед утверждением, и в дальнейшем перед началом их актуализации можно ознакомиться с уже выявленными замечаниями, которые Министерство рекомендует учесть, что автоматически облегчает работу потенциального исполнителя в части определения объема работ. Но таких городов всего 37, при общем количестве 11627 поселений, которые должны иметь разработанные и утвержденные схемы теплоснабжения.

В своей практике, при обращении потенциального заказчика с просьбой предоставить коммерческое предложение, мы в обязательном порядке проводим экспресс-анализ уже разработанной схемы, исходя из принципов, изложенных в работе [6], с «прогонкой» электронной модели системы теплоснабжения (просим заказчика предоставить ее) на ее работоспособность.

Хочется, чтобы инструмент прохождения независимой экспертизы уже разработанной схемы теплоснабжения заработал для более корректного определения стоимости работ на актуализацию схемы впоследствии. Порой, чисто психологически, некоторым заказчикам сложно принять информацию, что стоимость работ по актуализации схемы теплоснабжения сопоставима (а в отдельных случаях может быть и выше) стоимости работ по первичной разработке схемы теплоснабжения, которая была разработана с низким качеством.

Эксперты комиссии Минэнерго России также признают, что некоторые из уже актуализированных схем теплоснабжения больших городов (численностью от 500 тыс. чел. и выше) достаточно существенно отличаются от первоначального варианта и работа по их актуализации была сопоставима с первоначальной разработкой схемы.

Например, наш опыт работ по актуализации схем теплоснабжения показывает, что на повышение трудоемкости и времени работ оказывают влияние, в первую очередь, факторы, связанные с уточнением как существующих (например, при пересчете нагрузок с учетом требований обновленной редакции СП 131.13330.2012 «Строительная климатология» (актуализированная редакция СНиП 23-01-99*), для Московского региона в соответствии с новой редакцией документа расчетная наружная температура составляет -25 ºС (с обеспеченностью 0,92), а в старой редакции она равнялась -28 ºС (с обеспеченностью 0,92)), так и перспективных тепловых нагрузок (например, при изменении в сторону уменьшения или увеличения планируемых объемов застройки).

Для понимания текущей ситуации, складывающейся сегодня на рынке по актуализации схем теплоснабжения, на сайте Госзакупок (www.zakupki.gov.ru) была сделана выборка практически всех тендерных процедур по рассматриваемой теме, прошедших с 1 января по 1 октября 2015 г. (не принимались во внимание торги, объявленные сразу на актуализацию схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Таким образом, в анализируемую группу попала информация по 35 городам и поселениям России, которые «отыгрались» по актуализации схем теплоснабжения своих территорий в указанный выше период.

В таблице представлены сводные данные по начальной (максимальной) и конечной (по контракту) стоимости работ как в абсолютных величинах (руб.), так и в относительных (руб./чел.) на актуализацию схем теплоснабжения, а также приведена информация по падению начальной цены. Данные по городам и поселениям сформированы в порядке возрастания итоговой относительной стоимости работ (руб./чел.), которая варьируется от 0,84 руб. (г. Якутск и г. Киров) до 151,44 руб./чел. (г.п. Голицыно Московской области). Отметим, что по Якутску торги были признаны несостоявшимися, т.к. никто из потенциальных исполнителей не заявился; по всем остальным процедурам был определен победитель.

Читайте так же:  Право собственности гос пошлина

Таблица. Сводные данные по торгам на актуализацию схем теплоснабжения
российских городов и поселений, прошедших с 1 января по 1 октября 2015 г.

О возможных проблемах актуализации схем теплоснабжения

Консультационные услуги для теплоснабжающих организаций и работа в интересах системообразующих генерирующих компаний и отдельных регионов дали дополнительную возможность обследовать системы теплоснабжения городских поселений.
И.А. Ганин, к.т.н., доцент, вице-президент НП «Энергоэффективный город», г. Москва

Проведенная систематизация накопившегося опыта дает возможность поделиться информацией о некоторых типичных ошибках, которые допускаются при актуализации Схем теплоснабжения. При этом следует подчеркнуть, что данная статья отражает, прежде всего, личную позицию автора по рассматриваемым вопросам.

В настоящее время идет активный процесс изменения законодательства в сфере теплоснабжения, непосредственно затрагивающий требования к Схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения. Только что опубликован Федеральный закон от 29 июня 2017 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», ведется активная работа по проекту постановления Правительства РФ, утверждающего новую редакцию «Требований к схемам теплоснабжения» и «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», утв. ПП РФ от 22.02.2012 г. № 154 (далее – Требования) .

Новые нормативные акты, безусловно, приведут к изменению ряда положений, высказанных в данной статье, но, как уже опубликованный, так и готовящиеся нормативные акты не могли быть учтены при ее подготовке, поскольку необходимо время, чтобы они заработали, и накопилась достаточная правоприменительная практика.

Принцип «скользящего планирования» при актуализации Схем теплоснабжения

В соответствии с действующей нормативной базой при актуализации Схем теплоснабжения (далее – Схем) должен применяться принцип «скользящего планирования» со сдвигом 15-летнего горизонта планирования вправо по оси времени на 1 год. Это следует из совместного рассмотрения двух требований к Схемам: п. 22 и п. 23 Требований. При этом проект актуализированной Схемы по структуре и содержанию должен полностью соответствовать утвержденной Схеме.
Известна четко выраженная правовая позиция Минэнерго России и Минстроя России: после утверждения проекта актуализированной Схемы теплоснабжения, действующая до момента утверждения Схема теряет свою легитимность .
На практике, в поселениях и городских округах, где Схемы утверждаются органами местного самоуправления, нередко актуализация Схемы заключается только во внесении правок в соответствии с п. 22 Требований без изменения горизонта планирования (сохранившегося от первой Схемы теплоснабжения поселения). При этом актуализация сводится к подготовке нескольких страниц текста изменений. Например, приходится знакомиться с постановлением местного органа самоуправления об актуализации на 2017 г. Схемы теплоснабжения на период до 2026 года.
Существует мнение, что принцип смещения горизонта планирования на год и сохранения структуры и содержания актуализированной Схемы не оправдан. На практике же часто приходится встречаться с ситуацией, когда при актуализации Схемы существенно меняется концепция развития теплоснабжения в городском округе. Это происходит, в частности, из-за завышенных (иногда в 1,5 и более раза) прогнозов приростов строительных фондов или прихода новых инвесторов (концессионеров), у которых свой взгляд на направления капиталовложений, или изменения позиции городской администрации, либо из-за необходимости разработать обоснованные программы перекладки сетей и «закрытия» ГВС и т.п. Отметим также, что при наличии версии Схемы теплоснабжения в электронной форме, внесение небольших изменений в нее с сохранением установленной структуры не требует больших затрат.

Конкурирующие сценарии развития теплоснабжения

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О теплоснабжении» в системе теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от разных источников. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки осуществляется на конкурсной основе.
Пунктом 82 Методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения (утв. совместным приказом Минэнерго России и Минэкономразвития России от 29.12.2012 г. № 565/667), рекомендуется выполнять разработку мастер-плана Схемы теплоснабжения. Мастер-план Схемы предназначен для описания и обоснования отбора нескольких вариантов ее реализации, из которых будет выбран рекомендуемый вариант.
Одной из часто встречающихся ошибок при разработке и актуализации Схем теплоснабжения является отсутствие рассмотрения конкурирующих вариантов; часто встречающимися примерами разногласий между теплоснабжающими организациями (далее – ТСО) и администрациями муниципальных образований являются необоснованный выбор варианта развития, необоснованное переключение нагрузки, когда, по мнению теплоснабжающей организации, ущемляются ее интересы.

Электронная модель

Электронная модель является ключевым элементом Схемы теплоснабжения.
Моделирование гидравлики с помощью модели – единственный способ представить функционирование системы теплоснабжения в перспективе.
Качественная разработка электронной модели встречается редко, при этом при актуализации рекомендуется разрабатывать так называемую «электронную модель второго уровня» с доведением до каждого конкретного потребителя. Во многих случаях в соответствующем разделе Схемы содержится только теоретическое описание модели, а результат моделирования (пьезометрические графики) либо отсутствует, либо сфальсифицирован. Единственным способом определить, насколько правильно модель может отражать реальность, в том числе перспективные риски, является ее калибровка (верификация) по существующему состоянию.
Вопросу калибровки при актуализации Схем, как правило, не уделяется внимания, поэтому приводимые гидравлические расчеты не вызывают никакого доверия. Нередко в актуализированной Схеме приводится электронная модель старой Схемы без внесения в нее необходимых изменений.

Приросты строительных фондов

При актуализации почти всегда приходится заново анализировать прогнозы по приростам строительных фондов. Как известно, градостроительные (генеральные) планы дают сильно завышенные прогнозы. Для качественных прогнозов приходится учитывать ретроспективные данные по строительству, демографические прогнозы, заявки на технологическое присоединение к тепловым сетям. Обоснованные прогнозы встречаются довольно редко.

Согласование Схем теплоснабжения
с другими программами развития инженерной инфраструктуры

Действующее законодательство требует, чтобы развитие систем теплоснабжения было скоординировано со схемами и программами развития (СиПР) электроэнергетики и другими программами развития инженерной инфраструктуры. Совместный анализ рынков тепловой и электрической энергии (мощности) особенно важен в узлах нагрузки, где расположены ТЭЦ.
Есть целый ряд примеров, когда согласование с программами развития газоснабжения населенного пункта носит ключевой характер. Например, в Схеме теплоснабжения г. Саки (республика Крым) было принято обоснованное решение по переходу на децентрализованную систему теплоснабжения. Основной источник теплоснабжения –
ТЭЦ – находится далеко от жилых массивов, и дальний транспорт тепловой энергии неэффективен, тарифы для населения – зашкаливают. Однако перестройка системы теплоснабжения потребует серьезного изменения системы газоснабжения города.
Достаточно глубоко проработанное взаимовлияние различных систем инженерной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность городов и поселков, почти не встречается.
Одно из объяснений этому – организационные трудности, дефицит времени при разработке Схемы теплоснабжения и ведомственные интересы. Однако в мастер-плане Схемы теплоснабжения можно сохранить сценарий, требующий взаимодействия с другими отраслевыми структурами, и вернуться к нему при очередной актуализации, предоставив властям время и возможность согласовать решения, выгодные для потребителей и поддерживаемые администрацией.
Единственный известный автору пример комплексного анализа взаимодействия рынков тепловой и электрической энергии – это разработка концепции развития теплоснабжения (разделов мастер-плана) актуализированной Схемы теплоснабжения г. Санкт-Петербурга, выполненная НП «Энергоэффективный город» в 2016 г.

Целевые показатели эффективности систем теплоснабжения поселения, городского округа

Целевые показатели эффективности систем теплоснабжения для источников тепловой энергии и тепловых систем приведены во многих нормативных документах и описаны в методических рекомендациях по разработке Схем теплоснабжения. Они, в целом, характеризуют систему, и их динамика (т.е. анализ во взаимодействии значений ретроспективных, базовых (на момент актуализации Схемы) и перспективных показателей) позволяет оценить, как мероприятия, предусмотренные в Схеме теплоснабжения, влияют на качество, надежность и экономичность системы. Наличие глубокого анализа целевых показателей в динамике – один из знаков качества Схемы теплоснабжения.

Читайте так же:  Альфа банк оформить кредит

Заключение

Автор не задавался целью в небольшой статье обсудить все типичные недостатки и ошибки, с которыми приходилось сталкиваться при экспертизе актуализированных Схем теплоснабжения поселений, городских округов.
В заключение хотелось бы обратить внимание только еще на две, сложившиеся на основе практики, рекомендации уполномоченных федеральных органов власти, которые до настоящего времени не нашли отражения в нормативных документах:

  1. Рекомендуется в составе проекта актуализированной Схемы теплоснабжения разрабатывать специальный Сводный том изменений, которые внесены в проект при актуализации.
  1. В этом томе (или в отдельном приложении в составе проекта) рекомендуется описать, как за период, предшествующий базовому году актуализации, выполнены или выполняются мероприятия, предусмотренные действующей Схемой теплоснабжения, обратив внимание на барьеры, из-за которых могли быть не выполнены отдельные мероприятия, предусмотренные Схемой или ранее утвержденными планами развития системы теплоснабжения поселения, городского округа.

Актуализация схемы теплоснабжения

форум для специалистов по теплоснабжению

Автор Тема: Актуализация схемы теплоснабжения (Прочитано 1439 раз)

Быстрый ответ

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Разработка схем теплоснабжения, а также актуализации схемы теплоснабжения поселений

Вопрос: Здравствуйте! В нашем сельском поселении разработана и утверждена схема теплоснабжения в начале 2014 года. Согласно п.1 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154 определены требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации. Для чего нужна актуализация схем теплоснабжения, как она осуществляется, и какие изменения должны быть в схеме теплоснабжения после ее актуализации? Является ли она обязательной?

Необходимость актуализации схем теплоснабжения вызвана, прежде всего, требованиями статьи 23 ФЗ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении».

Более конкретные требования к актуализации изложены в постановлении Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

Рассмотрим варианты обязательной актуализации схем теплоснабжения в зависимости от численности муниципального образования:

1. Для поселений с численностью населения до 10 тыс. человек актуализация схем не является обязательной. Это означает, что руководствуясь Постановлением Правительства № 154:

а) данные поселения не обязаны ежегодно актуализировать схемы теплоснабжения;

б) поселения до 10 тыс. человек могут не проводить публичные слушания, не обязаны перед этим вывешивать на официальном сайте на 1 месяц проект схемы теплоснабжения.

2. Для поселений с численностью населения от 10 тыс. человек и более актуализация схем теплоснабжения является обязательной.

Вне зависимости от численности поселения и иных требований закона, есть смысл переработать схему теплоснабжения, в связи с повышением качества ее разработки.

Актуализация схемы теплоснабжения необходима для каждого МО, так как:

схема должна учитывать происходящие изменения и обновление сведений, отсутствующих при первичной разработке. В области теплоснабжения постоянно что-то меняется: изменяются теплоснабжающие организации, вводятся в строй новые источники теплоснабжения, реконструируются тепловые сети, появляются новые абоненты, меняются руководители; производится корректировка мероприятий, цен, функциональной структуры теплоснабжения поселения и т.п.;

содержание схемы должно стать лучше, чем было первоначально, в том числе схема должна учитывать все последние требования и рекомендации законодательной базы: законодательства, подзаконных актов и методических документов.

Изменения, которые необходимо внести в схему теплоснабжения в процессе ее актуализации, более подробно перечислены в п. 22 Постановления Правительства № 154.

Актуализация схем теплоснабжения муниципальных образований осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. То есть процедура актуализации формально должна проходить так же, как и утверждение – с обсуждением схемы путем сбора замечаний и с проведением публичных слушаний. Согласно п. 24 постановления правительства РФ № 154 уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января, срок ежегодной актуализации — не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема.

Таким образом, ежегодная актуализация схем теплоснабжения важна для обеспечения надежного и качественного теплоснабжения поселения (вне зависимости от численности муниципального образования).

Специалисты нашей компании имеют опыт по разработке схем теплоснабжения, а также актуализации схемы теплоснабжения поселений, и будут рады помочь при разработке и корректировке схемы теплоснабжения для вашего муниципального образования.

Актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования

Вопрос: Так ли необходимо вносить коррективы в схему теплоснабжения? Или можно расходовать бюджетные средства более эффективно?

С каждым годом в городах и сельских поселениях строятся новые жилые дома, промышленные предприятия, офисы и следовательно значительно изменяется система теплоснабжения муниципального образования. Кроме того, зачастую в муниципальных образованиях реализуются различные инвестиционные проекты по развитию и модернизации инженерных систем. Различные программы капитального ремонта также вносят свои коррективы в существующее положение в сфере теплоснабжения.

Таким образом, в муниципальном образовании возникает необходимость в актуализации схемы теплоснабжения. Напомню, что схема теплоснабжения это не только техническая информация о состоянии систем отопления и горячего водоснабжения, это еще и инвестиционный план, увязанный с социально-экономическим планом развития муниципального образования. Можно выделить несколько факторов обуславливающих необходимость актуализации схемы теплоснабжения, среди них:

  1. Реализация мероприятий по новому строительству и модернизации системы теплоснабжения;
  2. Строительство новых жилых домов и общественных зданий;
  3. Проведение мероприятий по развитию и модернизации оборудования источников теплоснабжения;
  4. Проведение активной газификации муниципального образования;
  5. Внесение изменений в электронную модель схемы теплоснабжения;
  6. Утверждение тарифов на плановый год.

Несмотря на очевидность ежегодной актуализации схем теплоснабжения, зачастую муниципальные образования пренебрегают проведением мероприятий по актуализации схемы теплоснабжения, что приводит к следующим негативным последствиям:

  1. Отсутствие актуальной информации о планах строительства может привести к дефициту мощности во вновь застраиваемых районах.
  2. Отсутствие актуальной информации об уровне потребления тепловой энергии потребителями может привести к завышению объемов реализации тепловой энергии.
  3. Завышение объемов реализации тепловой энергии приводит к убыткам для теплоснабжающих организаций.
  4. Отсутствие увязки развития системы теплоснабжения с программой по газификации приводит к избыточным затратам на строительство тепловых сетей, что при дефиците бюджета муниципального образования может иметь серьезные последствия.

Схема теплоснабжения является «живым» документом и должна соответствовать темпам развития муниципального образования, при этом необходимость ежегодной актуализации схемы теплоснабжения закреплена на законодательном уровне п 3. Статьи 23 Федерального Закона №190 согласно которой, уполномоченные органы должны осуществлять ежегодную актуализацию схем теплоснабжения. Кроме того, необходимо отметить, что ежегодная актуализация схемы теплоснабжения необходима для осуществления инвестиционных проектов по модернизации источников теплоснабжения и тепловых сетей. Ведь согласно ст. 37 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 если инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения соответствующего муниципального образования орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня поступления инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку. Таким образом, теплоснабжающие и теплосетевые организации также заинтересованы в своевременной и качественной актуализации схемы теплоснабжения.

Обращаем Ваше внимание, что при разработке схемы теплоснабжения квалифицированными специалистами, актуализация схем теплоснабжения займет меньше времени и финансовых средств.

Наша компания имеет большой опыт по разработке и актуализации cхем теплоснабжения муниципального образования и готова оказать консультационную поддержку по всем вопросам, касающимся перспективного развития жилищно-коммунального комплекса.

Требования к актуализации схем теплоснабжения