Кто имеет право останавливать автомобили

Содержание страницы:

Имеет ли право простая полиция (не ГИБДД) останавливать ваш автомобиль?

Один из самых распространенных вопросов от водителей которые попадали в подобную ситуацию следующий «имеет ли право простой сотрудник полиции, не ГИБДД, или к примеру сотрудник ОМОН или СОБР, остановить мой автомобиль, просто меня остановили и произошла проверка документов или досмотр, а я не знаю нужно ли было останавливаться?».

Остановились и правильно сделали? Потому что шутки в таких ситуациях шутить не стоит.

Не важно кто перед вами, сотрудник вневедомственной охраны, инспектор ГИБДД , сотрудник СОБР или ОМОН, участковый, все они относятся к сотрудникам полиции, а значит обладают полномочиями для того, чтобы остановить вас и ваше ТС. На все перечисленные подразделения распространяется закон «О полиции» и все они обладают равными правами по отношению к участникам дорожного движения.

По закону о полиции правом проверять документы и останавливать транспортные средства наделены все служители закона, то есть любой сотрудник полиции если ему это необходимо может остановить вас и проверить документы (закон «О полиции» позволяет это сделать). Некоторые ошибочно полагают, что данные действия совершать имеет права только инспектор ГИБДД, это не так!

Но у вас может возникнуть вопрос, почему же тогда простые сотрудники полиции не выходят на дорогу и не занимаются регулированием дорожного движения? Все просто, кроме прав которыми наделены сотрудники полиции, существуют также их обязанности и задачи, которые они должны ежедневно выполнять, ставятся такие задачи тем подразделением в котором проходят службу конкретные сотрудники полиции. К примеру у участкового обязанность следить за порядком на своей территории, принимать заявления от граждан и совершать прочие действия по охране порядка, у отделения вневедомственной охраны полномочия охранять объекты, у инспекторов ГИБДД следить за безопасностью дорожного движения.

Но все же, есть определенные ситуации, когда сотрудник полиции не важно в каком подразделении он проходит службу, может остановить вас. К примеру, произошло какое то чрезвычайное происшествие и вашу машину заметили в данном районе, либо вы просто случайно там проезжали, соответственно в такой ситуации вас могут остановить, с целью проверки документов, установления обстоятельств происшествия, провести досмотр вашего авто, ведь все данные действия, являются ничем иначе как выполнением сотрудниками полиции возложенных на них полномочий.

Соответственно все действия вы имеете полное право снимать на видео, это не запрещено законодательством.

Также бывает, что проводится спецоперация и сотрудники останавливают все автомобили подряд, такое случается когда идет перехват особо опасных преступников, партии наркотиков или оружия.

Если вы сомневаетесь в том, что вас остановили настоящие сотрудники полиции, или они ведут себя слишком нагло и неуважительно, то попросите в обязательном порядке предъявить их служебное удостоверение, если вам отказали, то предупредите, что сотрудник нарушает часть 4 статьи 5 закона «О полиции». Согласно ее содержанию, сотрудник полиции обязан по требованию гражданина предъявить свое служебное удостоверение и не просто тыкнуть им в лицо и закрыть, а дать внимательно и спокойно изучить его и зафиксировать его данные. В случае если ваши права нарушены, то вы можете написать на такого сотрудника жалобу вышестоящему руководству или обжаловать действия сотрудника полиции в суд, что более эффективно.

Если вас останавливает простой сотрудник полиции за нарушение ПДД?

К примеру вы грубо нарушили правила дорожного движения и попали в поле зрения патрульных, в такой ситуации они имеют право вас остановить, но если у них нет необходимых бумаг, то правильно оформить документы у них нет возможности, так, что скорее всего им придется вызывать инспекторов ГИБДД на место, чтобы засвидетельствовать факт нарушения и выписать вам постановление или протокол об административном правонарушении.

Если вы видите, что сотрудники полиции откровенно балбесничают, или занимаются каким то самоуправством, то вы имеете право позвонить в «02» и сообщить о данном инциденте, также зафиксируйте данный факт на фото или видеосъемку, чтобы вам было чем подтвердить. Но производить звонок в полицию лучше всего если действительно ваши права грубо нарушаются. Также как уже говорилось выше, вы можете обжаловать действия сотрудников полиции в судебном порядке. Постарайтесь лучше избежать конфликта на дороге, но вся зафиксируйте и запомните, далее вы обязательно сможете отстоять ваши права и подать жалобы в надзорные органы.

Надеюсь данный материал был вам интересен, если у вас остались вопросы, то задавайте их на нашем сайте.

Стоять, права не прятать

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов — то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам «О безопасности дорожного движения» и «О полиции».

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому — несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения — это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона «О полиции» за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Имеет ли право останавливать водителя гаишник в штатском

Конечно, периодически случается, что преступники переодеваются в полицейское обмундирование и под видом гаишников останавливают на дороге автомобили ради совершения своих коварных мошеннических действий. Именно поэтому наши водители привыкли идентифицировать сотрудника ГИБДД в первую очередь по форме одежды.

И это вполне справедливо, поскольку закон предписывает полицейским «при исполнении государственной функции находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак» (пункт 33 Административного регламента МВД). А в ПДД говорится, что регулировщик «должен быть в форменной одежде и иметь отличительный знак и экипировку» (пункт 1.2). Так что если некий обаятельный персонаж на обочине в одежде от Gucci потребует от вас припарковаться, вы имеете полное право его игнорировать.

Читайте так же:  Кредит под залог автомобиля банк минск

Обычно встречая сотрудника ГИБДД по одежке, рядовому водителю достаточно издалека увидеть на человеке фуражку, жезл и погоны, чтобы распознать в нем стража порядка. При этом большинство из нас совсем не догадывается, как выглядит настоящее форменное обмундирование и экипировка гаишника. Хотя любое нарушение его регламентированного внешнего вида позволяет гражданину усомниться в том, что перед ним действительно инспектор. А значит водитель формально может игнорировать его требования.

Получается, что страж порядка не имеет права исполнять свои служебные обязанности не только в гражданской одежде, но и с нарушением форменного обмундирования и экипировки. Но чтобы разбираться в деталях установленного законом внешнего вида стража порядка, придется изучить Приказ МВД России № 575.

А в нем легко запутаться, поскольку для сотрудников ДПС предусмотрено огромное количество различных нарядов. Например, простая форма одежды включает пять летних вариантов летней и один зимний, а особая форма одежды состоит из четырех летних вариантов. К тому же еще отдельно прописаны требования к рубашкам, футболкам, свитерам, кашне, костюмам, сигнальным жилетам, курткам, накидкам, ботинкам, полуботинкам, сапогам, перчаткам, головным уборам и даже к носкам.

Может ли гаишник остановить машину рукой без жезла

Закон четко регламентирует этот процесс, и, как ни странно, о «волшебной палочке» там вообще ничего не сказано. Согласно пункту 6.11 ПДД, требование об остановке транспортного средства подается полицейским «с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство». В этом случае водитель должен остановиться в указанном ему месте. Кроме того, по закону гаишник может подать еще дополнительный сигнал свистком для привлечения внимания участников движения.

Конечно же, это совсем не значит, что вы должны реагировать исключительно на жест руки гаишника, а в остальных случаях проезжать мимо. Ключевая оговорка содержится в предыдущем пункте 6.10, регламентирующем указания регулировщика, где сказано, что для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

И это вполне логично, так как попытки гаишника остановить машину взмахом руки могут быть расценены водителем неоднозначно. Ведь по закону это требование представляет собой «жест, направленный на транспортное средство».

Такая формулировка довольно расплывчата, поскольку непонятно, какой конкретно жест должен быть направлен в вашу сторону. Ведь, глядя на человека в форме, машущего руками, вполне можно подумать, что он делает гимнастику, отгоняет комаров или просто танцует — бывает и такое. Вы проедете мимо, а за вами начнется погоня, и доказать потом, что вы не так поняли жест рукой, будет непросто. Куда понятнее, когда у полицейского в руке привычное нам орудие производства.

Интересно, что на жезлы, предназначенные для регулирования дорожного движения, распространяется ГОСТ Р 51567−2000, который устанавливает общие технические требования, правила приемки и даже методы испытаний. «Волшебные палочки» могут могут быть цилиндрической или дисковой конструкции. В темное время суток используются электрифицированные жезлы, а также с люминесцирующим веществом и световозвращающими элементами.

Напомним, несколько лет назад рассматривался вопрос о вооружении гаишников жезлами-электрошокерами. Электрический заряд способен был пробить одежду толщиной более 2 мм на расстоянии до 4,5 метров и ввести человека в шоковое состояние примерно на 10 минут. Слава Богу, от такое спецсредство полиция так и не получила…

Кто и для чего может остановить транспортное средство в 2019 году: разъяснения юриста

Самой частой причиной конфликтов между ГИБДДшниками и автолюбителями – причина остановки. Сколько на эту тему ходит видеороликов на бескрайних просторах Интернета, сколько существует водительских баек, мифов и домыслов – невозможно передать в рамках ограниченного пространства статьи. А с учётом того, что количество такого рода материалов не убывает, а, наоборот, имеет тенденцию к нарастанию, отнюдь не лишним будет в очередной раз рассмотреть эту тему и дать ответ на самые распространённые вопросы, терзающие автолюбителя.

А что же это за вопросы, спросите вы? Отвечаем: «Основания для остановки транспортного средства?», «Кто имеет право останавливать транспортное средство?», ну, и естественно, «Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД?».

Правовая база действий сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля

Итак, когда любой гражданин нашего государства обращается к юристу за защитой своих прав и свобод или просто за юридической консультацией по любому вопросу, в первую очередь он ожидает того, что юрист все свои слова или действия подкрепит правовой позицией. Т.е. даст отсылку к закону или иной правовой норме, гарантирующей исполнение тех прав, за защитой которых обратился гражданин.

Так же и в данной ситуации обратимся к правовой базе. В нашем случае исчерпывающий перечень моментов, из-за которых возможна остановка ТС работником ГИБДД, изложен в приказе МВД РФ № 664 от 23.08.2017 года. Данный регламент заменил собой административный регламент № 185, действовавший раньше. Сделаем акцент на отдельных тезисах сего НПА, а именно рассмотрим основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД.

Вернёмся к причинам остановки авто. Они подробнейшим образом разъяснены в ст. 84 искомого регламента (а именно в пунктах 84.1 — 84.14).

Основания для остановки автомобиля

Итак, мы выяснили, на чём конкретно основаны требования ДПСника остановившего ваше авто. Этих причин всего 14. Перечислим их:

  • вы злостно не блюдёте безопасность движения на дороге (т.е. административное нарушение или несоответствие авто критериям безопасности);
  • у инспектора имеется информация (ориентировочка, например) о том, сто вы или ваши попутчики совершили деяние, подпадающее под санкцию КоАП или УК и, соответственно, дяди в погонах очень хотят с вами пообщаться;
  • достоверная информация (опять же ориентировочка) о том, что вышеуказанные санкционированные действия были совершены с помощью вашего ТС, или оно вообще в угоне;
  • правоохранители очень хотят привлечь вас или ваших попутчиков к процессуальным действиям в качестве свидетелей или понятых;
  • ваша машина очень приглянулась ГИБДДшникам или МВДшникам и они хотят на ней преследовать неизвестного вам злодея;
  • нужно обеспечить проезд спецтранспорта (скорая, пожарная, спасатели) и/или доставить указанных госслужащих к месту ЧП;
  • нужно обеспечить временное перекрытие дороги (например, из-за ЧП);
  • другим водителям или правоохранителям срочно потребовалась ваша помощь;
  • если правоохранители решили озаботиться вашей безопасностью и с этой целью проводят очередную спецоперацию, направленную, например, на снижение аварийности и прочие негативы;
  • могут остановить и для того, чтоб вежливо поинтересоваться, не забыли ли вы дома права, ПТС, полис и прочие документы;
  • ну и напоследок, если сотрудник ДПС заподозрил, что вы со своими попутчиками находитесь в федеральном розыске.

Кто имеет право останавливать автомобиль?

Перейдём к следующему вопросу. Кто же вправе остановить машину на трассе? При анализе причин для остановки, можно было заметить, что ваше авто могут использовать для помощи сотрудникам экстренных служб – скорой, пожарной, спасателям. У искушённого читателя в такой ситуации может возникнуть встречный вопрос: «А если меня на дороге, пытается остановить врач скорой помощи или пожарник, должен ли я остановиться, раз уж по закону мою машину могут использовать для помощи этим службам?». Ответ на этот вопрос однозначен. Останавливаться в таком случае вы не обязаны. С этой целью вас может остановить исключительно сотрудник ГИБДД.

Однако же существует ещё один спорный момент (точнее этот момент вызывает много споров). А если, к примеру, водителя тормозит сотрудник правоохранительных органов (скажем, ППС), не являющийся непосредственно сотрудником ГИБДД, т.е. попросту – полицейский. Обязаны ли вы в таком варианте развития событий остановиться. Обращаясь к ФЗ «О полиции», статья 13, п.20, подробно перечисляет ситуации, при которых полицейский может на законных основаниях тормозить ТС граждан. Сие возможно при проведении мер обеспечения законности на разных массовых мероприятиях, обеспечении безопасного дорожного движения, преследовании правонарушителя, подозрении, возникшем у правоохранителя, что водитель совершил преступление и во многих других случаях.

К слову ограниченные права остановки и досмотра ТС, есть и у других представителей государственных ведомств. Например, у Пограничного Управления ФСБ, если силой рока вас занесло на приграничную территорию. У ВАИ (Военной автоинспекции) в том варианте, коль вы военнослужащий. Также право остановки машин имеется и у служащих Федеральной Службы по Надзору в Сфере Транспорта.

Где могут остановить машину?

Всё ещё возникает множество конфликтов автолюбителей с гибддшниками, по причине, где последние обязаны остановиться: на стацпосту или за его пределами. В ранее действовавшем распоряжении № 185 ГИБДД, которое было заменено распоряжением № 664, действительно был пунктик, запрещавший автоинспектором тормозить автомобиль вне стацпоста. В новом же регламенте, этот момент отсутствует.

Это нововведение было обусловлено тем, что после начавшейся системы реформирования ГИБДД, количество постов было резко сокращено. В настоящий момент, есть регионы РФ, в которых нет ни одного стационарного поста. Руководство ГИБДД, данное разрешение аргументирует ещё и тем, что обеспечить безопасное движение только лишь контролем в пределах неподвижного поста – невозможно.

Подводя итог, можно уверенно заявить, что правоохранители могут тормозить машины по причинам, оговорённым в 84 статье 664 регламента как вне стационарных постов, так и на них.

Что делать, если вы считаете, что были остановлены неправомерно?

Что же, такие ситуации случаются, причём не редко. В такой ситуации у вас есть два варианта поведения:

  • пытаться оспаривать действия автоинспектора, ещё до того, как он их совершил в ваш адрес. Однако вы должны быть на все 100% уверенны, что действия инспектора, действительно нарушают требования закона, в том числе и указанный регламент. Пытайтесь доводить свою позицию до сотрудника, аргументировано, со ссылками на НПА. Не пытайтесь вести себя агрессивно или неправомерно уже по отношению к инспектору. Иначе вам придётся отвечать уже за свои неправомерные действия;
  • не пытайтесь оспаривать действия сотрудника дорожной службы, в случае, невозможности построения конструктивного диалога. Вы всегда имеете возможность оспорить его деяния у его непосредственного и вышестоящего начальства, в надзорные органы (например, прокурору) или же в судебном порядке.
Читайте так же:  Лишение родительских прав должен ли платить алименты

В любом случае, если у вас есть уверенность, что с вами обошлись не совсем законно, зафиксируйте все данные инспектора (ФИО, звание, специальную должность, номер нагрудного жетона и номер удостоверения). Также зафиксируйте все документы (при помощи фото или видео фиксации), которые составляются в отношении вас и тех деяний, которые, по мнению сотрудника незаконны (акты, протоколы). Запишите свой диалог с правоохранителем на видеокамеру и жалуйтесь на его неправовые деяния.

Итак, куда можно обратиться с жалобой:

  • начальнику отдела ГИБДД, в котором работает инспектор;
  • на телефон доверия ГИБДД. Номер можно узнать как у самого сотрудника, так и через интернет;
  • надзорный орган (Контрольно-Профилактический Отдел КПО ГИБДД, прокуратура, служба собственной безопасности МВД);
  • суд.

Последствия невыполнения требования остановиться

Теперь разберём, чем для водителя обернётся ситуация неостановки на законное требование полицейского. В такой ситуации наступает ответственность согласно ст. 12.25 пункт 2, КоАП РФ. По ней такому водителю грозит штраф в сумме от 500 до 800 руб.

Это один аспект данного вопроса. Второй заключается в том, что правоохранитель, в случае отказа от остановки водителя, имеет право начать погоню, применяя спецсредства (например, спецсредства «Еж», «Диана», «Гарпун») и даже — огнестрельное оружие. Посему — сто раз подумайте, прежде чем не остановиться на обоснованное требование полицейского. Нужны ли вам такие проблемы? Даже в том случае если требование кажется вам незаконным.

Итак, мы рассмотрели типичные и урегулированные законом ситуации остановки транспорта. Вы могли заметить, что перечень таких ситуаций достаточно подробен и обширен. И не всегда у вас есть возможность определить, действительно ли претензии сотрудника полиции законны и обоснованы. Поэтому настоятельно рекомендую вам вначале выполнить требование, а уж потом разбираться обоснованным оно было или нет. Тем более согласно всё того же приказа № 664, у водителя есть возможность привлечь юриста для своей правовой защиты уже после остановки его транспортного средства.

Одним словом, соблюдайте ПДД, водите свой автомобиль аккуратно, соблюдайте требования сотрудников ГИБДД и не забывайте, что помимо обязанностей, у вас есть ещё и права. А при малейшем подозрении на то, что ваши права попраны – смело обращайтесь за квалифицированной юридической помощью. Удачи вам на дорогах.

Кто и для чего может остановить транспортное средство в 2019 году: разъяснения юриста

Самой частой причиной конфликтов между ГИБДДшниками и автолюбителями – причина остановки. Сколько на эту тему ходит видеороликов на бескрайних просторах Интернета, сколько существует водительских баек, мифов и домыслов – невозможно передать в рамках ограниченного пространства статьи. А с учётом того, что количество такого рода материалов не убывает, а, наоборот, имеет тенденцию к нарастанию, отнюдь не лишним будет в очередной раз рассмотреть эту тему и дать ответ на самые распространённые вопросы, терзающие автолюбителя.

А что же это за вопросы, спросите вы? Отвечаем: «Основания для остановки транспортного средства?», «Кто имеет право останавливать транспортное средство?», ну, и естественно, «Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД?».

Правовая база действий сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля

Итак, когда любой гражданин нашего государства обращается к юристу за защитой своих прав и свобод или просто за юридической консультацией по любому вопросу, в первую очередь он ожидает того, что юрист все свои слова или действия подкрепит правовой позицией. Т.е. даст отсылку к закону или иной правовой норме, гарантирующей исполнение тех прав, за защитой которых обратился гражданин.

Так же и в данной ситуации обратимся к правовой базе. В нашем случае исчерпывающий перечень моментов, из-за которых возможна остановка ТС работником ГИБДД, изложен в приказе МВД РФ № 664 от 23.08.2017 года. Данный регламент заменил собой административный регламент № 185, действовавший раньше. Сделаем акцент на отдельных тезисах сего НПА, а именно рассмотрим основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД.

Вернёмся к причинам остановки авто. Они подробнейшим образом разъяснены в ст. 84 искомого регламента (а именно в пунктах 84.1 — 84.14).

Основания для остановки автомобиля

Итак, мы выяснили, на чём конкретно основаны требования ДПСника остановившего ваше авто. Этих причин всего 14. Перечислим их:

  • вы злостно не блюдёте безопасность движения на дороге (т.е. административное нарушение или несоответствие авто критериям безопасности);
  • у инспектора имеется информация (ориентировочка, например) о том, сто вы или ваши попутчики совершили деяние, подпадающее под санкцию КоАП или УК и, соответственно, дяди в погонах очень хотят с вами пообщаться;
  • достоверная информация (опять же ориентировочка) о том, что вышеуказанные санкционированные действия были совершены с помощью вашего ТС, или оно вообще в угоне;
  • правоохранители очень хотят привлечь вас или ваших попутчиков к процессуальным действиям в качестве свидетелей или понятых;
  • ваша машина очень приглянулась ГИБДДшникам или МВДшникам и они хотят на ней преследовать неизвестного вам злодея;
  • нужно обеспечить проезд спецтранспорта (скорая, пожарная, спасатели) и/или доставить указанных госслужащих к месту ЧП;
  • нужно обеспечить временное перекрытие дороги (например, из-за ЧП);
  • другим водителям или правоохранителям срочно потребовалась ваша помощь;
  • если правоохранители решили озаботиться вашей безопасностью и с этой целью проводят очередную спецоперацию, направленную, например, на снижение аварийности и прочие негативы;
  • могут остановить и для того, чтоб вежливо поинтересоваться, не забыли ли вы дома права, ПТС, полис и прочие документы;
  • ну и напоследок, если сотрудник ДПС заподозрил, что вы со своими попутчиками находитесь в федеральном розыске.

Кто имеет право останавливать автомобиль?

Перейдём к следующему вопросу. Кто же вправе остановить машину на трассе? При анализе причин для остановки, можно было заметить, что ваше авто могут использовать для помощи сотрудникам экстренных служб – скорой, пожарной, спасателям. У искушённого читателя в такой ситуации может возникнуть встречный вопрос: «А если меня на дороге, пытается остановить врач скорой помощи или пожарник, должен ли я остановиться, раз уж по закону мою машину могут использовать для помощи этим службам?». Ответ на этот вопрос однозначен. Останавливаться в таком случае вы не обязаны. С этой целью вас может остановить исключительно сотрудник ГИБДД.

Однако же существует ещё один спорный момент (точнее этот момент вызывает много споров). А если, к примеру, водителя тормозит сотрудник правоохранительных органов (скажем, ППС), не являющийся непосредственно сотрудником ГИБДД, т.е. попросту – полицейский. Обязаны ли вы в таком варианте развития событий остановиться. Обращаясь к ФЗ «О полиции», статья 13, п.20, подробно перечисляет ситуации, при которых полицейский может на законных основаниях тормозить ТС граждан. Сие возможно при проведении мер обеспечения законности на разных массовых мероприятиях, обеспечении безопасного дорожного движения, преследовании правонарушителя, подозрении, возникшем у правоохранителя, что водитель совершил преступление и во многих других случаях.

К слову ограниченные права остановки и досмотра ТС, есть и у других представителей государственных ведомств. Например, у Пограничного Управления ФСБ, если силой рока вас занесло на приграничную территорию. У ВАИ (Военной автоинспекции) в том варианте, коль вы военнослужащий. Также право остановки машин имеется и у служащих Федеральной Службы по Надзору в Сфере Транспорта.

Где могут остановить машину?

Всё ещё возникает множество конфликтов автолюбителей с гибддшниками, по причине, где последние обязаны остановиться: на стацпосту или за его пределами. В ранее действовавшем распоряжении № 185 ГИБДД, которое было заменено распоряжением № 664, действительно был пунктик, запрещавший автоинспектором тормозить автомобиль вне стацпоста. В новом же регламенте, этот момент отсутствует.

Это нововведение было обусловлено тем, что после начавшейся системы реформирования ГИБДД, количество постов было резко сокращено. В настоящий момент, есть регионы РФ, в которых нет ни одного стационарного поста. Руководство ГИБДД, данное разрешение аргументирует ещё и тем, что обеспечить безопасное движение только лишь контролем в пределах неподвижного поста – невозможно.

Подводя итог, можно уверенно заявить, что правоохранители могут тормозить машины по причинам, оговорённым в 84 статье 664 регламента как вне стационарных постов, так и на них.

Что делать, если вы считаете, что были остановлены неправомерно?

Что же, такие ситуации случаются, причём не редко. В такой ситуации у вас есть два варианта поведения:

  • пытаться оспаривать действия автоинспектора, ещё до того, как он их совершил в ваш адрес. Однако вы должны быть на все 100% уверенны, что действия инспектора, действительно нарушают требования закона, в том числе и указанный регламент. Пытайтесь доводить свою позицию до сотрудника, аргументировано, со ссылками на НПА. Не пытайтесь вести себя агрессивно или неправомерно уже по отношению к инспектору. Иначе вам придётся отвечать уже за свои неправомерные действия;
  • не пытайтесь оспаривать действия сотрудника дорожной службы, в случае, невозможности построения конструктивного диалога. Вы всегда имеете возможность оспорить его деяния у его непосредственного и вышестоящего начальства, в надзорные органы (например, прокурору) или же в судебном порядке.

В любом случае, если у вас есть уверенность, что с вами обошлись не совсем законно, зафиксируйте все данные инспектора (ФИО, звание, специальную должность, номер нагрудного жетона и номер удостоверения). Также зафиксируйте все документы (при помощи фото или видео фиксации), которые составляются в отношении вас и тех деяний, которые, по мнению сотрудника незаконны (акты, протоколы). Запишите свой диалог с правоохранителем на видеокамеру и жалуйтесь на его неправовые деяния.

Читайте так же:  Нотариус рукоприкладчик доверенность

Итак, куда можно обратиться с жалобой:

  • начальнику отдела ГИБДД, в котором работает инспектор;
  • на телефон доверия ГИБДД. Номер можно узнать как у самого сотрудника, так и через интернет;
  • надзорный орган (Контрольно-Профилактический Отдел КПО ГИБДД, прокуратура, служба собственной безопасности МВД);
  • суд.

Последствия невыполнения требования остановиться

Теперь разберём, чем для водителя обернётся ситуация неостановки на законное требование полицейского. В такой ситуации наступает ответственность согласно ст. 12.25 пункт 2, КоАП РФ. По ней такому водителю грозит штраф в сумме от 500 до 800 руб.

Это один аспект данного вопроса. Второй заключается в том, что правоохранитель, в случае отказа от остановки водителя, имеет право начать погоню, применяя спецсредства (например, спецсредства «Еж», «Диана», «Гарпун») и даже — огнестрельное оружие. Посему — сто раз подумайте, прежде чем не остановиться на обоснованное требование полицейского. Нужны ли вам такие проблемы? Даже в том случае если требование кажется вам незаконным.

Итак, мы рассмотрели типичные и урегулированные законом ситуации остановки транспорта. Вы могли заметить, что перечень таких ситуаций достаточно подробен и обширен. И не всегда у вас есть возможность определить, действительно ли претензии сотрудника полиции законны и обоснованы. Поэтому настоятельно рекомендую вам вначале выполнить требование, а уж потом разбираться обоснованным оно было или нет. Тем более согласно всё того же приказа № 664, у водителя есть возможность привлечь юриста для своей правовой защиты уже после остановки его транспортного средства.

Одним словом, соблюдайте ПДД, водите свой автомобиль аккуратно, соблюдайте требования сотрудников ГИБДД и не забывайте, что помимо обязанностей, у вас есть ещё и права. А при малейшем подозрении на то, что ваши права попраны – смело обращайтесь за квалифицированной юридической помощью. Удачи вам на дорогах.

Когда имеют право останавливать автомобили сотрудники ДПС

Впереди сезон отпусков, поездок на дачу или просто куда -нибудь развеяться на выходные. А гаишники тут как тут, их численность хоть и сократили, как и количество стационарных постов, но ДПС пока никто не закрывал. И нарваться на патрульную машину можно где угодно. Как и на человека в форме, решившего вас остановить.

Кто ты, регулировщик?

«Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам» — это точная выдержка из Правил дорожного движения. Не инспектор ДПС, не полицейский, а именно регулировщик. Там же, в ПДД, есть объяснение, кто это такой: «К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей». И еще: «Регулировщик должен быть в форменной одежде и(или) иметь отличительный знак и экипировку». Итого, останавливаемся по сигналу:

— полицейского (не обязательно гаишника с бляхой ДПС);

— военной инспекции (их машины с номерами на черном фоне колонны танков или ракетоносцев «Тополь-М», например, на учения сопровождают);

— дорожники в форме (вдруг там экскаватор или кран разворачивается);

— дежурные на переездах и переправах.

Сотрудники Ространснадзора тормозить легковушки права не имеют, их власть распространяется только на грузовики и автобусы.

Получается, врут крикливые адвокаты, говорящие о том, что тормознуть машину может только человек-свисток в погонах и с полосатой палкой в руке, а требования прочих можно игнорировать. С другой стороны, наказание за подобное нарушение совсем не суровое — штраф 500 — 800 рублей (часть 2 статьи 12.25 Административного кодекса), да и эта сумма уменьшается в два раза, если оплачивать в течение 20 дней. Что это значит?

Он из лесу вышел

Это значит, что в лесной глухомани на узкой дороге одинокого гаишника, вызывающего у вас подозрение, можно оставить за бортом, права у вас никто не отберет и в каталажку не определит. Но чтобы соблюсти все приличия и продемонстрировать законопослушность, можно позвонить с мобильного по номеру 112, попросить соединить с ГИБДД да так запросто все и объяснить: ехал по тихой дороге, никого не трогал, увидел подозрительного человека в форме, патрульной машины рядом не было.

Если же вас догоняет патруль с включенными мигалкой и сиреной, вот тут уже точно нужно остановиться. Вдруг они ищут похожую машину по ориентировке после совершения преступления? Дело может дойти до погони, а стрельба вам явно не нужна. Но если и такая остановка происходит в ночи или в глуши, то почва для вопросов остается. Дело в том, что ДПС — это не махновцы, которые ловят людей где заблагорассудится. У дежурного есть специальная расстановка, патрули несут службу по распоряжению начальников в аварийно опасных местах. Поэтому даже в случае остановки вы имеете полное право по номеру телефона на борту патрульной машины (если есть) или по номеру, который обязан сообщить инспектор, уточнить у его начальства, правомерно ли он там находится. Словом, поведение кролика под взглядом удава — не единственный из вариантов, можно быть смелее, но…

Хотят повиновения

Обидно, конечно, когда тебя вот так игнорируют. Нередко бывает, что люди в погонах за нежелание соглашаться с их требованиями грозят бросить за решетку. И дей ст вительно есть такая угроза: за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск Национальной гвардии РФ в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей» полагается штраф 500 — 1000 рублей или арест на срок до пятнадцати суток (часть 1 ст. 19.3 КоАП ).

И снова звонок в ГИБДД вам в помощь. Во-первых, начальнику можно все спокойно и аргументированно объяснить, во-вторых, эти звонки записываются, а судьи эти записи могут использовать при разбирательстве. Если записи в вашу пользу, если вы не бранились и не грозили раскурочить им машину, то защитят от несправедливого наказания.

ПРИЕХАЛИ

А вдоль дорог камеры стоят

Федеральное дорожное агентство, которое курирует большинство федеральных трасс в стране, к 2021 году собирается снизить показатели аварийности на 50%. Для этого в ближайшие годы оно планирует установить на подведомственных дорогах еще более тысячи комплексов фотовидеофиксации.

Вы спросите: а других способов борьбы с аварийностью нет? По данным ФДА, более 80% аварий на федеральных трассах в прошлом году произошло из-за нарушения водителями правил дорожного движения, в частности несоблюдения скоростного режима. Дорожники надеются, что штрафы от камер дисциплинируют водителей, они перестанут гонять и будут реже устраивать аварии.

Проект по установке новых камер рассчитан на три года (2018 — 2020). И уже по истечении этих трех лет должно произойти снижение показателей аварийности на 50%.

Места установки комплексов будут отбирать, опираясь на информацию от самих водителей и данные об очагах аварийности с сайта Госавтоинспекции stat.gibdd.ru. А также будут учитывать участки трасс с ограниченной видимостью.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Больше становится не только автоматических камер, но и согласных сообщить о нарушениях в полицию людей. За прошлый год инспекторам ГИБДД удалось выявить более 400 тыс. нарушений ПДД после таких жалоб бдительных граждан. Более 40 тыс. водителей задержали после подобных сообщений за пьянку за рулем, это каждый 16-й от всех выявленных водителей с признаками опьянения. 70 тысяч штрафов выписали гаишники после поступления фото- или видеоматериалов от неравнодушных пешеходов или соседей по потоку.

Зоны парковки каршеринга: как не получить штраф оставив автомобиль в неположенном месте

Рассказываем, где вы можете оставить взятую напрокат машину после окончания поездки и как узнать зону парковки каршеринга

В аэропорт на каршеринге: что нужно знать, чтобы воспользоваться услугой

Какие операторы предоставляют возможность добраться на арендованной машине до воздушной гавани: рассказываем, как доехать в аэропорты Москвы на каршеринговом автомобиле

Затоплен Тушинский тоннель: Движение на Волоколамском шоссе закрыто, объезжать рекомендовано по Ленинградке

Но движение по Ленинградскому шоссе уже затруднено из-за автомобильного затора. Рассказываем, как быть водителям из-за затопления Тушинского тоннеля [видео]

Водитель внедорожника Toyota Land Cruiser устроил дрифт около памятника Александру III в Иркутске

Ролик с трюками нарушителя попал в соцсети [видео]

Льготный период оплаты дорожных штрафов продлят, если извещение пришло с задержкой

Норма не распространяется на взыскания, наложенные за серьезные нарушения ПДД

Нарушения правил на московских дорогах теперь фиксируют с помощью нейронной сети

Устройства сами сверяют марку и номер машины и уже не смогут неверно распознать знак

Глава ГИБДД: Надо повышать штрафы за нарушения ПДД

Михаил Черников прокомментировал инициативы чиновников об ограничениях в дорожном движении

Производство автомобилей «Лада» стало прибыльным впервые за 10 лет

Уход от принципа «чем дешевле, тем лучше» дал свои результаты

«Разобрали до единой детали»: Юрий Дудь оценил уральскую елку из «копейки»

Детали от машины с помощью тросов заставили парить в невесомости

Правила дорожного движения перестанут менять каждый месяц

ГИБДД признала: водители не успевают запоминать все новые поправки

Каршеринг: как пользоваться в городах России

У системы поминутной аренды автомобилей все больше поклонников, причем не только в Москве, но и других городах. Рассказываем, как пользоваться каршерингом и что при этом обязательно следует учитывать

Возрастная категория сайта 18+

Кто имеет право останавливать автомобили