Реальный налог на имущество

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

В отношении снесенного здания налог на имущество организаций платить не надо

Обязанность по исчислению и уплате налога на имущество зависит от наличия у организации реально существующих объектов недвижимости, которые признаются основными средствами. Поэтому если здание снесено и, соответственно, уже не является объектом ОС, то налог на имущество не начисляется, даже если сведения о здании еще не исключены из государственного реестра. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 20.09.18 № 305-КГ18-9064. Федеральная налоговая служба направила это разъяснение суда в нижестоящие налоговые органы для использования в работе (письмо от 24.09.18 № БС-4-21/[email protected]).

Об этом деле мы уже писали ранее (см. «Арбитражная практика в апреле 2018 года: штраф за сдачу СЗВ-М на день позже, договор ГПХ вместо трудового договора, запрос документов при «встречной» проверке»). Кратко напомним его суть. В апреле организация снесла старое здание, в отношении которого платила налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта. Запись в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) о прекращении права собственности и ликвидации объекта была внесена в сентябре. По мнению налогоплательщика, обязанность по уплате налога на имущество прекращается с того момента, когда объект перестает быть основным средством, то есть не отвечает требованиям ПБУ 6/01. В данном случае — с даты составления акта о сносе здания (от 15 апреля 2015 года).

В налоговой инспекции с такой позицией не согласились. Проверяющие заявили, что в случае сноса «кадастрового» объекта недвижимости налог исчисляется до даты регистрации прекращения права собственности на снесенный объект. В итоге организации был доначислен налог на имущество в размере 3 млн. рублей.

Позиция нижестоящих судов

Суды трех инстанций поддержали ИФНС. Как указали судьи, если объект подпадает под «кадастровое» налогообложение, то налог начисляется до даты регистрации прекращения права собственности на снесенный объект. В данном случае недвижимость была включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Поэтому исчислять налог нужно было до даты регистрации прекращения права собственности на снесенное здание.

Решение Верховного суда

Однако судебная коллегия Верховного суда согласилась с доводами налогоплательщика. Отменяя решения нижестоящих судов, ВС РФ указал на следующее. Согласно статье 374 НК РФ, объектом налогообложения признается движимое или недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета. Положения статей 378.2 (кроме подп. 4 п. 1) и 382 НК РФ, которыми предусмотрены особенности расчета налога исходя из кадастровой стоимости имущества, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены статьей 374 НК РФ. Следовательно, налоговое законодательство связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика, — объектами основных средств. Само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не является основанием для взимания налога, если в действительности имущество отсутствует.

В данном случае по состоянию на 15 апреля 2015 года спорное здание физически уже не существовало. Следовательно, после этой даты у организации не было оснований для уплаты налога в отношении снесенного объекта.

Реальный налог на имущество

Налоговики уже начали рассылать россиянам уведомления об уплате налогов за 2017 год. Ежегодно налоги необходимо оплачивать до 1 декабря, но в 2018 году на эту дату выпадает выходной, поэтому срок уплаты налога на имущество физических лиц (квартир, домов, гаражей), а также земельного истекает 3 декабря (включительно).

Все собственники (физические и юридические лица) объектов капитального строительства, в том числе недостроенных, должны платить налог на имущество, а также земельный налог за участки в собственности или бессрочном пользовании.

Как вырастут налоги

Уточнить сумму налогов на недвижимое имущество и землю для физических лиц, которые нужно оплатить до 3 декабря 2018 года, можно на сайте ФНС. С 1 января 2015 года налог на недвижимое имущество рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночной. Ранее ставка зависела от инвентаризационной стоимости объекта. Такая оценка применяется уже третий налоговый период в 28 регионах, включая Москву и Подмосковье.

В этом году приняли закон, ограничивающий ежегодный рост ставки налога более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Ранее в России устанавливались коэффициенты, которые в переходный период предусматривали ежегодный рост на 20% (первый год — 0,2; второй — 0,4; третий — 0,6; четвертый год — 0,8).

«Теперь начиная с четвертого налогового периода (за 2018 год) исчисление суммы налога производится без учета формулы и понижающих коэффициентов, его рост не должен превышать 10% в год. Это позволят исключить резкое увеличение налоговой нагрузки по имущественным налогам, связанное с изменением и ошибками при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости», — говорит руководитель практики налогового права НЮС «Амулекс» Анатолий Нагиев.

В 2018 году при исчислении в Москве и еще 28 регионах будет применяться коэффициент 0,8. На 2019-й и последующие годы принижающие коэффициенты будут отсутствовать, то есть они будут приниматься равными 1, дополняет Нагиев. Впервые заплатить налог с полной стоимости придется в 2020 году.

Если не платить

Если налог вовремя не оплачен, то за просрочку налогоплательщику начислят пеню в размере 1/300 от ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. ФНС может взыскать через суд долг за счет имущества, денежных средств на банковских счетах, наложить временное ограничение на выезд за границу и арест на имущество должника.

Как изменится кадастровая стоимость

В 2018 году в столичном ГБУ «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования» впервые произведена переоценка кадастровой стоимости недвижимости по новым правилам.

«Поскольку кадастровая стоимость — это основа для исчисления базы по налогу на имущество, то изменение оценки ее стоимости будет прямо влиять на фактический размер налога. Однако с учетом того, что каждый год налог фактически вырастает на 20%, можно предположить, что с учетом понижения кадастровой стоимости на 17% сумма налога останется примерно на уровне прошлого года или возрастет незначительно», — отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

С перехода в 2015 году на ставку налога на имущество физлиц в зависимости от кадастровой стоимости налоговая нагрузка на москвичей в 2017 году (за два года) выросла в 2,7 раза. Об этом ранее сообщали аналитики компании «Финэкспертиза». Среднестатистический житель столицы платит за свое имущество 1050 руб., это почти в три раза больше, чем в среднем по стране.

Что изменится в расчете налога на имущество с января?

В России с 8 августа 2018 года изменился порядок расчета налога на недвижимость. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Согласно документу, налог перестанет расти, поскольку отменят повышающий коэффициент, который ежегодно увеличивался на 20% при расчете налога по кадастровой стоимости.

Сегодня налог на имущество в зависимости от кадастровой стоимости действует в 49 регионах России. В остальных пока еще применяется старая система налогообложения в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества. В 2018 году новый понижающий коэффициент начнет действовать в 28 субъектах России, где налог исчисляется с коэффициентом 0,6. В остальных субъектах, в которых налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок исчисления не изменится.

Что изменится при расчете налога?

Согласно документу, сумма налога на имущество, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, будет расти не более чем на 10% в год. Сейчас при исчислении налога действует коэффициент, по которому сумма налога ежегодно повышается на 20%. То есть в первый год человек платит налог с коэффициентом 0,2, а далее каждый год он увеличивается: 0,4, 0,6, 0,8. И на пятый год выходит на 100% оплату налога. Новый порядок исчисления ограничит ежегодное увеличение суммы налога, начиная с четвертого года уплаты налога.

Кроме этого, законом предусмотрена возможность оспорить кадастровую стоимость. С 1 января 2019 года, если гражданин заявит о технической ошибке или оспорит в комиссии кадастровую стоимость, то перерасчет будет применен к трем предыдущим периодам. Сейчас перерасчет производят только за последний год.

Также закон расширяет налоговые льготы для детей-инвалидов. Они освобождаются от выплаты налога на имущество физических лиц на один объект, не используемый в предпринимательской деятельности. Это может быть квартира, частное домовладение, гараж или хозяйственная постройка площадью до 50 кв. м.

За что нужно платить налог на имущество?

Налог на имущество платят все физлица, у которых в собственности есть любой из объектов капитального строительства — квартиры, дома, дачи, гаражи и машино-места, сооружения, помещения и земельные участки. За временные постройки, такие как сараи, беседки, туалеты на дачных участках и другие небольшие объекты, налог платить не нужно. Причем за машино-места раньше нужно было платить повышенный налог в 2% от кадастровой стоимости, а сейчас его снизили до 0,1-0,3%.

А льготы сохраняются?

Да, налоговые вычеты останутся прежними — с комнаты это 10 кв.м, с квартиры — 20, с частного дома — 50 кв.м. Все категории льготников тоже сохранятся.

Когда нужно платить налог?

Налог необходимо оплатить до 1 декабря 2018 года. В случае просрочки предусмотрены пени, которые составляют 1/300 от текущей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Налог на наше имущество незаконен!

О законности установления налогов Российской Федерации

В настоящем разделе даётся экономическая и юридическая оценка соответствия отдельных налогов конституционно-правовому понятию «законно установленные налоги и сборы». Оценку других налогов, не рассмотренных в настоящей статье, читатель может сделать самостоятельно, по аналогии.

Налог на имущество предприятий и Налог на имущество физических лиц

В первую очередь необходимо сделать анализ экономической (фактическая) и юридической обоснованности налогов на имущество предприятий и физических лиц, поскольку большинство исследуемых налогов оказались фактически налогами на имущество предприятий или физических лиц.

Нормы права, подлежащие применению

1. Статья 17 «Всеобщей декларации прав человека», предусматривающая право каждого владеть имуществом и не быть произвольно лишённым своего имущества.

2. Статья 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод», в которой признаётся право каждого физического или юридического лица на уважение своей собственности.

3. Пункт 2 Статьи 35 Конституции РФ, предусматривающий право каждого иметь имущество в собственности и осуществлять правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению своим имуществом.

4. Пункт 1 Статьи 34 Конституции РФ, предусматривающий право каждого на свободное использование… имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности.

5. Пункт 1 статьи 15 Конституции РФ, согласно которому Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

6. Пункт 4 Статьи 15 Конституции РФ, согласно которому «Общепризнанные принципы и нормы международного права» и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

7. Пункт 1 Статьи 17 Конституции РФ, согласно которому «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

8. Статья 57 Конституции РФ, согласно требованию которой каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.

Описание нарушений прав

Физические и юридические лица приобретают своё имущество на товарных рынках в обмен на деньги или материальные ценности (т.е. «Доход» или «Чистую прибыль»), остающиеся в их распоряжении после уплаты налогов.

Обложение налогом имущества юридических и физических лиц – это фактически повторное, а с учётом периодичности взимания такого налога, ещё и многократное обложение налогом одного и того же объекта налогообложения – «Прибыли» предприятий или «Дохода» физических лиц.

Объявленные налогоплательщиками физические лица могут исполнить возложенную на них обязанность по уплате такого налога только за счёт имеющегося в наличии имущества, получив при этом убытки в виде «прямого положительного ущерба в имуществе» («реальный ущерб»).

Объявленные налогоплательщиками предприятия, при недостаточности или полном отсутствии у них прибыли за налоговый период, могут исполнить возложенную на них обязанность по уплате налога на имущество только за счёт своих неделимых имущественных фондов, получив при этом убытки в виде «прямого положительного ущерба в имуществе» т.е. («реальный ущерб»).

Такой налог в истории известен как «дань», которая взималась победителями с побеждённых, что, впрочем, соответствует положению населения, после фактической утраты государственного суверенитета в 1991 г.

Положения Налогового кодекса РФ о «налоге на имущество предприятий» и о «налоге на имущество физических лиц» противоречат «общим принципам налогообложения» предусмотренным самим Налоговым кодексом РФ:

1. В противоречие «Общему принципу налогообложения», предусмотренному частью 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, при установлении налогов на имущество не учитывалась фактическая способность лиц, объявленных налогоплательщиками, к уплате такого налога.

2. В противоречие «Общему принципу налогообложения», предусмотренному частью 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ, налоги на имущество не имеют реального экономического основания и являются произвольными.

3. В противоречие «Общему принципу налогообложения», предусмотренному частью 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», при определении элементов налогообложения неправильно (произвольно) определён объект налогообложения (имущество). То есть, объект налогообложения не определён, а налоги на имущество физических и юридических лиц не соответствуют конституционно-правовому понятию «законно установленные налоги и сборы».

В силу конституционного требования Статьи 57 Конституции РФ о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов, и, поскольку налоги на имущество физических и юридических лиц не соответствуют установленному статьей 57 Конституции РФ требованию, то у лиц, объявленных налогоплательщиками, обязанности по их уплате не возникает.

(см. Пункт 2 Постановления Конституционного суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П).

4. В противоречие «Общему принципу налогообложения», предусмотренному частью 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ, взимание налогов на имущество физических и юридических лиц препятствует реализации гражданами своих конституционных прав, предусмотренных п.1 ст. 34 и п.2 ст. 35 Конституции РФ.

5. В противоречие сформулированному в настоящем исследовании первому «Общему принципу налогообложения», взимание налогов на имущество физических и юридических лиц причиняет этим лицам убытки в виде «Прямого положительного ущерба в имуществе» или «Реальный ущерб».

Положения Налогового кодекса РФ о «налоге на имущество предприятий» и о «налоге на имущество физических лиц» нарушают:

1) Признанное статьёй 17 «Всеобщей декларации прав человека» право владеть имуществом и не быть произвольно лишённым своего имущества.

Право, признанное Статьёй 17 «Всеобщей декларации прав человека», относится к «Общепризнанным принципам и нормам международного права», а значит, является составной частью правовой системы Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Российской Федерации (основание: Часть 4 Статьи 15; Часть 1 Статьи 17 Конституции РФ).

2) Признанное Статьёй 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции «о защите прав человека и основных свобод» право каждого физического или юридического лица на уважение своей собственности.

Европейская конвенция «о защите прав человека и основных свобод», как международный договор Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. (основание: ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

3) Предусмотренное Пунктом 2 Статьи 35 Конституции РФ право каждого иметь имущество в собственности и осуществлять правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению своим имуществом.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Российской Федерации (основание ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

4) Предусмотренное Пунктом 1 Статьи 34 право каждого на свободное использование… имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Российской Федерации (основание ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Государство не вправе формировать свой бюджет за счёт имущества физических и юридических лиц. Источником дохода государственного бюджета (объектом налогообложения) могут служить только:

  • вновь созданный (за налоговый период) результат хозяйственной деятельности (прибыль) товаропроизводителей, с частной формой собственности капитала, производящих и реализующих товарную продукцию на открытых конкурентных товарных рынках.
  • результат труда (прибыль) наёмных рабочих.

Часть фактически полученной балансовой (расчётной) прибыли изымается государством в качестве налога на прибыль.

Применение государственными органами положений Налогового кодекса РФ о налоге на имущество физических и юридических лиц, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, а также нарушающих признанное Европейской конвенцией право на уважение собственности, могут быть обжалованы в Конституционном суде РФ, а также в Европейском суде по правам человека, по указанным юридическим основаниям.

Финансовый словарь Финам .

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .

Смотреть что такое «Реальный налог» в других словарях:

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ — налог на земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные водные объекты, леса. Н. на н. консолидирует три отд. налога – земельный налог, налог на имущество предприятий (организаций) и налог на имущество физических… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налог Реальный — прямой налог, которым облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, фабрика, ценные бумаги). Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

НАЛОГ, ПРЯМОЙ — обязательный платеж, который взимается государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц. П.н. подразделяется на реальный и личный. К реальным относятся: поземельный, подомовый, промысловый и на ценные бумаги. Личные … Большой бухгалтерский словарь

НАЛОГ, ПРЯМОЙ — обязательный платеж, который взимается государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц. П.н. подразделяется на реальный и личный. К реальным относятся: поземельный, подомовый, промысловый и на ценные бумаги. Личные … Большой экономический словарь

НАЛОГ, РЕАЛЬНЫЙ — прямой налог, которым облагается отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, фабрика, ценные бумаги) … Большой бухгалтерский словарь

НАЛОГ, РЕАЛЬНЫЙ — прямой налог, которым облагается отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, фабрика, ценные бумаги) … Большой экономический словарь

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ — (англ. patent fee) – прямой реальный налог на кустарные, пром., торг. и трансп. предприятия. Существовал еще в ср. века как гос. сбор за разрешение на занятие к. л. видом производств. деятельности (уплачивался путем выборки особых свидетельств… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ — прямой реальный налог на промышленные, торговые, кустарные предприятия, существовавший еще в средние века как государственный сбор за право заниматься определенными видами торгово производственной деятельности. В России введен в конце XVIII в. в… … Экономический словарь

промысловый налог — прямой реальный налог на промышленные, торговые, кустарные предприятия, существовавший еще в средние века как государственный сбор за право заниматься определенными видами торгово производственной деятельности. В России введен в конце XVIII в … Словарь экономических терминов

Имущественный налог — в отличие от подоходного (см.) взимается не с дохода, а с имущества. Он может падать на все имущество плательщика или только на отдельные части имущества. Частичными И. налогами являются, напр., налоги на наследство (см.) и на роскошь (см.). Но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Реальные налоги являются разновидностью налогов прямого типа и представляют собой одну из составляющих общей системы российского налогообложения.

Общая суть системы налогообложения сводится к принудительному и безвозмездному взиманию с юридических и физических лиц определенного размера платежей с целью финансовой поддержки деятельности государства.

Налоги не следует путать с пошлинами и сборами, которые не носят безвозмездного характера и подлежат уплате при совершении сделок или иных действий.

Налоги, в зависимости от возложенной на них функциональной нагрузки, различий в условиях наступления налогового события, особенностей базы для начисления, а также видов объектов налогообложения, можно разделить на два класса: прямые и косвенные.

Налоги прямого действия

Прямые налоги начисляются и подлежат уплате с доходов налогоплательщиков или объектов их имущества. При расчете прямого типа налогов учитывается уровень дохода налогоплательщиков, а также их семейное положение. Прямые налоги должны быть уплачены налогоплательщиками в момент получения ими дохода, независимо от его дальнейшего расходования. К объектам для применения прямого типа налогообложения относятся:

  • доходы в денежной форме, в том числе заработная плата сотрудников, прибыль предприятий, проценты по вкладам, финансовая рента;
  • стоимость принадлежащих налогоплательщику объектов имущества (участки земли, дома, квартиры, автомобили, ценные бумаги).

Именно налогообложение прямого типа подразделяется на реальные налоги и личные.

Налоги косвенного действия

Налоги косвенного характера не могут взиматься с конкретных налогоплательщиков. Они входят в стоимость любых товаров или услуг в виде определенной надбавки к цене. К налогам косвенного типа можно отнести таможенные сборы и пошлины, НДС, а также акцизы. Таким образом, налогообложение косвенного типа выступает в роли определенного рода ценообразующего фактора. Уплачивается косвенный налог покупателем в момент приобретения им товара или услуги. В такой ситуации в роли сборщика налогов выступает собственник товара, продавец или лицо, оказывающее услугу.

Реальные налоги и их особенности

Реальные налоги взимаются с некоторых объектов имущества плательщика.
Основным преимуществом реальных налогов является то, что такие налоги – это более стабильный и определенный источник наполнений бюджета. Реальные налоги более явно обусловлены платежеспособностью налогоплательщиков, затраты же на их взимание незначительны. К отрицательным особенностям можно отнести снижение влечения к инвестициям и сбережениям при существенном размере процентных ставок и уклонение от уплаты таких налогов.

База для исчисления размера реальных налогов

Базой для начисления реального налога выступают отдельные объекты имущества, которыми владеет налогоплательщик. Например, земельные участки, жилая недвижимость, ценные бумаги, промышленные здания или сооружения, складские и торговые помещения, транспортные средства. Реальный налог при этом подлежит уплате по факту владения физическим или юридическим лицом этими видами имущества и не обусловлен финансовым положением налогоплательщиков, а также величиной его доходов.

В зависимости от характера объекта, который выступает в качестве базы для налогообложения, к прямым реальным налогам относят:

  • земельный;
  • имущественный;
  • подомовой;
  • транспортный;
  • промысловый.

Размер реальных налогов

Величина реальных налогов определяется с учетом внешних характеристик объекта, который облагается налогом. Для определения величины земельного налога размер находящегося в собственности налогоплательщика земельного участка имеет значение. Для имущественного налога важна кадастровая стоимость квартиры. Размер подомового налога рассчитывается с учетом количества окон, дверных проемов и общего размера строения. Промысловый налог зависит от количества рабочих или станков.

При определении реального налога расчет не учитывает фактическую величину дохода, который может приносить объект собственности своему владельцу. Ставка реального налога утверждается в процентах и носит усредненных характер.

К разновидностям личных налогов относят следующие виды налогов:

  • на прибыль;
  • на сверхприбыль;
  • подоходный;
  • на доходы от оборота капитала.

В отличие от реального этот тип налогов не зависит от внешних признаков находящегося во владении налогоплательщика имущества и учитывает его платежеспособность. Личный налог напрямую зависит от величины дохода, который это имущество приносит своему владельцу.

Реальный налог на имущество
Читайте так же:  Сервера для arma 2 лицензия