Налоговая база налога на транспортный налог

Налоговая база для транспортного налога за 2019 год

Налоговая база — одна из основных величин для расчета дорожного налога. Чем это число больше, тем дороже обойдется автоналог.

Налоговая база для транспортного налога за 2019 год определяется в зависимости от типа ТС. Так, согласно п. 1 ст. 359 НК РФ она равна:

Мощности мотора в лошадиных силах — для ТС с двигателями (напр., легковой автомобиль, катер и пр.);

Статической тяге реактивного двигателя (или их сумме) — для воздушных ТС;

Валовой вместимости — для буксируемых водных ТС;

Единице ТС — для других воздушных/водных машин (напр., плавучий кран).

Если вы выступаете собственником наземного транспортного средства, то под налоговой базой будет пониматься количество лошадиных сил. Узнать точную мощность автомобиля можно из документов — СТС или ПТС.

Бывает, что в документах на транспортное средство мощность двигателя указана не в л.с., а в кВт. Чтобы перевести киловатты в лошадиные силы, воспользуйтесь этой формулой:

Л.с. = кВт х 1,35962 (п. 19 Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177)

К примеру, для машины с мотором в 128 кВт, налоговая база по дорожному налогу составит 174,03 л.с. (умножаем 128 на 1,35962 и округляем до сотых).

Таким образом, данное понятие используется при расчете автоналога. Способ ее определения зависит от типа транспортного средства. Для автомобилей и других ТС с двигателями налоговая база равняется мощности мотора, измеренной в лошадиных силах. Посмотреть точное кол-во лошадиных сил можно в документах на авто.

Транспортный налог

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

Транспортный налог

До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах — налоге с владельцев транспортных средств и налоге на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. С 1 января 2003 года вступила в действие глава 28 Налогового кодекса «Транспортный налог», в результате чего было произведено объединение двух вышеуказанных налогов.

Транспортный налог можно охарактеризовать как региональный, прямой, смешанный, имущественный.

Транспортный налог установлен Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Федерации. После принятия законов субъектами Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Федерации.

Законодательные органы субъекта Российской Федерации при принятии региональных законов о транспортном налоге устанавливают:

  • конкретную ставку налога (на основе базовой ставки налога);
  • порядок и сроки уплаты налога.

Помимо этого при установлении налога законами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В Москве транспортный налог взимается на основании Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге».

Плательщики транспортного налога

Плательщиками налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом обложения. Налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию (собственность, аренда и др.), которое приводит к обязанности регистрации данного транспортного средства.

Объектом налогообложения признаются:

  1. Наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
  2. Водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суды, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
  3. Воздушные транспортные средства — самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства

Не являются объектом налогообложения весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. е., автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. е., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, тракторы и другие транспортные средства в соответствии с п. 2 ст. 358 НК.

Налоговая база, согласно ст. 359 НК, определяется:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в вышеназванных пунктах, — как единица транспортного средства.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки транспортного налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Федерации на основе базовых ставок, указанных в ст. 361 НК, которые могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз. Допускается дифференциация налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса. Практически по всем объектам налогообложения ставки установлены в рублях в расчете на каждую единицу мощности двигателя транспортного средства — 1 л. с. В таблице 22 представлены ставки транспортного налога в соответствии со ст. 361 НК и ставки, действующие в Москве в 2010 году.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения отдельных категорий налогоплательщиков не предусмотрены на федеральном уровне. Однако льготы установлены во многих регионах для инвалидов разных категорий, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и т. д.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей содержатся в ст. 362 и 363 НК. Организации самостоятельно исчисляют налог и авансовые платежи по налогу на основании данных технических паспортов транспортных средств и свидетельств о государственной регистрации транспортных средств. Авансовые платежи уплачиваются о истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Источником налога для организаций являются расходы (прочие расходы), учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Сроки уплаты налога, авансовых платежей устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В Москве отчетные периоды не установлены, следовательно, авансовые платежи организации не уплачивают. Срок уплаты налога — не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для физических лиц транспортный налог исчисляется налоговым органом на основании сведений, представляемых регистрирующими

транспортные средства органами в срок с 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

Направление налогового уведомления в соответствии со ст. 363 НК допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Сроки уплаты налога физическими лицами устанавливаются также соответствующим законом субъекта Федерации. Срок уплаты для физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября следующего года за истекшим налоговым периодом.

При расчете налога указывается количество месяцев владения транспортным средством, в течение которых было зарегистрировано транспортное средство на налогоплательщика. Если в течение года произошла регистрация или снятие с учета транспортного средства, то сумма налога определяется с учетом коэффициента, равного отношению числа полных календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к 12. Месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за целый месяц.

Если транспортные средства не эксплуатируются по различным причинам или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог исчисляется и уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с государственного учета позволит не платить налог по таким транспортным средствам.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – основные положения установления и введения транспортного налога;
  • – механизм исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации;
  • – направления развития налогообложения транспортных средств;

уметь

– самостоятельно производить расчеты по исчислению транспортного налога;

владеть

  • – навыками определения налоговой базы;
  • – умением производить расчеты сумм налоговых платежей, подлежащих внесению в бюджет;
  • – умением находить решение проблем, возникающих в практической деятельности налогоплательщиков по исчислению транспортного налога.

Общая характеристика транспортного налога

Транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Региональный закон о транспортном налоге вводится в действие на территории субъекта РФ в порядке, предусмотренном гл. 28 НК, в то же время законодательные органы субъекта РФ самостоятельно определяют:

  • 1) ставку налога (в пределах, установленных НК);
  • 2) порядок и сроки уплаты налога;
  • 3) налоговые льготы и основания для их применения.
Читайте так же:  Приказ 72 по убою

ИЗ ИСТОРИИ

Глава 28 НК вступила в действие с 30 августа 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ.

Транспортный налог заменил: налог на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Поступления транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2012 г. составили 90,16 млрд руб., что на 8%, или на 6,9 млрд руб., больше, чем в 2011 г. На рост поступлений транспортного налога в 2012 г. повлияло увеличение ставок налога в соответствии с законами субъектов РФ, а также рост количества транспортных средств, находящихся в собственности. В 2013 г. поступления по транспортному налогу составили 81 млрд руб., что на 18% больше суммы поступлений за аналогичный период 2012 г. Рост поступлений обусловлен верификацией баз данных налоговых органов и органов ГИБДД МВД России, но итогам которой возросло количество транспортных средств, вовлекаемых в налоговый оборот по транспортному налогу на 1,6 млн объектов. Это позволило дополнительно привлечь к уплате транспортного налога 1 млн налогоплательщиков.

Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК являются лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, а именно:

  • 1) организации;
  • 2) физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели).

При этом транспортные средства должны быть признаны объектом налогообложения в соответствии с нормами налогового законодательства.

Транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств – юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства.

Не признаются налогоплательщиками:

  • – лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением Олимпиады и развитием Сочи как горноклиматического курорта;
  • – лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, – в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпиады и развитием Сочи как горноклиматического курорта.

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Законе, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на нраве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Законом.

Объектом налогообложения признаются следующие группы транспортных средств:

  • 1) наземные транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани;
  • 2) воздушные транспортные средства: самолеты, вертолеты, иные воздушные транспортные средства;
  • 3) водные транспортные средства: теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и иные водные транспортные средства.

Перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми, и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства, например Общероссийский классификатор основных фондов или Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ.

Перечисленные транспортные средства становятся объектами налогообложения только в случае их регистрации в соответствии с российским законодательством на территории субъектов РФ. Однако наличие права собственности на транспортные средства не означает, что их владелец является плательщиком транспортного налога. Например, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю автомобилями и другими транспортными средствами, не возникает обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, гак как отсутствует обязанность государственной регистрации этих транспортных средств на территории РФ.

В ст. 358 НК приведен перечень транспортных средств, которые не признаются объектами налогообложения по транспортному налогу. Этот перечень транспортных средств, освобождаемых от налогообложения, является закрытым. Транспортные средства, не подлежащие обложению транспортным налогом, подразделяются на восемь категорий:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. При этом сельскохозяйственный товаропроизводитель – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • 10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.1 Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля ­ ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ ­ екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде ­ ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен ­ ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек ­ том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик ­ лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз ­ мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп ­ лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод ­ ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста ­ новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ ­ ностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для исполь ­ зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви ­ гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре ­ тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос ­ ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто ­ машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро ­ ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе ­ мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо ­ зяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен ­ ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис ­ полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реест ­ ре судов.

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс ­ портных средств следующим образом:

Как определяется налоговая база по транспортному налогу?

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспорта (в лошадиных силах) на основании данных регистрации транспортного средства. Но иногда при расчете налоговой базы действуют и другие правила. Подробнее об этом и некоторых других вопросах, связанных с расчетом транспортного налога, вы узнаете из этой статьи.

Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета

Данный налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется транспорт (ст. 357 НК РФ).

Предприятия рассчитывают данный налог и причитающиеся авансовые платежи по нему самостоятельно. Физлицам сумму налога необходимо оплатить по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.

Основные принципы расчета и уплаты налога:

  • налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
  • авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
  • предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
  • предприятия в отношении транспортного средства с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн (зарегистрированного в реестре) исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ);
  • итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Читайте так же:  Патент адыгея

Мнение налоговиков о применении повышающих коэффициентов узнайте здесь.

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база транспортного налога в 2017–2018 годах рассчитывается по-разному для отдельных видов транспортных средств (ст. 359 НК РФ, раздел V Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

Вид транспортного средства (ТС)

Налоговая база для расчета транспортного налога

Глава 28 НК РФ Транспортный налог

Транспортный налог

Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.

Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:

  • объекты налогообложения;
  • протяжённость налогового периода;
  • способ расчёта транспортного налога;
  • льготные категории граждан и транспортных средств

Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.

Ставки и сроки уплаты транспортного налога

Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:

  • региональная фиксированная ставка
  • количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
  • количество месяцев владения, разделённое на 12

Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.

Особенности льготы по транспортному налогу

Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.

Как используется властями транспортный налог

Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.

До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.

Налоговая база налога на транспортный налог

Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств вместный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

Объект налогообложения транспортного налога

Транспортный налог взимается с зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу а также различных видов воздушного и водного транспорта.

Обязанность по уплате налога возложена на владельцев ТС, на имя которых эти транспортные средства зарегистрированы. Необходимость уплаты налога не зависит от состояния транспортного средства, поэтому, водитель старых «Жигулей», давно гниющих где-нибудь на пустыре или во дворе жилого дома, обязан заплатить налог наравне с водителем нового автомобиля. Чтобы избавить себя от лишних трат, владельцу такой авторухляди необходимо обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства с заявлением о снятии автомобиля с учёта.

В непростой ситуации оказываются и автовладельцы, продавшие автомобиль по доверенности. По закону, именно они являются владельцами транспортных средств и обязаны платить предусмотренные сборы. Между тем, закон чётко прописывает действия в подобной ситуации. Если доверенность была выдана до 30 июля 2002 г., то платить транспортный налог будет указанное в доверенности лицо. Для этого официальному владельцу транспортного средства необходимо подать в налоговую инспекцию по месту жительства уведомление, в котором должны быть указаны:

1) Ф.И.О. лица, на которого зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) Марку и тип транспортного средства;

3) Ф.И.О. лица, которому передано транспортное средство на основании доверенности;

4) Доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) Ф.И.О. нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

К уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие дату приобретения машины: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату, справка-счет и факт передачи ТС – расписка в получении транспортного средства, документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю а также доверенность или её копия.

Расчёт транспортного налога

С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берётся с каждой лошадиной силы.

Налог рассчитывается путём умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Если на транспортное средство в ходе ремонта или замены вышедшего из строя агрегата установлен двигатель иной мощности, чем указано в технической характеристике, владелец такого автомобиля должен обратиться в подразделение ГИБДД по месту регистрации транспортного средства с заявлением о необходимости изменений в техпаспорте. После этого, транспортный налог будет рассчитываться исходя из фактической мощности двигателя.

Юридические лица рассчитывают транспортный налог самостоятельно а за физических лиц его рассчитывает налоговая инспекция.

Налоговые льготы по транспортному налогу

В соответствии с федеральным законодательством, транспортный налог не взимается со следующих видов транспортных средств:

1. Легковые автомобили с ручным управлением для инвалидов а также обычные автомобили с двигателем мощностью менее 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения;

2. Автомобили Минобороны России, органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3. Транспортные средства, находящиеся в розыске. (Для освобождения от уплаты налога владелец транспортного средства должен представить в налоговую инспекцию справку из милиции о том, что автомобиль угнан и находится в розыске. В данной справке должна быть указана дата обращения в органы милиции);

В дополнение к федеральному списку, столичное законодательство освобождает от уплаты транспортного налога следующие категории автовладельцев:

1. Герои Советского Союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – за одно транспортное средство, зарегистрированное на них;

2. Владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с. включительно;

3. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом при условии, что данная перевозка осуществляется по единым тарифам за проезд, установленным органами исполнительной власти г. Москвы с учётом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке – на транспортные средства, используемые для вышеуказанных целей (кроме такси)

Порядок оплаты транспортного налога

Уведомление об уплате транспортного налога в виде заполненной квитанции налоговая инспекция направляет владельцу транспортного средства по почте заказным письмом. Владелец транспортного средства обязан заплатить данный налог в течение 30 дней с момента получения указанного уведомления.

Однако, налог считается региональным, поэтому каждый субъект Федерации свободен вводить особые распоряжения. Так, в Москве из-за большого количества автомобилистов и недостаточного штата налоговых агентов некоторые водители уже второй год не получали заказного письма. Владелец ТС должен самостоятельно явиться в налоговую инспекцию и получить квитанцию для оплаты в отделении Сбербанка. Но руки, как обычно, «доходят» не у всех.

В результате, выплаты по транспортному налогу составляют только 50% от предполагаемых сумм. Это наталкивает правительство на мысль вернутся к старой схеме, когда квитанция об оплате транспортного налога была необходима для прохождения государственного технического осмотра.

Читайте так же:  Срок действия бухгалтерских документов

Хронология изменений транспортного налога

01.01.2003 Вступила в силу первая редакция закона о транспортном налоге, закрепленная в главе 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ

12.11.2009 Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, согласно которому базовая ставка транспортного налога увеличилась в два раза. Согласно новому закону, базовые ставки транспортного налога стали:

до 100 л.с. – 10 руб.

от 100 л.с. до 150 л.с. – 14 руб.

от 150 л.с. до 200 л.с. – 20 руб.

от 200 л.с. до 250 л.с. – 30 руб.

свыше 250 л.с. – 60 руб.

Но не стоит забывать, что власть на местах может очень гибко изпользовать данные стандарты, начиная от увеличения базовой ставки в 5 раз до уменьшения ее в 10 раз, таким образом, каким будет налог на местах неизвестно, возможно в Санкт-Петербурге транспортный налог уменьшат, а в Москве транспортный налог наоборот увеличат. К тому же неизвестно, успеют ли регионы оформить все необходимые документы до 1 января, так что вполне возможно, что ставка останется прежней.

Помимо этого, не стоит забывать, что желающие уклониться от уплаты налога вполне могут менять транзитные номера раз в 21 день, или не менять их вовсе, ведь штраф за просрочненные транзитные номера составляет на данный момент все-навсего 100 рублей.

12.11.2009 Государственный совет республики Коми вынес решение о повышении транспортного налога, однако хотя закон вступает в силу с 2010 года, фактически увеличенный налог автовладельцы заплатят только в 2011 году, при этом повышение коснулось всех автомобилей кроме грузовых с мощностью двигателя менее 200 л.с.

Так же осталась без изменения ставка ставка транспортного налога по яхтам и гидроциклам, однако тут нет ничего неожиданного — по данным видам транспортных средств она итак превышает все разумные нормы. А вот автомобили с мощностью менее 100 л.с. разделили, добавив дополнительную градацию, за автомобиль мощностью до 70 л.с. ставка транспортного налога составит 5 рублей, а от 71 до 85 л. с. — 10 рублей, от 86 до 100 лошадиных сил — 15 рублей. таким образом, на сособо мощные автомобили ставка транспортного налога может вырасти вдвое.

16.11.2009 Власти Самарской области заявили, что не собираются повышать транспортный налог чтобы не повышать уровень социальной напряженности в регионе.

16.11.2009 По заявлению Валентины Матвиенко, в Санкт-Петербурге не будут повышать транспортный налог, по ее мнению это подорвет позиции итак ослабленных кризисом транспортных компаний

17.11.2009 Борис Грызлов заявил, что решение о повышении транспортного налога необходимо пересмотреть, по его мнению необходимо вернуться к старой ставке транспортного налога, оставив право его увеличения или уменьшения на усмотрение местных властей. В этом его поддержали члены Совета Федерации, таким образом скорее всего законопроект в данной редакции не получит одобрения верхней палаты парламента.

18.11.2009 Совет Федерации отклонил законопроект

20.11.2009 Согласительная комиссия, созданная для изменения законопроекта по транспортному налогу решила сохранить базовую ставку налога, но при этом вдвое увеличить возможность ее увеличения на местах. Таким образом, регионам будет разрешено не только уменьшать базовые ставки транспортного налога в десять раз, но и также увеличивать их в 10 раз, а не в пять раз, как было указано в изначальном варианте законопроекта принятого Государственной Думой 12 ноября.

24.11.2009 Комитет по промышленной политике рекомендовал Совету Федерации одобрить законопроект от 20 ноября в редакции согласительной комиссии.

25.11.2009 Совет Федерации одобрил законопроект в новой редакции, таким образом по сравнению с предыдущей редакцией закона, вступившей в силу 01.01.2003 произошло изменение максимального увеличения налога в регионах в два раза, однако однозначной реакции местных властей на это пока нет, в любом случае транспортный налог будут повышен не ранее 2010 года.

Налоговая декларация по транспортному налогу за 2012 год

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» ФНС России проводится работа по внесению изменений в форму налоговой декларации по транспортному налогу, которые позволят учитывать суммы уплаченных авансовых платежей.

Согласно статье 80 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) форма налоговой декларации и порядок ее заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральной налоговой службой разработан проект приказа ФНС России «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения» и размещен на сайте ФНС России для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

По итогам рассмотрения предложений и внесения необходимых изменений проект приказа будет согласован с Министерством финансов Российской Федерации, подписан Руководителем ФНС России и в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, указанный приказ будет направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Применение приказа ФНС России об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения планируется начать с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период — 2012 год.

В действующем порядке заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения», не предусмотрено отражение суммы уплаченных авансовых платежей по транспортному налогу, в связи с этим рекомендуем за налоговый период 2011 год во избежание спорных ситуаций строку 040 «Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет в течение налогового периода (руб.)» не заполнять, а сумму транспортного налога по строке 030 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» в полной сумме повторять по строке 050 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода».

Ставки транспортного налога за 2012 год

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов.

В соответствии с главой 28 «Транспортный налог» Кодекса транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 356 Кодекса дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации определять ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, пунктом 2 статьи 361 Кодекса определено, что размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Федеральным законом от 27.11.2010 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено снижение ставок транспортного налога для всех категорий автотранспортных средств в два раза с 01 января 2011 года.

Указанным законом также предусматривается возможность законами субъектов Российской Федерации уменьшать налоговые ставки в 10 раз в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.

Кодексом дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, вопросы установления конкретных налоговых ставок по транспортному налогу и их дифференциации по категориям транспортных средств относятся к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу в случае возникновения в середине отчетного периода оснований для применения налоговой льготы

Согласно разъяснениям ФНС России (см. также письмо от 26.10.2012 N БС-4-11/18200) форма налоговой декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected], предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога при применении налоговой льготы как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период.

При этом сообщается, что порядок заполнения данной налоговой декларации содержит некорректное описание алгоритма расчета сумм налоговых льгот.

В этой связи разъясняется, что в случае, если в течение 2012 года у налогоплательщика возникли основания для применения налоговой льготы, то:

— в строке 180 налоговой декларации сумму налоговой льготы следует рассчитывать как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 130) и коэффициента Кл, учитывающего число полных месяцев, в течение которых применяется налоговая льгота (строка 160);

— в строке 200 сумму налоговой льготы следует рассчитать как произведение показателей указанных выше строк (070, 130, 160) и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;

— в строке 220 сумму налоговой льготы следует исчислить как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженная на коэффициент Кл (строка 160).

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Налоговая база налога на транспортный налог