Приказ мвд рф 1142 от 24.12.2008

Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1140 “Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации”

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России*, начальникам подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, научно-исследовательских, образовательных, медицинских и иных учреждений системы МВД России организовать изучение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом, и обеспечить реализацию ее положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника милиции М.И. Суходольского и ОИД МВД России (В.А. Волынский).

* Кроме ГКВВ МВД России

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2009 г.

Регистрационный N 13293

Приложение
к приказу МВД РФ
от 24 декабря 2008 г. N 1140

Инструкция
о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации*(1)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России*(2), подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, министерствах, главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлениях (отделах) внутренних дел по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, научно-исследовательских, образовательных, медицинских и иных учреждениях и организациях системы МВД России*(3) в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации*(4).

Положения Инструкции не распространяются на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, подразделений и учреждений системы МВД России.

2. Служебная проверка проводится в соответствии с нормами Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1*(5) (далее — Положение). Служебные проверки проводятся по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также, в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

По иным основаниям служебная проверка может быть проведена только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1.

3. Служебная проверка проводится по решению руководства МВД России, начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей, наделенных в пределах установленных полномочий в отношении определенных категорий сотрудников органов внутренних дел правом наложения дисциплинарных взысканий.

4. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается Министром внутренних дел Российской Федерации, начальником ДСБ МВД России, а также начальниками главных управлений МВД России по федеральным округам, министрами внутренних дел, начальниками главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте по согласованию с ДСБ МВД России.

5. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ДСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделениями собственной безопасности соответствующих главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ.

6. При проведении служебной проверки лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

7. При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены:

факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;

факт происшествия с участием сотрудника, время, место, обстоятельства происшествия;

вина сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;

данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (происшествия);

наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника;

обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность сотрудника;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного обращения о проведении служебной проверки;

другие обстоятельства, имеющее значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

8. Запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные или ставшие известными лицу, проводившему служебную проверку.

9. В случае обнаружения в действиях сотрудника признаков состава преступления заключение и материалы служебной проверки направляются в следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

10. Результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются лицу, назначившему ее проведение.

II. Организация проведения служебной проверки

11. Основанием для проведения служебной проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием.

12. Поводом для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника и происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях государственных гражданских служащих и работников и публикациях средств массовой информации.

13. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:

причину и основания для ее назначения;

состав комиссии по проведению служебной проверки;

должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

14. В комиссию в случае комиссионного проведения служебной проверки включаются сотрудники подразделений, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председателем комиссии назначается сотрудник подразделения, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос.

15. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии следующих оснований:

если он является подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка;

если он является родственником сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка;

если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что он может быть прямо или косвенно заинтересован в исходе служебной проверки.

16. При наличии оснований, указанных в пункте 15 Инструкции сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан обратиться к должностному лицу, ее назначившему, с письменным рапортом об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки могут быть признаны недействительными.

17. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка сотрудниками разных органов, подразделений, учреждений системы МВД России должностное лицо, назначившее служебную проверку, немедленно докладывает об этом вышестоящему руководителю, который принимает решение о порядке ее дальнейшего проведения.

18. Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении.

19. В случае если последний день служебной проверки приходится на нерабочий день, то днем окончания срока проведения служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

20. При проведении служебной проверки по поступившему в орган, подразделение, учреждение системы МВД России обращению ответ лицу, направившему обращение, направляется в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для рассмотрения обращений.

21. В срок проведения служебной проверки не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности.

22. На период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего служебную проверку, решением должностного лица, ее назначившего, или лица, исполняющего его обязанности, срок проведения служебной проверки может быть приостановлен.

III. Полномочия участников служебной проверки

23. Сотрудник (руководитель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, давать письменные объяснения на имя должностного лица, назначившего служебную проверку (приложение N 1), а также иную информацию по существу вопросов служебной проверки;

предлагать сотрудникам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения;

выезжать на место совершения проступка, происшествия;

вносить начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России предложения об отстранении от занимаемой должности сотрудника на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по занимаемой должности;

истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, подразделений, учреждений системы МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации;

изымать в установленном порядке служебные документы, относящиеся к предмету проверки на основании акта (приложение N 4);

Читайте так же:  Договор с менеджером интернет магазина

знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и, в случае необходимости, приобщать их копии к материалам служебной проверки;

ходатайствовать о проведении исследования, инвентаризации и ревизии;

привлекать должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации;

пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными массивами МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России;

применять для документирования фактов совершенного дисциплинарного проступка или происшествия технические средства в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;

вносить начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России предложения о необходимости обеспечения правовой защиты сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, оказания ему социальной и психологической помощи.

24. Приведенный в пункте 23 Инструкции перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен руководителем, назначившим служебную проверку, в ходе ее проведения в зависимости от конкретной ситуации.

25. Сотрудник (руководитель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;

обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

26. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

знать предмет служебной проверки, давать устные и (или) письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) лица, проводящего служебную проверку, начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившему служебную проверку;

знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

IV. Порядок проведения служебной проверки

27. Непосредственный руководитель сотрудника, проводящего служебную проверку, или председатель комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, осуществляет контроль за готовностью исполнителей к выполнению задания, своевременностью и полнотой проведения служебной проверки.

28. Председатель комиссии или уполномоченный сотрудник, как правило, разрабатывает план проведения служебной проверки, который утверждается руководителем органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившим служебную проверку, либо осуществляющим контроль за ее проведением.

29. Сотрудник (руководитель, члены комиссии), проводящий служебную проверку, должен:

разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации;

своевременно доложить руководителю, назначившему служебную проверку, поступившие заявления и ходатайства и проинформировать заинтересованных лиц об их разрешении;

документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности нарушителя, как отягчающие, так и смягчающие его вину;

проверить выполнение требований приказов МВД России о направлении в соответствующие подразделения МВД России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником или происшествии с его участием;

изучить личное дело лица, в отношении которого проводится служебная проверка;

осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение;

предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений в установленном порядке составить соответствующий акт (приложение N 2), подписанный комиссией в составе не менее 3-х человек;

опросить очевидцев происшествия, дисциплинарного проступка;

использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе;

немедленно доложить назначившему служебную проверку должностному лицу, о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения;

предложить проведение профилактических мероприятий;

подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его в установленный срок на утверждение руководителю органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившему проведение служебной проверки.

30. Руководитель, назначивший служебную проверку, должен:

принять в кратчайшие сроки решение по жалобе или ходатайству сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка;

при необходимости принять меры по обеспечению правовой защиты сотрудника, оказанию ему социальной и психологической помощи;

принять в установленные для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его исполнение.

V. Оформление результатов служебной проверки

31. По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.

32. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

33. Во вводной части указываются:

должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);

основания проведения служебной проверки;

должность, звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, время службы в органах внутренних дел и в занимаемой должности, количество поощрений, взысканий, наличие (отсутствие) не снятых дисциплинарных взысканий;

34. В описательной части указываются:

факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства;

какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника, государственного гражданского служащего, работника;

обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность;

35. Резолютивная часть должна содержать:

заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка или происшествия;

выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия);

предложения о применении (неприменении) к виновному мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, а также, при необходимости, предложения о передаче материалов в органы прокуратуры для принятия процессуального решения в установленном законом порядке;

предложения о необходимости обеспечения правовой защиты сотрудника, оказания ему социальной и психологической помощи;

предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины;

рекомендации предупредительно-профилактического характера.

36. Заключение подписывается лицом, проводившим служебную проверку или полным составом комиссии, в случае проведения служебной проверки комиссией, согласовывается с непосредственным начальником сотрудника, проводившего служебную проверку, и утверждается должностным лицом органа внутренних дел, назначившим ее проведение.

37. Заключение служебной проверки, проведенной по факту гибели (смерти) сотрудника, получения им телесных повреждений и иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, а также при наличии в нем вывода об увольнении сотрудника из органов внутренних дел, кроме того, согласовывается с правовым подразделением и утверждается лицом, имеющим право приема сотрудника на службу (увольнения из органов внутренних дел).

38. Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

39. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением либо подписи в ознакомлении с заключением составляется соответствующий акт, подписанный комиссией в составе не менее 3-х человек (приложение N 3).

40. Проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания как правило готовится лицом, проводившим служебную проверку, согласовывается с правовым подразделением, приобщается к заключению и представляется с материалами служебной проверки должностному лицу, назначившему ее проведение. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику в установленном порядке под роспись.

41. Копия заключения служебной проверки приобщается к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка.

42. По окончании служебной проверки руководитель комиссии либо сотрудник, проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

документ (либо его копия), послуживший поводом для назначения служебной проверки;

копию приказа о назначении служебной проверки;

план проведения служебной проверки;

объяснения сотрудников и иных лиц, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки;

заключение служебной проверки;

материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении служебной проверки;

копия ответа лицу, чье обращение послужило поводом к проведению служебной проверки.

43. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, подразделения, учреждения системы МВД России определенный номенклатурой срок, в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов, и выдается в установленном порядке.

*(1) Далее — «Инструкция».

*(2) Кроме ГКВВ МВД России.

*(3) Далее — «органы, подразделения, учреждения системы МВД России».

*(4) Далее — «сотрудники».

*(5) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 29, ст. 3698; 2001, N 1 (ч.1), ст. 2; 2001, N 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, N 27, ст. 2620; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 49, ст. 6072.

Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. N 1140 “Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2009 г.

Регистрационный N 13293

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Психологическая диагностика суицидального риска у сотрудников органов внутренних дел Смирнова, Марина Владимировна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова, Марина Владимировна. Психологическая диагностика суицидального риска у сотрудников органов внутренних дел : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.06 / Смирнова Марина Владимировна; [Место защиты: Акад. упр. МВД РФ].- Москва, 2011.- 251 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/226

Читайте так же:  39. Налог на игорный бизнес.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема самоубийства (суицида) как крайнего проявления аутоагрессии существовала в течение всей истории развития цивилизации. Суициды продолжают оставаться одной из наиболее острых медико-социальных и психологических проблем современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийства занимают четвертое место среди причин смертности трудоспособного населения, а максимум их частоты приходится на работоспособный возраст людей. Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, т.е. более 1000 человек в день, а число пытавшихся покончить собой превышает пять миллионов (В.Ф. Войцех, 2007; М.И. Марьин, Н.И. Мягких, И.В. Колос, 2001; И.Л. Рыбникова, 2003; Ю.Г. Касперович, 2004 и др.). Суициды являются серьезной проблемой и для жителей Российской Федерации, включая сотрудников органов внутренних дел. Так, в 1998 г. среди сотрудников милиции было зарегистрировано 2,5 суицидов на 10 тысяч личного состава, в 1999 г. — 2,9; 2000 г. — 2,6; 2001 г. — 2,2; 2002 г. — 2,4; 2003 г. — 1,8; 2004 г. — 2,1; 2005 г. — 1,9; 2006 г. — 1,8; 2007 г.- 2,0; 2008 г. — 1,6; 2009 г. — 1,5. 1

Учитывая важность проблемы, в органах и подразделениях МВД России на протяжении ряда лет проводится комплексная работа по профилактике суицидальных происшествий. Однако имеющиеся результаты работы по профилактике суицидов за последние годы нельзя считать удовлетворительньши, так как продолжаются потери личного состава из-за самоубийств, как правило, зрелых в профессиональном отношении сотрудников, положительно характеризующихся по службе. Каждый случай самоубийства сотрудника, безусловно, оказывает негативное влияние на морально-психологическое состояние личного состава органа внутренних дел, подрывает престиж правоохранительных органов перед населением.

Ежегодный анализ материалов служебных проверок по фактам суицидальных происшествий показал, что для повышения качества работы по профилактике суицидов, сохранения жизни и здоровья сотрудников необходимо решить проблему объективной диагностики суицидального риска, в частности, личностных критериев суицидального риска. Выявление суицидогенных личностных факторов — задача психологической диагностики, осуществляемой психологами органов и подразделений внутренних дел на всех этапах служебной карьеры сотрудников. Однако в настоящее время эту задачу психологи МВД России не могут решить на должном профессиональном уровне. Несмотря на проработанность теоретических и методологических вопросов психологической диагностики, в органах внутренних дел используются методики, позволяющие оценить степень выраженности тех или иных качеств личности, но не позволяющие

О результатах психологической работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России в 2009 году: обзор от 12 мая 2010 г. №21/8/4278.

оценить степень выраженности суицидального риска на основе выявленных индивидуально-психологических особенностей.

Приведенные аргументы убедительно свидетельствуют о высокой значимости проблемы суицидов и острой необходимости ее углубленного и разностороннего изучения, в особенности в части диагностики личностных факторов суицидального риска у сотрудников органов внутренних дел.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы суицидального поведения и факторов суицидального риска исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. Изучению этих вопросов посвящены работы А.Г. Амбрумовой (1978, 1980, 1983, 1989 и др.); В.Ф. Войцеха (2000, 2004, 2007); Е.М. Вроно (1983, 1986, 1989, 1998); Э. Дюркгейма (1897); М. Фарбера (1968); Ю.Г. Касперович (2001, 2004); К. Меннингера (1938); В.А. Тихоненко (1978, 1980, 1992); 3. Фрейда (1910); Э. Шнейдмана (1976); А.В. Боевой (2004); Д.И. Шустова (2004); Р.В. Бисалиева (2005); Н.В. Верещагиной (2005); А.Р. Коршуновой (2005) А.С. Калашниковой (2008) и других.

Как показал анализ литературных источников, суицидальное поведение детерминировано множеством факторов, среди которых личностным характеристикам отводится существенная роль. Как отмечает А.Г. Амбрумова (1981, 1989), личность со всеми ее индивидуальными особенностями представляет собой стержневую основу для понимания суицидального поведения как проявления социально-психологической дезадаптации. Среди личностных предикторов суицидального поведения в результате научных исследований выделены, сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, категоричность, незрелость суждений, неблагополучие коммуникативной сферы, неадекватная возможностям личности самооценка, слабость личностной психологической защиты, снижение и утрата ценности жизни, перфекционизм, когнитивная ригидность, дихотомичность мышления и др. (А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко (1980); Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева (2001); С. Neuringer (1961, 1968); A.M. Сысоев (2002); А.А. Яворский (1991) и другие). То есть практически все ученые, рассматривающие в своих исследованиях проблему генеза суицидального поведения, отмечают те или иные индивидуально-психологические особенности, характерные для суицидентов. Следует отметить, что в большинстве исследований, как правило, изучаются лица, имевшие в анамнезе суицидальные попытки и состоявшие на учете в психоневрологических диспансерах. Остальные группы суицидентов, прежде всего лица с завершенным суицидом, остаются вне поля научных исследований. Поэтому проблема выделения личностных факторов суицидального риска недостаточно изучена. Остается неизученной эта проблема и в системе МВД России. В работах М.И.Марьина (2001, 2004); Б.Г. Бовина (1997); Ю.Г. Касперович (2004); Н.И. Мягких (2004, 2008); Г.С. Човдыровой (2003) и других, аналитических обзорах по фактам суицидальных происшествий в органах и подразделениях системы МВД России выделяются отдельные личностные качества, характерные для

суицидентов, сотрудников органов внутренних дел. Однако не приводятся психотехнрлогии определения личностных критериев суицидального риска, на основании которых можно осуществлять вероятностный прогноз риска совершения суицида. В юридической психологии проблема исследования личностных детерминант суицидального поведения рассматривается в рамках проведения посмертных психологических экспертиз в отношении лиц, покончивших жизнь самоубийством (И.А. Кудрявцев (1988); М.М. Коченов (1991); В.Ф. Енгалычев (1997); Ф.С. Сафуанов (1998); И.И. Мамаичук (2002) и другие). Методические особенности экспертизы психического состояния лиц, совершивших самоубийство, заключаются в том, что эксперты проводят исследование на основании клинико-психологаческого анализа уголовного дела и приобщенных к нему материалов. В материалах следствия по фактам самоубийств редко содержатся данные психодиагностических обследований лиц, покончивших жизнь самоубийством, поэтому проведение исследований с целью выделения личностных факторов суицидального риска на основании данных тестирования суицидентов по тем или иным психодиагностическим методикам, приобщенных к материалам уголовных дел, до сих пор является задачей трудноразрешимой. Приведенные аргументы обосновывают необходимость продолжения научных исследований личностных детерминант суицидального поведения.

Объект исследования: условия, причины и факторы суицидального поведения сотрудников органов внутренних дел.

Предмет исследования: личностные особенности суицидентов, сотрудников органов внутренних дел (тип реагирования на стрессовые ситуации, психологические защитные механизмы, особенности состояний психической дезадаптации).

Цель исследования: определение личностных детерминант суицидального поведения и разработка критериев прогнозирования уровня суицидального риска сотрудников органов внутренних дел.

Гипотеза исследования.

Психологическая диагностика и прогнозирование степени суицидального риска возможны в целях совершенствования профилактики этого вида чрезвычайного происшествия, если основываться на представлениях о ведущей роли личностных факторов в формировании суицидального поведения сотрудников органов внутренних дел.

Наряду с общей гипотезой выдвинуты частные:

Первая частная гипотеза: существует возможность выделения личностных детерминант, обусловливающих возникновение суицидального поведения сотрудников органов внутренних дел.

Вторая частная гипотеза: существует единая личностная структура, специфическая для суицидального поведения и определенно указывающая на вероятность его возникновения.

Третья частная гипотеза: суициденты существенно отличаются от группы сравнения типом реагирования на стрессогенные ситуации,

психологическими защитными механизмами, индивидуально-психологическими особенностями, обусловливающими неблагополучие в коммуникативной сфере и невозможность длительно выдерживать психоэмоциональные нагрузки; вариантами психической дезадаптации.

С учетом объекта, предмета, целей и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

Провести анализ современного состояния проблемы самоубийств, отечественного и зарубежного опыта исследования факторов суицидального риска.

Провести анализ основных причин и условий самоубийств, а также социально-демографических, служебно-профессиональных и других факторов, обусловливающих высокий уровень этого вида чрезвычайного происшествия среди сотрудников органов внутренних дел.

Сравнить личностные особенности суицидиентов, сотрудников органов внутренних дел, и действующих сотрудников, выделив специфичные для самоубийц личностные суицидогенные факторы.

Разработать математическую модель, позволяющую на основе личностных показателей провести оценку суицидального риска.

Проверить эффективность прогнозирования уровня суицидального риска с помощью разработанной математической модели для совершенствования работы по профилактике самоубийств сотрудников в системе МВД России.

Разработать рекомендации по диагностике суицидального риска среди сотрудников органов внутренних дел, позволяющие проводить интегральный анализ суицидогенных и антисуицидогенных факторов.

Методологическая основа исследования. Общенаучная ориентация исследования предопределяется положением о диалектической взаимосвязи в развитии теории и практики, принципами единства и взаимозависимости человека и общества (А.А. Бодалев (1983); А.В. Брушлинский (1994); Л.С. Выготский (1925); А.Н. Леонтьев (1975); Б.Ф. Ломов (1984); В.Н. Мясищев (1960); С.Л. Рубинштейн (1946)), системного подхода к изучению личности и поведения субъекта деятельности (К.А. Абульханова (1991); В.А. Барабанщиков (1981); Н.Д. Завалипшна (1991); Б.Ф. Ломов (1984)), а также базовыми положениями психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев (1975); Б.Ф. Ломов, (1984)), экстремальной психологии (Л.Г. Дикая (1983); В.И. Лебедев (1989); К.К. Платонов (1990); В.А. Пономаренко (1985); В.Ю. Рыбников (2000); А.М. Столяренко (2002)), дифференциальной психодиагностики (В.А. Бодров (2000, 2001); К.М. Гуревич (1970), суицидологии (А.Г. Амбрумова (1978); В.Ф. Войцех (2002) и другие).

Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили: личностно- и социально-деятельностный подходы к оценке офицерских кадров (А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин (1973); В.Я. Кикоть (1998); принципы и теоретические основы организации психологической службы в органах внутренних дел (М.И.Марьин (2001);

В.Ю. Рыбников (2000)); организационно-управленческие, аналитические и другие материалы, отражающие практику и опыт действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях в условиях вооруженных конфликтов.

Теоретической основой интерпретации полученных данных экспериментального исследования стали концепции суицидального поведения А.Г. Амбрумовой (1978) и ведущих тенденций Л.Н. Собчик (1997).

Организация и методика диссертационного исследования.

Диссертационное исследование проводилось с 2006 г. по 2010 г. в три этапа.

На первом этапе был осуществлены анализ современного состояния проблемы суицидов, изучение научной литературы, обобщение зарубежных и отечественных подходов к исследованию условий и причин суицидального поведения в общей, медицинской, юридической психологии, психологии управления. В этот период были выдвинуты основная и частная гипотезы, определены цели и задачи, разработана методика проведения исследования, объем и организация сбора эмпирического материала. За это время была сформирована Федеральная база данных по всем случаям суицидов в органах внутренних дел Российской Федерации на основании сведений, установленных Инструкцией об организации работы по профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России 2 .

Читайте так же:  Заявление на расторжение договора услуги связи ростелеком

На втором этапе научного исследования, состоящем из двух частей, был проведен комплексный анализ эмпирических данных по всем завершенным суицидальным происшествиям. В первой части было проведено статистическое исследование социально-демографических, служебно-профессиональных, бытовых, социально-психологических, медицинских показателей группы суицидентов. Затем, в двух группах сравнения — суицидентов и действующих сотрудников — сопоставимых по социо-демографическим, служебно-профессиональным и другим прочим показателям, изучались возможности выявления личностных факторов суицидального риска.

Во второй части второго этапа исследования с помощью факторного анализа была создана общая для двух групп сравнения трехфакторная личностная модель, на основании которой вычислены факторные оценки для каждого сотрудника и выведено уравнение множественной регрессии, позволяющее на основе исходных психодиагностических данных прогнозировать возможность проявления суицидального поведения.

На третьем этапе проверена эффективность методики психологической диагностики суицидального риска, выделены его прогностические критерии и разработаны рекомендации по

О профилактике самоубийств в органах внутренних дел: приказ МВД России от 24.12.2008 г. №1142. С. 18-25.

совершенствованию психологической диагностики суицидального риска сотрудников органов внутренних дел в интересах профилактики самоубийств в системе МВД России.

Сложность объекта исследования и характер решаемой научной задачи обусловили выбор комплекса методов и методик. Применялись системный анализ и синтез, контент-анализ и проблемно-тематическое изучение публикаций отечественных и зарубежных авторов.

В работе представлены организация и методика сбора эмпирического материала, базирующиеся на карте учета и анализа суицидального происшествия среди сотрудников органов внутренних дел, анкетных, социально-демографических, социально-психологических, бытовых, медицинских характеристиках, на особенностях служебно-профессиональной деятельности суицидента, результатах его психодиагностического обследования при поступлении на службу, служебных характеристиках, психологических заключениях.

Анализу подвергались заключения служебной проверки по факту суицидального происшествия, военно-врачебной комиссии, центров психофизиологической диагностики, врача-психиатра медицинского учреждения, психолога подразделения органов внутренних дел, документы по прокурорскому надзору (постановление прокурора о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела по факту суицида).

Материалы психодиагностического обследования включали результаты тестирования кандидатов при поступлении на службу в органы внутренних дел методиками, установленными нормативно-правовыми актами МВД России, включая многофакторный личностный опросник СМИЛ (СобчикЛ.Н.).

Эмпирические данные исследования подвергались статистической обработке по стандартным программам Statistica 6.0 и Microsoft Excel 97. При обработке применялись процедура нормализации и стандартизации данных, оценка нормальности распределения переменных, расчет t-критерия Стьюдента, корреляционный, регрессионный и факторный анализы. Для выделения личностных факторов суицидального риска эмпирические данные были подвергнуты статистической обработке с помощью факторного анализа (метод главных компонент, варимакс-вращение).

Эмпирическая база научного исследования.

Сбор эмпирических данных осуществлялся за период с 2001 г. по 2008 г. во всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ. Общий объем выборки составил 1389 человек, — мужчин в возрасте от 20 до 46 лет со стажем службы от 1 года до 20 лет, из которых 813 были самоубийцами, 576 -работающие сотрудники органов внутренних дел.

3 Меш. ЕЕ, Ufymo FR, Ершиков АЛ Выявление факторов «группы риска» при профессиональном отборе и медико-психологаческсм сопровождении личного состава органов внутренних дел Российски Федерации: методические указания. М, 2008. С 9-10.

Для оценки надежности выведенного в результате исследования уравнения прогнозирования суицидального риска были использованы данные психодиагностического обследования методом СМИЛ при поступлении на службу в органы внутренних дел 99 самоубийц, совершивших акт суицида в 2008 — 2010 гг., и 50 действующих сотрудников, несущих службу в органах внутренних дел по настоящее время.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивались опорой на фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологии, обстоятельным теоретическим анализом проблемы исследования, четким определением предметной области, целей и задач исследования, репрезентативностью объема выборки, применением комплекса методов сбора данных, адекватных поставленным задачам, процедурой статистического исследования с использованием общепринятых методов математического анализа.

Научная новизна исследования работы заключается в том, что впервые проведено углубленное научное исследование личностных особенностей самоубийц, основанное на сравнительном анализе данных группы суицидентов и контрольной группы (действующих сотрудников органов внутренних дел), в результате которого установлены новые данные о личностных детерминантах суицидального поведения. На основе анализа личностных показателей в группах сравнения выявлены различия в особенностях реагирования на стрессовые ситуации, защитных психологических механизмах, особенностях психической дезадаптации. Показана возможность определения степени суицидального риска на основе выделенных психодиагностическими методами личностных особенностей. Для этого разработаны математическая модель и диагностические критерии, установлена взаимосвязь самоубийств в системе МВД России с особенностями профессиональной деятельности сотрудников и выполнением ими служебных задач в повседневных и экстремальных условиях.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в диссертационном исследовании проведен расширенный анализ основных научных подходов к изучению феномена суицида и детерминант суицидального поведения. Он позволяет констатировать, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидального поведения. В результате проведенного исследования установлены новые научные данные о личностных детерминантах суицидального поведения, дополняющие и расширяющие имеющиеся в психологии представлениях о них. Определены возможности применения методов психологической диагностики для оценки степени суицидального риска. Сформулировано определение понятия «психологическая диагностика суицидального риска», под которым понимается оценка степени вероятности совершения суицида на основе сопоставления выявленных психодиагностическими методиками личностных суицидогенных и антисуицидогенных факторов.

Практическая значимость работы заключается в том, что обоснована реальная возможность профилактики самоубийств в системе МВД России.

Разработанная математическая модель оценки вероятности суицидального поведения на основе выделенных в результате исследования личностных факторов суицидального риска может быть применена в кадровом отборе в органы внутренних дел, при проведении плановых и целевых психодиагностических обследований в рамках комплексной работы по профилактике дезадаптивных состояний среди личного состава.

Предложенные формы учета и систематизация данных по фактам суицидальных происшествий (заключение служебной проверки, психологическое заключение, уточненная карта учета и анализа суицидального происшествия), утвержденные приказом МВД России от 28 декабря 2008 г. № 1142 «О профилактике самоубийств в органах внутренних дел», позволяют совершенствовать проведение служебных проверок по фактам суицидов, своевременно принимать меры профилактического характера.

Внедрение результатов исследования в практическую деятельность психологической службы МВД России в настоящее время позволило значительно улучшить качество работы по профилактике такого вида чрезвычайного происшествия, как самоубийство среди сотрудников органов внутренних дел.

Основные положения, выносимые на зашиту.

Суицидальное поведение сотрудников органов внутренних дел характеризуется высоким уровнем завершенных самоубийств, отличающимся в различных службах и подразделениях системы МВД России в связи с особенностями их оперативно-служебной деятельности, а также высокой распространенностью суицидального поведения среди участников боевых действий.

Характерная для суицидального поведения личностная структура включает: гипостенический и смешанный типы реагирования на стрессогенные ситуации; определенные психологические защитные механизмы (интеллектуализация; ограничительное поведение; уход от проблем, отход от социальной активности; вытеснение и конверсия (биологический способ защиты с переводом психологического конфликта в физиологические нарушения); индивидуально-психологические особенности, обусловливающие неблагополучие в коммуникативной сфере и невозможность длительно выдерживать психоэмоциональные нагрузки и состояние психической дезадаптации по психастеническому или психосоматическому типу, сопровождающееся нарушением сна, навязчивыми страхами, чувствами растерянности, беспокойства, ажитированной тревогой.

3. Антисуицидальными личностными факторами являются:
стенический и смешанный типы реагирования на психотравмирующие
ситуации с высокой вероятностью проявления непосредственных реакций,
психологические защитные механизмы (вытеснение, сопровождающееся
отреагированием вовне по внешнеобвиняющему типу; рационализация с

обесцениваем объекта фрустрированной потребности) избирательная активность и общительность, ориентация на социальные нормы поведения.

4. Разработанные прогностические критерии и математическая модель
оценки вероятности суицидального поведения (уравнение множественной
регрессии), основанные на выделении его личностных факторов,
позволяющие устанавливать степень выраженности суицидального риска у
кандидатов на службу в органы внутренних дел и сотрудников при
проведении их плановых и целевых психодиагностических обследований.

5. Предложенные формы сбора и систематизации информации по
фактам суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних
дел позволяют устанавливать комплекс суицидогенных факторов по каждому
случаю самоубийства для принятия эффективных мер по их профилактике
среди личного состава.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России. Результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая работа с личным составом в системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: актуальные проблемы и перспективы развития» (Москва, 2010 г.), Всероссийской конференции по юридической психологии «Психология и право в современной России» (Москва, 2010 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса» (Москва, 2010 г.), Международной научной конференции «Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора» (Екатеринбург, 2008 г.), инструктивно-методических сборах руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел (Москва, 2008 г.). Материалы диссертации опубликованы в 6 научных работах.

Результаты диссертационного исследования на разных его этапах использованы при разработке приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. №1142 «О профилактике самоубийств в органах внутренних дел», аналитических обзоров: «Об организации работы по профилактике суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» от 04 мая 2008 г. № 1/3355 и «О результатах психологического обеспечения работы с личным составом и профилактики суицидальных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации в 2008 году» от 06 апреля 2009 г. № 1/2255, что позволило принять дополнительные меры по профилактике суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел и добиться их снижения за последние три года на 24 % (в 2007 году было зарегистрировано

2,0 случая суицида на 10 тысяч личного состава, в 2008 — 1,6; в 2009 — 1,5) 4 . Результаты диссертационного исследования используются в практической работе центров психофизиологической диагностики медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, внедрены в учебный процесс Академии управления МВД России, что подтверждено актами о внедрении.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Приказ мвд рф 1142 от 24.12.2008