Новый закон о государственной тайне

Терроризм под грифом «секретно»

Правительство РФ отправило в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной тайне». Новый документ после его принятия законодательно закрепит в качестве гостайны сведения, связанные с противодействием терроризму.

Зачем понадобился такой документ, в чем его суть и не ущемит ли он права и свободы граждан? Ответить на эти вопросы мы попросили известных экспертов.

Три степени тайны

Андрей Пржездомский, советник председателя Национального антитеррористического комитета: Противодействие международному терроризму стало сегодня одной из главных задач не только спецслужб, но и государства, и всего общества. Для обеспечения безопасности страны и ее граждан были приняты Федеральный закон «О противодействии терроризму», Указ президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» и образован Национальный антитеррористический комитет. Эти меры привели к значительному расширению круга субъектов антитеррористической деятельности, создали условия для более широкого привлечения к противодействию терроризму институтов гражданского общества.

Основные направления противодействия терроризму — это борьба с его проявлениями, профилактическая работа и минимизация или ликвидация последствий террористических вылазок. Появились качественно новые формы и методы как борьбы с терроризмом, так и его предупреждения. Это, в свою очередь, привело к увеличению объема информации, касающейся антитеррористической деятельности. Больше стало и людей и организаций, которые владеют такой информацией.

Часть такой информации засекречивается, преимущественно та, что касается деятельности спецслужб и правоохранительных органов, которые, как известно, располагают подобным опытом. Но даже и они применяют на практике различные, зачастую не совпадающие подходы к засекречиванию информации в этой области, потому что нет единого перечня сведений, которые относятся к этой категории. Какой объем информации подлежит засекречиванию, до настоящего времени не было регламентировано. Поэтому назрела необходимость в таких изменениях в законодательстве, которые, с одной стороны, исключали бы излишнюю засекреченность в области противодействия терроризму, а с другой — не допускали бы несанкционированное разглашение закрытой информации.

Работа с материалами по антитеррористической тематике позволила выделить и сформировать три блока такой информации. Это сведения, которые не подлежат включению в разряд гостайны, а потому не должны засекречиваться. Есть сведения, которые можно отнести к служебной информации ограниченного распространения. И есть такие, которые необходимо включить в перечни сведений, подлежащих засекречиванию в федеральных органах исполнительной власти.

Первый блок материалов должен быть максимально рассекречен. К числу такой информации можно отнести сведения, дающие представление о системе организации работы по противодействию терроризму в стране, сведения о результатах деятельности Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Федерации. Сюда же входит и информация о противодействии терроризму в иностранных государствах. Такие открытые сведения составляют абсолютное большинство информационного массива в области противодействия терроризму.

Что касается третьего блока информации, то можно говорить лишь о трех группах сведений в области противодействия терроризму, засекречивание которых требует законодательного регулирования. Во-первых, это сведения о защищенности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры от террористических и диверсионных угроз. Во-вторых, сведения о формах, методах и условиях организации и планирования террористической деятельности. И, в-третьих,сведения о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученные в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Как известно, законодательным актом, регламентирующим отношения в области защиты государственной тайны, является закон о государственной тайне. Но в нем нет положений о защите сведений в области противодействия терроризму. В связи с этим и выработаны поправки, которые направлены на единые подходы в общегосударственной системе противодействия терроризму.

Критически важные объекты — в реестр

Михаил Гришанков, первый зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности: Выделение сведений, о которых идет речь, в самостоятельную категорию и охрана ее в режиме гостайны обусловлены рядом причин. Работа по противодействию терроризму существенно шире разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Она включает в себя функции органов госвласти и местного самоуправления, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, а также раскрытию и расследованию теракта, ликвидации его последствий.

При этом наряду со спецслужбами и правоохранительными органами привлекаются силы и средства Вооруженных сил, различных органов исполнительной власти, в том числе не имеющих права проведения оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности. Например, администрация президента, аппарат правительства, минздравсоцразвития, минкомсвязь, минэнерго, минтранс, МИД, минюст.

Несмотря на то что очевидна конфиденциальность сведений о спецсредствах, технических приемах и тактике борьбы с терроризмом, в законе о противодействии терроризму не установлен ее конкретный режим. В результате на практике случается, что сведения, касающиеся антитеррористической деятельности, либо необоснованно засекречиваются, либо, наоборот, становятся общим достоянием тогда, когда это может нанести ущерб. Новый закон все изменит. Но чтобы он смог заработать, отдельные положения проекта требуют уточнения. Речь идет об использовании терминов «критически важные объекты» и «потенциально опасные объекты инфраструктуры», которые пока законодательно не определены. Нужно ввести и группу сведений, связанных с организацией и планированием террористической деятельности, — наряду со сведениями о силах и средствах противодействия терроризму, о соотношении понятий «терроризм» и «экстремизм» и о сроке вступления закона в силу.

В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на проблему критически важных объектов. Она давно назрела, но и данный законопроект решить ее не сможет, так как он, скорее, является заложником проблемы. Создаются перечни критически важных объектов под разные задачи, например, для обеспечения пожарной безопасности или безопасности опасных производственных объектов. К сожалению, системный подход в государстве не реализован, хотя несколько концептуальных и нормативных правовых актов содержат требование создания реестра критически важных объектов.

Анализ законопроекта выявил еще одну проблему: соотношение понятий «экстремизм» и «терроризм» в законодательстве. Противоречия существуют между законом о противодействии экстремистской деятельности и законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В первом из них терроризм рассматривается как вид экстремистской деятельности, а во втором — как самостоятельная деятельность наряду с экстремизмом.

Наконец, представляется неоправданным срок вступления в силу закона с момента его опубликования, поскольку принятие нового федерального закона потребует изменений в Указ президента, которым утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и в соответствующие ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Читайте так же:  Настольная книга адвоката кучерена

Информация в закрытом режиме

Ольга Костина, член Общественной палаты России: Законопроект предусматривает существенное расширение перечня сведений, подлежащих засекречиванию. Такие изменения, безусловно, затронут конституционное право человека и гражданина на доступ к информации. Следует напомнить, что Конституция РФ в статье 29 гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В то же время эта же норма предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну. Подобное решение объясняется необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 Конституции, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию.

Ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что не все сведения, затрагивающие вопросы антитеррористической защищенности, необходимо доводить до сведения населения. Есть информация, которую не только можно, но и нужно «закрыть». Речь идет прежде всего о деятельности спецслужб, правоохранительных и иных органов по противодействию терроризму, в том числе о мерах по защищенности объектов от террористических актов.

Хотелось бы отметить, что Комитет Госдумы по безопасности очень конструктивно подошел к работе над законопроектом и предложил именно те поправки, которые позволят максимально скорректировать документ. Но остался один немаловажный аспект, на который следует обратить внимание. Речь идет о предложении засекретить сведения об антитеррористической защищенности критически важных объектов промышленности, транспорта, энергетики, связи, науки, агропромышленного комплекса, объектов и систем жизнеобеспечения населения, функционирования инфраструктуры городов и транспортных систем. Мне кажется, что люди, наоборот, должны знать о том, защищен или не защищен тот или иной жизненно важный объект. Это как раз будет способствовать повышению уверенности людей в защищенности указанных объектов, надежности и стабильности системы такой защиты. В законопроекте нужно вести речь о необходимости засекречивания именно самих мер, направленных на обеспечение защищенности таких объектов. Людям важен сам факт их защиты, а не то, какие методы используются в том числе и спецслужбами для решения этой задачи. В связи с этим я предлагаю внести соответствующее уточнение в текст законопроекта.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 22 апреля 2003 года №4

О государственной тайне

(В редакции Закона Республики Таджикистан от 30.07.2007 г. №288)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Республики Таджикистан, а также определяет правовые основы и единую систему охраны государственных секретов во всех видах деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, воинских формирований и граждан Республики Таджикистан на всей территории республики и за ее пределами.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Республики Таджикистан и за его пределами государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правового положения и форм собственности, должностными лицами и гражданами Республики Таджикистан, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Республики Таджикистан о государственной тайне.

2. Механизм реализации отдельных вопросов, не включенных в настоящий Закон, определяется другими нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан и международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан.

Статья 2. Основные понятия Закона

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области обороны, экономики, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Таджикистан.

Государственная тайна является собственностью Республики Таджикистан.

носители сведений, составляющих государственную тайнуматериальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайнусанкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, представляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений, составляющих государственную тайнусовокупность категорий сведений, в соответствии с которыми, сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;

разрешение на деятельность, связанную со сведениями составляющими государственную тайну — предоставление права вести деятельность, связанную с государственной тайной, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о государственной тайне

Законодательство Республики Таджикистан о государственной тайне основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, а также международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан, регламентирующих отношения, связанные с государственной тайной.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

а) определяет полномочия должностных лиц Аппарата Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в обеспечении защиты государственной тайны;

б) в пределах своей компетенции решает иные вопросы в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

2. Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

а) осуществляет законодательное регулирование отношений в области защиты государственной тайны;

Комитет по безопасности провел парламентские слушания, посвященные актуальным проблемам совершенствования законодательства о государственной тайне

14 октября 2008 года Комитет по безопасности провел парламентские слушания на тему: «Актуальные проблемы совершенствования законодательства о государственной тайне».

В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и Общественной Палаты, представители органов государственной власти РФ и Казахстана, заинтересованных министерств и ведомств, научных кругов.

Открыл и вел слушания председатель Комитета Владимир Васильев

С докладом «Нормативная правовая база в области защиты государственных секретов Республики Казахстан» выступил заведующий отделом по защите государственных секретов Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан Менат Толымбеков. В нем он отметил, в частности, что закон о защите государственной тайны Республики Казахстан был взят за основу для модельного закона СНГ.

Читайте так же:  Лицензия на добычу золота физическим лицам

Заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Артизов рассказал об итогах рассекречивания документов архивного фонда РФ в 1997–2007 гг., о связанных с этим проблемах и предложениях по их разрешению.

О заинтересованности внести изменения в действующий с 1993 года Закон РФ «О государственной тайне» говорил в своем выступлении заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин. Эти изменения должны устранить недостатки, препятствующие международному сотрудничеству.

Сравнительный анализ иностранного законодательства о государственной тайне применительно к российским реалиям сделал проректор МИФИ, доктор юридических наук Алексей Фатьянов.

По мнению Секретаря Общественной Палаты РФ, академика Евгения Велихова, правоприменительная практика защиты государственной тайны зачастую не учитывает специфику научной деятельности в условиях современной демократической России, что чревато негативными последствиями для развития отечественной фундаментальной и прикладной науки.

Были затронуты также проблемы уголовно-правовой охраны государственной тайны в России и патентования секретных изобретений

За 15 лет базовый закон «О государственной тайне» претерпел ряд изменений: в 1997 году (отдельные положения закона были приведены в соответствие с новой Конституцией РФ) и в 2004 году (в связи с изменением системы обеспечения социальных гарантий должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе). Как полагают участники слушаний, действующие правовые нормы в области защиты государственной тайны, в целом, создают условия для поддержания необходимого уровня безопасности РФ.

В то же время, отмечалось, что за прошедшие 15 лет изменилось государство, общество, экономика, технологии, внутренние и внешние угрозы безопасности, правовая база. Поэтому закономерно, что законодательство о государственной тайне и, в частности, базовый закон уже не в полной мере отражают проблемы сегодняшнего дня.

По мнению участников слушаний, правоприменительная практика свидетельствует как о наличии недостатков в законодательном обеспечении защиты государственной тайны, так и о необходимости комплексного совершенствования не только Закона РФ «О государственной тайне», но и связанных с ним гражданского, уголовного и уголовно-процессуального, информационного и административного законодательств.

Участники слушаний рекомендовали Федеральному Собранию РФ подготовить предложения по совершенствованию системы засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, а также формулировок Перечня сведений, составляющих государственную тайну, с целью обеспечения однозначности понимания и уточнения отдельных его положений в части отражения реалий современной политической жизни.

Участники слушаний предложили Федеральному Собранию РФ при доработке Закона РФ «О государственной тайне» обратить внимание и на такие вопросы, как: регламентация допуска к государственной тайне лиц, находящихся на выборных должностях в органах законодательной (представительной) власти субъектов РФ и в органах местного самоуправления, а также лиц, призываемых на военные сборы; приведение терминологии Закона в соответствие с терминологией Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; уточнение полномочий Правительства РФ в части издания нормативных правовых актов по организации допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне; регламентация последствий разглашения сведений, составляющих государственную тайну, полученных обманным путем, случайно, по ошибке, в результате коррупционной сделки или с применением насилия в отношении лица, которому эти сведения доверены.

Были даны также рекомендации по совершенствованию уголовного, процессуального, гражданского и информационного законодательств, и законодательства об административных правонарушениях.

Государственная тайна в РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. В России государственной тайной считаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Режим секретности регулируется Конституцией РФ, законами «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. и «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.

Единую государственную политику в области засекречивания сведений осуществляет Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, состав и структура которой утверждаются президентом по представлению правительства РФ. Комиссия формирует единый перечень сведений, составляющих гостайну, и принимает решение об их рассекречивании или продлении срока секретности. Ведомство готовит для главы государства списки должностных лиц, которым предоставлены полномочия по отнесению тех или иных сведений к государственной тайне. Возглавляет комиссию советник президента РФ Сергей Григоров. В ее составе 21 человек, в том числе начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ, заместители Генпрокурора, глав МИДа, ФСБ и СВР, руководитель Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и др.

Указом главы государства от 16 апреля 2005 г. утвержден список руководителей госорганов, которым предоставлены полномочия по отнесению к государственной тайне тех или иных сведений в сфере их компетенции. В их число входят главы Администрации президента и Аппарата правительства РФ, федеральные министры, руководители спецслужб (СВР, ФСБ и др.), председатель Банка России, директора Росфинмониторинга и госкорпорации «Росатом», и др.

Перечень сведений, отнесенных к гостайне, определен указом президента от 30 ноября 1995 г. На данный момент он состоит из 118 пунктов, среди которых сведения, «раскрывающие план применения Вооруженных Сил РФ»; «о технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение»; «сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время» и др. Указом президента РФ Владимира Путина от 28 мая 2015 г. к секретной информации были отнесены данные о потерях личного состава Минобороны «в мирное время в период проведения специальных операций».

Закон о государственной тайне устанавливает три степени секретности сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

В законодательстве перечислены виды информации, которые не могут составлять гостайну. К ним относится информация о чрезвычайных происшествиях, катастрофах и стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности; о привилегиях и соцгарантиях чиновников; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и валютных резервов страны; о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; а также о фактах нарушения законности органами власти и должностными лицами.

Для граждан, допущенных к гостайне на постоянной основе, предусмотрены процентные надбавки к заработной плате, а также преимущественное право на сохранение должности при проведении сокращений.

Основанием для отказа к допуску к государственной тайне может послужить наличие судимости, постоянное проживание близких родственников за границей, уклонение от проверочных мероприятий и др.

Согласно ст. 24 закона о гостайне, граждане, имевшие к ней допуск, могут быть временно ограничены в своих правах. В частности, им может быть отказано в праве выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре.

Читайте так же:  Лицензия minecraft 20 рублей

Лица, виновные в нарушении законодательства о гостайне, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Например, согласно Уголовному кодексу РФ, разглашение гостайны наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет, а при наступлении тяжких последствий — на срок от трех до семи лет. Утрата документов, содержащих секретные сведения, может повлечь лишение свободы на срок до трех лет.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляет ФСБ России, ФСТЭК, за пределами РФ — СВР. Также за обеспечением защиты гостайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

«О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» № «256-ФЗ » от 29.07.2018

Дополнен перечень оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. К ним отнесены:

наличие статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, а также наличие непогашенной или неснятой судимости, а также прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Федеральный закон вступает в силу 10 августа 2018 года.

155 29.07.2018

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Госдума приняла поправки в закон «О государственной тайне»

Госдума запретит допускать к государственной тайне недееспособных, судимых и обвиняемых в нарушении УК РФ граждан.

Как сообщает «Парламентская газета», законопроект был принят депутатами Госдумы во втором чтении 11 июля.

В статью 22 ФЗ «О государственной тайне» внесут поправки, которые касаются допуска граждан к секретной информации.

Теперь лицу могут отказать в доступе к государственной тайне в случае признания его недееспособности в судебном порядке, наличия непогашенной судимости и имеющегося уголовного обвинения.

Изменить закон о гостайне

«Закон о государственной тайне не совершенен, он морально устарел», — заявил председатель Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена на первом организационном заседании своей комиссии 15 февраля. Приглашенный на заседание Владимир Васильев, глава Комитета по безопасности Госдумы, поддержал общественников: «Нам предстоит изменить закон о государственной тайне».

Представители Общественной палаты и депутаты Государственной Думы считают, что закон «О государственной тайне» нуждается в серьезном совершенствовании.

«Сегодня важно изменить подход к засекречиванию сведений», — заявил глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

Как отмечалось на заседании, Закон о государственной тайне был принят в 1993 году Верховным Советом России. Он был призван регулировать закрытую информационную сферу деятельности государства. Этим законом была предусмотрена трехуровневая перечневая система засекречивания информации. Закон также предусматривает перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Вместе с тем закон ввел возможность засекречивания содержания самих ведомственных перечней. Как отмечали участники дискуссии, самый серьезный недостаток — государственная тайна превратилась в тайну ведомственную. Так, в России каждое ведомство получило возможность издавать свои перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Кроме того, содержание самих перечней засекречивалось. И как следствие, стало допустимым такое положение вещей, при котором в одном ведомстве считается открытой та информация, которая считается секретной в другом.

В этой связи В. Васильев отметил, что необходимо, чтобы появился закон о служебной тайне для того, чтобы разграничить ее с государственной тайной. Кроме того, по его словам, необходимо совершенствовать систему рассекречивания, систему засекречивания, регламентировать использование сведений, составляющих гостайну, представителями СМИ и их ответственность за это. Также требуется совершенствование формулировок перечня сведений, составляющих государственную тайну, и совершенствование терминологии.

Помимо этого, отметил глава комитета Госдумы, необходимо создавать систему аттестации экспертов, которые участвуют в судебных процессах по делам о гостайне.

С своей стороны, адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена отметил, что необходимо определить, кто именно будет проводить экспертизу на предмет того, что считается государственной тайной. «К обсуждению этого вопроса нужно привлекать ученых», — считает он.

Со своей стороны, В. Васильев отметил, что вопрос о совершенствовании Закона о государственной тайне требует серьезного обсуждения специалистами и представителями общественности.

Закончив обсуждение основного вопроса, общественники перешли к организационной повестке дня. Заместителем председателя комиссии был избран Сергей Шабанов, управляющий бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Члены комиссии приняли решение о формировании четырех подкомиссий – по проблемам противодействия коррупции, которую возглавит Андрей Пржездомский, по защите прав потерпевших и свидетелей, под руководством Сергея Шабанова, а также по созданию ювенальной юстиции и возмещении морального и материального вреда жертвам политических репрессий – обе возглавит Олег Зыков. Кроме того, новый член Общественной палаты Мария Каннабих предложила коллегам сформировать подкомиссию по реформированию и гуманизации пенитенциарной системы. Ее предложение было принято единогласно.

Также в составе комиссии будут действовать четыре рабочие группы. Три из них возглавит сам Анатолий Кучерена: по изучению неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и по формированию законодательства в области общественного контроля. «По Закону «Об Общественной палате» мы имеем право осуществлять общественный контроль, — пояснил Анатолий Кучерена. – Но неясно, каким образом это контроль должен осуществляться на практике. Мы должны определить эти механизмы».

Олег Зыков продолжит оставаться главой рабочей группы по защите прав детей. Одно из первых мероприятий для этой группы предложила правозащитница Ольга Костина: по ее мнению, крайне важно инициировать внесение изменений в семейное законодательство, касающиеся профилактики домашнего насилия над детьми.

Другой известный правозащитник, член Общественной палаты Александр Брод предложил внести в план работы комиссии круглый стол с известными и уважаемыми правозащитниками страны. Его предложения также было одобрено всеми участниками заседания.

Новый закон о государственной тайне