Жалоба на судебного исполнителя в беларуси

Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя

Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»

Обжалование (опротестование) постановлений,

действий (бездействия) судебного исполнителя

Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», осуществляется в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением — в суд.

Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы:

сторонами исполнительного производства;

иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документами.

Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть опротестованы прокурором. Прокурор имеет право принесения протеста в суд без соблюдения порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения.

ГЛАВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ОТДЕЛА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ:

рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения.

ГЛАВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПО ОБЛАСТИ:

рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета

ГЛАВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (городу Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь

Статья 479. Обжалование или опротестование постановления судебного исполнителя, а также его действий (бездействия)

Постановление судебного исполнителя, а также действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы взыскателем или должником либо опротестованы прокурором в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа.

Жалоба или протест на постановление судебного исполнителя подаются в течение десяти дней со дня получения копии постановления, а в случае его вынесения с участием сторон или прокурора – в течение десяти дней со дня его объявления.

Жалоба или протест на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа подаются в течение десяти дней со дня совершения этих действий или отказа в их совершении или со дня, когда лицам, указанным в части первой настоящей статьи, не извещенным надлежащим образом о времени и месте совершения действий, стало о них известно.

Если срок, предусмотренный частями второй и третьей настоящей статьи, пропущен по причине, признанной уважительной, руководитель органа принудительного исполнения может восстановить его на основании заявления стороны, поданного одновременно с жалобой. По результатам рассмотрения заявления выносится постановление.

Жалобы или протесты на постановление судебного исполнителя, а также на его действия (бездействие) должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 109 и 110 настоящего Кодекса. Жалобы или протесты на действия (бездействие) судебного исполнителя должны также содержать указание на наименование и содержание требований исполнительного документа, в связи с исполнением которого обжалуются или опротестовываются действия (бездействие) судебного исполнителя, наименование суда, иного государственного органа, другой организации, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, выдавших исполнительный документ, номер и дату выдачи исполнительного документа.

Жалобы или протесты на постановление судебного исполнителя, а также на его действия (бездействие) рассматриваются не позднее десяти дней со дня поступления жалобы или принесения протеста. О времени и месте рассмотрения жалобы или протеста извещаются стороны и прокурор, принесший протест, а также судебный исполнитель, который вынес постановление либо действия (бездействие) которого обжалуются или опротестовываются. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для разрешения жалобы или протеста.

По результатам рассмотрения жалобы или протеста на постановление судебного исполнителя, а также на его действия (бездействие) вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящее должностное лицо) выносит постановление, а суд – определение. На определение суда может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.

В _______________ хозяйственный суд области,

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

Заинтересованное лицо ______________________

(Ф.И.О., адрес другого

участника исполнительного производства

(взыскателя либо должника))

(Ф.И.О. судебного исполнителя, действия

которого обжалуются, его место работы —

наименование соответствующего хозяйственного

ЖАЛОБА

на действия (бездействие) судебного исполнителя

В производстве судебного исполнителя ___________________________________

(Ф.И.О., наименование хозяйственного суда)

находится исполнительный документ о ________________________________________.

(указать предмет взыскания)

При проведении исполнительных действий судебный исполнитель неправомерно

(указать, в чем, по мнению заявителя, заключаются незаконные действия

В соответствии со ст.345, 346, 353 Хозяйственного процессуального

Признать действие (бездействие) судебного исполнителя, заключающееся

в ___________________________________, при исполнении _______________________

(указать какое действие) (предмет взыскания)

Отменить постановление судебного исполнителя о ______________________

(в случае необходимости, если таковое имеется).

1. Доказательства в подтверждение жалобы.

2. Копия жалобы (в 2-х экземплярах).

3. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства.

4. Копия решения суда, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

5. Уведомление о вручении (направлении) копий заявления (жалобы) судебному исполнителю и другой стороне.

6. Копия обжалованного постановления, вынесенного судебным исполнителем и полученного взыскателем и должником.

7. Копия извещения о возбуждении исполнительного производства (для варианта 2).

8. Копия письма от «___» ___________ 20___ г. (для варианта 2).

9. Копия ответа от «___» ___________ 20___ г. (для варианта 2).

«___» ___________ 20___ г. Подпись __________________

За период с «___» ___________ 20___ г. по день подачи жалобы я не имею никакой информации по надлежащему исполнению решения суда.

За период с «___» ___________ 20___ г. по день подачи жалобы по поступившим в мой адрес документам мне известно о наличии следующих действий судебного исполнителя:

1) «___» ___________ 20___ г. получено извещение о возбуждении исполнительного производства;

2) «___» ___________ 20___ г. получено письмо с просьбой срочно сообщить мои банковские реквизиты для перечисления денежных средств, на которое мной «___» ___________ 20___ г. был отправлен ответ с необходимой информацией;

Указанные действия на дату подачи настоящей жалобы не привели к исполнению решения суда в полном объеме.

КОММЕНТАРИЙ

Исполнительное производство в хозяйственных судах Республики Беларусь представляет собой ряд процессуальных действий, направленных на реализацию принудительного исполнения судебных актов хозяйственных судов и иных документов, исполнение которых в соответствии с законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь.

Исполнительное производство осуществляется в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее — ХПК), Инструкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 26.04.2005 № 17, иными нормативными актами, действующими на момент совершения исполнительных действий.

Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель — лицо, в пользу которого производится исполнение, и должник — обязанная сторона.

По общему правилу, исполнение по исполнительным документам осуществляется судебным исполнителем, в районе деятельности которого должник проживает, осуществляет хозяйственную деятельность или находится его имущество.

Стороны в исполнительном производстве имеют право:

присутствовать при совершении судебным исполнителем действий;

обжаловать действия (бездействие) судебного исполнителя;

в порядке, установленном хозяйственным судом, знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки из него или за свой счет снимать копии этих материалов;

заявлять отводы, ходатайства судебному исполнителю, подавать заявления;

представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств, представленных другой стороной;

давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, судебному исполнителю, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе исполнения вопросам;

знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в исполнительном производстве, возражать против их ходатайств и доводов;

обжаловать судебные постановления, а также постановления судебного исполнителя, вынесенные по исполнительному производству;

осуществлять иные права, предоставленные ХПК и иными законодательными актами.

Читайте так же:  Административный апеляционный суд

Жалоба взыскателя или должника, иного заинтересованного лица, а также протест прокурора на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя подаются в письменной форме в хозяйственный суд, при котором судебный исполнитель состоит, и должны соответствовать общим требованиям ст.159 и 160 ХПК.

В жалобе (протесте) должны быть указаны: наименование суда, судебного исполнителя, сторон, их местонахождение, обстоятельства, на которых основана жалоба, имеющиеся доказательства, просьба к суду о способе разрешения жалобы (протеста).

Согласно ст.353 ХПК дополнительно в жалобе на действия (бездействие) судебного исполнителя должны содержаться сведения об исполнительном документе и обязательные приложения: уведомление о вручении (направлении) копий заявления (жалобы) судебному исполнителю и другой стороне, копия обжалованного постановления, вынесенного судебным исполнителем и полученного взыскателем или должником.

Жалоба может содержать ходатайства, например, в соответствии со ст.363 ХПК о приостановлении исполнения.

Хозяйственный суд рассматривает дела об обжаловании (опротестовании) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей в срок не более десяти дней со дня поступления такой жалобы (протеста) в суд.

Десятидневный срок, установленный на подачу жалобы (протеста), является процессуальным и может быть на основании норм ст.138 ХПК восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска.

Десятидневный срок исчисляется для лиц, извещенных о совершении исполнительного действия, — со дня совершения действия судебным исполнителем, а для неизвещенных лиц — со дня, когда им стало известно о совершении данного исполнительного действия.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда рассматриваются в судебном заседании с извещением сторон (прокурора). Неявка извещенных надлежащим образом сторон (прокурора) не препятствует рассмотрению жалобы (протеста).

В судебном заседании обязательно участие судебного исполнителя, также могут вызываться и лица, присутствовавшие при исполнении.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа хозяйственный суд выносит определение, которым вправе обязать судебного исполнителя совершить действие, входящее в его компетенцию, или решить вопрос по существу.

Определение хозяйственного суда, которым разрешается жалоба (протест) на действия судебного исполнителя, может быть обжаловано (опротестовано) исходя из положений ст.216 ХПК в апелляционном порядке.

В случае законности действий судебного исполнителя жалоба (протест) отклоняется.

Незаконные действия судебного исполнителя отменяются полностью или частично. При незаконном отказе судебного исполнителя совершить предписанные ему действия, суд вправе обязать его эти действия совершить. Суд вправе также разрешить вопрос исполнения по существу (например, прекратить исполнительное производство, обратить взыскание на иные вещи).

15.06.2006 г.

Марина Лукашевич, ведущий специалист отдела законодательства

управления законодательства и международных отношений

Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Как обжаловать постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя: алгоритм

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК);

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК);

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК);

Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З).

Шаг 1. Определяем свое право обжаловать (опротестовать) постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя .

Жалобы вправе подавать (ст. 124 Закона № 439-З):

– стороны исполнительного производства;

– иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа;

Шаг 2. Определяем орган, в который подается жалоба.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения (ст. 125 Закона № 439-З).

Например, если обжалуются действия судебного исполнителя отдела принудительного исполнения Минского района, то жалобу следует подать на имя начальника отдела принудительного исполнения Минского района.

Если же обжалуется постановление начальника отдела принудительного исполнения Минского района либо действие судебного исполнителя отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета, то жалобу (протест) следует подавать на имя начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (г. Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь подаются Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.

Шаг 3. Составляем жалобу.

В жалобе (протесте) указываются сведения, закрепленные в ст. 126 Закона № 439-З.

Не забудьте к жалобе, подаваемой представителем, приложить доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Шаг 4. Соблюдаем сроки для подачи жалобы.

Жалобы (протесты) на постановления судебного исполнителя, а также на постановления руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения (ст. 127 Закона № 439-З).

Важно! В силу ст. 128 Закона № 439-З пропущенный срок подачи жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой (протестом) подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), признает причины пропуска срока уважительными.

Шаг 5. Проверяем правильность вынесения постановления по результатам рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений (ст. 131 Закона № 439-З):

– постановление, действия (бездействие) признаны законными и в удовлетворении жалобы (протеста) отказано;

– жалоба (протест) признана обоснованной полностью или частично.

Если жалоба (протест) признается обоснованной полностью или частично, то обжалованные постановления или действия отменяются в соответствующей части, но не только. Уполномоченный орган может признать их незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных нарушений.

Руководитель органа принудительного исполнения выносит соответствующее постановление, которое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу (протест), судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы).

как правильно подать жалобу не бездействие судебного исполнителя?

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

доброго времени суток,

если кто сталкивался с подобным, подскажите как правильно оформить и подать жалобу на бездействие судебного исполнителя? Исполнительное производство было открыто еще в 2009 году, Должник продолжает работать, а никаких возмещений по судебному приказу нет.
заранее благодарна

лично я для начала считаю уместным обратиться к исполнителю с запросом примерно следующего содержания:

Хозяйственный суд_________________
ул.___________________

Судебному исполнителю ________________

О предоставлении информации

_________ в соответствии с поданным нашей организацией заявлением и на основании судебного приказа Хозяйственного суда _________ №_____________, возбуждено исполнительное производство №_______ по взысканию с ______________ ________(____________) рублей.
Срок для добровольного исполнения истек, до настоящего времени Должником не предпринято никаких действий, свидетельствующих о намерении погасить задолженность. ____________. Хозяйственным судом ______ наложен арест на денежные средства, находящиеся или поступающие на расчетные счета, открытые в ЗАО АКБ «Белросбанк» и в ОАО «Белвнешэкономбанк», однако принудительное взыскание также не производится, хотя известно, что деятельность Должник осуществляет.
В связи с вышеизложенным и на основании ст.345 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, п.19 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь №21 от 26.11.2009г.,
ПРОШУ:
1. предоставить информацию о предпринятых исполнительных действиях в рамках исполнительного производства №__________;
2. предоставить информацию об ответах на запросы в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру, Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, банки и другие финансовые организации на предмет наличия у Должника иных счетов и имущества.

Директор
____________ ___________

как правило, это заставляет суд.исполнителей быть немного активнее. ну и, на мой взгляд, при подаче жалобы наличие ответа на такой запрос не помешает.

Учитывая, что ХПК дополнен статьей 407 следующего содержания:
«Статья 407. Предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников
Хозяйственными судами предоставляются сведения о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должника; о сумме долга, подлежащей взысканию; об обременениях в отношении имущества должника, совершенных в рамках исполнительного производства.
Указанные в части первой настоящей статьи сведения предоставляются хозяйственным судом на основании письменного заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица при условии уплаты государственной пошлины в порядке и размере, установленных законодательными актами.», а ставка — 3 базовые величины за сведения о каждом должнике, интересно, как отреагируют суды на такие письма. «Концептуальные изменения законодательства о государственной пошлине: причины и цели
. Что особо примечательно, имеет место новое и в регулировании отношений, складывающихся до направления претензии, и даже до заключения впоследствии неисполняемого договора. Так, в целях помощи субъектам хозяйствования избежать судебного разбирательства, предусмотрена возможность предоставления заинтересованным третьим лицам сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников (статья 407 ХПК). «

Читайте так же:  39. Налог на игорный бизнес.

Владимир Александрович Абрамович,
экономический советник Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь,
кандидат юридических наук.
01.02.2011

реагируют хорошо. предложенное обращение отправлялось мной в конце февраля по исполнительному производству по которому движений не было полгода. через несколько дней после отправления запроса сумма задолженности была возвращена в полном объеме, а на след. день позвонил суд.исполнитель с просьбой отозвать обращение.

Жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя: образец, куда лучше обращаться

Жаловаться на судебного пристава, если тот бездействует, конечно, нужно. Ведь речь идет о неисполнении должностным лицом его обязанностей. Или ненадлежащем исполнении. Так что же можно отнести к действиям судебного пристава, подлежащим обжалованию?

По закону это:

  • длительное непринятие мер по исполнительному производству и, как следствие, невзыскание долга;
  • отказ (необоснованный) в ознакомлении с материалами исполпроизводства;
  • нарушение прав и интересов, как взыскателей, так и должников;
  • доведение до истечения срока взыскания, без исполнительных мероприятий со стороны пристава;
  • принудительно взыскание долга без предоставления возможности погасить его добровольно.

Чтобы отстоять свои интересы и восстановить права, гражданин может жаловаться на приставов в различные надзирающие ведомства или в судебные органы.

Куда писать жалобу на судебного пристава?

Воздействовать на судебного пристава, который не работает должны образом, можно обращением:

  1. К старшему приставу.
  2. В прокуратуру.
  3. В суд.

Жалоба старшему судебному приставу

По обращению граждан старшие приставы районных ССП работают до 10 суток. И список мер, которые они могут принять в отношении нерадивых сотрудников, достаточно велик. Однако такой способ обращения малоэффективен, потому что, как показывает практика, начальники этой службы довольно часто выгораживают подчиненных и ищут им разного рода оправдания вроде огромного количества исполнительных производств, приходящихся на одного пристава; стрессовой обстановки, в которой приходится работать и пр.

Если уж жаловаться по ведомственной линии, то сразу в региональное управление ССП. Они, конечно, тоже спустят заявление в районную службу, но по крайней мере возьму жалобу на контроль.

В любом случае заявитель должен получить письменный ответ на свою претензию, в котором, по идее, должен содержаться ряд мер, предпринятых судебным приставом по интересующему исполнительному производству. А кроме того, в ответе должно быть сообщение о мерах дисциплинарного воздействия, примененных к нерадивому исполнителю.

Обращение в прокуратуру

Вот это гораздо более эффективный способ пожаловаться. В этой инстанции обращение, правда, будет рассматриваться 30 дней. Зато статистика показывает, что удовлетворяется в положительном для заявителя ключе до 90% всех жалоб.

Заявление в суд

В этой инстанции также велики шансы отстоять права и интересы гражданина. И срок, предусмотренный действующим законодательством для рассмотрения подобного рода дел, короток — всего 10 дней. Правда, для пущего эффекта лучше заручиться поддержкой профессионального юриста — адвоката, знающего все тонкости судопроизводства. Тем более, что при благополучном исходе средства на оплату защитника будут взысканы с ССП.

Важно: в районный суд заявление следует подавать по форме с обязательным заголовком после «шапки» в правом верхнем углу – «Жалоба о признании бездействия судебного пристава незаконным».

Следует также иметь в виду, что такие обращения не облагаются пошлиной.

Комплексный подход

По закону гражданин может подавать жалобу одновременно в несколько инстанций. Скажем, начальнику приставов и прокурору. В этом есть смысл, поскольку к проблеме таким образом будет привлечено максимум внимания. Соответственно вырастут шансы на положительное для заявителя решение существующей проблемы.

Что касается содержания, то жалобы в различные инстанции могут быть одинаковы. Разница будет лишь в адресатах, указанных в «шапке». Поэтому, коль скоро законом «комплексный подход» не возбраняется, его надо использовать.

Срок подачи жалобы на судебного исполнителя

Действия или бездействие судебного пристава по закону должно быть обжаловано в 10-дневный срок. Начало же этого срока определятся моментом, когда гражданину стало известно (или должно было стать известно) о попрании его прав и нарушении интересов.

Допустим, некто Ж получил отказ на свое заявление судебному приставу об ознакомлении с материалами конкретного исполнительного производства. И уже со следующего за этой датой дня начинается течение срока, отпущенного на обжалование действий/бездействия должностного лица службы СП. Если же отказное письмо пришло по почте, началом течения срока будет считаться дата, следующая за днем получения письма в почтовом отделении.

Впрочем, пропущенный срок подлежит восстановлению, если причины пропуска уважительные:

  • командировка;
  • тяжелая болезнь;
  • неполучение письма по вине почтальонов или по иным, не зависящим от адресата обстоятельствам.

А вот юридическая неграмотность не может служить основанием для продления законных сроков, ведь человек всегда может обратиться за квалифицированной адвокатской помощью.

Что должна содержать жалоба на пристава

Претензия должна отвечать вполне определенным требованиям, иначе рискует остаться без рассмотрения.

Во-первых, в ней не должно быть оскорбительных и некорректных выражений. И уж тем паче, нецензурной брани (а то ведь бывает и такое)! Заявитель должен держать себя в рамках приличия, излагая все четко, связно, последовательно.

Во-вторых, не должно быть пространных рассказов на несколько страниц. Все исключительно кратко, но не без деталей: в чем конкретно выразилась вина пристава, что он сделал или, напротив, не сделал.

Так в жалобе на бездействие должностного лица обязательно должно быть:

  1. Подробное описание ситуации.
  2. Ссылка на то, что именно, не выполнил судебный пристав.
  3. Перечисление прав и интересов заявителя, которые были нарушены.
  4. Требование выполнить те или иные действия.

В обращении нужно оставить контактные данные (лучше всего номер мобильного телефона), чтобы назначенное ответственное лицо смогло при необходимости связаться с заявителем.

Важно: каких-то законных требований к форме жалобы нет, главное, чтобы она была написана простым и понятным языком, последовательно изложена.

Есть, правда, некоторые особенности у подобных обращений, в зависимости от адресата. Они:

  • если подаются руководителю отдела ССП, должны содержать требование выполнения его подчиненными конкретных действий;
  • если посылаются прокурору, должны выражать несогласие с бездействием пристава и требовать проведения соответствующей проверки, а также содержать требования о восстановлении прав и наказании виновных;
  • если направляются в суд, должны требовать признания незаконными действий/бездействия пристава-исполнителя.

К любому из вышеперечисленных заявлений желательно прилагать имеющиеся доказательные документы.

Каким образом можно подать жалобу на бездействие пристава?

Как уже было отмечено выше, пожаловаться на нерадивого судебного пристава можно по-разному. В том числе и различными способами, например:

  1. Через интернет. Это, кстати, самый простой и на сегодняшний день доступный способ обращения. Достаточно отправить жалобу по электронному адресу старшего пристава отдела, который можно найти на официальном сайте ФССП. Однако стоит иметь ввиду, что ССП является одной из самых «безответных» государственных структур, где электронные обращения подчас просто «растворяются». Но найти их при желании, конечно, можно. А значит и доказать факт жалобы. Однако на все будет потрачено приличное количество времени. Плюс нервов заявителя.
  2. Письменно. Вот это самый надежный вариант, гарантирующий рассмотрение обращения и оперативное решение вопроса. Правда стоит предусмотреть некоторые нюансы:
    • если жалоба подается начальству пристава лично, заявителю надо подготовить ее второй экземпляр, на котором принимающее ответственное лицо обязано поставить дату приема, личную подпись с расшифровкой и указанием своей должности;
    • когда обращение отсылается почтой, нужно делать это заказным письмом с уведомлением, потому что в этом случае уведомление о получении жалобы чиновниками вернется отправителю и станет доказательством отправления (и что немаловажно, получения адресатом) заявления.

Важно: при отправлении жалобы почтой в сопровождении документов, необходимо сделать опись вложения на специальных бланках, в двух экземплярах. И одну из этих описей, которая останется у отправителя, обязан заверить сотрудник почты, принявший отправление.

Рассмотрение жалобы на бездействие судебного пристава

В разных инстанциях рассмотрение жалоб граждан происходит тоже по-разному:

  1. Старший судебный пристав обязан изучить досконально все материалы исполнительного производства, о котором идет речь в обращении гражданина. А после заставить своего подчиненного принять все необходимые законные меры к взысканию долга:
    • арестовать имущество;
    • принять меры к имущественному розыску (по авто сделать запрос в ГИБДД; по недвижимости — в Росреестр; по сбережениям — в банки);
    • разыскать место работы должника (запросы в ИФНС, ПФ И ФСС по отчислениям работодателей за работников) для инициации удержаний из его заработной платы;
    • выйти по адресу должника для ареста имущества с целью последующей реализации с торгов.

По результатам обращения заявителю направляется подробный ответ.

  • Прокурор будет рассматривать поступившую жалобу в течение 30 дней. Для этого он непременно истребует исполпроизводство, которое изучит на предмет бездействия исполнителя и нарушения прав заявителя. Если факты, изложенные в обращении, подтвердятся, будут приняты меры. А возможности прокурора широки — он может:
    • выносить представления;
    • отменять противозаконные решения;
    • вносить требования;
    • и объявлять предостережения.

    Кроме того, независимо от выбранной меры, прокурор официально потребует еще и устранения выявленных нарушений. И приставы обязаны будут исполнить требование — активизироваться и доложить о результатах предпринятых действий.
    Через месяц прокурор должен будет ответить подателю жалобы. А значит за это время судебными приставами будут предприняты конкретные шаги, чтобы было что отвечать. Плюс нерадивого исполнителя (пристава, на которого жаловались) ждет прокурорское дисциплинарное взыскание — выговор или строгий выговор.

  • В суде свой порядок работы с жалобами на приставов. Жалобу принимают, затем истребуется исполнительное производство, далее в судебном заседании в присутствии прокурора заслушивается мнение сторон по делу. И в итоге принимается определенное решение.
  • Читайте так же:  Приказ декларация ндс 2019

    Для заявителей обращение к судебным инстанциям имеет и плюсы, и минусы.

    К минусам относятся:

    • невозможность отдачи судом конкретных указаний на выполнение приставами тех или иных исполнительных действий;
    • неустановление конкретного срока на исполнение каких бы то ни было действий;
    • отсутствие (неназначение) наказания для провинившегося должностного лица.

    Что касается плюсов, они очевидны:

    • судебное решение дает право возместить моральный вред, причиненный действиями/бездействием государственного служащего (судебного пристава);
    • моральный вред взыскивается непосредственно с отдела ССП, а там уже деньги удерживаются из заработной платы виновного сотрудника;
    • у пристава появляется стимул работать только при одном упоминании судебных инстанций.

    В общем, куда все-таки обращаться с жалобой – личное дело гражданина. Но прежде, чем принять решение, стоит разобраться, какое обращение будет самым эффективным по конкретному делу.

    Жалоба на судебного исполнителя в беларуси

    В каждом исполнительном производстве участвуют две стороны – должник и взыскатель. В ходе процесса принудительного исполнения у сторон могут возникнуть вопросы законности и обоснованности проведенных судебным исполнителем принудительных действий или вынесенных им постановлений и соответственно возникает вопрос каким образом сторонам защитить свои права и законные интересы, учитывая тот факт, что одним из принципов исполнительного производства является принцип равноправия и добросовестности сторон.

    Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан и юридических лиц).

    Действительно, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан и юридических лиц), Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). Однако под действие данных нормативных актов попадают лишь вопросы касающиеся организации работы органов принудительного исполнения, соблюдении профессиональной этики и трудовой дисциплины (п. 12 Приложения к Указу).

    Между тем, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.

    Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), соответственно обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц будет оставлено без рассмотрения по существу.

    Таким образом, если у сторон исполнительного производства возникают вопросы к работе судебного исполнителя, то разрешение их возможно только в рамках обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения в соответствии с главой 12 Закон об исполнительном производстве. Иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа могут защитить свои интересы аналогичным образом (статья 124 Закона).

    В соответствии со статьей 124 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением — в суд.

    Это значит, что жалоба на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подается начальнику районного отдела принудительного исполнения, при котором состоит судебный исполнитель. Жалоба рассматривается начальником отдела в десятидневный срок (учитываются только рабочие дни) и по результатам рассмотрения выносится постановление, которое направляется сторонам и лицу, подавшему жалобу. Если лицо подавшее жалобу несогласно с результатом ее рассмотрения начальником отдела, то дальнейшее обжалование постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя и постановления начальника отдела осуществляется в судебном порядке и подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.

    Таким образом жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела не рассматриваются областным управлением принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в случае поступления такой жалобы она возвращается заявителю, как поступившая не по подведомственности.

    В компетенцию начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома входит рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) начальников районных отделов принудительного исполнения связанные с непосредственным исполнением ими исполнительных документов.

    Особо обращаем внимание, что с учетом того, что обжалование действий, постановлений судебного исполнителя носит процессуальный характер, то Закон об исполнительном производстве устанавливает требования к форме и содержанию жалобы, а также устанавливает сроки подачи жалобы.

    Требования к форме и содержанию жалобы изложены в статье 126 Закон об исполнительном производстве. Здесь особое внимание следует обратить на то, что к жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), судебному исполнителю постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Этим документом, например, может быть квитанция о направлении копий жалобы заказной корреспонденцией.

    Сроки подачи жалобы установлены статей 127 Закона об исполнительном производстве и составляют десять дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, либо со дня совершения судебным исполнителем действий (установления факта бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

    Соответственно из текста жалобы, приложенных к ней документов или исполнительного производства должно быть видно, что срок на обжалование не пропущен.

    Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность восстановления пропущенного срока подачи жалобы. Порядок восстановления срока изложен в статье 128 настоящего Закона и предусматривает в обязательном порядке подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы одновременно с этой жалобой.

    Следует обратить внимание, что в случае, когда пропущены сроки подачи жалобы, установленные статьей 127 настоящего Закона, и лицо, подавшее жалоб, не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также когда не соблюдены форма и содержание жалобы, установленные статьей 126, то жалоба возвращается без рассмотрения.

    По результатам рассмотрения жалобы соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы или же признать жалобу обоснованной полностью или частично.

    Жалоба на судебного исполнителя в беларуси