Расследования и экспертиза дтп

Расследования и экспертиза дтп

Дорожно-транспортное происшествие – не рядовая ситуация для простого автомобилиста, связанная со стрессом и многими последствиями. Очень часто от того насколько правильно оформлены первичные документы при ДТП зависит скорейшее получение возмещения ущерба от ДТП пострадавшим и то, кто окажется виноватым в этом ДТП.

Не редки в нашей судебной практике случаи, когда рядовое ДТП превращается в мыльную оперу со многими действующими лицами. Когда перед лицом истинного виновника начинает «маячить» возмещение ущерба после ДТП на круглую сумму, то он готов пойти на многие хитрости и даже обман для того, чтобы избежать материальной ответственности. Если не хватает страховки по ОСАГО для возмещения ущерба, то в первую очередь виновник пытается «договориться» на месте ДТП с сотрудниками ГАИ и внести неверные данные в схему ДТП, найти мифических свидетелей, которые видели, как все было «на самом деле».

Как правильно поступить в подобной ситуации?

Не стоит отчаиваться в такой ситуации и опускать руки, если в Вашей машине не оказалось объективного и беспристрастного видеорегистратора, способного разрушить всю ложь виновника ДТП и его псевдо-свидетелей.

Исследование обстоятельств ДТП опытным экспертом и юридическая помощь автоюристов – самые надежные помощники в данном случае.

Для начала запомните, что любой юрист и независимый эксперт автотехник работают только с документами. Доверяйте тем специалистам, которые в первую очередь требуют от Вас предоставление документов, а не обещают золотые горы при первом телефонном разговоре.

Рекомендации от специалистов компании «Антистраховщик»

Если у Вас появляются малейшие сомнения в правильности происходящего на месте ДТП и объективности рассмотрения его обстоятельств сотрудниками ГАИ, обязательно сделайте как можно больше фотографий с места ДТП. Исследование обстоятельств ДТП происходит не только на основании документов, но и фотодокументов. Фиксируйте все, Вы не можете знать какая фотография потом пригодится эксперту и сыграет важную роль. Методика расследования ДТП базируется не только на формулах и цифрах. Езжайте в ГАИ как можно раньше и сфотографируйте все материалы дела – от корки до корки. Потом, в деле могут появиться документы, которых Вы не подписывали или подписывал кто-то за Вас. Требуйте ознакомиться с материалами у сотрудника административной практики, а если он не дает, то бейте тревогу и бегите к начальнику ГАИ. Лучше всего приезжать в ГАИ с опытным человеком в этих делах или автоадвокатом.

Максимально возможный объем информации с места ДТП – вот что имеет самое большое значение. Потом во всем этом ворохе информации будут разбираться эксперт и автоюрист.

Комплексное исследование ДТП: любая деталь может быть важна!

Расследование и экспертиза ДТП включают в себя анализ всей имеющейся информации:

  • насколько точно согласовываются объяснения участников со схемой ДТП;
  • какие следы на месте ДТП были оставлены автомобилями при торможении или столкновении;
  • какова траектория движения автомобилей в момент столкновения, исходя из радиуса и угла разброса осколков на месте ДТП;
  • определение места удара;
  • на какой полосе произошло столкновение (встречной или попутной).

Возите в машине фотоаппарат или имейте телефон с приемлемой фотокамерой – это аксиома в современной автомобильной жизни. Главное помните, что для Вас безвыходных ситуаций не бывает, для безвыходных ситуаций есть автоюристы.

РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

1 ÂÛÑØÅÅ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÅ Э. Р. ДОМКЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ УЧЕБНИК Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» направления подготовки «Организация перевозок и управление на транспорте» 2-е издание, стереотипное

2 УДК (075.8) ББК 67.73я73 Д66 Рецензенты: зав. кафедрой «Управление автотранспортом» Липецкого государственного технического университета, д-р техн. наук, проф., Заслуженный деятель науки Российской Федерации В. А. Корчагин; зав. кафедрой «Организация и безопасность движения» Белгородского государственного технологического университета, д-р техн. наук, проф. А. И. Шутов Ä66 Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Р.Домке. 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», с. ISBN Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий. Для студентов высших учебных заведений. УДК (075.8) ББК 67.73я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Домке Э.Р., 2009 Образовательно-издательский центр «Академия», 2009 Оформление. Издательский центр «Академия», 2009

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Экспертиза дорожно-транспортных происшествий (ДТП) предназначена для исследования причин, установления факторов, обусловивших возникновение и развитие аварий. Расследование ДТП требует от лиц, принимающих в нем участие, высокого профессионализма необходимы знания в области криминалистики, судебной медицины, юриспруденции, организации дорожного движения, автотехнической экспертизы, а также в других областях науки и техники. Однако практика свидетельствует, что дознаватели Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России) и следователи не всегда обладают такими знаниями, слабо владеют методикой проведения осмотра места происшествия, следственного эксперимента, допросов участников ДТП и т.д. Результаты следственных действий порой не содержат необходимой информации о событии происшествия. При изучении уголовных дел данной категории отмечается, что отдельные следователи не умеют правильно фиксировать обнаруженные в ходе осмотра ДТП следы и другие объекты, недостаточно широко применяют научно-технические средства, не используют в полной мере возможности экспертных учреждений, допускают ошибки в сборе и подготовке материалов для экспертиз. Отмеченные недостатки в расследовании ДТП приводят к принятию необоснованных процессуальных решений, невозможности выполнения экспертиз, назначаемых по постановлению судебных органов, возвращению уголовных дел для производства дополнительного расследования и повторных экспертиз, продлению процессуальных сроков следствия, нарушению законности, ущемлению прав и интересов граждан. Автотехническая экспертиза призвана оказывать содействие правосудию в установлении истины по делам о ДТП. Большая заслуга в развитии и совершенствовании методов научно-технического исследования ДТП принадлежит институтам и лабораториям экспертиз Министерства юстиции Российской Фе- 3

4 дерации (Минюст России), среди которых ведущее место занимает Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) ранее Всесоюзный научно-исследовательский институт судебной экспертизы (ВНИИСЭ). Большую работу в этом направлении ведут также высшие учебные заведения страны, готовящие специалистов по организации и безопасности дорожного движения. При изучении курса «Расследование и экспертиза дорожнотранспортных происшествий» студенты должны получить теоретические знания, а также овладеть навыками решения практических задач по экспертному расследованию ДТП. Основное внимание в данном учебнике уделено технической стороне расследования ДТП. В данном учебнике используются следующие сокращения: ДТП ПДД дорожно-транспортное происшествие; Правила дорожного движения Российской Федерации; СОГ следственно-оперативная группа; ТС транспортное средство; УТС дополнительная утрата товарной стоимости. 4

5 РАЗДЕЛ I РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Глава 1 Проблемы и причины дорожно-транспортных происшествий 1.1. Понятие безопасности дорожного движения, его основные проблемы В России и за рубежом принято считать, что причины и проблемы ДТП в наиболее обобщенном виде определяются элементами системы водитель автомобиль дорога окружающая среда. Дорожно-транспортное происшествие означает событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. 232-ФЗ, от 08 ноября 2007 г. 257-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. 309-ФЗ) определены следующие основные термины: дорожное движение совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; обеспечение безопасности дорожного движения деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; участник дорожного движения лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; 5

6 дорога обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; транспортное средство устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Главными проблемами, влияющими на безопасность дорожного движения, являются автомобилизация страны; стремительное повышение интенсивности дорожного движения; интенсивный рост плотности дорожного движения; увеличение количества молодых, неопытных водителей; психофизиологические возможности человека как водителя, управляющего техническим средством; экономические причины, такие как рост цен на ТС и запасные части к ним, что приводит к увеличению доли старых и неисправных ТС. В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» дается следующая формулировка основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Эти принципы в корне отличаются от ранее действующих, в которых четко просматривался приоритет государства над интересами гражданина. Единственным виновником ДТП, как правило, признавался водитель, но не государственные органы, обязанные согласно своему статусу создавать цивилизованные условия для обеспечения безопасности дорожного движения (строительство дорог, инфраструктура, организация дорожного движения и т.д.). Исходя из смысла Федерального закона «О безопасности дорожного движения» проблема предотвращения ДТП в настоящее время рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий. Расследования ДТП, устанавливающие причины и факторы возникновения происшествий, позволяют выбрать путь устранения этих причин и факторов. 6

7 1.2. Причины и виды дорожно-транспортных происшествий Причины ДТП подразделяют на субъективные и объективные. К субъективным причинам ДТП относятся: нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС. Объективными причинами ДТП считаются: недостатки в планировании улиц и автомобильных дорог; освещенность проезжей части в темное время суток; состояние дорожного покрытия; различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки; тормозные, маневренные и другие свойства ТС. Статистика показывает, что наиболее распространенными причинами ДТП, зависящими от водителя, являются: превышение установленной скорости движения (17 % ДТП); несоблюдение безопасной дистанции движения ТС, а также необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения; управление ТС в состоянии опьянения (25 % ДТП); нарушение правил обгона (15 % ДТП); несоблюдение очередности проезда; нарушение правил маневрирования (9 % ДТП); другие причины резкое торможение, отсутствие световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков, сон за рулем и т.д. Существует следующая классификация ДТП: столкновение происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог; к этим происшествиям также относятся столкновения с внезапно остановившимся ТС; опрокидывание происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось; к этим происшествиям также относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий; наезд на стоящее транспортное средство происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп; наезд на препятствие происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет; наезд на пешехода происшествие, при котором ТС наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся ТС; к этим происшествиям относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого ТС груза или предмета; 7

8 наезд на велосипедиста происшествие, при котором ТС наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся ТС; наезд на гужевой транспорт происшествие, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС; наезд на животных происшествие, при котором ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб; прочие происшествия происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К прочим происшествиям относятся сход трамвая с рельсов; падение перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или на другое ТС; наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося ТС или в салоне движущегося ТС в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др. Все ДТП подлежат учету. Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. На каждое ДТП заполняется карточка учета ДТП. Карточка учета ДТП включает в себя 76 показателей, характеризующих состояние ТС, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения, перечень нарушений ПДД и др. При учете и регистрации ДТП к погибшим относят людей, скончавшихся не только на месте происшествия, но также от полученных травм в течение 7 сут с момента ДТП. К раненым относят каждого пострадавшего в ДТП, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение. В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД России, включаются все ДТП, при которых были погибшие или раненые. Остальные ДТП регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами Влияние дорожных условий на безопасность движения Быстрый рост количества ТС в стране во много раз опережает темпы дорожного строительства, поэтому дорожная сеть работает

9 с перенапряжением. На многих участках дорожная сеть плохо приспособлена к требованиям современных ТС. Состояние автомобильной дороги, качество покрытия, видимость и радиусы закруглений, ширина проезжей части, обустроенность соответствующими знаками, светофорами, наличие разметки, ограждения существенным образом влияют на безопасность дорожного движения и определяют в своей совокупности понятие «дорожные условия». При расследовании ДТП в большинстве случаев считается, что основными их причинами являются небрежность или ошибки водителя, а также неисправность ТС. Статистические данные показывают, что из-за неудовлетворительных дорожных условий совершается от 8 до 15 % всех ДТП. По оценке специалистов, реальное влияние дорожных условий на совершение ДТП значительно выше и составляет от 60 до 80 %. Такая разница в учетных показателях связана с недооценкой влияния дорожных факторов и заведомо неправильным подходом многих сотрудников ГИБДД МВД России к рассмотрению обстоятельств совершения ДТП. Очень часто механизм возникновения ДТП рассматривается упрощенно исходя только из трактовки требований п ПДД, обязывающих водителя выбирать скорость движения в зависимости от складывающейся на дороге ситуации. Водитель рассматривается как единственный виновник происшествия, при этом игнорируются требования, предусмотренные пп. 13, 14 Основных положений, являющихся обязательным приложением к ПДД, и ст , 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», возлагающих на владельцев дорог обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании дорог. Во избежание принятия необъективных решений сотрудникам ГИБДД МВД России, органов следствия и дознания при расследовании ДТП необходимы знания нормативных требований к автомобильным дорогам, чтобы более полно дать оценку дорожным факторам при оформлении первичных материалов по ДТП, обеспечить правовую защиту всех участников дорожного движения. Основные элементы и транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог должны соответствовать техническим параметрам, приведенным в ГОСТ Р «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Влияние на безопасность движения состояния дорожного покрытия. Ровность дорожного покрытия должна соответствовать показателям, приведенным в табл

Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Рассмотрены вопросы расследования преступлений, влекущих уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, а также правовые акты о деятельности ГИБДД, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения.
Для студентов автомобильно-дорожных вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения».

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2005

Кто поможет внимательно и не формально провести расследование и экспертизу ДТП

Специалисты утверждают, что для успешного и точного расследования случаев аварий и дорожно-транспортных происшествий нужно как можно лучше подобрать вопросы для экспертных исследований. Это правда, если экспертиза работает как автономный орган, четко следующий вопросам, и передающий дальше только заключения по этим вопросам.

Однако в АНО «Судебный эксперт» работают со случаями ДТП внимательнее, то есть смотрят на представленный случай, и ведут исследование для того, чтобы решить проблемы заказчика. Могут учитывать то, как поведет себя следствие. Поэтому и вопросы исследования, и какие-то его цели и детали можно подкорректировать в процессе работы с нами. И до начала исследований, и во время их, и после их окончания.

Читайте так же:  Обязательные резервные требования устанавливаются

Что касается экспертных исследований ДТП, назначенных инстанциями, судами и работниками ГИБДД и следствия, адвокатами и страховыми компаниями, то и в этих случаях вы можете с нами связаться и принять какое-то участие в этом процессе, если имеете отношение к расследуемому случаю. Наши контакты очень легко найти на страницах сайта АНО «Судебный эксперт».

Вопросы для проведения экспертиз ДТП лучше всего назначать в совещании участвующих в деле сторон и экспертных работников. При работе в суде об этом можно отдельно походатайствовать. И привести процесс к тому, чтобы работа велась во взаимодействии сторон, для полного установления истины. Как можно сынициировать такой профессиональный подход – проконсультируйтесь у работников АНО «Судебный эксперт».

Вы можете сразу сейчас же обратиться к нашим специалистам, имеющим достаточный опыт, чтобы выяснить все детали работ, которые можно и нужно провести по вашему конкретному случаю. Не теряйте времени, обращайтесь. А для тех, кто хочет самостоятельно узнать больше о сертифицированных исследованиях аварий, мы расскажем о некоторых пунктах и правилах, действующих для этого.

Свойства правильного рассмотрения случаев дорожных аварий разного типа

Эксперты соблюдают и обязаны соблюдать правила, относящиеся к неразглашению тайны исследования, следствия и неразглашения различной предварительной информации по исследованиям. Специальные правила относятся к возможностям и запретам на уклонение эксперта от дачи показаний, от участия в расследовании. Организация или конкретный специалист могут отказаться от исследования, но только определенным образом, по определенным причинам.

Все это нами учитывается, и для решения сложных ситуаций можно найти пути. О даче ложного результата и заключения мы не ведем речь, так как эта возможность не рассматривается в АНО «Судебный эксперт».

Многие вопросы исследований ДТП – это обстоятельства и параметры, состояния и положения следов, транспорта, пешеходов, объектов перед аварией, во время аварии, и после аварии. Параметры – такие как скорость и направление движения, свойства движения, и другие. Обстоятельства – свойства участка дороги, видимость, состояние покрытия, погоды, и другие.

Отдельный перечень вопросов и область работы сертифицированного эксперта – это техническое состояние транспортных средств до и после аварии. В этом исследовании может принимать участие и наша сертифицированная автотехническая экспертиза, тоже имеющая богатый опыт.

Неисправности и нарушения в работе ТС (или «транспортных средств») изучаются внимательно, так как информация о них может дать знание причин ДТП, и ответы на другие вопросы. Также и человеческий фактор – очень внимательному изучению, по крайней мере тогда, когда за дело берутся специалисты, может подвергаться и он, если ситуация того требует. У нас работают и психологи, и психиатры, и медики.

В области поведения людей, принимавших участие в аварии, изучается первоначальное состояние (и состояние здоровья) водителей, пешеходов и участников ДТП. Изучается их видение площадки ДТП, и снимаются показания. Затем изучаются данные о реакции участников ДТП на ситуацию и данные о действиях, которые участниками ДТП были предприняты. Экспертиза может отвечать и на вопросы о возможных, необходимых, желательных действиях участников ДТП – перед событием или во время его.

Обязательные и основные области работы для исследования ДТП

Для того чтобы расследование аварии дало верные ответы на вопросы, нужно обратить внимание на все направления интереса экспертов, все направления, которые существуют в работе с ДТП. В некоторых случаях не понадобиться работа или полноценная работа по всем направлениям, но на все из них нужно обратить внимание.

Итак, в нормальной работе экспертизы и любого исследования ДТП должны исследоваться следующие области фактов:

  • условия и обстоятельства аварии. Свойства и состояние на момент аварии участка дороги. Погодные условия, покрытие, видимость.
  • Дорожная обстановка на момент ДТП. ТС, пешеходы и другие объекты, их движение и взаимное расположение.
  • Реакция и поведение участников ДТП, водителей и пешеходов во время аварии.
  • Движение транспортных средств и пешеходов после наступления реакции на аварийную ситуацию. Движение их во время аварии, столкновений, и после них.
  • Следы и объекты, фрагменты объектов, оставленные на площадке аварии после происшествия. Все следы взаимодействия объектов и тел. Тела пострадавших и ТС на месте аварии после прекращения движения.
  • И вот тот самый последний пункт, о котором мы упомянули в начале: это состояние транспортных средств до аварии.

Очень важный в действительности пункт. Серьезная или не очень серьезная поломка или неисправность, некомплектность, особенное свойство автомобиля в некоторых случаях могут, наконец, объяснить случившееся. Объяснить, почему в данных обстоятельствах произошла та или иная авария.

В этой области вопросов – о состоянии ТС до аварии – может подниматься вопрос о мере ответственности водителей (или каких-то ответственных лиц) за состояние и исправность транспортных средств и за последствия их использования. Если использование неисправного автомобиля привело к аварии, то водитель, который мог устранить эту неисправность, но отнесся к ней невнимательно, и таким образом допустил возможность ДТП – оказывается также виновен.

Может рассматриваться и состояние людей на момент аварии – водителей и пешеходов. Качество их реакции, работа органов чувств и состояние здоровья и самочувствия. В отношении водителей причины, пусть скрытые или косвенные, для аварии, могут быть и в том, что человек вышел на работу в состоянии, допускавшем снижение реакции. И почему он вышел на работу – это тоже может рассматриваться, и не от него это может зависеть.

Возможность получить полное и глубокое исследование истинных причин ДТП

Сертифицированная независимая экспертиза ДТП работает в сотрудничестве со следственными и судебными органами, выясняя подробности и причины дорожно-транспортных происшествий. Наши эксперты сами по себе не занимаются официальным определением того, насколько те или иные действия подпадают под статью, или кто виноват в аварии. То есть мы не выносим на такие темы заключений. Таких решений не принимаем. Но на основании наших решений такие решения принимаются.

Экспертиза работает в научной сфере, она дает точные ответы на вопросы, относящиеся к происшествиям. Логически на основании этих ответов можно принимать точные и однозначные решения о причинах и виновниках ДТП, о компенсациях, о решении страховых случаев.

Вопрос точности работы экспертов заключается в постановке вопросов. Если мы с вами можем заранее обговорить все детали ситуации и исследования, и создать наводящие и решающие вопросы, с учетом происшедшего, с учетом статей законодательства и кодекса – тогда ответы наших экспертов дадут верный материал для решений по тому делу, которые рассматривается. Работа с АНО «Судебный эксперт» удобна тем, что работать над вопросами мы с вами можем и после начала исследования.

Внимательное отношение к делу, учет человеческих факторов и разные случаи ДТП

Многие ситуации в области автоаварий в России неоднозначны и сложны потому, что дороги и дорожные условия сложны, контингент водителей очень разнообразен, много внештатных случаев, нарушений техник безопасности и различных правил. Полноценная работа независимой сертифицированной экспертизы отличается тем, что мы рассматриваем – можем рассматривать – каждый случай в отдельности, таким образом, чтобы учесть все факторы.

Мы с вами знаем, что факторов этих может быть много, и человеческих в том числе. Чисто формально обвиненные виновными в аварии люди могут на практике ими не быть. Во многих случаях тех, кого при поверхностном исследовании можно было бы назвать виновными, нужно каким-то образом оправдать или защитить от материальной, административной, или уголовной ответственности.

Во многих случаях после участия профессиональных экспертов оказывается, что мера той или иной ответственности должна быть поделена между разными, иногда несколькими лицами – а не возлагаться на кого-то одного. Или сертифицированная экспертиза вообще перемещает ответственность с одних лиц на других. Могут быть и важные причины для того, чтобы не дать ходу процесса пойти по пути формального, «слепого» исполнения закона.

Во всех этих случаях вам поможет сертифицированная независимая экспертиза ДТП, автомобильных аварий и любых других происшествий. Мы работаем давно, с 2009-го года, работаем неформально, с вниманием к нашим клиентам. Рассматриваем по территории всей России самые разные случаи, и теперь предлагаем свои услуги также на территории СНГ.

Помощь независимой экспертизы в случаях неверного проведения осмотра места ДТП, и в случаях неверного проведения экспертиз ДТП

АНО «Судебный эксперт» давно работает на всей территории Российской федерации с любыми заказчиками в области исследования ДТП и любых аварий. Также обширен и опыт сотрудничества с судами Российской федерации и следствием. Нас, как вы можете увидеть это на сайте компании, рекомендуют для проведения независимой экспертизы арбитражные суды многих регионов РФ.

Работники организации имеют опыт и квалификацию для того, чтобы успешно проводить встречные и повторные экспертизы ДТП разного типа и уровня. Во всех ситуациях, когда при осмотре места аварии или при проведении экспертизы были зафиксированы неверные данные или получены неверные ответы, вы можете обратиться за поддержкой и помощью в АНО «Судебный эксперт».

Наши работники могут рецензировать экспертизы, проведенные другими государственными или независимыми экспертами. Могут находить новые факты и доказательства, которые не были отмечены ранее. Могут помочь вам доказать факты, защитить ваши гражданские или имущественные права. Разрешить конфликтные ситуации между разными сторонами. Наши специалисты по различным делам могут выступать в суде.

Мы работаем со страховыми ситуациями, защищаем страховые компании и их клиентов, и тех, кто оказался участником ДТП, и потерпевшим, и подозреваемым, и виновником. Строгая научная основа, на которой работают специалисты АНО «Судебный эксперт», и внимательное отношение к делу гарантируют вам и вашим близким юридически верное сопровождение и поддержку во всех делах, связанных с ДТП и другими авариями.

Поэтому призываем вас не откладывать дело в долгий ящик, если авария уже произошла, и если вам нужна надежная поддержка – обращайтесь! Или заранее налаживайте контакт с нашей организацией на будущее, если вы – автолюбитель, автовладелец, ответственное за ТС лицо, или имеете отношение к использованию автотранспорта. Или если этим занимаются ваши коллеги и близкие – поможем всем.

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник (2-е издание,стереотипное)

Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий.

Для студентов высших учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ

РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Глава 1. Проблемы и причины дорожно-транспортных происшествий

1.1. Понятие безопасности дорожного движения, его основные проблемы

1.2 Причины и виды дорожно-транспортных происшествий

1.3. Влияние дорожных условий на безопасность движения

1.4. Правовые проблемы, возникающие при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с влиянием дорожных условий

Глава 2. Общие принципы расследования дорожно-транспортных происшествий

2.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных происшествий

2.2. Действия следователя (дознавателя) по проверке сообщений о дорожно-транспортном происшествии

2.3. Действия участников следственно-оперативной группы на месте дорожно-транспортного происшествия

2.4. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия

2.5. Осмотр следов транспортных средств

2.6. Особенности исследования дорожных условий

2.7. Осмотр транспортных средств

2.8. Осмотр трупа на месте дорожно-транспортного происшествия

2.9. Розыск водителя и транспортного средства, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия

2.10. Освидетельствование участников дорожно-транспортного происшествия

Глава 3. Особенности расследования специфических дорожно-транспортных происшествий

3.1. Особенности столкновения двух транспортных средств

3.2. Особенности расследования столкновения нескольких транспортных средств

3.3. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей-тягачей и автопоездов

3.4. Особенности расследования опрокидывания транспортных средств

3.5. Особенности расследования наездов на пешеходов

3.6. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью детей

3.7. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, совершенных в темное время суток

3.8. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств,поврежденных в результате пожара

3.9. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, совершенных на железнодорожных переездах

Глава 4. Служебное расследование дорожно-транспортных происшествий

4.1. Цели и порядок проведения служебных расследований дорожно-транспортных происшествий

4.2. Компетенция, права и обязанности служебного эксперта

4.3. Заключение служебного эксперта

ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Глава 5. Организация и производство экспертизы дорожно-транспортных происшествий

5.1. Цели и задачи экспертизы

5.2. Порядок назначения экспертизы

5.3. Виды судебных экспертиз

5.4. Компетенция, права и обязанности судебного экспертаавтотехника

5.5. Исходные материалы для экспертизы

5.6. Этапы экспертизы

5.7. Заключение судебного эксперта

Глава 6. Расчеты движения автомобиля

6.1. Процесс торможения автомобиля

6.2. Определение параметров движения автомобиля

6.3. Безопасные скорости автомобиля

Глава 7. Методика анализа наезда транспортного средства на пешехода, велосипедиста, мотоциклиста

7.1. Причины наезда транспортного средства на пешехода и задачи экспертного исследования

7.2. Механизм наезда на пешехода

7.3. Экспертное исследование движения транспортного средства и пешехода перед наездом

7.4. Экспертное исследование взаимодействия транспортного средства и пешехода при наезде

7.5. Экспертное исследование процесса отбрасывания пешехода

Глава 8. Общие принципы исследования технической возможности предотвратить наезд транспортного средства на пешехода,велосипедиста, мотоциклиста при неограниченной видимости и обзорности

8.1. Наезд транспортного средства на пешехода, перемещающегося в поперечном направлении

8.2. Наезд транспортного средства на пешехода, перемещающегося в попутном или встречном направлении

8.3. Наезд автомобиля на велосипедиста или мотоциклиста

Глава 9. Исследование технической возможности предотвратить наезд транспортного средства на пешехода при ограниченной обзорности и видимости

9.1. Наезд транспортного средства на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием

9.2. Наезд транспортного средства на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием

9.3. Наезд транспортного средства на пешехода в условиях ограниченной видимости

Глава 10. Методика анализа маневра транспортного средства

10.1. Виды маневров

10.2. Расчет маневра при анализе дорожно-транспортного происшествия

Глава 11. Методика анализа наезда на неподвижное препятствие и столкновения транспортных средств

11.1. Основные положения теории удара

11.2. Наезд транспортного средства на неподвижное препятствие

11.3. Виды столкновений транспортных средств

11.4. Механизм взаимодействия транспортных средств при столкновении

11.5. Определение места столкновения транспортных средств

11.6. Установление факта движения или неподвижности транспортного средства при столкновении

11.7. Определение параметров прямого столкновения транспортных средств

11.8. Определение параметров при перекрестном столкновении траспортных средств

11.9. Исследование технической возможности предотвратить столкновение транспортных средств

Глава 12. Автоматизация автотехнической экспертизы

12.1. Технические средства автоматизации автотехнической экспертизы

12.2. Графические методы исследования дорожно-транспортного происшествия

Глава 13. Экспертиза и оценка транспортных средств

13.1. Организация экспертной и оценочной деятельности

13.2. Общие принципы оценки транспортных средств

13.3. Осмотр транспортных средств

13.4. Определение износа транспортных средств и их комплектующих

13.5. Определение стоимости транспортных средств

13.6. Определение стоимости ремонта транспортных средств

13.7. Определение утраты товарной стоимости

13.8. Особенности расчета восстановительных расходов при определении размера страховой выплаты в рамках ОСГО

Методические рекомендации по назначению автотехнической экспертизы при расследовании ДТП

Практика расследования дорожно-транспортных происшествий (ДТП), относящихся к техническим видам правонарушений, свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы. Это обстоятельство, а также повышение требований к качеству следствия по названным делам обусловили рост потребности в проведении автотехнических экспертиз(АТЭ) на самом высоком уровне, как правило в экспертных учреждениях. Своевременное и качественное проведение АТЭ в значительной мере влияет на результаты расследования и способствует укреплению законности. Как показывает изучение уголовных дел, одной из основных причин необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности является предъявление обвинения до проведения АТЭ.

Анализ и обобщение практики назначения и производства АТЭ показали, что следователи стали чаще и обоснованно использовать выводы автотехнических исследований в расследовании автодорожных преступлений. Так, например, из 260 уголовных дел, оконченных производством в истекшем году специализированным отделом по расследованию ДТП УВД Омской области , АТЭ проведена по 236 из них(90.8%).

Наряду с изложенным, в работе следователей при назначении АТЭ имеются существенные, систематически повторяющиеся из года в год, недостатки. Они, прежде всего, связаны с недостаточной осведомленностью о возможностях автотехнических исследований. Это вызывает у следователей затруднения в формулировке вопросов, выносимых на экспертизу, сложность в определении объектов исследования и исходных данных, обеспечивающих полноту и всесторонность исследования механизма ДТП, установления причинной связи с происшествием действий (бездействий) участников ДТП.

Наиболее серьезным упущением, крайне негативно влияющим на пополнение исходных данных для АТЭ и в конечном итоге на ход и результаты расследования, является производство неквалифицированных осмотров мест ДТП. Редко привлекаются к производству осмотров специалисты-автотехники, не используется при этом криминалистическая и другая техника. Следователи не всегда описывают следы и вещественные доказательства, повреждения на дорожном покрытии, а при их фиксации не делают надлежащей привязки к элементам дороги и транспортным средствам, не выявляют характер образования обнаруженных следов.

Осмотр транспортных средств, также являющихся составной частью обстановки места происшествия, проводится, как правило, работниками ГАИ. Не обладая специальными познаниями в дорожно-транспортной трасологии, ими неполно отражаются следы повреждений, направления, формы и расположения деформаций на транспортных средствах. При проверке технического состояния автомототранспорта, участвовавшего в ДТП, не проводится контрольное торможение, не устанавливаются условия видимости с рабочего места водителя.

Читайте так же:  Патент ип репетитор

В этой связи, не в полной мере используется АТЭ для определения технического состояния транспортных средств на момент происшествия. При происшествиях с тяжкими последствиями, когда невозможно установить состояние и исправность узлов и агрегатов, транспорт для его исследования не задерживается, передается на хранение его владельцам, что приводит к невосполнимой утрате доказательств.

На результатах и сроках расследования отрицательно сказывается несвоевременное назначение АТЭ. При этом, на практике, следователи не всегда с должным пониманием относятся к обеспечению эксперта необходимыми исходными данными. Многие следователи не знают, что эксперт-автотехник не вправе самостоятельно выбирать из материалов дела и оценивать параметры для расчетов, чем нарушают требования уголовно-процессуального закона.

Некоторые следователи в постановлении о назначении АТЭ излагают противоречивые показания участников, либо свидетелей происшествия, которые также не могут быть использованы экспертом для дачи заключения.

Неполные данные о механизме ДТП, изложенные следователем в постановлении, вынуждают эксперта (из желания помочь) давать альтернативные выводы, оценка которых требует дополнительных следственных действий.

Представляется также недопустимым, когда на разрешение экспертом ставятся вопросы правового характера, либо вопросы не требующие специальных познаний.

Неполнота и плохой сбор исходных данных порождает проведение дополнительных, либо повторных экспертиз, что в конечном итоге приводит к нарушению процессуальных сроков и обоснованным жалобам потерпевших лиц.

Значение АТЭ состоит в том, что только с ее помощью в ходе расследования автодорожных преступлений устанавливаются существенные доказательства, необходимые для принятия законных и обоснованных решений. Например, определение скорости движения транспортных средств по следам торможения, установление возможности предотвращения наездов (столкновений), дача технической оценки действиям водителей в конкретных ситуациях являются основным предметом доказывания.

Чтобы исходные данные (ИД) и в конечном итоге результаты экспертных исследований были полными и объективными следователю необходимо знать следующие, принятые в следственной и экспертной практике, термины и понятия:

«Дорожные условия» — факторы, которые характеризуют поверхность проезжей части дороги на месте ДТП и определяют взаимодействие с этой поверхностью колес транспортного средства и особенности его движения в зависимости от действий водителя.

К дорожным условиям относятся:
тип покрытия проезжей части(асфальт, бетон, щебенка и др.);
техническое cостояние покрытия (ровное, прямое, выбоины и др. дефекты);
cостояние покрытия в зависимости от погоды (сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег и т.д.);
наличие наслоений (грязь, масло, битум, опавшие листья и др.);
ширина проезжей части и обочин;
продольный профиль(горизонтальный, подъем или спуск в градусах);
поперечный профиль(уклон, подъем в сторону обочины и др.); — состояние освещенности;
придорожная обстановка;
рельеф местности.

«Дорожная обстановка» — это совокупность обстоятельств, которые обязан учитывать водитель при выборе режима и полосы движения транспортного средства(ТС) и приемов управления им. Дорожная обстановка определяется дорожными условиями, а также видимостью, обзорностью, интенсивностью и характером движения других транспортных средств и пешеходов, наличием неподвижных препятствий, особенностями и техническим состоянием данного ТС и его скоростью. Понятие дорожной обстановки включает в себя также факторы, относящиеся к организации движения на конкретном участке дороги(линии разметки, дорожные знаки и сигналы светофоров(регулировщиков), наличием перекрестков и закруглений дороги и т.п.). Данные о дорожной обстановке необходимы для решения вопросов о механизме происшествия и оценки действий его участников с точки зрения соответствия их техническим требованиям Правил дорожного движения.

«Состояние видимости» или видимость для водителя — это расстояние, в пределах которого водитель имеет объективную возможность обнаружить находящееся в поле его зрения препятствие, создающее опасность для движения.

Необходимо знать, что дальность видимости может ограничиваться:
малой освещенностью препятствия(недостаточный свет фар, неправильная их установка и регулировка, нахождение препятствия в стороне от направления пучка света фар и т.п.);
размерами препятствия, его окраской, сливающейся, например, с окружающим фоном;
низкой прозрачностью воздуха(во время тумана, дождя, снегопада и т.п.);
неудовлетворительным состоянием стекол, защищающих смотровые просветы, главным образом ветрового стекла и стекол фар(загрязнение, брызги дождя и снег при неработающем стеклоочистителе и т.п.), особенно в темное время суток при освещении светом фар встречных ТС.

На месте происшествия состояние видимости устанавливается, как правило, следственным экспериментом, причем в обстановке, максимально приближенной к дорожной обстановке в момент происшествия.(Условия, порядок проведения следственного эксперимента по определению видимости и ее понятия указаны ниже в рекомендациях).

«Обзорность» для водителя — это возможность видеть дорожную обстановку с места водителя в данном направлении. Обзорность может быть ограничена как внешними предметами(внешнее ограничение обзорности), так и частями самого ТС, а также предметами, движущимися вместе с ним(внутреннее ограничение обзорности).

Внешнее ограничение обзорности создается:
стоящими или движущимися на близком расстоянии ТС;
стенами домов, заборами, зелеными насаждениями и другими, находящимися близко от полосы движения ТС, предметами;
границами ворот, въездных арок, и т.п. при выезде со двора, гаража и т.д.; Внутреннее ограничение обзорности создается:
границами смотровых просветов(лобового и боковых стекол, зеркала заднего вида);
дефектами или загрязнением стекол при неработающем или плохо отрегулированном стеклоочистителе;
частями ТС(капотом, крыльями, кабиной, кузовом, перевозимым грузом или пассажирами и т.п.);

Необходимо учитывать, что внутреннее ограничение обзорности может изменяться в зависимости от положения водителя на сиденье ТС.

«Помеха движению» Под помехой движению понимаются препятствия, вынуждающие водителей ТС, пользующихся преимуществом (правом первоочередного движения), изменять направление движения или скорость. Согласно ПДД к этому понятию относятся находящиеся на проезжей части и затрудняющие движения неподвижные препятствия. Помехой в данном смысле может быть движущееся либо стоящее ТС, водитель которого обязан уступить дорогу, а также пешеходы, нарушающие правила и не представляющие опасность для движения.

«Опасность для движения» согласно п.10.1. правил представляет собой ситуацию, при которой для предотвращения происшествия водитель должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС, т.е. экстренно тормозить. Практика показывает, что опасность для движения возникает при появлении препятствий, разъезд с которыми невозможен, внезапном возникновении неисправностей ТС, исключающих возможность дальнейшего безопасного движения, смещении груза за габариты ТС, опасном поведении пешеходов, пассажиров, неправомерных действиях других участников движения и т.д. Под опасностью для движения понимаются также препятствия или особенности дорожной обстановки, которые создают на определенном участке дороги наибольшую вероятность возникновения ДТП. В первую очередь к ним относятся опасные участки дороги, обозначенные предупреждающими дорожными знаками.

Опасность для движения устанавливается следственным путем и ее определение в компетенцию АТЭ не входит.

«Опасная зона» — это то пространство около движущегося ТС, нахождение препятствия в котором может привести к возникновению происшествия. Впереди ТС опасная зона определяется безопасной дистанцией либо полным остановочным путем. Границы опасной зоны определяются также динамическим коридором занимаемым ТС и безопасным интервалом. Если водитель обнаруживает, что препятствие может попасть в опасную зону, ему следует соблюдать особую осторожность и принимать незамед- лительные меры к обеспечению безопасности движения в случае, когда это препятствие не успевает выйти за ее пределы к моменту сближения с ним ТС.

«Опасная обстановка» для водителя возникает тогда, когда расстояние между ТС и препятствием невелико, а характер движения или расположения препятствия в этот момент свидетельствуют о его попадании в опасную зону либо вероятность попадания в эту зону значительно возрастает. Момент возникновения опасной обстановки, т.е., когда следует принимать необходимые меры для предотвращения происшествия, определяется водителем в зависимости от дорожной обстановки, требований правил движения , его опыта, позволяющего ему предусмотреть дальнейшее развитие дорожной обстановки. Исходя из этого положения очевидно, что в одной и той же ситуации один водитель примет меры раньше, другой позже, но если при этом обеспечивается безопасность движения, не создается помех для других участников движения, не оказывается отрицательного влияния на техническое состояние ТС и не снижается без необходимости эффективность его использования, их следует признать правильными.

«Аварийная обстановка» — это такая дорожная ситуация, в которой водитель ТС уже не в состоянии обеспечить безопасность движения и не располагает технической возможностью предотвратить происшествие. Аварийная обстановка возникает в том случае, если водитель мог обнаружить препятствие на расстоянии, превышающим остановочный путь, но не принял своевременных мер для предотвращения происшествия, или если он мог обнаружить препятствие на расстоянии меньшем, чем остановочный путь ТС.

Аварийная обстановка также создается теми участниками движения, которые своими, не соответствующими правилам, действиями(либо бездействием) лишают себя или других участников дорожного движения технической возможности предотвратить происшествие.

В целях качественного назначения и квалифицированного проведения АТЭ рекомендуется:

При расследовании ДТП, связанных с наездами на пешеходов.

В постановлении о назначении АТЭ излагаются следующие исходные данные:

Тип(марка)транспортного средства(ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние.
Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия(сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.).
Характер наезда — в процессе торможения или без него, какой частью ТС контактировало с пешеходом, координаты места контакта относительно габаритов ТС.
Наличие следов: длина следа торможения(юза) и до оси каких колес он замерен, наличие следов наката после торможения и их длина(могут быть следы заноса и разворота, указать их длину).
Указать место наезда и его удаление от начала или конца следа юза, общую длину следа торможения или расстояние перемещения ТС в заторможенном состоянии после наезда до полной остановки.
Установить, с какого момента возникла опасность для движения, а следовательно: путь пешехода, время движения, направление движения(под углом к осевой линии), время на остановку(если она была)пешехода при переходе дороги.
Расстояние видимости пешехода с рабочего места водителя.

При подготовке исходных данных по наезду, в случаях ограниченной видимости из-за наличия транспортных средств на проезжей части, дополнительно указать:
тип (модель) ТС-2, место нахождения его относительно проезжей части дороги и ТС-1. (Где стоит или как двигался).
Скорость ТС-2 и интервал по отношению ТС-1, дистанция при попутном движении.
Расстояние от передней или задней части ТС-2 до линии движения пешехода в момент начала движения пешехода по проезжей части.
Боковое смещение пешехода на пути по направлению движения ТС-1 или навстречу движения ТС-1.

Вопросы на разрешение экспертизы:

— С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в ИД длины следа торможения на юз.
— Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия.
— На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД.
— Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД, или появлении его из-за ТС-2.
— Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода.
— Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия с технической точки зрения требованиям ПДД.

Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с столкновением транспортных средств:
Подготовка исходных данных.
— Тип (марка) ТС, масса груза или число пассажиров, техническое состояние ТС.
— Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль дороги, ширина проезжей части, состояние (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.), видимость в направлении движения, наличие дорожных знаков, разметки ТС-1 и ТС-2, длины следов юза до столкновения и характер следов после столкновения и их длина, было ли их совместное перемещение после столкновения и на какое расстояние, на какой угол развернулись ТС после столкновения.
— Указать место расположения относительно границ проезжей части; осыпи стекла, осыпи грунта, расположения ТС после ДТП, расположение отделившихся частей ТС.
— Скорость транспортных средств перед ДТП.
— Действия водителей ТС.
— Время движения ТС, создавшего опасность с момента ее возникновения, либо расстояние преодоленное ТС, создавшим опасность, с момента ее возникновения до момента столкновения.

Вопросы на разрешение экспертизы:
— С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет . м, после столкновения ТС-1, развернулось на . гр. и продвинулось до остановки на . м?
— На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?
— Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)?
— Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности, в момент обнаружения опасности в зоне видимости.
— Имел ли техническую возможность ( успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.
— Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД. .

При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии:
— Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?
— Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?
— Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2? .

Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.

Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п.
Подготовка исходных данных.
— Тип(марка)транспортного средства(ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние.
— Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия(сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.). 1.3. Указать радиус закругления проезжей части.
— Указать техническое состояние и скорость транспортного средства.
— Указать действия водителя перед потерей устойчивости ТС.

Вопросы на разрешение экспертизы:
— Какова критическая скорость автомобиля на повороте с данным радиусом?
— Возможно ли опрокидывание или занос на повороте с данным радиусом на указанной скорости и указанной загрузке?
— Какова причина потери устойчивости транспортного средства, не вызвано ли это техническим состоянием ТС, дорожными условиями или действиями водителя по управлению ТС.
— Какими пунктами ПДД следовало руководствоваться водителю в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям Правил с технической точки зрения.

Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона).
При подготовке исходных данных дополнительно указать: плотность транспортного потока, скорость транспортного потока или обгоняемого автомобиля; характер производимого обгона (с выездом из ряда при движении в транспортном потоке), скорость обгоняющего транспортного средства;

Сведения о встречном транспортном средстве: скорость, удаление в момент начала обгона;

Действия водителей транспортных средств: обгоняемого, обгоняющего и встречного транспорта;

При наличии указанных ИД экспертом могут быть решены следующие вопросы:
— При заданных исходных данных каково необходимо безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля. автомобилем.
— Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении.
— Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон). требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.
— Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения.

Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с диагностикой технического состояния ТС.
Наиболее вероятные неисправности и отказы, которые могут послужить причиной ДТП:
— неисправности, вызывающие утрату работоспособности (отказ рулевого управления и потерю управляемости автомобиля или устойчивости его движения);
— неисправности, вызывающие утрату работоспособности рабочей тормозной системы или снижению эффективности ее действия;
— неисправности ходовой части, вызывающие самопроизвольное изменение направления движения или потерю устойчивости движения.

Диагностическое исследование технического состояния транспортного средства организуется следствием, с привлечением необходимых сил и средств (подъемно-транспортного оборудования), предоставляется также техническое описание и инструкция по эксплуатации ТС на русском языке.

ТС к месту осмотра доставляются таким образом, чтобы исключить возникновение дополнительных повреждений механизмов и систем, искажения внешних повреждений.

В постановлении отражается место, время, вид ДТП, дорожные условия, характер повреждений транспортного средства, условия его хранения, организации осмотра и порядок предоставления объектов для исследования, вызванная необходимость экспертного исследования технического состояния данного ТС.

При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению ТС:
каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля . на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД;
могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия;
если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

Читайте так же:  Нотариус в спб выборгский район

2. По рабочей тормозной системе ТС:
работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля . ; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД;
если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;
если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части ТС: — каково техническое состояние узлов ходовой части ТС; — могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.
Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резино-технических изделий).
Наиболее вероятными деталями, которые могут при разрушении служить причиной ДТП являются:
автомобильные лампы (фар, габаритных огней, указателей поворотов); — рулевые тяги, пальцы шарниров рулевых тяг;
рычаги, подвески передних колес легковых автомобилей и пальцы шарниров;
подшипники ступиц колес;
поворотные цапфы (обрыв, срыв резьбы стопорной гайки). — резино-технические изделия (колеса, манжеты, защитные чехлы, тормозные шланги и др.).

Исходными данными являются изъятые детали (вещественные доказательства) и представленные для осмотра транспортные средства (кроме случаев повреждения автоламп). В результате осмотра выявляется необходимость в углубленном исследовании в лабораторных условиях разрушенного узла, что является основанием для извлечения его из ТС.

Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом.

По автолампам эксперту могут быть поставлены вопросы:
горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения);
какой свет ближний или дальний был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения).
Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний.
На разрешение эксперта ставятся вопросы:
соответствуют ли техническим расчетам показания водителя автомобиля . (какие именно показания) и могут ли с технической точки зрения произойти действия, на которые ссылается водитель.

По определению лица, находившегося за рулем в момент ДТП (столкновения ТС, опрокидывания, наезда на препятствие) назначается комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза.

На разрешение эксперта ставятся вопросы:
кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин. (указать фамилию и инициалы).

Совместными объектами исследования являются:
одежда и телесные повреждения;
масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;
транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;
протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.

Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.

Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Выяснение механизма столкновения транспортных средств.
Данный вид экспертизы позволяет решить вопросы:
— Каков механизм столкновения транспортных средств;
— Какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении или ударе о преграду;
— Каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта;
— Где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда);
— В каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда.
— Находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС.

Исследование следов шин.
При исследовании следов шин перед экспертом могут быть поставлены вопросы:
— Шиной какой модели оставлен след, слепок которого представлен на исследование.
— К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП.
— В каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на .
— Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) данного транспортного средства.

Определение модели автомобиля и его отождествление по отделившимся частям и деталям экспертными действиями можно установить:
— Тип фарного рассеивателя по осколкам фарного стекла, представленного на исследование в пакете N .
— Тип автомобиля, на который устанавливается данный фарный рассеиватель.
— Не составляли ли осколки фарного стекла из пакета N . единое целое с осколками из пакета N .

Отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия.
При назначении такого типа экспертиз следует особое внимание обратить на наличие микрочастиц лако-красочных материалов и лако-красочных покрытий в местах предполагаемого контакта, веществ биологического происхождения, а также следов ГСМ на месте ДТП.

В случаях их обнаружения целесообразно назначить комплексную экспертизу, которая дает возможность выяснить совокупность признаков, позволяющих решить вопрос о факте контактного взаимодействия конкретных частей исследуемых объектов.

Необходимо помнить, что вопросы связанные с определением идентификации относятся к компетенции экспертов владеющих специальностью «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств», т.е. традиционной трасологической экспертизе.

Примерные вопросы, решаемые экспертами:
В результате взаимодействия каких частей автомобиля марки . г/н . образовались повреждения на . таких частях автомобиля марки . г/н .
Не образованы ли повреждения на автомобиле марки . г/н . частями или деталями автомобиля марки . г/н .
Каков механизм образования данных повреждений. Автомобилем какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на . при осмотре места ДТП.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПРОВОДИМЫЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АТЭ

Определение темпа движения потерпевшего.
Материальное обеспечение: секундомер, рулетка, мелкие вешки.
Для определения темпа движения потерпевшего перед наездом на него транспортного средства выбирается участок местности, идентичный месту ДТП (если нет условий провести эксперимент на месте ДТП), дублер (испытуемое лицо) по возрасту, телосложению, физическому состоянию должен соответствовать потерпевшему. Одежда и обувь должны быть такими, которые были на потерпевшем на момент ДТП.
По свидетельским показаниям моделируйте скорость движения потерпевшего при движении дублера на данном участке дороги.
Рулеткой отмеряется отрезок дороги (площадки) длиной в 10 м и при прохождении дублера с указанным темпом линии «старт» включается секундомер, а при достижении линии «финиш» секундомер выключается.
Эксперимент повторяется не менее 3-х раз.
Показания секундомера с точностью до 0,1 сек. при каждом эксперименте заносятся в протокол.

В протоколе делается запись о том, что:
темп движения потерпевшего на экспериментальном участке длиной 10 м составляет:
— при первой попытке — . с.;
— при второй попытке — . с.;
— при третьей попытке — . с.

Следственная практика показывает, что при тщательной подготовке эксперимента разность показаний секундомера отдельных попыток не превышает +- 0,1 с.

Определение времени нахождения транспортного средства, создавшего опасную обстановку для движения другому транспортному средству в опасной зоне.
Материальное обеспечение: секундомер, мел или вешки, рулетка.

Эксперимент производится на месте ДТП с соблюдением мер предосторожности.
По свидетельским показаниям или на основании следов, зафиксированных в протоколе осмотра места ДТП, моделируется траектория движения данного ТС и обозначается на дороге мелом или вешками.
Определяется скорость движения транспортного средства перед ДТП и характер движения.

Если ТС перед ДТП двигалось без остановки, то оно отводится на расстояние 150-200 м и водитель с этого места с заданной скоростью преодолевает участок.
При достижении ТС линии «Старт» включается секундомер, а при достижении линии «Финиш» секундомер выключается.
Если ТС перед ДТП в опасной зоне начало движение с места, то эксперимент начинается с места «старта» в момент начала движения ТС. Перед производством эксперимента необходимо коротким пробегом около 1 км привести механизмы ТС в рабочее состояние.
Показания секундомера при всех попытках (не менее 3-х) заносятся в протокол с точностью до 0,1 с., при этом 1-2 попытки могут быть пробными, а показания секундомера в данном случае в протокол не заносятся.

Контрольное торможение.
Материальное обеспечение: секундомер, рулетка, мел, вешки.

Контрольное торможение производится с целью определения эффективности действия рабочей тормозной системы ТС, а также при исправном тормозе для определения замедления на месте ДТП (наледь, талый снег, грязный и мокрый асфальт, грунтовая дорога).
Перед контрольным торможением производится сверка показаний спидометра ТС с фактической скоростью движения.

Для этой цели отмеряется участок длиной 100 м и обозначается вешками.
Автомобиль с расстояния 300-400 м до линии «старт» начинает движение и на установившейся скорости проходит расстояние за границу финиша.

При прохождении передним бампером ТС линии «старт» включается секундомер, а при прохождении линии «финиш» секундомер выключается.

В протоколе фиксируется время прохождения участка длиной 100 м с точностью до 0,1 с.
Для определения эффективности действия тормозной системы выбирается ровный сухой участок асфальта и со скоростью 40 км/час производится экстренное торможение автомобиля.

После остановки автомобиля замерить след юза до оси задних колес и его длину заносят в протокол.

При торможении все колеса должны затормаживаться одновременно, автомобиль должен двигаться прямолинейно.

Для определения величины замедления при торможении на данной дороге можно использовать технически исправный автомобиль, не участвовавший в ДТП. Порядок проведения эксперимента аналогичен вышеизложенному.

Определение видимости с места водителя в темное время суток.
Различаются два вида видимости — видимость общая и видимость конкретного предмета или конкретная видимость.

Общая видимость — это расстояние от передней части ТС по направлению его движения, на котором начинают различаться элементы дорожной обстановки (граница проезжей части, линии разметки, указатели и т.п.) и препятствия, обозначенные светотехническими приборами.

Определение общей видимости необходимо при каждом ДТП в ночное время, т.к. по величине общей видимости определяется наличие возможности у водителя при минимальном значении времени реакции водителя (= 0,3 с.), обеспечить безопасность движения в данных дорожных условиях.

То есть остановочный путь автомобиля при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, равной скорости ТС, не должен превышать расстояние общей видимости.

Чем больше видимость и лучше дорога, тем безопаснее водитель может двигаться с большей скоростью.

Для проведения эксперимента автомобиль устанавливается на передней части вдоль дороги, вблизи правой обочины.

При работающем двигателе на средних оборотах коленчатого вала включается нужный свет фар, а понятые вместе с водителем наблюдают из кабины, как статист с указкой со световозвращателем (катафотом) движется от автомобиля, пронося указку с катафотом в 20 см от земли.

При этом катафот поворачивается видимой стороной и тыльной через шаг.

В момент выхода статиста за пределы видимости катафота подается сигнал его остановки и устанавливается точная граница видимости, от которой замеряется расстояние до передней части ТС.

Это расстояние заносится в протокол.

Конкретная видимость — это расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя препятствие может быть опознано по его характерным признакам.

Это расстояние зависит не только от света фар (дальнего или ближнего), но и света фар встречного ТС, контрастности препятствия, погодных условий.

Исходя из данных условий эксперимент на видимость, особенно в условиях снегопада, дождя, тумана, нужно проводить сразу по прибытию на место ДТП, так как подобные условия видимости в последствии невозможно будет воспроизвести.

Определение видимости неподвижного препятствия при отсутствии света фар встречных машин и наезда на него без торможения.
На месте наезда установить объект (предмет) по цвету, форме и размерам соответствующий объекту наезда.*

При наезде ТС на лежащего человека, на место наезда в таком же положении и аналогичной одежде размещают манекен.
Транспортное средство (ТС-1), которое совершило наезд, или его дублер устанавливают на таком удалении, с которого препятствие (потерпевший) не видны.
На транспортном средства (ТС-1) запускается двигатель, устанавливается режим его работы, соответствующий скорости ТС-1 перед наездом, включается свет фар и при движении со скоростью не более 3-4 км/час автомобиль перемещается к месту наезда до момента четкой видимости объекта.
После остановки рулеткой замеряют расстояние от передней части автомобиля и до манекена (объекта), а затем данные заносят в протокол.

Примечание: из кабины водителя вместе с водителем автомобиля наблюдают двое понятых, зрение которых должно соответствовать требованиям, предъявляемым к зрению водительского состава.

Эксперимент по определению видимости из кабины ТС-1 при наезде без торможения на движущееся препятствие при отсутствии света фар встречного транспортного средства (ТС-2).
При подготовке к выполнению эксперимента моделируют темп движения потерпевшего (повозки, велосипедиста, трактора) по свидетельству участников ДТП и секундомером определяют время прохождения контрольного участка. Длина контрольного участка должна быть для человека — 10 м, велосипедиста, повозки — 50 м.
Определяется из таблицы 1 для ТС-1 расстояние пробега за время 1 с. в зависимости от скорости его движения с точностью до 1 м.
Проводится разметка экспериментального участка, согласно схемы.
наносится мелом (указкой) место наезда;
наносится полоса движения и направление движения потерпевшего;
от места наезда вдоль обочины отмеряется 5 отрезков длиной, соответствующих длине пути автомобиля за 1 секунду (a);
от места наезда отмеряется 5 участков длиной, соответствую- щих длине пути пешехода (велосипедиста и т.п.) за 1 с. (в).
ТС-1 устанавливается на занимаемую полосу так, чтобы его передняя часть была на уровне отметки «5a»; задняя часть препятствия — на уровне отметки «5в».
Включается свет фар и при работающем двигателе в установленном режиме наблюдатели устанавливают наличие видимости объек- та с данной точки.
Если объект не виден, то ТС-1 перемещается в точку «4a», а объект наезда в точку «4в», и повторяются вышеизложенные действия до получения результата.
Для определения расстояния, с которого объект можно опознать по его контуру, предыдущий участок разбивается на более мелкие, либо откатывается автомобиль назад до появления тени и перемещается вперед до момента опознания объекта; устанавливается расположение автомобиля от объекта наезда в момент появления последнего в зоне видимости водителя.

Расстояние от передней части ТС-1 до потерпевшего замеряется рулеткой и заносится в протокол. Это расстояние соответствует расстоянию конкретной видимости.

Общая видимость в этом эксперименте определяется один раз с точки «5a» по вышеизложенной методике.

Определение видимости из кабины ТС-1 при наезде на движущееся препятствие без торможения при наличии света фар встречного автомобиля (ТС-2).
По ТС-1 и препятствию производится разметка экспериментального участка.
Исходными данными для определения места положения встречного автомобиля является: тип транспортного средства (ТС-2); его удаление от обочины или боковой интервал между ТС-1 и ТС-2; на каком удалении от места наезда разъехались ТС-1 и ТС-2.
Определение места расположения передней части ТС-2 в момент столкновения ТС-1 с препятствием, для чего:
находится время движения ТС-1 от момента его разъезда с ТС-2 и до момента наезда на препятствие.
находится расстояние, которое проходит ТС-2 за время
откладывается от места разъезда ТС-1 и ТС-2 в направлении движения ТС-2 расстояние, равное S ТС2, и эта точка обозначается точкой «0» ТС-2.
Определяется по таблице 1 в зависимости от скорости движения расстояние, которое проходит ТС-2 за время, равное 1 с. (с точностью до 1 м).
От точки «0» ТС-2 в обратном направлении его движения откладывается 5 отрезков, равных L и они обозначаются так, как показано на схеме.
Устанавливается ТС-1 и ТС-2 передними частями на уровне отметки «5», также поступают с объектом наезда.

Последовательность действий при производстве эксперимента, требования к транспортным средствам, объекту наезда и участникам эксперимента изложены в предыдущем параграфе

Определение видимости из кабины ТС-1 при наезде на препятствие в процессе торможения при наличии света фар встречного автомобиля.

Эксперимент по определению видимости в указанной ситуации требует проведения необходимых предварительных расчетов со многими переменными. Для его проведения привлекается как правило эксперт или специалист.

Исходные данные задаются следствием.

ИД, относящиеся к ТС-1: тип и марка ТС-1, длина следа торможения (юза) до задних колес; длина следа юза до места наезда или после него; дорожные и метеоусловия, техническое состояние ТС-1 и его загрузка, место наезда и полоса движения относительно границ проезжей части.

ИД, относящиеся к ТС-2: тип (марка) ТС; скорость движения; полоса движения относительно границ проезжей части, место разъезда его с ТС-1 и относительно места наезда ТС-1 на препятствие.

ИД, относящиеся к объекту наезда: характеристика объекта, направление движения, скорость (темп) движения, полоса движения, координата места наезда относительно границ проезжей части, какой частью ТС-1 совершен наезд.

Если наезд произошел на пешехода, вышедшего на проезжую часть из-за заднего борта встречного автомобиля, то дополнительно указывается время задержки пешехода после проезда заднего борта ТС-2 или расстояние от пешехода и до заднего борта ТС-2 в момент начала движения пешехода через дорогу.

Если на месте происшествия эксперт не присутствовал, то предварительные расчеты эксперт может выполнить в экспертном учреждении.

Для этой цели в экспертное учреждение необходимо направить отношение с исходными данными и вопросами:
Исходя из длины следов юза ТС-1 и характера ДТП какова скорость ТС-1 в момент применения торможения;
Указать на схеме (масштаб 1:100) расстановку транспортных средств (ТС-1, ТС-2) и потерпевшего для проведения следственного эксперимента по определению видимости с места водителя ТС-1 при указанных исходных данных.
Каковы особенности проведения вышеуказанного эксперимента.

Расследования и экспертиза дтп