Безвозмездная передача земельного участка в собственность граждан

Содержание страницы:

Основания безвозмездной передачи федеральных участков земли в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ

Инициатором передачи участков должен стать муниципалитет или орган региональной власти.

Правовая регламентация передачи участков, находящихся в общефедеральной собственности, в собственность муниципалитетов и субъектов РФ

Сперва о терминологии: законодатель использует для рассматриваемого случая слово «передача». О «предоставлении» в Земельном кодексе России речь идет только в случае отчуждения земель в пользу граждан, иностранцев, организаций.

Законодатель регламентирует безвозмездную передачу участков, находящихся в федеральной собственности в муниципальную и субъектную в пределах главы V.5 ЗК РФ, которая содержит статьи, посвященные:

  • основаниям безвозмездной передачи участков в распоряжение территориальных общин и региональных властей (ст. 39.30);
  • процедуре такой передачи (ст. 39.31);
  • порядку прекращения прав частных лиц на участки, бесплатно передаваемые из общефедеральной собственности в муниципальную и региональную (ст. 39.32).

Земельный кодекс России в своей первоначальной редакции главы V.5 не содержал. Ее положения вступили в силу 01.03.15 г., в связи с принятием Федерального закона РФ № 171 от 23.06.15 г.

В качестве предпосылок внесения рассматриваемых изменений в ЗК РФ, видимо, принято во внимание следующее:

1. Государство – основной собственник земельных ресурсов в России. Этому способствовало множество факторов:

  • советская традиция, в рамках которой единственно возможной формой собственности на землю была государственная, причем без разделения на федеральную и субъектную;
  • относительно недавнее (90-е года) появление муниципальной и субъектной собственности;
  • наличие больших площадей целинных земель, права на которые между публичными субъектами не разграничены и которые не учтены в госкадастре недвижимости (ГКН) и госреестре недвижимости (ЕГРП);
  • остаточный принцип, закрепленный в ст. 16 ЗК РФ: земли, не принадлежащие частным лицам и муниципалитетам, считаются государственными.

2. Множество земель, находящихся в общефедеральной собственности, не используются в целях, непосредственно связанных с реализацией полномочий РФ в различных сферах деятельности. Поэтому логичной и обоснованной будет их передача тем публичным образованиям, которым она действительно необходима.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно

Дополнению Земельного кодекса России главой V.5 предшествовало принятие 22.08.04 г. Федерального закона РФ № 122, которым были изменены положения Законов № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Названным нормативным актом оговорено, что в общефедеральной собственности может находиться имущество, необходимое для:

  • защиты здоровья, нравственности, интересов населения РФ;
  • обеспечения стратегических интересов в сфере обороны и безопасности;
  • осуществления полномочий, возложенных на федеральные органы госвласти;
  • деятельности унитарных госпредприятий и учреждений, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
  • жизнеобеспечения работников таких предприятий и учреждений, включая общежития.

Находящееся в общефедеральной собственности имущество, которое по закону может находиться в собственности муниципалитетов и субъектов РФ, подлежит передаче им в случаях:

  • когда нахождение такого имущества в общефедеральной собственности не допускается;
  • вследствие разграничения полномочий госструктур федерального и регионального уровня между собой и с муниципалитетами;
  • когда имущество используется органами власти субъектов РФ, муниципалитетами, их унитарными предприятиями и учреждениями для реализации собственных (неделегированных) полномочий.

Указанные положения в полной мере применимы к землям. Кроме того, стоит учитывать принцип единства юридической судьбы земельного участка и размещенной на ней недвижимости.

Таким образом, передача зданий, сооружений, линейных объектов из общефедеральной собственности в муниципальную или региональную влечет одновременное отчуждение участков, необходимых для их обслуживания.

В силу ст. 39.3 ЗК РФ земли, находящиеся в общефедеральной собственности, подлежат передаче публичным образованиям в заявительном порядке.

  • расположенные в пределах поселений и городских округов в собственность соответствующих поселений и округов при условии утверждения генпланов, планов землепользования и застройки территорий;
  • лежащие на межселенных территориях – муниципальным районам при условии утверждения схем территориального планирования;
  • находящиеся в пределах Москвы, Петербурга, Севастополя – в собственность этих городов, признаваемых самостоятельными субъектами РФ;
  • предназначенные для размещения объектов региональной инфраструктуры – соответствующим субъектам РФ (при условии, что их строительство соответствует проектам планировки и межевания, документации территориального планирования).

Приведенный перечень касается случаев безвозмездной передачи. При этом все публичные образования наделены гражданской дееспособностью и могут заключать сделки о возмездном отчуждении земель друг с другом.

Федеральные земли, которые не могут быть переданными в собственность муниципалитетов и субъектов РФ безвозмездно

В силу ст. 17 ЗК РФ в общефедеральной собственности находятся земли:

  • признанные таковыми федеральным законодательством;
  • право собственности на которые возникло при разграничении публичных земель;
  • приобретенные РФ на основании гражданско-правовых сделок таких как завещание, мена, купля, дарение и подобное.

В отношении второго пункта этого перечня (разграничения публичных земель) на текущий момент актуальны положения Федерального закона РФ № 137 «О введении в действие ЗК РФ». Ст. 3.1 указанного Кодекса относит к числу общефедеральных земель земли:

  • занятые строениями, находящимися в федеральной собственности;
  • предоставленные (согласно административным актам) органам государственной власти РФ или их территориальным структурам, казенным предприятиям, унитарным госпредприятиям, некоммерческим организациям, созданным федеральными госорганами;
  • находящиеся на одном из вещных прав (постоянное пользование, аренда, безвозмездное пользование) у государственных академий наук и учреждений, входящих в их структуру;
  • предоставленные в аренду ГК «Росавтодор».

До появления перечисленных правил в отечественной правовой системе существовала практика разграничения публичных земель согласно перечням. После проведения землеустроительных работ участки передавались тем или иным публичным образованиям.

В дальнейшем от этой практики отказались: она была признана нецелесообразной, поскольку разграничить таким образом удавалось незначительные площади целинных земель.

В муниципальную и субъектную собственность не могут быть переданы земли:

  • предоставленные федеральным органам власти и их территориальным структурам, федеральным учреждениям и предприятиям, в том числе казенным, некоммерческим организациям, созданным федеральными властями;
  • зарезервированные для госнужд;
  • находящиеся в составе особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда, особых экономических зон;
  • уже занятые объектами общефедерального значения или предназначенные для их строительства согласно документам территориального планирования;
  • предназначенные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
  • другие участки, перечисленные в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Процедура передачи участков, находящиеся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно

Инициатором передачи участков в муниципальную или субъектную собственность должен стать соответствующий муниципалитет или орган региональной власти. Процедура передачи начинается с подачи соответствующего заявления от имени высшего должностного лица субъекта РФ или муниципалитета.

Заявление о передаче участка должно содержать сведения, достаточные для его идентификации. Перечень документов, которые должен предоставить заявитель оговаривается ст. 39.31 ЗК РФ императивно. Требовать предоставления дополнительных документов запрещено. При этом:

  • если объект передачи уже поставлен на учет в ГКН, дополнительных документов не требуется, достаточно указать его кадастровый номер;
  • если участок предстоит образовать, к заявлению прилагается утвержденный проект межевания территории либо, при отсутствии такового, схема расположения участка;
  • если участок, отчуждение которого запрашивается, образуется из участка, поставленного на госкадастровый учет, заявитель дополнительно указывает кадастровый номер исходного участка.

Обращение адресуется органу, осуществляющему от имени российского государства полномочия собственника земельных ресурсов. Заявление рассматривается в течение месяца.

В результате принимается решение о безвозмездной передаче или отказе в удовлетворении заявления. Кроме заявителя о нем уведомляется Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Негативное решение должно содержать полный перечень оснований для отказа и подлежит обжалованию в суд.

Основания для отказа в безвозмездном отчуждении земель общефедеральной собственности в муниципальную и субъектную собственность:

  • участок отнесен к перечню земель, не подлежащих передаче (установлен п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ);
  • не указан кадастровый номер уже образованного участка;
  • не предоставлены проект межевания, схема расположения участка, подлежащего образованию;
  • представленная схема расположения не может быть утверждена по обстоятельствам, перечисленным п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
  • участок передан в пользование и нет оснований для расторжения договора аренды, прекращения права безвозмездного пользования им.

Примечательно, что отсутствие в ГКН данных о расположении границ участка, в отношении которого поступило прошение о передаче, не признается основанием для отказа. Если участок не образован и заявителем представлена схема расположения участка, последняя утверждается одновременно с принятием решения о его передаче.

Решение о безвозмездной передаче участка в собственность муниципалитета или субъекта РФ признается основанием для выделения из местного/регионального бюджета средств, необходимых для проведения землеустроительных и кадастровых работ, государственной регистрации права муниципальной или региональной собственности в ЕГРП.

Отраслевым законодательством могут устанавливаться особенности передачи отдельных категорий земель из федеральной собственности в региональную и муниципальную. Они касаются, в частности:

  • автодорог общего пользования;
  • земель, используемых для целей обороны и земель лесного фонда.
Читайте так же:  Рынок труда это совокупность социально трудовых отношений

Примером могут послужить положения Федерального закона № 423 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственные земли

Порядок безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Содержание статьи:

Земли федеральной собственности

В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.

Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • признанные федеральным владением в законодательном порядке;
  • ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
  • полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.

Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.

Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность

Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.

Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.

Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли

Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:

  • кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
  • схема расположения территории, если межевание отсутствует;

Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка

Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:

  1. Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
  2. Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
  3. Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
  4. Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.

Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность

Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:

  1. Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
  2. Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
  3. Схема расположения участка не утверждена.
  4. Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.

Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.

Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.

Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.

Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.

Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
  2. В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
  3. Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
  4. На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
  5. В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
  6. В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
  7. В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.

Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.

Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.

Земельный кодекс (ЗК РФ)

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 5 апреля, 14 июня, 1, 11, 18, 19, 21 июля, 21, 30 ноября, 6, 7, 8, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 22 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 1, 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 18, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27, 29 июня, 1, 3, 19 июля, 3 августа 2018 г.

Читайте так же:  Рейтинг страховых компании ростова-на-дону осаго

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

См. комментарии к ЗК РФ

Президент Российской Федерации

25 октября 2001 г.

Закреплены правовые основы использования и охраны земель (далее — земельные отношения).

Установлено, что земельное законодательство состоит из кодекса, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними региональных законов. Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, объектов культурного наследия применяются нормы соответствующих отраслей законодательства и специальных федеральных законов. Их положения распространяются на земельные отношения, если последние не урегулированы земельным законодательством.

По общему правилу имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей, а также по совершению сделок с ней регулируются гражданским законодательством. Исключение — случаи, когда земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами предусмотрено иное.

Определены основные принципы земельного законодательства. Так, установлен приоритет охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Все прочно связанные с землей объекты следуют судьбе соответствующих участков (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Категория зависит от целевого назначения. Выделяют земли с/х назначения, населенных пунктов, спецназначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, запаса.

Земля может находиться в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав.

Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.

Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

Настоящий Земельный кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования

Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 30 октября 2001 г. N 211-212, в «Парламентской газете» от 30 октября 2001 г. N 204-205, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 мая 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 мая 2016 г.

Подпункт 4 пункта 6 статьи 71.1 настоящего Кодекса действует до 1 января 2040 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 октября 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г., за исключением пункта 6 статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 марта 2015 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением пунктов 4 — 7 статьи 4 изменений, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением пунктов 4 — 7 статьи 6 изменений, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Читайте так же:  Компенсация за отпуск сезонным рабочим

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 марта 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июня 2012 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 августа 2009 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2009 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 марта 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2008 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса, вступающих в силу с 25 июля 2008 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступает в силу с 16 мая 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 мая 2008 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2007 г.

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2007 г.

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 мая 2007 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 марта 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 января 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 апреля 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением пунктов 3 и 8, подпункта «б» пункта 9, пунктов 13 и 14 статьи 25 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2006 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 августа 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2006 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июня 2006 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 августа 2005 г.

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2005 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 18 названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 октября 2004 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Безвозмездная передача земельного участка в собственность граждан