Договор с банком о приеме платежей

Договор с банком о приеме платежей

НА ПРИЕМ ПЛАТЕЖЕЙ НАСЕЛЕНИЯ

И ПРОЧИЕ УСЛУГИ

г. _________ «__»_______ 200_ г.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Рос­сийской Федерации (Сбербанк России), именуемый в даль­нейшем Банк, в лице ____________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

действующего на основании Устава Сбербанка России и доверенности Сбербанка России от ____________ с одной стороны,

именуемая в дальнейшем Клиент, в лице _______________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

действующего на основании __________________________________

(устава, положения, доверенности)

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Клиент поручает, а Банк принимает на себя обязанности по приему платежей в пользу Клиента за _________________________

в соответствии с условиями настоящего договора.

1.2. Прием платежей от населения в пользу Клиента осуществляют все учреждения Сберегательного Банка Российской Федерации.

2. Обязанности Банка

2.1. Производить прием платежей, указанных в пункте 1.1. договора, на основании платежного документа, по форме, согласованной с Банком, и размеры которого (135 X 144 мм) соответствует формату, предусмотренному Альбомом форм первичной документации (1984 г.).

2.2. Производить перечисление принятых от населения платежей на расчетный счет Клиента в соответствии с условиями настоящего договора.

2.3. Производить расчет пени за просрочку платежей в установленном размере и взимать сумму пени одновременно с платежом.

3. Обязанности Клиента

3.1. Изготовить платежные документы по форме, согласованной с Банком.

3.2. Обеспечить контроль за правильностью и полнотой перечисления Банком принятых платежей, указанных в пункте 1.1 договора, путем выверки расчетов с каждым плательщиком в установленные сроки, определяемые системой расчетов между Клиентом и плательщиком, а также систематической, не реже 1 раза в год, сверки сумм, записанных в лицевых счетах, карточках учета плательщиков на основании платежных извещений, с суммами, поступившими на расчетный счет от банка.

В случае, если при выверке расчетов будут выявлены какие-либо несоответствия в суммах, Клиент обязуется не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, поставить в известность об этом Банк.

3.3. Сообщить Банку по письменному запросу (в связи с ревизиями и проверками) сведения о суммах платежей, принятых Банком от населения в течение определенного периода.

3.4. Сообщать Банку не позднее чем за пять дней об изменении своего расчетного счета или наименования банка, где находится этот счет.

3.5. Принимать на себя обязанность по разрешению спорных вопросов в случае предъявления к Банку претензий, судебных исков со стороны плательщиков, возникших вследствие отказа Банка в приеме платежей по основанию, установленному ч. 2. п. 4.5. настоящего договора.

3.6. Клиент обязан возместить Банку в полном объеме суммы, уплаченные Банком плательщику по судебному реше­нию в связи с отказом Банка в приеме платежа.

4. Порядок приема платежей

4.1. Платежный документ состоит из двух частей : извещения и квитанции, и может быть выписан от руки или напечатан.

4.2. На обеих частях платежного документа должно быть четко, без помарок и исправлений, указано: наименование и номер расчетного счета организации, в пользу которой принимается платеж, наименование банка, где находится расчетный счет организации, в пользу которой производится платеж, фамилия и инициалы плательщика, номер лицевого счета плательщика, сумма платежа и за какое время она начислена. В необходимых случаях в платежном документе указывается число, месяц и год его выписки.

4.3. На извещении и квитанции делается оттиск штампа кассовой машины или заменяющей ее аппаратуры с указанием даты и суммы принятого платежа, ставится подпись кассира.

4.4. В случае неуплаты плательщиком платежей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, Банк производит расчет пени, исходя из размера, установленного законодательством, заносит сумму пени за просрочку платежа в клише оттиска штампа с отметкой «Пеня» на обеих частях платежного документа, а также общую сумму платежа с учетом пени. При этом с плательщика взимается общая сумма.

4.5. Если в платежном документе указана сумма пени, Банк обязан проверить правильность ее расчета, и в случае ошибки — во избежание исправлений — просить плательщика заполнить новый бланк платежного документа.

Если плательщик отказывается уплачивать пеню, Банк возвращает платежный документ без исполнения.

4.6. В подтверждение приема платежей Банк выдает на руки плательщику квитанцию.

4.7. Извещения о принятых платежах передаются Банком под расписку лицу, уполномоченному доверенностью Клиентом.

4.8. Представитель Клиента обязан сличить подобранные извещения с данными формами №№ 010201,010202.

В случае недостачи документов Клиент письменно сообщает об этом Банку, который принимает меры к розыску документов.

5. Порядок расчетов

5.1. Все суммы платежей, принятых Банком в пользу Клиента, ЗА ВЫЧЕТОМ КОМИССИОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ПЕНИ, перечисляются на расчетный счет №___________________________

не позднее трех банковских дней.

5.2. Размер комиссионного вознаграждения, уплачиваемого Клиентом Банку, устанавливается в размере .______% от суммы принятых платежей.

5.3. Сумма пени разделяется на _____________% в пользу банка и ___________% в пользу организации.

6. Ответственность сторон

6.1. Банк несет ответственность за нарушение установленных настоящим договором порядка и сроков перечисления Клиенту принятых платежей и взысканных пеней в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Банк не несет ответственности за неперечисление Клиенту в установленные сроки принятых платежей при несвоевременном сообщении Клиентом Банку об изменении своего расчетного счета или наименования банка.

6.3. Банк не несет ответственности за отказ плательщику в приеме платежа.

7. Порядок разрешения споров

7.1. В случае возникновения споров между Банком и Клиентом по вопросам исполнения настоящего договора стороны примут все меры по разрешению их путем переговоров между собой.

7.2. Разногласия, по которым стороны не достигнут договоренности, разрешаются в установленном законодательством порядке.

8. Срок действия договора

8.1. Настоящий договор действует с момента его подписания сторонами по «___»________ 200__ года, после чего договор считается пролонгированным на один год при условии, если ни одна из сторон не заявит о желании расторгнуть настоящий договор за 30 дней до даты окончания срока его действия.

8.2. Каждая сторона имеет право досрочно расторгнуть договор с предупреждением другой стороны письменно за один месяц до даты его расторжения.

9. Изменение и дополнение условий договора

9.1. Договор может быть изменен и (или) дополнен по соглашению сторон. Изменение и дополнение условий договора оформляется в письменной форме дополнительным соглашением с порядковым номером и является неотъемлемой частью настоящего договора с момента подписания его сторонами.

10. Дополнительные условия

10.1. Договор составлен в двух экземплярах. Один экземпляр договора находится у Банка, второй — у Клиента.

11. Юридические адреса и реквизиты сторон

Корреспондентский счет №.__________________________________

Корреспондентский счет №.__________________________________

О договоре с банком на прием неналоговых платежей в бюджет

Как работник финансового органа МО я столкнулся со следующей ситуацией:
Несоменно, что каждый клиент кредитного учреждения, имеющий в нем счет должен заключить договор на обслуживание.
Однако, нужен ли договор с банком на прием неналоговых платежей на счет бюджета, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России?
Иными словами на нашей территории банк отказывается принимать средства от физических лиц (аренда и пр), если мэр (глава МО) не заключил договор с кредитным учреждением.
Но причем здесь муниципальное образование? Ведь платеж и процент за услуги банка по переводу средств на счет ГРКЦ ГУ Банка России вносит физлицо!
Законно ли банки требуют заключения подобных договоров?

PS: почта пошла еще дальше и в подобном договоре указала процент за совершение перевода денежных средств на счет бюджета выше (5%) чем по прочим платежам!
Должна ли быть чем-то утверждена калькуляция цены банковских услуг по денежным переводам и может ли клиент затребовать ее предъявить?

Буду благодарен за ответ со ссылками на НПА

Прием платежей в пользу предприятия

НС Банк предлагает организациям, предоставляющим услуги населению, заключение договоров на приём платежей

Через платёжные терминалы самообслуживания

В рамках данного предложения НС Банк за счет собственных средств готов разработать программы по приёму платежей населения, обеспечивающие своевременное зачисление средств на счет предприятия, а также организовать доставку, установку и обеспечить бесперебойную работу платежных терминалов самообслуживания на территории жилых комплексов.

Использование системы оплаты через платёжные терминалы существенно повышает удобство и доступность оплаты услуг.

Удобство платежных терминалов:

  • Шаговая доступность терминалов
  • круглосуточный доступ к ним
  • отсутствие комиссионных сборов при оплате большинства платежей
  • моментальное исполнение операций являются преимуществами системы оплаты через платежные терминалы НС Банка

Через сеть дополнительных офисов Банка

Плательщикам услуг — физическим лицам предоставляется возможность осуществлять платежи в пользу предприятия в офисах Банка как наличными деньгами, так и безналично, путем списания средств с их банковского счета.

Банк готов предложить осуществлять такие списания периодически, при наличии подписанного плательщиком услуг поручения о списании.

Банк предлагает два варианта взимания комиссий за свои услуги: с предприятия (для плательщика бесплатно) или с плательщика (для предприятия бесплатно). Предпочтительным, по нашему мнению, является первый вариант. Отсутствие дополнительных комиссий, взимаемых с плательщика при оплате услуг, является фактором, способствующим росту объемов, а также регулярности и своевременности таких платежей.

Читайте так же:  Приказ о приеме на практику студента без оплаты

Размер комиссии Банка зависит от числа платежей и их общей суммы в месяц.

Прием платежей через третьих лиц

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

–поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

–плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

–платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

–оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

–платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.

Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

Читайте так же:  Рылеева страховка

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Читайте так же:  Закон о судебных приставах 118 фз

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

Рекомендуемые Pay.Travel
способы оплаты

Для оплаты турпродуктов Поставщику (туроператору, турагенту, центру бронирования) рекомендуется использовать следующие способы оплаты при расчётах с Физическими лицами:

  • Прием платежей через Платежного Агента (ПА);
  • Оплата через Банк/кредитную организацию (КО), в том числе с использованием услуг банковского платежного агента (БПА);
    Особенности расчётов по каждому из указанных способов с примерами платёжных поручений, приведены ниже.

    Pay.Travel не рекомендует использовать способы расчетов через платежных посредников, чья деятельность законодательно не урегулирована!

    При использовании способов расчётов, отличных от перечисленных, у Поставщика туристического продукта (туристических услуг) возникают риски несоблюдения требований законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок оказания платежных услуг. Указанные риски могут привести к проблемам при обслуживании в кредитной организации, в том числе к применению кредитной организацией мер, направленных на предотвращение совершения операций, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе к отказам в исполнении распоряжений о переводе денежных средств, отключению от сервисов дистанционного банковского обслуживания и даже к расторжению банковского счета.

    Прием платежей через Платежного агента (ПА)

    При приёме наличных денежных средств у Плательщиков, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед Поставщиком, Поставщик вправе привлекать Платёжного агента. Платёжный агент (ЮЛ или ИП) заключает с Поставщиком договор Платёжного агента, на основании ФЗ №103-ФЗ.

    Основные функции, права и обязанности ПА:

  • принимает денежные средства в кассу или с использованием платёжного терминала (в случае использования платежного терминала сумма операции не должна превышать 15 тысяч рублей);
  • вправе привлекать платёжного субагента для проведения операций на сумму до 15 тысяч рублей;
  • обязан использовать контрольно-кассовую технику;
  • обязан обеспечить в каждом месте приема платежей надлежащее информирование Плательщиков;
  • обязан открыть в Кредитной организации спецсчёт 40821, сдавать на него принятую выручку в полном объёме;
  • вправе перечислять денежные средства со своего спецсчёта на другой свой спецсчёт, на спецсчёт Поставщика, на банковские счета.
    Денежные средства Поставщику поступают со спецсчёта Платёжного агента.
    Список платёжных агентов, использующих данную форму расчётов>>>

    При этом Поставщик, для получения денежных средств от ПА также обязан открыть в обслуживающем банке спецсчёт 40821.
    Для открытия спецсчёта, при наличии основного счёта в банке, обычно дополнительно требуется только предъявление копии договора с Платёжным агентом и карточки с образцами подписей уполномоченных лиц.
    Любая кредитная организация вправе открыть спецсчёт 40821 по заявлению клиента. Тем не менее, некоторые кредитные организации не осуществляют работу по данным счетам.

  • Список кредитных организаций, с которыми существует положительный опыт работы по счетам 40821>>>
  • Пример платежного поручения при поступлении средств указанным способом>>>

    Оплата через Банк/Кредитную организацию (КО)

    Плательщик может осуществить оплату турпродукта непосредственно со своего счёта в КО, с использованием различных инструментов оплаты (банк-клиента, мобильного банка, пластиковой карты, по заявлению на бумажном носителе, через платёжные системы и сервисы) дистанционно или в Отделении кредитной организации и через Банковского платёжного агента (ЮЛ, заключившее с КО соответствующий договор).

    При оплате турпродукта через КО Плательщик указывает реквизиты Поставщика непосредственно или с использованием вспомогательных сервисов.

    С целью повышения эффективности, ускорения расчётов и получения информации об оплате в режиме онлайн, Поставщик вправе привлекать различных провайдеров информационно-технологических услуг, которые самостоятельно или с привлечением партнёров обеспечивают удобные сервисы по оплате, web-платёжные страницы, предоставление реестров оплаты и прочие сервисы.
    В данном случае Поставщик заключает с провайдером договор информационно-технологического обслуживания.

    При указанных способах оплаты денежные средства Поставщику поступают от кредитной организации с указанием счёта Плательщика или агрегированно, с указанием внутреннего счета кредитной организации, в случае, когда через кредитную организацию в течение одного дня проходит большое количество платежей на одного Поставщика.

    При этом Поставщику не требуется заключение отдельных договоров с кредитными организациями, через которые поступают денежные средства.

    Прием платежей от населения

    Банк предлагает юридическим лицам – поставщикам товаров и услуг, в т.ч. организациям, оказывающим услуги в сфере жилищно – коммунального хозяйства, учебным и медицинским учреждениям, организовать прием платежей от населения во всех пунктах приема платежей ООО КБ «РостФинанс», заключив договор об информационном и технологическом взаимодействии.

    Сотрудничество с ООО КБ «РостФинанс» по приему платежей от населения в пользу Вашей организации будет являться взаимовыгодным.

    Банк предоставляет для Ваших клиентов — плательщиков разнообразные способы и возможности оплаты платежей за поставленные товары и услуги:

    • в отделениях Банка для обслуживания Ваших клиентов;
    • в терминалах самообслуживания (платежных терминалах);
    • посредством регулярных платежей;
    • в системе «Интернет-Банк»;
    • в приложении для владельцев смартфонов — «Мобильный Банк».

    Принятые от Ваших клиентов денежные средства перечисляются на расчетный счет Вашей организации в следующие сроки:

    • «день в день» — если счет открыт в ООО КБ «РостФинанс»;
    • «утром следующего рабочего дня» — если счет открыт в другом банке.

    Предоставляемый Банком платежный реестр в виде структурированного файла значительно облегчит работу сотрудников бухгалтерии Вашей организации по обработке и распределению принятых платежей по лицевым счетам плательщиков.

    С условиями заключения договора Вы можете ознакомиться во вкладке:

    В случае Вашей заинтересованности просим обращаться в ближайшее подразделение Банка либо по телефону Контактного Центра 8-800-7777-001

    Договор с банком о приеме платежей