Требования принципов воспитания

Принципы воспитания

Закономерности и принципы воспитания

Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Выше уже шла речь о принципах обучения. Конечно, две эти группы принципов связаны между собой. Но все же между ними есть и некоторые различия, каждая из этих совокупностей принципов имеет некоторую специфику, вытекающую из своеобразия процессов обучения и воспитания.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы:

1. Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.

Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.

2. Ведущая роль преподавателю, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает и активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом остается всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к руководителю, воспитателю предъявляются столь высокие профессиональные требования.

Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально и морально затраченные усилия.

Но из этого принципа вытекает и положение о недопустимости тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.

Эти и им подобные нарушения подрывают авторитет руководителя и наносят непоправимый ущерб воспитательной деятельности, всему трудовому или учебному коллективу.

3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать се. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, воспитатель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.

4. Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 9, п. 2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Реализации этого принципа в значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.

5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без нее сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров.

Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно, в каждом из нас есть и отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания.

Сказанное не означает, что при воспитании не обязательна высокая требовательность. Без сочетания уважения и доверия с высокой требовательностью невозможно эффективное решение ни трудовых, ни образовательных задач.

Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.

6. Принцип опоры на коллектив — исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать еще один важный воспитательный ресурс.

7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственно воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь» (см. гл. 9).

Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими, как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль. Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизиологическую саморегуляцию человеческого организма. Более подробно о системе самовоспитания речь пойдет в одной из следующих глав.

Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.

Требования принципов воспитания

Принципы воспитательного процесса (. воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания.

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

§ 2. Принципы воспитания, их характеристика

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику.

Читайте так же:  Новый уренгой арбитражный суд

Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый):

— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— опора на положительное в воспитаннике;

— единство воспитательных воздействий.

1. Общественная направленность воспитания.

Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа — социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.

Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

— понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

— уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

— развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

— понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

— сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

— бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

— нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

3. Опора на положительное в воспитаннике.

Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.

Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного — задача воспитания.

4. Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания. Он требует:

— гуманного отношения к личности воспитанника;

— уважение прав и свобод;

— предъявление посильных и разумно сформулированных требований;

— уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;

— уважение права человека быть самим собой;

— доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

— ненасильственного формирования требуемых качеств;

— отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;

— признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

— постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

— умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;

— постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

— своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;

— максимально опирался на собственную активность личности;

— сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

— развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. 6. Единство воспитательных воздействий.

Данный принцип — принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Выберите верный вариант ответа

1. Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям, это требование принципа:

a) личностного подхода;

b) общественной направленности воспитания;

c) гуманизации воспитания;

о) опоры на положительное в воспитании.

2. Принцип координации усилий школы, семьи и общественности — это принцип:

a) общественная направленность воспитания;

b) единство воспитательных воздействий;

c) связь воспитания с жизнью, трудом; о) личностный подход.

3. Принцип, требующий подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания — это принцип:

a) единство воспитательных воздействий;

b) гуманизация воспитания;

c) общественная направленность воспитания; о) связь воспитания с жизнью, трудом.

4. Положение о том, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях положено в основу принципа:

a) единство воспитательных воздействий;

b) гуманизация воспитания;

c) общественная направленность воспитания; о) связь воспитания с жизнью, трудом.

5. Философское положение «о противоречивости человеческой природы» является основой принципа:

a) личностный подход;

b) гуманизация воспитания;

c) опора на положительное в воспитании; о) единство воспитательных воздействий.

6. Предъявление посильных и разумно сформулированных требований — это требование принципа:

a) личностный подход;

b) опора на положительное в воспитании;

c) гуманизация воспитания;

о) единство воспитательных воздействий.

7. К требованиям, предъявляемым к принципам воспитания, не относятся:

Характеристика принципов воспитания

Принципы воспитания – это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. Принципы практической педагогической деятельности устанавливаются сознательно. К ним предъявляются определенные требования:

  • обязательность. Принципы воспитания обязательны для реализации на практике. Нарушение, игнорирование принципов снижает эффективность воспитательного процесса;
  • комплексность. Воспитательный процесс строится с учетом не отдельных принципов, а их совокупности;
  • равнозначность. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить.

Рассмотрим ведущие принципы воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, доброжелательности педагога с разумной требовательностью к воспитанникам.

Условия для реализации данного принципа: добровольность включения воспитуемых в ту или иную деятельность, вера воспитателя в каждого из них, предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия, социальная защищенность воспитуемых, учет их индивидуальных интересов и предпочтений.

Правила реализации данного принципа: опора на активную позицию воспитуемого, уважительное отношение к нему, доброта воспитателя, умение защищать интересы воспитанников, постоянный поиск оптимальных вариантов решения актуальных задач, формирование гуманных отношений в любых объединениях.

Принцип вариативности социального воспитания. В современном обществе вариативность социального воспитания определяется многообразием потребностей и интересов как личности, так и общества.

Условие реализации данного принципа – создание на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) многообразных видов и типов воспитательных организаций, которые бы позволили удовлетворить интересы и потребности личности и общества.

Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям.

Условия реализации принципа: включение воспитанников в решение различных социальных проблем, стимулирование самопознания для определения собственной позиции, оказание помощи воспитуемым в анализе социальных проблем и выборе решения в различных сложных жизненно важных ситуациях.

Данный принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих его отдельные стороны: разрешение проблем отношений не за воспитуемых, а вместе с ними; учет стремления к деятельности, что способствует социализации личности; приучение к ответственности за принятые решения; включение воспитуемых в полезный, необходимый (в том числе и для других) труд; подготовка человека к трудностям в жизни, которых избежать нельзя, но можно преодолеть.

Читайте так же:  Как взыскать алименты если официально не работает

Принцип опоры на положительное. Первое, что необходимо сделать, начиная строить свои взаимоотношения с воспитуемым, – это найти его положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успехов в воспитательной деятельности.

В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) легко уживаются и мирно сосуществуют с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Полностью «положительных» или «отрицательных» личностей не существует. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: воспитатели обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания.

Какие правила нужно соблюдать при реализации данного принципа? Сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанников. Не акцентировать внимание только на промахах и недостатках в их поведении. Важно, наоборот, выявлять, поддерживать и развивать в них положительные стороны. Однако отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Создавать спокойную, деловую обстановку, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу. Щедрость воспитателя на комплименты авансирует будущие положительные сдвиги, способствует преодолению неудач.

Принцип диалогичности воспитания. Необходимо преобразовать суперпозицию воспитателя и подчиненную позицию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Данное преобразование связано с тем, что воспитатель должен актуализировать, стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания.

Воспитателю нужно сотрудничать с воспитанниками, уметь изменять характер своего участия в совместной деятельности в зависимости от уровня развития воспитанников.

Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накопленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитательной деятельности воспитатель изучает их возрастные, индивидуальные особенности; определяет уровень сформированности личностных качеств, ценностных ориентаций, мышления, мотивов, интересов, установок; выявляет отношение к жизни, труду. На основе этих знаний каждый воспитанник включается в активную, полезную деятельность, при этом воспитание сочетается с самовоспитанием личности.

Если воспитатель полагает, что он всегда прав, не учитывает личностных черт каждого воспитанника, совместная деятельность с ним становится крайне сложной.

Формируя определенные качества личности, необходимо действовать на опережение, чтобы вредные привычки не закрепились в сознании. Повышая требования к воспитаннику, воспитателю важно соизмерять его возможности, чтобы у него не появилось неверия в свои силы и привычка недоделывать заданное. Следует учитывать индивидуальные особенности не только педагогически запущенных воспитанников, но и благополучных, у которых могут быть неблаговидные мысли, идеи, поступки.

Требования принципов воспитания

Специфика принципов воспитания

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

  1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
  2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

Любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностньк характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Читайте так же:  Заявление о намерении обратиться в суд

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направлял его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

  1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
  2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
    Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи — индивидуальные компьютерные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.
  3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
  4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из которых, благодаря тому, что он существо, наделенное разумом, он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенного способа. А именно на уроки которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые «группы риска» из детей склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа; 4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности; 5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; 6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания — денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свобод, привилегий и т. д.

Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Но, судя по набирающим силу тенденциям социального и экономического развития, это метод завтрашнего дня.

Требования принципов воспитания