Федеральный закон гостайна

Содержание страницы:

ЗАКОН РФ ОТ 21 ИЮЛЯ 1993 г. № 5485-1

(с изменениями от 6 октября 1997 г.)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Раздел I. Общие Положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона.

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
  • носители сведений, составляющих государственную тайну, материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
  • система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
  • допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организации — на проведение работ с использованием таких сведений;
  • доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
  • средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
  • перечень сведений, составляющих государственную тайну — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

1. Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
  • Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 346. Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. № 318 срок реализации указанной Государственной программы продлен на 1998 год.
  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней. (Межведомственная комиссия по защите государственной тайны образована Указом Президента РФ от 8 ноября 1995 г. № 1108. Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны утверждено Указом Президента РФ от 20 января 1996 г. № 71. Персональный состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 203);
  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 30 мая 1997 г. № 226-рп);
  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
  • устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

  • обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
  • обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
  • реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную шину;
  • вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Федеральный закон «О государственной тайне»

Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон принят 21.07.1993, а последние изменения внесены 08.03.2015.

Так, государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Подобные сведения запрещено распространять из-за высокой вероятности нанесения ущерба государству.

Федеральный закон включает в себя 8 разделов, в которых:

— описываются общие положения;

— определен перечень сведений, составляющих государственную тайну;

— установлены принципы и порядок отнесения сведений к государственной тайне и их засекречиванию;

— определен порядок рассекречивания сведений и их носителей;

— отражен порядок распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну;

— перечислены органы, которые обеспечивают защиту гостайны;

— установлен перечень источников финансирования деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций по защите государственной тайны;

— определен порядок осуществления контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны.

Рассмотрим более подробно некоторые статьи Федерального закона.

В статье 2 отражены основные понятия, используемые в Федеральном законе:

— носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Читайте так же:  Могут ли коллекторы наложить запрет на выезд за границу

— доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

— перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Статья 24 включает в себя ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

Так, должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

— права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

— права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

— права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Статьей 26 установлена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные положения Федерального закона «О государственной тайне» действуют на территории Российской Федерации и заграницей.

Деятельность многих организаций также основана на законодательных положениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, если они взяли на себя обязанность не разглашать сведения о гостайне третьим лицам.

Заместитель Тульского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Тульской области М.Н. Титов

Внесены изменения в закон о государственной тайне

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение некоторых понятий, содержащихся в абзаце втором статьи 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», с учётом положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В частности, Федеральным законом предусматривается определить в качестве оснований для возможного отказа лицу в допуске к государственной тайне признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истёк срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений.

ФЗ «О государственной тайне»

Государственная тайна — информация в экономической, разведывательной, внешнеполитической, военной области, которая защищается государством. Подобные сведения запрещено распространять из-за высокой вероятности нанесения ущерба государству.

Описание закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с информацией особой секретности. В целях обеспечения безопасности страны, подобные сведения запрещается передавать в пользование третьим лицам.

Федеральный закон был принят 21 июля 1993 года, а последние изменения были внесены 8 марта 2015 года.

Краткое содержание Федерального закона «О государственной тайне»:

  • Описываются общие положения;
  • Определяется список сведений, которые попадают в категорию особой секретности;
  • Описываются методы, при помощи которых рассекречивается информация и определяется носитель;
  • Определяются правила распоряжения засекреченной информации;
  • Перечисляются органы, которые обеспечивают защиту гостайны;
  • Перечисляется список финансируемых источников, способствующих повышению уровня защиты сведений.

Наказание за разглашение гостайны

Если обычные граждане или должностные лица нарушили настоящее законодательство Российской Федерации «О гостайне», они привлекаются к уголовной, гражданско-правовой, административной или дисциплинарной ответственности. Чтобы доказать факт распространения сверхсекретной информации, проводится экспертное расследование, на основании чего формируется заключение о незаконном разглашении сведений.

Виновные лица смогут защитить свои права в судебном или другом порядке, предусмотренным действующим Федеральным законом.

Указанные положения настоящего закона «О государственной тайне» действуют на территории Российской Федерации и заграницей. Деятельность многих организаций также основана на законодательных положениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, если они взяли на себя обязанность не разглашать сведения о гостайне третьим лицам.

Чтобы ознакомиться с измененными положениями, внесенными дополнениями и поправками, скачайте закон по следующей ссылке.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последние изменения в закон были внесены 8 марта 2015 года. Первый абзац статьи 5 был дополнен словами «и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты».

Ниже также рассмотрены следующие статьи:

Статья 2

Ст 2 ФЗ «О государственной тайне» описывает используемые в последующих статьях понятия. Некоторые из них перечислены ниже:

Государственная тайна — информация, которая защищается Правительством Российской Федерации. Ее распространение может нанести серьезный вред государству.

Носители информации — материальные предметы, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие гостайну, отображаются в виде сигналов, символов, процессов и технических решений.

Допуск к гостайне — процесс, который включает в себя оформление права гражданина на доступ к сведениям.

Перечень информации, составляющий государственную тайну — совокупность нескольких категорий, в которых информация относится к гостайне. Она засекречивается в установленном порядке Федерального законодательства.

В ст 24 закона «О гос. тайне»описываются методы ограничения прав лиц, которые были ранее допущены к источникам гостайны.

Права должностного лица или гражданина, у которого ранее был доступ к гостайне, могут быть ограничены.

Ограничения:

  • Права выезда за рубеж на период, который представлен в трудовом договоре;
  • Права на распространение информации, которая относится к гостайне. Нельзя использовать изобретение или открытие, если они были созданы при помощи сведений, относящихся к гостайне;
  • Права на неприкосновенность частной жизни, если проходят проверки во время оформления должностного лица или гражданина к допуску гостайны.

Закон в последней редакции с изменениями и дополнениями можете скачать по следующей ссылке.

Гостайна уволит приморских мэров

Комитет по региональной политике и законности Заксобрания Приморья рекомендовал краевому парламенту принять инициативы по внесению изменений в два федеральных закона. Суть предложений состоит в том, чтобы упорядочить доступ к гостайне для глав муниципальных образований, руководителей региональных и местных представительных органов власти.

Правовая коллизия

По мнению приморских парламентариев, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации имеется правовой пробел. Дело в том, что в соответствии со ст. 21 закона РФ «О государственной тайне» допуск оформляемого лица к сведениям, составляющим гостайну, осуществляется на основании решения руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения, организации. Вместе с тем в документе не указано, кто принимает решение о допуске к государственной тайне для руководителей законодательных органов государственной власти субъектов, глав муниципальных образований, руководителей представительных органов местного самоуправления. В связи с чем, как напомнил руководитель комитета по региональной политике и законности Джамбулат Текиев, «председатели и главы сами себе открывали доступ к гостайне».

Как сообщил депутат Александр Лось, подобная практика не соответствовала инструкции по государственной тайне. Дабы упорядочить данную процедуру, приморские депутаты инициировали логичное решение. В ст. 21 федерального закона предлагается добавить положение: решение о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, для вышеуказанных лиц осуществляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Притом сохраняется обязательная процедура проверочных мероприятий, предусмотренных законом.

Тайна и эффективность

Впрочем, такие поправки были бы неполными без инициации изменений в другой федеральный закон — №?131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Сегодня, согласно закону, глава муниципального образования может избираться местной думой из числа кандидатов, представленных по результатам конкурса, и в этом случае возглавляет местную администрацию. Именно по такому принципу организована система МСУ в Приморском крае.

Главы мунобразований, возглавляющие местные администрации, наделены полномочиями по решению вопросов, касающихся участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий их проявлений; организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, а также по мобилизационной подготовке. Эти сведения относятся в государственной тайне, главе нужен допуск «по второй форме».

Основаниями для отказа в доступе к гостайне могут быть наличие судимости или родственников за границей. Пока закон не препятствует таким лицам избираться и быть избранными главами.

Как считают депутаты, эффективно исполнять свои обязанности в столь важных сферах, как мобилизация или антитеррор, без наличия допуска к гостайне глава не может. Между тем в федеральном законе отсутствует такое основание для досрочного прекращения полномочий мэра, как неполучение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Краевые законодатели предлагают исправить это.

Плохой пример Находки

Инициативы приморских депутатов после одобрения на очередной сессии Заксобрания рассмотрит Совет законодателей РФ. Прокуратура края считает их весьма полезными. В письме прокурора края Сергея Бессчасного в адрес спикера ЗС ПК указано: отсутствие надлежащего правового регулирования может привести к ситуации, когда главой будет избран человек, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к гостайне. Такая ситуация сложилась, например, в Находкинском городском округе. И фактически привело к параличу власти в городе.

Читайте так же:  Размер ежемесячное пособие на ребенка 2012

Напомним, Андрея Горелова, экс-главу Находки, утверждали через конкурсную комиссию в 2016 г. Прежде он руководил правовым отделом аппарата городской думы, а еще до того — был транспортным прокурором города. На этой должности, кстати, у него и возникли проблемы с допуском к гостайне. Муниципальных депутатов, когда они голосовали за Горелова, предупреждали о возможных проблемах в дальнейшем, но призывы были проигнорированы. Впрочем, в последующем, когда Горелов вступил с депутатским корпусом в конфронтацию, о пробелах в биографии ему напомнили.

На заседании комитета заместитель председателя ЗС ПК Сергей Кузьменко отметил: «Законы меняются. Сегодня у нас главы проходят конкурсную комиссию, завтра будут избираться всенародно. Каким образом лишить полномочий человека, избранного десятками тысяч? Как этот фильтр будет работать?»

На взгляд юристов ЗС ПК, ничего не мешает внести в уставы муниципалитетов такие положения, что запрещали бы участие в конкурсных процедурах лицам, которым может быть отказано в допуске к гостайне.

Отношение к инициативам Заксобрания у политобозревателей двоякое. «На мой взгляд, если данные инициативы получат ход и будут приняты на федеральном уровне, ничего особо не изменится, — считает политолог Андрей Кудисов. — Круг лиц, которые имеют специальный допуск, вполне определенный, расширять его, думаю, никто не будет. Другой момент: были процедурные вопросы, связанные с ненадлежащим исполнением действующего законодательства. Которые повлекли за собой определенные последствия. Но это юридическая казуистика, не более того. Усовершенствуется процедура. Думаю, все эти пробелы можно было бы урегулировать и в рамках действующего законодательства».

«Внесение законопроекта такого плана выглядит как очередной механизм вмешательства в дела местного самоуправления, которые по закону независимы от государственной власти, нарушение Европейской хартии местного самоуправления, — говорит политолог Влас Копейкин. — Можно говорить о подрыве доверия к существующей власти, ибо закон может использоваться как давление на глав муниципальных образований, что мы и наблюдали на примере главы города Находки. По какому признаку могут дать или дать допуск к гостайне, мы никогда не узнаем.

Если это действительно так важно, как говорит нам ФСБ или прокуратура, то принимать законопроект в таком виде все равно не стоит. В законе о гостайне в статье «Особый порядок допуска к государственной тайне» стоит приравнять глав муниципальных образований к депутатам Госдумы РФ и членам Совета Федерации, что даст возможность получить допуск без проведения проверочных мероприятий. В целом этот законопроект несет в себе нарушения конституционных прав граждан. Статья 32 Конституции гласит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Кто имеет доступ к гостайне

К хранителям главных секретов страны предъявлены новые требования

Коллаж: ПГ. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Государственная Дума ограничила круг посвящённых в гостайну. В третьем чтении принят закон, отстраняющий от доступа к важнейшим для России сведениям граждан, признанных судом недееспособными, обвиняемых по уголовным делам, имеющих непогашенную судимость.

Кому доверена гостайна

К охраняемым государством сведениям в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести стране ущерб, допущен строго определённый круг должностных лиц. По Закону «О государственной тайне», помимо Президента России и главы его администрации, в список посвящённых входят премьер и его замы, руководители федеральных министерств и ведомств, генеральный прокурор, председатели Следственного комитета, Счётной палаты, Центризбиркома, губернаторы, Уполномоченный по правам человека в РФ, президент Российской академии наук.

Архивные материалы «хлынут» в Интернет

Самую ценную для страны информацию также доверяют членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, судьям на период исполнения ими своих полномочий. Без предварительных проверок к гостайне допускают адвокатов, выступающих защитниками в уголовном судопроизводстве по делам, где фигурируют секретные сведения.

Кого оставят в неведении

Основаниями для отказа в допуске к государственной тайне с учётом свежих поправок к закону являются:

  • Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • Наличие статуса обвиняемого по уголовному делу о совершённом по неосторожности преступлении против государственной власти;
  • Статус обвиняемого в умышленном преступлении, непогашенная или неснятая судимость за подобные деяния;
  • Прекращение уголовного дела по не реабилитирующим, если со дня закрытия не истёк период, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за подобные преступления;
  • Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • Выявление в результате проверок таких лиц действий, создающих угрозу безопасности РФ;
  • Уклонение гражданина и его родных от проверочных мероприятий, представление ими заведомо ложных анкетных данных.

Плата за посвящённость

Органы безопасности при необходимости могут ограничить конституционные права хранителей гостайны: лишить возможности свободного выезда за пределы России, права на распространение информации, на использование открытий и изобретений, на неприкосновенность частной жизни при проведении проверок.

К охраняемым государством сведениям в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести стране ущерб, допущен строго определённый круг должностных лиц. Фото: ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев

Какое наказание грозит за разглашение

Нарушение законодательства о гостайне карается административной и уголовной ответственностью. Самое суровое наказание предусмотрено за государственную измену — шпионаж и выдачу секретных сведений другому государству, организациям или лицам, деятельность которых направлена против безопасности России. За такие деяния грозит лишение свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.

Что нельзя засекретить

Гостайна должна быть рассекречена не позднее чем через 30 лет. В исключительных случаях этот срок могут продлить по решению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Не подлежат засекречиванию сведения:

  • О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, об уровне преступности;
  • О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • О фактах нарушения прав и свобод граждан;
  • О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причинённого обществу, государству и населению материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие неправомерные действия в суде.

Обзор законодательства Российской Федерации: Государственная тайна

Обзор законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности – Часть 3: Государственная тайна

Сведения, составляющие государственную тайну

В соответствии с законом “О государственной тайне”, под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

  • о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
  • о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
  • о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
  • о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
  • о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
  • о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

  • о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
  • об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
  • о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
  • об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
  • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
  • о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
Читайте так же:  Отсрочка госпошлина приказ

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

  • о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;
  • о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
  • о методах и средствах защиты секретной информации;
  • об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
  • о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
  • о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;
  • о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;
  • о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

В соответствии с законом “О государственной тайне”, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Режим государственной тайны

В зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в следующем порядке:

  1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утверждается Президентом России). В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями.
  2. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.
  3. Сведения, полученные (разработанные) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, в случае их соответствия перечням сведений, подлежащих засекречиванию, относятся к государственной тайне и засекречиваются. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, утверждается Президентом России.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, от их обладателя другим лицам допускается в следующих случаях:

  1. Другим государствам или международным организациям государственная тайна может раскрываться по решению Правительства Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).
  2. Организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ государственная тайна раскрывается заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.
  3. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, от одного ее обладателя другому. В этом случае оба участника информационного взаимодействия, как правило, являются государственными органами и действуют в рамках своих полномочий (имеются в виду полномочия по работе с государственной тайной) на основании заключаемого между такими органами соглашения. Органы государственной власти не подлежат лицензированию, и, как, правило, не используют структурных подразделений по защите государственной тайны других организаций, так как действующим законодательством для них предусмотрено непосредственное согласование в ФСБ России открытия режимно-секретных подразделений, назначения начальника таких подразделений.

Допуск к работе с государственной тайной осуществляется:

  • для организаций – путем выдачи им лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.
  • для должностных лиц и граждан – по решению руководителя соответствующего органа или организации. Допуск осуществляется в добровольном порядке, однако влечет ограничения на выезд за границу в течение определенного срока и на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверочных мероприятий. Устанавливается три формы допуска к государственной тайне, соответствующие трем степеням секретности. Наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, в особом порядке. Они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет и может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, подлежат пересмотру не реже, чем раз в 5 лет в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

Федеральный закон гостайна