Воспитательные требования к уроку в начальной школе

Воспитательные требования к уроку в начальной школе

56. Требования, предъявляемые к современному уроку

Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Новые требования, предъявляемые к преподаванию современного урока

М. Скаткин говорил: «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

«Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута».

Типология уроков.

«Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра «Волшебный конверт»; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог».

Структура уроков.

«Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний.

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.
  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); оп-ределение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда)».
Читайте так же:  Сельскохозяйственный договор с государством

«Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование триединой дидактической цели;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся».

«Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  • учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  • применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение учителем и учащимися проблемно — эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
  • особенности самоорганизации учителя:
  • подготовленность к уроку, и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
  • Организация познавательной деятельности учащихся.

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно — эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3) Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
  • Организованность учащихся:
  • отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
  • возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
  • Учет возрастных особенностей учащихся:
  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  • проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  • температурный режим: +15- +18°С, влажность: 30 — 60%;
  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  • своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  • соответствие классной мебели росту школьника».

Требования к современному уроку

В «Основных направлениях реформы общеобразовательных и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Несмотря на то, что урок как организованная форма обучения существует не одно столетие, он не остаётся неизменным. Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения. При всей значительности субъективного момента в процессе обучения, при всей роли индивидуального мастерства каждого учителя, этому процессу свойственны некоторые основные элементы, без которых процесс обучения разрушается или остаётся незавершённым. Наша задача – рассмотреть требования к современному уроку и пути их реализации.

Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно – воспитательного процесса. По отношению к процессу обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельную целостную систему, как целенаправленную деятельность во времени и пространстве. В нём представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно – воспитательного процесса: цели, содержание, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. При любом индивидуальном методическом почерке должны соблюдаться некоторые основные требования, вытекающие из объективных закономерностей учебно – воспитательного процесса, открытые педагогической наукой.

И первый вопрос, требующий ответа для каждой эпохи нового – вопрос о содержании образования. Без правильного ответа на вопрос невозможно определить характер современного урока, его основы и перспективы дальнейшего развития.

Содержание образования определяется целями обучения, а последние диктуются потребностями общества. Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью. Цель обучения сегодня уже недостижима простым сообщением определённой суммой знания, которые ученики должны запоминать и воспроизводить. Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности, которые выработало человечество. Но и этого мало, т.к. это способы не могут служить вечно. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Придётся вырабатывать новые способы познания и практической деятельности. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

Система знаний, входящих в состав образования, отражена в программах и хорошо известна. Система навыков и умений отражена в учебниках, сборниках упражнений и задач и тоже не менее хорошо известна как составной элемент содержания образования. Что касается третьего элемента, то он обычно формируется в учебниках педагогики как задача развития познавательных способностей учащихся, формирования свойств их ума. Но что за свойства, о каких именно способностях идёт речь? В состав этого элемента входят осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию, введение новой программы в традиционные ситуации, комбинирование и преобразование усвоенных способов деятельности, отбрасывание известных и построение принципиально новых способов деятельности. “ Эти характеристики составляют содержание творческой деятельности, без овладения которой невозможно применять знания и умения в новой ситуации, решать новые задачи или проблемы. Ученик усваивает это содержание, участвуя в процессе творческой деятельности, в процессе выполнения заданий, требующих самостоятельного мышления, собственного поиска.

Читайте так же:  Оформить кредитную карту без проверок

Особенность этого содержания, т.е. подлежащего усвоению опыта творческой деятельности, состоит в том, что другие элементы содержания, например, знания, можно сообщить учащимся, способы деятельности можно показать, в то время как передача опыта творческой деятельности может быть осуществлена только путём вовлечения учащихся в самый процесс творческой деятельности. Т.е. в процессе творческого решения новых для них проблем. Поэтому формой и средством усвоения опыта творческой деятельности, обеспечивающими способность применять знания в новой ситуации, умение решать новые проблемы, являются практические и познавательные задачи, требующие творческого решения. Таким образом, становится понятным, что усвоение – понятие широкое и недостаточное. И когда речь идёт об усвоении знаний, приходится учитывать, по крайней мере три уровня усвоения:

  1. на уровне осмысления восприятия и запоминания знаний;
  2. применение знаний в исходной ситуации, т.е. по образцу;
  3. применение знаний в новой ситуации, требующей проявления тех и других характеристик творческой деятельности.

Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но на каком уровне они должны быть усвоены на этом уроке. И на каком уроке данной темы будет продолжено усвоение этих знаний и поднято до 3-го уровня.

Состав современного содержания образования определяет род требований к уроку, которые не все и не всегда учитывают в реальном процессе обучения:

  1. Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.
  2. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

При этом необходимо учитывать доступность поиска такого содержания для учащихся соответствующего возраста, важность способов деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.

  1. Изложение материала на уроке должно быть вариантным по своей структуре.

В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других – поисково – исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.

  1. Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.

Усвоение основ наук должно предстать как необходимая ступень и предпосылка в решении этих проблем.

  1. Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения – достижениями педагогики.

Нарушение одного из аспектов научности неизбежно лишает урок, как и всё обучение, их эффективности. Непременным условием научности содержания урока является также ознакомление учащихся с доступными им методами науки, важным как для углубления понимания данной области знания, так и для формирования научного мышления, научного подхода к осмыслению действительности, для формирования подлинно научных воззрений.

  1. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Сочетание индивидуализации обучения с классно – урочной формой коллективной работы – весьма нелёгкая задача. Но в практике передовых учителей имеются средства для её осуществления: это и элементы программированного обучения, это и применение многообразия средств и приёмов в ходе учебного процесса.

  1. Урок должен быть логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием средствами, методами и приёмами обучения.

Урок – педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

  1. Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д., а также, обуславливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания. При этом содержание этих шагов, их объём и порядок изменчивы и зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процесса усвоения, состава класса, методического почерка учителя.
  2. Эффективность современного урока предполагает и применение современных технических средств. Они нужны не только потому, что совершенствуют процесс усвоения, повышают производительность учебного труда, обогащают разнообразие применения того или иного метода, но и потому, что вносят в урок атмосферу современной технической культуры. Вместе с тем совершенно несомненно и то, что технические средства не только не способны заменить учителя и общение с ним, но и само выполнение ими своей роли возможно только при условии высокой общей и педагогической культуры учителя.
  3. Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.
  4. Культура учителя, его интеллектуальный, нравственный и идейно – политический облик является основной предпосылкой реализации всех указанных и возможных других требований к современному уроку и условий его эффективности.
  5. Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь должна идти о рациональной организации занятий, о правильном режиме дня. При составлении расписания уроков следует правильно располагать во времени и чередовать трудные уроки, занятия умственным и физическим трудом.

Итак, современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой, темпом и т.д.

Отсюда – нетрадиционные виды урока: урок – лекция, киноурок, урок исследовательского типа (уроки изучения нового учебного материала). Урок – экскурсия, семинар (уроки совершенствования знаний), интегрированные и бинарные уроки, урок – игра, урок – путешествие, урок развития речи.

Начальная школа – органическая составная часть, первая ступень средней школы. Естественно поэтому, что требования, предъявляемые к российской школе в целом, определяет содержание воспитания и обучения младших школьников. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего школьного возраста. С радостью участвуют они в уроке – игре. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Так В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Включение дидактических игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую учебную деятельность с привычной и облегчает переход к серьёзной учебной работе. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу. Без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету.

В игре удаётся сконцентрировать внимание самых инертных и пассивных детей, которые в неигровых условиях обучаются с большим трудом, она помогает ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать и обобщать. Урок – игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, умению подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Как уроки – размышления, уроки – раздумья проходят у опытных творческих работающих учителей уроки развития речи. Дети пополняют словарный запас, знакомятся со значением неизвестных ранее слов, рассуждая, размышляя, сопоставляя факты, выделяя основную мысль в прочитанном рассказе, увиденном фильме. В результате работы рождается рассказ – собственное произведение ребёнка, которым он гордится, чёткое по структуре и ёмкое по содержанию. Значимые результаты приносит работа по моделированию художественного произведения. Дети с удовольствием включаются в урок – игру по продолжению сказки, с интересом фантазируют, изменяя или фабулу рассказа, или время года в сказке, или время года в сказке, или подвергая главного героя необыкновенным испытаниям.

Нетрадиционные виды урока трудно переоценить в их воздействии на ум, наблюдательности, мышление младшего школьника.

Читайте так же:  Приказ о приеме на работу неполная рабочая неделя

Все исследователи младшего школьного возраста сходятся на том, что основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего школьника. Поэтому педагогика урока должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Отсюда – специфика проведения занятий в младших классах. Как уже говорилось выше, это игровая форма проведения занятий. Для ребёнка – дошкольника основной формой деятельности является игра. Поступление в школу является переходом к новой деятельности. Ученик – младший школьник любит и хочет общаться, общаться в процессе игры, получать новые знания. Игровая форма проведения занятий особенно характерна для обучения в первом классе. Дети быстро утомляются, а потому учителю необходимо продумать динамические паузы в ходе урока. Как правило, при проведении уроков в первом классе возникает необходимость проведения двух динамических пауз – физкультминуток. Это физкультурные упражнения под музыкальное сопровождение, скандирование стихов, действия по примеру учителя или одноклассника.

Во втором, третьем и четвёртом классах физкультминутка проводится один раз в урок. Она должна быть динамической, учитель обязан так продумать упражнения, чтобы они сняли напряжение с мышц рук, ног, позвоночника. Нередко бывает так, что учитель включает в физкультминутку ребусы, шарады, пренебрегая физическими упражнениями, перегружая мозг ребёнка. Это является грубейшим нарушением медицинских требований к уроку в начальной школе.

Игровая форма проведения урока занимает своё место и во второй, третий и четвёртый год обучения в школе. Но ей отводится не такая ведущая роль, как в первом классе.

Важные показатели хорошего развития младших учеников – активность и самостоятельность во всех видах учебной работы. Задача учителя – организовать дифференцированную самостоятельную работу учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по данной теме, исходя из знания особенностей каждого учащегося и его подготовленности к работе. Результаты работы оцениваются учителем или осуществляется контроль в виде взаимопроверки.

В последние годы школа получила относительную свободу в выборе методики обучения, разработке и планировании уроков. Планирование учебного процесса в младших классах во многом зависит от того, с какой подготовкой пришли дети в первый класс. Ведь сейчас многие дети посещают центры «Развития» для подготовки в первый класс. Малыши занимаются английским и татарским языками, ритмикой, математикой, проводятся уроки ИЗО, музыки и развития речи. На уроках развития речи и их знакомят с буквами русского алфавита, их произношением и обозначением на письме, учатся складывать слоги и читать, правильно строить предложения, составлять рассказы, сказки, отгадывать загадки, составлять кроссворды.

Список литературы:

  1. Зотов Ю.Б. «Организация современного урока». Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение,1984.
  2. Кириллова Г.Д. «Теория и практика уроков в условиях развивающего обучения» [Текст]/ Г.Д. Кириллов. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Онищук В.А. «Урок в современной школе». Пособие для учителя. [Текст]/ В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Чуракова Р.Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» [Текст]/ Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009.

Управление образования администрации района

Воспитательные требования, которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

— Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

— Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

— Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования , которые заключаются:

— В реализации принципов обучения;

— В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

— В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования. Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

Требования к организации домашних заданий.

1.Доводить ученикам мысль о необходимости выполнения домашних заданий, что требует стимулирования позитивных мотивов деятельности школьников.

2.Давать домашнее задание при полном внимании всего класса.

3.Проводить инструктаж выполнения домашних заданий.

Типы современных уроков

Традиционная типология уроков проводится на основании состава и его структурных компонентов. В этих условиях определяют следующие типы уроков:

— Вводный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающий, контрольно-проверяющий.

По ведущим методам выделяют: урок лекцию, урок диспут, игровой урок, урок-путешествие и др.. По дидактическим замыслам (подходам) наряду с традиционными видами уроков (комбинированный, информационный) выделяют интегрированный урок, проблемный урок и др..

Сегодня наиболее распространенной является типология уроков по цели. Так, по когнитивными целями выделяют: 1-й — урок усвоения новых знаний, 2-й — урок формирования умений и навыков 3-й — урок применения знаний, 4-й — урок обобщения и систематизации знаний; 5-й — урок контроля и оценки учебных достижений; 6-й — комбинированный урок.

Все большее число ученых склоняется к мысли о целесообразности создания циклов уроков, проведение которых позволило бы привлечь учащихся к тем видам деятельности, в процессе которых достигаются намеченные цели. Циклом называют определенную последовательность уроков, объединенных по какому-либо критерию, который может повторяться. Так, например, цикл может включать:

— Уроки усвоения новых знаний;

— Уроки развития новых умений, навыков;

— Уроки обобщения, систематизации;

— Уроки контроля и коррекции знаний и умений;

Виды учебной деятельности учащихся

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа

3. Коллективный способ

4. Групповая работа

5. Звеньевая форма

6. Бригадная форма

7. Парная работа

Средства обучения

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученики учатся.

К средствам обучения относят: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и другие дидактические материалы, технические средства обучения, в том числе и масс-медиа, устройства и др..

Средства обучения можно объединить в следующие группы:

— Вербальные — устное слово учителя, печатный текст, дидактические материалы и т.п.;

— Наглядные — таблицы, диаграммы, рисунки, графики, реальные объекты, модели и т.д.;

— Специальные — устройства, приборы и т.п.;

— Технические — экранные, звуковые, комбинированные и т.д..

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

— Экраны больших размеров;

— Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

Похожие материалы:

Воспитательные требования, которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения: — Единство морального, нравственного, трудового воспит …

Более новые статьи:

Цели: проверить знания детей по теме « Путешествие по странам Европы», умение работать с картой, развивать устную речь учащихся, прививать интерес к и …

Цель: — обобщение знаний по биографии и творчеству А. С. Пушкина Задачи: — раскрыть своеобразие пушкинского таланта, — помочь обучающимся раскрыть …

— повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся; — развить умения делать выводы, обобщения сообщения и …

Данную методическую разработку можно использовать при закреплении знаний по ботанике при проведении урока в 6 классе и на внеклассных мероприятиях по …

Многие ученики очень любят смотреть по телевизору программу «Своя игра». Представляем Вашему вниманию урок-игру по истории в форме викторины «Своя игр …

Более старые статьи:

Способы обучения, используемые учителем и учениками в их совместной и взаимосвязанной работе, направленной на достижение целей обучения, называют мето …

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем День Защитников Отечества. Все может родная земля! Может и накормить тебя теплым и вкусным …

Задачи: — повышение интереса к дисциплинам общественно-гуманитарного цикла; — расширение и углубление знаний и умений по дисциплине «История»; — ре …

» >Урок игра по истории России «Турнир эрудитов (из истории славян)».
Цель: Закреплять понятие слова-названия предметов, понятие «живой» и «неживой» предмет; формировать умение определять род предмета; обогащать словарны …

» >Логопедическое занятие по коррекции речи с учащимися начальной школы на тему «Слова — названия предметов».
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была самая жестокая в истории человечества, принесла тяжёлые испытания и страдания, горечь утраты родных и б …

Воспитательные требования к уроку в начальной школе