Тарас бульба спор с кошевым

А на другой день Тарас Бульба уже совещался с новым кошевым, как поднять запорожцев на какое-нибудь дело. Кошевой был умный и хитрый козак, знал вдоль и поперек запорожцев и сначала сказал: «Не можно клятвы преступить, никак не можно». А потом, помолчавши, прибавил: «Ничего, можно; клятвы мы не преступим, а так кое-что придумаем. Пусть только соберется народ, да не то чтобы по моему приказу, а просто своею охотою. Вы уж знаете, как это сделать. А мы с старшинами тотчас и прибежим на площадь, будто бы ничего не знаем».

Не прошло часу после их разговора, как уже грянули в литавры. Нашлись вдруг и хмельные и неразумные козаки. Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь. Поднялся говор: «Кто. Зачем. Из-за какого дела пробили сбор?» Никто не отвечал. Наконец в том и в другом углу стало раздаваться: «Вот пропадает даром козацкая сила: нет войны. Вот старшины забайбачились наповал, позаплыли жиром очи. Нет, видно, правды на свете!» Другие козаки слушали сначала, а потом и сами стали говорить: «А и вправду нет никакой правды на свете!» Старшины казались изумленными от таких речей. Наконец кошевой вышел вперед и сказал:

— Позвольте, панове запорожцы, речь держать!

— Вот в рассуждении того теперь идет речь, панове добродийство, — да вы, может быть, и сами лучше это знаете, — что многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет. Потом опять в рассуждении того пойдет речь, что есть много таких хлопцев, которые еще и в глаза не видали, что такое война, тогда как молодому человеку, — и сами знаете, панове, — без войны не можно пробыть. Какой и запорожец из него, если он еще ни разу не бил бусурмена?

«Он хорошо говорит», — подумал Бульба.

— Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы нарушить мир: сохрани бог! Я только так это говорю. Притом же у нас храм божий — грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей. Так я все веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурменами: мы обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по закону нашему.

— Что ж он путает такое? — сказал про себя Бульба.

— Да, так видите, панове, что войны не можно начать. Рыцарская честь не велит. А по своему бедному разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних молодых, пусть немного пошарпают берега Натолии. Как думаете, панове?

— Веди, веди всех! — закричала со всех сторон толпа. — За веру мы готовы положить головы!

Кошевой испугался; он ничуть не хотел подымать всего Запорожья: разорвать мир ему казалось в этом случае делом неправым.

— Позвольте, панове, еще одну речь держать!

— Довольно! — кричали запорожцы, — лучше не скажешь!

— Когда так, то пусть будет так. Я слуга вашей воли. Уж дело известное, и по Писанью известно, что глас народа — глас божий. Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал. Только вот что: вам известно, панове, что султан не оставит безнаказанно то удовольствие, которым потешатся молодцы. А мы тем временем были бы наготове, и силы у нас были бы свежие, и никого б не побоялись. А во время отлучки и татарва может напасть: они, турецкие собаки, в глаза не кинутся и к хозяину на дом не посмеют прийти, а сзади укусят за пяты, да и больно укусят. Да если уж пошло на то, чтобы говорить правду, у нас и челнов нет столько в запасе, да и пороху не намолото в таком количестве, чтобы можно было всем отправиться. А я, пожалуй, я рад: я слуга вашей воли.

Хитрый атаман замолчал. Кучи начали переговариваться, куренные атаманы совещаться; пьяных, к счастью, было немного, и потому решились послушаться благоразумного совета.

В тот же час отправились несколько человек на противуположный берег Днепра, в войсковую скарбницу, где, в неприступных тайниках, под водою и в камышах, скрывалась войсковая казна и часть добытых у неприятеля оружий. Другие все бросились к челнам, осматривать их и снаряжать в дорогу. Вмиг толпою народа наполнился берег. Несколько плотников явились с топорами в руках. Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колени в воде и стягивали челны с берега крепким канатом. Другие таскали готовые сухие бревна и всякие деревья. Там обшивали досками челн; там, переворотивши его вверх дном, конопатили и смолили; там увязывали к бокам других челнов, по козацкому обычаю, связки длинных камышей, чтобы не затопило челнов морскою волною; там, дальше по всему прибрежью, разложили костры и кипятили в медных казанах смолу на заливанье судов. Бывалые и старые поучали молодых. Стук и рабочий крик подымался по всей окружности; весь колебался и двигался живой берег.

В это время большой паром начал причаливать к берегу. Стоявшая на нем толпа людей еще издали махала руками. Это были козаки в оборванных свитках. Беспорядочный наряд — у многих ничего не было, кроме рубашки и коротенькой трубки в зубах, — показывал, что они или только что избегнули какой-нибудь беды, или же до того загулялись, что прогуляли все, что ни было на теле. Из среды их отделился и стал впереди приземистый, плечистый козак, человек лет пятидесяти. Он кричал и махал рукою сильнее всех, но за стуком и криками рабочих не было слышно его слов.

— А с чем приехали? — спросил кошевой, когда паром приворотил к берегу.

Все рабочие, остановив свои работы и подняв топоры и долота, смотрели в ожидании.

— С бедою! — кричал с парома приземистый козак.

— Позвольте, панове запорожцы, речь держать?

— Или хотите, может быть, собрать раду?

— Говори, мы все тут.

Народ весь стеснился в одну кучу.

— А вы разве ничего не слыхали о том, что делается на гетьманщине?

— А что? — произнес один из куренных атаманов.

— Э! что? Видно, вам татарин заткнул клейтухом уши, что вы ничего не слыхали.

— Говори же, что там делается?

— А то делается, что и родились и крестились, еще не видали такого.

— Да говори нам, что делается, собачий сын! — закричал один из толпы, как видно, потеряв терпение.

— Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши.

— Теперь у жидов они на аренде. Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править.

— Что ты толкуешь?

— И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя.

— Врет он, паны-браты, не может быть того, чтобы нечистый жид клал значок на святой пасхе!

— Слушайте. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан. Слушайте! еще не то расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Вот какие дела водятся на Украйне, панове! А вы тут сидите на Запорожье да гуляете, да, видно, татарин такого задал вам страху, что у вас уже ни глаз, ни ушей — ничего нет, и вы не слышите, что делается на свете.

— Стой, стой! — прервал кошевой, дотоле стоявший, потупив глаза в землю, как и все запорожцы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли грозную силу негодования. — Стой! и я скажу слово. А что ж вы — так бы и этак поколотил черт вашего батька! — что ж вы делали сами? Разве у вас сабель не было, что ли? Как же вы попустили такому беззаконию?

— Э, как попустили такому беззаконию! А попробовали бы вы, когда пятьдесят тысяч было одних ляхов! да и — нечего греха таить — были тоже собаки и между нашими, уж приняли их веру.

— А гетьман ваш, а полковники что делали?

— Наделали полковники таких дел, что не приведи бог и нам никому.

— А так, что уж теперь гетьман, заваренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу. Вот что наделали полковники!

Всколебалась вся толпа. Сначала пронеслось по всему берегу молчание, подобное тому, как бывает перед свирепою бурею, а потом вдруг поднялись речи, и весь заговорил берег.

— Как! чтобы жиды держали на аренде христианские церкви! чтобы ксендзы запрягали в оглобли православных христиан! Как! чтобы попустить такие мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет!

Такие слова перелетали по всем концам. Зашумели запорожцы и почуяли свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного народа: волновались всё характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упорно и долго хранили в себе внутренний жар.

— Перевешать всю жидову! — раздалось из толпы. — Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!

Слова эти, произнесенные кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов.

Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили.

— Ясновельможные паны! — кричал один, высокий и длинный, как палка, жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом. — Ясновельможные паны! Слово только дайте нам сказать, одно слово! Мы такое объявим вам, чего еще никогда не слышали, такое важное, что не можно сказать, какое важное!

— Ну, пусть скажут, — сказал Бульба, который всегда любил выслушать обвиняемого.

— Ясные паны! — произнес жид. — Таких панов еще никогда не видывано. Ей-богу, никогда! Таких добрых, хороших и храбрых не было еще на свете. — Голос его замирал и дрожал от страха. — Как можно, чтобы мы думали про запорожцев что-нибудь нехорошее! Те совсем не наши, те, что арендаторствуют на Украйне! Ей-богу, не наши! То совсем не жиды: то черт знает что. То такое, что только поплевать на него, да и бросить! Вот и они скажут то же. Не правда ли, Шлема, или ты, Шмуль?

Читайте так же:  Windows 7 возврат к исходному состоянию

— Ей-богу, правда! — отвечали из толпы Шлема и Шмуль в изодранных яломках, оба белые, как глина.

— Мы никогда еще, — продолжал длинный жид, — не снюхивались с неприятелями. А католиков мы и знать не хотим: пусть им черт приснится! Мы с запорожцами, как братья родные.

— Как? чтобы запорожцы были с вами братья? — произнес один из толпы. — Не дождетесь, проклятые жиды! В Днепр их, панове! Всех потопить, поганцев!

Эти слова были сигналом. Жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе. Бедный оратор, накликавший сам на свою шею беду, выскочил из кафтана, за который было его ухватили, в одном пегом и узком камзоле, схватил за ноги Бульбу и жалким голосом молил:

— Великий господин, ясновельможный пан! я знал и брата вашего, покойного Дороша! Был воин на украшение всему рыцарству. Я ему восемьсот цехинов дал, когда нужно было выкупиться из плена у турка.

— Ты знал брата? — спросил Тарас.

— Ей-богу, знал! Великодушный был пан.

— А как тебя зовут?

— Хорошо, — сказал Тарас и потом, подумав, обратился к козакам и проговорил так: — Жида будет всегда время повесить, когда будет нужно, а на сегодня отдайте его мне. — Сказавши это, Тарас повел его к своему обозу, возле которого стояли козаки его. — Ну, полезай под телегу, лежи там и не пошевелись; а вы, братцы, не выпускайте жида.

Сказавши это, он отправился на площадь, потому что давно уже собиралась туда вся толпа. Все бросили вмиг берег и снарядку челнов, ибо предстоял теперь сухопутный, а не морской поход, и не суда да козацкие чайки — понадобились телеги и кони. Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам, пустить далеко по степи о себе славу. Все тут же опоясывалось и вооружалось. Кошевой вырос на целый аршин. Это уже не был тот робкий исполнитель ветреных желаний вольного народа; это был неограниченный повелитель. Это был деспот, умевший только повелевать. Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опустив головы, не смея поднять глаз, когда кошевой раздавал повеления; раздавал он их тихо, не вскрикивая, не торопясь, но с расстановкою, как старый, глубоко опытный в деле козак, приводивший не в первый раз в исполненье разумно задуманные предприятия.

— Осмотритесь, все осмотритесь, хорошенько! — так говорил он. — Исправьте возы и мазницы, испробуйте оружье. Не забирайте много с собой одежды: по сорочке и по двое шаровар на козака да по горшку саламаты и толченого проса — больше чтоб и не было ни у кого! Про запас будет в возах все, что нужно. По паре коней чтоб было у каждого козака. Да пар двести взять волов, потому что на переправах и топких местах нужны будут волы. Да порядку держитесь, панове, больше всего. Я знаю, есть между вас такие, что чуть бог пошлет какую корысть, — пошли тот же час драть китайку и дорогие оксамиты себе на онучи. Бросьте такую чертову повадку, прочь кидайте всякие юбки, берите одно только оружье, коли попадется доброе, да червонцы или серебро, потому что они емкого свойства и пригодятся во всяком случае. Да вот вам, панове, вперед говорю: если кто в походе напьется, то никакого нет на него суда. Как собаку, за шеяку повелю его присмыкнуть до обозу, кто бы он ни был, хоть бы наидоблестнейший козак изо всего войска. Как собака, будет он застрелен на месте и кинут безо всякого погребенья на поклев птицам, потому что пьяница в походе недостоин христианского погребенья. Молодые, слушайте во всем старых! Если цапнет пуля или царапнет саблей по голове или по чему-нибудь иному, не давайте большого уваженья такому делу. Размешайте заряд пороху в чарке сивухи, духом выпейте, и все пройдет — не будет и лихорадки; а на рану, если она не слишком велика, приложите просто земли, замесивши ее прежде слюною на ладони, то и присохнет рана. Нуте же, за дело, за дело, хлопцы, да не торопясь, хорошенько принимайтесь за дело!

Так говорил кошевой, и, как только окончил он речь свою, все козаки принялись тот же час за дело. Вся Сечь отрезвилась, и нигде нельзя было сыскать ни одного пьяного, как будто бы их не было никогда между козаками. Те исправляли ободья колес и переменяли оси в телегах; те сносили на возы мешки с провиантом, на другие валили оружие; те пригоняли коней и волов. Со всех сторон раздавались топот коней, пробная стрельба из ружей, бряканье саблей, бычачье мычанье, скрып поворачиваемся возов, говор и яркий крик и понуканье — и скоро далеко-далеко вытянулся козачий табор по всему полю. И много досталось бы бежать тому, кто бы захотел пробежать от головы до хвоста его. В деревянной небольшой церкви служил священник молебен, окропил всех святою водою; все целовали крест. Когда тронулся табор и потянулся из Сечи, все запорожцы обратили головы назад.

— Прощай, наша мать! -. сказали они почти в одно слово, — пусть же тебя хранит бог от всякого несчастья!

Проезжая предместье, Тарас Бульба увидел, что жидок его, Янкель, уже разбил какую-то ятку с навесом и продавал кремли, завертки, порох и всякие войсковые снадобья, нужные на дорогу, даже калачи и хлебы. «Каков чертов жид!» — подумал про себя Тарас и, подъехав к нему на коне, сказал:

— Дурень, что ты здесь сидишь? Разве хочешь, чтобы тебя застрелили, как воробья?

Янкель в ответ на это подошел к нему поближе и, сделав знак обеими руками, как будто хотел объявить что-то таинственное, сказал:

— Пусть пан только молчит и никому не говорит: между козацкими возами есть один мой воз; я везу всякий нужный запас для козаков и по дороге буду доставлять всякий провиант по такой дешевой цене, по какой еще ни один жид не продавал. Ей-богу, так; ей-богу, так.

Пожал плечами Тарас Бульба, подивившись бойкой жидовской натуре, и отъехал к табору.

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему:
Тарас Бульба — патриот Русской земли.

Цели урока: учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения , анализа текста.

Помочь ученикам выявить основную идею повести Гоголя; её патриотический пафос; уметь делать выводы.

2. Пословицы и поговорки о казаках (рисунки).

3. Газета, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.

4. Репродукции к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

5. Видеофильм(отрывок) из кинофильма «Тарас Бульба».

1. Вступительное слово учителя.

2. Историческая справка.

3. Проверка домашнего задания (анализ эпизодов).

Вступительное слово учителя.

После выхода в свет « Вечеров на хуторе близ Диканьки» каждое новое художественное произведение Гоголя становилось событием в литературной жизни Росси. Совершенно восторженно была принята повесть « Тарас Бульба». Белинский назвал её колоссальным созданием». Это было смелое новаторское произведение , впервые с такой поэтичностью,с таким художественным совершенством открывшее русской литературе героическую атмосферу народной жизни , силу и обаяние народных характеров. Такой книги ещё не знала история мировой литературы. Н. В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей , читал летописи и исторические акты. В повести он передаёт живой дух того мятежного времени, как передавали этот дух народные песни. В « Тарасе Бульбе» нашла своё отражение героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение. Писатель работал над этой повестью более десяти лет. Она была любимым его детищем. Написав и напечатав её однажды , он неоднократно возвращался к ней , непрерывно перерабатывая и улучшая её.

Класс поделён на группы. Проверка домашнего задания.

1-ая группа -историки.

2-ая группа — литературоведы.

3-яя группа — исследователи.

Эпизоды. Речь Тараса о товариществе ( литературоведы).

Второй бой под Дубно ( историки).

Гибель Тараса ( исследователи).

Далее следует вывод по работе групп, подведение итогов.

Историки задают вопрос группе литературоведов: Какие главные, ключевые слова из этой речи Тарас Бульба подтверждает своими убеждениями, своей жизнью, даже гибелью?

«Нет уз святее товарищества! Примерный ответ группы литературоведов:

Эта речь выстрадана им, и начало этой речи-в споре с Кошевым, который предлагает бросить осаду голодного города и идти за татарами, напавшими на Сечь. Тарасу Бульбе пришлись не по душе такие слова, и он возражает Кошевому. « Нет, не прав совет твой, Кошевой. Ты не так говоришь. Ты позабыл, видно, что в плену остались наши ,захваченные ляхами? Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого ,святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих на то , чтобы с них с живых содрали кожу. Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку, пропасть на чужбине? До слов: » Один остаюсь!»

-? Какую мысль подчёркивает Бульба в своей знаменитой речи о товариществе? (этот вопрос задаёт группа литературоведов группе исследователей).

Примерный ответ ( отстаивая свою национальную свободу и независимость , казаки перед лицом иноземного врага гордо называют себя русскими .

Украинская земля — неотторжимая часть необъятной земли русской.

Тарас недаром говорит о « лучших русских витязях на Украине». Бульба подчёркивает в своей речи и необыкновенный патриотизм русского человека » Нет уз святее товарищества». « Нет, братцы, так любить , как русская душа ,- любить не то , чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал

Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»

Далее» историки» отвечают на вопрос исследователей:

«Чем Дубно как крепость отличалось от Сечи?»

Какое значение это обстоятельство имело для запорожцев?

Дубно — город. В нём» много казны и богатых обывателей». Обыватели защищают свой дом ,а не землю, поэтому город обнесён земляным валом, бдительно охраняется. Образ городской стены , встающей на »битвенном пути» казаков воспринимается как граница, исторически разделяющая образ жизни, культуру, сознание людей. Разгром запорожцев под Дубно воспринимается как историческая закономерность : уходит в прошлое общинный уклад, наступает новое время , которое воспринимает личность .

Битва окончилась пленением Остапа, ранением Тараса.

Исследователи анализируют эпизод «Гибель Тараса».

Вопрос группе исследователей задаёт группа литературоведов: » С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?» (с былинным богатырём).

Читайте так же:  Метод социометрии требования

После проверки домашнего задания предлагается следующее задание: узнай героя.

Ученик выходит и читает наизусть небольшой отрывок, группы называют данного героя.

1. Был один из числа коренных ,старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».(Тарас Бульба).

2. « Молодость без наслаждения мелькнула перед нею , и её прекрасные свежие щёки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами» (мать).

3. « Какое-то измождённое , высохшее лицо смотрело ему прямо в очи. Длинные и чёрные , как уголь, волосы, неприбранные, растрёпанные, лезли из-под тёмного, наброшенного на голову покрывала».( татарка, служанка панночки).

Вывод по работе групп, подведение итогов ( группа исследователей).

Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, как объединяет и подбадривает людей метко и вовремя сказанное слово, но и потому, что ему хотелось высказать всё, что было на сердце в этот напряжённый и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, об огромном жизненном опыте и страстной убеждённости в своей правоте. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков. Группа литературоведов продолжает:

· Гневные слова Тараса направлены против тех, кто предаёт общенациональные интересы, думая только о себе, кто гнушается своим языком. Обращения «панове», «товарищи», «братья» , восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Слова его находят отклик в душе казаков.

(фрагмент из фильма «Тарас Бульба», речь Тараса о товариществе).

Дополнительные вопросы задаёт учитель группам.

-Какие черты Тараса связаны со временем действия повести?

-Что является содержанием жизни Тараса?

-Охарактеризуйте Тараса Бульбу как члена Сечи.

Он мудрый, опытный воин; которого товарищи уважают и избирают своим наказным атаманом. Тарас готов отдать свою жизнь за веру, за Родину, за Сечь. Он всегда в центре сражения, успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения.

Продолжает группа историков.

Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются и в последнем бою под Дубно, когда он приказывает установить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.

Беседа по группам.

-Когда вы восхищаетесь Тарасом, а когда он кажется жестоким?

-Почему Тарас приходит к страшному решению убить Андрия?

В этом эпизоде раскрывается до конца горячая, страстная натура Тараса, сила его характера. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед Родиной. Именно он, отец и старший товарищ ,вовремя разглядел в сыне предателя. Страстно убеждённый в своей правоте , он убивает собственного сына.

— Может ли быть оправдан приговор Тараса? (Самое страшное для Тараса-приговор Отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясён был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. »Как. своих, чёртов сын, своих бьёшь?»

Группа исследователей отвечает на вопрос группы литературоведов.

Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына?

Ответ: он сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти и даже отказывается предать тело Андрия земле. И в этом он тоже сын своего жестокого времени. Он глубоко переживает за попавшего в плен Остапа, присутствуя при его казни, обнаруживает нежные отцовские чувства, а об убитом Андрии не вспоминает ни разу: сын-предатель просто перестал для него существовать.

Работают все группы.

Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа?

Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к врагам, которым мстит за смерть сына. В конце повести Тарас становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз теперь: « Ничего не жалейте!»

Как проявляет себя Тарас перед лицом смерти?

Тарас проявляет истинное величие : он не думает о себе, все его мысли о товарищах, о Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе.

Работают все группы.

В каких словах выражена главная мысль повести?

« Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу?

В чём сила и причина непобедимости героев Запорожской Сечи?

Р.Р. Работают все группы.

1. Какие пословицы и поговорки о казаках вы знаете?

Кровь казачья не водица.

Казак без коня- сирота. Группа историков.

Казака даже чёрт боится.

2.Казака в степи только пуля догонит. Группа литературоведов.

И шашечка остра ,а дух –сильнее.

3.Не хвались в поход собираючись, а хвались из похода едучи.

С доброй песней и путь короче ,и жизнь слаще, и смерть легче.

«Нет уз святее товарищества». Группа исследователей.

1.Мал мужичок- костяная ручка.(нож)

2. На чужой спине едет, свой груз везёт (седло).

3.Крепка, звонка да отточена ,кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).

4.Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьёт(стрела).

Обобщение изученного материала. Тест.

Итог урока. Комментарий учителя.

В образе Тараса господствует одна психологическая черта: воплощающая преданность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И окрашенное мягким юмором почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам , и удивительная цельность характера : пронзительная любовь к погибающему Остапу, интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к» прекрасной полячке «не могла стать для Тараса оправданием измены Отчизне- во всём этом подлинная психологическая достоверность.

Д.З. ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр. 206-208).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения.

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по — новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную .

Конспект урока в 7 классе.

Тип урока: урок-творчествоМетоды обучения: интерактивные, информационно-коммуникативные, частично-поисковые, беседа. (Стратегии «Вопросы на стикерах», «Углы», многоуровневые вопросы.)Оборудовани.

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·.

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»&quot.

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба&quot.

Какой спор возник между тарасом и кошевым? «Тарас Бульба» Гоголь

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Чем Тараса не устраивала жизнь на сечи

Легендарная Запорожская Сечь — это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство.

Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они — особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, — это лишь малая часть того, что нужно юноше. «Всё это дрянь, чем набивают головы ваши». «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь». Главное — это боевая учёба. А осуществиться это может только в условиях Запорожской Сечи. Сам Тарас Бульба — полковник, представитель командного состава казачества. Он суров и непреклонен. Для семейного очага не создан. Тарас Бульба после приезда сыновей решает, что их нужно отправить на Сечь. Да так разошёлся, что и сам собрался ехать с сыновьями: «Какого дьявола мне здесь ждать! Чтоб я стал гречкосеем». Сказано — сделано. Тарас был страшно упрямым и от своего слова не отступал. Утром он вместе с Остапом и Андрием едет на Сечь. И как ни плакала его жена, что и насмотреться ещё не успела на сыночков своих, Бульба, хотя и был смущён, старался этого не показывать.

Что же видят сыновья Бульбы, приехав на Сечь? Ведь отец везёт их сюда, чтобы они поучились ратному делу. Сечь не любила утруждать себя какими-то военными упражнениями. Иногда казаки стреляли в цель, устраивали конные скачки. А в остальное время? А «всё прочее время отдавалось гульбе — признаку широкого разлёта душевной воли». Сечь напоминала «какое-то беспрерывное пиршество», бал, который начался, а конца ему не видно. И это пиршество завораживало: пили не с горя, а от весёлости. А что же, по мнению казаков, «неприлично благородному человеку»? Быть без битвы. Остап и Андрий со всей юношеской пылкостью бросились в это «разгульное море». Вскоре молодые казаки стали на хорошем счету, потому что бойко и метко стреляли, могли переплыть Днепр против течения. Но вот отцу их, Тарасу, не нравилась такая жизнь.

Ему хотелось настоящего дела. Своим сыновьям он готовил другую деятельность. И поэтому думает над тем, как поднять Сечь на настоящее «отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю». «Разгуляться» — это не только бражничать. Для Тараса — это ещё и воевать. Ему нужна была война. Ради неё он готов был нарушить мир, клятву, даже если клялись верой православной. Кошевой отказывает Тарасу поднимать Сечь и идти на турков или татар. Но Тарас страшно упрям. Он тут же решает отомстить кошевому. Сговорился с некоторыми казаками, подпоил их, и по его подсказке выбирают другого кошевого, который нужен Бульбе. Но война нужна не только Тарасу. «Многие запорожцы позадолжали в шинках жидам и своим собратьям столько… » А есть много таких казаков, которые понятия не имели, что такое война. А Бульба считал, что молодому человеку без войны нельзя. А тут ещё на Сечь прибывают казаки, которые сообщают о бесчинствах поляков на Гетьманщине. И всё — Сечь поднялась. И скоро «весь польский юго-запад сделался добычею страха». Всюду пронеслись слухи: «Запорожцы! » Добился упрямый Тарас, чего хотел: узнают его сыновья, что такое «настоящее дело». Только, какой ценой!

Про Тараса Бульбу

Тарас Бульба говорит прочувствованную речь перед бандой гоблинов, которые пришли с ним грабить поляков. В банде замечен Михаил «Каналья» Боярский. Почему-то без шляпы, шарфа «Зенита», но с волосами на голове и усатой паклей до плеч под носом. Речь идёт о том, какое поляки дерьмо, а какие казаки молодцы. В это время идёт дождь, а поляки идут в атаку. Но идут они как-то вяло. Чувствуется уважение к Бульбе и то, что они хотят дать договорить патриотическую речь (сами, наверное, прислушиваются). После произнесения речи Тарас командует: «Огонь!» Мы все привыкли, что в фильмах про войну после этой команды начинает звучать артиллерийская канонада, а враги рвутся в клочья, но мокрые гоблины (причём не все, а примерно каждый пятый) вытаскивают из-за пояса однозарядные пистолеты и довольно вяло стреляют в сторону камеры оператора.

Далее — сыновья Тараса: Остап и Андрей приезжают домой после обучения в польской школе. Первый успевает подраться с батькой (и будет бит последним), второй начинает целоваться с мамкой и папка косо смотрит на него. Зритель начинает подозревать в Андрейке червоточину. Далее следует казацкая пьянка, где батька бьёт бутылки (исключительно пустые), высказывается в своей ненависти к женщинам и жаждет ехать в Запорожье (так же во время пьянки Тараса навещает флэш-бэк, где он видит какую-то страну с пальмами, негров с саблями и прекрасных невольниц). Потом он бегает по сараю и машет холодным оружием. Остывает..

Читайте так же:  Пособие по временной нетрудоспособности стаж 3 года

Ночью братья-школьники спят на сене возле хаты. Младший видит почти эротическое воспоминание, как он шёл по омерзительно грязной дороге, ел бублик, увидел в окне особняка поющую на польском девушку, девушка, заметив его стала ржать невероятно (Актёрская игра тут её подвела. План крупный, а она именно ржёт. Глаза выдают. Не смешно ей). Дорога была грязной не спроста. Андрейко упал в неё лицом. Причём куда делся бублик я не заметил.

А поутру поехали они втроём в Сечь Запорожскую. Ехали степями широооокима. И доехали. В это время в Запорожье шла пьянка-гулянка. Пол-сотни чубатых казаков плясали вприсядку и пили горилку из пол-литровых жестяных кружек не выходя из танца. Судя по закадровому комментарию в исполнении артиста Безрукова такое времяпровождение у казаков было ежедневным. Это называлось «свободой». Всё это прерывается сценой — несут гроб, за ним тащут какого-то чудилу, усатого и чубатого как и все присутствующие. В итоге, чудилу того кидают в могилу, гроб ставят сверху и закапывают. Убил, говорят, человека в пьяной драке. В диалоге двух братьев — Андрей : «А как же суд? Римское право?» Остап: «Не наше всё это».

Потом следует интересный разговор Тараса с кошевым казачьего войска (великолепный актёр Ильин). Бульба-старший хочет «погулять» (как он это называет). Или на турок или на татарву. Кошевой говорит, что с турками нельзя, так как с султаном договор есть. В итоге, перепившись горилки казаки пишут письмо султану в весьма обидных выражениях. Все пьяны и курят трубки. Боярский хлопает себя по заднице. Кошевого Ильина снимают (он войны не хочет, ибо трезв), выбирают своего братка, некоего Кирдягу. Звучит духовная музыка, выходит поп с иконой, Кирдягу посыпают грязью, а потом раздаётся клич Тараса: «Жалую всех горилкою!»

Ну это всё ладно, как-то примитивно, конечно, но весело. А затем следует такой кадр — приехали в Сечь какие-то исхудавшие мужички, привезли завёрнутую в ковёр и порубленную на колбасу жену Тараса (актриса Ада Роговцева). Прошу заметить, что у Николая Васильевича никто жену Тараса не рубил.

И тут начинается самая аццкая часть истории — месть. Впрочем, на этом основаны практически все боевики, но зачем же так ПРИТЯГИВАТЬ ЗА УШИ.

Потом к толпе вышел какой-то чел в рваной рубахе, рассказал, что православных бьют, особливо в этом виноваты поляки и шинкари. Так как поляков под рукой не было, все побежали бить шинкаря. А шинкари (трактирщики) кто? Правильно, евреи. И, вынувши сабельки, побежало хмельное запорожское войско лупить единственного пейсатого товарища, который имел неосторожность открыть у них в крепости трактир. Его Янкель звали. Тарас спасает Янкеля от неминуемой смерти и от сабли бесноватых друзей. Но это был только временный порыв. Бульба говорит Янкелю: «Иди отсюда. Не доводи меня до греха».

Потом бандформирование нетрезвых запорожских гопников дружно решило идти громить Польшу. Предварительно помолившись, естесственно. Жид Янкель тоже тронулся в путь со своим товаром, надеясь в походе продавать свои товары по очень низкой цене.

Затем был штурм какого-то польского города. Штурм, перешедший в осаду. А казакам чего? Всё равно где пить. Хоть дома, хоть в осаде. А вот полякам в городе есть было нечего (так как они на троих съедали лежащую лошадь (как можно увидеть в фильме), жратвы оставалось всё меньше). И увидел всё это их главный пан и опечалился. Ну как можно так лошадь жрать? Но загвоздка была вот в чём — в сием городе проживала та самая молодая и красивая польская девушка, что так нравилась Андрейке в тот момент когда он ел бублик. И Андрейка лёжа на сене ночью перед осаждённым городом испытал очередной флэшбек. О том, как он увидел сиськи своей возлюбленной. Аж ветка затрещала. Просто он сидел на дереве перед её окном в момент созерцания. А возлюбленная в это время красовалась в комнате перед зеркалом. Если бы ветка не треснула, он бы и попку её увидел. Она как раз в этот момент прыгала, пытаясь совсем выпрыгнуть из платья.

Этой же ночью в лагерь гоблинов-гопников припёрлась старая нянька красивой польской девушки. Отыскала Ондрейку в стогу сена (не иначе как по без-перегарному дыханию, ибо во всеобщем пьянстве он был не замечен) и сказала ему: «Иди, блин, тупой гоблин, ждут тебя». Ну, он, взяв шаровары под мышку и побежал за нею. Захватив, конечно, пожрать. Ибо в крепости съели уже всех животных.

В итоге Андрей уходит через подземный ход к осаждённым полякам, встречает свою красавицу и клянётся ей в любви вечной. Когда та говорит ему, что у него есть отец и есть отчизна, он отвечает: «Ты есть моя отчизна!» Потом наступает неожиданный момент. Андрей сексуально сливается с возлюбленной, а в это время в город входит польское войско и ведут пленных гоблинов-казаков. Куренной в лагере запорожцев винит своих бойцов в пьянстве, ибо целый отряд казаков был повязан поляками из-за алкогольного беспробудства. Интересно то, что Остап выступает с речью в защиту товарищей. «Нет, — говорит, — никаких ограничений и поста нет сейчас. А делать нам всё равно нечего, вот и пьём» (Мне показалась странной эта мысль, честно).

Еврейская тема в лице Янкеля имела своё продолжение. Когда Янкель по простоте душевной сказал Тарасу что его младший сын перешёл к врагам, то даже объяснил по какой причине. Любовь, блин. Интересен эпизод, когда Бульба спросил еврея: «И ты видел его?» — «Да» — «И не убил?» — «А зачем его убивать, если человеку хорошо?»

А из Сечи приходят тревожные вести. Город разграблен и сожжён. Половина нетрезвого войска снимается с осады и уходит. Поляки ликуют и кричат «Вива!» Атаманом оставшихся становится Тарас. Первым делом он щедро поит товарищей горилкой и, по своей природной склонности, произносит пламенную речь с кружкой в руке, вспоминая о том, что пьют они не просто так, а по-поводу. Поводов несколько. За веру, за молодёжь, за христиан. В это время трагический голос Безрукова под трагическую же музыку композитора Корнелюка скорбно вещает, что «будет поле щедро омыто казацкою кровью». Печально провисшие в кадре усы Боярского не дают в этом усомниться.

Потом идёт довольно скучная баталия с выехавшими из крепости поляками, пока не появляется предательский Ондрейко. Он красив, молод и влюблён. Хмельные казаки отлетают от него без счёту. Но попался Андрейко в ловушку хитроумного своего папашки. Заманил его старый чёрт и застрелил (Зато Ондрейко перед этим провёл неплохую ночь с девушкой своей мечты, да и с похмелья не маялся поутру)).

Далее начинается рубилово аццкое. Казаков начинают теснить. Поочерёдно убивают примелькавшихся героев. Каждый из них перед смертью произносит полную патетики речь состоящую из трёх-четырёх предложений, в основном на тему Русской земли и её будущего. Общий смысл всех речей убиваемых героев сводится к тому, что на Руси в будущем будет всё хорошо.

(Честно говоря, мне уже надоело ждать, когда эта байда закончится)

Под конец идёт совсем жесть. Остапа зверски казнят, Тарас за это крушит польские города и сжигает католический собор до кучи. Потом идёт некий сумбур, который я перемотал на быстрой перемотке. Закончилось тем, что пенсионера сожгли на костре. Но и там этот оратор не унял свою словесную прыть. И полякам успел прочитать речь полную поучительных наставлений и умопомрачительных нравоучений.

Итог такой: Бандформирование тунеядцев-алкоголиков думает как-бы развлечься. Ибо выпивка и пляски вприсядку уже надоели. Тут кто-то вспоминает про поляков (у Гоголя ничего о мести не было). И все дружно идут жечь польские поселения. Через какое-то время получают отпор. Потом вся эта заваруха перерастает в войну идеологий. В чём мораль?

ПИТЬ НАДО МЕНЬШЕ. Блин.

А дальше чуть более серьёзно, текст того же автора, но расположенный в комментариях к основному:

Хочу объясниться. Фильм не исторический вовсе. Николай Васильич не был историком, он был писателем. В данном случае он написал историю, которая ему была интересна в тот момент. Просто написал свою фантазию основанную на том историческом периоде (а то я встречал в Инете комментарии, будто всё это чистая и посконная правда). Режиссёр Бортко получил Госзаказ на съёмки фильма к юбилею Гоголя. А заодно чтобы фильм получился патриотическим, ибо надо молодёжь воспитывать.
На мой взгляд режиссёр с поставленной задачей не справился. Но это только мой личный взгляд. Ибо в сети масса положительных отзывов от проникшихся темой фильма людей. Упоминаются так же плакавшие при просмотре девушки. Это не значит что я прав, а они нет. Просто мы смотрели одну картинку, а увидели разные вещи. И это нормально.
Возможно, мой сарказм просто возник с годами. Возможно, я стал более чёрств и пренебрежителен в отношении таких глубинных чувств как любовь к Родине и всеобъемлющий патриотизм, но вот в чём загадка — когда я смотрю фильм «Отец солдата» я ощущаю какое-то щемящее чувство и сопереживаю героям этой кинокартины. А когда смотрю «Тараса Бульбу» я не вижу ничего кроме беспробудного пьянства и бесшабашной синевы главных героев. Ну почему они про Родину вспоминают только в момент смерти? Ведь не за Родину они идут жечь польские поселения, а ради наживы. И ради мести в том числе. А в чём заключается их месть? Убить много поляков. Без разбору. Детей, женщин, стариков.
Убивать и квасить горилку — вот их жизненный принцип.
И меня хотят уверить в том, что это патриоты.
Если на моей Родине ТАКИЕ патриоты, то я дистанцируюсь.
Вспомните момент из фильма «Отец солдата»: советский танк Т-34 ворвется в виноградник, начинает давить его, и Махарашвили (главный герой) мгновенно, бесстрашно, как скала, станет перед танком. (Дело происходит в Германии в 1945-м). Водитель желает, чтобы старик уступил дорогу и, как старший по званию, требует воинского повиновения от него, но тот грозно говорит: «Что ты сделал, это же виноград, ты не видишь?!». Танкист на это отвечает: «А ты видел, что они у нас делали?», Махарашвили отвечает: «Это они делали, а ты что, фашистом стал? Иди сюда, вот немецкий мальчик (указывает рукой на ребенку, стоящего неподалёку), иди стреляй!» Водитель, сразу присмирев, произносит: «Что я, фашист, что ли?!»
И не надо мне и моим детям втюхивать этот гнилой продукт под маркой патриотизма. В чём заключается патриотизм по мнению авторов фильма? «Всех убью, один останусь, не выходя из беспробудного пьянства»?
Кстати, про Тараса очень подходит поговорка: «Сгорел на работе».

Тарас бульба спор с кошевым