Жалоба в гпн

Жалоба в пожарную инспекцию

При появлении возгорания граждане обращаются в пожарную охрану. Но что делать в ситуациях, когда пожара пока нет, однако явные нарушения правил пожарной безопасности на лицо? Обязанность каждого – сообщить о таких нарушениях, независимо от того, где они зафиксированы – на предприятиях, в зданиях и сооружениях, и кто их совершил – простые граждане, индивидуальные предприниматели или юридические лица. Обращение в таких случаях следует направлять в службу государственного пожарного надзора.

Наиболее распространенная ситуация – это жалоба в пожарную инспекцию на соседей, которые захламляют лестничную площадку или общий коридор, особенно в случаях, когда расположенные в местах общего пользования предметы затрудняют открытие дверей либо же преграждают эвакуационные выходы.

Обычно на коридор выносят различный строительный мусор и старую мебель, которая в случае возникновения экстренной ситуации может воспламеняться. Требование по соблюдению правил пожарной безопасности жителями многоквартирных домов регулируется Жилищным кодексом РФ.

При подаче жалобы нужно позаботиться о наличии доказательств – следует сделать фотографии свалки и указать срок, в течение которого соседи не выбрасывают строительный мусор. В ответ на поступление подобного заявления сотрудники пожарной инспекции выезжают на место и проводят проверку. Если факт нарушения правил пожарной безопасности будет установлен, на жильцов будет наложен штраф. Обычно это служит достаточной мотивацией для своевременного вывоза крупногабаритного мусора на свалку и проведения уборки в местах общего пользования.

На предпринимателя или организацию

В соответствии с правилами пожарной безопасности в РФ, предприятие любой организационно-правой формы должно соблюдать ряд нормативов пожарной безопасности. В частности, в отношении:

  • порядка содержания зданий, территории, эвакуационных путей;
  • обеспечения пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования;
  • хранения и транспортировки пожароопасных и взрывопожароопасных веществ;
  • содержания мест для курения;
  • сбора, хранения и использования горючих веществ;
  • содержания спецодежды;
  • эксплуатации приборов (термометров и манометров), которые в случае отклонения показателей могут взорваться;
  • применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

Грубым нарушением правил пожарной безопасности считается:

  • отсутствие на видном месте таблички с номером телефона пожарной охраны;
  • наличие препятствий для открытия двери на пути эвакуации;
  • отсутствие предупреждающих знаков рядом с оборудованием повышенной пожарной опасности;
  • отсутствие огнетушителей и первичных средств пожаротушения;
  • заграждение подъезда к зданиям, сооружениям, наружным пожарным лестницам и водоисточникам.

При выявлении фактов нарушений граждане обязаны обращаться с жалобой в пожарную инспекцию. После поступления заявления на объект выезжает пожарный инспектор с внеплановой проверкой. Проведение таких проверок согласовывается с прокуратурой, а предприниматель уведомляется не позднее чем за 24 часа до появления инспектора.

По результатам визита инспектор выносит предписание с требованием устранить нарушения с четким указанием срока для выполнения подобных действий.

Куда жаловаться

Государственная противопожарная служба входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС). Именно эта структура осуществляет контроль за соблюдением федеральных законов, нормативно-правовых актов, технических регламентов в области пожарной безопасности.

В состав подразделения входит Федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ.

Главное управление МЧС России находится в г. Москва по адресу: Театральный пер., 3, тел. 8 (495) 624-19-46, электронная почта — [email protected]

С адресами территориальных органов управления можно ознакомиться на сайте http://www.mchs.gov.ru/contacts, выбрав в Справочнике МЧС России пункт «Контакты территориальных органов МЧС России», а затем область проживания.

В открывшемся окне появится адрес, телефон и сайт регионального подразделения в Интернете.

Как пожаловаться

Обратиться с жалобой на нарушения правил пожарной безопасности можно несколькими способами:

  1. Написать письменное заявление и лично доставить его в главное или территориальное подразделение МЧС России. Рекомендуется составить документ в двух экземплярах, чтобы одна копия осталась на руках у заявителя вместе с отметкой о регистрации в государственной инстанции.
  2. Направить заявление по почте заказным письмом с уведомлением.
  3. Воспользоваться формой для электронных обращений граждан на официальном сайте МЧС России.

Правила составления заявления

Обращения граждан должны в обязательном порядке содержать такую информацию:

  • наименование государственного органа или территориального подразделения, куда направляется обращение;
  • ФИО должностного лица;
  • ФИО заявителя;
  • почтовый адрес для направления ответа;
  • суть жалобы;
  • дату;
  • подпись;
  • приложения, содержащие материалы, подтверждающие указанные в заявлении факты.

Анонимные заявления не принимаются к рассмотрению. Текст жалобы излагается в свободной форме. Если вы хотите получить ответ на обращение в электронном виде, следует указать e-mail. Желательно дополнить контактную информацию номером мобильного телефона, по которому с вами можно будет оперативно связаться.

Важно, чтобы текст жалобы не содержал нецензурных слов, угроз и был легко читаем.

С примером жалобы в пожарную инспекцию вы можете ознакомиться ниже:

Заявление должно быть принято к рассмотрению в течение 3 дней с момента поступления в пожарную инспекцию. При отказе в рассмотрении жалобы заявитель уведомляется письменно.

Если вопросы, изложенные в жалобе, не входят в компетенцию государственной инстанции, в течение 7 дней документ перенаправляется в компетентные органы с обязательным уведомлением заявителя.

На рассмотрение принятого заявления предусмотрено 30 дней. Письменный ответ на обращение заявитель должен получить не позднее указанного срока. В исключительных случаях рассмотрение может быть продлено еще на 30 дней, о чем также сообщается заявителю.

Обращение в электронной форме

Для направления жалобы в пожарную инспекцию в электронном виде следует воспользоваться формой на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/dop/feedback/feedback_form.

Алгоритм заполнения формы обращения:

  1. Выбрать территориальное подразделение МЧС России.
  2. Ознакомиться с правилами составления заявления.
  3. Указать в какой форме следует предоставить ответ – в письменной или электронной.
  4. Заполнить информацию о заявителе – ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
  5. Указать почтовый адрес или адрес электронной почты, в зависимости от того, куда следует направить ответ.
  6. Написать тему обращения и текст жалобы, размером не более 2 тыс. символов.
  7. Добавить вложения в виде файлов в формате txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tiff, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv без архивирования.

После поступления заявления на объект направляется внеплановая проверка. Для обжалования действий и решений инспектора Государственной пожарной службы следует направлять жалобу в вышестоящий орган ГПС, суд или прокуратуру.

Что шокировало пожарных: видео

Законодательная база

Во время составления жалобы в пожарную инспекцию нужно руководствоваться такими законами и нормативно-правовыми актами:

  1. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. «Жилищный кодекс РФ» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (редакция от 29.07.2017) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 10.08.2017).
  3. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме».
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (редакция от 29.07.2017).
  5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (редакция от 29.07.2017) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 10.08.2017).
  6. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция).
  7. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция).
  8. Приказ от 31 марта 2015 г. N 145 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МЧС России».

Дужурные юристы

Право пользователя МТС на качественную связь, получение информации об услугах, размере абонплаты, а…

Еженедельная передача «Контрольная закупка», которая выходит в эфир на «Первом канале» с 2006…

Обратиться в прокуратуру имеет право каждый гражданин РФ в случае неправомерных действий или…

Статья 6. Государственный пожарный надзор

Статья 6. Государственный пожарный надзор

1. В ст. 6 комментируемого Закона идет речь о государственном пожарном надзоре. В соответствии с ч. 1 статьи государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ N 820 от 21 декабря 2004 г., в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также должностными лицами требований пожарной безопасности. Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

2. Какие именно органы осуществляют государственный пожарный надзор сказано в ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона. К их числу относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов; структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820, конкретизирует этот перечень. Согласно данному нормативному акту к органам государственного пожарного надзора относятся:

структурное подразделение центрального аппарата Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

управления государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим. Органы государственного пожарного надзора руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Органы государственного пожарного надзора имеют печати с изображением Государственного герба РФ, штампы и бланки установленного образца со своим наименованием.

3. Согласно ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору; главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

4. В соответствии с ч. 4 ст. 6 комментируемого Закона перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 8 Положения о государственном пожарном надзоре осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе:

главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору — начальник структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и его заместители;

государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору — сотрудники структурного подразделения центрального аппарата Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, сотрудники управлений государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На уровне субъектов Российской Федерации такими полномочиями обладают главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители — соответственно начальники управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их заместители.

Кроме того, в Положении о государственном пожарном надзоре определено, что указанные выше функции осуществляют:

государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору — сотрудники управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители — соответственно начальники отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, и их заместители;

государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору — сотрудники отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

Читайте так же:  Приказ минтопэнерго от 19.02.2000 49

На уровне муниципальных образований полномочия инспекторов по пожарному надзору осуществляют:

главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители — соответственно начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их заместители;

государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору — сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

5. В соответствии с ч. 5 ст. 6 комментируемого Закона должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством. Таким образом, закон не делает различий между объектами, находящимися в собственности «отечественных» юридических лиц, и находящихся в собственности иностранных образований. Это правильно, поскольку оснований для предоставления каких-либо преференций кому бы то ни было в таком важном вопросе, как пожарная безопасность, от соблюдения требований которой зависит жизнь людей, недопустимо.

6. В силу ч. 6 ст. 6 комментируемого Закона указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора. Это указывает на иерархичность и наличие четкой субординации в системе государственного пожарного надзора. Данные взаимоотношения урегулированы Административным регламентом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, введенным в действие приказом МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517. Согласно данному нормативному акту мероприятия по надзору проводятся на территориях, технологических установках, оборудовании, агрегатах, в зданиях, сооружениях, в отношении изделий, продукции и иного имущества, для которых установлены требования пожарной безопасности. Предметом мероприятия по надзору является деятельность организаций и граждан по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте надзора.

Органы и должностные лица государственного пожарного надзора проводят мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении:

руководителей федеральных органов исполнительной власти; руководителей органов местного самоуправления;

собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;

лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностных лиц в пределах их компетенции;

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Организация и проведение мероприятий по надзору осуществляются в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.

Управление государственного пожарного надзора МЧС России в пределах своей компетенции:

руководит и контролирует деятельность управлений государственного пожарного надзора региональных центров МЧС России, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций);

осуществляет по согласованию с Управлением организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России организационно-методическое руководство отделами (отделениями, инспекциями, группами) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;

организует и проводит мероприятия по надзору на объектах надзора, в том числе федеральных органов исполнительной власти; организует проведение аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;

разрабатывает самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями нормативные документы по пожарной безопасности;

рассматривает нормативные документы по пожарной безопасности, разработанные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

информирует в установленном порядке органы государственной власти о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;

проводит работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

выполняет иные функции государственного пожарного надзора в области пожарной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации.

Управления государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

контролируют деятельность управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций) при осуществлении государственного пожарного надзора;

организуют и проводят государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществляют сбор, обобщение и анализ показателей, характеризующих деятельность по осуществлению государственного пожарного надзора;

участвуют в мониторинге применения требований пожарной безопасности; координируют проверки объектов надзора, расположенных в двух и более субъектах Российской Федерации;

изучают и распространяют положительный опыт, новые эффективные формы и методы осуществления государственного пожарного надзора;

обобщают практику надзорной деятельности и готовят предложения для проведения корректирующих мероприятий в области организации и осуществления государственного пожарного надзора;

организуют проведение аттестаций государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;

осуществляют организационно-методическое обеспечение нижестоящих органов государственного пожарного надзора, а также информирование об изменениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

взаимодействуют со средствами массовой информации по освещению работы органов государственного пожарного надзора;

информируют полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов.

Управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

осуществляют государственный пожарный надзор непосредственно, а также в лице государственных инспекторов соответствующих органов государственного пожарного надзора;

руководят и контролируют работу территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на обслуживаемой территории;

ведут самостоятельно учет сведений и анализ деятельности нижестоящих органов государственного пожарного надзора, обобщают полученную от подчиненных территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации информацию по учету и анализу, предусмотренных Административным регламентом;

ведут государственный статистический учет пожаров;

определяют периодичность проведения мероприятий по надзору на объектах надзора, если это не установлено законодательством Российской Федерации;

организуют и проводят государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления; информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на соответствующей территории;

осуществляют лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;

организуют контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;

осуществляют контроль за производством по делам об административных правонарушениях; вносят в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

организуют проведение аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;

проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

проводят мониторинг применения требований пожарной безопасности.

Территориальные отделы (отделения, инспекции) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации:

организуют и осуществляют деятельность государственных инспекторов, включая планирование и анализ результатов этой деятельности;

ведут учет объектов надзора;

организуют и осуществляют проведение мероприятий по надзору на объектах надзора, расположенных на обслуживаемой территории;

организуют и проводят государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;

разрабатывают и утверждают в установленном порядке должностные обязанности государственных инспекторов с учетом их специализации по направлениям осуществления государственного пожарного надзора;

ведут учет пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, а также другие виды учетов, предусмотренных Административным регламентом;

определяют перечень государственных инспекторов, представляющих соответствующие органы государственного пожарного надзора в комиссиях (советах) по пожарной безопасности;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

информируют органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на соответствующей территории; вносят в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

осуществляют лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;

обеспечивают контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, осуществляют свои функции в объеме, указанном в п. 8.4 Административного регламента, а также ведут государственный статистический учет пожаров, определяют периодичность проведения мероприятий по надзору на объектах надзора, если это не установлено законодательством Российской Федерации.

Конечным результатом исполнения государственной функции является повышение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров и их последствий посредством принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, по результатам мероприятия по надзору за соблюдением лицам, указанными в п. 6 Административного регламента, требований пожарной безопасности.

Иерархичность и подчиненность нижестоящих структур вышестоящим подразумевают и осуществление контроля за их деятельностью. Согласно Административному регламенту в целях повышения эффективности надзорной деятельности работа органов государственного пожарного надзора должна периодически проверяться. Контроль за организацией и осуществлением государственного пожарного надзора производится в ходе инспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности управлений государственного пожарного надзора государственного пожарного надзора региональных центров МЧС России, управлений государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

Контроль за организацией и осуществлением государственного пожарного надзора производится посредством проверки исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, Административного регламента, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности.

Инспекторские проверки управлений государственного пожарного надзора региональных центров МЧС России, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, по организации и осуществлению государственного пожарного надзора планируются вышестоящими органами государственного пожарного надзора исходя из местных условий и проводятся не реже, чем один раз в пять лет.

Инспектирование осуществляется комиссиями, с учетом специализации государственных инспекторов по пожарному надзору, или индивидуально — наиболее подготовленным государственным инспектором. В состав комиссии при необходимости могут быть включены представители пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений. Распоряжением (приказом) органа управления МЧС России председателем комиссии назначается должностное лицо органа государственного пожарного надзора. Данным распоряжением (приказом) определяется состав комиссии. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, утвержденным руководителем органа государственного пожарного надзора.

В ходе инспекторских проверок проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления государственного пожарного надзора, в том числе:

полнота и законность исполнения требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению государственного пожарного надзора;

качество планирования работы с учетом анализа результатов надзорной деятельности в области пожарной безопасности и степень исполнения запланированных мероприятий по надзору;

качество актов проверок и предписаний по устранению нарушений и снятию с производства, оформляемых по результатам мероприятий по надзору;

своевременность выполнения запланированных мероприятий по надзору;

состояние контроля за выполнением выданных предписаний по устранению нарушений и снятию с производства; наличие и порядок ведения документации;

качество анализа результатов работы по осуществлению государственного пожарного надзора и противопожарного состояния объектов надзора на обслуживаемой территории, эффективность принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора;

полнота использования полномочий, предоставленных органам государственного пожарного надзора; принципиальность и требовательность руководства органа государственного пожарного надзора и государственных инспекторов при осуществлении государственного пожарного надзора;

качество проверок работы государственных инспекторов по пожарному надзору и эффективность принимаемых мер по улучшению их работы;

организация проведения аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;

взаимодействие и проведение совместных работ с другими надзорными и контрольными органами;

обеспеченность нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов государственного пожарного надзора, нормативными документами по пожарной безопасности и методической документацией;

использование в работе компьютерной техники и новых информационных технологий;

использование средств массовой информации для противопожарной пропаганды;

организация и проведение служебной подготовки инспекторского состава.

По результатам проверки составляется акт, который представляется на утверждение руководителю органа государственного пожарного надзора, назначившему проверку, и регистрируется в установленном порядке. Органом государственного пожарного надзора, в отношении которого проводилась проверка, в 10-дневный срок с момента утверждения акта проверки разрабатывается и согласовывается с руководителем органа государственного пожарного надзора, осуществлявшего проверку, план мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также назначаются ответственные лица по контролю за их устранением.

Контрольная проверка проводится по решению вышестоящего органа государственного пожарного надзора с учетом сроков выполнения плана устранения недостатков, выявленных при инспектировании.

Целевая проверка назначается при осложнении обстановки с пожарами на обслуживаемой органом государственного пожарного надзора территории; для оценки результатов работы по отдельным направлениям деятельности органа государственного пожарного надзора; для проверки жалоб на действия (бездействия) и решения должностных лиц органов государственного пожарного надзора, принимаемые в ходе осуществления государственного пожарного надзора. Должностные лица органов государственного пожарного надзора при инспектировании и проверках обязаны оказывать практическую помощь подчиненным органам государственного пожарного надзора по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.

Поводами для проведения проверок могут также послужить жалобы и обращения на действия и решения должностных лиц органов государственного пожарного надзора. В соответствии с Регламентом обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов государственного пожарного надзора, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу органа государственного пожарного надзора или в суд. Органы государственного пожарного надзора и должностные лица обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя; вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. Ответ на жалобу подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственного пожарного надзора или уполномоченным на то должностным лицом. Ответ на жалобу, поступившую в орган государственного пожарного надзора, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Читайте так же:  Заявление на предоставление отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет бланк

Жалоба, поступившая в орган государственного пожарного надзора, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Письменная жалоба, поступившая в орган государственного пожарного надзора, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель (заместитель руководителя) органа государственного пожарного надзора либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя, направившего жалобу.

В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органов государственного пожарного надзора, а также членов их семей, орган государственного пожарного надзора вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа государственного пожарного надзора, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган государственного пожарного надзора. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ.

7. В ч. 7 ст. 6 комментируемого Закона изложены полномочия главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору и должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности. Подробнее об этом будет сказано при анализе положений ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона.

8. Согласно ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке. Подробно данные вопросы регламентированы в Положении о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820.

В соответствии с данным нормативным актом государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в п. 9 этого Положения, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.

Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными выше, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов РФ.

Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме.

Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;

посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;

не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;

предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;

знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;

доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности; соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Пунктом 17 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аттестованные на соответствие квалификационным требованиям, установленным Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основным методом осуществления органами государственного пожарного надзора своих функций является проведение проверочных мероприятий. Подробно порядок их осуществления определен Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС РФ N 517 от 1 октября 2007 г. (далее — Административный регламент), согласно которому деятельность должностных лиц государственного пожарного надзора по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора, разрабатываемыми в УГПН региональных центров МЧС России, УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), в ОГПН ЗАТО, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей. Планирование служебной деятельности органов и должностных лиц государственного пожарного надзора, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

Пятилетние планы утверждаются руководителем органа государственного пожарного надзора не позднее, чем за пятнадцать дней, предшествующих началу календарного года. В течение десяти дней после утверждения планы проведения мероприятий по надзору каждого органа государственного пожарного надзора публикуются на официальном сайте регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ в сети Интернет или доводятся до сведения руководителей объектов надзора, подлежащих проверке, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Не подлежат опубликованию планы мероприятий по надзору в отношении особо важных и режимных организаций. Ответственным за публикацию (доведение до сведения) пятилетних планов проведения мероприятий по надзору являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, ОГПН ЗАТО.

В пятилетний план мероприятий по надзору, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включаются адреса мест нахождения объектов надзора; наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на соответствующих объектах, в отношении которых планируется осуществить мероприятие по надзору; наименование органа государственного пожарного надзора или фамилия и инициалы должностного лица государственного пожарного надзора, на которых возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятия по надзору; месяц проводимой проверки.

Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами государственного пожарного надзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

В органах государственного пожарного надзора ведется учет объектов надзора. Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа государственного пожарного надзора за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, а объекты, критически важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты, — лично за начальником УГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником ОГПН ЗАТО и его заместителями. На мероприятия по надзору, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления государственного пожарного надзора: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение мероприятия по надзору, оформление результатов мероприятия по надзору, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением мероприятий по надзору.

Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах государственного пожарного надзора для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов государственного пожарного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

Юридическим фактом для проведения планового мероприятия по надзору является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановые мероприятия по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 Административного регламента, проводятся в соответствии с пятилетним планом, разрабатываемым органом государственного пожарного надзора. Плановые мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в отношении одного лица на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, особо важных пожароопасных и с массовым пребыванием людей, проводятся органом государственного пожарного надзора один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. В отношении других объектов надзора плановые мероприятия по надзору проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года. Плановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора.

Читайте так же:  Увольнение перед отпуском отработка

При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется:

соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей; состояние эвакуационных путей и выходов; наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку, либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

Продолжительность мероприятий по надзору не может превышать один месяц. Руководители органов государственного пожарного надзора (заместители руководителей) на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по надзору, и при необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий, вправе продлить срок проведения мероприятий по надзору, но не более чем на один месяц. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях:

истечения срока исполнения законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства;

получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими требований пожарной безопасности, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

письменного обращения лица о проведении в отношении его мероприятия по надзору.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю. Внеплановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора. Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, за исключением объектов жилого сектора высотой менее 75 метров, пожароопасных производственных объектах осуществляются в первоочередном порядке, в остальных случаях — в течение месяца.

При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.

Контроль исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений осуществляется в течение срока, установленного предписанием. Контроль исполнения ранее выданного предписания по снятию с производства осуществляется не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного в предписании. При установлении факта неисполнения в срок законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее внеплановое мероприятие по надзору, составляет акт проверки, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При непосредственном обнаружении в ходе внеплановой проверки нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдается предписание по устранению нарушений или по снятию с производства. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.

Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Мероприятие по надзору должно проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении.

При проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа государственного пожарного надзора не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица. В ходе визуального осмотра фиксируются:

1) общая характеристика пожарной опасности объекта;

2) факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии, результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки. Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо органа государственного пожарного надзора вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а именно:

правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя;

документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора и т.д.);

техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т.д.);

технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;

договоры аренды помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;

лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;

сертификаты соответствия на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

иную документацию, характеризующую пожарную безопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

В случае, если в ходе мероприятия по надзору установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания по снятию с производства. Основанием для принятия решения по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки. Наряду с вручением предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении. Решение по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, принимается государственным инспектором по пожарному надзору в пределах его компетенции. При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации. О выявленных фактах выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, органы государственного пожарного надзора информируют соответствующие надзорные органы и (или) органы по сертификации однородной продукции. Предписание по снятию с производства действует до выполнения предложенных в нем мероприятий и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора по пожарному надзору, вручившего предписание, или вышестоящего государственного инспектора по пожарному надзору разрешении производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг).

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта. В случае, если лицо, в отношении которого производилось мероприятие по надзору или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу местонахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства гражданина. В данном случае датой вручения акта проверки считается дата отметки о получении заказного почтового отправления согласно уведомления о вручении.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности; по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений. Срок проведения внепланового мероприятия по надзору с целью проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливается государственным инспектором по пожарному надзору с учетом характера выявленных нарушений.

Все мероприятия по надзору, проводимые органом государственного пожарного надзора, должны регистрироваться и учитываться. Регистрация и учет возлагаются на орган государственного пожарного надзора, издавший распоряжение о проведении мероприятия по надзору. Проведенное мероприятий по надзору в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом органа государственного пожарного надзора акта проверки регистрируется в журнале учета мероприятий по надзору.

9. Согласно ч. 9 ст. 6 комментируемого Закона государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах РФ выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.

10. Частью 10 ст. 6 комментируемого Закона определено, что контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в общем порядке, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Безусловно, механизм такого контроля отличается известным своеобразием, поскольку можно говорить о той или иной эффективности ведомственного контроля за соблюдением мер пожарной безопасности, чем об осуществлении какими-либо подразделениями государственного пожарного надзора проверочных мероприятий.

11. Согласно ч. 11 ст. 6 комментируемого Закона в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 20 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ N 820 от 21 декабря 2004 г. контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ осуществляется в порядке, установленном положениями об их ведомственной пожарной охране, согласованными с главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору. Однако действующее законодательство содержит существенные противоречия. Если п. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ запрещает осуществление на объектах капитального строительства иного надзора, кроме строительного, то комментируемая норма права требует все-таки проводить его, но только силами органов, осуществляющих строительный надзор. Фактически пожарный надзор должны осуществлять неспециализированные органы и как бы «заодно».

Жалоба в гпн