Как правильно оформить практическую работу по химии

Содержание страницы:

Практические работы по химии. 8-й класс

Разделы: Химия

При изучении химии необходимым условием являются практические работы. Тем более что химия – наука экспериментальная. Но поскольку мы порой ограничены временем урока, то учащимся следует предлагать, особенно на первых порах практически готовые шаблоны оформления практических работ.

Предложенные инструкции к практическим работам 8 класса (по программе Кузнецовой Н.Е., но могут использоваться и при работе по другим программам) содержат цели работ для учащихся, ход (план) работы, образец оформления работы (или рекомендации для отчета), а также тесты по правилам техники безопасности. Систематическое использование тестов позволяет понять учащимся, что гарантия успешной работы как на уроке химии, так и в быту – это знание и соблюдение правил безопасности.

Приложение 1 . Практическая работа № 1. 1 “Лабораторное оборудование и приемы работы с ним”.

Приложение 2 . Практическая работа № 2. . “Исследование физических и химических свойств веществ”.

Приложение 3 . Практическая работа № 3. “Очистка поваренной соли”.

Приложение 4 . Практическая работа № 4. “Приготовление раствора с указанной массовой долей вещества”.

Приложение 5 . Практическая работа № 5. “Получение кислорода”.

Приложение 6 . Практическая работа № 6. “Химические свойства кислот и оснований”.

Приложение 7 . Практическая работа № 7. “Решение экспериментальных задач по теме “Основные классы неорганических соединений”.

Приложение 8. Практическая работа № 8. “Получение водорода”.

Оформление лабораторных работ

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Оформление лабораторной работы

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: «Когда делали?» Дата — это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата — это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа № ___.

Структура, содержание и оформление лабораторной, практической работы по химии, физике: ГОСТ, общие правила

Трудимся

Оформление лабораторной работы по ГОСТу по физике, химии или любому другому предмету предполагает соблюдение определенных требований и рекомендаций.

Чтобы сдать работу с первого раза, нужно четко знать не только сам предмет, но и как оформить результаты проведенных исследований в рамках лабораторной.

Лабораторная работа представляет собой научный отчет небольшого объема, в котором обобщается работа в рамках определенной темы, проведенная учащимся/студентом.

В результате полученных данных преподаватель сможет оценить степень выполнения заданий, а также общую профессиональную подготовку учащегося.

Требования к оформлению лабораторных работ

Лабораторная работа должна состоять из следующих глав:

  1. Титульный лист.
  2. Описание цели работы.
  3. Предоставление кратких теоретических сведений.
  4. Описание технического оснащения и методики проведения эксперимента.
  5. Полученные в ходе проведения эксперимента результаты.
  6. Анализ данных, полученных в ходе проведения эксперимента.
  7. Подведение итогов.

Содержание отдельных частей при оформлении лабораторной работы по ГОСТ

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

При написании цели работы должна быть указана тема лабораторной, перечислены основные задачи, поставленные перед студентом.

Краткие теоретические сведения

При перечислении кратких теоретических сведений можно привести необходимые формулы, расчеты. Здесь не нужно указывать совпадающие с учебником или методичкой сведения – достаточно в общем виде упомянуть основные понятия, законы, расчетные таблицы и формулы, которые использовались в ходе проведения эксперимента. По объему эта часть не должна превышать 1/3 всего документа.

Техническое оснащение

При описании технического оснащения и методики проведения эксперимента следует привести описание хода работы, подробно изложить ход эксперимента, метод получения информации и способ ее обработки.

Описание проведения эксперимента

В процессе описания полученных в ходе проведения эксперимента результатов нужно предоставить сами результаты, которые учащийся получил при выполнении лабораторной работы. Здесь нельзя забывать об указании погрешностей измерений.

В разделе с анализами данных, полученных в ходе проведения эксперимента, должна содержаться подробная информация с анализом полученных результатов, а также их интерпретация на основах законов изучаемого предмета.

Подведение итогов

В разделе с подведением итогов следует делать выводы, подкрепленные экспериментальными действиями и теоретическими знаниями.

Теперь вы знаете, как оформить лабораторную работу по химии и другим предметам. Если у вас при проведении лабораторной работы возникли определенные трудности или на ее выполнение вообще не хватает времени, вам всегда помогут толковые специалисты. Они моментально сделают лабораторную работу, также вы можете заказать дипломную работу.

Совет 1: Как оформить лабораторную работу по химии

  • Как оформить лабораторную работу по химии
  • Зачем нужна химия
  • Как хранить химические реактивы
  • Оформление лабораторных и практических работ по химии
  • рисунки по химии

Совет 2: Как оформлять научную работу

Совет 3: Как оформить лабораторную работу

  • тетрадь, чертежные принадлежности (карандаш, линейка, транспортир, циркуль) — определяются индивидуально для каждой работы, навыки работы в лаборатории или руководство преподавателя.

Совет 4: Как проводить лабораторную работу

Совет 5: Как оформить на работу учеником

  • бланки соответствующих документов, документы студента, документы предприятия, ручка, печать организации
  • Оформление на работу ученика

Совет 6: Как оформить кабинеты физики и химии

Как следует оформить кабинет физики

При оформлении кабинета физики следует придерживаться принципа: «Иметь все необходимое и ничего лишнего». На стены рекомендуется повесить портреты наиболее известных физиков, с кратким описанием их наиболее значимых достижений в науке. Также на стенах следует разместить стенды с описанием физических явлений, основных законов, плакаты с формулами. Не помешают и макеты каких-либо приборов, демонстрирующих развитие физики, как науки, с древних времен. Например, это могут быть макеты архимедова винта, паровой машины, приемника Попова.

Очень важно, чтобы в кабинете физики были лабораторные комплекты оборудования, относящиеся к каждому разделу физики – механике, термодинамике, электродинамике, оптике и т.д. Необходимо, чтобы педагог при рассказе о каком-либо физическом явлении или законе, мог наглядно продемонстрировать свои слова. Вовсе не обязательно, чтобы это было дорогое оборудование, тем более что далеко не все школы могут себе это позволить. Главное – чтобы оно находилось в исправном состоянии, позволяло производить простые наглядные эксперименты и соответствовало требованиям техники безопасности.

Оформление кабинета химии

Химия – это наука, где особенно важна роль наглядного эксперимента. Поэтому главное внимание следует уделить тому, чтобы кабинет химии был снабжен лабораторным оборудованием (пробирками, колбами, мерными стаканами, спиртовками, пипетками, воронками, штативами с держателями и т.д). Также требуются реактивы: кислоты, щелочи, соли, некоторые металлы, галогены. Из наглядных пособий совершенно необходимы таблицы: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (желательно, крупных размеров с ярким, хорошо различимым шрифтом), «Ряд активности металлов», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». Эти три таблицы – необходимый минимум, который должен быть в любом химическом кабинете учебного заведения.

Хорошо подойдут для этого кабинета стенды, наглядно демонстрирующие роль химии в современной жизни. Например, можно выставить стенд, где будут перечислены отрасли промышленности, использующие серную кислоту – вещество, которое по праву носит неофициальное гордое звание «кровь химии». При оформлении кабинета химии следует уделить особое внимание правилам безопасности, например, все кислоты следует убрать подальше от детей!

Практическая работа по химии «Признаки химических реакций». 8-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Воспитательные: умение работать в микро группе, самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.
  • Развивающие: умения формулировать свои мысли, делать выводы; писать химические формулы и уравнения химических реакций, определять типы реакций, расставлять коэффициенты; работать с химическим оборудованием, спиртовкой и химическими реактивами.
  • Образовательные: изучить на конкретных примерах признаки химических реакций (изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, выделение тепла).
Читайте так же:  Налоговая отчетность обособленных подразделений в одном городе

Тип урока: урок-практикум, урок-презентация.

Методы: беседа, самостоятельная работа, работа в паре, работа с химическими реактивами и оборудованием, работа с программированной картой, выведенной на экран.

Методические пособия: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости.

Преимущества урока-презентации.

  • Позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока.
  • Освобождает рабочее место.
  • Позволяет экономить время урока.
  • Наглядная пошаговая инструкция помогает избежать или снизить процент ошибок в оформлении результатов работы.

ТСО: Мультимедийный проектор.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, ложечка для взятия веществ, пинцет, пробиркодержатель.

Реактивы: медь (проволока), магний (стружка); оксид меди (II), карбонат кальция; растворы соляной кислоты, хлорида железа (III), роданида калия, сульфата натрия, хлорида бария.

Структура урока:

  1. Орг. Момент. 5 минуты.
  2. Опыт №1. 13 минут.
  3. Опыт №2. 13 минут.
  4. Опыт №3. 6 минут.
  5. Опыт №4. 6 минут.
  6. Домашнее задание. 2 минуты.

Ход урока

Организационный момент.

На экране первый слайд презентации, который сообщает тему практической работы. (слайд №1)

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

— Сегодня у нас урок – практическая работа, “Признаки химических реакций”. Тема вам была известна заранее, подпишите свои таблицы для оформления результатов. (Приложение 1)

— Очень хорошо. Я вижу, что все готовы приступить к работе.

Сообщение цели работы. На экране второй слайд презентации. (слайд №2)

Цели по щелчку мыши одна за другой выводятся на экран.

— Но прежде, чем мы начнём работать, давайте вспомним, правила техники безопасности при работе со спиртовкой, при нагревании и при работе с растворами кислот. (слайд №3)

— что не допускается при работе со спиртовкой?

Ответ: нельзя зажигать одну спиртовку от другой, только от спички; гасят спиртовку сразу по окончании нагревания и только колпачком; нельзя переносить зажжённую спиртовку со стола на стол.

По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности при работе со спиртовкой и учащиеся проверяют, всё ли было названо.

— Как правильно проводят нагревание пробирки?

Ответ: сначала необходимо прогреть всю пробирку, для этого нужно медленно провести вдоль пламени от донышка до отверстия пробирки несколько раз (3-4), предварительно закрепив пробирку в пробиркодержателе; при нагревании стекло расширяется, поэтому нельзя сильно зажимать пробирку в пробиркодержателе; отверстие пробирки направляют в сторону, где никого нет.

По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности во время нагревания и учащиеся проверяют себя.

— При выполнении данной работы надо быть особенно осторожными при работе с растворами кислот. Что нужно делать, если всё же кислота попала на кожу?

Ответ: необходимо смыть холодной водой под краном.

— Как правильно держать склянки с жидкостями?

Ответ: склянки необходимо держать этикеткой в руку.

По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности при работе с кислотами.

— Если вопросов по правилам работы и технике безопасности нет, подтвердите это своей подписью. Под таблицей для подписи отведено место.

— Теперь вы можете приступать к работе.

По щелчку мыши появляется следующий слайд. (слайд №4)

Учитель напоминает, как заполнять таблицу.

— В колонку “исходные вещества” вы записываете формулы веществ с указанием агрегатного состояния и цвета в краткой и понятной форме (например: CuO – тв., порошок , чёрн.). Если формулы веществ указаны, необходимо только дописать физические свойства данного вещества.

— В колонку “условия реакции” вы записываете свои действия, т.е. что необходимо сделать, чтобы пошла химическая реакция. (например: CuO + 1мл. H2SO4, нагреть или просто ставите значок “t”).

— В колонке “признаки реакции” вы отмечаете свои наблюдения, в колонку “уравнения химических реакций” вы записываете уравнения, с указанием над стрелочкой условий протекания.

— В колонке “вывод” вы записываете, тип реакции и какой признак химической реакции вы пронаблюдали.

Опыт №1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. (слайд №5)

Поскольку учащиеся заранее готовились к уроку, они знают что делать. Но т.к. практических работ было ещё мало, учитель проговаривает:

Слайд №5 на экране, информация появляется по щелчку мыши, постепенно.

— Зажигаем спиртовку, удерживая пинцетом кусочек медной проволоки, вносим её в пламя спиртовки.

— Что вы наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?

— Не забудьте погасить спиртовку колпачком!

— Запишите уравнение реакции, определите её тип.

У учащихся пока недостаточно хорошо отработан навык написания уравнений реакций, но они уже хорошо составляют формулы веществ. Поэтому на экране появляется подсказка:

По гиперссылке переходим на слайд №9. Чтобы проверить, насколько правильно учащиеся определили тип реакции, по гиперссылке переходим к слайду №15.

— Отложите таблицы в сторону и продолжаем работать.

По гиперссылке возвращаемся к слайду №5, по щелчку появляется информация.

— Ложечкой для взятия веществ поместите немного оксида меди (II) в пробирку, прилейте 1 мл. серной кислоты.

Учитель напоминает, что 1мл – это столбик жидкости высотой примерно 1см.

— Закрепите пробирку в пробиркодержателе у горлышка, зажгите спиртовку. Не забудьте прогреть пробирку! Не допускайте выплёскивания жидкости из пробирки, после закипания спиртовку следует погасить колпачком.

— Образовалось ли новое вещество? По каким признакам вы это определили? Запишите уравнение реакции, определите тип реакции.

По гиперссылке переходим на слайд №10 и №16

Опыт №2. Взаимодействие известняка и магния с кислотой.

— Вновь отложили таблицы.

По гиперссылке (первая стрелочка слева) попадаем на слайд №6.

— К одному кусочку известняка приливаем 1 мл. соляной кислоты.

— Каковы признаки этой реакции? Запишите уравнение реакции, укажите тип реакции.

По гиперссылке переходим к слайду №11, а затем к слайду №16.

По гиперссылке (вторая стрелочка слева) переходим к слайду №6.

— В пробирку поместите 1-2 стружки магния и прилейте 1-1,5 мл. соляной кислоты.

— Что наблюдаете? Отметьте на сколько интенсивно протекает данная реакция. Аккуратно дотроньтесь до дна пробирки. Что вы почувствовали. Сделайте вывод. Определите типы данной реакции, запишите уравнение.

По гиперссылкам последовательно переходим к слайдам №12 и №17.

Опыт №3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия.

— Таблицы в сторону, проводим следующий опыт.

— В пустую пробирку налейте 1 мл. хлорида железа (III) и добавьте 2-3 капли роданида калия.

Это очень красивая реакция и учащиеся сразу с восхищением отмечают появление кроваво-красного окрашивания в пробирке.

— Напишите уравнение реакции, укажите её тип.

По гиперссылкам переходим соответственно к слайдам №13 и №16.

По гиперссылке (третья стрелка слева) переходим на слайд №8.

Опыт №4. Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

— Приступаем к выполнению последнего эксперимента на сегодняшний урок.

— В пустую пробирку прилейте по 1 мл. сульфата натрия и хлорида бария в любой последовательности.

— Что вы наблюдаете?

— Наведите порядок на столах, проследите, чтоб спиртовка была плотно закрыта, все склянки с веществами закручены, чтоб всё аккуратно стояло в латке. Рабочее место должно быть чистым.

— Заполните таблицу до конца.

По гиперссылкам последовательно переходим на слайды №14 и №18.

Домашнее задание.

На экране последний слайд презентации.

— Отложите свои записи, откройте дневники и запишите задание на дом. К следующему уроку вам необходимо будет подготовиться к практической работе№5. “Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе”. Учебник, страница 117, повторить параграф 24 на странице 85-87. Найдите химическую формулу сахара.

— Перед уходом из кабинета сложите свои таблицы с отчётом по проделанной работе стопкой у меня на столе.

Методические рекомендации по проведению и оформлению лабораторных и практических работ по Химии

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре тпромышленно-гуманитарный техникум»

Заместитель директора по УМР

по проведению и оформлению

лабораторных и практических работ

по дисциплине ОДП.02., ОДБ.05. Химия

Методические рекомендации по проведению и оформлению лабораторных и практических работ разработы и составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОДП.02., ОДБ.05. Химия для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям среднего профессионального образования.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовтельное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Солончук С.А., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Методические рекомендации рассмотрены и согласованы на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла.

Протокол № ___ от «____»____________________2017 г.

Председатель ПЦК ________________________________

2. Требования к обучающимся…………………………………………….6

3. Выполнение лабораторных или практических работ…………………8

4. Правила выполнения лабораторной или практической работы……. 8

5. Правила оформления лабораторной или практической работы……. 8

6. Требования к оформлению лабораторной или практичекой работы.10

7. Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ …………………………………………………………..11

8. Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете……………………………………………………………………….13

8.1. Общие требования к поведению обучающихся в кабинете химии………………………………………………………………………………13

Читайте так же:  Штраф за работу без лицензии 2019

8.2. Работа с веществами и растворами………………………………. 14

8.3. Обращение с нагревательными приборами, нагревание…………15

8.4. Сборка приборов, их крепление……………………………………16

Данное методическое пособие содержит методические рекомендации по проведению и оформлению лабораторных и практических работ, перечень которых размещен в контрольно-оценочных средствах по дисциплине ОДП.02., ОДБ.05 Химия для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям среднего профессионального образования.

При изучении учебной дисциплины ОДП.02., ОДБ.05. Химия обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками и общими компетенциями в полном объеме разделов программы

В результате освоения учебной дисцииплины обучающийся должен знать:

— основные классы неорганических соединений и их свойства, строение атома, типы химических реакций и связей;

— теорию электролитической диссоциации;

— периодический закон и периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева;

— теорию химического строения органических соединений А. М. Бутлерова;

— названия представителей гомологических рядов органических соединений, строение и свойства их, способы получения;

— качественные реакции на катионы и анионы, условия необратимости химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций;

— качественные реакции на органические вещества;

— правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.

В результате освоения учебной дисцииплины обучающийся должен уметь:

— проводить реакции ионного обмена и качественные реакции, определять реакцию растворов солей;

— определять качественные реакции на неорганические и органические вещества,

— проводить реакции по получению и собиранию газов,

— распознавать органические вещества, изученные по программе, на основе их строения и свойств,

— описывать свойства неорганических и органических веществ, составлять уравнения химических реакций,

— формулировать выводы по проведённым работам.

В результате освоения учебной дисцииплины обучающийся должен овладеть следующими общими компетенциями:

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Требования к обучающимся

Ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять.

В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу.

Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной или практической работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.

В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы. Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие-либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за помощью к преподавателю.

Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 мл. (3-4 капли).

Внимательно прочтите надпись на этикетке, прежде чем возьмете вещество для опыта.

Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.

Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое, отсыпьте в коробку для мусора. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива сыпать (выливать) обратно в склянку или банку.

В химическом кабинете очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей.

Прежде чем начать работать, продумайте, каким образом необходимо разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента.

Выполнение лабораторных или практических работ

К выполнению лабораторной или практической работы обучающиеся допускаются после освоения темы программы и при наличии тетради.

Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Перед началом выполнения лабораторной или практической работы обучающийся должен изучить правила по технике безопасности при работе с реактивами и оборудованием по данной лабораторной или практической работе и в журнале инструктажа по технике безопасности должен в определённой графе поставить свою подпись.

Обучающийся подробно изучает инструкцию по выполнению лабораторной или практической работы, затем приступает к её выполнению.

Правила выполнения лабораторной или практической работы

Лабораторная или практическая работа выполняется в три этапа:

1) подготовка к эксперименту.

2) выполнение эксперимента.

3) подготовка оописания по работе и выполнении задания.

Правила оформления лабораторной или практической работы

1) Записать название, номер и тему лабораторной (практической) работы.

Лабораторная (практическая) работа № 1.

Тема: «Химические явления».

2) Ознакомьтесь самостоятельно с целями работы и списком оборудования и реактивов.

Цели работы: Овладение умениями проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности; закрепление знаний о химических и физических явлениях.

Реактивы: медная проволока – Cu , порошок серы – S , порошок железа – Fe , раствор хлорида меди ( II ) – CuCl 2 , очищенный гвоздь – Fe .

Оборудование: держалка, спиртовка, бумага, магнит, штатив с пробирками.

3) Запишите номер и название опыта. Самостоятельно определите его цель и содержание эксперимента.

Прокалить, увидеть образование (или нет) нового вещества.

4) Проведите запланированный эксперимент, и кратко запишите все, что вы делали и что при этом наблюдали, то есть опишите условия протекания и признаки химических реакций.

Что делали? Накалили в пламени медную проволоку. Затем держалкой счистили на бумагу образовавшийся черный налет.

Что наблюдали? Увидели образование черного налета на медной проволоке.

5) Напишите уравнение реакций, которые вы провели. Если в ходе опыта протекало несколько химических реакций, для каждой запишите уравнение. Не забудьте расставить коэффициенты.

6) Сделайте вывод после каждого опыта (или работы). Напомним: повторное описание своих действий или наблюдений не может считаться выводом.

Вывод: При образовании нового вещества происходит химическое явление.

В конце занятия преподаватель оценивает лабораторную или практическую работу определенной суммой баллов (по пятибалльной системе) и ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:

1) проведение эксперимента;

2) соблюдение правил техники безопасности;

3) оформление работы.

Требования к оформлению лабораторной или практичекой работы

На обложке тетради необходимо указать фамилию, имя обучающегося, номер группы, наименование предмета.

Лабораторная или практическая работа должна быть выполнена в ученической тетраде разборчивым подчерком, грамотно.

Работа должна быть написана разборчиво, четко, без сокращений слов и через строчку /тетрадь в клетку/, без указания химических знаков в тексте.

Для замечаний преподавателя с правой стороны листа следует оставлять поля.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ

— В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу;

— Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной или практической работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе;

— Работая в химическом кабинете, необходимо соблюдать большую осторожность;

— Приступать к выполнению задания после указания преподавателя;

— Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ;

— Производить опыты в чистой посуде;

— Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта;

— Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (выпаривание, кипячение растворов кислот, содержащих галогены, аммиак, сероводород) проводить только в вытяжном шкафу;

— Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается;

— В химическом кабинете очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать, продумайте, каким образом необходимо разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента;

— Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе;

— Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты;

— Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или засыпать песком;

— Не зажигать спиртовку, наклоняя ее к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку, накрывая ее колпачком;

— В случае возникновения пожара в кабинете химии вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем;

Читайте так же:  Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным образовательным программам

— В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему помощь.

Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете

1. Общие требования к поведению обучающихся в кабинете химии

Соблюдение требований настоящих Правил обязательно для обучающихся, работающих в кабинете химии.

Допуск посторонних лиц в кабинет химии в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома преподавателя химии.

В кабинете химии обучающиеся обязаны проявлять осторожность в движениях, быть внимательными к указаниям преподавателя и лаборанта. Во время работы соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

Запрещается загромождать проходы пакетами, сумками.

Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо подробно изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения.
Следует строго соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с приборами, реактивами, методам нагревания, на полнению сосудов и т.д.

Запрещается проводить опыты, не предусмотренные данной работой.

Запрещается прием пищи в кабинете химии.

Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность преподавателя или лабо ранта. Устранять неисправности обучающимся самостоятельно запрещается.

Уборку рабочих мест по окончании работы следует производить в соответствии с указаниями преподавателя.

По окончании лабораторных или практических работ обучающиеся должны вымыть руки с мылом.

При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии обучающиеся должны немедленно сообщать об этом преподава телю или лаборанту.

При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не до пускать паники и подчиняться только указаниям преподавателя.

2. Работа с веществами и растворами

2.1. Насыпать или наливать вещества можно только над столом или специальным подносом. Для опыта брать только указанное ко личество вещества.

2.2. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива сыпать (выливать) обратно в склянку или банку.

2.3. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения преподавателя.

2.4. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, проводить только в вытяжных шкафах при исправной вентиляции.

2.5. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок, но не руками. Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика.

2.6. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нельзя закрывать ее отверстие пальцем при встряхивании.

2.7. Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путем прибавления к воде небольших порций вещества, при не прерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.

2.8. При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.

2.9. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым, сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жид кости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации. Место разлива следует обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

2.10. Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно сообщить преподавателю или лаборанту. Са мостоятельно убирать любые вещества учащимся запрещается.

2.11. Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ла донь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

2.12. При попадании на кожу растворов кислот или щелочей необходимо смыть их после стряхивания видимых капель сильной стру ей холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2%-м раствором уксусной кислоты при попадании щелочей или 2-% раствором гидрокарбоната натрия при попадании кислот) и ополоснуть водой.

2.13. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости. Необходимо сливать их в склянки, предназначенные для этой цели.

3. Обращение с нагревательными приборами, нагревание

3.1. Зажигать спиртовку (газовую горелку) разрешается только от спички. Запрещается наклоняться над горящей горелкой (спиртов кой).

3.2. Для нагревания жидкостей рекомендуется использовать тонкостенные сосуды. Запрещается перед нагревом заполнять пробирки жидкостью более чем на одну треть их объема. При нагревании пробирки ее отверстие следует направлять в сторону от себя и рядом работающих. В ходе нагревания запрещается наклоняться над сосудами, заглядывать в них. Недопустимо нагревать сосу ды на границе и выше уровня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри.

3.3. Необходимо начинать со слабого нагрева всей пробирки или стеклянной пластинки (2-3 движения над пламенем, если пробирка не закреплена, или слабым пламенем под пробиркой, если пробирка закреплена) и только затем вести дальнейший нагрев вещества.

3.4. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.

4. Сборка приборов, их крепление

Перед тем, как вставить в отверстие пробки стеклянную трубку, конец ее следует смазать глицерином или смочить водой. Пробку следует держать левой рукой, а правой — вставлять в нее трубку, при этом трубку следует поворачивать и не допускать, чтобы конец ее упирался в ладонь.

Приготовленный к работе прибор необходимо показать преподавателю или лаборанту.

Пробирки, а также приборы на их основе (для получения газов) надо закреплять в лапке штатива или в пробирке-держателе у отверстия пробирки, а не на середине ее. При креплении в лапке штатива следует поворачивать пробирку пальцами вдоль ее оси и прекращать закручивать зажимной винт, как только вращение пробирки будет затруднено.

Демонтаж приборов производить только на основании указаний преподавателя.

Методическая разработка по химии (8 класс) по теме:
Практические работы по химии для 8 — 11 классов

Предлагаю описание практических работ, которые можно использовать как полностью, так и частично в разных классах.

Предварительный просмотр:

«Приготовление раствора с определенной массовой долей сахара»

Порядок выполнения работы

  1. Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формул:

m(вещества) = m(раствора) · ω(вещества)

m(H 2 O) = m(раствора) — m(вещества)
Расчеты приведите в отчете о практической работе.

  1. Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
    Расчет приведите в отчете о практической работе.
  2. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.
  3. На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу сахара. Всыпьте сахар стакан с водой.
  4. Перемешайте содержимое химического стакана до полного растворения сахара.
  5. Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Оформление в тетради:

Практическая работа №3

«Приготовление раствора с определенной массовой долей сахара»

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

С правилами техники безопасности при выполнении практической работы ознакомлен(а):________

Отчет составляется по пунктам «Порядка выполнения работы».

Вывод формулируется на основании выполненной работы.

200 г 3% раствора сахара

200 г 3% раствора сахара

150 г 4% раствора сахара

150 г 4% раствора сахара

200 г 2% раствора сахара

200 г 2% раствора сахара

240 г 2,4% раствора сахара

240 г 2,4% раствора сахара

200 г 2,5% раствора сахара

160 г 2,5 % раствора сахара

100 г 5% раствора сахара

120 г 2,5% раствора сахара

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

«Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств»

  1. В пробирку налейте раствор хлорида алюминия (высотой примерно 1 см.) и прилейте насколько капель раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде).
  2. Полученный в первом опыте осадок гидроксида алюминия разделите на две пробирки. В первую пробирку к осадку прилейте раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде). Сделайте вывод, о наличии каких свойств у гидроксида алюминия свидетельствует данная реакция.
  3. Во вторую пробирку с осадком прилейте избыток раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде). Сделайте вывод, о наличии каких свойств у гидроксида алюминия свидетельствует данная реакция.
  4. Оформите работу в тетради для практических работ в виде таблицы. После таблицы сделайте общий вывод о химических свойствах гидроксида алюминия.

Цель работы: получить реакцией обмена гидроксид алюминия и с помощью соответствующих реакций доказать амфотерность его химических свойств.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; хлорид алюминия (AlCl 3 ), гидроксид натрия (NaOH), раствор серной кислоты (H 2 SO 4 ).

С правилами техники безопасности при проведении практической работы ознакомлен(а) ____________

Как правильно оформить практическую работу по химии