Федеральный закон о пожарной безопасности новый

Содержание страницы:

Внесены изменения в закон о пожарной безопасности и Кодекс об административных правонарушениях

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 мая 2017 года и одобрен Советом Федерации 24 мая 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности по осуществлению федерального государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях (земельных участках).

В Федеральный закон «О пожарной безопасности» вносятся следующие изменения: федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации наделяются полномочиями по осуществлению федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность указанные органы; уточняется структура органов государственного пожарного надзора; предусматривается применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определённым категориям риска; уточняется предмет проверки; исключаются положения, касающиеся периодичности проведения плановых проверок, при этом полномочия Правительства Российской Федерации по установлению такой периодичности сохраняются. Помимо этого вводится независимая оценка пожарного риска, которая проводится экспертом в области оценки пожарного риска, и определяются понятия «независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)», «эксперт в области оценки пожарного риска» и «заведомо ложное заключение о независимой оценке поясарного риска (аудите пожарной безопасности)».

Федеральным законом также вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: уточняются административные наказания за нарушение требований пожарной безопасности, а также вводится административная ответственность за нарушения, допущенные при проведении независимой оценки пожарного риска.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 118-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Принят Государственной Думой 22 апреля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2015 года

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1998, N 4, ст. 430; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 44, ст. 4537; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; 2011, N 30, ст. 4590; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2015, N 10, ст. 1407) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«координация в области пожарной безопасности — деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности.»;

2) в части первой статьи 5 слова «и координирует деятельность других видов пожарной охраны» исключить;

3) в части третьей статьи 22 слова «особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях» заменить словом «пожаров».

Федеральный закон “О пожарной безопасности”

Федеральный закон под номером 69 регулирует вопросы пожарной безопасности и меры, направленные на устранение угрозы возгораний. Данные аспекты являются одними из наиболее приоритетных в обеспечении жизнедеятельности физических и юридических лиц. Поэтому в изучении данного закона актуальна не только изначальная редакция, но и последние изменения.

Описание закона

Федеральный закон под номером 69 был принят 18 ноября 1994 и вступил в силу на момент опубликования — 21 декабря того же года. По своей структуре ФЗ 69 состоит из нескольких глав, тематически объединяющих в себе следующие положения:

  • общие положения, регламентирующие понятия и противопожарную систему;
  • вопросы, относящиеся к понятию пожарной охраны, видам, службам и соответствующим органам;
  • полномочия органов государственной власти и местной администрации в области противопожарной защиты;
  • положения об обеспечении пожарной безопасности, процедура информирования и техника безопасности;
  • права и обязанности граждан, а также ответственность за нарушения закона.

Основное назначение ФЗ 69 — обеспечить пожарную безопасность и исключить возможности возгорания. Приоритет ставится на превентивных мерах. В соответствии с данным аспектом закон постоянно дорабатывается для решения актуальных угроз в обеспечении пожарной безопасности. Последние изменения были внесены 28 мая 2017 года.

Для ознакомления с последней редакцией, скачать Закон “О пожарной безопасности” можно по актуальной ссылке. Приведенный текст содержит все изменения и поправки, актуальные на 2017 год. Для изучения законодательства в области пожарной безопасности необходимо рассматривать ФЗ 69 в актуальной редакции с учетом последних изменений.ъ

Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

Последние поправки в ФЗ 69 были внесены 28 мая 2017 года. Они коснулись следующих положений:

  • в новой редакции была исправлена преамбула к Закону “О пожарной безопасности”, перечисление отдельных видов учреждений и организаций было упразднено — подразумевается, что ответственность за принятие мер противопожарной защиты по ФЗ 69 лежит на всех юридических и физических лицах;
  • были изменены отдельные формулировки в статьях 1, 6, 6.1, 25 и 34 — в ряде случаев положения были частично дополнены уточняющими аспектами, в иных статьях текст был отредактирован в соответствии с изменениями в текущем законе и иных законодательных актах;
  • статья 1 ФЗ 69 была дополнена тремя новыми абзацами, регламентирующими проведение независимой оценки пожарных рисков, полномочия экспертов в проведении подобного анализа и положение о заведомо ложном заключении по угрозе возгорания;
  • статья 24 ФЗ 69 также была дополнена четвертой частью, регулирующей порядок определения минимального перечня оборудования, средств пожарной безопасности и иных технических приспособлений для организации противопожарной защиты.

Отдельные изменения в закон были внесены в ранние периоды. Для наглядности следует рассмотреть редакцию отдельных статей.

Ст 19 ФЗ 69 регламентирует полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В текст положения в ноябре 2015 были внесены изменения по формулировкам для приведения его к актуальному состоянию. Иных поправок в данную статью не вносилось.

Статья 20 ФЗ 69 регулирует нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности. Последние поправки были внесены в июне 2015 года и коснулись особенностей обеспечения мер противопожарной защиты в международном медицинском кластере.

Читайте так же:  Уголовный кодекс шантаж статья

Статья 22 Федерального закона “О пожарной безопасности” регулирует аспекты, связанные с тушением пожаров и проведением спасательных работ. Последние изменения были внесены в декабре 2015 года. Коснулись они формулировок отдельных частей и введением абзаца о приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне воздействия опасных для жизни и здоровья факторов пожара.

Ст 25 ФЗ 69 подразумевает правовое регулирование проведения противопожарной пропаганды и соответствующее обучение. В 2017 году изменения коснулись формулировок отдельных частей. Иные поправки не вносились.

Статья 28 ФЗ 69 утратила силу согласно внесенным изменениям в августе 2004. В текущей редакции она не актуальна.

Ст 30 Федерального закона регламентирует установление особого противопожарного режима безопасности по решению государственных органов или местной администрацией. Актуальные изменения были внесены в формулировку второй части в декабре 2010 года, после чего редакция законоположения не менялась.

Статья 34 ФЗ 69 подразумевает регламентирование прав и обязанностей граждан. Изменения были внесены поправками 2017 года и коснулись формулировки “работников организаций”, которая была изменена на “лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях,”.

Последние изменения в Закон “О пожарной безопасности” в 2017 году были введены через ФЗ 100. Для наглядности данный закон можно скачать здесь.

Закон № 69-ФЗ о пожарной безопасности

Федеральный закон № 69 является основополагающим документом в области пожарной безопасности. В статье мы расскажем, какие уровни системы обеспечения ПБ существуют в РФ, и какие функции выполняет каждый из них. Вы можете скачать текст закона.

Из статьи вы узнаете:

Что устанавливает 69-ФЗ

Закон устанавливает ответственность за реализацию мер ПБ в России. Согласно этому нормативному акту, существует четыре уровня в системе обеспечения пожарной безопасности (далее по тексту – СОПБ), определены права и обязанности участников этой системы, источники финансирования, а также взаимоотношения между уровнями СОПБ.

Скачайте документы из статьи:

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Общие положения

Пожар – это неконтролируемое горение, приводящее к огромным человеческим и материальным жертвам, поэтому представляющее угрозу как для конкретной организации, так и для страны в целом.

Система обеспечения ПБ

СОПБ – это совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности.

Всё необходимое – в подготовленном экспертами Справочнике по пожарной безопасности>>>

2. Местные органы власти.

4. Граждане РФ, не задействованные в трех верхних эшелонах.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Пожарная охрана (ПО)

Подразделения ПО занимаются не только тушением пожаров, но и профилактикой их возникновения.

Организация ПО заключается в:

  • подготовке персонала – пожарных;
  • обеспечении пожаротушения с помощью материально-технических ресурсов;
  • диспетчеризации управления деятельности по пожаротушению;
  • непосредственных боевых действиях.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области ПБ

На государственном уровне, к которому можно отнести и уровень субъектов, осуществляется законодательная деятельность.

Пожарную безопасность в РФ, помимо 69-ФЗ, регламентируют Техрегламент № 123, Правила противопожарного режима № 390, закон о лицензировании различных видов экономической деятельности. Все три документа основаны на сводах правил, на обязательных ГОСТах, на отраслевых стандартах ПБ, на строительных нормах и правилах и т.п.

Система штрафов за нарушение законодательства приведена в КоАП и в Уголовном кодексе. Контролирующим органом исполнительной власти является МЧС России. Государственный контроль за исполнением федерального законодательства осуществляется в соответствии с 294-ФЗ и с законом «О прокуратуре» – в виде прокурорского надзора.

На уровне органов местного самоуправления проводится финансирование подразделений государственной ПО, выработка мер взаимодействия с НАСФ категорированных по ГО организаций, согласование программ обучения ПТМ, оказание методической помощи, заключение договоров на оказание профессиональных услуг пожаротушения для опасных промышленных объектов.

Мэриями должна быть разработаны схемы предупреждения пожаров. Для этого генпланом поселка или улицы предусматривается наличие специальных карманов, оснащение каждого объекта ломами, топорами, баграми, ведрами, обеспечивается запас воды, песка и других средств посильного пожаротушения.

Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

Необходимые меры по обеспечению ПБ осуществляются как профессиональными расчетами, так и неспециализированными противопожарными формированиями, а также участием граждан в добровольных дружинах. Организации, категорированные по гражданской обороне, должны создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и газоспасательные службы.

Организация, не категорированная по ГО, имеет право по своей воле создавать добровольную противопожарную дружину. Финансирование ДПД проводится за счет инициатора ее создания.

Граждане должны выполнять предписания инспектора госпожнадзора, содержать исправный противопожарный инвентарь. До прибытия пожарных следует организовать безопасную эвакуацию пострадавших и начать ликвидацию возгорания посильными средствами. К приезду пожарного расчета нужно обеспечить доступ к источнику огня.

Организации-работодатели обязаны в коллективном договоре указывать перечень противопожарных средств, не допускать их использование в хозяйственном обороте, финансировать содержание нештатных пожарных формирований.

В обязанности государства входит оказание методической поддержки ДПД, организация обучения ПТМ, участие в разработке и согласовании программ обучения, выдача лицензий на обслуживание систем пожаротушения. За государственный счет должны выплачиваться компенсации семьям пожарных, погибших при тушении пожаров.

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Применение закона

Правительство РФ, разработав закон 69-ФЗ и утвердив его в Минюсте, создало нормативную правовую базу, регламентирующую взаимоотношения между элементами системы управления ПБ в стране.

Эти элементы – как на федеральном уровне, так и на уровне организаций – обязаны принимать самые активные меры в профилактике пожаров, уметь отражать эту угрозу, создавать необходимую базу для борьбы с возгораниями, проводить тщательную проверку и анализ причин случившегося.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.10.2017)

21 декабря 1994 года N 69-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Изменения в системе надзора в области пожарной безопасности: вступил в силу Федеральный закон № 100-ФЗ

Какие изменения внесены в Федеральный закон «О пожарной безопасности»?

Какие изменения внесены в КоАП РФ в части нарушений пожарной безопасности?

Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 100-ФЗ) вступил в силу 09.06.2017.

Закон призван устранить правовые пробелы в области обеспечения пожарной безопасности и вносит изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) и КоАП РФ.

Читайте так же:  Приказ мз 78н

Изменения в Федеральном законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Уточнено понятие «требования пожарной безопасности» — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности[1].

Обратите внимание!

В качестве объектов федерального государственного пожарного надзора добавлены территории и земельные участки.[2]

Введены новые определения[3]:

  • независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
  • эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска, и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска;
  • заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска, подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска, фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.

Федеральным законом № 100-ФЗ изменены отдельные требования, регламентирующие государственный пожарный надзор, в частности ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ.

Обратите внимание!

В отдельный вид федерального государственного пожарного надзора выделяется федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. Он осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

В качестве органов государственного пожарного надзора добавлены структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Важно!

Установлены отдельные требования к государственному пожарному надзору при строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.

В этом случае федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Еще одно важное нововведение: проверки государственным пожарным надзором юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с учетом применения риск-ориентированного подхода. При этом объект защиты, территорию или земельный участок будет отнесен к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска, если такая независимая оценка пожарного риска проводилась[4].

К сведению

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности[5].

Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304 (в ред. от 05.08.2014).

Уточнен предмет проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. В соответствии с изменениями предметом проверки является соблюдение требований пожарной безопасности не на «объекте защиты», а в «зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках».

Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре[6].

Также Федеральным законом № 100-ФЗ:

  • добавлено в качестве предмета проверки соответствие пожарно-технической продукции требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
  • установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска[7].

Периодичность проведения плановых проверок должна устанавливаться Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре.

К сведению

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года[8].

Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (в ред. от 03.07.2016).

Разграничены полномочия органов государственного пожарного надзора и Ростехнадзора по осуществлению государственного пожарного надзора. Ростехнадзор будет осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производственных объектах при ведении подземных горных работ.

После завершения этих работ и передачи подземного сооружения в эксплуатацию (например, метрополитена) надзор за ним со стороны Ростехнадзора прекращается и далее надзор в отношении такого объекта осуществляют органы государственного пожарного надзора.

Введено новое требование для организаций, оказывающих такие услуги в области пожарной безопасности, как деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности[9].

К сведению

В соответствии с внесенными изменениями обучение работников организаций мерам пожарной безопасности будет проводится, в частности, по программам дополнительного профессионального образования (программам пожарно-технического минимума)[10].

Граждане теперь не обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им жилых помещений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. При этом обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им территорий и земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений[11].

Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска, которые нарушили порядок оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо подписали заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска, несут административную ответственность как должностные лица.

К сведению

Под должностным лицом следует понимать лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации[12].

Читайте так же:  Как рассчитать подоходный налог с зарплаты с одним ребенком

Федеральным законом № 100-ФЗ предусмотрен такой вид дисквалификации, как запрет осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска[13]. Дисквалификация может быть применена к экспертам в области оценки пожарного риска.

К сведению

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет[14].

Усилена административная ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, или органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, предусмотренную ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с нововведениями для юридических лиц помимо штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей предусмотрено также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К сведению

Появился еще один субъект правонарушений в области пожарной безопасности — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Также предусмотрена административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Увеличен административный штраф для граждан за нарушение требований пожарной безопасности — совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ может повлечь для граждан наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч руб.

Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) — штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В то же время снижен размер штрафа для юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ). Для юридических лиц совершение указанного правонарушения может повлечь наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (ранее — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч).

Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ), — штраф в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отменены следующие специальные составы административных правонарушений в области пожарной безопасности:

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • повторное совершение указанных административных правонарушений (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ)
  • и введен новый состав административного правонарушения (ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ) — нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с изменениями рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, в пределах своих полномочий вправе также:

  • главные государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, их заместители;
  • государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

Изменения, внесенные Федеральным законом № 100-ФЗ, позволят оптимизировать действующую систему надзора в области пожарной безопасности.

Федеральный закон о пожарной безопасности новый

Федеральный закон «О пожарной безопасности» — основной нормативно-правовой акт (НПА), регулирующий правоотношения в области пожарной безопасности, вступил в силу 26 декабря 1994 года. Включает разделы: «Общие положения», «Пожарная охрана», «Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности», «Обеспечение пожарной безопасности», «Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности», «Заключительные положения». Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области правоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, гражданами. ФЗ «О пожарной безопасности» является системообразующим НПА. С его принятием законодательство в области пожарной безопасности оформилось в самостоятельную отрасль законодательства РФ, представляющую собой пирамиду, «вершиной» которой является ФЗ «О пожарной безопасности». С введением в действие данного закона началась активная работа по ведомственному нормотворчеству. Закон — НПА прямого действия, его нормы регулируют общественные отношения непосредственно. Вместе с тем нормы закона носят общий характер и нуждаются в конкретизации и детализации. Поэтому в развитие положений ФЗ «О пожарной безопасности» были приняты ведомственные НПА, в которых разработаны механизмы реализации норм ФЗ. С принятием ФЗ «О пожарной безопасности» проблема обеспечения пожарной безопасности перестала считаться задачей только пожарной охраны, став одной из важнейших функциональных обязанностей государства. В Законе комплексно решены в основном все вопросы в области пожарной безопасности: закреплена система обеспечения пожарной безопасности, одной из функций которой является создание пожарной охраны и организация её деятельности; определён правовой статус ГПС как основной вида пожарной охраны; установлен ряд социальных льгот личному составу ГПС, в т. ч. льготная пенсия и сохранение выслуги лет этой категории лиц при назначении их на должности рядового и начсостава; определён порядок финансирования ГПС; определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц, граждан и их объединений в сфере борьбы с пожарами; закреплена персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности; установлен новый вид ответственности — администартивная ответственность предприятий, решены некоторые другие вопросы.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. No 69-Ф3 «О пожарной безопасности».

Федеральный закон о пожарной безопасности новый