Договор смежных прав

Содержание страницы:

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Договор о передаче смежных прав

Использование объектов смежных прав (исполнений, фонограмм, радио- и телепередач, баз данных, публикаций) допустимо только с разрешения правообладателя. В соответствии с Гражданским кодексом, разрешение правообладателя предполагает, что необходимо заключить с ним договор о передаче смежных прав. Такими договорами является договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав, а также лицензионный договор на использование объекта прав, смежных с авторскими. Содержание и условия этих договор очень близки договорам на авторские права, статья о которых была ранее опубликована на нашем сайте. Вместе с тем в области смежных прав есть определенная специфика, что делает полезной и эту статью. Далее расскажу Вам подробнее о каждом из видов договоров о передаче смежных прав, а также остановлюсь на вопросе, в каких случаях заключение договора не обязательно.

1. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав правообладатель передает исключительное право на соответствующий объект в полном объеме приобретателю.

Последствием заключения такого вида договора о передаче смежных прав является утрата первоначальным правобладателем исключительного права и, как следствие, возможности каким-либо образом использовать исполнение, фонограмму, публикацию, теле- или радиопередачу или базу данных. Прав на использование в полном объеме переходит к приобретателю.

Существенные условия договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав:

а. Предмет договора должен включать указание на конкретный объект смежных прав и на то, что исключительное право на него передается в полном объеме. Например, надлежащей будет следующая формулировка: «Правообладатель передает приобретателю исключительное право на исполнение песни «Темная ночь», сделанное и записанное 15 августа 2014 года, длительностью 3 минуты 12 секунд, в полном объеме». Чтобы избежать возможных разногласий, рекомендуется в качестве приложения к договору передать материальный носитель (диск) с фонограммой исполнения.

b. Цена (вознаграждение правообладателя). Договор об отчуждении исключительного смежного права предполагается возмездным, причем цена не может быть определена исходя из обычных условий подобных договоров, поэтому ее согласование обязательно. Вместе с тем не исключено согласование сторонами условия о безвозмездности передачи исключительного права.

Договор об отчуждении прав, смежных с авторскими, должен быть заключен в письменной форме под страхом недействительности. Однако, государственной регистрации такой договор не подлежит .

2. Лицензионный договор на использование объекта смежных прав

По лицензионному договору правообладатель — лицензиар — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне — лицензиату — право использования объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Лицензионный договор как договор о передаче смежных прав позволяет лицензиату правомерно использовать объект смежных прав. При этом правообладатель, как правило, получает вознаграждение за предоставленное разрешение, что отражает его экономический интерес в заключении договора. При составлении лицензионного договора в обязательном порядке подлежат согласованию существенные условия договора, к которым Гражданский кодекс относит:

Предмет договора: указание на объект смежных прав, разрешение на использование которого предоставляется.

Способы использования объекта смежных прав. Способы во многом определяются физической природой объекта. Так, например, ретрансляция возможна в отношении сообщений в эфир или по кабелю теле- и радиопередач, но принципиально исключена в для баз данных. Как правило, в лицензионном договоре на исполнение музыки предусматриваются такие способы использования, как воспроизведение записи исполнения, публичное исполнение, прокат экземпляров.

Цена (вознаграждение лицензиара). По общему правилу, лицензионный договор является возмездным. Впрочем, сторонами может быть согласовано и безвозмездное использование объекта смежных прав. Цена определяется по договоренности сторон, это может быть единовременный платеж, периодические платежи, платежи, рассчитанные в зависимости от объема использования и прибыли.

Лицензионный договор заключается в обязательном порядке в письменной форме. В противном случае он будет признан недействительным. Государственной регистрации лицензионный договор на объект прав, смежных с авторскими, не подлежит .

3. В каких случаях не надо заключать договор о передаче смежных прав?

Свободное использование объектов смежных прав, т.е. без разрешения правообладателя и без выплаты вознаграждени, допускается в следующих случаях:

  • воспроизведение в личных целях;
  • цитирование и использование отрывков в научных, учебных и культурных целях и при освещении текущих событий;
  • публичное исполнение во время официальных и религиозных церемоний;
  • воспроизведение в целях правоприменения;

Отдельно следует отмететь следующее правило. Допускается воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения, если запись была произведена с согласия исполнителя, а использование осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения. При этом, однако, надо помнить, что на запись исполнения возникает исключительное право изготовителя фонограммы. Если эта запись была опубликована в коммерческих целях, то ее можно использовать без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения. Более подробно об этом рекомендуем прочитать на сайте Всероссийской организации интеллектуальной собственности.

4. Заявление о бесплатном использовании смежных прав

С 1 января 2015 года правообладатели исполнений, фонограмм, сообщений передач, баз данных, а также публикаторы вправе подать заявление о свободном использовании объекта смежных прав. Заявление не является договора, так как не требует каких-либо действий от третьих лиц. Это, кстати, главное отличие такого заявления от открытой лицензии, которая является договором, поскольку требует волеизъявления двух сторон. Заявлению о бесплатном использовании смежных прав и реестру бесплатных объектов смежных прав я посвятил отдельную статью, которую можно найти по ссылке чуть выше.

Договор смежных прав

ДОГОВОР
о передаче смежных прав

г. Москва «___» _________ 200_ г.

Общество с ограниченной ответственностью “Рога и копыта”, именуемое в дальнейшем «КОМПАНИЯ», в лице генерального директора ________________, действующего на основании Устава, с одной стороны и действующий (ая) на основание собственного волеизъявления ______________________________, (творческий псевдоним ____________________), именуемый (ая) в дальнейшем «ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Понятия, используемые в настоящем Договоре:
Произведение- музыкальное произведение с текстом или без текста охраняемое Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»
Носители – механические носители формата аудио-кассета (далее МС) компакт-диск (далее СD) видео кассета (далее VHS) компакт-диск с записью формата DVD, MP3, MP4, (далее CD-DVD, CD-MP3, CD-MP4) видео кассеты профессионального формата (далее Betacam).
Тираж – максимально разрешённое количество к воспроизведению на носителях.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.
1.1. ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ передает, а КОМПАНИЯ приобретает неисключительные смежные права на использование Фонограмм произведений, и исполнений указанных в отдельных приложениях к данному Договору, что означает право КОМПАНИИ по своему усмотрению осуществлять или разрешать осуществлять в отношении Фонограмм произведений и Фонограмм исполнений каждого произведения, следующие действия:
В отношении фонограмм ст. 38 закона об авторском праве и смежных правах.
· Воспроизводить Фонограмму на носителях
· Распространять экземпляры Фонограммы любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее;
· Импортировать экземпляры Фонограммы в целях распространения;
В отношении исполнения ст. 37. Закона об авторском праве и смежных правах.
· Передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнения или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
· Воспроизводить запись исполнения или постановки;
· Передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
· Сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя;
1.2. Права по настоящему договору переданы КОМПАНИИ в соответствии с законом РФ об авторском праве и смежных правах и распространяются по настоящему Договору на территорию всех стран Мира без исключения.
1.3. Максимальный тираж по настоящему договору составляет, CD 1 000 0000 один миллион экземпляров, МС 1 000 0000 один миллион экземпляров, VHS 30000 тридцать тысяч экземпляров, DVD 30000 тридцать тысяч экземпляров, CD MP3 30000 тридцать тысяч экземпляров, CD MP4 30000 тридцать тысяч экземпляров, Betacam 30000 тридцать тысяч экземпляров.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОМПАНИИ.
КОМПАНИЯ обязуется:
2.1. Использовать Фонограммы только способами, указанными в п.1.1. и п.1.2. настоящего договора.
2.2. КОМПАНИЯ вправе передавать третьим лицам полностью или частично права, приобретенные по настоящему Договору.
2.3. Компания берет на себя все расчеты с владельцами авторских прав согласно Закону РФ “Об авторском праве и смежных правах”.

Читайте так же:  Транспортный налог за 2019 год для физических лиц калькулятор

3. ГАРАНТИИ, ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ.
ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ гарантирует:
3.1. Что ему принадлежат все исключительные права, предусмотренные в п.2 ст.38 и ст. 37, Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, на использование Фонограмм произведений, указанных в приложениях к настоящему Договору и гарантирует.
3.2. Что на момент заключения Договора он не связан каким-либо договором или соглашением, способным тем или иным образом помешать полному или частичному осуществлению всех положений настоящего Договора;
3.3. Что передача неисключительных прав по настоящему Договору не затрагивает прав третьих лиц, а в случае возникновения претензий от таковых в адрес КОМПАНИИ по поводу использования смежных прав на фонограммы произведений и исполнений, ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ обязуется самостоятельно и за свой счет разрешить все предъявленные претензии.
ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ обязуется:
3.4. Не позднее 4-х со дня подписания Договора передать КОМПАНИИ фонограммы произведений на согласованном типе носителя с качеством звука, соответствующим установленным стандартам профессиональной звукозаписи и позволяющим осуществлять воспроизведение Фонограммы промышленным способом. Передача вышеуказанных материалов оформляется Актом приема-передачи, который является неотъемлемой частью настоящего Договора;

4. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ.
4.1. Правообладатель и Компания пришли к согласию о выплате Правообладателю разового вознаграждения, за передачу прав по настоящему договору в размере ______ рублей. Правообладатель с выплачиваемой суммой вознаграждения согласен и претензий не имеет. Данная сумма выплачивается за все виды использования фонограмм произведений по настоящему договору.
4.2. Вознаграждение выплачивается Компанией путем перечисления денежных средств на расчетный счет Правообладателя, или наличными в соответствии с действующим на момент выплаты законодательством.
4.3. Вознаграждение включают в себя налог на доходы физического лица, который удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом (Компании).
4.4. Выплата Правообладателю вознаграждения в соответствии с пунктом 4.1 настоящего договора, является исчерпывающей реализацией им свого права на получение каких либо выплат за использование Компанией фонограмм произведений указанных в приложении к настоящему договору в соответствии с условиями настоящего договора.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору одной из Сторон, другая сторона вправе требовать возмещения причиненных ей убытков в полном объеме.
5.2. Ответственность, не предусмотренная настоящим Договором, наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА.
6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до «___» _____________ 200__г.
6.2. В течение срока действия Договора изменение его условий, либо расторжение Договора возможны по соглашению сторон, и оформляются письменно в виде приложения к данному Договору.
6.3. В случае нарушения ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ п. 3.4. Договора, а также в случае недостоверности гарантий ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ, указанных в п.п.3.1-3.3 Договора, КОМПАНИЯ вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке и потребовать от ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ возмещения убытков в полном объеме, причиненных нарушением обязательств и расторжением Договора, в том числе упущенную выгоду.
6.4. Односторонний отказ от исполнения Договора какой-либо из Сторон, за исключением случаев, предусмотренных в п. 6.3. настоящего Договора, не допускается.

7.ФОРС-МАЖОР.
7.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если подобное неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы или событий чрезвычайного характера: землетрясения, наводнения, пожара, урагана, военных действий, забастовок, решений органов государственной власти и управления и других обстоятельств, не зависящих от воли Сторон.
Указанные события должны носить чрезвычайный, непредвиденный характер, возникнуть после заключения Договора и не зависеть от воли Сторон.
7.2. При этом срок исполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства.
7.3. Сторона, для которой возникли форс-мажорные обстоятельства, обязана о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств немедленно, однако не позднее десяти дней с момента их наступления, в письменной форме известить другую Сторону. Несвоевременное, более пятнадцати дней, извещение о форс-мажорных обстоятельствах лишает соответствующую Сторону права ссылаться на них в будущем.

8. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.
8.1. Все разногласия или споры, возникающие при исполнении, изменении и расторжении Договора, Стороны намерены разрешать путем переговоров.
8.2. Все неурегулированные споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего Договора, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
9.1. Все приложения, изменения и дополнения к настоящему Договору, составленные в письменной форме и подписанные каждой из Сторон, являются его неотъемлемой частью и действуют наряду с ним.
9.2. Настоящий Договор составлен в трех экземплярах, по одному для каждой из Сторон и один для «Информзащиты», каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

10. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:
«КОМПАНИЯ»: ООО «Рога и копыта»

«ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ»: ___________________
(творческий псевдоним ______________________)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к Договору о передаче смежных прав от «___» _________ 200_ г.

г. Москва «__» _________ 200_ г.
ПЕРЕЧЕНЬ ФОНОГРАММ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, И ИСПОЛНЕНИЙ НА КОТОРЫЕ ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ ПЕРЕДАЕТ КОМПАНИИ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СМЕЖНЫЕ ПРАВА, ОГОВОРЕННЫЕ В П. 1.1 ДОГОВОРА.

№ п. Наименование произведения Автор музыки Автор текстов Исполнитель
1
Настоящее Приложение является неотъемлемой частью Договора и без текста Договора недействительно.
ПОДПИСИ СТОРОН:
«КОМПАНИЯ»: ООО «Рога и копыта»

«ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ»: ___________________
(творческий псевдоним ______________________)

Акт приема передачи фонограмм произведений и исполнений
к Договору о передаче смежных прав от «__» ___________ 200_ г.

1.Фонограммы переданы на носителе, профессионально пригодном для ее воспроизведения промышленным способом.
2.Носитель CD-R –2экз.
Список фонограмм, которые переданы по данному акту ПРАВООБЛАДАТЕЛЮ.

ПОДПИСИ СТОРОН:
«КОМПАНИЯ»: ООО «Рога и копыта»

«ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ»: ___________________
(творческий псевдоним ______________________)

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.
Читайте так же:  Приказ 281 мсх

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Договоры о передаче смежных прав

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т. е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей — руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характера передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения. Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор аудиовизуального произведения должен использовать исполнение (постановке) только в целях создания аудиовизуального произведения, но не в коммерческих целях. Такое положение выражается в формулировке: «предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении».

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в соответствии с п. 2 ст. 39 ЗоАП распределяется между ее производителем и исполнителем поровну.

Читайте так же:  Учет материальных ценностей в мо рф

Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Форма договора о передаче прав исполнителя — письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.

Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.

Законодательство не предусматривает особых требования к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Субъекты смежных прав

В статье «Субъекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете о лицах, которым принадлежат различные интеллектуальные права в сфере права, смежного с авторским. Статья будет полезна в первую очередь певцам, актерам, танцорам, другим исполнителям, так как именно они чаще всего и выступают правообладателями смежных прав. Кроме того, статью «Субъекты смежных прав» будет полезно прочесть тем, кто теми или иными способами использует исполнения и иные объекты смежных прав.
Если у Вас возникнут вопросы по тексту, пожалуйста, присылайте их на наш почтовый ящик [email protected] Ни одно сообщение мы не оставляем без внимания.

1. Субъекты смежных прав: понятие

Субъекты смежных прав – это лица, которым принадлежат интеллектуальные права на объекты прав, смежных с авторскими.

Лицо может стать субъектом смежных прав на основании закона, договора, в результате наследования смежных прав умерших граждан или реорганизации юридических лиц. Первоначально субъекты смежных прав – это всегда лица, которые создали в результате самостоятельного труда один из пяти возможных объектов смежных прав. В отличие от субъектов авторского права, первоначальными субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Последующие (производные) субъекты смежных прав – это лица, к которым смежные права перешли в силу различных юридических фактов, как правило, в результате заключения договора.

Так как смежные права включают несколько категорий прав (подробно об этом написано в главе Права, смежные с авторскими: основные положения), у одного объекта смежных прав может быть несколько субъектов. Например, личные неимущественные права исполнителя всегда принадлежат только ему самому, однако исключительное право может принадлежать работодателю исполнителя или приобретателю по договору об отчуждении исключительного права.

Кроме того, субъекты смежных прав могут быть правообладателями одного объекта. Такая ситуация возможна, когда в создании объекта интеллектуальной собственности принимало участие несколько субъектов, например, театральный коллектив. В таком случае каждый участник коллектива совместно с другими обладает исключительным правом. Впрочем, в большинстве случаев в силу трудовых отношений или договора об отчуждении исключительного права исключительное право переходит к одному лицу .

2. Виды субъектов смежных прав

Виды субъектов смежных прав представлены на схемах. На схеме №1 виды субъектов смежных прав классифицированы в зависимости от вида смежных прав. На схеме №2 субъекты смежных прав изображены в в зависимости от вида охраняемого результата интеллектуальной деятельности, который они создали. Ниже будет более подробно рассказано о каждом из них.

1) Правообладатель – это лицо, которому принадлежит исключительное право использования объекта смежных прав. Именно правообладатель вправе разрешать и запрещать другим лицам использование объекта смежных прав, поэтому именно с правообладателем следует заключать лицензионные и иные договоры.
2) Субъекты личных неимущественных прав – исполнители, режиссеры-постановщики и дирижеры.
3) Субъекты иных смежных прав – лица, которые вправе требовать указания своего имени или наименования на экземплярах объектов смежных прав.
4) Правопреемники – это субъекты смежных прав, к которым права перешли на основании договора или в силу иных юридических фактов. В первую очередь, к этой группе субъектов смежных прав относятся наследники правообладателей.

3. Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров

Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров возникают в силу создания исполнения какого-либо произведения (музыкального, литературного, драматургического и т.д.). Интеллектуальные права исполнителей начали охраняться раньше всех по сравнению с другими субъектами смежных прав.

Исполнитель – это физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение. Закон не содержит исчерпывающего перечня исполнителей, но чаще всего такие субъекты смежных прав это:

  • актеры
  • певцы
  • музыканты
  • танцоры
  • цирковые артисты
  • иные исполнители. Например, исполнителями будут являться и некоторые спортсмены, например, фигуристы. На исполненные ими соревновательные программы также действуют смежные права.

Режиссер-постановщик – это физическое лицо, которое осуществило постановку театрального, циркового, эстрадного или иного зрелищного представления.

Дирижер – это субъект смежных прав, которое руководит исполнением музыкального произведения коллективом исполнителей .

4. Изготовители фонограмм

Субъекты смежных прав не ограничены только исполнителями. На международном и национальном уровне смежные права признаются и за изготовителями фонограмм.

Изготовитель фонограммы – это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись каких-либо звуков. Изготовитель фонограммы создает материальный объект – фонограмму, которая и охраняется правом интеллектуальной собственности. При этом запись не обязательно должна содержать произведение (объект авторского права ) . Смежные права распространяются и на запись звуков природы, звуков, созданных автоматически с помощью компьютерной техники, и так далее .

5. Организации эфирного и кабельного вещания

Организация эфирного или кабельного вещания (вещательная организация) — это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.

Если говорить о российских вещательных организациях, их деятельность должна соответствовать законодательству о СМИ. Статья 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает, что теле- и радиовещание осуществляется организациями на основе лицензии, выдаваемой Роскомнадзором. Следовательно, такие субъекты смежных прав, как вещательные организации, должны соблюдать требования законодательства о СМИ, чтобы иметь возможность осуществлять смежные права .

6. Изготовители баз данных

Изготовитель базы данных – это физическое или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

В приведенном примере следует обратить внимание на слово «организовавшее», которое значит, что изготовитель – это не обязательно лицо, которое непосредственно осуществляло сбор, обработку и расположение материалов базы данных. Для выполнения этой работы изготовитель базы данных, как правило, привлекает других лиц, не обязательно работающих по трудовому договору. Однако все эти лица – это не субъекты смежных прав, так как. они не осуществляют инвестиции в изготовление базы данных, а лишь выполняют работу по заказу будущего правообладателя исключительного права .

Публикаторы – это субъекты смежных прав, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Смежные права публикаторов возникают и подлежат защите в силу того, что публикатор осуществляет работу по поиску произведений, которые ранее не были обнародованы, и выпускает их в свет. Тем самым поощряется сохранение и доведение до публики культурного наследия.

В соответствии с Гражданским кодексом публикатором может быть только физическое лицо (гражданин). Причины введения такой нормы сложно объяснить, ведь деятельность публикатора не обладает признаками творчества, а обнародование произведений или организация обнародования, как правило, осуществляется издательствами. Почему законодатель решил не наделять смежными правами публикаторов таких субъектов, как юридические лица, остается загадкой.

Полезные ссылки по теме «Субъекты смежных прав»:

1.Параграф из учебника М.А.Волковой
2. Оригинальная статья о субъектах смежных прав.
3. Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.

Договор смежных прав