Гражданский кодекс рф 2010

Гражданский кодекс рф 2010

Завершается работа по подготовке новой редакции Гражданского кодекса РФ

Гражданский кодекс иногда называют экономической конституцией страны.

В ноябре 2011г. Президент России дал поручение министру юстиции России возглавить рабочую группу по доработке новой редакции Гражданского кодекса РФ ( проект федерального закона « О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Указанные изменения в Гражданский кодекс РФ готовятся не первый год, и уже сложились разные подходы и мнения даже среди авторов проекта.

Окончательная редакция проекта должна была быть подготовлена не позднее 1 февраля 2012г.

В начале февраля 2012г. министр юстиции А.В.Коновалов сообщил главе государства, что за последние три месяца была сформирована рабочая группа, в которую вошли как разработчики проекта поправок к Гражданскому кодексу РФ, так и все вовлечённые в этот процесс специалисты, эксперты министерств и ведомств, представители широкого круга практикующих юристов. Министр считает, что круг экспертов, принявших участие в обсуждении законопроекта, был достаточно репрезентативным, что позволяет надеяться на то, что результат этой дискуссии отражает на сегодняшний момент всё лучшее, что есть в российской юридической практике и юридической мысли.

Как рассказал министр юстиции, дискуссия была непростой, но исключительно конструктивной. В процессе подготовки проекта нередко звучали революционные, радикальные предложения. Но в целом, по мнению Минюста России, удалось найти некий баланс между радикальным динамизмом и консерватизмом. Законопроект получился сбалансированным и фундаментальным. По сути, он зиждется на уже более чем 15-летнем периоде применения нового гражданского законодательства России. За это время Гражданский кодекс, первая часть которого была принята в 1995г., успел обрасти очень серьёзной судебной практикой, новыми подходами, и эти новые подходы, новая ткань гражданского правоприменения воплотились в последних по времени поправках к Гражданскому кодексу РФ, сказал А.В.Коновалов.

Законопроект содержит поправки к Гражданскому кодексу РФ по очень широкому кругу вопросов. Основная цель этих поправок – облегчить, усовершенствовать, оптимизировать гражданский оборот в стране. Это касается как защиты добросовестности поведения участников гражданского оборота, защиты интересов кредиторов, защиты прав собственности. К Гражданскому кодексу РФ добавляется широкий круг новых вещно-правовых титулов, новых возможностей в реализации прав собственников, владельцев различными видами имуществ.

Как считает министр юстиции, если этот законопроект будет принят и станет частью Гражданского кодекса РФ, то интересы собственников, инвесторов, кредиторов в России будут защищаться существенно надёжнее, правильнее и современнее, чем это делается сейчас.

Довольно серьёзный вклад внесён в обеспечение обязательственного права. С учётом интересов российской экономики это представляется исключительно важным для инвесторов в российскую экономику – как отечественных, так и зарубежных. Юридический и правовой инструментарий дополняется новыми возможностями для тех, кто занимается инвестициями в России, ведёт предпринимательскую деятельность.

Но и для граждан, которые не ведут предпринимательскую деятельность, новая редакция Гражданского кодекса даст новые возможности, новые комфортные условия для эффективной реализации своих прав, считает министр юстиции.

Президент России Д. А.Медведев согласился с тем, что создание новой редакции Гражданского кодекса РФ по целому ряду институтов, включая такие фундаментальные институты, как право собственности и договорное право, представляет собой очень важный шаг в деле развития гражданского законодательства и укрепления правовых основ ведения предпринимательской деятельности в нашей стране, а также защиты имущественных интересов наших граждан.

Новая редакция Кодекса может сыграть свою роль, обеспечив и должный динамизм развития нашей экономики, и в то же время сохранив те традиции, которые были свойственны нашей правовой системе в последние 200 лет, считает Д.А.Медведев.

Глава государства высказал надежду на скорейшее завершение работы над законопроектом для направления его в Государственную Думу.

С проектом федерального закона « О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

О дискуссиях по проекту изменений в Гражданский кодекс РФ можно прочитать также здесь

А также в журнале « Юридический консультант» № 4, 2012г.

Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 31 января 2012г. представил Президенту РФ Д.А.Медведеву проект федерального закона « О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данный проект готовился Советом в целях реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с Указом Президента РФ Д.А.Медведева от 18 июля 2008г. № 1108 « О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

Первоначальная редакция проекта была размещена на сайтах Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и обсуждалась на нескольких международных научно-практических конференциях, в Минэкономразвития России, в Торгово-промышленной палате России, а также на ряде других встреч и совещаний. Помимо этого разделы проекта направлялись на заключение ведущим отечественным и иностранным специалистам ( из Австрии, Германии, Нидерландов и др.). Поступившие отклики свидетельствуют в целом о поддержке основных положений проекта. Высказанные отдельные замечания были проанализированы и во многом учтены.

Проект в первоначальной его версии был представлен Президенту РФ 30 декабря 2010г., после чего по поручению Президента РФ он обсуждался в различных министерствах и ведомствах, а также на специально посвящённых этому вопросу совещаниях у Президента РФ Д.А.Медведева, у Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова, у Министра экономического развития РФ Э.С.Набиуллиной.

Доработанный с учётом состоявшихся обсуждений проект был представлен Президенту РФ 16 мая 2011г., после чего по поручению Президента РФ он повторно дорабатывался рабочей группой, образованной в соответствии с этим поручением министром юстиции РФ А.В.Коноваловым. В состав этой рабочей группы вошли специалисты Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Минюста России, Минфина России, Минэкономразвития России, Федеральной службы по финансовым рынкам, других федеральных министерств и ведомств, Центрального Банка России, а также рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации.

Как сообщил Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, замечания и предложения, поступившие от Минэкономразвития России, других федеральных министерств и ведомств, а также от рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, в ходе вышеупомянутых совещаний были детально обсуждены и учтены в виде ряда компромиссных решений, нашедших отражение в тексте проекта.

Следуя Концепции развития гражданского законодательства, проект предусматривает внесение изменений в части первую, третью ( за исключением раздела V « Наследственное право») и четвёртую ГК РФ, а также в некоторые главы части второй Кодекса ( так называемые « финансовые сделки»).

Как считают авторы законопроекта, содержание и объём предусмотренных проектом изменений и дополнений Кодекса позволяет рассматривать его как проект существенной модернизации Гражданского кодекса России, прежде всего его первой части, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права.

Для того, чтобы введение в действие законопроекта не создало для участников гражданского оборота в их деятельности неоправданных препятствий и трудностей, предусмотрены подробные переходные положения. Вступление в силу законопроекта предполагается по истечении некоторого переходного периода. Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не потребуется. При регистрации изменений, вносимых в связи с принятием законопроекта в учредительные документы юридических лиц, не будет взиматься государственная пошлина.

19 декабря 2011г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялась международная научно-практическая конференция « Проблемы модернизации Гражданского кодекса Российской Федерации»

Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, председатель Совета Исследовательского центра частного права В.Ф. Яковлев рассказал об истории создания Исследовательского центра частного права при Президенте России и о ходе работ над Гражданским кодексом РФ.

По его словам, Исследовательский центр частного права создавался во время стремительного демонтажа экономической системы страны в начале 90-х годов. Перед Центром, созданным распоряжением Президента РФ от 27 декабря 1991г., была поставлена задача в максимально сжатые сроки привести правовое регулирование экономических отношений в соответствие с нарождающимся рыночным укладом. На решении этой задачи и были сконцентрированы силы Исследовательского центра частного права. Гражданский кодекс РФ стал главным итогом этой масштабной, многоуровневой работы. И сегодня, отметил В.Ф. Яковлев, Исследовательский центр частного права при Президенте России находится в самом эпицентре борьбы разнонаправленных интересов различных субъектов гражданского оборота, касающихся определения целей и основных направлений модернизации Гражданского кодекса РФ.

Во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008г. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовлен концептуально обоснованный проект системной модернизации Гражданского кодекса. Некоторые положения этого проекта подвергаются существенной критике, предлагаются альтернативные варианты некоторых важных положений.

Центр будет и впредь, заключил В.Ф.Яковлев, верен определённой Президентом РФ стратегической линии развития Гражданского кодекса РФ, будет проявлять последовательность и твёрдость в отстаивании чистоты и целостности российского частного права.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А.Иванов обратил внимание участников конференции на опасность бессистемного ведения работ по пересмотру Гражданского кодекса РФ. Следствием этого может стать разрушение концептуальной основы кодекса, считает А.А.Иванов, предложив при этом ввести практику предания огласке авторов и вдохновителей таких законопроектов в сфере гражданского законодательства.

Читайте так же:  Льготы по потере кормильца при поступлении в колледж

Первый заместитель Председателя Совета Исследовательского центра частного права А.Л.Маковский напомнил, что все последние двадцать лет существования Центра его главным делом была подготовка проектов Гражданского кодекса РФ. Были подготовлены четыре части Гражданского кодекса, составляющие вместе 1551 статью. Основной корпус Гражданского кодекса ( части первая и вторая, более 1100 статей) действует уже 17 лет, последняя из принятых частей Кодекса, посвящённая интеллектуальным правам и в своё время бывшая предметом острых споров, действует уже четыре года.

А.Л.Маковский отметил, что новый Гражданский кодекс РФ конкретизировал, упорядочил и закрепил децентрализацию собственности в России, определил статус и правовые возможности участников гражданского оборота. При этом более 900 статей Гражданского кодекса (3 /5 его объёма) составляет правовой инструментарий динамики этого оборота – правила о сделках, обязательствах, договорах.

В Гражданском кодексе РФ впервые осуществлена полная кодификация законодательных норм об интеллектуальной собственности и создана единая разветвлённая система правил об исключительных правах, включая общие нормы о них.

По мнению А.Л.Маковского, образование 5 октября 1999г. Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства стало важной вехой в деле создания высокопрофессионального механизма совершенствования гражданского законодательства. Идея создания данного Совета была подсказана опытом Нидерландов, Франции, Германии. Государственные учреждения в этих странах готовят обстоятельные экспертные заключения по проектам законов. И хотя они имеют рекомендательный характер, без учёта этих рекомендаций в этих странах практически не принимается ни один закон.

В числе основных задач указанного Совета– подготовка предложений Президенту России о государственной политике в сфере гражданского законодательства, экспертиза проектов федеральных законов в сфере гражданского законодательства, анализ практики применения Гражданского кодекса РФ и подготовка предложений о внесении в него изменений.

При определении состава Совета с самого начала была заложена следующая идеология: членами Совета должны быть люди, свободные от какой-либо заинтересованности в результатах экспертизы, кроме заинтересованности высокопрофессиональной и гражданственной. В составе Совета преобладают судьи, научные работники и преподаватели высшей школы.

А.Л.Маковский считает, что в высших интересах России необходимо существенно расширить сферу применения экспертизы, выйдя за пределы гражданского и даже частного права.

Сегодня главной заботой Центра стали обширные работы по модернизации Гражданского кодекса РФ и на этой основе российского гражданского законодательства в целом.

В 2007г. вопрос о совершенствовании Гражданского кодекса РФ поставил Д.А.Медведев, тогда первый заместитель председателя Правительства РФ. В центре задачи совершенствования гражданского законодательства оказались две области гражданского права – юридические лица и собственность, что, по мнению А.Л.Маковского, неслучайно: на их регулировании сильнее всего сказался переходный характер нашей экономики первой половины 1990-х годов.

Концепция развития гражданского законодательства была подготовлена семью рабочими группами, созданными Советом по кодификации. 7 октября 2009г. Концепция была одобрена на заседании Совета, которое провёл Президент РФ. Объёмный законопроект, содержащий изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ, был представлен Президенту РФ уже 30 декабря 2010г.

Работа над проектами Гражданского кодекса РФ никогда не была спокойным и безмятежным занятием, сказал А.Л.Маковский. Но столь серьёзного противостояния, какое возникло при завершении работы над последним законопроектом, предполагающим внесение изменений и дополнений в Кодекс, раньше не было. Квинтэссенцией этого противостояния стало противопоставление « эффективных» норм гражданского законодательства его « справедливым» правилам. В результате передача законопроекта в Государственную Думу была задержана более чем на год.

На конференции были заслушаны также доклады: В.В. Витрянского « Основные новеллы договорного права»; Е.А. Суханова « Об основных направлениях развития законодательства о юридических лицах в проекте новой редакции Гражданского кодекса»; С.В. Сарбаша « Финансовые сделки в проекте новой редакции Гражданского кодекса»; Е.А. Павловой « Актуальные вопросы совершенствования законодательства об интеллектуальных правах».

В прениях по заслушанным докладам выступили: профессор В. Бергман ( Германия), заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии Б.М.Гонгало, заместитель руководителя Аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ А.В.Егоров, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ярославского государственного университета Е.А.Крашенинников, профессор кафедры гражданского права Киевского национального университета им.Т.Г.Шевченко Н. С.Кузнецова, заведующая кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета Н.Ю.Рассказова, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, директор научно-исследовательского института при Казахском гуманитарно-юридическом университете М.К.Сулейменов, заведующая кафедрой гражданского права Кубанского государственного университета Л.В.Щенникова, некоторые другие участники конференции.

В работе конференции наряду с московскими учёными приняли участие представители научной общественности из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ярославля, Краснодара, Саратова, Казани, зарубежные коллеги из Казахстана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Германии, США, Нидерландов, Франции.

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 24 сентября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 29 сентября 2010 года

Внести в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 1229 изложить в следующей редакции:

«5. Ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, в том числе в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение, устанавливаются настоящим Кодексом.

При этом ограничения исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства, объекты смежных прав, изобретения и промышленные образцы, товарные знаки устанавливаются с соблюдением условий, предусмотренных абзацами третьим, четвертым и пятым настоящего пункта.

Ограничения исключительных прав на произведения науки, литературы или искусства либо на объекты смежных прав устанавливаются в определенных особых случаях при условии, что такие ограничения не противоречат обычному использованию произведений либо объектов смежных прав и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.

Ограничения исключительных прав на изобретения или промышленные образцы устанавливаются в отдельных случаях при условии, что такие ограничения необоснованным образом не противоречат обычному использованию изобретений или промышленных образцов и с учетом законных интересов третьих лиц не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.

Ограничения исключительных прав на товарные знаки устанавливаются в отдельных случаях при условии, что такие ограничения учитывают законные интересы правообладателей и третьих лиц.»;

2) в статье 1273:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:»;

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. В случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 настоящего Кодекса.»;

3) в пункте 3 статьи 1299 слова «, кроме случаев, когда настоящим Кодексом разрешено использование произведения без согласия автора или иного правообладателя» исключить;

4) пункт 1 статьи 1362 дополнить абзацем следующего содержания:

«Предоставление в соответствии с правилами настоящего пункта принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование изобретения, относящегося к технологии полупроводников, допускается исключительно для его некоммерческого использования в государственных, общественных и иных публичных интересах или для изменения положения, которое в установленном порядке признано нарушающим требования антимонопольного законодательства Российской Федерации.»;

5) в подпункте 3 пункта 9 статьи 1483 слова «доменному имени,» исключить;

6) пункт 1 статьи 1516 дополнить абзацем следующего содержания:

«Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.».

Гражданский кодекс рф 2010

Арбитражный процессуальный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2012 года

Бюджетный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2013 года

Бюджетный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2012 года

Водный кодекс РФ в редакции от 07.12.2011 года

Воздушный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2013 года

Воздушный кодекс РФ в редакции, действующей с 23.02.2012 года

Градостроительный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.07.2013 года

Градостроительный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.04.2012 года

Гражданский кодекс РФ. Часть первая в редакции, действующей с 01.03.2013 года

Гражданский процессуальный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2012 года

Жилищный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2013 года

Жилищный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.03.2012 года

Жилищный Кодекс РФ в редакции от 18.07.2011 года

Жилищный кодекс РФ в редакции от 30.11.2010 года

Земельный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2013 года

Земельный кодекс РФ в редакции, действующей с 06.01.2012 года

Земельный кодекс РФ в редакции от 05.04.2011 года

Кодекс торгового мореплавания РФ в редакции, действующей с 27.01.2013 года

Лесной кодекс РФ в редакции от 28.07.2012 года

Лесной кодекс РФ в редакции от 06.12.2011 года

Налоговый кодекс РФ. Часть вторая в редакции, действующей с 01.07.2013 года

Семейный кодекс РФ в редакции, действующей с 13.02.2013 года

Семейный кодекс РФ в редакции от 30.11.2011 года

Семейный кодекс РФ в редакции от 30.06.2008 года

Таможенный кодекс РФ в редакции от 26.06.2008 года

Трудовой кодекс РФ в редакции от 29.12.2012 года

Трудовой кодекс РФ в редакции от 15.12.2011 года

Трудовой кодекс РФ в редакции от 29.12.2010 года

Уголовный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.01.2013 года

Уголовный кодекс РФ в редакции от 07.12.2011 года

Уголовный кодекс РФ в редакции от 04.05.2011 года

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в редакции, действующей с 11.01.2013 года

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.02.2013 года

Внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 февраля 2010 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2010 года.

Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону:

Читайте так же:  Приказ министерства обороны 010

Федеральный закон направлен на увеличение срока подачи ходатайства о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы на товарный знак (с двух до шести месяцев).

Данное изменение обусловлено необходимостью приведения гражданского законодательства Российской Федерации в соответствие с правилами Сингапурского договора о законах по товарным знакам, ратифицированного Федеральным законом от 23 мая 2009 года №98-ФЗ (далее – Договор).

Договор является очередным этапом гармонизации национальных систем законодательства в сфере интеллектуальной собственности и соответствующих административных процедур. Договор предусматривает для заявителя и правообладателя дополнительные льготы, которые не предусмотрены Договором о законах по товарным знакам (TLT 1994 года), участницей которого с 11 мая 1998 года является Российская Федерация. Одновременно с Договором на Дипломатической конференции 27 марта 2006 года в Сингапуре была принята Инструкция, являющаяся его неотъемлемой частью.

В соответствии со статьей 14 Договора договаривающаяся сторона может предусматривать послабления в случае несоблюдения сроков, связанных с совершением административных процедур в отношении товарных знаков в ведомстве, осуществляющем их регистрацию. При этом правилом 9 Инструкции определено, что договаривающаяся сторона может установить в качестве максимального срока подачи заявления о восстановлении пропущенных сроков для совершения необходимых процедур срок, составляющий не менее шести месяцев с даты истечения испрашиваемого срока, что и предусмотрено Федеральным законом.

Информационные письма Президиума ВАС РФ

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

О некоторых вопросах применения положений
статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации»

В связи с вопросами, возникающими при применении положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ, Кодекс), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации информирует арбитражные суды о следующих выработанных рекомендациях:

1. В соответствии со статьёй 319 ГК РФ сумма произведённого платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем — проценты, а в оставшейся части — основную сумму долга.

При этом под издержками кредитора по получению исполнения в названной статье Кодекса понимаются, например, платежи, которые кредитор обязан совершить в связи с принудительной реализацией своего требования к должнику (в частности, сумма уплаченной кредитором государственной пошлины), а под процентами — проценты за пользование денежными средствами, подлежащие уплате по денежному обязательству, в том числе проценты за пользование суммой займа, кредита, аванса, предоплаты (статья 809 ГК РФ).

Судам необходимо учитывать, что данная норма Кодекса направлена в том числе на защиту интересов кредитора в денежном обязательстве, поэтому указание должником в платёжном документе назначения уплачиваемой им суммы (например, возврат основной суммы долга по кредитному договору) само по себе не имеет значения при определении порядка погашения его обязательств перед кредитором, которое осуществляется по правилам статьи 319 Кодекса.

2. Применяя статью 319 ГК РФ, суды должны учитывать, что названная норма не регулирует отношения, связанные с привлечением должника к ответственности за нарушение обязательства (глава 25 ГК РФ), а определяет порядок исполнения денежного обязательства, которое должник принял на себя при заключении договора.

В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что соглашением сторон может быть изменён порядок погашения только тех требований, которые названы в статье 319 Кодекса (например, стороны вправе установить, что при недостаточности платежа обязательство должника по уплате процентов погашается после основной суммы долга).

Соглашение, предусматривающее, что при исполнении должником денежного обязательства не в полном объёме требования об уплате неустойки, процентов, предусмотренных статьёй 395 Кодекса, или иные связанные с нарушением обязательства требования погашаются ранее требований, названных в статье 319 Кодекса, противоречит смыслу данной статьи и является ничтожным (статья 168 ГК РФ).

Требования кредитора об уплате неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), иные денежные требования, связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, могут быть добровольно удовлетворены должником как до, так и после удовлетворения требований кредитора, указанных в статье 319 Кодекса.

Судам также необходимо иметь в виду, что положения статьи 319 ГК РФ не являются препятствием для предъявления кредитором до погашения основной суммы долга иска в суд о взыскании с должника неустойки или процентов за пользование чужими денежными средствами.

3. Если кредитором неправильно применены положения статьи 319 ГК РФ, должник, в частности, вправе заявить соответствующие возражения при рассмотрении судом иска кредитора о взыскании денежных средств по требованиям к должнику (например, по требованию о взыскании процентов и основной суммы долга).

4. Судам следует иметь в виду, что стороны договора вправе установить, что расчёты по договору, а также уплата неустойки и иных денежных сумм, являющихся мерами ответственности за нарушение договора, осуществляются посредством платежных требований без предварительного акцепта плательщика (§4 главы 46 ГК РФ).

Тот факт, что обязательство должника по уплате неустойки было исполнено посредством безакцептного списания денежных средств с его расчётного счета, сам по себе не означает, что должник не может потребовать возврата излишне уплаченной неустойки. Суд, рассматривая данное требование и установив несоразмерность уплаченной неустойки последствиям нарушения обязательства (статья 333 ГК РФ) либо отсутствие оснований для привлечения должника к ответственности за нарушение обязательства (пункт 2 статьи 330 ГК РФ), выносит решение о возврате излишне уплаченной неустойки применительно к пункту 3 статьи 1103 ГК РФ либо, если об этом заявил истец, о признании погашенными полностью или частично обязательств должника перед кредитором по уплате основной суммы долга и процентов.

При этом проценты за пользование чужими денежными средствами, указанные в пункте 2 статьи 1107 ГК РФ, подлежат уплате с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств, то есть с даты вступления в силу решения суда о возврате излишне уплаченной неустойки, а если суд установит, что списание неустойки было осуществлено кредитором в ситуации, когда он заведомо знал или должен был знать о неправомерности таких действий, — с даты списания денежных средств со счета должника.

5. Рекомендации, содержащиеся в настоящем информационном письме, применяются во всех случаях, когда действия должника или иного лица направлены на исполнение обязательства либо прекращение денежного обязательства должника перед кредитором иными способами (например, при прекращении обязательства зачётом, при удовлетворении кредитора по обязательству, обеспеченному залогом, из стоимости заложенного имущества, вырученной при продаже имущества с торгов либо реализации его иным способом).

Гражданский кодекс Российской Федерациичасть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ

26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля, 4 октября 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 18, 19 июля, 19 октября, 21, 28, 30 ноября, 6, 8 декабря 2011 г., 5, 14 июня, 2 октября, 3, 29, 30 декабря 2012 г., 11 февраля, 7 мая, 28 июня, 2, 23 июля, 30 сентября, 2 ноября, 2, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 23 июня, 21 июля, 22 октября, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 31 января, 15 февраля, 9, 30 марта, 23 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 февраля, 28 марта, 1, 26, 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года

Раздел I. Общие положения

Подраздел 1. Основные положения

Глава 1. Гражданское законодательство

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом , если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Читайте так же:  Упрощенцы и налог на прибыль

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Статья 5. Обычаи

1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии

1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Статья 7. Гражданское законодательство и нормы международного права

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

Статья 8.1. Государственная регистрация прав на имущество

1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

4. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

5. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

6. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.

7. В отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.

Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

8. Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

9. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Гражданский кодекс рф 2010