Андрис лиепе развод

Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, фото

Санкт-Петербург и Москва — крупнейшие российские центры балетного искусства. Именно здесь расположены самые знаменитые театры страны. Именно в них исполняют роли в уникальных постановках звезды российской балетной школы, среди которых важное место долгое время отводилось и латвийскому танцовщику, сейчас — постановщику балетов и руководителю театра «Кремлевский балет» — А. Лиепе.

Страницы биографии

Андрис Лиепа — наследник балетной династии. Его отец — известный балетный танцовщик и режиссер-постановщик. Его младшая сестра Илзе — также знаменитость балетной сцены. Родились они в актерской семье, но лишь наполовину — в балетной. Отец их — знаменитый балетный танцовщик 20-го столетия Марис Лиепа, а мать — драматическая актриса М. Жигунова. Семья Мариса Эдуардовича проживала тогда в Москве на Неждановой улице, в доме, построенном для актерских семей — сотрудников Большого и Московского художественного театров. Лиепам, наверное, повезло, ведь жили они в той квартире, где жила народная артистка РСФСР Е. В. Гельцер — уникальная балерина и актриса. В доме жили и известные драматические актеры XX века — Качалов, Леонидов и др.

Андрис прошел балетную школу Московской художественной академии искусства (МХАИ) и начал свою карьеру в московском Большом театре. За годы службы он станцевал практически все ведущие роли в классических постановках. Много ездил с гастролями, в том числе и в заграничные турне. На гастролях в Вашингтоне получил сложную травму ноги и был вынужден оставить сцену.

В биографии Андриса Лиепы личная жизнь шла рука об руку с творчеством, ведь вместе с ним в одних спектаклях танцевала и его жена Екатерина Лиепа. Однако через двадцать лет совместной жизни идиллии этой звездной пары пришел конец. Развод Андриса Лиепы с Екатериной взбудоражил поклонников. Не спасло даже то, что брак был освящен церковью. На развод подала Екатерина. О таком финале личной жизни Андрису Лиепе осталось лишь сожалеть. О причинах подобного решения информация не разглашалась.

Интересна и зарубежная страница творчества Андриса Марисовича. Рано уехав за границу, он выступал у Михаила Барышникова. За рубежом ему довелось поработать на уникальных сценах европейских оперных театров — Ла Скала в Милане, в Парижской опере, коллективе Мориса Бежара в Лозанне, Швеции и Риме. Его партнершами были: блестящая Изабель Гирен, удивительная Карла Фраччи, но наиболее длительное время статус партнерши знаменитого Андриса Лиепы имела Нина Ананиашвили. Именно с ней Лиепа начинал свой творческий путь, участвовал почти во всех конкурсах. И остался верен в своем творчестве до конца.

Достойный преемник

Личная биография Андриса Лиепы в творчестве достаточно плодотворная и яркая. Танцовщик и балетмейстер, Андрис Марисович достойно продолжает династию вслед за своим титулованным отцом Марисом Эдуардовичем. Основными постановками, в которых он станцевал свои самые блестящие партии, были «Раймонда» А. Глазунова, знаменитые балеты П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Золотой век» Д. Д. Шостаковича, «Иван Грозный» С. С. Прокофьева в версиях титулованных балетмейстеров — М. Петипа, С. Григоровича.

Однако Андрис Марисович не остановился на признанной всеми классике, а попробовал себя и в более новаторских работах: «Лебединое озеро» в концепции М. Барышникова, «Петрушке» — работе О. Виноградова, «Ромео и Джульетте» в вариации К. Макмиллана, «Скрипичном концерте» Дж. Баланчина.

На посту постановщика

Еще в Санкт-Петербургской «Мариинке» Андрис Лиепа реконструировал несколько важных в истории балетного искусства работ: «Петрушка» и «Жар-Птица» И. Ф. Стравинского, «Шахерезада» Н. А Римского-Корсакова в постановке М. Фокина. Событие это состоялось в 1993 г., и с тех пор «Шахерезада» и «Жар-Птица» идут на сцене «Мариинки». На фото Андрис Лиепа в роли Петрушки — одном из самых колоритных образов, им исполненных.

Все три перечисленных спектакля были поставлены А. Лиепой и для дрезденского, римского и флорентийского театров. А через год состоялась премьера еще одной творческой работы мастера: оперного спектакля «Сказание о невидимом граде Китеже». Постановка была создана для Мариинского театра, но премьера ее была в Париже. Дирижировал маэстро Валерий Гергиев. С той же работой Лиепа выступил и на Эдинбургском фестивале — еще через год. Также осуществил постановку оперы «Евгений Онегин» для Центра оперного пения Г. Вишневской.

Еще одной интересной работой Андриса Лиепы стали спектакли под произведения С. Рахманинова, поставленные для театра «Новая опера». Это спектакли: «Музей Оскара Шлеммера» и «Маэстро».

Жар-птица вернулась!

В 1997 г. Андрис Лиепа обратился к кинематографическому творчеству, удачно сочетая его с основным призванием. Он создал кинопроект, получивший название, связанное с одним из балетных спектаклей, ранее им поставленных для Мариинского театра, — «Возвращение Жар-Птицы».

В этот фильм-балет вошли все три знаменитые одноактные постановки авторства М. Фокина в реконструкции А. Лиепы. Центральные роли в них исполнили сам А. Лиепа, его постоянная партнерша Нина Ананиашвили, а также сестра Андриса Лиепы Илзе, его жена Екатерина, Гедеминас Таранда и др. К слову, роли в версии антрепризы С. Дягилева исполняли Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Михаил Фокин и другие звезды балета начала XX века.

Благотворительность как образ жизни

1996 г. — важный в жизни и общественной деятельности Андриса Лиепы: он основал фонд развития балетного искусства имени своего отца. Основным назначением фонда стала организация благотворительных представлений для разных категорий россиян, находящихся в тяжелых социальных условиях. А также для популяризации отечественного искусства. В его проекте участвуют звезды культуры и искусства. Гала-концерты в рамках фонда посвящаются Марису Лиепе, Майе Плисецкой и др. Они имеют спрос за границей — Лондоне, Мадриде, Риге и др.

Фонд содействия развитию хореографического искусства, основанный А. Лиепой, сотрудничает с Челябинским детским благотворительным фондом «Алеша», который организует в Челябинске гастроли «Русских сезонов XXI в.» и помогает выявлять и продвигать юные дарования.

«Русские сезоны»: возрождение

Чтобы оценить это начинание Андриса Лиепы, следует обратиться к истории начала XX в., когда Сергей Дягилев впервые организовал проект «Русские сезоны в Париже» — для популяризации русского музыкального искусства, а потом оперного и балетного. В составе труппы «Русских сезонов» танцевали такие звезды русского балета, как Михаил Фокин, Рудольф Нуриев, Анна Павлова и др. Весь мир рукоплескал русским танцовщикам и певцам. На художественном поприще в связи с этим прославился и Лев Бакст, создававший костюмно-декорационное оформление спектаклей «сезонов».

Теперь, в начале XXI в., ровно через столетие, «Русские сезоны» реанимировал Андрис Лиепа. Правда, их название несколько изменилось — «Русские сезоны XXI века». Обновленная антреприза путешествует по культурным центрам Европы и мира. Мастера балета представляют свои работы в Лондоне, Париже, Киеве, Мадриде и др. И постановки их пользуются несомненным успехом.

Есть в России Николо-Сольбинский женский монастырь. Он находится в Ярославской области, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. И называется так от финно-угорского значения слова «солба» — «живая вода».

В монастыре есть детский приют и школа. В них живут и обучаются шестьдесят воспитанниц от 7 до 18 лет. Есть здесь и профессиональный колледж.

Андрис Лиепа уже не один год оказывает помощь воспитанницам этого монастыря. В совместной трудовой деятельности они облагораживают монастырскую территорию — сажают розовые кусты и строят смотровую башню. Но и о своих привычных обязанностях Лиепа не забывает — он организует в стенах монастыря благотворительный фестиваль, причем не только в качестве режиссера, но и в качестве повара.

С 2017 г. девочки-актрисы театра «Доброй школы на Сольбе» гастролируют в Москве. Они уже показали свои музыкальные постановки в Московском дворце пионеров и на сцене театра Рюминой. Девочки представили уже свой мюзикл «Отважный лебеденок». Такой результат стал возможным, потому что в школе девочек обучают профессиональные специалисты: хореографы, вокалисты, режиссеры и т. д. Те воспитанницы, которые не обладают музыкальными, танцевальными и актерскими способностями, участвуют в создании сценариев и художественного оформления спектаклей. Постановки получаются очень добрыми и трогательными. А благодаря удивительным рукодельницам — и яркими. По отзывам зрителей, они трогают «до глубины души».

Кремлевский балет

Этот необычный театр, популяризирующий и развивающий отечественное балетное искусство, был основан в 1990 г. хореографом и режиссером-постановщиком А. Петровым. За музыкальную составляющую его спектаклей отвечал Президентский оркестр Российской Федерации под руководством дирижеров А. Овсянникова и В. Орлова. Позже спектакли стал сопровождать другой музыкальный коллектив — Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета.

Театр восстанавливает произведения, созданные в начале XX в. арт-труппой под руководством С. Дягилева. На данный момент в его репертуаре 11 спектаклей из этого цикла. Это немало в условиях сложного пути развития отечественного балета.

Хронология наград

Андрис Лиепа много сил и творческих идей отдал любимому искусству и родной стране. За заслуги перед Отечеством и отечественным искусством был неоднократно награжден. Свою первую награду он получил, еще будучи балетным танцовщиком, почти в самом расцвете профессиональной карьеры: был победителем Международного конкурса артистов балета в Москве. Через четыре года стал обладателем серебряной медали того же конкурса. А уже на следующий год получил Гран-при международного конкурса в США. Имеет Андрис Лиепа и награду той страны, откуда он родом: самую высокую награду Латвии — «Орден Трех Звезд».

В подарок юбиляру!

В феврале 2017 г. народный артист России Андрис Лиепа отметил свой юбилей — 55 лет. В подарок юбиляру и жителям столицы к его юбилею в Охотном ряду экспонировалась выставка фотографий и сценических костюмов удивительного танцовщика. Длилась она восемь дней и была бесплатной для всех желающих. Среди экспонатов выставки были представлены замечательные фотографии А. Лиепы, сделанные его большим другом — фотомастером Ниной Алверт. Наиболее интересны публике костюмы отца танцовщика — Мариса Лиепы, а также сценические наряды, созданные в Гранд-Опера для спектаклей, поставленных в XX в. Р. Нуриевым и восстановленных А. Лиепой.

18 февраля в Кремлевском дворце проходил концерт Андриса Лиепы, где в были представлены: фрагмент балета Детского музыкального театра им. Сац «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, спектакль «Видение Розы» Михаила Фокина, фрагмент оперы «Князь Игорь» А. Бородина — «Половецкие пляски», ставшие в свое время самостоятельным одноактным балетом.

Читайте так же:  Следственного управления следственного комитета по вологодской области

Андрис Лиепа внес огромный вклад в развитие отечественного балетного искусства, вложил много сил и творческого потенциала в его развитие, пропаганду на мировом уровне. А на сцене не просто достойно представлял уровень российского балета, но и стал настоящим продолжателем дела, начатого отцом. И пусть пока не снято фильмов про Андриса Лиепу, это вполне поправимо!

Андрис лиепе развод

2-5 апреля в Петербурге пройдет фестиваль «Балетные сезоны XXI века» в честь юбилея Мариса Лиепы. На сцене БКЗ «Октябрьский» в гала-концерте выступят Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, Патрик де Бана и другие. На сцене Михайловского театра будут показаны «Павильон Армиды» и «Шехерезада». Руководитель проекта Андрис Лиепа рассказал «Фонтанке» о фестивале, о ремонте в Большом, о Волочковой и Цискаридзе, и о скандальном разладе в своей семейной жизни.

— Андрис, вы — народный артист России, руководитель крупного балетного проекта и благотворительного фонда имени Мариса Лиепы, недавно достигли 50-летия, однако свой юбилей отметили негромко, творческим вечером в Минске, а не в Москве или Петербурге, где вы блистали на сценах Большого и Мариинки. Зато предстоящий 75-летний юбилей вашего отца усилиями вашими и вашей сестры Илзе станет заметным событием в двух столицах. Ну не парадокс ли это?

— 50 лет – это уже возраст, но я стеснялся что-то делать в свою честь. А из Минска, где я поставил несколько балетов, поступали настойчивые предложения, и 29 февраля там мой творческий вечер состоялся… Я действительно восхищался и продолжаю восхищаться тем, что делал мой отец. Говорят, яблочко от яблони далеко не падает, и мы с Илзе продолжаем его дело. К сожалению, отец ушел очень рано. Мне всегда казалось, что 52 года – это достаточно серьезный возраст, но когда сам перешел рубеж 50 лет, понял: это чудовищная несправедливость, что нет отца, нет Володи Высоцкого, нет Василия Шукшина. И чем дальше, тем больше нам их не хватает. Этот сезон мог бы стать для отца юбилейным, ему бы исполнилось только 75 лет. Я много работаю с Майей Михайловной Плисецкой, с Галиной Павловной Вишневской, делал их вечера и в Париже, и в Москве, и, глядя на них, часто думаю: как было бы хорошо, если бы отец был жив, какие потрясающие творческие работы нам бы подарил, каких артистов вырастил.

— Во всех афишах и документах вы подчеркиваете, что Фонд Мариса Лиепы – благотворительный… Это выражается в том, что ваш фонд аккумулирует средства исключительно для своих проектов, или еще и сам кому-то помогает?

— У нас есть благотворительные программы, например, для ветеранов Великой Отечественной войны — пять лет я делаю большой бал победителей на Поклонной горе. Делаю это абсолютно по велению души. Проводя наши многочисленные детские проекты, отдаем в мэрию Москвы не 100-200, а 3000 билетов для детей из неблагополучных семей. Эти билеты – наша помощь семьи социально необеспеченным, что не могут себе позволить впятером придти на «ёлку» по нынешним ценам.

— Как вы относитесь к тому, что современный балет для миллионов обычных россиян ассоциируется сегодня с фамилией Анастасии Волочковой?

— С Настей у меня очень хорошие отношения. Когда она в свои 18 только появилась в Мариинке, я много с ней репетировал. Помню, она танцевала в «Жар-птице» и «Шехерезаде», хотя эти партии ей танцевать было рано чисто по возрасту. Но так сложилось, что театр ей давал эти партии, мы ездили на гастроли в Америку, Италию. Какая-то часть моей жизни отдана этому человеку. И мне очень жаль, что ее судьба сложилась так сложно — именно сложно, потому что она не нашла свой коллектив, в котором могла бы полноценно работать. Она была очень талантливой молодой балериной, но у нее отняли сначала один театр, потом второй театр начал выстраивать с ней какие-то неправильные отношения. Я-то был уверен, что на нее нужно ставить не эстрадные номера, а настоящие спектакли, где бы она могла показать себя. Помню, я сказал ей: «Настя, на тебя нужно поставить «Полет Валькирий», давай сделаем это!» Но как-то не срослось.

— Ваш отец ведь в свое время опубликовал в газете «Правда» статью, где критиковал методы работы Юрия Григоровича, после чего ему два года не давали танцевать на сцене Большого театра… Теперь история повторяется с вашим другом и коллегой Николаем Цискаридзе, которого изгоняют из Большого. Можете ситуацию прокомментировать?

— Да никто его не изгоняет. Танцует, продолжает там работать. Я знаю, что это очень сложно — вставать в оппозицию к любому театру, и психологически, и эмоционально сложно. Слава богу, Коля поддерживает себя в форме, работает, продолжает гнуть свою линию. Правда глаза колет. А то, что Коля говорит правду, в этом я не сомневаюсь. Цискаридзе служит этому театру 20 лет и имеет право сказать то, что думает о той же больной теме реконструкции… Конечно, все могло быть по-другому, я видел уникальные реконструкции — вот у вас в Александринском театре, например. Я облизывался, когда смотрел, как этот театр реставрировали, и это заняло не пять лет — спокойно за три года сделали качественную реставрацию с потрясающими техническими возможностями, с музеем. Я просто диву даюсь, почему здесь можно сделать, а в Большом нельзя. Наверное, потому, что в Александринке есть господин Фокин, который следил за тем, как все делалось. Был бы такой настоящий хозяин в Большом театре – там все сложилось бы по-другому. А то ведь Володю Васильева убрали прямо перед реконструкцией, хотя он был настоящим хозяином — уж он не дал бы уложить кафель на пол, по которому артисту балета нужно бежать на сцену, о чем и говорит с такой болью Цискаридзе.

— А что вы скажете о нашумевшем переходе из Большого в Михайловский театр Натальи Осиповой и Ивана Васильева? Вы ведь тоже в свое время уходили из Большого со скандалом?

— Да, я был первым артистом, который ушел из Большого театра и уехал в Америку, в труппу Михаила Барышникова. Каждый артист решает такие вещи для себя. Со стороны трудно судить, что ребят в Большом не устраивало, и что устраивает здесь. Но я слышал, что даже Полина Семионова будет у вас работать, говорят, она уходит из берлинского Staatsballett и приезжает к вам.

— Андрис, вы снимались в кино как актер, почему бы вам ни попробовать себя в качестве кинопродюсера? Мне кажется, вы вполне могли бы сделать масштабный художественный кинопроект, посвященный балету — наш ответ «Черному лебедю»!

— Про ту картину и вспоминать не хочется. В «Черном лебеде» крайне негативно подана вся жизнь балетного мира. Возможно, она где-то и существует, но я за 40 лет в балете не наблюдал, чтобы кто-то занимался сексом на сцене, и так далее. Для меня все, что там было показано, неправдоподобно. Знаете, я купил диск с этим фильмом, чтобы показать дочке, но, к счастью, посмотрел сначала сам. Я уважаю Натали Портман как актрису и считаю, что она сделала просто невероятное, что станцевала сама, встала на пальцы… Но, думаю, что Диана Вишнева сыграла бы лучше, хотя вряд ли бы она согласилась участвовать в таком кошмарном кино.

— Неужели у вас все такие белые и пушистые?

— Слушайте, мы приходим в балет каждый раз как на молитву, иначе нельзя. Я 40 лет в балете, и каждый день иду, будто в храм. С внутренним ощущением того, что буду работой своей исполнять то, что мне Господь дал. Танцую ли, преподаю ли, репетирую… И я никогда со своими ученицами не спал, никого не насиловал…

— Вашей дочке Ксении уже 14, и она занимается танцами. Продолжит ли она балетную династию Лиепа?

— Балериной вряд ли будет, но танцами занимается в Катиной школе (у мамы Ксюши есть проект «Школа танца Екатерины Лиепа», сочетающий несколько танцевальных направлений — классическая хореография, бальные танцы, джаз-модерн и т. д. – Прим. Авт.). Растет еще Надя, дочка Илзе, но ей пока два годика…

— Правда, что своей супруге Екатерине вы сделали предложение в Петербурге, невероятно красивым жестом: сняли с руки часы и бросили в воды канала Грибоедова около Храма Спаса на крови со словами: «Пусть время остановится, и с этой минуты начнется новая жизнь?»

— Да, так и было. «Пусть время начнет новый отсчет!».

— Вы с Катей познакомились в Мариинском театре, она танцовщица, дочь ленинградского драматурга Бориса Рацера, вы стали такой завидной парой, но вот уже СМИ пишет о вашем разводе, о разделе имущества… Что вы можете сказать о высказывании адвоката Добровинского, который представляет интересы вашей бывшей жены и произнес такую фразу: «Есть серьезные наработки в области балетных постановок – это же авторское право, с этим предстоит разобраться»?

— Человек просто не понимает, в какой он области. К тому же права тут принадлежат не мне, а Фонду Мариса Лиепы. Можно делить частные вещи, а фонд — общественный. Квартиру же я отдал Ксюше… Адвокат-шоумен просто не в курсе. И вообще, когда после любой скандальной истории появляется один и тот же адвокат, это настораживает. Я работаю с Генрихом Падвой и его адвокатским бюро, это абсолютно адекватные люди, прежде чем сказать что-то, они проверяют десять раз. Вот в СМИ кто-то заявил, что я не собираюсь платить алименты, – тоже глупость полнейшая. Но г-н Добровинский это уже комментирует, не проверяя факты.

— Ваш конфликт с женой зрел годами, и признайтесь честно: есть сейчас в вашей жизни любовь, кроме любви к балету?

— Нет. Я сублимирую все в творчество.

Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего

Илзе Лиепа: Для ребенка нет ничего хуже мамы, растерзанной семейной жизнью

Народная артистка России , лауреат Государственной премии, лауреат премии «Золотая маска», балерина и актриса. Все это ушло на второй план после того, как она получила главный для себя титул — мама. Вопреки страхам и сомнениям Илзе родила дочку в 46 лет, когда уже перестала надеяться. С именем определилась сразу — Надежда. А минувшим летом она приняла решение расстаться с бизнесменом Владиславом Паулюсом . После 14 лет брака. Илзе признается, что она — слишком терпеливая. Их отношения давно дали трещину, но она до последнего верила, что все наладится. Сейчас балерина живет только ради дочки. Даже на юбилей, который Илзе отмечает 22 ноября, подарок она сделала не себе, а своей Наде.

Читайте так же:  Увольнение ип запись в трудовой

— Илзе, какой день рождения стал для вас самым необычным?

— Я вспоминаю себя в пятилетнем возрасте. Проснулась утром, свесила ноги с кровати. Помню даже, в какой ночной рубашке я была (смеется). Сижу, смотрю на свою ладонь — пять пальцев. И всерьез думаю: пять лет — это много или мало? Тогда-то, видимо, и началась осознанная жизнь.

— Вашей дочери сейчас три с половиной года. Расставание родителей всегда болезненно воспринимается ребенком. Как Надежда перенесла ваш развод с Владиславом?

— Я с ней много говорила, о чем — пусть это останется нашим с ней секретом. Принимая решение о разводе, я думала только о дочери, взвешивала, как поступить. Для меня важно, чтобы она росла в любви. В тот момент развод был единственно правильным решением. Потому что для ребенка нет ничего страшнее, чем видеть мать, истерзанную ужасной семейной жизнью. Расставшись с мужем, я наконец-то перестала быть измотанным, опустошенным человеком.

— Сейчас дочка с отцом встречается?

— Нет, он не видит Надю. И это только мое решение.

— Не страшно остаться одной? Все-таки мужская поддержка нужна любой, даже очень сильной женщине.

— Чуть перефразирую слова апостола Павла: сами по себе мы абсолютно ничто, но с верой и с теми силами, что нам дает Господь, мы можем очень многое. А там как сложится.

Пока дочка спит, варю суп

— После рождения дочери вы довольно быстро вернулись на сцену. Почему?

— Да, через два с половиной месяца. Быстро возвращаться в форму — это профессиональное качество. И тут мне очень помог пилатес, который быстро моделирует тело. Позвонил мой друг и партнер Николай Цискаридзе , сообщил, что в репертуаре стоит наша «Пиковая дама». Я понимала, что нужно выходить на сцену, возвращаться в творчество и зарабатывать деньги.

— Вы зарабатываете деньги, одна воспитываете дочь, оставаясь при этом утонченной и элегантной. Долго добивались этой гармонии?

— Ой, это такое хрупкое состояние, к которому я постоянно стремлюсь. Оно иногда тебя посетит, но потом куда -то растворяется (смеется). И ты опять в бесконечном поиске гармонии.

— Как вы все успеваете?

— Я хорошо себя чувствую, если встаю рано. Это может быть 7 — 8 часов утра, в зависимости от Надюшиного графика. Сегодня вот суп сварила, пока она спала. Мне, наоборот, кажется, что ничего не успеваю, все очень сумбурно. Но я учусь и молю, чтобы Господь меня вразумил. Как-то я сидела с моей хорошей подругой, знаменитым английским балетным критиком Маргарет Уиллис. У Маргарет трое детей, она рано овдовела. Я ее спрашивала: «Как тебе удалось одной вырастить троих прекрасных детей?!» Она ответила так: «У меня все было четко расписано, поэтому было не так и трудно». Я взяла эту ее фразу как девиз для себя. Пытаюсь заранее спланировать день и неделю. Конечно, все равно что-то не успеваю, но я знаю, как сделать так, чтобы не быть застигнутой врасплох.

— Сейчас сильных женщин обвиняют, что из-за них мужчины обмельчали.

— Я думаю, смотреть надо в корень: проблема в воспитании мальчиков. У меня девочка, но вижу, как вокруг растят мальчиков. Они с детства должны учиться брать ответственность на себя, это делает их мужчинами. Тогда мы будем получать прекрасных мужей, отцов.

Балерины очень даже любят булочки

— У Нади есть няня или она ходит в детский сад?

— В детский сад — он очень хороший, с традициями. Туда же ходила дочка моего брата Андриса — Ксенечка. С Надеждой занимаются те же педагоги, что работали с Ксенией, поэтому, милостью Божьей, у нас все неплохо. И с детишками дочка начинает дружить, атмосфера в саду приятная. Так что, я думаю, нам очень повезло.

— Это особенный детский сад?

— Нет, самый обычный, но там есть хороший музыкальный работник. Для меня важно, что дети слушают на занятиях классическую музыку. Надя как-то пришла и говорит: «Мама, нам учительница сказала, что музыка разговаривает!» Два раза в неделю Надя ходит заниматься балетом в мою школу.

— И дома с Надей танцуете?

— Конечно! Она прекрасно знает балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Дома в сценический костюм можно превратить все что угодно. Платочек, повязанный на голову, уже «каёна» — так Надя выговаривает слово «корона».

— Каких правил вы придерживаетесь в воспитании дочки? Пока она еще маленькая, ей можно все?

— Нет, ей никогда нельзя было все! У нее нет пока понимания, что такое добро и зло, что хорошо, а что плохо. Мне важно выстроить у ребенка правильную шкалу человеческих ценностей, отношение к людям, к труду — да ко всему. По утрам она задает мне вопрос: «Какое платье я сегодня надену?» Объясняю ей: быть самой красивой или модной — не главное, а платьице должно быть элегантным. Даже таким вещам хочу с Божьей помощью найти место в шкале ее ценностей.

— Какие мультики смотрите?

— Наши старые, на которых и нужно воспитывать. Хотя и там появляется что-то страшное: то Волк, то Кощей. На ночь мы с Надей читаем Пушкина . Вчера, например, была «Сказка о рыбаке и рыбке». Она увидела книгу и говорит: «Это же наша с тобой любимая книжка!» Мне нравится это слышать. Когда в машине включаю радио, она реагирует на музыку, узнает произведения Чайковского. В декабре выйдет книжка моих «Театральных сказок». Это один из самых приятных подарков на день рождения, который я жду. Начала их писать, когда была беременна. Знаете, в тот момент словно какой-то Божий дар во мне открылся. Я по понятным причинам была лишена возможности работать на сцене, может, поэтому сказки так естественно родились и вылились на бумагу. Уже после рождения Надюши мы с ней дописали еще одну — про лягушку-балерушку. Она очень любит лягушек. Дочка меня дома сказочницей называет. Знакомые, которые уже читали наши с дочкой «Театральные сказки», спрашивают, почему в них вообще нет отрицательных героев. Отвечаю: «Очень хочется, чтобы малыши росли без монстров».

— О чем еще ваши сказки?

— Обо всем, что происходит в театре. Как юбочка влюбилась в колет — это мужской сценический костюм. Про занавес, который хотел дружить с кулисой. О котах, поссорившихся со сценическими машинами. А еще там есть сказка, которая называется «Булочки». Из нее можно узнать, что балерины очень даже любят булочки! (Смеется.)

Выигрываю в схватке с ленью

— Совсем скоро у вас юбилей, а значит, есть повод собраться с родными за праздничным столом. Ваш брат Андрис дважды родственник — он же является крестным папой Нади.

— Да, он у нас человек-праздник. Отец и мама баловали нас какими-то бесконечными подарками, вот и Андрис то же самое делает со своей дочкой Ксенией и с Надюшей.

— Ограничения в еде в день рождения отменяются?

— Напрасно вы думаете, что балерина — это существо, которое ничего не ест! (Улыбается.)

— Почему же, ест! Рукколу, овощи, фрукты. Вам с братом ведь с детства родители запрещали есть сладости, даже ключ от шкафчика с конфетами прятали.

— Родители прививали понимание того, что есть профессия, которая требует отречения от каких-то вещей. Каждый артист балета знает, что за неделю до спектакля он должен начать вести строгий образ жизни. Мы даже с близкими друзьями из балетных не всегда можем встретиться и посидеть, ведь если завтра репетиция, ты не можешь поздно лечь спать, выпить, наесться. Но это не значит, что ничего нельзя постоянно. Бывают моменты, когда можно. И тогда я все это делаю с удовольствием. Я — нормальный человек. Иногда и лень нападает, которая присуща любому. И каждый с ней более или менее успешно борется. Я в этой схватке стараюсь побеждать.

— Рассказывают, что Марис Лиепа вообще прививал дисциплину вам, своим детям, с детства.

— Но никакой обиды из-за рано ушедшего детства мы с братом не чувствуем. Сейчас, когда я сама стала мамой, понимаю, что ребенок должен быть занят, это самый важный принцип воспитания. Безделье для ребенка — плохо. Маленький человек не в состоянии правильно распределить время, поэтому раннее профессиональное образование считаю полезным во всех смыслах. Это большое чудо, когда ты растешь с пониманием того, чем ты будешь заниматься дальше. Самое негармоничное, на мой взгляд, — это когда молодой человек или девушка не понимают, чему они посвятят себя в этой жизни, когда у них нет никаких интересов. Убеждаюсь в правильности концепции своих балетных школ, которых сейчас уже три. Дети начинают у нас заниматься с двух с половиной лет, а потом, когда им пять-шесть, уже выходят на сцену. И пусть не все они будут профессиональными танцорами, но у них горят глазки! Крохи понимают, что творчество необходимо, оно созидательно для жизни. И потом, у ребенка, который занимается балетом, особенное выражение лица, одухотворенное. Я их называю «дети другой породы». Призыв ко всем родителям — пусть ваши дети занимаются хореографией, классическое образование важно.

— Вам в этом смысле повезло, благодаря родителям вы с Андрисом достигли таких профессиональных высот!

— Родители никогда не настраивали нас на то, что мы с братом должны стать звездами, быть первыми, лучше всех. Они хотели, чтобы мы полюбили профессию, потому что тогда ты в ней реализуешься даже через маленькие роли. Мама считала, что детей надо воспитывать трудолюбивыми и терпеливыми, а дальше уже как Господь управит. Никто не думал, конечно, что в нашей семье будет три народных артиста. Отец был бы счастлив.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Илзе Лиепа родилась в Москве в семье известного танцовщика Мариса Лиепы и актрисы Маргариты Жигуновой . Брат — Андрис Лиепа, артист балета. В 1981 году окончила Московское академическое хореографическое училище, а в 1991 году — педагогическое отделение ГИТИСа . Танцует в Большом театре, выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром. В последние годы параллельно работает как драматическая актриса театра. Член правления Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы. Народная артистка России, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска». Первый муж — скрипач Сергей Стадлер , второй муж — бизнесмен Владислав Паулюс. Дочь Надежда родилась 15 марта 2010 года.

Читайте так же:  Образец приказа о назначении доверенного лица

Шнуров ответил Милонову за «гопника» и «убийцу Пушкина»

Музыкант намекнул депутату, что помимо нецензурных песен в стране есть и другие проблемы

Туфли на каблуках для Михаила Державина искали всем Тишинским рынком

Год назад не стало артиста, которого любила вся страна, — он скончался от болезни сердца

Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю

За что хвалят и ругают фильм «Т-34» с Сашей Петровым в главной роли

Умер Иван Бортник — актер, «вернувший» Высоцкому роль Гамлета и так и не сыгравший Шарапова в «Месте встречи»

Народный артист России, актер театра на Таганке скончался вечером 4 января. Ему было 79 лет

«Новогоднюю битву» фильмов в прокате выиграет актер Александр Петров

В долгие январские каникулы люди тянутся в кино. Какие фильмы смотреть и какой окажется самым популярным?

Мэри Поппинс, давай, до свиданья

На экраны вышла новая версия «Мэри Поппинс», прославляющая отечественную постановку с Андрейченко

Братья Сафроновы презентовали новогоднее шоу «Тайна трёх планет»

В ЦВК «Экспоцентр» иллюзионисты представили масштабное иллюзионное шоу

Что дал нам Сэлинджер

От Сэлинджера в русском переводе шестидесятники переняли и словечко «трахаться», и упоминание о смехе, как у гиены, и привычку говорить «и все такое» и разные «хреновые» и «фиговые» прилагательные

Марк Захаров писал сценарий «Обыкновенного чуда» под песни Джо Дассена

Исполнилось 40 лет со дня премьеры великого фильма

Новогодняя ночь на ТВ: Зашквар Урганта и вечная Лобода

Попытка принудительно омолодить аудиторию новогоднего телевидения снова провалилась

Амос Оз: Единственное путешествие, в которое погружаешься не с пустыми рукам — это погружение в себя

Лучшие цитаты классика о политике, семье и еврейском Чехове

Финал шоу «Голос-7»: Очередной Магомаев буднично победит юную фею из Башкирии

В перезагруженном вокальном шоу наступает финальный этап — впервые эфир пройдет после празднования Нового года

Звезда «Улиц разбитых фонарей» Александр Лыков: «У нас все чиновники народные, но, купаясь в роскоши, они об этом забывают»

В предновогоднем интервью актер рассказал «КП» о том, зачем нужно ходить в армию и почему Новый Год нельзя представить без подарков своими руками

Возрастная категория сайта 18+

  • Актер
  • Дата и место рождения: 27 июля 1936 (82 года), Рига, Латвия

Его коллеги по цеху

Звезда советского балета, балетмейстер, балетный педагог, актер кино.

Марис Лиепа. Биография

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец Эдуард Лиепа работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. В детстве Марис часто болел, и по совету друга отца (директора балетной студии) в целях укрепления здоровья родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В училище педагогом Лиепы стал В. Блинов, в прошлом характерный танцовщик. В апреле 1950 г. на всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Марис впервые выступил в Москве. Из четырёх номеров, показанных Рижским хореографическим училищем на конференции, в трёх участвовал Лиепа.

Эти педагоги способствовали переводу в 1953 г. перспективного ученика в Московское хореографическое училище (МХУ). Так же как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ «Щелкунчик», а к выпускному концерту подготовил классические номера: па-де-де из балета «Дон Кихот» и партию Солора в акте «Тени» из «Баядерки». Это решило его дальнейшую судьбу: после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере».

Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в «Дон Кихоте» состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра. С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете «Чиполлино» К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).

После опубликованной в 1979 году в газете «Правда» статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра. В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в «Идиоте» Бориса Эйфмана и солиста в его же «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. Только через два года «безработицы» в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после «бенефиса» его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

С 1963 по 1980 г. преподавал в Московском хореографическом училище (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов), затем вел класс поддержки.

В 1983-1985 годах по приглашению Болгарского правительства работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета — «Дон Кихот» и «Спящую красавицу».

Марис Лиепа активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил «пластику» в знаменитом спектакле «Антоний и Клеопатра» Вахтанговского театра.

Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы. Так, в 1978 г. Марис снялся в «синтетическом жанре» — популярном телевизионном цикле «Телебенефис» — в бенефисе знаменитой киноактрисы Людмилы Гурченко.

В 70-80-х годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино: в телефильме «В одном микрорайоне», кинофильмах «Могила льва», «Детство Бемби» и «Отрочество Бемби», «Лермонтов» (роль Николая I), «Четвертый» (для этой картины Лиепа поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму «Музыка ко дню рождению».

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986). Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством — в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.

Марис Лиепа скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине скорой помощи от инфаркта. Похоронен 31 марта на 12-м участке Ваганьковского кладбища столицы.

Марис Лиепа. Личная жизнь

Первой женой Мариса была знаменитая балерина Майя Плисецкая, с которой он расписался в 1956 году. Однако брак просуществовал всего три месяца.

Затем Марис Лиепа женился на актрисе Московского драматического театра имени Пушкина Маргарите Жигуновой. В этом браке родились Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963). И сын, и дочь пошли по стопам отца, став артистами балета.

Третья жена — балерина Большого театра Нина Семизорова. На ней Марис Лиепа женился сразу после развода с Маргаритой Жигуновой. Нина была моложе Мариса на 20 лет, и он ей покровительствовал как начинающей балерине.

Четвёртая, гражданская жена Мариса — художник по костюмам Евгения Шульц, родившая Лиепе дочь Марию (1979). В те годы было недопустимо признание о том, что у знамениитого актера растет дочь «на стороне», поэтому долгое время т олько самые близкие друзья Мариса знали о существовании дочки Маши.

Кроме того, у Мариса Лиепы были длительные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Марис Лиепа. Награды, звания, премии

• 1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве

• 1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона)

• 1964 — заслуженный артист РСФСР

• 1968 — народный артист Латвийской ССР

• 1969 — народный артист РСФСР

• 1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича

• 1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»

• 1976 — народный артист СССР — к 200-летию Большого театра

• 1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца

• 1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета

• 1986 — орден Дружбы народов

Марис Лиепа. Фильмография

Воспоминания о Шерлоке Холмсе (сериал, 2000)

Дорога в ад (ТВ, 1988)

Миф (мини-сериал, 1986)

К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986)

Юность Бемби (1986)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается (ТВ, 1986)

Андрис лиепе развод