Презентация сцеплённое наследование генов

Содержание страницы:

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) ЗАДАЧИ УРОКА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемn-poltav.narod.ru

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Биология и Экология» на тему: «СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) ЗАДАЧИ УРОКА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) ЗАДАЧИ УРОКА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕНОВ СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА Т.МОРГАНА ПОЗНАКОМИТЬ С ПРИНЦИПОМ СОСТАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ АВТОР: ЗЫКОВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

3 ПЛАН УРОКА 1.Актуализация знаний 2.Изучение нового материала 2.1 Всеобщий характер законов Г. Менделя. Исключения. 2.2 Гипотеза хромосомной природы наследственности Открытие материальных носителей наследственности Экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности 2.3 Расположение генов в хромосоме Кроссинговер и его генетические последствия Генетические карты хромосом 2.4 Резюме: основные положения закона Т. Моргана 3.Закрепление материала (тестирование) 4.Факультативный час 4.1 Решение задач на результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипу при сцепленном наследовании 4.2 Решение задач на составление карты хромосом

4 ПОДУМАЙТЕ ! 1.Для каких генов применим закон независимого наследования Г. Менделя? Ответ: Для генов относящихся к разным аллелям, размещенным в разных парах гомологичных хромосом. 2. Как называется участок хромосомы, где располагается ген? Ответ: Локус 3.Какое явление изображено на схеме? Ответ: Кроссинговер, или рекомбинация генов. 4. В чем сущность данного явления? Ответ: Кроссинговер это обмен участками ДНК в паре хроматид из гомологичных хромосом в профазе I мейоза.

5 Всеобщий характер законов Г.Менделя год – год рождения науки генетики Г.де Фриз – голландский ботаник (работы с маком) К.Корренс – немецкий ботаник (работы с кукурузой) Э. Чермак – австрийский ботаник (работы с горохом) Бэтсон – английский биолог (опыты с курицами) Гено – французский зоолог (опыты с мышами) Исключение: не дают независимого расщепления в F 2 следующие признаки Форма пыльцы и окраска цветов у душистого горошка Красная окраска цветов и темные стебли и листья у растений Длинная шея и длинные конечности у животных (и наоборот) Темные глаза и темные волосы у человека (и наоборот)

6 Гипотезы хромосомной теории наследственности 1903 год – предположение о нахождении многих генов в хромосоме и их совместном наследовании В.Сэттон, американский биолог О. Гертвиг, немецкий биолог 1909 год – опыты американских биологов с плодовой мушкой дрозофилой Т. Морган и его сотрудники: К.Бриджес Г.Дж. Меллер А. Стертевант

7 Объект исследования — дрозофила Причины выбора: Быстрое размножение (3 поколения в месяц) Малое количество хромосом (4 пары) Хорошо заметные внешние различия Мутанты дрозофил по строению крыльев: А – с зазубренными крыльями, Б – с недоразвитыми крыльями, В – с загнутыми крыльями, Г — бескрылые

8 Закономерности сцепленного наследования признаков

9 Расщепление по фенотипу при независимом и сцепленном наследовании признаков

10 Группы сцепления Сцепленные гены – гены, расположенные в одной хромосоме и наследуемые совместно. Количество генов в различных группах сцепления (то есть в различных хромосомах) может отличаться друг от друга. Число групп сцепления равно числу хромосом в гаплоидном наборе: Дрозофила – 4 Горох – 7 Кукуруза – 10 Мышь – 20 Человек – 23 Дождевой червь – 36 Ящерица – 38 Кролик – 44 Корова -60

11 Генетические последствия кроссинговера Неполное сцепление – это последствие кроссинговера Кроссоверные гаметы – гаметы, образовавшиеся в результате рекомбинации генов.

12 Частота кроссинговера и расстояние между генами Частота рекомбинаций определяется по формуле, где N – количество рекомбинантов, N 0 – общее количество потомков. Морганида – единица расстояния между сцепленными генами, равная 1% кроссинговера. Частота рекомбинаций генов показывает относительное расположение сцепленных генов в хромосоме: чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинации. Это обстоятельство используется при составлении генетических карт.

13 Генетические карты Генетическая карта – схема относительного расположения генов, находящихся в одной хромосоме. Показывает: 1.Последовательность расположения генов в хромосоме 2.Расстояние между генами Геном – совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом.

14 Принцип построения генетической карты Метод триангуляции — определение взаимного расположения (последовательности) локусов трёх и более генов. Построение генетической карты для генов A, B, C, частоты рекомбинаций между которыми составляют A – B = 6 %, B – C = 14 %, A – C = 8 %.

15 Основные положения закона сцепленного наследования Т.Моргана Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно. Сцепление бывает полным и неполным. При неполном сцеплении гомологичные хромосомы обмениваются своими участками, что обеспечивает возможность возникновения новых сочетаний генов. Для генов, локусы которых разделены большими расстояниями характерен двойной кроссинговер, когда рекомбинация происходит одновременно в двух точках.

16 ТЕСТИРОВАНИЕ Определите на рисунке, между какими генами наиболее высока вероятность перекреста: 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант а) АД б) ВС в) АВ г) ВД а) Аб и аб б) вс в) сд и сД г) Ад и аД а) АВ и ав б) АС и ас в) Вд и вд г) Ад и ад а) Ад б) аб в) вс и вС г) ас и аС

17 Решение генетических задач На результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипу Задача: Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормальношерстные. В результате анализирующего скрещивания получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Вопросы: 1. Сколько разных фенотипов получится от такого скрещивания? 2. Какой процент гамет самки содержит одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти? 3. Какой процент гамет содержит гены сплошной окраски и нормальной длины? 4. Какой процент потомков от этого скрещивания будет фенотипически похож на отца? 5. Какой процент потомков от этого скрещивания будет дигетерозиготен?

18 Дано: А – ген пятнистой окраски а – ген сплошной окраски В – ген нормальной длины в – ген ангорской шерсти — генотип самки ( по некроссоверным потомкам, которых более 50%) — генотип самца (т.к. скрещивание анализирующее) Р × Г F Ответ: 1.4 фенотипа 2.7,4 % (26÷350100) 3.6,6% (23÷350100) 4.41,2% (144÷350100) 5.44,2% (157÷350100)

19 Решение генетических задач На составление карты хромосом Задача: В результате анализирующего скрещивания у томатов получилось следующее расщепление: А-В-С- 73 А-ввС- 2 А-В-сс 348 А-ввсс 96 ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс Написать схему анализирующего скрещивания. 2. Построить карту для указанных генов с указанием расстояния между ними.

20 Дано: А-В-С- 73 А-ввС- 2 А-В-сс 348 А-ввсс 96 ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс 63 — генотип женского растения (по некроссоверным потомкам, которых более 50%) — генотип мужского растения (т.к. скрещивание анализирующее) Р × Г F некроссоверные кроссоверные

Читайте так же:  Заявление о вынесении судебного приказа подается куда

21 АВ, ав, Вс, вС, Ас, аС – сцепленные гены Ав, аВ, ВС, вс, АС, ас – кроссоверы А/B = ( )100÷1000 = 21% B/c = ( )100÷1000 = 34,2% A/c = ( ) )100÷1000 = 14% Поправка на двойной кроссовер: (2+2)2 )100÷1000 =0,8% В А с 21% 14%

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме:
Презентация «Сцепленное наследование»

Объяснение темы «Сцепленное наследование» наглядно, с помощью анимаций можно провести используя презентацию.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Решение Дано Решение F 1 : ж – 201 з — 195 Схема скрещивания Генотипы родителей и потомков Фенотип ген признак А а ж з ? Р ♀ Аа х ♂ аа G А а а F 1 Аа аа По фенотипу: 1:1 По генотипу: 1:1 Анализирующее скрещивание ж з з ж

Решение Дано Решение F 1 : ж – 599 з — 199 Схема скрещивания Генотипы родителей и потомков Фенотип ген признак А а ж з ? Р ♀ Аа х ♂ Аа G А а а F 1 АА Аа По фенотипу: 3:1 По генотипу: 1:2:1 ж ж ж ж А Аа ж аа з

Расположение генов в хромосоме ………… А а В b А B a b Ген Признак А а В b Ж З Г М Сцепленные гены – это гены, расположенные в одной хромосоме и отвечающие за разные признаки.

Сцепленное наследование генов Сцепленное наследование генов не подчиняется законам Г. Менделя. Механизм сцепленного наследования генов изучал Т. Морган, который работал с мушками – дрозофилами. Выдающийся американский генетик Т. Морган (1886 — 1945) Имеют всего 8 хромосом в диплоидном наборе и отличия по многочисленным признакам

Генетическая формула дигомозиготы P А Ген Признак А а В b П К С Ч А B B G А B А B

Генетическая формула дигетерозиготы P А Ген Признак А а В b П К С Ч а B b G А B a b Закон Моргана или закон сцепления : сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме и разных локусах наследуются совместно (сцеплено).

Основные положения Т. Моргана 1. Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления и наследуются совместно (сцеплено). 2. Сцепленные гены располагаются в хромосоме линейно друг за другом. 3. Сцепление может быть полным при отсутствии кроссинговера. 4. Сцепление может быть неполным – прерывается кроссинговером.

Кроссинговер А а B b А B a b С Г К Ч a В А b Примеры признаков , которые наследуются сцеплено: у кукурузы -окраска семян и поверхность семян – гладкая и морщинистая, у душистого горошка – окраска цветка и форма пыльцы. С Г Ч К

Частота кроссинговера зависит от расстояния между сцепленными генами. 1. Чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем больше вероятность их «отрыва» при кроссинговере. 2. Чем ближе друг к другу, тем крепче они сцеплены.

Повторение: В каких случаях выполняется закон Моргана? Какое явление вызывает нарушение закона Моргана? От чего зависит частота кроссинговера между генами, находящимися в одной хромосоме?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные знания по теме наследование.

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование.

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация.

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Презентация является дополнением к уроку.

В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание — независимое, аутосомно — сцепленное и сцепленное с полом наслед.

Методика урока-практикума по теме «Наследование. Наследование и его правовая регламентация» для 11 класса профильного уровня обучения. Цель практикума: научить применять на практике полученн.

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме:
Презентация «Сцепленное наследование признаков»

Презентация к уроку в 9-м классе по теме «Законы Моргана, или сцепленное наследование признаков»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сцепленное наследование признаков – – Закон Томаса Моргана Курс «Общая биология» Тема «Основы генетики» 9 класс Москва — 2009

Законы Менделя о независимом характере наследования признаков – всеобщий характер (экпериментально подтверждено) Но. 1906г., В. Бетсон, Р. Пеннет (Англия) – – исключения из законов Менделя Начало ХХ века – опыты Томаса Моргана (США) с плодовой мушкой дрозофилой (удобный объект) Немного истории…

Объектом генетических исследований Моргана была плодовая мушка дрозофила. Достоинства: Внешне различимы самка и самец (у него брюшко мельче и темнее). Неприхотлива в условиях содержания. Короткий цикл развития – через 14 дней выводится новое многочисленное потомство. Широкий спектр мутаций, выраженных в морфологических признаках: окраска тела, размер крыльев, количество щетинок, цвет глаз Данные мутации не влияют на жизнеспособность мушки

Анализ исключений из законов Менделя. 2. Экспериментальное и теоретическое обоснование сцепленного наследования признаков. 3. Создание хромосомной теории наследования. Работы Томаса Моргана

Хромосомная теория наследования Т. Моргана Гены расположены в хромосомах, их количество неодинаково. Каждый ген имеет определённое место в хромосомах; в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены. Гены расположены в хромосомах линейно . Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно. Количество групп сцепления = n (гаплоидный набор хромосом). Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера. Частота кроссинговера находится в прямой зависимости от расстояния между генами. Каждый вид имеет характерный только для него набор хромосом – кариотип.

P : Опыты Томаса Моргана (дигибридное скрещивание) Серое тело Нормальные крылья Чёрное тело Редуцированные крылья ААВВ аавв F 1 : 100% АаВв По I закону Менделя наблюдается единообразие признаков

Опыты Томаса Моргана (возвратное, анализирующие скрещивание) F 2 : Родительские комбинации признаков Новые комбинации признаков P : Серое тело Нормальные крылья Чёрное тело Редуцированные крылья АаВв аавв Ожидаемые результаты скрещивания, если неаллельные гены – в разных хромосомах: ? АаВв 2 5 % аавв 2 5 % Аавв 2 5 % ааВв 2 5 %

Опыты Томаса Моргана (возвратное, анализирующее скрещивание) F 1 : Аавв — 8, 5 % ааВв — 8, 5 % Новые комбинации признаков P : Серое тело Нормальные крылья Чёрное тело Редуцированные крылья АаВв аавв Реальные результаты скрещивания: Родительские комбинации признаков АаВв — 41, 5 % аавв — 41, 5 %

Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса Моргана А В а в а в а в Неаллельные признаки лежат в разных локусах одной и той же хромосомы Наследуются сцепленно – – группа сцепления Вывод: в потомстве должны отсутствовать новые комбинации признаков P : АаВв аавв

Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса Моргана P : АаВв аавв А В а в а в G : F 1 : АаВв аавв 5 0% 5 0%

Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса Моргана Как появились новые комбинации признаков в потомстве? Причина: кроссинговер в профазе I мейоза а в А В а А в В а В А в Такие гаметы – материал для новых комбинаций признаков

От расстояния между генами От чего зависит вероятность кроссинговера? Еденица расстояния между генами – 1 морганида 1 морганида – 1% кроссинговера между генами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация.

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.

Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс.

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и.

Урок позволяет закрепить знания генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе.

Презентация и разработка урока «Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом».Формирование знаний о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков сцепленных с полом. За.

Читайте так же:  Приказ с временных работ на постоянную работу

Презентация к уроку » Сцепленное наследование генов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» Полное и неполное сцепление между генами, расстояние между генами Учитель биологии Чепурная О.В.

Цель урока Сформировать понятие о сцепленном наследовании генов, группах сцепления

Полное и неполное сцепление генов, расстояние между генами СОДЕРЖАНИЕ Сцепленное наследование генов Группы сцепления

Сцепленное наследование Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются, как правило, вместе. Сцепление генов, расположенных в одной хромосоме, может быть полным и неполным.

Расположение генов в хромосоме ………… А а В b А B a b Сцепленные гены – это гены, расположенные в одной хромосоме и отвечающие за разные признаки.

Группы сцепления Группы сцепления совокупность генов, находящихся в одной хромосоме. Число групп сцепления равно числу пар гомологич­ных хромосом данного организма (иными словами, оно равно гаплоидному числу его хромосом). Например, у дрозофилы число хромосом 8 (2n = 8, n = 4), следовательно, он имеет 7 групп сцепления, у человека 46 ( 2п=46 у женщин 23, у мужчин 24 )

Список литературы: Батлуцкая, И.В. — Практикум по общей, физиологической и экологической генетике: [Текст] / учеб.- метод.пособие/ И.В.Батлуцкая, Е.Н.Хорольская, В.А.Глотов: Белгород, БелГУ, 2009 -144с. — ISBN 978-5-9571-0391-6 Сцепленное наследование. [Электронный ресурс] / Презентация к уроку биологии. http://www.myshared.ru/slide/320895 свободный, 09.06.2015 года Захаров, В.Б. Общая биология [Текст]/ Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений, В.Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2002, 381 стр.[194]; с. ил — ISBN 978 -5-358-11912-3 Наследственные заболевания . [Электронный ресурс]/ Презентация к уроку биологии. http://bigslide.ru/biologiya/4705-nasledstvennie-zabolevaniya.html , свободный 08.06.2015 года

Номер материала: ДБ-364489

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация по биологии на тему» Сцепленное наследование генов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сцепленное наследование генов Кухарская С.С.

Цель Раскрыть сущность явления сцепленного наследования генов.

“Даже если бы хромосомы никогда нельзя было видеть, генетическое сцепление потребовало их изобрести. Линейное расположение генов в хромосомных группах и явления кроссинговера и структурных изменений – все это может быть выведено логическим путем” К. Мазер ,1955год

Кеннет Мазер (1911-1990) Английский врач ,физиолог , генетик и ботаник, член Лондонского королевского общества. Придумал и предложил использовать в научных целях термин “полиген”. Широко применял новые методы статистического анализа..

Томас Хант Морган(1866-1945) Американский биолог, один из основоположников генетики. Обосновал хромосомную теорию наследственности. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине « За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».

Исследуемый объект- Drosophila melanogaster- Дрозофила фруктовая, или дрозофила малая, или дрозофила обыкновенная двукрылое насекомое, вид плодовой мухи из рода дрозофил Дрозофилы имеют красные глаза и жёлто-коричневую окраску с поперечными черными кольцами поперёк брюшка Длительность онтогенеза при 25 °C — около 10 дней Геном содержит 4 пары хромосом Ярко выражен половой диморфизм Используются в генетическом моделировании некоторых человеческих заболеваний, включая болезни Паркинсона и Альцгеймера

Кроссинговер (от англ. crossing over — пересечение) или перекрёст — процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе I мейоза.

Генетическая карта Группа сцепления — совокупность генов, находящихся в одной хромосоме. Генетическая карта- схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления. 1 морганида -такое расстояние между генами , при котором образуется 1% кроссоверного потомства

Хромосомная теория наследственности Гены располагаются в хромосомах в определенной линейной последовательности. В хромосоме каждый ген занимает определенное место(локус). Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними Гены одной хромосомы образуют группу сцепления , благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков. Каждый вид имеет определенное количество групп сцепления, соответствующее числу хромосом в гаплоидном наборе.

Основные термины темы: Полиген Статистический анализ Геном Онтогенез Половой диморфизм Сцепленное наследование генов Группы сцепления Морганида Кроссинговер Конъюгация Мейоз Гомологичные хромосомы Локус Рекомбинация генов

Задачи Задача 1. При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам А и В, с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу 47:3:3:47. Определите расстояние между генами А и В. Задача 2. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой , окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены.При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152, окрашенных морщинистых -149,неокрашенных гладких-152,неокрашенных морщинистых-4163. определите расстояние между генами.

Номер материала: ДБ-193827

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Сцепленное наследование генов. Нарушение сцепления.

Презентация для урока по теме «Сцепленное наследование. нарушение сцепления».

Просмотр содержимого документа
«Сцепленное наследование генов. Нарушение сцепления.»

Томас Гент Морган (1866 – 1945 гг.)

Американский биолог и генетик.

Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».

Обосновал хромосомную теорию наследственности, выдвинул положение о хромосомах как материальных носителях наследственной информации.

Вывел закон сцепленного наследования и закон нарушения сцепления генов при кроссинговере.

Показал, что изучив явления сцепления и перекрёста, можно построить генетические карты хромосом.

  • Закон независимого наследования (III закон Г. Менделя) выполняется, если гены находятся в разных хромосомах.
  • Если же гены находятся в одной хромосоме, то они наследуются вместе. Это явление называется сцеплением.
Читайте так же:  Требования к земельным участкам предоставляемым многодетным семьям

  • Явление сцепления генов, локализованных в одной хромосоме, называется законом Моргана.

Объект исследования Моргана – плодовая мушка дрозофила

  • Мушки могут размножаться в пробирках на дешёвой питательной среде.
  • Каждые две недели при t = 25 0 С дают многочисленное потомство.
  • Быстро развиваются (от яйца до имаго 10 дней).
  • Мало хромосом (4 пары)
  • Самец и самка внешне хорошо различимы.

Дикий тип плодовой мушки ( Drosophila melanogaster ).

vestigial (vg) – зачаточные крылья

ebon y (e) — чёрное тело.

Опыт Моргана по скрещиванию дрозофил:

А – серое тело; а – чёрное тело

В – длинные крылья; b – зачаточные крылья

Затем Морган провел анализирующее скрещивание:

Два гена ведут себя как один, расщепление как при моногибридном скрещивании, независимого наследования признаков не наблюдается.

Явление сцепленного наследования дало основание предположить, что в каждой хромосоме локализовано множество генов .

  • У мухи дрозофилы — более 1 тыс. генов,
  • У мухи дрозофилы — более 1 тыс. генов,
  • У мухи дрозофилы — более 1 тыс. генов,

а хромосом 4 пары;

  • У человека — около 3 тыс. генов,
  • У человека — около 3 тыс. генов,
  • У человека — около 3 тыс. генов,

тогда как хромосом 23 пары.

(закон сцепленного наследования)

Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе.

  • Число групп сцепления соответствует гаплоидному набору хромосом.

А теперь дигетерозиготой будет самочка:

— Откуда взялись 17% новообразований, т.е. особей с новыми комбинациями признаков?

Появление рекомбинантных сочетаний связано с кроссинговером ( перекрестом ) – обменом участками гомологичных хромосом в профазе I .

Гаметы, которые несут в себе измененные рекомбинантные хромосомы, называются кроссоверные гаметы .

Особи, в образовании которых принимают участие кроссоверные гаметы, называются рекомбинантные или кроссоверные особи .

Если особи с новыми генными комбинациями встречаются в потомстве реже, чем особи с родительскими фенотипами, то это верный признак сцепленности соответствующих генов.

Как определяется сила сцепления между генами?

Сила сцепления высчитывается по формуле:

сила сцепления = 100% — % кроссоверных гамет

Сила сцепления между генами окраски тела и формы крыльев равна 100% — 17% = 83%.

Гены в хромосомах имеют разную силу сцепления . Сцепление генов может быть полным , если между генами, относящимися к одной группе сцепления, рекомбинация невозможна ( у самцов дрозофилы полное сцепление генов , хотя у подавляющего большинства других видов кроссинговер протекает сходно как у самцов, так и у самок).

У дигетерозигот доминантные гены могут располагаться или в одной хромосоме ( цисфаза ),

или в разных ( трансфаза ).

Результатом исследований Т.Моргана стало создание им хромосомной теории наследственности:

гены располагаются в хромосомах; различные хромосомы содержат неодинаковое число генов, причем набор генов каждой из негомологичных хромосом уникален;

каждый ген имеет определенное место (локус) в хромосоме; в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены;

гены расположены в хромосомах в определенной линейной последовательности;

гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления; число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов;

сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера; это приводит к образованию рекомбинатных хромосом; частота кроссинговера:

является функцией расстояния между генами: чем больше расстояние, тем больше величина кроссинговера (прямая зависимость);

зависит от силы сцепления между генами: чем сильнее сцеплены гены, тем меньше величина кроссинговера (обратная зависимость);

каждый вид имеет характерный только для него набор хромосом — кариотип.

Рис. 328. Хромосомное определение пола у дрозофилы.

40.4. Генетика пола

Как известно, большинство животных и двудомных растений являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола.

Пол можно рассматривать как один из признаков организма. Наследование признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер — хромосомный (рис. 328).

Пол чаще всего определяется в момент оплодотворения. У человека женский пол является гомогаметным, то есть все яйцеклетки несут Х-хромосому. Мужской организм — гетерогаметен, то есть образует два типа гамет — 50% гамет несет Х-хромосому и 50% — Y-хромосому. Если

образуется зигота, несущая две Х-хромосомы, то из нее будет формироваться женский организм, если Х-хромосому и Y-хромосому — мужской.

Рис. 329. Основные типы хромосомного определения пола.

Соотношение полов, близкое к расщеплению 1:1, соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Поскольку женский организм имеет две одинаковые половые хромосомы, его можно рассматривать как гомозиготный, мужской, образующий два типа гамет — как гетерозиготный.

Из приведенной схемы видно, как происходит формирование в равных количествах двух групп особей, отличающихся набором половых хромосом.

Существует четыре основных типа хромосомного определения пола (рис. 329):

мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% —У-хромосому;

мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% —не имеют половой хромосомы;

женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% —У-хромосому;

женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% — не имеют половой хромосомы.

Биологическое значение кроссинговера

Генетическая рекомбинация позволяет создавать новые комбинации генов, и тем самым повышать наследственную изменчивость.

Гены, определяющие светлый цвет волос и глаз, находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно.

Сочетания: тёмные волосы и светлые глаза, светлые волосы и карие глаза – появляются благодаря кроссинговеру.

  • % кроссинговера всегда постоянен для каждой пары генов и зависит от расстояния между генами.
  • Чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинации.
  • Процент кроссинговера можно принять за единицу расстояния между генами.

Изучив явления сцепления и перекрёста, можно построить генетические карты хромосом.

В честь Т.Моргана единица расстояния между генами названа морганидой и равна 1% кроссинговера .

Генетической картой хромосомы называют схему взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления.

  • Расстояние между генами А и В 6 морганид. Сколько кроссоверных и некроссоверных гамет образуется у данной особи? Какова сила сцепление между генами?

Некроссоверных по 47%; Кроссоверных по 3%.

Сила сцепления: 100% — 6% = 94%

2. Расстояние между генами С и А – 8 морганид, между А и В – 6 морганид, между В и С – 14 морганид. Где располагается ген С?

Зачем нужны генетические карты?

  • Знание генетических карт позволяет планировать работы по получению организмов с определенными сочетаниями признаков, что теперь широко используется в селекционной практике.
  • Генетические карты человека используются в здравоохранении и медицине. Знания о локализации гена в определенной хромосоме используются при диагностике ряда тяжёлых наследственных заболеваний. Медицинская генетика получила возможность развития генной терапии — коррекции структуры или функции генов.

Результатом исследований Т.Моргана стало создание им хромосомной теории наследственности:

  • Гены располагаются в хромосомах;
  • Гены расположены в хромосомах в определённой линейной последовательности.
  • Каждый ген имеет определённое место в хромосоме (локус); в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены.

  • Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления; число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов.
  • Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера;
  • Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами;
  • Каждый вид имеет характерный для него набор хромосом – кариотип .

Вопросы для повторения

  • Почему не для всех генов характерно независимое распределение в потомстве и свободное комбинирование?
  • Какие гены называются сцепленными?
  • Что называют группами сцепления?
  • Что такое кроссинговер?
  • Что называют генетической картой хромосом?
  • Какой учёный является автором хромосомной теории наследственности?

  • Какое животное было взято Т. Морганом в качестве объекта исследования и почему?
  • Какая закономерность, характерная для наследования признаков, аллельные гены которых находятся в разных парах гомологичных хромосом, не проявилась в опытах Т. Моргана?
  • Какие гаметы называются некроссоверными, а какие – кроссоверными?
  • Какие особи называются нерекомбенантными, а какие – рекомбинантными?
  • От чего зависит частота рекомбинаций?

  • Как называется единица расстояния между генами в хромосоме?
  • Как называется закон Моргана и какова его формулировка?
Презентация сцеплённое наследование генов