Договор социального обслуживания пожилых граждан

Статья 17. Договор о предоставлении социальных услуг

Статья 17. Договор о предоставлении социальных услуг

1. В комментируемой статье говорится о договоре о предоставлении социальных услуг как об основании предоставления таких услуг. Понятие договора гражданско-правового характера определено в п. 1 ст. 420 части первой ГК РФ: договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно пункту 2 указанной статьи к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 «Сделки» данного Кодекса.

Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов подобных положений непосредственно не содержали, но подразумевали такое основание для предоставления соответствующих услуг, как договор. Необходимо учитывать, что в условиях действия данных Законов был издан ряд нормативно-правовых актов, касающихся заключения договоров о предоставлении социальных услуг, в т.ч. Приказы Минсоцзащиты России от 15 сентября 1995 г. N 218 «О Порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому» и от 24 июня 1996 г. N 180 «Об утверждении форм примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями», Постановление Минтруда России от 17 мая 2002 г. N 35 «Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»*(51). Перечисленные документы пока не отменены, но фактически утратили силу после внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в названные Законы изменений, в соответствии с которыми соответствующие регулятивные полномочии переданы от федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи договор о предоставлении социальных услуг заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем. Таким образом, сторонами договора о предоставлении социальных услуг являются поставщик социальных услуг и получатель социальных услуг. Сторону получателя социальных услуг в договоре представляет сам гражданин или его законный представитель (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона).

В части 1 комментируемой статьи также установлено, что социальные услуги предоставляются гражданину в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Из положений рассматриваемой части сделано исключение для случая предоставления срочных социальных услуг — в соответствии с ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Положение п. 2 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона закрепляет обязанность поставщиков социальных услуг предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований данного Закона. В свою очередь, в п. 3 ст. 10 комментируемого Закона установлено, что получатели социальных услуг обязаны соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в т.ч. своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

В пункте 2 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона предусмотрено, что поставщики социальных услуг имеют право отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем. Об отказе от социального обслуживания, социальной услуги см. ст. 18 Закона и коммент. к ней.

2. Часть 2 комментируемой статьи называет существенные условия договора о предоставлении социальных услуг. К таковым отнесены, во-первых, положения, определенные индивидуальной программой, и, во-вторых, стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Именно к положениям данной статьи отсылает положение ч. 5 ст. 32 комментируемого Закона в части регламентации договором о предоставлении социальных услуг осуществления платы за предоставление социальных услуг.

Понятие существенных условий договора определено в ч. 2 п. 1 ст. 432 части первой ГК РФ: существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В части же 1 указанного пункта установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России согласно п. 13 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона отнесено утверждение примерной формы договора о предоставлении социальных услуг.

3. В части 3 комментируемой статьи закреплена общая норма, которая в части регулирования отношений, связанных с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, отсылает к законодательству РФ. Общая регламентация исполнения гражданско-правовых обязательств закреплена в положениях гл. 22 части первой ГК РФ, в ст. 309 которого установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 3 ст. 420 части первой ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307-419), если иное не предусмотрено правилами гл. 27 «Понятие и условия договора» данного Кодекса и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в данном Кодексе. Договор о предоставлении социальных услуг близок к такому виду гражданско-правовых договоров, как договор возмездного оказания услуг, предусмотренный главой 39 «Возмездное оказание услуг» части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 779 названной главы, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).
Читайте так же:  Что одеть на заключение брака

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года»). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»).

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. — 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Читайте так же:  Гейдман математика пособие

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Договор социального обслуживания пожилых граждан

ПОРЯДОК
ВЫДАЧИ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ
СЕРТИФИКАТОВ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ

1. Порядок выдачи гражданам пожилого возраста и инвалидам сертификатов на предоставление социального обслуживания на дому (деле – Порядок) регулирует условия и порядок выдачи гражданам пожилого возраста и инвалидам сертификатов на предоставление социального обслуживание на дому (далее — сертификат) в рамках проведения эксперимента по предоставлению социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам с использованием сертификатов (далее – эксперимент).

2. Сертификат — документ, который дает гражданам пожилого возраста и инвалидам (далее – гражданин) право на предоставление социального обслуживания на дому в любой социальной службе, прошедшей квалификационный отбор.

3. Квалификационный отбор социальных служб осуществляется в соответствии с Порядком проведения квалификационного отбора социальных служб, утвержденным настоящим приказом департамента социального развития Кировской области (далее департамент).

4. Форма сертификата утверждена настоящим приказом. Сертификат содержит корешок сертификата, предназначенный для подтверждения выдачи сертификата, и талоны, предназначенные для оплаты социальным службам, прошедшим квалификационный отбор, услуг по социальному обслуживанию на дому инвалидов и граждан пожилого возраста. В корешке и талонах сертификата указывается его номинальная стоимость.
Номинальная стоимость сертификата определяется по Методике расчета номинальной стоимости сертификата. Методика расчета номинальной стоимости сертификата утверждена настоящим приказом.

5. Решение о предоставлении социального обслуживания на дому гражданам с использованием сертификатов принимает областное государственное учреждение «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (далее — Управление) на основании заявления гражданина или его законного представителя (далее — заявитель) и документов, предусмотренных разделом 2 Порядка и условий предоставления социального обслуживания областными государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 23.06.2009 № 15/149 «Об организации социального обслуживания населения в Кировской области».
Решение о замене сертификата с другой номинальной стоимостью в связи с изменением степени благоустроенности жилого помещения гражданина, состояния здоровья гражданина и степени самообслуживания принимает Управление.

6. Управление в случае принятия решения о предоставлении социального обслуживания на дому гражданам с использованием сертификатов выдает гражданину сертификат. Управление ведет реестр выданных сертификатов.

7. Управление определяет срок предоставления социального обслуживания на дому гражданам по сертификату в рамках проведения эксперимента от одного месяца, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия управлением решения о предоставлении социального обслуживания на дому с использованием сертификата, и указывает его в сертификате. Сертификаты выдаются гражданам пожилого возраста (женщинам — старше 55 лет, мужчинам — старше 60 лет) и инвалидам.

8. Сертификаты изготавливает Управление. Форма сертификата дана в приложении к настоящему Порядку.

9. Управление информирует граждан, получивших сертификаты, о перечне и содержании предоставляемых по сертификату социальных услуг, сроке, условиях и порядке их предоставления, о социальных службах, прошедших квалификационный отбор, а также о правилах поведения при социальном обслуживании на дому.

10. Перечень, содержание, условия и порядок предоставления социальных услуг должны соответствовать техническому заданию, утвержденному настоящим приказом.

11. Граждане, получившие сертификат, самостоятельно выбирают социальную службу из числа социальных служб, прошедших квалификационный отбор, для получения социального обслуживания на дому. После получения услуг по социальному обслуживанию на дому гражданин передает талон сертификата социальной службе.

12. Гражданин имеет право обратиться в Управление с жалобой на действия (бездействие) социальной службы и выбрать иную социальную службу из числа социальных служб, прошедших квалификационный отбор, для получения социального обслуживания на дому.

13. Контроль за соблюдением социальными службами, прошедшими квалификационный отбор, условий договора на предоставление гражданам социального обслуживания на дому с использованием сертификата осуществляет Управление.

14. Оплата социальным службам, прошедшим квалификационный отбор, услуг по социальному обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием сертификатов осуществляется в соответствии с Порядком оплаты социальным службам, прошедшим квалификационный отбор, услуг по социальному обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием сертификатов, утвержденным настоящим приказом.

— Форма сертификата на получение социального обслуживания на дому
— Порядок оплаты социальным службам, прошедшим квалификационный отбор, услуг по социальному обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием сертификатов
— Форма реестра талонов сертификатов, полученных социальной службой
— Форма ежемесячного отчета о предоставлении социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам
с использованием сертификатов
— Порядок проведения квалификационного отбора социальных служб
— Форма заявки на участие в квалификационном отборе
— Методика расчета номинальной стоимости сертификата
— Акт по оценке нуждаемости в предоставлении социального обслуживания на дому (далее — акт)

Социальное обслуживание на дому включает в себя предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, направленное на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания гражданина в привычной благоприятной среде — месте их проживания.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно и на условиях оплаты.

Социальные услуги предоставляются бесплатно в объемах, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, следующим категориям граждан:

— лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

— инвалидам Великой Отечественной войны;

— участникам Великой Отечественной войны;

— одиноко проживающим супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны;

Читайте так же:  В гибдд потеряли мое заявление

— получателям социальных услуг, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области для основных социально-демографических групп населения.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области для основных социально-демографических групп населения.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг на дому рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области для основных социально-демографических групп населения.

Плата за предоставление социальных услуг на дому производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между получателем социальных услуг и поставщиком социальных услуг.

В договоре определяются условия, виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть оказаны услуги, права, обязанности и ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора, а также условия досрочного расторжения договора, размер и порядок оплаты социальных услуг.

В случае изменения среднедушевого дохода получателя социальных услуг и (или) предельной величины среднедушевого дохода, установленной законом Новосибирской области, размер платы за оказание социальных услуг может быть изменен поставщиком социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию социальные услуги, сверх объемов, утвержденных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, а также дополнительные социальные услуги на условиях полной оплаты по тарифам, установленным нормативными правовыми актами Новосибирской области.

Изменение и расторжение договора о социальном обслуживании осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг по месту проживания или пребывания гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению (далее — граждане).

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина (его законного представителя) либо обращение в его интересах граждан, государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении социальных услуг (далее – заявление) в орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания), уполномоченный на принятие решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – орган социальной защиты).

В случае подачи заявления в интересах гражданина другими гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления орган социальной защиты обязан получить письменное согласие (отказ) на предоставление социальных услуг от гражданина, в интересах которого было принято заявление.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность (паспорт; свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14-летнего возраста; вид на жительство — для иностранного гражданина; справку об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в соответствии с законодательством документы, удостоверяющие личность).

В случае подачи заявления опекуном или попечителем гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, дополнительно представляется копия правового акта (постановление, приказ, распоряжение) органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя;

2) заключение врачебной комиссии медицинской организации о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний.

Медицинскими противопоказаниями к приему граждан на социальное обслуживание на дому являются:

— туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;

— злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

— хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

— эпилепсия с частыми припадками;

— гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого;

— трахеостома, каловые и мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозожности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургическое недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта);

— пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;

— тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;

— заболевания, осложненные гангреной конечности;

— высококонтагиозные инфекционные заболевания (корь, краснуха, эпидемический паротит, менингококковая инфекция, ветряная оспа, грипп), инфекции, вызванные кишечной этиологии, а также лихорадки неясной этиологии;

3) заключение врачебной комиссии медицинской организации о частичной или полной утрате гражданином способности к самообслуживанию и нуждаемости в постоянном постороннем уходе;

4) сведения о доходах за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг (для расчета среднедушевого дохода семьи и (или) дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления социальных услуг бесплатно);

5) справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилья у гражданина с указанием состава семьи, их родственных отношений с гражданином (выписка из домовой книги);

Документы представляются в подлинниках или нотариально заверенных копиях.

Орган социальной защиты в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении социальных услуг на дому:

— проверяют достоверность документов, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка;

— осуществляют взаимодействие с органами, осуществляющими соответствующие полномочия, в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

— принимает решение о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в предоставлении социальных услуг на дому (в том числе в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому);

— в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина нуждающимся в предоставлении социальных услуг, орган социальной защиты составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Руководствуясь принципами приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг для определения необходимых получателю социальных услуг видов, объема, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг орган социальной защиты имеет право обратиться к поставщику социальных услуг, предоставляющему социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, по месту нахождения органа социальной защиты, за предоставлением информации, необходимой для составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

— в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения информирует гражданина о принятом решении в письменной форме.

Основаниями для отказа в предоставлении социальных услуг на дому являются:

— непредставление или представление не в полном объеме документов, предоставляемых гражданином лично (его законным представителем);

— выявление в заявлении и (или) в представленных документах недостоверных сведений;

— заключение медицинской организации о наличии у гражданина медицинских противопоказаний;

— письменный отказ гражданина от социального обслуживания.

В случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в предоставлении социальных услуг ему выдается индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа) и подготовленные документы.

Копия программы предоставления социальных услуг и заявление гражданина остается в органе социальной защиты.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в Новосибирской области, по новому месту жительства.

Основанием для предоставления социальных услуг на дому является заявление гражданина (его законного представителя) к поставщику социальных услуг за получением социального обслуживания на дому.

Вместе с заявлением гражданин предоставляет поставщику социальных услуг индивидуальную программу и документы.

Поставщик социальных услуг при принятии решения о предоставлении социальных услуг на дому руководствуется принципами приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточности финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг для предоставления социальных услуг на дому.

Не позднее 1 рабочего дня с даты составления договора на оказание социальных услуг на дому поставщик социальных услуг вносит информацию о гражданине, обратившимся за оказанием социальных услуг на дому (далее – получатель социальных услуг) в регистр получателей социальных услуг.

Договор социального обслуживания пожилых граждан