Микешина л а философия науки учебное пособие

Содержание страницы:

Микешина Л.А.. Книги онлайн

Микешина Людмила Александровна (10.12.1930) — специалист по теории познания и методологии науки, доктор философских наук, профессор.

Родилась в Благовещенске Амурской области. Окончила философский факультет ЛГУ (1953). Научно-педагогической деятельностью занимается с 1964. Работала доцентом кафедры философии Ленинградского горного института; доцент, профессор, с 1986 — заведующая кафедрой философии Московского педагогического государственного университета (бывший МГПИ им. В.И.Ленина).

Докторская диссертация – «Детерминация естественно-научного познания. Методологические аспекты» (1978).

Председатель научно-методического совета по философии Министерства образования (с 1993 по настоящее время). Ответственный редактор и составитель «Хрестоматии по истории философии» (в 3 кн. М., 1997).

Почетный профессор МПГУ. Член президиума РФО. Действительный член Академии гуманитарных наук. Координатор экспертов РГНФ, РФФИ, Института «Открытое общество».

В трудах Микешина исследуются общие закономерности социокультурной детерминации и взаимодействие логических, когнитивных и ценностных моментов.

Соавтор: Опенков М.Ю.

В книге исследуются новые тенденции в понимании; знания и реальности. Категории субъекта, истины, знания — познавательная проблематика в целом рассматривается в контексте культуры, экзистенциально-антропологической традиции.

Раскрывается многомерность феномена; знания: как бытийного отношения, знания в когнитивной науке и способы его представления; оптическая, зеркальная, «компьютерная» метафоры знания; «неизреченный интеллект» как неявное личностное знание; операциональная структура знания — отражение, репрезентация, интерпретация, конвенция.

Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания.

Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания — фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания — принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследовательские программы.

Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания.

Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.

Пособие предназначено аспирантам и студентам, изучающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания. В дополнение к пособию издается «Хрестоматия по философии и методологии науки».

Хрестоматия содержит фрагменты работ выдающихся мыслителей XIX в. А. Шопенгауэра, О. Конта, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, а также признанных классиков XX в. от Э. Гуссерля, М. Вебера, Л. Витгенштейна до М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, K.P. Поппера. Новейшие течения философской мысли на пороге XXI в. представлены П. Рикером, К.-О. Апелем, Ж. Дерридой, Р. Рорти и другими известными философами Запада.

Каждому автору предпослано краткое описание жизни и творчества.

Хрестоматия содержит материал по истории русской философской и социально-политической мысли периода X- начала XX столетий.

Книга составлена как антология текстов, которым предшествуют краткие характеристики философских школ и направлений, а также наиболее ярких мыслителей этого периода. Опубликованы фрагменты трудов славянофилов, западников, представителей материалистических и натурфилософских школ; представлены также философские школы и течения, такие как теизм, «новое религиозное сознание», интуитивизм, софиология и др.

Монография посвящена проблеме «познание и ценности», которая становится все более значимой в философии и методологии науки.

Всему исследованию предпослано рассмотрение этой проблемы в трудах крупнейших европейских философов — Декарта, Канта, неокантианцев, М.Вебера, М.Шелера, Н.Гартмана и других. Впервые исследованы ценностные составляющие таких фундаментальных операций познания, как репрезентация, категоризация, интерпретация и конвенция.

Микешина л а философия науки учебное пособие

Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания — фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания — принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследовательские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания.
Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.
Пособие предназначено аспирантам и студентам, изучающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания. В дополнение к пособию издается «Хрестоматия по философии и методологии науки».

СОДЕРЖАНИЕ

развернуть содержание.

Часть I. Философия познания
Глава 1. Современная философия познания: основные категории и принципы
§ 1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания
§ 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликость и многоуровневость. Субъект и объект научно-познавательной деятельности
§ 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание в познавательной деятельности
§ 1. Знание, его природа и типология. Вера и знание
§ 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании
Глава 3. Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании
§ 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании
§ 2. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания
§ 3. Конвенция (соглашение) — универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании
Глава 4. Проблема надежности знания. Современное понимание познаваемости мира
§ 1. Скептицизм и познаваемость мира
§ 2. Эпистемологический релятивизм — неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности
§ 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки

Часть II. Философия науки: социологические и методологические аспекты
Глава 5. Научное знание и познавательная деятельность как социально-историческое явление и элемент культуры
§ 1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки
§ 2 Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания
Глава 6. Революционные изменения в научном знании и познавательной деятельности
§ 1. Движущие факторы и модели развития науки
§ 2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках

Часть III. Методология научного исследования
Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки
§ 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания
§ 2. Язык как средство построения и развития науки
Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания
§ 1. Проблема как форма научного познания
§ 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня
Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня
§ 1. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания
§ 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания
Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания
§ 1. Научная картина мира и стиль мышления, их мето дологические функции в теоретическом познании
§ 2. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании
Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика
§ 1. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия
§ 2. Системность и синергетика — новые парадигмы методологии науки
Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности
§ 1. Особенности социально-гуманитарного познания
§ 2. Философия как тип знания. Методы философствования

Читайте так же:  Требования к перевозке пассажиров автомобильным транспортом

Словарь
Кто есть кто
Литература по философии науки и методологии (на английском языке)

Микешина Л.А. (Сост.) Философия науки. Хрестоматия

Ерёмин А.Д. Зарождение познания и технического развития человечества

Учебно-методические материалы и хрестоматия для аспирантов к курсу «История и философия науки» / Составление, методические материалы и рекомендации, контрольные вопросы и комментарии А. Д. Ерёмин. – Саров: СарФТИ, 2008, 140с.

Учебно-методические материалы и хрестоматия предназначены для аспирантов и соискателей, изучающ.

Философия науки. Вып. 5. Философия науки в поисках новых путей

Мозелов А.П., Орлов С.А. Программа-минимум кандидатского экзамена История и философия науки

Крянев Ю.В. История и философия науки (Философия науки)

Издательство: Альфа-М, ИНФРА-М, Год: 2011, Качество: хорошее

Настоящее пособие по общенаучной дисциплине «История и философия науки» («Философия науки») подготовлено в полном соответствии с требованиями программы кандидатского экзамена, утвержденной Минобразованием России. Содержание 2-го издания переработано с учетом з.

Кохановский В.П. и др. Философия науки в вопросах и ответах

Учебное пособие для аспирантов /Под ред. В.П. Кохановского. — Ростов н/Д: Феникс,
2006. — 352 с. — (Высшее образование).

Учебное пособие разработано в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ №697 от 17.02.20.

Бельская Е.Ю., Волкова Н.П. История и философия науки (Философия науки)

Учебное пособие/Е. Ю. Бельская, Н. П. Волкова, М. А. Иванов и др.; Под ред.
проф. Ю. В. Крянева, проф. Л. Е. Моториной. М.: Альфа-М-ИНФРА-М, 2008. — 335 с.

Настоящее пособие по общенаучной дисциплине «История и философия науки» («Философия науки») подготовлено в полном соответствии с требованиями программы кандидатс.

Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу Философия науки

Философия науки. Вып. 4

Микешина Л.А. Философия науки

М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. — 464 с.

Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам на.

Кохановский В.П. и др. Философия науки в вопросах и ответах

Учебное пособие для аспирантов /Под ред. В.П. Кохановского. — Ростов н/Д: Феникс,
2006. — 352 с. — (Высшее образование).

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ № 697 от 17.02.

Тема докторской диссертации

Курсы текущего учебного года

Общее число публикаций свыше 400, в том числе 10 монографий.

Монографии и учебные пособия:

  1. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002
  2. Микешина Л.А. Философия науки (уч. пособие). М., 2005, 2006
  3. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007
  4. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2009
  5. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. М., 2010
  6. Микешина Л.А. Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре, колл. моногр. М., 2013
  7. Микешина Л.А. Современная эпистемология гуманитарного знания. М., 2016.

Философия науки. Микешина Л.А.

Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования.

М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. — 464 с.

Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания — фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания — принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследовательские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания. Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.

Пособие предназначено аспирантам и студентам, изучающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть I. Философия познания
Глава 1. Современная философия познания: основные категории и принципы 11
§ 1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания
Особенности современной эпистемологии. — Парадоксы и противоречия отечественной теории познания. — Плюрализм когнитивных практик. — Новое отношение к проблеме знания. — Идеи герменевтики и современная эпистемология.
§ 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликостъ и многоуровневость. Субъект и объект научно-познавательной деятельности 27
Категории субъекта и объекта, изменение их значений. — От гносеологического субъекта к целостному человеку познающему. — Пути преодоления традиционного понимания оппозиции «субъект-объект». — Принцип доверия субъекту. — Субъект и объект в научном познании.
§ 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание 45
Единство образных и знаковых компонентов в чувственном познании. — Восприятие как выдвижение гипотезы и придание смыслов сенсорным данным. — Особая роль зрительного восприятия и визуального мышления в европейской культуре. — Абстрактное (логическое) познание. Соотношение категорий «рассудочное» и «разумное».
Глава 2. Динамика рационального и иррационального в познавательной деятельности 58
§ 1. Знание, его природа и типология. Вера и знание 58
Знание как неотъемлемое свойство и условие существования человека и общества. — Знание в его соотношении с реальностью, сознанием, типами деятельности. — Знание и вера.
§ 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании 73
Новые представления о научной рациональности. — Рациональное и иррациональное в научном познании. — Интуиция как вид иррационального в науке.
Глава 3. Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании 88
§ 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании 88
Отражение зеркальная метафора, репрезентация. — Репрезентация как познавательная операция в научном познании. — Критика теории познания как «теории репрезентации».
§ 2. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания 98
Герменевтика как теория интерпретации. — Интерпретация как базовая операция гуманитарного знания. — Интерпретация и ценности в социальном познании. М. Вебер. — Интерпретация в учениях о культуре. — Интерпретация как общий метод естественных наук.
§ 3. Конвенция (соглашение) — универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании 111
Социальная природа конвенций. — Логико-методологические смыслы конвенций. — Конвенции в социально-гуманитарном знании.
Глава 4. Проблема надежности знания. Современное понимание познаваемости мира 129
§ 1. Скептицизм и познаваемость мира 129
Главные идеи скептиков. — Аргументы эволюционной эпистемологии в защиту познаваемости.
§ 2. Эпистемологический релятивизм — неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности 138
Эпистемологический релятивизм в истории философии познания. — Проблема релятивизма в современной эпистемологии.
§ 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки 150
Основные концепции истины в эпистемологии. — Истина: две формы соответствия. — Истина в гуманитарном знании.
Часть II. Философия науки: социологические и методологические аспекты 165
Глава 5. Научное знание и познавательная деятельность как социально-историческое явление и элемент культуры 167
§ 1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки 167
Смена парадигм в методологии и философии науки. — Социокультурная обусловленность познания. — Социальность и предпосылочное знание. — Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности.
§ 2 Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания.. 183
Категория ценности в философии науки. — Познавательные ценности и «феномен Ньютона». — Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора.
Глава 6. Революционные изменения в научном знании и познавательной деятельности 197
§ 1. Движущие факторы и модели развития науки 197
Что является движущими факторами развития науки? — Развивается ли наука как постепенное накопление неопровержимых истин или модель развития науки должна быть существенно иной? — Как сочетаются эволюция и революция в истории науки?
§ 2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках 208
Понимание научной революции в отечественной философии и методологии науки. — Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании.
Часть III. Методология научного исследования 223
Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки 225
§ 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания 225
Понятие методологии и ее уровней. — Специфика научной деятельности. — Природа и функции метода научного познания. — Специфика научного знания. — Научное и вне научное знание.
§ 2. Язык как средство построения и развития науки 239
Культурно-историческая природа языка. — Почему необходим специализированный научный язык? — Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук — Некоторые особенности языка гуманитарных наук.
Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания 258
§ 1. Проблема как форма научного познания 258
Предыстория понимания проблемы. — В чем особенности проблемной ситуации? Проблема как структурная единица научного знания. — Понимание К. Поппером места и роли проблемы. — Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций. — Особенности постановки проблем в гуманитарном знании. — Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры.
§ 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня 275
Эмпирический и теоретический уровни. — Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта. — Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний.
Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня 299
§ 1. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания 299
Методы построения и исследования идеализированного объекта. — Методы построения и оправдания теоретического знания.
§ 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания 317
Становление понятия предпосылочного знания в истории и философии науки. — Структура и основные формы предпосылочного знания.
Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания 333
§ 1. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании 333
Научная картина мира. — Картина мира в гуманитарном познании. — Стиль научного мышления.
§ 2. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании 353
Парадигма как базовое понятие методологии и философии науки. — Научно-исследовательская программа, ее структура и функции.
Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика 363
§ 1. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия 363
Эпистемология и когнитивная наука. —
Эпистемологические смыслы теории фреймов. — Смысловая связь — основной конструктивный элемент знаний. — Компьютер и формирование нового типа мьппления и познавательной деятельности.
§ 2. Системность и синергетика — новые парадигмы методологии науки 381
Системный подход в современной методологии науки. — Синергетика как новая парадигма: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности 392
§ 1. Особенности социально-гуманитарного познания.: 393
Гуманитарное знание как проблема. — Сходство и различие естествознания и обществознания. — Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания. — Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.
§ 2. Философия как тип знания. Методы философствования 410
Методы философии. — Интерпретация как метод философствования.
Словарь 425
Кто есть кто 438
Литература по философии науки и методологии (на английском языке) 454

Читайте так же:  Растаможка автомобилей цены

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Л.А. Микешина ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Современная эпистемология Научное знание в динамике культуры Методология научного исследования.

1 Л.А. Микешина ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Современная эпистемология Научное знание в динамике культуры Методология научного исследования Учебное пособие Москва Издательство «Прогресс-Традиция» Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 2005

2 УДК 1/14 ББК 87 М59 Федеральная целевая программа «Культура России» М59 Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, с. ISBN (Прогресс-Традиция) ISBN (МПСИ) ISBN (Флинта) Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследовательские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания. Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке. Пособие предназначено аспирантам и студентам, из> чающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания. В дополнение к пособию издается «Хрестоматия по философии и методологии науки». УДК 1/14 ББК 87 ISBN (Прогресс-Традиция) ISBN (МПСИ) ISBN (Флинта) Микешина Л.А., 2005

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Часть I. Философия познания 10 Глава 1. Современная философия познания: основные категории и принципы Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания 11 Особенности современной эпистемологии. Парадоксы и противоречия отечественной теории познания. Плюрализм когнитивных практик. Новое отношение к проблеме знания. Идеи герменевтики и современная эпистемология. 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликость и многоуровневость. Субъект и объект научнопознавательной деятельности 27 Категории субъекта и объекта, изменение их значений. От гносеологического субъекта к целостному человеку познающему. Пути преодоления традиционного понимания оппозиции «субъект-объект». Принцип доверия субъекту. Субъект и объект в научном познании. 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание 45 Единство образных и знаковых компонентов в чувственном познании. Восприятие как выдвижение гипотезы и придание смыслов сенсорным данным. Особая роль зрительного восприятия и визуального мышления в европейской культуре. Абстрактное (логическое) познание. Соотношение категорий «рассудочное» и «разумное». Глава 2. Динамика рационального и иррационального в познавательной деятельности Знание, его природа и типология. Вера и знание 58 Знание как неотъемлемое свойство и условие существования человека и общества. Знание в его соотношении с реальностью, сознанием, типами деятельности. Знание и вера. 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании 73 Новые представления о научной рациональности. Рациональное и иррациональное в научном познании. Интуиция как вил иррационального в науке.

4 460 Глава 3. Структура познавательной деятельности,ее особенности в научном познании Репрезентация как способ представления объекта вобыденном и научном знании 88 Отражение, зеркальная метафора, репрезентация. Репрезентация как познавательная операция в научном познании. Критика теории познания как «теории репрезентации». 2. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания 98 Герменевтика как теория интерпретации. Интерпретация как базовая операция гуманитарного знания. Интерпретация и ценности в социальном познании. М. Вебер. Интерпретация в учениях о культуре. Интерпретация как общий метод естественных наук. 3. Конвенция (соглашение) универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании Социальная природа конвенций. Логикометодологические смыслы конвенций. Конвенции в социально-гуманитарном знании. Глава 4. Проблема надежности знания. Современное понимание познаваемости мира Скептицизм и познаваемость мира 129 Главные идеи скептиков. Аргументы эволюционной эпистемологии в защиту познаваемости. 2. Эпистемологический релятивизм неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности 138 Эпистемологический релятивизм в истории философии познания. Проблема релятивизма в современной эпистемологии. 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки 150 Основные концепции истины в эпистемологии. Истина: две формы соответствия. Истина в гуманитарном знании. 1ll Часть II. Философия науки: социологические и методологические аспекты 165 Глава 5. Научное знание и познавательная деятельность как социально-историческое явление и элемент культуры 167

Читайте так же:  Мировой суд корнеева

5 Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки 167 Смена паридигм в методологии и философии науки. Социокультурная обусловленность познания. Социальность и предпосылочное знание. Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности. 2 Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания Категория ценности в философии науки. Познавательные ценности и «феномен Ньютона». Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора. Глава 6. Революционные изменения в научном знании и познавательной деятельности Движущие факторы и модели развития науки 197 Что является движущими факторами развития науки? Развивается ли наука как постепенное накопление неопровержимых истин или модель развития науки должна быть существенно иной? Как сочетаются эволюция и революция в истории науки? 2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках 208 Понимание научной революции в отечественной философии и методологии науки. Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании. Часть III. Методология научного исследования 223 Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания 225 Понятие методологии и ее уровней. Специфика научной деятельности. Природа и функции метода научного познания. Специфика научного знания. Научное и вненаучное знание. 2. Язык как средство построения и развития науки 239 Культурно-историческая природа языка. Почему необходим специализированный научный язык? Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук. Некоторые особенности языка гуманитарных наук.

6 462 Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания Проблема как форма научного познания 258 Предыстория понимания проблемы. В чем особенности проблемной ситуации? Проблема как структурная единица научного знания. Понимание К. Поппером места и роли проблемы. Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании. Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры. 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня 275 Эмпирический и теоретический уровни. Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта. Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний. Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания 299 Методы построения и исследования идеализированного объекта. Методы построения и оправдания теоретического знания. 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания 317 Становление понятия предпосылочного знания в истории и философии науки. Структура и основные формы предпосылочного знания. Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании 333 Научная картина мира. Картина мира в гуманитарном познании. — Стиль научного мышления. 2. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании 353 Парадигма как базовое понятие методологии и философии науки. Научно-исследовательская программа, ее структура и функции.

7 463 Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия 363 Эпистемология и когнитивная наука. Эпистемологические смыслы теории фреймов. Смысловая связь основной конструктивный элемент знаний. Компьютер и формирование нового типа мышления и познавательной деятельности. 2. Системность и синергетика новые парадигмы методологии науки 381 Системный подход в современной методологии науки. Синергетика как новая парадигма: самоорганизация, открытые системы, нелинейность. Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности Особенности социально-гуманитарного познания 393 Гуманитарное знание как проблема. Сходство и различие естествознания и обществознания. Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания. Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании. 2. Философия как тип знания. Методы философствования 410 Методы философии. Интерпретация как метод философствования. Словарь 425 Кто есть кто 438 Литература по философии науки и методологии (на английском языке) 454

8 Учебное издание Л.А. Микешина ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Современная эпистемология Научное знание в динамике культуры Методология научного исследования Учебное пособие Подписано в печать Формат 60×88/16. Печать офсетная Усл. печ. л. 28,4. Уч.-изд. л. 25,5. Тираж экз. Изд. N 987. Заказ 5962 Издательство «Прогресс-Традиция», , г. Москва, ул. Усачева, д. 29, корп. 9. Тел.: (095) , МПСИ, , г. Москва, 4-й Рощинский пр., д. 9-а Тел.: (095) , Издательство «Флинта», , Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 345 Тел./факс: ; тел Web Site: Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» , г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Философия науки — Л.А Микешина

Философия науки = Хрестоматия = отв. ред.-сост. Л.А Микешина. = Прогресс-Традиция = 2005. — 992 с.

Кафедра философии Московского государственного педагогического университета

А.Н.Аверюшкин, З.А.Александрова, В.А.Башкалова, Л.А.Боброва, А.Д.Боев, О.В.Вышегородцева, Е.В.Головкина, И.Н.Грифцова, Н.А.Дмитриева, А.В.Евтушенко, В.Н.Князев, Р.Ю.Кузьмин, О.О.Куликова, В.Л.Махлин, Е.А.Меликов, Л.А.Микешина, А.В.Орлова, Н.М.Пронина, Л.Т.Ретюнских, Т.Н.Руженцова, П.В.Рябов, М.В.Сахарова, О.Б.Серебрякова, С.И.Скороходова, В.Р.Скрыпник, Н.М.Смирнова, С.М.Соловьев, Г.В.Сорина, О.С.Суворова, Р.А.Счастливцев, Е.В.Фидченко, М.М.Чернецов, И.Л.Шабанова, Е.М.Шемякина, Е.И.Шубенкова, Т.Г.Щедрина, Б.Л.Яшин

Философия науки = Хрестоматия = отв. ред.-сост. Л.А Микешина. = Прогресс-Традиция = 2005. — 992 с.

• Общие проблемы познания

• Методология естественных и гуманитарных наук

Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов

Москва Издательство «Прогресс-Традиция»

Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта»

2005 УДК 1/14 ББК 87 Ф56

Ответственный редактор-составитель Л.А. Микешина Научный редактор Т.Г. Щедрина Редактор-организатор H.A. Дмитриева

д-р филос. наук, проф. В.Н. Порус, д-р филос. наук, проф. Б.И. Пружинин

Философия науки : Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук : хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. — 992 с. — ISBN 5-89826-208-3 (Прогресс-Традиция); 5-89502-775-Х (МПСИ); 5-89349-796-1 (Флинта).

Хрестоматия, предлагаемая вниманию читателей, ориентирована на изучение курса по философии и методологии науки и соответствует программе кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ. В книге представлены тексты по общим проблемам познания, философии науки, методологии естественных наук и социогуманитарного знания. Каждый тематический раздел хрестоматии структурирован по хронологическому принципу и содержит тексты как мыслителей прошлого, так и современных российских и зарубежных авторов: философов, методологов, ученых.

Книга предназначена студентам, аспирантам, преподавателям и исследователям, интересующимся философско-методологическими проблемами научного знания.

ISBN 5-89826-208-3 (Прогресс-Традиция) ISBN 5-89502-775-Х (МПСИ)

ISBN 5-89349-796-1 (Флинта) © Микешина Л.А., 2005

Подписано в печать 28.02.2005. Формат 60×88/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 60,8. Уч.-изд. л. 51,5. Тираж 3000 экз. Изд. № 1002. Заказ 2572.

Издательство «Прогресс-Традиция», 119048, г. Москва, ул. Усачева,

д. 29, корп. 9. Тел.; (095) 245-53-95, 245-49-03

МПСИ, 113191, г. Москва, 4-й Рощинский пр., д. 9-а

Тел.: (095) 234-43-15, 958-19-00 (доб. 117)

ООО «Флинта», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 345

Тел.: 336-03-11; тел./факс: 334-82-65. E-mail: [email protected] , [email protected] WebSite: http://www. flinta.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУИПП «Курск» 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

Качество печати соответствует качеству представленных заказчиком диапозитивов

Философия науки = Хрестоматия = отв. ред.-сост. Л.А Микешина. = Прогресс-Традиция = 2005. — 992 с.

Микешина л а философия науки учебное пособие