Урок как основная форма организации обучения требования к уроку

Урок как основная форма организации обучения требования к уроку

Основной организационной формой обучения в современной школе является урок

Урок — форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием

Урок имеет следующие особенности:

— является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

— каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

— в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

— посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

— является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

— совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

— способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. УЧН нов и др.. По этапами учебной деятельности — вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные урокки.

удачной в современной теории и практике обучения является классификация, в основу которой положен дидактическую цель и место урока в общей системе уроков (Б. Есипов,. М. Махмутов,. В. Онищук). Находясь на один акових позициях, эти авторы предлагают разное количество типов уроков. По классификации. В. Онищука, различают следующие типы типи:

— урок формирования умений и навыков;

— урок применения знаний, умений и навыков;

— урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой)

В. Онищук ввел понятие»микро-и макроструктуры урока»Макроэлементы определяются задачами урока типа. Такими, по его мнению, есть этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, обобщение ния, систематизация. Поскольку логика усвоения знаний и сама, то макроструктура уроков этого типа одинакова. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапеному його етапі.

Время и место, отведенные на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательных ьнои деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель. Следовательно, определяя структуру урока, учитель должен учитывать тему и зм исторических, целесообразные методические средства и приемы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности учащихся тощщо.

Почти во всех типах уроков имеются такие структурные элементы: вводная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, сообщение домашнего задания, за акинчення урок.

1. Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя я и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация вниманияаги.

2. Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, и устной проверки знаний, которую проводят с к опомогою рассмотренных ранее методеів.

3. Изучение нового материала. Здесь предполагается или сообщения учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями и др.. При поясн ние нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна бытьжна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделение существенного в материале, без восторга второстепенным время следует следить за последовательностью изложения, просмотр ористовуваты иллюстративный матетеріал.

Изучение нового материала позволяет учащимся приобретать разнообразных умений и навыков. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами является разбор и усвоение правила, положенного в осно ную действия навыки, преодоления трудностей в ее применении, усовершенствования действия навыки, закрепление достигнутого уровня воздействия навыки и использования ее на практике, достижения мастерства в ее использованиині.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными

4. Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретенными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения я применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным упражнениям и самостоятельной практической работе учащиесянів.

5. Сообщение домашнего задания. Учитель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщений щения и объяснения домашних заданий отводят специальный ча час.

6. Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию учителя

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

а) урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения школьников; восприятия и осознание ния учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого; обобщение и систематизация знаний; итоги урока, оповещение домашнего задания

б) урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников;, изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения) первоначальное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные в прави по образцу, инструкции заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщения домашнего задания

в) урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьник ров; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полу маних результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; воспроизведения и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний; вообще леннон и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения школьников; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий, проверка гл. Либин осмысление учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях; сбор выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение ения домашнего задания

д) комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера, проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; сп приема и осознание учащимися нового материала осмысления, обобщение и систематизация знаний; итоги урока и сообщения домашнего задания.

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков т.д.. Ц. Это означает, что учитель должен творчески планировать каждый урок.

Во время любого типа урока он использует разные виды учебной работы: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную. Каждая форма этой работы имеет свою методику ее организации

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Урок — основная форма организации обучения

Главная > Курсовая работа >Информатика, программирование

Учитель, если он не «урокодатель», а творец, создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

— значение того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;

— умение планировать, проводить и анализировать урок.

Урок – это живая клетка учебно – воспитательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника происходит на уроке, поскольку за годы своего обучения он посещает почти 10 тысяч уроков и не меньше как 98% рабочего времени учителя будет посвящено уроку (его планированию, проведению, рефлексии над ним).

Становление форм организации системы обучения происходило с развитием общества. Первым возникло индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально – групповой способ обучения. В конце ХVI – в начале XVII ст. как индивидуальная, так и индивидуально – групповая формы организации обучения уже не соответствовали нуждам общества. В братских школах Украины возникло групповое обучение, которое стало основой классно-урочной формы обучения, которую усовершенствовал Я.А. Коменский.

Читайте так же:  Написал заявление на увольнение а уволили по статье

В 20-х годах ХХ ст. в Украине возник новый способ обучения – коллективный. Обучение происходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учеников, которые, выучив разные темы, по очереди обучали друг друга. Полностью на этот способ обучения не перешла ни одна современная школа, но элементы этой формы широко используются.

Основным подходом к организации системы обучения в современной школе остается классно – урочная система, а основной формой организации учебного процесса является урок.[17,3-4]

Время вносит коррективы в структуру и типологию урока, в методы и способы обучения, однако авторитет самого урока настолько высокий и мощный, что не подчиняется сомнениям даже самых смелых критиков. Именно поэтому и мы обращаемся сейчас к уроку как основной форме обучения.

Проблема исследования урока, как основной формы организации учебного процесса, в украинской педагогике в последнее время приобрела большую актуальность. Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединятся? Как в сегодняшнем уроке соседствует традиционное и новое? Сегодняшний день ставит требования не простого планирования и подготовки к уроку, иногда хаотичных и свободных, а технологического подхода, т.е. четкой, системной, логической, научно подтвержденной деятельности. Исходя из определенной актуальности, безусловно теоретической значимости проблемы, определяем тему исследования: «Урок, как основная форма организации учебного процесса».

Объект исследования – урок, в системе обучения.

Цель исследования – рассмотреть всю многогранность и многоаспектность урока как единой процессуальной системы. Рассмотреть возможности урока, отметить возможность воспитания и развития учащихся на уроке, а также возможности индивидуальной работы с учащимися.

Соответственно к цели и предмету исследования определяем такие задания:

Рассмотреть типологию и структуру урока.

Охарактеризовать систему уроков по теме.

Проанализировать подготовку учителя к уроку.

Определить формы организации учебной деятельности.

Охарактеризовать нестандартные формы урока.

Рассмотреть и проанализировать другие формы организации обучения.

Сложность феномена под названием «урок» заключается в том, что он, происходит в школе, очень крепко связан с педагогическими процессами, которые имеют место в семье. Последнее же не всегда усиливает результативность успехов, наоборот, она часто – густо снижает их эффективность, особенно в воспитательном и развивающем аспектах. Урок, как и весь учебно – воспитательный процесс в школе, обусловлен социально – экономическими потребностями общества, уровнем его развития, конкурентности его экономики, моральными ценностями этого общества.

Урок – не самоцель. Это только инструмент воспитания и развития личности. Урок – система социальная, которая может существовать только при взаимодействии учителя с учениками и учеников – друг с другом. Урок на современном этапе может успешно функционировать не столько на основе передачи учебной информации ученикам от учителя, сколько на основе организации учителем деятельности учащихся для усвоения этой информации. Причем приоритетной должна быть самодеятельность учеников в учебном процессе, их самоорганизация ( знают свои обязанности, принимают их, реализуют, контролируют их выполнение).

В современном уроке особенно важно продумать каждый отдельный его элемент. Необходимо уметь определять педагогические ситуации, которые ведут к распознанию, упорядочению и систематизации знаний, выявления и появления сущности , применения знаний на практике.

УРОК КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА.

I.I. Типология и структура урока.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с по­стоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основ­ных ее чертах в настоящее время принята как в украинской шко­ле, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обуче­ния учебная работа проводится со всеми учащимися одновремен­но. Она может носить общеклассный, групповой или индивиду­альный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, поз­воляет:

1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, кото­рые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного вре­мени;

2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;

3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с фор­мированием личности;

4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в ра­боту школы;

5) формировать коллективистические отношения.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас стано­вятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанно­го недостатка — задача первостепенной важности в условиях все­общего среднего образования. [ 17, 15-16]

По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».

Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. [12,9]

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.[3, 103-107]

Какова же структура урока и как она влияет на определения типологий уроков?

Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей систе­ме уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой орга­низационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определен­ное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протя­жении учеников умело, организуют на работу, время распреде­лено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определен­ном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, рас­крывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных резуль­татов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Ина­че говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интел­лектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологи­ческая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдают­ся факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (несделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возник­ло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.[ 8, 14]

Урок как основная форма обучения

Возможность осуществления педагогического процесса в виде различных форм известна всем, но среди всего разнообразия основное место занимает – урок (занятие) – главный модуль учебного процесса, в котором и происходит взаимодействие педагога и учащегося.

Урок (занятие) – это в свою очередь форма организации, которая обеспечивает адекватную учебно-познавательную деятельность, не зависимо от количественного состава учащихся, т.е. будь-то это класс, состоящий из 20 человек, или же это индивидуальные занятия. Наша система образования предполагает урок, как главную единицу организации обучения.

Система дополнительного образования, несколько нивелирует само понятие урока, т.к. в первую очередь ставит перед собой задачу организации досуга для учащихся. Следовательно занятия в рамках тех или иных объединений не всегда можно четко определить, как урок. От самого понятия урока,

Читайте так же:  Заявление о замене птс образец заполнения

Задачи и принципы учебного процесса во многом определяются пониманием и выполнением педагогом поставленных перед ним социальных и педагогических требований. Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.

К дидактическим, требованиям относятся:

  1. Четкое определение образовательных задач урока и определение конкретного места в общей системе.
  2. Определение адекватного содержания урока в соответствии с учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
  3. Выбор рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
  4. Применение на уроке принципов и условий успешного обучения.

Воспитательные требования к уроку:

  1. Постановка воспитательных задач урока
  2. Формирование у учащихся моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
  3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
  4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.).
  5. Соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

  1. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
  2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
  3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, с учетом повсеместного внедрения компьютерных технологий, рационально было бы использовать и достижения компьютерных технологий.

При условии выполнения выше перечисленных требований урок можно назвать эффективным.

Надо сказать, что данные требования уместны, как для преподавания предметов в рамках школьного образования, так и в сфере дополнительного образования, даже без конкретизации по предметам.

Нельзя забывать и о качественных особенностях уроков, которые определяются содержанием, применяемым методическим материалом, спецификой образовательного учреждения, и конечно же индивидуальными особенностями педагога ученика.

Возможны следующие варианты уроков.

Рассмотрим на примере музыкальных занятий в рамках дополнительного образования:

  1. Урок направленный на приобретение новых знаний и навыков (обучение нотной грамоте, навыки игры на фортепиано).
  2. Урок направленный на закрепление знаний и навыков. Это наиболее часто встречающийся тип урока, его цель – это усовершенствование музыкально-исполнительских способностей ученика.
  3. Урок направленный на приобретение умения выполнения самостоятельно домашней работы. Цель такого урока научить ребенка логической, самостоятельной и систематической работе дома. (выполнение домашнего задание, отработка умений игры на фортепиано).
  4. Урок, направленный на углубление и отшлифовку исполнительских возможностей ученика. Такой урок, как правило, проводится перед публичным выступлением. Основная задача этого урока исполнение учеником всего произведения целиком. Здесь очень важно не вносить поправки во время исполнении произведения и не прерывать игру, т.к. это нарушает концентрацию внимания ученика, контроль за своим исполнением и течение музыкальных мыслей, создающих душевный настрой исполнителя. После проигрывания всего сочинения целиком ученик должен сам указать на то, что не удалось осуществить и каким образом можно избежать повторения замеченных недостатков.

Исследуя урок, как форму взаимодействия педагога и ученика в образовательном процессе, нельзя забывать и о его структуре, как таковой.

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. Не мало важное значение на структуру урока оказывает влияние творческого подхода педагога, так называемый “педагогический подчерк”.

Подготовка к проведению урока музыки, начинается с изучения методического материала и подбора музыкальных произведений относительно уже имеющихся навыков у воспитанника, составления плана проведения урока в произвольной форме, но наличие следующих пунктов в плане занятия обязательно присутствует:

  1. дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  2. название темы урока; (если это занятия по сольфеджио или музыкальной литературе).
  3. задачи, которые ставит перед собой педагог;
  4. структура занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  5. содержание учебного материала;
  6. методы и приемы работы педагога и учащегося в каждой части урока;
  7. учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;
  8. задание на дом.

В ходе урока педагог стремится обеспечить активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: коллективную уроки сольфеджио и музыкальной литературы, где занятия проводятся в классах, в коллективной форме, и индивидуальную, т.е непосредственно уроки специальности – обучение игре на фортепиано.

Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с другими учащимися, поэтому индивидуальная работа должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Именно поэтому при обучении музыке существует такая форма взаимодействия, как отчетные концерты, где каждый из учеников может показать свои умения полученные в ходе занятий.

Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.

Среди педагогов есть решительные противники всякой схемы урока. Они считают, что каждый урок должен иметь неповторимую структуру, т.е. быть источником вдохновения для творческой деятельности преподавателя. Но это не совсем так. Характерной особенностью, например, преподавания игры на фортепиано является индивидуальный характер обучения, который дает возможность учитывать индивидуальные способности и личные качества ученика и уж точно никогда нельзя говорить о том, что каждое занятие похоже на предыдущее, т.к. существует масса независимых переменных, в том числе и субъективного характера, которые априори отменяют однотипность взаимодействия педагога и ученика.

Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру определенного ученика. В этом, конечно, кроется опасность, что учитель станет использовать для уроков с отдельными учащимися шаблон или, лишь узко ограниченные методические средства, что может, со временем привести к ослаблению интереса к работе у ученика.

В заключении, необходимо отметить, что педагогическое искусство состоит не в том, что преподаватель обязан строго соблюдать план урока, а в его способности разрешать непредвиденные ситуации, возникающие на уроке, причем ненавязчивым и интересным образом, так чтобы это не повредило главной линии развития ученика. Ведь главной целью любого урока является в первую очередь формирование правильного вектора развития личности ученика, приобретения знаний, усвоения норм поведения, построение моделей поведения относительно окружающего социума, а в данном рассматриваемом случае – это еще и умение играть на фортепиано.

Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку

Главная > Реферат >Педагогика

Тема: Урок как основная форма организации обучения.

Подготовка учителя к уроку.

Общая характеристика классно-урочной системы.

Характеристика урока как основной формы организации обучения.

Современные требования к уроку.

Типы и структуры уроков.

Основные звенья современного урока.

Подготовка учителя к уроку.

Рекомендация по проведению уроков.

Общая характеристика классно-урочной системы.

Классной — она называется потому, что все учащиеся сгруппированы по классам, соответственно возрасту и уровню знаний.

Урочной – называется потому, что учебный курс по каждому предмету расчленяется на ряд разделов, а те, в свою очередь, на ряд последовательных, равномерно идущих один за другим урокам.

Попытки модернизировать классно-урочную систему или вовсе отойти от нее продолжаются, но она до сих пор остается самой массовой системой обучения в мире благодаря своим преимуществам.

Признаки классно-урочной системы:

Обучение проводится в группах учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки, которые объединяются в класс.

Обучение проводится по четкому расписанию, составленному на основе учебного плана.

Основной формой обучения является урок, проводимый в течение 40-45 минут.

Каждый отдельный урок отводится только одному предмету.

Места проведения уроков – классные комнаты, мастерские, спортивные залы.

Ведущая роль в обучении принадлежит учителю.

Преимущества урока перед другими формами:

Простая организация и управление.

Четкость и последовательность работы.

Экономичность, так как учитель одновременно работает с большой группой учеников.

Стимулирующее воздействие на учеников со стороны классного коллектива.

Возможность сочетания индивидуальных и групповых форм работы.

К главному недостатку классно-урочной системы можно отнести недостаточный учет индивидуальных различий учащихся, так как рассчитана она на среднего ученика, в ней трудно учиться «слабым», а «сильные» ученики не догружены работой, что тормозит их развитие. Тем не менее классно-урочная система остается самой массовой в современной школе.

2. Характеристика урока как основной формы организации обучения.

Форма обученияэто способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В современной школе основная форма организации учебной работы — урок, умеющий следующие признаки:

урок проводится в соответствии с учебным планом, программой, определяющей содержание обучения;

урок – органическая часть в системе уроков по теме, разделу, курсу, на котором осуществляется закрепление, повторение ранее изученного материала, усвоение новых ЗУН, подготовка к овладению материалом по следующей теме;

на уроке сочетается индивидуальная, групповая, коллективная форма работы, разнообразные методы обучения, создаются благоприятные условия для активного общения детей, коллективной работы;

в учебно-воспитательной работе на уроке создается атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся (при ведущей роли педагога);

Читайте так же:  Налог пушниной на руси

точно установленная продолжительность (40-45 минут), но в 1 классе 30-35 минут.

урок проводится по определенному расписанию с группой детей постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки;

на уроке осуществляется систематическая проверка и оценка ЗУН учащихся.

уроки различных типов имеют свою чётную структуру, которая представляет все компоненты учебно-воспитательного процесса. Главное в каждом уроке – это то, что он обеспечивает непосредственное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого идёт овладение ЗУН.

урок является достаточно законченным этапом процесса обучения и выполняет важную функцию — обеспечивает достижение дидактической цели. В каждом уроке есть своя логическая структура, определяемая дидактической целью, методами и средствами обучения.

Главное при подготовке урока — определение его цели.

К современному уроку предъявляется ряд требований

1. Дидактические (образовательные) требования к уроку.

Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока.

Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учётом уровня подготовки учащихся.

Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля.

Осуществление различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Развивающие требования к уроку.

Развитие всех психических процессов учащихся.

Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.

Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.

Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.

Формирование учебной деятельности учащихся.

3. Воспитательные требования к уроку.

Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций.

Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.

Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения.

Создание положительного эмоционального фона.

Обогащения опыта общения и отношений.

4.Организационные требования к уроку.

Наличие продуманного плана проведения урока.

Организационная четкость проведения урока: своевременное начало и окончание, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность.

Сознательная рабочая дисциплина у учащихся.

Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий.

Структурная гибкость и подвижность урока.

Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела

5. Гигиенические требования к уроку( Кукушин «Теория и методика обучения»).

Физико-химическое свойства воздуха (необходимость проветривания).

Предупреждение утомления и переутомления.

Чередование видов деятельности (смена слушания, выполнения вычислительных, графических и практических работ).

Своевременное и качественное проведение физминуток.

Соблюдение правильной рабочей позы учащегося.

Соответствие классное мебели росту школьника.

Типы и структуры уроков.

урок объяснения нового материала.

урок формирование умений и навыков.

урок обобщения и систематизации знаний.

урок закрепления и повторения ЗУН

Тип урока меняется в зависимости от элементов.

Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантах сочетания.

Структура комбинированного урока.

Организация начала урока: подготовка школьников к учебной работе.

Постановка задач урока (учителем или детьми).

Объяснение нового учебного материала.

Закрепление и повторение.

Подведение итогов урока.

Задание на дом и краткая инструкция как его выполнить.

Структура урока – объяснения нового материала.

Организация начала урока.

Подготовка к усвоению нового материала: проверка ранее усвоенного материала при помощи специальных вопросов, заданий или опроса.

Постановка задач урока.

Вопросы, задания, упражнения, самостоятельные и практические работы с целью анализа результатов усвоения нового материала и закрепления.

Подведение итогов урока.

Структура урока – формирование умений и навыков.

Организация начала урока.

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы, цели урока.

Изучение теоретической основы умения и навыка, объяснение, показ.

Выполнение упражнений по образцу.

Выполнение тренировочных упражнений.

Выполнение творческих упражнений.

Подведение итогов урока.

Структура урока – закрепления, повторения ЗУН.

Организация начала урока.

Постановка задач урока.

Проверка домашнего задания.

Закрепление учебного материала, выполнение упражнений, самостоятельных работ.

Подведение итогов урока.

Структура урока – обобщения и систематизации знаний.

Организация начала урока.

Сообщение темы, цели урока.

Обобщение, систематизация знаний в конце темы, раздела, курса, проведение обобщающих бесед, упражнений, работ творческого характера.

Подведение итогов урока.

Структура урока – контрольно-проверочного.

Организация начала урока.

Сообщение темы, постановка задач урока.

Изложение контрольного задания.

Выполнение контрольного задания.

Подведение итогов урока.

ТИП И СТРУКТУРА УРОКА ЗАВИСИТ:

от дидактической цели;

от содержания учебного материала;

от подготовленности учащихся;

от места данного урока в системе той или иной темы.

5. Основные звенья современного урока.

1. Организация начала урока:

* определение готовности к совместной деятельности

2. Постановка цели и задач урока:

* формулировка цели и задач урока

* осознание и принятие цели и задач урока

3. Проверка домашнего задания:

* определение степени усвоения изученного и готовности к восприятию нового

* выявление возникших затруднений в усвоении изученного

* выяснение степени ответственности учащихся

* научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся

* специальные задания после объяснения нового материала

* акцентирование внимания на опорных моментах материала

* связь теоретического материала с практикой

* выработка умений и навыков применения знаний

* систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

* введение элементов поискового характера

7. Подведение итогов урока:

* выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового

* оценка качества работы на уроке

* сообщение задания на дом

* разъяснение основных идей

* разъяснение способов его выполнения

6. Подготовка учителя к уроку.

Подготовка учителя к уроку делится на два этапа.

1. Планирование системы урока по теме.

2. Планирование каждого конкретного урока.

Тематическое планирование планирование системы уроков по теме должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образовательного стандарта.

Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который составляется в начале учебного года.

При планировании урока следует в начале проработать материал параграфа учебника, изучить методическую литературу, подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материалу урока.

Поурочное планирование для учителя обязательным является написание плана — конспекта (поурочного плана).

Примерная структура плана – конспекта:

1. название темы урока, его номер, дата проведения, тип урока;

2. цель и задачи урока;

3. оснащение урока средствами наглядности, ТСО, оборудованием;

4. структура урока по этапам с указанием распределения времени;

5. содержание учебного материала с соблюдением последовательности;

6. домашнее задание;

7. список используемых литературных источников.

*В плане-конспекте продумать вариант распределения записей на доске (в конспекте эту информацию для доски выделить цветной ручкой).

*Важным моментом при планировании урока является учёт возможностей учащихся (выбор методов и средств обучения, распределение времени на уроке для опроса и объяснения нового материала).

Этапы планирования урока

Разработка системы уроков по теме или разделу.

Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей. Выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов на нём.

Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

Подбор дидактических средств урока (кино — и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.)

Проверка оборудования и технических средств обучения.

Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.

Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

Составление списка учеников, знания которых будут проверять соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.

Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики, задавание уроков на дом.

Продумывание формы подведения итогов урока.

Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

7. Рекомендация по проведению уроков.

Перед началом урока проверить — всё ли готово к уроку.

Всегда начинать урок с организационного приветствия.

Обращаться к ученикам по имени — это располагает их к учителю.

Не начинайть урок с вопроса: «Кто не выполнил Д/З?» чтобы не приучать учеников к мысли, что невыполнение Д/З есть обыденное дело.

Не стремитесь включить в урок как можно больше информации. Педагогическая притча: молодой учитель озабочен тем, что бы не упустить что-либо в обучении, а старый — не сказать что-либо лишнего.

Лучшее средство поддержания дисциплины — это интересный и содержательный учебный материал и увлекательное объяснение учителя.

Чаще обращайтесь с вопросами, просьбами и поручениями к тем ученикам, которые склонны к нарушению дисциплины и отвлечению на посторонние дела.

Выбирайте в классе себе такое место, откуда все ученики могут вас хорошо видеть и Вы можете все видеть.

Не употребляйте бранных слов, не делайте длинных нравоучений, старайтесь не делать лишних замечаний.

Не допускайте появление любимчиков, доносчиков, изгоев.

Старайтесь, чтобы на уроке был опрошен каждый ученик, или к каждому вы хотя бы обратились по ходу урока.

Выставление отметки мотивируйте и комментируйте, указывайте ученику над чем еще поработать, что ему необходимо сделать, чтобы повысить свои оценки.

Всегда заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников.

Всегда заканчивайте урок со звонком.

Повышайте своё мастерство.

ВЫВОД: четко организованный урок имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.

Урок как основная форма организации обучения требования к уроку